Работа школьного библиотекаря в чем заключается
Работа: библиотекарь в школе — чем занимается специалист, зарплата
«В начале было Слово» — эта библейская истина сразу даёт понять, чем человек отличается от других живых существ, населяющих Землю. Только люди способны выражать свои мысли с помощью речи. Слова становятся предложениями, предложения цепляются друг за друга логическими связями, превращаясь в текст. Слова – как мостики, которые тянутся от человека к человеку, помогают понять друг друга.
Что, как ни приобщение к классической литературе, так полно способствует раскрытию личностного потенциала? Чтение обогащает словарный запас, учит человека самосовершенствованию. Литература привлекает внимание к таким ценностям, как любовь, дружба, честность и жизнелюбие, а яркие образы помогают заметить детали, ускользающие от внимания обывателя. Духовная сфера личностного развития тесно связана с книгой. Для детей и взрослых она становится дверью в параллельный мир, где можно ощутить себя героем — эта волшебная реальность открывается для каждого из нас.
Кто такой библиотекарь и чем занимается
Библиотекарь – это хранитель знаний, привратник мира книг. С развитием интернета, предлагающего электронные книги, профессия не самая популярная, но она и по сей день остаётяся актуальной.
С распространением электронных книг бумажные носители информации, казалось бы отмирают, но это не означает, что библиотеки не будут нужны будущим поколениям. Их работники отвечают за хранение, поиск, выдачу книг и за порядок в «Храме знаний». Круг обязанностей библиотекаря достаточно широк. Простой обыватель, посещавший хотя бы школьную библиотеку не представляет, какой титанический труд стоит за аккуратными книжными полками и приветливой улыбкой работника библиотеки.
Сейчас эта профессия, говоря откровенно не популярная из-за низкой заработной платы, но свет знаний, который эти люди озаряют наши души, бесценен. Кто же стоит по ту сторону обложки волшебной книги? Рассмотрим поближе этого редкого специалиста познакомимся с его рабочими буднями.
Есть два понятия: библиограф и библиотекарь, в чем разница, спросите Вы. В общем её нет: «библио» + «граф» означает «описывать книги». Библиотекарь и занимается этим: технической документацией, картами, рукописями, диссертациями, электронными файлами. Чтобы работать по специальности, достаточно филологического или библиотечного образования — это профстандарт. Педагогическое образование для работы не котируется — нужна переподготовка, для этого лучше пройти дополнительные обучающие курсы по профессии педагог библиотекарь.
Обязанности
Чтобы приступить к своим обязанностям нужно получить соответствующее образование. Библиотекарями становятся выпускники гуманитарных специальностей: «документоведение», «филология», «культурология», «литературоведение».
После того, как диплом получен, путь в профессию и страну книг открыт, но отнюдь не лёгок. Повседневные обязанности библиотекаря – это:
Зарплата
Средняя зарплата, по данным статистики за 2019 год составляет примерно 10 000 рублей. При этом библиотекари сельских и провинциальных библиотек получают ещё меньше – их труд оценивается в 9 000 рублей. А вот частные школы предлагают повышенные ставки: размер месячного оклада от 12 до 15 тысяч рублей. Самая высокая оплата труда зафиксирована в Москве и на Камчатке. Она превышает 21 000 рублей.
Многие считают подобные суммы несоразмерными требованиям, которые обязаны выполнять библиотечные работники, они должны быть образованными, вежливыми, способными подсказать читателю, какую книгу выбрать, то есть – обладать обширными познаниями.
Сколько зарабатывает (получает) библиотекарь зависит от престижа библиотеки в которой он работает, находится она в городе, или сельской местности и от других факторов.
Где можно работать
Когда мы задаёмся вопросом, куда пойти работать библиотекарем, на ум сразу приходят воспоминания из детства, студенческой юности. Действительно, школьные библиотеки, а также научные книжные фонды при ВУЗах нуждаются в компетентных работниках. Кроме того, многие гуманитарные специальности (историк, литературовед, журналист) занимаются изучением исторических источников. В библиотечных фондах хранятся подшивки газет, журналов, альманахов за позапрошлый век. Это значит, что бумажная книга не умрёт, несмотря на развитие высоких технологий.
Можно попытать счастья в смежных профессиях, став работником Дома культуры, Государственного архива или редакции литературной газеты. Библиотекарь — это специальность, работая по которой можно попробовать написать собственную книгу. В этом помогут знания, приобретённые при работе с произведениями известных классиков.
Библиотекарь и охрана труда
Охрана труда — ещё один важный аспект профессии. Общие положения инструкции содержат информацию о том, что работать по специальности библиотекарь может лицо, достигшее 18 лет, прошедшее медицинский осмотр (наличие медкнижки обязательно).
Остальные пункты инструкции посвящены вопросам безопасности работника и посетителей библиотеки. Вроде бы спокойная профессия, что может случиться? Документ же содержит рекомендации по технике безопасности до начала рабочего дня, в рабочее время, после окончания смены. Основная часть этих требований основана на соблюдении санитарных норм. Библиотекарь должен следить за проветриванием помещения (в отсутствие читателей), за техникой (исправностью проводки), за влажностью и освещённостью читального зала. Отдельно выделен пункт, описывающий способы оказания первой помощи при возникновении чрезвычайной ситуации. Специалист обязан знать, как помочь пострадавшему при переломе, обмороке, вывихе — специалисту приходится работать с людьми.
Как действовать во время пожара — в библиотеке много бумжной печатной продукции, в некоторых хранятся старинные рукописи, поэтому нужно соблюдать осторожность и быть внимательным. Необходим контроль за исправностью электропроводки. Возгорание может навредить посетителям библиотеки, или погубить бесценные книги, которые находятся в здании.
Эту инструкцию по охране труда нужно знать, чтобы успешно пройти профаттестацию.
Карьера библиотекаря
Карьерный рост по специальности не высокий, причина её узкая направленность. Конечно, рядовой библиотекарь может «дорасти» до заведующего библиотекой, куратора образовательного проекта или руководителя медиатеки. Ведущий библиотекарь, это самая высокая ступенька карьерной лестницы, а должностная инструкция будет включать пункт — управление младшим персоналом.
Специальность имеет 4 категории:
Плюсы и минусы работы
расширение кругозора, обогащение словарного запаса, знакомство с новой литературой;
творческая самореализация — специалист проводит литературные вечера, встречи с читателями, конкурсы, выставки, презентации;
общение с эрудированными людьми (просвещёнными читателями, научными работниками, писателями и поэтами);
низкая конкуренция при приёме на работу.
Минусы:
низкая оплата труда (особенно в сельских библиотеках, удалённых от центра страны регионах);
отсутствие карьерного роста, перспектив;
большая степень загруженности повседневными монотонными обязанностями.
Работа школьного библиотекаря в чем заключается
Должностные инструкции работников школьных библиотек
Должностная инструкция заведующего школьной библиотекой
1. Общие положения
1.1. Настоящая должностная инструкция разработана на основе тарифно-квалификационных характеристик, согласованных постановлением Министерства труда РФ от 01 февраля 1995 г.№8 и направленных для руководства в работе письмом Министерства образования РФ от 04 августа 1995 г. №58-М.
1.2. Заведующий библиотекой является руководителем структурного подразделения, назначается и освобождается от должности директором и подчиняется непосредственно директору школы.
«Примерное положение в библиотеке общеобразовательного учреждения» п.2 (приложение к Письму Министерства образования РФ от 23 марта 2004 г. № 14- 51- 70/13) подтверждает, что библиотека является структурным подразделением школы, учебного заведения.
Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих утвержденных Постановлением Минтруда РФ от 21 августа 1998 г.№ 37. Нормативный документ рекомендован для применения на предприятиях, в учреждениях и организациях различных отраслей экономики, независимо от формы собственности и организационно-правовых форм.
«Тарифно-квалификационные характеристики (извлечение)п.5. Лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных квалификационными требованиями по разрядам оплаты, но обладающие достаточным практическим опытом и выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационных комиссий в порядке исключения тарифицируются так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы.»
1.4. В своей деятельности заведующий библиотекой руководствуется законодательством РФ о культуре, образовании и библиотечном деле; постановлениями Правительства РФ, определяющими развитие культуры; руководящими документами вышестоящих органов по вопросам библиотечной работы, правилами организации библиотечного труда, учета, инвентаризации; правилами по охране труда, технике безопасности и противопожарной защиты, а также Уставом и Правилами внутреннего трудового распорядка школы, Положением о библиотеке образовательного учреждения и настоящей инструкцией.
1.5. Заведующий библиотекой имеет право на отпуск согласно законодательству: основной – 28 календарных дней, за работу в районах Крайнего Севера – 24 календарных дня.
1.6. Оклад заведующего библиотекой, согласно штатному расписанию, персонального повышающего коэффициента, компенсирующих и стимулирующих надбавок и надбавки за непрерывный библиотечный стаж работы.
Следует знать, что вновь устанавливаемые размеры и условия оплаты труда при переходе на новую систему оплаты труда, включая размер должностного оклада (оклады), повышающие коэффициенты к минимальным окладам, выплаты стимулирующего характера, выплаты компенсационного характера (за работу на крайнем севере и за работу в сельской местности), не могут быть ниже размеров заработной платы и условий оплаты труда, действовавших в IV квартале 2008 года
2. Функции
2.1. Организация работы библиотеки как образовательного, информационного и культурного учреждения.
2.2. Обеспечение учебно-воспитательного процесса и самообразования средствами библиотечного и информационно- библиографического обслуживания учащихся, педагогов и других категорий читателей.
2.3. Формирование у читателей навыков независимого библиотечного пользователя, привитие навыков информационной грамотности, обучение поиску, отбору и критической оценке информации.
2.4. Совершенствование традиционных и освоение новых библиотечных технологий.
3. Должностные обязанности
Заведующий библиотекой возглавляет структурное подразделение школы и выполняет следующие должностные обязанности:
3.1. Разрабатывает, утверждает, по мере необходимости вносит коррективы в Положение о библиотеке, Правила пользования библиотекой.
3.2. Составляет планы и отчеты, ведет учет работы библиотеки.
3.3. Ведет и несет ответственность за достоверность библиотечной документации.
· инвентарной книги, книг суммарного учета, дневника работы школьной библиотеки, тетради замены книг, утерянных читателями и принятых взамен утраченных, читательских формуляров, актов на поступление и списание документов, картотеки фонда учебников и учебных пособий.
3.4. На основе изучения состояния фонда и читательского спроса формирует библиотечный фонд в соответствии с образовательными программами школы:
· комплектует фонд научно-познавательных и художественных документов, оказывая предпочтение справочной литературе ;
· заказывает учебные и методические документы, контролирует поступление новых документов, пополняет фонд отсутствующими или недостаточно укомплектованными учебно-методическими документами;
· при наличии средств пополняет фонд аудиовизуальными документами (АВД), электронными документами (CD, DVD).
3.5. Организует библиотечный фонд :
· осуществляет учет: поступление, выдача, выбытие документов;
· организует техническую обработку полученных документов;
· обеспечивает систематико-алфавитную расстановку документов в сочетании с организацией для учащихся тематических и жанровых выставок;
· предусматривает меры по сохранности библиотечного фонда, проводит профилактические беседы с читателями, принимает меры по своевременному возврату читателями документов;
· организует фонд особо ценных документов;
· согласно инструкции организует размещение и хранение школьного фонда учебников;
· в часы внутренней работы и в санитарные дни проверяет правильность расстановки фонда, осуществляет просмотр документов для выявления устаревших, утративших научно-познавательную ценность и не используемых читателями, а также ветхих документов и нуждающихся в ремонте и реставрации;
· проводит периодические проверки фонда, согласно приказу, подписанному директором учреждения;
· обеспечивает требуемый режим хранения и физической сохранности библиотечного фонда, принимает меры противопожарной безопасности;
3.6. Организует дифференцированное библиотечное и информационно-библиографическое обслуживание на абонементе, в читальном зале, в классах, в учебных кабинетах общеобразовательного учреждения:
· изучает читательские интересы;
· проводит анализ читательских формуляров;
составляет коллективные и индивидуальные планы чтения;
3.8. Способствует популяризации лучших образцов документов с помощью индивидуальных, групповых и массовых форм работы: бесед, выставок, библиографических обзоров, обсуждений книг, читательских конференций, литературных вечеров, викторин и др.
3.9. Обеспечивает знакомство учащихся с минимумом библиотечно-библиографических знаний: знакомство с правилами пользования библиотекой, расстановкой фонда, справочно-библиографическим аппаратом, структурой и оформлением книги, справочными документами и т. д.
3.10. Обеспечивает библиотеку оборудованием, библиотечной техникой, организует современный интерьер, отвечает за художественно-оформительское обеспечение библиотеки, создает благоприятные условия для обслуживания читателей.
3.11. При наличии компьютера внедряет новые информационные технологии.
3.12. Обеспечивает в библиотеке соответствующий санитарно-гигиенический режим.
4. Права
Заведующий библиотекой имеет право:
4.1. Самостоятельно выбирать формы и методы работы с читателями и планировать её исходя из общего плана работы школы.
4.2. Участвовать с правом совещательного голоса в заседаниях Педагогического совета школы.
4.3. Принимать участие в работе семинаров и совещаний, непосредственно связанных со спецификой его деятельности, а также на периодическое повышение квалификации.
4.4. На защиту профессиональной чести и достоинства.
4.5. На представление к различным формам поощрения, наградам и знакам отличия, предусмотренным для работников образования и культуры.
4.6. Давать обязательные для исполнения указания обучающимся и работникам школы по вопросам, касающимся соблюдения правил пользования библиотекой.
4.7. Знакомиться с жалобами и другими документами, содержащими оценку его работы, давать по ним объяснения.
5. Ответственность
5.1. За неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительных причин Устава и Правил внутреннего трудового распорядка школы, законных распоряжений директора школы и иных локальных нормативных актов, должностных обязанностей, установленных настоящей Инструкцией, в том числе и за не использование предоставленных прав, заведующий библиотекой несёт дисциплинарную ответственность в порядке, определенном трудовым законодательством.
5.2. За виновное причинение школе или участникам образовательного процесса ущерба в связи с исполнением (неисполнением) своих должностных обязанностей заведующий библиотекой несёт частичную материальную ответственность в порядке и пределах, установленных трудовым и (или) гражданским законодательством.
6. Взаимоотношения. Связи по должности.
6.1. Заведующий библиотекой работает по графику, составленному исходя из 40-часовой рабочей недели и утвержденному директором школы.
Номинальная продолжительность рабочего времени в библиотеке не более 40 часов в неделю. Ст. 91 Трудового кодекса РФ. Для женщин, работающих в условиях Крайнего Севера и приравненных к ним местностях установлена 36-часовая рабочая неделя. (ст.320 ТК, коллективные и трудовые договора).
6.2. Получает от директора школы и его заместителей информацию нормативно-правового и организационно-методического характера, знакомится под расписку с соответствующими документами.
6.3. Работает в тесном контакте с учителями, родителями обучающихся (лицами их заменяющими) систематически обменивается информацией по вопросам, входящим в его компетенцию, с администрацией и педагогическими работниками школы.
6.4. Самостоятельно планирует работу библиотеки на каждый учебный год. План и отчет утверждается директором школы.
С инструкцией ознакомлена____________ подпись
Должностная инструкция библиотекаря
1. Общие положения
1.1. Настоящая должностная инструкция разработана на основе тарифно-квалификационной характеристики заведующего библиотекой и библиотекаря, согласованных Постановлением Министерством труда РФ от 1 февраля 1995 года №8 и направленных для руководства в работе письмом Министерства образования РФ от 4 августа 1995 г. №58-М.
1.2. Библиотекарь назначается и освобождается от должности директором школы.
1.3. Библиотекарь должен иметь высшее или среднее профессиональное образование без предъявления к стажу работы или общее среднее образование, курсовую подготовку и стаж работы в должности библиотекаря не менее трех лет.
1.4. Библиотекарь подчиняется непосредственно заместителю директора школы по учебно-воспитательной работе.
1.5. В своей деятельности библиотекарь руководствуется Конституцией и Законами РФ, Указами Президента РФ, решениями Правительства РФ, Уставом, приказами и распоряжениями директора школы, настоящей должностной инструкцией.
2. Функции
Основными направлениями деятельности библиотекаря являются:
2.1. Информационное обеспечение учебно-воспитательного процесса в школе.
2.2. Привитие учащимся навыков информационной грамотности.
3. Должностные обязанности
Библиотекарь выполняет следующие должностные обязанности:
3.1. Организует работу библиотеки школы, формирование, обработку и систематизированное хранение библиотечного фонда.
3.2. Составляет каталоги, картотеки, указатели, тематические списки и обзоры литературы.
3.3. Обслуживает обучающихся и работников школы на абонементе и в читальном зале, организует и проводит связанную с этим информационную работу (выставки, викторины, и другие мероприятия по пропаганде книги); осуществляет подбор литературы по заявкам читателей.
3.4. Ведет учет работы библиотеки и представляет установленную отчетность.
3.5. Принимает книжные фонды на ответственное хранение по акту и разовым документам и ведет соответствующий учет, участвует в инвентаризации книжных фондов, списании устаревшей и ветхой литературы по установленным правилам и нормам.
3.6. Принимает в установленном порядке меры к возмещению ущерба, причиненного книжному и иным фондам библиотеки по вине читателей и в связи с недостачей, утратой или порчей книг.
3.7. Устанавливает и поддерживает связи с другими библиотеками.
3.8. Оформляет подписку школы на периодические издания, контролирует их доставку.
3.9. Принимает меры к обеспечению библиотеки необходимым оборудованием.
3.10. Организует читательские конференции, литературные вечера и другие массовые мероприятия.
3.11. Соблюдает правила по охране труда, технике безопасности и противопожарной защите; следит за надлежащим санитарным состоянием помещений и фондов библиотеки.
4. Права.
Библиотекарь имеет право:
4.1. Самостоятельно выбирать формы и методы работы с читателями и планировать её исходя из общего плана работы школы.
4.2. Участвовать с правом совещательного голоса в заседаниях Педагогического совета школы.
4.3. Принимать участие в работе семинаров и совещаний, непосредственно связанных со спецификой его деятельности, а также на периодическое повышение квалификации.
4.4. На представление к различным формам поощрения, наградам и знакам отличия, предусмотренным для работников образования и культуры.
4.5. Давать обязательные для исполнения указания обучающимся и работникам школы по вопросам, касающимся соблюдения правил пользования библиотекой.
5.1. За неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительных причин Устава и Правил внутреннего трудового распорядка школы, законных распоряжений директора школы и иных локальных нормативных актов, должностных обязанностей, установленных настоящей Инструкцией, в том числе и за не использование предоставленных прав, библиотекарь несёт дисциплинарную ответственность в порядке, определенном трудовым законодательством.
5.2. За виновное причинение школе или участникам образовательного процесса ущерба в связи с исполнением (неисполнением) своих должностных обязанностей библиотекарь несёт частичную материальную ответственность в порядке и пределах, установленных трудовым и (или) гражданским законодательством.
6. Взаимоотношения. Связи по должности.
Библиотекарь:
6.1. Работает по графику, составленному из 40-часовой недели, и утвержденному директором школы по представлению заместителя директора школы по учебно-воспитательной работе.
6.2. Может привлекаться по распоряжению заместителя директора школы по учебно-воспитательной работе к экстренной замене временно отсутствующих учителей и воспитателей в пределах нормальной продолжительности своего рабочего времени с дополнительной почасовой оплатой педагогической работы.
6.3. Получает от директора школы и его заместителей информацию нормативно-правового и организационно-методического характера, знакомится под расписку с соответствующими документами.
6.4. Работает в тесном контакте с учителями, родителями обучающихся (лицами их заменяющими); систематически обменивается информацией по вопросам, входящим в свою компетенцию, с педагогическими работниками школы и администрацией школы.
С инструкцией ознакомлен: ________________ Подпись
Начинающему школьному библиотекарю (стр. 1 )
| Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 |
Адрес электронной почты irina. borisovna. *****@***com
Любая библиотека имеет право на разработку – стандарта предприятия (СТП), регламентирующего особенности деятельности конкретной библиотеки в любом из направлений. Заведующей библиотекой разрабатывается пакет регламентирующих документов:
1. Положение о библиотеке.
2. Правила пользования библиотекой. Правила пользования библиотекой ОУ разрабатываются в соответствии с Примерным положением о библиотеке общеобразовательного учреждения. Библиотечные работники готовят правила пользования конкретной библиотекой с учетом возрастных и психологических особенностей пользователей, применяя соответствующий стиль изложения документа, особенно в варианте для младших школьников и младших подростков.
Для обеспечения дифференцированного подхода к обслуживанию пользователей составляется расписание для посещения отдельных групп учащихся по классам, учителей и родителей. В расписании работы библиотеки обязательно указывается, что 2 часа рабочего времени ежедневно тратится библиотекарем на выполнение внутрибиблиотечной работы.
3. Должностные обязанности заведующей библиотекой, библиотекаря Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 мая 2011года № 000н внесены изменения в Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования», утвержденный приказом Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 года № 000н, в соответствии с которым раздел III «Должности педагогических работников» дополнен новой квалификационной характеристикой «педагог-библиотекарь».
4. Положение об использовании учебных фондов и мерах обеспечивающих сохранность литературы. Положение разрабатывается на основании «Инструкции о создании и обновлении библиотечных фондов учебников, порядке их использования и мерах, обеспечивающих сохранность литературы» утвержденной Министерством просвещения СССР, Госкомиздатом СССР по делам издательств, полграфии и книжной торговли, министерством культуры (Приказ Минпроса СССР №79 от 01.01.01г.).
5. Положение о платных услугах.
6. Положение об общественном совете библиотеки.
Этот документ регионального уровня, который вводится для библиотек ОУ по решению коллегии Департамента или Министерства образования области, края, региона, муниципальным органом управления образования.
8. Другие документы, необходимые для организации деятельности конкретной библиотеки, например, «Правила пользования компьютерной базой данных для пользователей», «Алгоритм поиска документов в различных звеньях СБА библиотеки», «Порядок работы учащихся в Интернет» и т. п.
Выше перечисленные документы, регламентирующие работу библиотеки должны иметь гриф «УТВЕРЖДАЮ» и подпись директора ОУ!
9. Планово-отчетная документация:
¨ годовой план работы библиотеки;
¨ месячный план работы библиотеки на месяц;
¨ справка по обеспеченности учебниками на текущий год и т. п.
II .Технология работы библиотеки
Технология работы – это совокупность процессов и операций, обеспечивающих нормальное функционирование школьной библиотеки.
Технология определяется на основе инструктивных и методических материалов по следующему кругу вопросов:
¨ Планирование и отчетность;
¨ Организация и хранение фондов;
¨ Учет и обработка документов;
¨ Ведение справочно-библиографического аппарата библиотеки;
¨ Организация справочно-библиографического и информационного обслуживания;
¨ Продвижение информационной продукции и услуг (реклама).
Основная цель соблюдения всех технологических процессов состоит в том, чтобы обеспечить содействие всестороннему развитию личности пользователя (школьника), в том числе оказать специфическими библиотечными средствами помощь в интеллектуальной, духовно-нравственной, физической самореализации пользователей.
1. Основные направления деятельности библиотеки
Школьный библиотекарь помимо профессиональных знаний, необходимых для работы, должен владеть навыками обращения с финансовой документацией, с различными фондами документов, активно участвовать в информационно-воспитательном процессе и постоянно повышать свой профессиональный уровень.
Круг функциональных обязанностей школьного библиотекаря гораздо шире круга обязанностей библиотекаря детской библиотеки. В большинстве случаев в школьной библиотеке работает один человек, который должен владеть всеми видами работ.
Всю основную работу школьной библиотеки можно условно разделить на блоки. Работа по каждому из них тесно переплетается друг с другом.
Своевременное проведение обработки и регистрации поступающих документов:
¨ оформление справок на поступившие документы;
¨ запись в инвентарную книгу;
¨ составление библиографического описания для алфавитного и систематического каталогов.
Обеспечение свободного доступа пользователей к фондам библиотеки. Выдача документов пользователям библиотеки. Соблюдение правильности расстановки фонда. Систематический контроль за своевременным возвратом в библиотеку выданных документов. Ведение работы по сохранности фонда. Создание и поддержание комфортных условий для работы пользователей. Работа по мелкому ремонту изданий с привлечением к ней библиотечного актива. Периодическое списание фонда с учетом ветхости и морального износа. Оформление подписки на периодические издания.
Своевременное оформление заявки на учебники с учетом контингента учащихся. Прием и обработка поступивших учебников:
¨ оформление справок на учебники;
¨ запись в книгу суммарного учета;
¨ оформление картотеки на учебники;
¨ запись в тетрадь учета регистрационных карточек на учебники.
3. Составление отчета по обеспеченности бесплатными учебниками на текущий год.
4. Прием и выдача учебников.
5. Систематический контроль за своевременным возвратом в библиотеку выданных
6. Ведение работы по сохранности учебного фонда (рейды по классам).
7. Работа по мелкому ремонту учебников.
8. Периодическое списание фонда с учетом ветхости и морального износа.
9. Передача учебников во временное пользование в другие ОУ.
¨ проведение бесед: беседа при записи в библиотеку, беседа о прочитанном,
¨ индивидуальное распространение информации (работа с учителями, администра-
¨ обслуживание пользователей на абонементе и в читальном зале.
Массовые мероприятия являются эффективными формами проявления библиотечной работы в ОУ. Именно благодаря массовой работе, библиотекарь проявляет себя как творческая личность, профессионал своего дела.
Наиболее распространенной формой массовой работы в библиотеках всех видов и масштабов является, организация книжных выставок.
Подготовка к массовым мероприятиям относится к внутренней работе. Особенность внутренней работы заключается в том, что её нельзя отложить и она многообразна. Приходится делать многое. И проведение массовых мероприятий никоим образом не должно сбивать профессиональный уровень организации работы библиотеки. Затраты времени на проведение массовых мероприятий.
Сопровождение учебно-воспитательного процесса информационным обеспечением педагогов:
¨ обзоры новых поступлений;
¨ подбор документов в помощь проведению предметных недель и других общешкольных мероприятий;
¨ информирование учителей о новых поступлениях;
¨ оформление в кабинетах книжных выставок на изучаемую тему по какому-либо предмету.
Сопровождение учебно-воспитательного процесса информационным обслуживанием учащихся:
¨ подбор литературы для написания рефератов, докладов, сообщений и т. д.;
¨ оказание помощи в подготовке к общешкольным и классным мероприятиям;
¨ проведение индивидуальных и групповых библиотечных занятий.
3. Информационное обслуживание родителей:
¨ оформление выставок для родителей на актуальные темы;
¨ выступление на родительских собраниях.
1. Формирование у читателей навыков независимого библиотечного пользователя:
¨ знакомство с правилами пользования библиотекой;
¨ знакомство с расстановкой фонда;
¨ обучение учащихся приемам работы с СБА;
¨ ознакомление со структурой и оформлением книги;
¨ овладение навыками работы со справочными изданиями и т. д.
2. Проведение факультативных занятий и кружковой работы по основам информационной культуры школьников.
¨ работа по самообразованию с использованием опыта лучших школьных библиотекарей;
¨ посещение методических объединений школьных библиотекарей;
¨ посещение открытых мероприятий, семинаров, «круглых столов»;
¨ индивидуальные консультации у методиста;
¨ освоение информации из профессиональных изданий.
2. Внутрибиблиотечная документация
В соответствии с основными направлениями работы библиотеки ведется следующая внутрибиблиотечная документация.
¨ книга суммарного учета основного фонда;
¨ папка актов движения фонда (списание);
¨ папка справок о поступлении в основной фонд;
¨ акты о проведении инвентаризации (проверка фондов);
¨ тетрадь учета книг принятых от читателей взамен утерянных;
¨ тетрадь учета книг, не подлежащих записи в инвентарную книгу.
¨ книга суммарного учета учебного фонда;
¨ справки о поступлении учебников;
¨ тетрадь учета регистрационных карточек на учебники;
¨ картотека на учебники;
¨ тетрадь замены учебников;
¨ журнал выдачи учебников по классам или читательские формуляры;
¨ отчет по обеспеченности учебниками на текущий год.
3. Учет изданий на электронных носителях:
¨ тетрадь или инвентарная книга, где отражаются данные издания (тетрадь заводится для каждого вида изданий).
4. Документация по работе с читателями:
¨ листок перерегистрации читателей;
¨ листок ежедневной статистики;
5. Массовая работа отражается в Дневнике работы библиотеки в 3-тьей части.
6. Информационная работа отражается в Тетради учета библиографических справок.
7. Кружковая работа отражается в «Журнале учета работы педагога в системе дополнительного образования».
Для порядка в документах и их сохранности, оформляются следующие папки или скоросшиватели в зависимости от объёма материалов:
Папка №1 – Документы, регламентирующие деятельность библиотеки МОУ…
¨ Федеральный закон о библиотечном деле;
¨ Закон об образовании;
¨ Положение о библиотеке (утвержденное директором ОУ);
¨ Правила пользования библиотекой (утвержденные директором ОУ);
¨ Должностные обязанности заведующей библиотеки, библиотекаря, педагога-библиотекаря (утвержденные директором ОУ, подписанные заведующей библиотекой);
¨ Положение об использовании учебных фондов и мерах обеспечивающих сохранность литературы (утвержденное директором ОУ);
Папка №2 – Планово-отчетная документация:
¨ годовой план работы библиотеки (за три последних учебных года, утвержденный директором ОУ);
¨ годовой анализ работы библиотеки (за три последних учебных года);
¨ месячный план работы библиотеки на месяц (по необходимости).
Папка №3 – Обеспеченность учебниками (за три последних учебных года, утвержденная директором ОУ).
Папка №5 – Папка актов движения – списание основного фонда(хранится постоянно).
Папка №9 – Сценарии массовых мероприятий (может быть несколько папок, внутри по разделам, например «Неделя детской книги», «День матери» и т. д.).
Папка №10 – Календарь литературных и памятных дат (обновляются ежегодно, но повторяются 1 раз в 5 лет);
Папка №11 – Информационная работа (списки литературы, буклеты, реклама и т. д.);
«Массовая работа», «Статистика в библиотеке» и т. д.).
Папка №13 – Портфолио библиотекаря.
3. Циклограмма работы библиотеки
Получение учебников. Регистрация и оформление учебников.
Выдача учебников. Обеспечение школы недостающими учебниками через МБА. Запись в библиотеку новых учащихся и перерегистрация читателей.
Предоставление отчета по обеспеченности учебниками на текущий год методисту. Подготовка к списанию старых учебников.
Оформление подписки на 1 полугодие будущего года. Своя текущая работа.
Рейды по классам с проверкой состояния школьных учебников. Своя текущая работа.
Обмен учебников первой части на вторую. Согласование выбора учебников на следующий учебный год с администрацией ОУ и учителями. Оформление Федерального заказа на учебники.
Своя текущая работа.
Неделя детской книги. Посвящение первоклассников в читатели библиотеки.
Сбор учебников и художественной литературы. Составление анализа работы за прошедший учебный год. Составление плана работы библиотеки на следующий учебный год. Составление для учителей и родителей перечня учебников на следующий учебный год.. Ремонт учебников. Расстановка фонда учебников.
Один раз в месяц санитарный день.
4. Планирование работы школьной библиотеки
При составлении плана библиотекари не всегда отражают в нём все виды работ. Как правило, основное внимание уделяется информационной и воспитательной работе, а внутренняя работа и ведение финансовой документации остаются неучтенными.
План, составленный без должного отражения всех необходимых составляющих, может негативно влиять на всю работу библиотекаря и на её оценку администрацией ОУ.
Работа с фондом учебников не входит в основной план работы. Она отражается в отдельном разделе плана, поскольку работа является дополнительной и за неё полагается доплата.
Типичные ошибки при планировании работы библиотеки:
1. Нет конкретизации задач, стоящих перед библиотекой.
2. Не выдержана логика при планировании, нет чёткой схемы плана.
4. В планах часто встречается простое перечисление литературных дат, в лучшем случае указано: книжная выставка, беседа или обзор. При планировании книжных выставок необходимо сначала определить достаточно ли книг по выбранной теме? В плане необходимо указывать названия мероприятия или выставки. Формулировки «Книжная выставка к 300-летию » или «Литературно-музыкальный вечер, посвященный авторской песне» не корректны. Необходимо указывать название и для это выбирается цитата, пословица или высказывание.
5. Не учитывается работа с группами продленного дня, в библиотечных кружках.
4.1. Методика составления плана работы
В основу работы библиотек положены следующие документы:
¨ «Закон о библиотечном деле» (1994г.);
¨ «Примерное положение о библиотеке образовательного учреждения» (2004г.).
В Положении говорится о том, что каждая библиотека должна иметь план работы на учебный год, утвержденный директором ОУ, после чего он является директивным, т. е. обязательным для выполнения! План является частью общего годового плана учебно-воспитательной работы данного учреждения.
1. Приступая к работе над планом, библиотекарь должен знать основные направления учебно-воспитательного плана ОУ на текущий год. Необходимо продумать, чем библиотека может помочь в их выполнении, какие формы и методы работы лучше использовать в помощь педагогам и школе.
2. Перед составлением плана необходимо побеседовать с заместителем директора по учебно-воспитательной работе, с учителями-предметниками и обговорить основные направления работы и все крупные мероприятия, которые собираетесь проводить вместе. Заранее обговаривается масштаб данной работы (один класс, параллель, всё ОУ).
3. План должен быть неразрывно связан с жизнью ОУ и не может носить отвлеченный характер. Если учебное заведение имеет свои особенности, например, в режиме работы, или в изучении каких-то дисциплин, это должно отражаться в плане. Необходимо конкретизировать специфику ОУ, воплощая её в конкретных мероприятиях.
5. Знакомство с календарем литературных и памятных дат на следующий год. Отмечаются даты, которые будут определяющими в учебном году. Подбираются цитаты и высказывания для оформления заголовков.
6. При планировании необходимо учитывать недостатки работы прошлого года и попытаться их исправить в следующем году.
7. В библиотеке есть такие виды работ, которые проводятся в течение всего учебного года: библиотечные уроки, работа с учебниками, новыми поступлениями, с задолжниками, с активом читателей. Поэтому при распределении работы по месяцам они могут быть указаны не один раз. По ведущим и очень значимым темам года может составляться отдельный план, например, к 65-летию со дня Победы в Великой Отечественной войне.
План работы удобно писать в таблицах, имеющие следующие графы:
¨ обозначение форм работы (обзор, беседа, рекомендательный список лите-
ратуры, литературный вечер и т. д.);
¨ читательское назначение (для какой категории читателей проводится меро-
приятие – для определенного класса, педагогов, родителей);
¨ фамилии или должности лиц, ответственных за исполнение.
Более подробный план составляется на месяц. В нем указываются не только точные сроки, но и место проведения мероприятий, а также ответственные за их исполнение.
План работы на месяц
Используя ежемесячный план, очень удобно писать анализ работы библиотеки за год.
4.2. Примерная схема годового плана работы библиотеки
По каждому разделу плана приводятся основные виды работ, выполняемые в библиотеках, а в скобках курсивом указан срок исполнения работы.
¨ Обеспечение учебно-воспитательного процесса и самообразования путем библиотечно-библиографического и информационного обслуживания учащихся и педагогов.
¨ Формирование у школьников навыков независимою библиотечного пользователя, информационной культуры и культуры чтения.
¨ Совершенствование традиционных и освоение новых технологий и т. д.
¨ Изучение состава фонда и анализ его использования. Это трудоемкий процесс и требует времени (месяц);
¨ Формирование фонда библиотеки традиционными и нетрадиционными носителями информации (в течение года);
¨ Формирование общешкольного заказа на документы основного фонда. (Заказ формируется при наличии бланка-заказа и финансировании);
¨ Комплектование фонда в соответствии с образовательной программой ОУ (в течение года);
¨ Оформление подписки на периодику (апрель, ноябрь);
¨ Прием, систематизация, техническая обработка и регистрация новых поступлений (по мере поступлений документов);
¨ Оформление накладных на поступившие документы и их своевременная сдача в бухгалтерию (по мере поступления документов);
¨ Ведение и редактирование СБА, обновление электронных баз данных с учетом возрастных особенностей пользователей (постоянно).
¨ Прием и оформление документов, полученных в дар, учет и обработка (по мере поступлений документов);
¨ Выявление и списание ветхих, морально устаревших и неиспользуемых документов по установленным правилам и нормам, в том числе оформление актов и изъятие карточек из каталогов (месяц, четверть);
¨ Расстановка документов в фонде в соответствии с ББК (ежедневно);
¨ Проверка правильности расстановки фонда (1 раз в месяц, санитарный день);
¨ Обеспечение свободного доступа пользователей библиотеки к информации (постоянно);
¨ Инвентаризация фонда (полугодие);
¨ Организация санитарного дня в библиотеке (1 раз в месяц). (Это прописывается в «Правилах пользования библиотекой» и в «Графике работы библиотеки»).
Работа по сохранности фонда:
¨ Обеспечение мер по возмещению ущерба, причиненного документам в установленном порядке (по мере причинения ущерба);
¨ Организация работы по мелкому ремонту и переплету изданий с привлечением библиотечного актива (1 раз в месяц, 1 раз в месяц);
¨ Обеспечение требуемого режима хранения и физической сохранности библиотечного фонда (постоянно).
1. Индивидуальная:
¨ рекомендательные беседы (постоянно); Беседы проводятся
¨ беседы о прочитанном(постоянно); со всеми категориями пользователей
¨ беседы при записи (постоянно);
¨ изучение читательских интересов (1 раз в месяц; 1 раз в полугодие);
¨ анализ чтения читателей (месяц).
2. Работа с активом библиотеки (1 раз в месяц, 1 раз в неделю).