Работа на себя с чего начать

Фриланс без иллюзий: как начать работать на себя и не разочароваться

Из тех, кто давно работает в офисе, многие мечтают из него сбежать в свободный режим работы на себя. Январский опрос на hh.ru показал, что большинство офисных сотрудников (85%) рассматривают в будущем возможность работать удаленно.

При этом только 23% опрошенных думают о фрилансе, 62% хотели бы работать удаленно, но в штате компании. Понятно, что удаленная работа в штате более стабильна, чем фриланс, и дает больше гарантий. Зато фриланс дает больше свободы. Или это иллюзия? К чему готовиться, если вы подумываете поменять офис на фриланс?

Фриланс кажется идеальным миром: работаешь из дома в удобном графике и темпе, не тратишь время на дорогу и бесполезные совещания. Будь вы хоть совой, хоть жаворонком, хоть любителем поспать днем, — эти индивидуальные привычки перестают конфликтовать с рабочим расписанием. При удачном раскладе работу можно совмещать с уходом за ребенком и благодаря этому обойтись без детского сада и сэкономить на няне — для многих молодых мам это важно. Для интровертов, которых вечно раздражают коллеги, фриланс — вообще просто мечта. Наконец, искать работу можно без привязки к конкретному городу или даже стране (смотря чем занимаешься).

На самом деле у фриланса есть и минусы, и они довольно существенные. Лучше знать о них заранее — тогда к ним проще подготовиться. А кто-то, без иллюзий взвесив все за и против, поймет, что фриланс вообще не для него.

Придется самостоятельно искать заказчиков. Это отдельное «искусство» — надо научиться продавать свои услуги. Наивно думать, что если вы хороший специалист, то заказы сами потекут рекой. Нет, сначала придется сильно потрудиться, чтобы о вас узнали. Даже если у вас уже имеется постоянный крупный заказчик, на которого вы рассчитываете, он может прекратить сотрудничество с вами в любой момент. Например, потому что ему урезали бюджет или из-за того, что уволился менеджер, с которым вы держали связь, а новый «привел» своего фрилансера. Поэтому всегда надо искать запасные варианты на всякий случай, расширять базу клиентов. Помните о том, что фриланс — это фактически предпринимательская деятельность. Вы не защищены трудовым договором и гарантиями, у вас гражданско-правовые отношения. Словом, придется крутиться. И никаких гарантий. Чтобы стать успешным фрилансером, надо иметь предпринимательскую жилку.

Никаких гарантий — это значит, совсем никаких гарантий. Забудьте то время, когда, что бы ни происходило, вам два раза месяц «падала» на карту энная сумма. У вас больше не будет зарплаты, а будет вознаграждение, о котором, во-первых, надо уметь договариваться, чтобы не продешевить, но и не отпугнуть клиента слишком высоким ценником. Во-вторых, вознаграждение зависит от количества заказов, а оно теперь будет неравномерным от месяца к месяцу. В-третьих, вознаграждение бывает не так-то просто получить. Всё может быть: и клиенты-мошенники, которые просто не хотят платить, и серьезные заказчики из крупного бизнеса, но с такой неповоротливой системой согласования документов, что получить вознаграждение от них через полгода — нормально. Дело в том, что просрочка выплаты зарплаты грозит компании гораздо большими юридическими неприятностями, чем просрочка оплаты по обычному договору. Фрилансеры — не работники, а обычные подрядчики. Поэтому вам придется еще и научиться контролировать свои расходы: с доходами в одном месяце может быть густо, в другом пусто. И да, думать, что вы будете работать только на условиях предоплаты, наивно.

Клиент всегда прав. Давайте будем честны: фриланс — это работа не на себя, а на клиента. Вы, скорее всего, будете гораздо сильнее зависеть от субъективной оценки вашей работы клиентами, чем сейчас зависите от субъективной оценки руководства. Периодически будут возникать такие ситуации: вы всё сделали качественно и профессионально, но клиенту просто не нравится результат. И он просит всё переделать, иначе не заплатит. Конечно, в какой-то мере от таких историй защищает правильно составленный договор. Но вы готовы тратить время и силы на суд ради взыскания долга? А деньги на юриста? А потерять клиента и получить репутацию сутяжника, которая может отпугнуть от вас других потенциальных клиентов, вы готовы? Как видите, всё гораздо сложнее, чем конфликт с недовольным начальством.

Свободный график — иллюзия. Во-первых, в зависимости от характера вашей работы вам, возможно, придется быть на связи тогда, когда это удобно заказчикам, а не вам. Во-вторых, многие из тех, кто перешел на фриланс, устав от работы на износ в офисе, потом с удивлением осознают, что работы не стало меньше — ее стало даже больше. В лучшем случае за те же деньги, в худшем — за меньшие. Почему так происходит? Смотрите, работая в офисе, вы некоторую долю своего времени вынуждены тратить всякую «ерунду» — совещания, утомительную переписку с клиентами, оформление документов и отчетов. На фрилансе вы тоже от этого никуда не денетесь, разве что от совещаний избавитесь. Отчитываться придется и перед клиентом, и перед налоговой, если вы собираетесь работать вбелую (а если нет, то у вас появятся новые серьезные риски). Все эти процессы отвлекают, но потраченное на них время не оплачивается, потому что деньги вы на фрилансе будете получать за результат, а не за присутствие в офисе с 9.00 до 18.00. Плюс закладывайте время на раскрутку себя как профессионала и поиск клиентов. А еще у вас не будет оплачиваемого отпуска и оплачиваемых больничных. Вы очень быстро начнете смотреть на свои выходные как на потерянные деньги.

Все расходы — за ваш счет. Если вам кажется, что для вашей деятельности никаких расходов и не нужно, вам это только кажется. Скорее всего, как минимум, потребуется профессиональное программное обеспечение, которое раньше оплачивал работодатель, оргтехника и ее обслуживание — вы удивитесь, как быстро всё это начнет выходить из строя совершенно не ко времени. Легальный фриланс с регистрацией ИП предполагает не только уплату налогов (НДФЛ или налога на упрощенной системе налогообложения), но и уплату взносов в Пенсионный фонд и фонды обязательного медицинского страхования — сейчас их за вас платит работодатель. Плюс расходы на банковское обслуживание. Прежде чем решаться уйти на вольные хлеба, посчитайте не только возможные доходы, но и эти обязательные расходы и соотнесите их друг с другом. А тем, кто сейчас «страдает» в офисе с неплохим соцпакетом и привык, например, к хорошему ДМС, важно оценить, во сколько будет обходиться аналогичное обслуживание за свой счет. Либо снизить запросы.

Ограниченный карьерный и профессиональный рост. Ограниченный — это мягко сказано, если вы мечтаете о карьерных вершинах, то фриланс, конечно, совсем не для вас, разве что на какое-то время. Он больше подходит тем, кому близок горизонтальный тип карьеры. И если вы хотите «прокачаться» в каких-то навыках, перенимая опыт старших коллег, то на фрилансе это тоже получится не так эффективно, как при работе бок о бок.

Трудно сосредоточиться. Дома, когда никто вас не контролирует, сосредоточиться над работой гораздо сложнее, чем в офисе. Множество отвлекающих бытовых факторов. И соблазнов для прокрастинации тоже — хочется залезть в соцсети, потом включить музыку, телевизор, перекусить и еще раз перекусить. Нужна огромная самоорганизованность, а обладают ею единицы.

Нехватка общения по рабочим вопросам. Если вы экстраверт, то для вас это через какое-то время станет значимой проблемой.

Не испугались и готовы к трудностям? Хорошо, тогда ниже вы найдете несколько полезных советов.

В идеале решение о переходе на фриланс должно быть взвешенным, а переход к такому формату работы — постепенным. Конечно, бывает, что жизнь вынуждает действовать не раздумывая, но мы сейчас говорим о случаях, когда есть время на подготовку.

От вашего профессионального развития напрямую зависит ваш доход. Интенсивы, мастер-классы, онлайн-курсы выбирайте тщательно, вам нужны такие, которые ценятся в профессиональном сообществе. Пока заказчики не знают вас в деле, о ваших навыках будут свидетельствовать «корочки». Читайте нон-фикшен по специальности и смежным темам, старайтесь анализировать прочитанное.

Ходите на конференции, читайте тематические сообщества в социальных сетях, знакомьтесь с создателями потенциально интересных для вас проектов. Учитесь вести переговоры, прочтите, например, «Сначала скажите “Нет”» Джима Кемпа и «Договориться можно обо всем» Гэвина Кеннеди. Знакомства конвертируются в будущие заказы и удачные сотрудничества.

Загодя начните работать со своим имиджем эксперта в том или ином деле. Тогда вам будет гораздо проще привлекать клиентов, когда вы решитесь пуститься в свободное плавание. О том, как создать себе имидж профессионала в социальных сетях, мы рассказывали здесь.

Продумайте процесс взаимодействия с клиентами: как вы будете общаться, передавать им результаты работы, где будете хранить выполненную работу, как обезопасите себя от внезапных капризов техники, компьютерных вирусов и мошенников? Возможно, вам придется для этого освоить новые программы, подобрать подходящие облачные хранилища, инструменты для планирования задач.

Начните брать первые заказы, не уходя с работы. Так вы начнете обрастать клиентами и заодно прочувствуете, что такое фриланс

Многие работают без всякого оформления. Но крупным клиентам не всегда удобно работать с физическими лицами без статуса ИП: это дополнительные налоги и юридические риски. Индивидуальные предприниматели — совсем другое дело: заказчикам удобно перечислять им деньги, не надо думать о налогах. О налогах придется думать вам, но для этого есть специальные бухгалтерские системы. Они отслеживают доходы, считают налоги и подсказывают, когда надо их оплачивать, это можно сделать буквально в несколько кликов. Еще такие системы позволяют легко выставлять счета заказчикам и отслеживать их оплату. Еще один вариант — в отдельных регионах можно применять специальный налоговый режим для самозанятых, не регистрируя ИП. Заранее просчитайте возможные варианты и выберите, что подходит именно вам.

Крупные компании-заказчики, как правило, работают по своим шаблонам договоров. Для остальных заказчиков составьте свой вариант, простой и удобный для вас. Например, внесите в него пункт о том, что переписка по электронной почте имеет силу простой электронной подписи и равнозначна бумажным документам с личными подписями сторон. Не стоит бездумно скачивать в интернете первый попавшийся бесплатный шаблон — во-первых, он может быть с ошибками или с условиями, которые вам не подходят, во-вторых, лучше все-таки составить с юристом документ с учетом ваших особенностей.

И напоследок — несколько простых советов, которые помогут организовать работу на фрилансе с максимальной эффективностью и снизить риск выгорания.

Если вы начинаете работать удаленно, прочтите книгу «Remote. Офис не обязателен». Авторы — предприниматели Джейсон Фрайд и Дэвид Хайнемайер Хенссон — создали успешную компанию, все сотрудники которой работают удаленно. В книге они рассказали, как им удалось максимально эффективно выстроить рабочий процесс. Некоторые советы могут показаться банальными, но проверьте их на практике: они работают.

Источник

Фриланс без иллюзий: как начать работать на себя и не разочароваться

Фриланс кажется идеальным миром: работаешь из дома в удобном графике и темпе, не тратишь время на дорогу и бесполезные совещания. Будь вы хоть совой, хоть жаворонком, хоть любителем поспать днем, — эти индивидуальные привычки перестают конфликтовать с рабочим расписанием. При удачном раскладе работу можно совмещать с уходом за ребенком и благодаря этому обойтись без детского сада и сэкономить на няне — для многих молодых мам это важно. Для интровертов, которых вечно раздражают коллеги, фриланс — вообще просто мечта. Наконец, искать работу можно без привязки к конкретному городу или даже стране (смотря чем занимаешься).

На самом деле у фриланса есть и минусы, и они довольно существенные. Лучше знать о них заранее — тогда к ним проще подготовиться. А кто-то, без иллюзий взвесив все за и против, поймет, что фриланс вообще не для него.

Жирные минусы фриланса

Придется самостоятельно искать заказчиков. Это отдельное «искусство» — надо научиться продавать свои услуги. Наивно думать, что если вы хороший специалист, то заказы сами потекут рекой. Нет, сначала придется сильно потрудиться, чтобы о вас узнали. Даже если у вас уже имеется постоянный крупный заказчик, на которого вы рассчитываете, он может прекратить сотрудничество с вами в любой момент. Например, потому что ему урезали бюджет или из-за того, что уволился менеджер, с которым вы держали связь, а новый «привел» своего фрилансера. Поэтому всегда надо искать запасные варианты на всякий случай, расширять базу клиентов. Помните о том, что фриланс — это фактически предпринимательская деятельность. Вы не защищены трудовым договором и гарантиями, у вас гражданско-правовые отношения. Словом, придется крутиться. И никаких гарантий. Чтобы стать успешным фрилансером, надо иметь предпринимательскую жилку.

Никаких гарантий — это значит, совсем никаких гарантий. Забудьте то время, когда, что бы ни происходило, вам два раза месяц «падала» на карту энная сумма. У вас больше не будет зарплаты, а будет вознаграждение, о котором, во-первых, надо уметь договариваться, чтобы не продешевить, но и не отпугнуть клиента слишком высоким ценником. Во-вторых, вознаграждение зависит от количества заказов, а оно теперь будет неравномерным от месяца к месяцу. В-третьих, вознаграждение бывает не так-то просто получить. Всё может быть: и клиенты-мошенники, которые просто не хотят платить, и серьезные заказчики из крупного бизнеса, но с такой неповоротливой системой согласования документов, что получить вознаграждение от них через полгода — нормально. Дело в том, что просрочка выплаты зарплаты грозит компании гораздо большими юридическими неприятностями, чем просрочка оплаты по обычному договору. Фрилансеры — не работники, а обычные подрядчики. Поэтому вам придется еще и научиться контролировать свои расходы: с доходами в одном месяце может быть густо, в другом пусто. И да, думать, что вы будете работать только на условиях предоплаты, наивно.

Клиент всегда прав. Давайте будем честны: фриланс — это работа не на себя, а на клиента. Вы, скорее всего, будете гораздо сильнее зависеть от субъективной оценки вашей работы клиентами, чем сейчас зависите от субъективной оценки руководства. Периодически будут возникать такие ситуации: вы всё сделали качественно и профессионально, но клиенту просто не нравится результат. И он просит всё переделать, иначе не заплатит. Конечно, в какой-то мере от таких историй защищает правильно составленный договор. Но вы готовы тратить время и силы на суд ради взыскания долга? А деньги на юриста? А потерять клиента и получить репутацию сутяжника, которая может отпугнуть от вас других потенциальных клиентов, вы готовы? Как видите, всё гораздо сложнее, чем конфликт с недовольным начальством.

Свободный график — иллюзия. Во-первых, в зависимости от характера вашей работы вам, возможно, придется быть на связи тогда, когда это удобно заказчикам, а не вам. Во-вторых, многие из тех, кто перешел на фриланс, устав от работы на износ в офисе, потом с удивлением осознают, что работы не стало меньше — ее стало даже больше. В лучшем случае за те же деньги, в худшем — за меньшие. Почему так происходит? Смотрите, работая в офисе, вы некоторую долю своего времени вынуждены тратить всякую «ерунду» — совещания, утомительную переписку с клиентами, оформление документов и отчетов. На фрилансе вы тоже от этого никуда не денетесь, разве что от совещаний избавитесь. Отчитываться придется и перед клиентом, и перед налоговой, если вы собираетесь работать вбелую (а если нет, то у вас появятся новые серьезные риски). Все эти процессы отвлекают, но потраченное на них время не оплачивается, потому что деньги вы на фрилансе будете получать за результат, а не за присутствие в офисе с 9.00 до 18.00. Плюс закладывайте время на раскрутку себя как профессионала и поиск клиентов. А еще у вас не будет оплачиваемого отпуска и оплачиваемых больничных. Вы очень быстро начнете смотреть на свои выходные как на потерянные деньги.

Все расходы — за ваш счет. Если вам кажется, что для вашей деятельности никаких расходов и не нужно, вам это только кажется. Скорее всего, как минимум, потребуется профессиональное программное обеспечение, которое раньше оплачивал работодатель, оргтехника и ее обслуживание — вы удивитесь, как быстро всё это начнет выходить из строя совершенно не ко времени. Легальный фриланс с регистрацией ИП предполагает не только уплату налогов (НДФЛ или налога на упрощенной системе налогообложения), но и уплату взносов в Пенсионный фонд и фонды обязательного медицинского страхования — сейчас их за вас платит работодатель. Плюс расходы на банковское обслуживание. Прежде чем решаться уйти на вольные хлеба, посчитайте не только возможные доходы, но и эти обязательные расходы и соотнесите их друг с другом. А тем, кто сейчас «страдает» в офисе с неплохим соцпакетом и привык, например, к хорошему ДМС, важно оценить, во сколько будет обходиться аналогичное обслуживание за свой счет. Либо снизить запросы.

Ограниченный карьерный и профессиональный рост. Ограниченный — это мягко сказано, если вы мечтаете о карьерных вершинах, то фриланс, конечно, совсем не для вас, разве что на какое-то время. Он больше подходит тем, кому близок горизонтальный тип карьеры. И если вы хотите «прокачаться» в каких-то навыках, перенимая опыт старших коллег, то на фрилансе это тоже получится не так эффективно, как при работе бок о бок.

Трудно сосредоточиться. Дома, когда никто вас не контролирует, сосредоточиться над работой гораздо сложнее, чем в офисе. Множество отвлекающих бытовых факторов. И соблазнов для прокрастинации тоже — хочется залезть в соцсети, потом включить музыку, телевизор, перекусить и еще раз перекусить. Нужна огромная самоорганизованность, а обладают ею единицы.

Нехватка общения по рабочим вопросам. Если вы экстраверт, то для вас это через какое-то время станет значимой проблемой.

Не испугались и готовы к трудностям? Хорошо, тогда ниже вы найдете несколько полезных советов.

Как подготовиться к переходу на фриланс

В идеале решение о переходе на фриланс должно быть взвешенным, а переход к такому формату работы — постепенным. Конечно, бывает, что жизнь вынуждает действовать не раздумывая, но мы сейчас говорим о случаях, когда есть время на подготовку.

Прокачайте профессионализм

От вашего профессионального развития напрямую зависит ваш доход. Интенсивы, мастер-классы, онлайн-курсы выбирайте тщательно, вам нужны такие, которые ценятся в профессиональном сообществе. Пока заказчики не знают вас в деле, о ваших навыках будут свидетельствовать «корочки». Читайте нон-фикшен по специальности и смежным темам, старайтесь анализировать прочитанное.

Заводите связи

Ходите на конференции, читайте тематические сообщества в социальных сетях, знакомьтесь с создателями потенциально интересных для вас проектов. Учитесь вести переговоры, прочтите, например, «Сначала скажите “Нет”» Джима Кемпа и «Договориться можно обо всем» Гэвина Кеннеди. Знакомства конвертируются в будущие заказы и удачные сотрудничества.

Работайте над имиджем

Загодя начните работать со своим имиджем эксперта в том или ином деле. Тогда вам будет гораздо проще привлекать клиентов, когда вы решитесь пуститься в свободное плавание. О том, как создать себе имидж профессионала в социальных сетях, мы рассказывали здесь.

Изучайте нужные инструменты

Продумайте процесс взаимодействия с клиентами: как вы будете общаться, передавать им результаты работы, где будете хранить выполненную работу, как обезопасите себя от внезапных капризов техники, компьютерных вирусов и мошенников? Возможно, вам придется для этого освоить новые программы, подобрать подходящие облачные хранилища, инструменты для планирования задач.

Начните с подработки

Начните брать первые заказы, не уходя с работы. Так вы начнете обрастать клиентами и заодно прочувствуете, что такое фриланс

Выберите вариант оформления

Многие работают без всякого оформления. Но крупным клиентам не всегда удобно работать с физическими лицами без статуса ИП: это дополнительные налоги и юридические риски. Индивидуальные предприниматели — совсем другое дело: заказчикам удобно перечислять им деньги, не надо думать о налогах. О налогах придется думать вам, но для этого есть специальные бухгалтерские системы. Они отслеживают доходы, считают налоги и подсказывают, когда надо их оплачивать, это можно сделать буквально в несколько кликов. Еще такие системы позволяют легко выставлять счета заказчикам и отслеживать их оплату. Еще один вариант — в отдельных регионах можно применять специальный налоговый режим для самозанятых, не регистрируя ИП. Заранее просчитайте возможные варианты и выберите, что подходит именно вам.

Составьте договор

Крупные компании-заказчики, как правило, работают по своим шаблонам договоров. Для остальных заказчиков составьте свой вариант, простой и удобный для вас. Например, внесите в него пункт о том, что переписка по электронной почте имеет силу простой электронной подписи и равнозначна бумажным документам с личными подписями сторон. Не стоит бездумно скачивать в интернете первый попавшийся бесплатный шаблон — во-первых, он может быть с ошибками или с условиями, которые вам не подходят, во-вторых, лучше все-таки составить с юристом документ с учетом ваших особенностей.

Полезные привычки фрилансера

И напоследок — несколько простых советов, которые помогут организовать работу на фрилансе с максимальной эффективностью и снизить риск выгорания.

Если вы начинаете работать удаленно, прочтите книгу «Remote. Офис не обязателен». Авторы — предприниматели Джейсон Фрайд и Дэвид Хайнемайер Хенссон — создали успешную компанию, все сотрудники которой работают удаленно. В книге они рассказали, как им удалось максимально эффективно выстроить рабочий процесс. Некоторые советы могут показаться банальными, но проверьте их на практике: они работают.

Источник

Хочу работать на себя. Как это осуществить?

Чтобы перестать работать по найму, надо быть профессионалом

Работа на себя с чего начать. Смотреть фото Работа на себя с чего начать. Смотреть картинку Работа на себя с чего начать. Картинка про Работа на себя с чего начать. Фото Работа на себя с чего начатьЕлена Резанова карьерный консультант, помогает взрослым профессионалам выбраться из кризиса карьеры

Кто может себе позволить бросить офис и перестать работать «на дядю»? Почему занятость 2-3 часа в день вместо 8 не позволяет зарабатывать больше?

Когда я прошу привести примеры профессионального успеха, за редким исключением мне рассказывают истории людей, работающих на себя:

На одном корпоративном выступлении я показала слайды с этими примерами и спросила:

— Свобода! — с придыханием сказала аудитория.

Да, свобода не просто тренд или вирусная мечта, она действительно важна.

Этот выбор дорогого стоит. Но когда вы оставляете стабильный, сложившийся уклад и отправляетесь в неизвестность, чтобы больше никто не диктовал вам, с кем работать, как работать, что делать и когда это делать, приведет ли это прямо к самореализации и профессиональной состоятельности? Хороший вопрос.

Хочу рассказать вам истории двух людей, которые не видели себя частью структуры и однажды пустились в свободное плавание.

Из программистов в коучи: история Кати

Катя уже восемь лет работала программистом в крупной IT-компании и, по ее словам, всегда чувствовала себя не на своем месте. В профессию она пришла по настоянию родителей, потому что к моменту выбора вуза собственных идей у нее не было.

Жаловаться было не на что, вспоминала она, но и ощущения, что это «то самое», тоже не было. И вот однажды, выплатив до конца ипотеку, она уволилась, чтобы наконец делать то, что интересно, и делать это не с девяти до шести, а два-четыре часа в день.

Она пошла учиться на коуча, за несколько месяцев обучения познакомилась со многими интересными людьми и к получению сертификата уже горела желанием начать свою практику. Первыми клиентами стали друзья и знакомые — бесплатно либо за символические деньги. Чтобы привлечь новых, она завела блог, который старалась продвигать в Instagram и Facebook.

К концу первого года у блога появились постоянные читатели — немногочисленные, но очень лояльные. Однако подписчиков не прибавлялось, как и количества сессий, хотя Катя установила на них минимальную цену.

Вскоре она решила пойти на курсы по SMM, чтобы более грамотно управлять своим продвижением. Закончив их, она с воодушевлением принялась за свои странички, но еще через полгода поняла, что клиентов почти не прибавилось — притом что количество подписчиков возросло.

«Ты сделала ставку на индивидуальную работу, — сказала ей коллега, — но сейчас бум онлайн-курсов, на этом можно заработать гораздо больше». И Катя пошла изучать, как создавать онлайн-курсы. Ей было сложно совмещать работу по продвижению и собственно коучинг. Но она не сдавалась и через три месяца запустила рекламу своего первого курса. Он открывался бесплатным вебинаром, слушатели которого должны были купить платное участие. Пришло около сорока человек, купили двое.

За несколько следующих месяцев Катя дважды переделывала свой сайт, чтобы он стал более продающим, каждый день размещала публикации в соцсетях, заплатила за профессиональные фотосессии, чтобы были красивые фото для Instagram, запустила несколько акций, участвовала в онлайн-марафонах для привлечения новых подписчиков, искала материалы для блога. В итоге аудитория немного увеличилась, что почти не сказалось на спросе на ее услуги.

От отчаяния она стала предлагать бывшим одногруппникам-коучам помощь в ведении Instagram-аккаунтов и SMM, и у нее появилось два клиента. Это были хоть какие-то деньги, но ей самой не нравилось этим заниматься. Не ради SMM она уходила в свободное плавание.

Врач-блогер: история Насти

Настя семь лет проработала врачом в детском гематологическом центре, когда ушла в декрет: одна за другой родились две дочери. Она любила свою работу, но поняла, что совмещать полный день и семью не получится. Она приняла решение об уходе, но вопрос, чем заниматься, оставался открытым.

Через полтора года декрета она, как и многие мамы, завела блог. «Я очень хотела говорить с миром, но не просто о мамских делах, а о моей профессиональной теме — о дефиците железа. В моей врачебной практике половина пациентов страдали анемией. Я подумала: почему при всем доступе к качественным продуктам и лекарствам железодефицитная анемия до сих пор так распространена? И еще я поняла, что самая любимая часть моей работы — разговаривать с пациентами, выслушивать их, отвечать на их вопросы. Когда ты доктор в поликлинике, у тебя насыщенный график. А теперь все время мое, я могу не спешить».

И Настя начала писать про дефицит железа: опросники на выявление симптомов анемии, полезные материалы, пояснения, как расшифровать анализы крови. По отзывам читателей она поняла, что тема актуальна; мало того, люди даже не подозревают, что некоторые симптомы у беременных, кормящих мам или детей (например, хроническая усталость) могут быть связаны именно с дефицитом железа.

Вскоре читатели стали обращаться за конкретными советами, и Настя начала проводить консультации, в основном для будущих мам, по профилактике железодефицитной анемии у них и будущих детей.

Ее рабочий график зависит только от нее, как она и мечтала, она занимается любимым делом, и она свободна, много времени проводит с детьми и чувствует себя на своем месте.

И сразу скажу: этот путь не был эмоционально легким, если вы вдруг так подумали. Сомнений и страхов хватало.

Главное условие свободы – профессиональная ценность

Итак, вопрос: что есть в истории Насти и чего нет в истории Кати? Все замечают свободу (и теперь мы знаем почему), но почти никто не замечает главного компонента успешных историй.

Вот он: их герои что-то умеют делать очень хорошо. Они в чем-то профессионалы. Они в чем-то круты.

Катя пыталась построить свою свободу в области, в которой еще не стала профессионалом. Она вынуждена была прилагать огромные усилия для продвижения себя и своих услуг, но это не сработало.

Настя была профессионалом в том, что начала делать, работая на себя. Она просто нашла другой формат, более подходящий. Она осталась на том же фундаменте, только построила на нем другое здание (по своему проекту).

Что касается фундамента Кати, восемь лет программирования — отличный фундамент, только, увы, она его обесценила. И ее новое здание возводилось на песке.

У Кати в ее новой деятельности не появилось профессиональной ценности. Она не успела ее наработать, ведь это всегда занимает время. Но и времени у нее не было, ей нужно было себя продавать.

Вот это знание — куда ударить — и есть та самая профессиональная ценность, главная часть фундамента, на котором можно построить подходящий вам формат самореализации — с нужной степенью свободы, с подходящим вариантом монетизации.

Этот фундамент я называю востребованностью, и у него есть три составляющие:

Поговорим о каждом пункте подробно.

Ваш главный багаж – накопленный профессиональный опыт

Выгорев, мы его часто обесцениваем и считаем, что он ничего не стоит, никуда не применим и все придется начинать с нуля. Но представьте: вы с багажом сели не на тот поезд — разве это означает, что нужно выбросить чемоданы? Тем более ваш опыт неоднороден. Что внутри?

Специфический багаж. Знания и навыки, применимые только в специфическом формате (специфические навыки): знание конкретных инструментов, конкретных функций на определенных должностях, знание политики отдельных компаний, в которых вы работали, знание конкретных продуктов и процессов. Как правило, эта часть капитала быстро сгорает, как только вы покидаете работодателя.

Несгораемый багаж.

А. Отраслевые навыки: знание сферы в целом — например, финансы, логистика, образование, информационные технологии и пр. На данный момент вы находитесь в определенной нише внутри какой-то отрасли, уже играете на определенном поле и заработали очки в этой игре.

B. Универсальные навыки: переговоры, управление проектами и людьми, умение писать, выступать, преподавать, быть наставником, запускать продукт, рассчитывать бизнес-модель и т.д.

C. Персональные навыки (аутентичность): ваш подход к задачам, ваш стиль коммуникации, ваш способ генерировать идеи и находить выходы из проблем, ваш образ, ваша харизма — все то, что невозможно скопировать.

Когда Катя решила, что программирование больше не для нее, она имела в виду только самый первый пункт этого списка, только малую часть своего багажа — свои задачи в своей последней роли. Но она не осознавала этого, и все пошло под откос. Это частая ловушка — помните о ней.

Задача профессионала — становиться ценнее. Как не пропустить момент роста и не остановиться в своем развитии, чтобы наша ценность не перестала расти?

Лучший проверочный вопрос, который стоит себе задать:

«В чем я прирос на этой неделе / в этом месяце / квартале?»

Что вы узнали нового? В чем стали лучше разбираться? Что усилили, что попробовали? Если вести трекинг этого развития, застоя не произойдет даже во времена неопределенности.

А теперь важный вопрос: кто отвечает за вашу ценность? Работодатель? Нет, рулите только вы сами, речь о вашей индивидуальной траектории.

Второй важный вопрос: всегда ли требуется потратить долгие годы, чтобы стать ценным? Зависит от области. Стать профессионалом в науке, медицине или психологии намного сложнее, чем во флористике, маркетинге или кулинарии.

Я сейчас говорю о некоем пороге, когда становится возможным решать задачи профессии с ожидаемым уровнем качества. Годовой поварской курс дает возможность назвать себя поваром и работать на кухне ресторана. Но если вы пошли изучать психологию, абсолютно невозможно стать профессионалом за такое короткое время: психологом вы себя назовете только через несколько лет.

Но профессионализм не работает сам по себе. Дипломы, знания и опыт могут лежать мертвым грузом, если нет второго и третьего компонентов востребованности. О них – в следующий раз.

1 Ryan R. M., Deci E. L. Self-Determination Theory: Basic Psychological Needs in Motivation, Development, and Wellness. N. Y., 2017.

2 Пинк Д. Драйв. Что на самом деле нас мотивирует. М., 2013. С. 204–261.

3 Арсенёва А. Железный аргумент. Вся правда об анемии. М.: ИД «Комсомольская правда», 2020.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *