Работа с вендорами что это

Вендор

В современной торговле вендор занимает верхнюю ступень. Этот термин применяют к крупным компаниям, которые разрабатывают собственные продукты или технологии. В статье расскажем, что такое вендоры, как они работают.

Кто такой вендор

Вендор — это физическое или юридическое лицо, которое производит и/или поставляет товары под собственным брендом. Вендор может не производить продукцию самостоятельно, его основная задача — продвижение товара и его распределение.

Вендоры работают как с конечными потребителями, так и с дистрибьюторами (посредник между производителем и реселлером) и реселлерами (напрямую взаимодействует с покупателем).

Независимые вендоры — это маленькие организации, которые предлагают авторские технологии. Продукты для узкого вида деятельности могут иметь высокое, в сравнении с мировыми брендами качество.

Характеристики вендорной компании

Вендорная компания может:

выпускать продукцию под собственным брендом или с лицензией на использование технологий;

отслеживать продвижение товаров или услуг;

заниматься продвижением продукции;

отвечать за качество и спрос на бренд.

В каждой отрасли предъявляют свои требования — это зависит от специфики сегмента рынка.

Работа с вендорами что это. Смотреть фото Работа с вендорами что это. Смотреть картинку Работа с вендорами что это. Картинка про Работа с вендорами что это. Фото Работа с вендорами что это

Преимущества вендорных компаний

С организацией, имеющей собственные разработки и налаженное производство, сотрудничать выгоднее, чем с перекупщиком. У вендорных предприятий приобретают уникальную продукцию по сниженным ценам. Производители следят за качеством бренда, постоянно улучшая его.

Если приобретенный у производителя товар оказался плохого качества, вопрос с ремонтом или заменой решится быстро. В случае с перекупщиком этот процесс затянется. Поэтому спрос на вендинговые организации растет.

Принципы работы

Главный принцип работы вендоров — производство и продвижение продукции под своей торговой маркой. Название торговой марки обычно выступает и названием бренда. Бывает, что вендор выпускает товары под несколькими марками, но обязательно с правом собственности. Иначе производителю будет сложнее отслеживать качество и продвижение продуктов. Вендор старается как можно быстрее реализовать свою продукцию на рынке. Устойчивый массовый сбыт им обеспечивают дистрибьюторы.

Отношения с реселлером

После дистрибьютора товар попадает к реселлеру. Он продает его конечному потребителю. Между ним и производителем заключают договор о согласии на распространение продукции и возможность оформлять договоры с покупателями. Классическая бизнес-схема выглядит так: вендор продает авторские разработки дистрибьютору, а он — реселлеру.

Реселлерами иногда называют дилеров и дистрибьюторов, так как они перепродают определенную продукцию одних организаций другим. Они тоже могут участвовать в цепочке продаж от вендора к покупателю.

Примеры работы вендоров в современной торговле

В каждой сфере бизнеса работа вендоров имеет свои особенности.

Маркетинг

В маркетинговой среде вендор не обязательно является производителем. В его обязанности входит продвижение и продажа бренда на рынке. Также он отвечает за соответствие марки заданным стандартам.

Банковская сфера

В банковской сфере вендор производит технику и технологии для выпуска и обслуживания банковских карт. Это может быть дочерняя компания банка или другая организация, с которой заключают договор.

IT-сфера

В мире информационных технологий вендоры выступают поставщиками авторских разработок. Вендор-менеджеры (прямые представители компании) помогают автоматизировать бизнес: внедряют программное обеспечение на производстве, CRM-системы и базы данных.

Лизинг

Вендор поставляет оборудование сбытовым филиалам или дистрибьюторам. Они сдают его в аренду согласно лизинговому контракту.

Рынок software

На этом рынке вендоры разрабатывают и поставляют ПО (программное обеспечение) для массовых или нишевых сегментов. Популярные вендоры мирового рынка: Microsoft, Oracle, IBM.

Конечным потребителям выгодно приобретать нишевый продукт — его производительность выше, чем у качественного, но обобщенного ПО. Например: базы данных в составе офисного пакета.

B2B-сфера

Это партнерские отношения компаний-производителей в объединенных комплексах производства и сбыта технических товаров.

Цена на продукцию вендоров

Вендоры продают товары дистрибьюторам по сниженной стоимости и разрешают перепродать их дилерам по специальной цене. Есть несколько категорий цен на продукцию производителей:

Розничная цена. Она находится в открытом доступе на официальном сайте вендора.

Минимальная розничная стоимость. Это нижний порог, установленный производителем. Дистрибьюторы и дилеры не могут продавать товар дешевле этой планки и публиковать цену ниже.

Дилерская цена. По ней дилеры приобретают продукцию у дистрибьюторов или у самих вендоров. Данные публикуют в прайсах дистрибьюторов или в закрытых партнерских разделах с ограниченным доступом. Скидка для дилеров определяется объемом закупок, их репутацией.

Проектная скидка. Иногда вендоры делают скидку проектировщикам, которые интегрируют свое оборудование в их проекты. В этом случае они получают и дилерскую, и проектную скидку. Бонус также действует, когда реализацией занимается не сам проектировщик, а иная структура по его проекту.

На цену влияет и конечный потребитель. Для некоторых клиентов предусмотрены дополнительные бонусы.

Плюсы и минусы сотрудничества

Сотрудничая с вендором, реселлер получает ряд преимуществ:

сниженная цена на продукцию;

быстрый гарантийный ремонт или замена товара ненадлежащего качества;

У таких компаний выгодно делать регулярные оптовые закупки. На розничную продажу перечисленные преимущества не распространяются, а получить скидку бывает трудно. Вендор пытается замкнуть на себе максимально большую часть рынка. Дилеры и конечные потребители могут понести убытки при смене поставщика.

Заключение

Несмотря на ориентацию только на оптовый рынок, востребованность вендоров продолжает расти. Сотрудничая с компаниями-вендорами, можно сэкономить на затратах и выйти на новый уровень качества реализуемой продукции.

Источник

Кто такой вендор и зачем он нужен в цепочке поставок

Работа с вендорами что это. Смотреть фото Работа с вендорами что это. Смотреть картинку Работа с вендорами что это. Картинка про Работа с вендорами что это. Фото Работа с вендорами что это

Рассказываем, кто такой (или что такое) вендор. Зачем он нужен, как работает, каким бывает и насколько важную роль играет в бизнесе.

Разбор понятия

Вендор – это часть цепочки поставок, которая состоит из производителя товара, вендора, дистрибьютора, дилера и, собственно, потребителя. Слово «вендор» можно перевести на русский язык как «продавец». Это вполне подходящая аналогия, потому что под вендором понимается либо компания, либо предприниматель-одиночка, занимающийся продажей товаров потребителю или другому бизнесу.

Работа с вендорами что это. Смотреть фото Работа с вендорами что это. Смотреть картинку Работа с вендорами что это. Картинка про Работа с вендорами что это. Фото Работа с вендорами что это

Товары, продаваемые вендором, обычно попадают в руки заказчиков под личным брендом продавца. Производителем он является далеко не всегда и зачастую в звене поставок может выступать исключительно в роли перекупщика. При этом вендору не запрещено заниматься производством, хотя чаще всего его основные задачи состоят в ином.

Принципы работы вендора

Ключевая задача вендора – создать позитивный образ товара. То есть добиться такой репутации, которая позволит в больших количествах продавать продвигаемый товар.

Благоприятное отношение к продукции продавца помогает увеличивать спрос на эту продукцию и в короткие сроки ее реализовать. То есть вендор может расставаться с большими партиями товара, отправляя их прямиком к дистрибьюторам, которые уже займутся их поставкой дилерам. Это гарантирует всей цепочке поставок стабильную прибыль, приток клиентов и отсутствие издержек.

Важно отметить, что под товаром может подразумеваться не только какой-то физический объект. Это вполне может быть услуга, причем довольно масштабная и специфичная. Например, установка ПО на компьютеры организации, настройка CRM-систем или же массовое развертывание CMS на множестве серверов. И это только то, что касается IT-сферы.

Типы вендоров

Вендоры предоставляют услуги в различных сферах деятельности. Они занимаются внедрением технологий в IT-сфере, поставляют продукцию организациям-ресселерам и т.п. Если брать именно эту характеристику, то перечислять типы можно довольно долго, потому что они есть буквально везде: в маркетинге, банковском деле и многих других видах деятельности.

Подобные компании и предприниматели работают сразу в нескольких направлениях, включая непосредственное взаимодействие с клиентами, государством или другим бизнесом.

Business to Consumer (или «бизнес потребителям») – это модель, в которой вендор продает товар или предоставляет услуги потребителю. Он может предоставлять желающим как полностью изготовленный товар, так и какую-нибудь его составляющую, чтобы клиент мог самостоятельно доработать проданный ему продукт.

Работа с вендорами что это. Смотреть фото Работа с вендорами что это. Смотреть картинку Работа с вендорами что это. Картинка про Работа с вендорами что это. Фото Работа с вендорами что это

Причем в такой модели работы вендор может почти не отличаться от стандартного магазина. У него может быть своя точка продаж или даже целая сеть. Яркие примеры: магазин одежды Zara или «Всеинструменты», где продаются не только инструменты, но и масса запчастей для ремонта или сборки чего-либо.

Естественно, продажи могут вестись как онлайн, так и офлайн. При этом наличие физической точки продаж вовсе не обязательно. Продавать товары и оказывать услуги можно через интернет.

Business to Government (или «бизнес правительству») – это более узкоспециализированная модель, подразумевающая продажу товаров и предоставление услуг напрямую государственным структурам.

Обычно в этом направлении рассматриваются два варианта взаимодействия бизнеса и потребителя:

Какая-то частная компания (например IT) занимается аудитом систем безопасности и внедряет технологии по обеспечению безопасности крупных компьютерных сетей. Эта же компания может получать контракты от государства, а государство, в свою очередь, получит услуги со стороны частной организации-вендора.

Business to Business (или «бизнес бизнесу») – еще одна вполне себе мирная модель взаимодействия между вендором и тем, кто использует услуги вендора.

Обычно под B2B подразумевается партнерское взаимодействие между двумя корпорациями. Например, есть компания Samsung, которая занимается продажей товаров и услуг сразу в нескольких направлениях, но одна из важнейших составляющих бизнеса этого бренда является разработка и продажа комплектующих другим производителям. К ней обращаются многие фирмы, включая Apple. Производством дисплеев для iPhone уже давно занимается именно Samsung.

Работа с вендорами что это. Смотреть фото Работа с вендорами что это. Смотреть картинку Работа с вендорами что это. Картинка про Работа с вендорами что это. Фото Работа с вендорами что это

И таких примеров в бизнес-среде много. Вендоры помогают другим вендорам, помогают производителям, дистрибьюторам и т.п. Это, пожалуй, наиболее распространенный вариант работы, если говорить о промышленных масштабах и сделках на крупные суммы.

Стратегия вендоров

Когда предприниматель открывает бизнес и планирует вести деятельность как вендор, в его задачи входит не только создание удобных условий для клиентов. Он может радикально повлиять на всю цепочку поставок и решать проблемы как индивидуальных заказчиков, так и крупных корпораций.

Вендор должен четко понимать, как он может использовать свои навыки, доступные ему товары, знания и прочее. Необходимо уметь правильно внедриться в цепочку поставок, чтобы сразу стать незаменимым звеном. То есть проработать свою репутацию и предложить другим участникам торговли уникальные условия, от которых им не захочется отказываться.

Проще говоря, задача вендора – упростить жизнь другим составляющим цепочки поставок. Поэтому первичная стратегия развития бизнеса должна строиться именно вокруг этой цели.

Вертикальная интеграция

В перспективе вендор всегда должен искать пути укорениться в своей сфере деятельности. Хороший предприниматель обязательно найдет способ доказать свою полезность или дать делу новый виток развития. Нужно искать недостатки в действующей цепочке поставок и совершенствовать ее.

Также многие вендоры рассматривают сценарии, при которых они в короткие сроки из обычных продавцов превращаются в производителей товара. Специалисты приводят в пример компанию Apple, которая долгое время пользовалась услугами других брендов для производства компонентов, но со временем начала самостоятельно изобретать процессоры.

Политика ценообразования вендоров

Зачастую, будучи одной из первых составляющих цепочки поставок, вендор устанавливает цену на оказываемые услуги или предоставляемые товары. Есть несколько уровней ценообразования:

РРЦ. То есть рекомендованная розничная цена. Это рекомендация от вендора. Он считает, что необходимо продавать товар по такой-то стоимости. И уже на эту стоимость ориентируются дилеры и различные торговые точки.

МРЦ. То есть минимальная розничная цена. Это стоимость, установленная совместно вендором, дилером и другими звеньями цепочки поставок. По договору между партнерами нельзя устанавливать цену ниже оговоренной, чтобы никто из бизнесменов не использовал демпинг для повышения спроса и продвижения собственного бренда.

Дилерская цена. Это то, за какую стоимость вендор готов продать свой товар или услуги дилеру, то есть компании, которая впоследствии будет заниматься продажей товара или услуг клиентам.

Также существует партнерская цена для некоторых привилегированных звеньев цепочки поставок. А иногда вендор предлагает своим партнерам скидки за то, что те включают в стоимость заказываемой продукции дополнительные издержки со стороны вендора или покупателя.

Вендор, цепочка поставок и вы

Если разобраться в том, как работает менеджмент со стороны поставщиков, дилеров, вендоров и т.п., гораздо проще понять механику ценообразования. Это позволит понять, почему какие-то товары стоят дороже и доставляются дольше, а некоторые вещи доступны только в определенных торговых точках.

Работа с вендорами что это. Смотреть фото Работа с вендорами что это. Смотреть картинку Работа с вендорами что это. Картинка про Работа с вендорами что это. Фото Работа с вендорами что это

Главное, что должен осознавать потребитель – это то, что товар движется по цепочке поставок сверху вниз. От производителя к вендору, а оттуда ниже к остальным. И вендоров, и дилеров, и дистрибьюторов может быть очень много. Каждый закладывает свой кирпич. И в итоге получается целое здание, именуемое бизнесом.

Отсюда и рост цены. Каждый внес свой вклад и каждый хочет получить прибыль. Поэтому некоторые товары стоят колоссальных денег. Это необязательно желание производителя, иногда на ценообразование действительно влияет сложность производства.

Преимущества работы с вендорами

Можно отметить как минимум три значимых преимущества:

Вендоры часто сами занимаются производством товаров или максимально приближены к тем организациям, которые отвечают за производство. Это позволяет сократить стоимость покупки продукции, потому что не приходится платить комиссию перекупщикам.

Вендоры торгуют чем-либо под собственным брендом. Это повышает шанс на получение более качественного продукта, так как продавец ценит репутацию и не станет предлагать клиентам и партнерам заведомо плохой товар или услугу.

Вендор часто берет на себя вендорскую поддержку клиента. Поэтому возьмется за ремонт бракованной продукции и всячески будет помогать дистрибьюторам и дилерам, в то время как перекупщик не станет тратить на это время и предложит обратиться за помощью в другие компании.

Но это далеко не все преимущества сотрудничества с вендорами. Ниже поговорим о том, чем еще такое партнерство может быть интересно для вашего бизнеса.

3 причины акцентировать внимание на вендор-менеджменте

Бизнесмены всех сортов рекомендуют уделить больше внимания работе с вендорами по ряду причин:

Такой подход позволяет избежать множества рисков. Не будет проблем с поставками, ниже вероятность неожиданно столкнуться с повышением цен.

Тесное взаимодействие с вендором увеличивает производительность бизнеса и скорость поставок.

За счет непосредственного сотрудничества с вендорами между партнерами складываются более доверительные и лояльные взаимоотношения. Это благоприятно скажется на развитии бизнеса для всех участников этих отношений.

Также стоит наладить процесс работы с производителями. То есть создать систему, которая позволит меньше ресурсов тратить на взаимодействие с вендорами. Например, создать механизмы, которые позволят в короткие сроки получить все необходимую информацию о новых партнерах, включая финансовую. Это позволит сразу приступить к работе и не тратить время на частности. Также специалисты рекомендуют получать максимум информации о вендорах, чтобы те соблюдали высокие стандарты качества и не разрушили ваш бренд из-за ошибок в производстве или халатности работников.

На этом все. Сотрудничайте с вендорами, но будьте в этом плане избирательными. А если сами становитесь вендором, то цените собственную репутацию, чтобы всегда быть самым сильным звеном в цепочке поставок.

Источник

Что нужно знать о работе вендора

Вендор (от латинского «vendere» – продавать) в наши дни представляет собой физическое или юридическое лицо, которое занимается поставкой товаров либо услуг под определенным брендом. Несмотря на распространенность вендоров, мало кто понимает, как именно они работают, как взаимодействуют с реселлерами, и каким образом с ними необходимо правильно сотрудничать.

Кто такой вендор

Обычно под вендором понимается компания-производитель или разработчик программного обеспечения, распространяющий продукт под своей торговой маркой.

Определить, является ли компания вендором, достаточно легко по 3 характерным признакам:

Основная задача вендора – владение торговой маркой и управление продвижением товаров. Как правило, крупные участники рынка распространяют свои продукты через дистрибьюторов. Мелкие компании на начальных этапах работы могут самостоятельно выполнять функцию дистрибьютора.

Примечательно, что далеко не всегда вендор является производителем продвигаемых товаров. Обязательное условие – владение брендом. Производство может лежать на других предприятиях. Тем не менее, вендор всегда стоит на первом месте в маркетинговом канале реализации продукта.

Сферы деятельности

Наибольшее распространение понятие «вендор» обрело в IT-сфере. Здесь встречаются как системные агрегаторы, поставляющие комплектующие или программное обеспечение, так и студии-разработчики ПО для нишевых рынков. Кроме этого, вендоры преобладают в:

Встречается и такое понятие, как вендинг-бизнес. Как правило, речь идет о торговых и вендинговых аппаратах, а также платежных терминалах. Они покупаются или арендуются бизнесменом на определенный срок, затем устанавливаются в проходных местах и приносят прибыль от торговли.

Схема работы вендора

Путь товара от производителя до конечного потребителя можно представить таким образом:

В конечном итоге, от реселлеров товар попадает непосредственно к конечному потребителю. Взаимодействие между вендорами, дистрибьюторами и реселлерами строится на основе пользовательского соглашения. В этом документе указываются права участников на реализацию продукции другим продавцам и конечным пользователям, цена товаров и другие важные нюансы.

Категории цен

Важным аспектом взаимодействия вендора и дистрибьютора является ценовая политика. Каждая компания устанавливает свой вариант цены. Чаще всего используются следующие варианты:

Встречается и такое понятие, как проектный бонус. Под ним понимается способ поощрения дистрибьютора либо дилера, который занимается реализацией или интеграцией продукции вендора. Размер бонуса изначально заложен в стоимость товара, поэтому не дает никаких убытков.

Взаимодействие с вендором

Правильное сотрудничество реселлера с вендором осуществляется последовательно. В первую очередь, если компания еще не создана, важно определиться с выбором направления бизнеса. Уже на этом этапе стоит присмотреться к ведущим и проверенным вендорам из понравившихся направлений торговли. Данный шаг не касается уже созданных организаций. Следующие этапы:

Если вы – начинающая компания, рекомендуется обращать внимание на небольших вендоров и первое время не акцентировать внимание на серьезных игроков. Крупные производители и распространители товаров, как правило, сотрудничают с такими же большими дистрибьюторами и дилерами, внушающими доверие.

Отправка предложения

Важный шаг в установлении сотрудничества с вендором – отправка привлекательного и выгодного коммерческого предложения. Чтобы оно действительно было таким, в нем следует предоставить:

Если коммерческое предложение составлено правильно, с высокой вероятностью оно вызовет у вендора интерес. В этом случае компания должна назначить встречу для обсуждения условий.

Начало сотрудничества

Предположим, вендор положительно ответил на коммерческое предложение и призвал к обсуждению условий будущего сотрудничества. На этом этапе важно обговорить эти моменты:

У большинства вендоров уже есть определенный список дистрибьюторов. В этом случае важно определить место собственной компании в этом перечне. Можно быть обычным реализатором, но вендор может дать уникальную роль. Так, генеральный дистрибьютор обладает первоочередным правом на реализацию, а эксклюзивный – единоличное право на работу в том или ином регионе.

Иностранные вендоры

На отечественном рынке нет вендоров, продукцию которых хотелось бы распространять? В таком случае стоит обратить внимание на зарубежных производителей и поставщиков. Для российских компаний это непростая задача, но посильная. Потребуется работа в следующих условиях:

Если вы соответствуете перечисленным требованиям и готовы работать в непростых условиях, сотрудничество с иностранным вендором – отличный способ получать серьезную прибыль.

Плюсы и минусы сотрудничества

Сотрудничество напрямую с вендором предполагает для реселлера следующие преимущества:

Надо понимать, что закупки товаров напрямую у вендора выгодны для продавца лишь в том случае, если речь идет о регулярных оптовых поставках. Как правило, на розничную продажу выгодные условия распространяются крайне редко, а получить хорошую скидки очень сложно.

Заключение

Вендоры – одни из ключевых участников рынка, в некотором смысле источники товаров и программных продуктов на рынке. Без них невозможна работа дистрибьюторов и более мелких продавцов. Торговые компании должны быть заинтересованы в эффективном взаимодействии и сотрудничестве с вендором, чтобы получать товары под реализацию на выгодных условиях.

Источник

Отношения с вендорами – как правильно? Часть 1 Вендор — реселлер

Работа с вендорами что это. Смотреть фото Работа с вендорами что это. Смотреть картинку Работа с вендорами что это. Картинка про Работа с вендорами что это. Фото Работа с вендорами что это

Учитывая специфику отношений, можно разделить их на два блока:

Каждый последующий блок зависит от предыдущего, поэтому неправильное оформление одного влечет за собой новые проблемы.

Вендор – реселлер: что за отношения?

Сразу определимся, что вендор передает нам права на продажу своих программных продуктов третьим лицам (конечным пользователям). С точки зрения российского законодательства речь должна идти о лицензионном договоре, в котором предусмотрены все возможные способы использования ПО реселлером, а также предоставлено право на заключение договоров с конечными пользователями.

Вот и судебная практика говорит об этом:

«…Заключение лицензионного договора является необходимым условием для всех пользователей программного обеспечения любых вендоров, юридическо-правовые аспекты которого отражены в законодательстве Российской Федерации (ГК РФ, часть 4, гл. 69, ст. 1235-1240)» (см. подробнее Постановление по делу № А65-3927/2015 от 28.09.2015. 11-й ААС).

«…Суть лицензирования ПО заключается не в приобретении самих компьютерных программ в коробочном или электронном виде, а в покупке лицензии – специального документа, дающего его владельцу право на использование результатов интеллектуальной деятельности в рамках соглашения с правообладателем (компанией-разработчиком). Лицензия (то же самое – лицензионное соглашение) является основой взаимоотношений между пользователем и правообладателем. Заключение лицензионного договора является необходимым условием для всех пользователей программного обеспечения любых вендоров, юридическо-правовые аспекты которого отражены в законодательстве Российской Федерации (ГК РФ, часть 4, гл. 69, ст. 1235-1240)» (см. подробнее Решение от 30.06.2015 по делу № А65-3927/2015).

Но это в теории.

На практике (особенно при взаимодействии с зарубежными вендорами) правовую природу договоров определить практически невозможно.
Во-первых, вендоры, как правило, хотят сами заключать соглашения с конечными пользователями. Во-вторых, они дают право продажи ПО, но запрещают заключать сублицензионные договоры.

Это может выглядеть, например, так:

Дистрибьютор обязуется рекламировать, продвигать и продавать программное обеспечение и услуги Компании непосредственно или через свою дистрибьюторскую сеть конечным пользователям.

Дистрибьютор не может выступать как сублицензиар программного обеспечения Компании.

В таком случае договор можно толковать как агентский либо договор оказания услуг (или смешанный договор) в зависимости от контекста.

Что это значит для реселлера?

Но если вы не имели права заключать такой договор, то и прав на льготу по НДС не имеете. Это нужно учитывать.

Согласно пп. 26 п. 2 ст. 149 НК РФ, от налога на добавленную стоимость освобождаются операции по передаче исключительных прав на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, программы для электронных вычислительных машин, базы данных, топологии интегральных микросхем, секреты производства (ноу-хау), а также операции по передаче прав на использование указанных результатов интеллектуальной деятельности на основании лицензионного договора. В связи с этим освобождение от налогообложения налогом на добавленную стоимость передачи прав на использование программного обеспечения применяется только при наличии лицензионного договора.

В случае, когда имеет место смешанный договор, содержащий элементы лицензионного, никакой льготы по НДС не предоставляется. Об этом говорят и суд, и Минфин (см., например, письмо Минфин № 03-07-07/66 от 07.10.2010).

А вот что в таких случаях говорит суд:

«…распоряжаться исключительными правами на результат интеллектуальной деятельности может только правообладатель, в связи с чем организация-посредник имеет право распространять программный продукт, но не имеет прав на его использование другими способами, то есть не является обладателем тех прав, которые передает по сублицензионному договору, следовательно, организации-посредники не могут заключать сублицензионные договоры друг с другом и с конечными пользователями и освобождать такие операции от НДС» (см. подробнее Решение по делу № А74-3204/2009 от 22.09.2009. АС Республики Хакасия).

Реселлер – конечный пользователь. Что делать?

Понятно, что реселлер скован договорными условиями вендора, поэтому любая самодеятельность в этом вопросе рискованна.

Заключение сублицензионного договора вопреки запрету вендора опасно и для конечного пользователя. Ведь он тоже может стать объектом проверок налоговых органов или претензий вендора (по сути, использование продукта можно признать незаконным, если у реселлера нет прав на передачу лицензии).

Поэтому конечный пользователь (в основном мы говорим об организациях) должен проверить цепочку передачи продукта и убедиться в правомерности заключаемого договора.

Например, в одном из дел суд обратил внимание на следующие недостатки в документах (см. подробнее Решение по делу № А74-3204/2009 от 22.09.2009. АС Республики Хакасия):

В этом деле суд сделал еще один важный вывод

«…заявитель, являясь сублицензиатом по названному договору, не потребовав у сублицензиаров документов в подтверждение у них наличия письменного согласия правообладателя на заключение лицензиатом сублицензионного договора с третьим лицом, тем самым подверг себя риску и не доказал возникновение у него права на использование программного обеспечения и заключения сублицензионных договоров с третьими лицами в рамках тех способов, которые предоставлены лицензиату правообладателем».

Поэтому особенно важно проверять не только свой договор, но и его историю.
Тема вендоров достаточно обширна. В следующей части мы детальнее рассмотрим вопросы налогообложения при операциях с вендорами (в том числе иностранными).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *