Работа учителя трудная потому что
6 причин, почему быть учителем действительно сложно
Alice Teachaholic
Труд учителя один из самых недооцененных. Причины этого не очень понятны: возможно, дело в неприятном опыте общения с непрофессиональными учителями («Да она просто всю пару читала с листика»); возможно — в кажущейся простоте профессии («Ну что там сложного! Три урока провел и пошел домой отдыхать!”)
Мы выбрали несколько причин (далеко не все!), которые лишний раз подтверждают, что преподавание намного сложнее, чем думают люди, не связанные с этим занятием:
По хорошему учителю никогда не скажешь, что ему сложно преподавать. Поэтому многие думают, что это легко
Профессионалы в любой отрасли делают свою работу настолько хорошо, что со стороны это выглядит так, будто совершенно не требует усилий. То же самое и с преподавателями. Хороший преподаватель порхает по аудитории, увлеченно рассказывая о своем предмете, общается с учениками и делает процесс обучения действительно легким. Хотя это совсем не значит, что ему самому легко.
Вся эта магия строится на многих часах усилий, которые учителя тратят на подготовку урока, поддержание своего уровня знаний и налаживание контакта с каждым учеником в аудитории.
Оплата труда, несравнимая с усилиями
Скажем прямо — зарплата учителя оставляет желать лучшего. Особенно если учитывать все средства, которые преподаватель тратит на повышение квалификации.
Длинный рабочий день
Каждый рабочий день преподавателя сопровождается несколькими часами подготовки к занятиям (неоплачиваемыми, конечно же), поэтому даже “короткий” 5-часовой рабочий день может превратиться в полноценный 7-часовой, ну а 8-часовой в тяжелый 10-часовой. Существуют подсчеты, по которым учителя в среднем работают 53 часа в неделю!
Плюс к этому многие преподаватели параллельно с работой готовятся к сдаче различных международных экзаменов, что снова возвращает нас к вопросу о несоответствии зарплат потраченным усилиям.
Для некоторых людей учитель — враг
Часто преподаватели попадают в неприятную ситуацию. Они работают с учеником, переживают за его успехи, беспокоятся, как о собственном ребенке. Но беда пришла откуда не ждали. Появляется новая сторона — родители или родственники, которые недовольны работой учителя.
Несмотря на все усилия, которые прикладывает учитель, к нему не относятся, как к помощнику. К нему относятся, как к врагу — с претензией и указаниями. И это не просто мешает работать — такое отношение демотивирует и подрывает доверие учеников к учителю.
Иногда необходимо вносить изменения, которые ухудшают качество преподавание
Учителя не всегда согласны с теми нововведениями и стандартами, которые диктует им государство или работодатель. Во многих случаях из-за того, что они в лучшем случае не повышают качество преподавания.
Бюрократия — самая нелюбимая часть работы учителя, а драгоценные часы, потраченные на нее, любой преподаватель с удовольствием потратил бы на непосредственную работу с учениками.
Учителя неохотно говорят о проблемах
Многие преподаватели не склонны обсуждать сложность и требовательность своей работы вне круга коллег, ведь человек, который любит свою работу, вроде бы как не будет на нее жаловаться (еще как будет!)
Возможно, если бы не эта закрытость, объективную информацию о работе преподавателя имели бы не только новички отрасли, но и общество в целом, что в свою очередь способно повысить авторитет профессии и избавить ее от маркера «простой» работы.
Работа учителя трудная потому что
Валентина БЯЗЫРОВА, заслуженный учитель РФ, лауреат Государственной премии СССР, член Союза журналистов России:
– Учительская профессия… такая негладкая дорога наша…
Каждодневные планы, подготовка к урокам, постоянная работа над собой. Без нее нам нельзя: сразу можно отстать, а тогда просто станет нечего делать здесь, в школе. Правильно говорят: учить можно лишь тогда, когда растешь сам.
У любой профессии есть свои основы основ. Так и у нас. Общение с ребятами. Умение верно построить свои отношения с ними. Дружить без заигрывания, уважать без скидок, говорить без сюсюканья. Это всегда важно. Это всегда трудно. Это всегда прекрасно.
Лариса АГУЗАРОВА, учительница математики Мизурской СОШ:
– Я думаю, что в профессии учителя все трудно. Ведь от его работы зависит, каким учеником будет ребенок в школе. Поэтому самое трудное, пожалуй – привить ему интерес к своему предмету. Особенно если это математика – уникальная наука логики и точности. Мои ученики знают: это не просто работа с цифрами и абстрактными формулами, это способность мыслить научно, оперировать четкими понятиями, умение рассчитать, оценить, логически рассудить.
Ирина САЛБИЕВА-КОЛИЕВА, директор МБОУ «СОШ № 13 им. К. Л. Хетагурова» г. Владикавказа:
– Большая сложность для нас сегодня – это изменение системы образования. ЕГЭ и ГИА – это стресс не только для детей, но и для учителей. Некоторое время назад мы ввели переводные экзамены с 5 по 8 класс, запретили телефоны, чтобы школьники больше внимания уделяли учебе. Теперь детей можно чаще встретить с учебником в руках, чем с телефоном. И, конечно, надо любить детей, тогда и сложностей в работе не будет.
Валерий АМИЛАХАНОВ, директор СОШ с. Лескена:
– Самое сложное – это постоянная работа над собой и улучшение своих профессиональных навыков.
Еще одна сложность – это толерантное отношение к детям, когда нужно выдерживать систему, чтобы не было срывов, выдержка. В каждом педагоге должны жить любовь и уважение к детям, без них – никуда. И мы должны делать все возможное, чтобы ребенок учился. Многие молодые учителя не выдерживают и быстро уходят. Сегодня в школе работают истинные патриоты, которые не жалеют ни себя, ни детей и заставляют их работать над собой и получать знания.
Галина КРИВОШЕЕВА, учительница русского языка и литературы, г. Моздок:
– На мой взгляд, самое трудное – это постоянное противостояние ученикам, не желающим читать! Противостояние каким-то постоянно обновляющимся административным требованиям: родителям – детям 90-х, которые, ничего не делая, привыкли только требовать, будто мы выполняем с ними разные задачи. Приходится противостоять материальным трудностям и неизбежности искать какие-то параллельные пути заработать на жизнь…
Александр ФИДАРОВ, начальник управления образования АМС Ирафского района:
– Главным вызовом в профессии учителя является возможность объединить два трудносовместимых явления: необходимость сохранять сложившиеся педагогические традиции в вопросах воспитания и необходимость идти в ногу со временем, чтобы не отставать от изменяющихся условий, обусловленных естественным развитием общества.
Анна СИМОНОВА, ветеран педагогического труда:
– Самое трудное в работе учителя в наше время – это его незащищенность, отсутствие надежного тыла. Раньше за нами были государственные органы: партия, исполнительная власть, милиция, общественность и так далее. Авторитет учителя был высок.
Сегодня педагог остался один на один со своими проблемами. У нас в республике еще как-то сохранились старые традиции уважения к нему. Но читаю прессу, смотрю в Интернете материалы о том, как в других регионах ученики издеваются над учителями, как родители учащихся унижают их, как под суд отдают, например, за то, что, не выдержав глумления, старый педагог ударил указкой хулигана на уроке. И думаю: о какой воспитательной работе в школе можно говорить в таких условиях?!
Татьяна ГАБУЕВА, преподаватель физики:
– На мой взгляд, самое важное и, возможно, трудное в профессии учителя – быть педагогом. Ведь давать знания по определенному предмету – это только полдела. Необходим контакт с детьми на уровне психолога-воспитателя. Именно в этом и заключается основное отличие педагога от предметника. От того, что мы вкладываем в воспитательный процесс, зависит то, кем, в конечном счете, станут наши дети. А они должны сформироваться не только в профессионалов своего дела, но и, что, по-моему, гораздо важнее, стать полноценными, всесторонне развитыми личностями.
Мадина Царазонова, директор Аланской гимназии:
– Самое сложное – сохранить в душе доброжелательность и любовь – не только к детям, но и к людям вообще. Чтобы то, что называют «профессиональным выгоранием», не коснулось души.
Людмила Арисланова, учительница начальных классов Общеобразовательной школы-интерната среднего общего образования, г. Владикавказ:
– Непреодолимых преград нет. Если учитель пришел в профессию по призванию, нашел себя в этой сфере, то ему все под силу. Сама работа вдохновляет. А есть ли профессия без сложностей?!
– Наверное, я скажу в целом об учительстве и образовании. Это излишняя отчетность учителей, которой они перегружены. Низкий уровень заработной платы – нужно срочно поднимать базовую часть, которая недотягивает даже до МРОТ. Нехватка квалифицированных педагогов с высокой профессиональной ответственностью. Все эти сложности так или иначе сказываются на работе.
Эссе на тему «Значение и сложности педагогической профессии»
Эссе на тему «Значение и сложности педагогической профессии».
Педагог, где бы он ни трудился (в детском саду, школе, колледже, спортивной секции и др.) является представителем одной из самых социально-значимых человековедческих профессий. Его деятельность направлена на развитие и формирование человека.
Специфика профессии учителя выражается в постоянном общении с детьми, у которых есть свое миропонимание, свои права. В силу этого ведущей стороной педагогического мастерства учителя является умение правильно направить процесс развития подрастающего поколения, так организовать всю деятельность учащихся, чтобы каждый из них имел возможность полноценно развивать свои наклонности и интересы.
Я решил связать свою жизнь с преподаванием, на данный момент учусь на втором курсе «Шадринского государственного педагогического университете». В школьные годы мне казалось, что быть учителем – это «легко и просто». Однако столкнувшись с педагогической практикой, пусть она и была пассивной, я начинаю понимать, как я ошибался… или не ошибался? В своем эссе я хотел бы затронуть проблему, касающуюся значения и сложностей педагогической профессии.
Но если я буду отталкиваться от личного опыта, очень маленького, но своего. Вот я прошел практику, за это время общения с учителем, он рассказал мне, что вести уроки совсем не сложно. Что он привык и быть учителем ему сейчас совсем не трудно. Мне удалось побывать на его уроках. Все идет по плану, все ученики готовы к урокам. По мне, учителю совершенно просто было проводить уроки. Дети вели себя послушно, слушали внимательно, фиксировали всю информацию. Кто-то в силу своих способностей хуже, кто-то лучше, но все были задействованы. Может быть, просто кому-то от природы даются навыки преподавания, а кому-то приходится развивать и нарабатывать их всю жизнь? Или это просто многолетний опыт?
В заключении хотелось бы сказать, что существование сложностей педагогической профессии каждый педагог должен определить для себя сам. Ведь для кого-то эта проблема существует, а для кого-то – нет. Для меня же пока этот вопрос останется открытым, до того момента, пока я сам не попробую себя в этой роли.
10 причин, по которым я не смогла работать учителем
Часто встречаю записи в блогах и статьи о том, что не хватает учителей, остались одни пенсионеры, образование становится все хуже, и прочее похожее. У меня нет особого желания разглагольствовать на эту тему, я просто приведу причины, по которым я ушла со школы.
Как все начиналось
А вот и причины, по которым я не стала работать в школе:
Маленькая зарплата
Постоянные взносы и затраты на работу
Канцелярия за свой счет, оформление для открытых уроков за свой счет. Печать баннеров, рисунков, раздаточного материала. Все-все за свой счет. А теперь вспомним размер моей заработной платы, и отнимем оттуда добрых 5-10 тысяч. Это в зависимости от того, сколько чего нужно купить, какие открытые уроки, у кого день рождения и сколько таких дней будет в этом месяце, и так далее.
Обязательная подписка на газеты и журналы
Куча документации
Журналы, всякие бумажки, какие-то отчеты постоянные, и еще куча всякой ненужной фигни. Точнее, вся эта макулатура, скорее всего, нужна министерству образования коту в горшок положить для отчетности. И заполнять все это муторно и бесит.
Электронная отчетность
Отсутствие уважения со стороны родителей и учеников к профессии
Наличие людей, положивших на свою профессию кое-что нецензурное
Отношение к молодым специалистам
Отсутствие личной жизни
Поурочные планы, бумажки, поручения вышестоящих и прочие «приятности» занимают все твое время. Какой муж, какие дети? Тебе нужно до завтра какой-нибудь баннер придумать, что-то сверстать, ролик смонтировать, что-то разработать и т.д. И сидишь до утра, чтобы уложиться в поставленные сроки.
Всегда во всем виноват учитель
Ребенок гуляет на улице после 10 вечера? Попал в милицию? Что-то совершил, украл, подрался на улице? По шапке получит учитель. И не просто получит, а еще и поедет ночью в участок и все такое прочее. Недовоспитал, недосмотрел. Роль родителей при этом деликатно умалчивается.
Разумеется, были и другие мелкие причины, важные лично для меня: сильная усталость, начавшиеся проблемы со здоровьем из-за нагрузки, постоянное недосыпание, отсутствие времени на себя и семью, и прочее. Вот не хотелось мне и не моглось терпеть все эти вышеперечисленные неудобства за 30 тысяч в месяц, из которых, как вы помните, оставалось около 25-20. И тот год, честно говоря, я и сейчас вспоминаю с ужасом.
Как-то сложилось, что проблемы учителей умалчиваются. Или пишут, мол, повышайте им зарплату, будут нормально работать. Не только в зарплате дело, ребята, не только.
Трудности в работе молодого учителя
Трудности в работе молодого учителя
Каждый человек, делая первые шаги в своей профессии, испытывает определенные трудности. Все кажется незнакомым, непонятным и требует приложения огромных усилий для достижения поставленной цели. Становление учителя происходит гораздо труднее, чем человека любой другой профессии, для успешного становления и развития ему не достаточно иметь багаж педагогических знаний, умений и навыков, полученных в учебном заведении.
Здесь огромную роль играют личностные качества. Хороший педагог должен быть и учителем, и консультантом, и психологом, и актером в одном лице, то есть – помогать ученику в любой момент его жизни, уметь обратить внимание на себя, пробудить интерес к тому предмету, который он преподает.
Проблемы в отношениях с учащимися
Сочетание требовательности с доверием
Заигрывание перед школьниками, стремление понравиться
Соблюдение меры в требованиях
Неискренность в поведении, неумение найти правильный тон в отношениях
Несерьезное, неуважительное отношение к учителю
Тщательная обдуманность поступков
Неумение концентрировать внимание на главном, существенном
Отсутствие стремления к овладению информацией, потеря уверенности в учении
Систематическое нацеливание на отбор обязательной информации
Неумение определять степень важности учебной информации
Ощущение постоянной перегрузки
Ориентация на овладение обязательной информацией (в соответствии с учебником)
Неумение определять учебные, развивающие и воспитательные цели урока
Неумение выделять главное, определять суть информации
Постоянно помнить о главной цели урока, соотносить с ней все излагаемое на уроке
Игнорирование самостоятельной работы учащихся
Потеря ответственности и целеустремленности
Чередование различных видов работы, отказ от роли «диктатора» и единственного источника знаний
Невыразительность речи, неумение правильно расставить акценты в процессе подачи информации
Скука, безразличное отношение к информации учителя, «потеря» стержня учебного материала
Тщательное продумывание оттенков в голосе при изложении информации для ее осмысления
Неумение опираться на коллектив учащихся
Пассивное поведение части учащихся
Постоянная конкретизация заданий с учетом интересов и возможностей учащихся
Недостаточное внимание к организации домашнего задания учащихся
Потеря ответственности в выполнении установки педагога
Периодическая целенаправленная проверка осмысления учащимися заданий учителя
Механическое перенесение чужого опыта в свою работу
Потеря внимания и интереса к личности учителя, а затем и к излагаемому им материалу
Творческое переосмысление методов обучения учащихся соответственно складывающейся ситуации
Проблемы в учебной работе и способы их устранения
к информации учителя
Знакомство с палитрой методических приемов лучших педагогов
Неумелое использование наглядных пособий
Неумение применять наглядность как источник приобретения новых знаний
Обоснование путей сочетания слова учителя и средств наглядности (по Л. В. Занкову)
Формальное отношение к оценке знаний учащихся
Потеря интереса к поощрению учителя, отрицательное отношение к учению
Ознакомление учащихся с критериями оценок
Перегрузка учащихся дополнительной информацией
Чрезмерная усталость, недовольство собой и учебой
Тщательный отбор дополнительной информации
Обезличенный подход к учащимся, безразличие к их внутреннему миру.
Неуважение педагога как несерьезного и чуждого человека
Истинная любовь к делу, к учащимся, откровенность в отношениях и в общении
Игнорирование трудностей, с которыми встречаются учащиеся при осмыслении нового материала
Потеря веры в собственные силы, негативное отношение к учению
Переосмысление обязательной информации
с учетом доступности овладения его учащимися; дополнительные индивидуальные занятия
Недооценка или переоценка абстрактного и конкретного в обучении
Нервное отношение к овладению знаниями, игнорирование предметно-материальных условий происхождения понятий
Изменение типа мышления, проектируемого содержанием и методами обучения; развитие у учащихся научно-теоретического мышления (по В. В. Давыдову)
ЛИЧНЫЕ КАЧЕСТВА УЧИТЕЛЯ
Первопричиной разного рода оплошностей нередко оказываются индивидуальные особенности учителя. Лишь активная работа педагога над собой позволяет их избежать.
Постановка голоса. Многим учителям порой трудно судить объективно об особенностях своего голоса. Так, приходится сталкиваться с людьми, говорящими в классной комнате настолько тихо, что учащиеся с большим трудом разбирают сказанное или вовсе ничего не слышат. В аудитории, где учащиеся не слышат слов преподавателя, возникает вопросительное переглядывание и недоуменный шум. Если на эти недостатки указать учителям, то выясняется, что они, как правило, не осознают всей серьезности положения. И напрасно. Проверить уровень громкости своего голоса несложно. Достаточно спросить сидящих в последних рядах, все ли отчетливо слышат то, что говорит учитель. Педагогу не следует ждать, пока кто-нибудь из учащихся обратится к нему с просьбой говорить погромче, а ведь именно так порой и происходит. В отдельных случаях начинающий учитель по совету более опытных коллег намеренно понижает голос, надеясь тем самым заставить учащихся слушать его внимательнее. Ошибочный совет! Такой прием нежелателен, поскольку внимание учащихся должно быть сосредоточено на предмете объяснения, а не на голосе учителя.
Иногда педагог ведет урок так, что его голос гремит на весь класс. Хотя никаких затруднений в восприятии речи учителя у учащихся, казалось бы, не возникает, тем не менее такая манера ведения урока страдает не меньшими недостатками, чем вышеописанная. Обычно даже начинающий учитель способен управлять своим голосом надлежащим образом, если обратить на это его внимание. Если же он продолжает испытывать затруднения, то ему следует обратиться за помощью к специалистам, занимающимся постановкой голоса.
На уроке учителю не следует держать себя так, как будто он выступает с ораторской трибуны. Он должен говорить просто, рассказывать, а не изрекать. Наиболее уместна непринужденная манера общения с классом. Обращаясь к учащимся, учитель должен смотреть на них, а не разглядывать доску, пол или потолок. Некоторые учителя тяготятся необходимостью смотреть в глаза своим ученикам: по их словам, это мешает им сосредоточиться. Психологически скованному начинающему учителю можно предложить следующий способ визуального контакта с классом: не фиксировать внимание на том или ином ученике, а смотреть как бы между ними, скользя взглядом по лицам в классной комнате. Тогда у учащихся создается впечатление, будто учитель находится с каждым из них в постоянном визуальном контакте. По мере того как начинающий учитель обретает уверенность в себе, ему становится легче смотреть прямо в глаза каждому ученику в отдельности.
Из-за отсутствия коммуникативных навыков в речи начинающего учителя порой возникают ненужные паузы и разрывы. Может войти в дурную привычку заполнять их междометиями типа «э. э. ». Другой не менее скверной манерой заполнять паузы является злоупотребление словами-паразитами или даже целыми фразами Начинающие педагоги повторяют их с упорством, достойным лучшего применения. У одного учителя почти каждое предложение начиналось следующими словами: «Теперь, как мы можем убедиться » Заканчивая фразу, тот же учитель непременно осведомлялся: «Понятно?» Другой без всякой надобности вставлял через слово: «Ну, ладно. » Многие начинающие учителя не осознают явных небрежностей в своей речи до тех пор, пока им на это не укажут. Но как только они начинают внимательно следить за собой, количество слов-паразитов обычно идет на убыль.
Вышесказанное относится и к тому, что пишет учитель на классной доске. Перед тем как направиться на урок, следует полистать словарь, чтобы незнакомых слов для учителя не существовало. Но ведь случаются и элементарные описки. Как быть с ними? Совет может быть лишь один: учителю следует внимательнейшим образом перечитывать все написанное им на классной доске.
Дурные привычки. Начинающие учителя иногда не полностью осознают, как они держат себя в классе, Существует тип «нервного» учителя, меряющего шагами пространство классной комнаты из угла в угол. При этом такой учитель непременно ритмично выстукивает каблуками. Другому обязательно нужно вертеть в руках мел или перебрасывать его с ладони на ладонь. Третий во время урока запустит руку в карман и примется бренчать мелочью. Четвертый то и дело прибегает к излишне эмоциональной жестикуляции. Есть учителя, постоянно играющие очками, завитками собственных волос, пуговицами, ремнями и т. д. Все эти манипуляции приковывают внимание учеников к внешним особенностям поведения учителя и тем самым отвлекают от урока. Учителя должны стремиться как можно скорее изжить подобные дурные привычки начиная с того момента, как осознают их путем самонаблюдения или с помощью коллег.
Чувство такта. Время от времени начинающие учителя допускают неосторожные замечания и реплики перед классной аудиторией и вне ее. Одно неосторожно сказанное слово может получить чрезмерно широкий резонанс. Это негативно отражается на учащихся, непосредственно на самом учителе, педагогическом персонале школы, в которой он пробует свои силы, а порой и на микроклимате местной общины. Так, один молодой учитель, работая в шахтерском поселке, при обсуждении в классе спорного законопроекта по вопросу о трудовых правах шахтеров позволил себе весьма опрометчивые высказывания. Учащиеся, придя домой, не преминули передать слова учителя родным. Последовали телефонные звонки. Родители высказали школе недоумение и протест. Школа потребовала разъяснений от колледжа, направившего к ним этого учителя-практиканта. Одним словом, молодой человек стал центром всеобщего внимания, мишенью нападок местной общины. Ясно одно: поскольку законопроект, о котором шла речь, содержал немало спорных моментов, учителю следовало воздержаться от высказывания своего субъективного мнения перед классной аудиторией, столь чувствительной к этому вопросу, а тем более к неблагоприятным оценкам в адрес шахтеров. Разумнее было без спешки объективно разобрать достоинства и недостатки злополучного законопроекта, а после этого предоставить право делать собственные выводы и заключения самим учащимся.
Недостаточное знание учащихся. Учитель, не зная индивидуальных особенностей своих учеников, не может рассчитывать на успех. Несмотря на то что профессионально-педагогическая подготовка и повседневный труд учителя ориентированы на фронтальные формы работы с классом, ему не следует забывать об индивидуальном подходе к учащимся, об их личностных особенностях и проблемах. Некоторые начинающие учителя недостаточно осознают эту необходимость и рассматривают своих учеников скорее как безликую массу. Это безусловно ошибочный подход, ибо не кто иной, как школьный учитель, обязан помочь каждому ученику раскрыть свои потенциальные возможности как уникальной личности.
Как ни трудно поверить, но факт остается фактом: иногда начинающий учитель так мало знает своих учеников, что не в состоянии называть их по именам даже после нескольких недель работы с классом. Такие промахи недопустимы. Большинство начинающих учителей запоминают имена и фамилии своих будущих учеников еще в период предварительного наблюдения за работой класса. В течение этого периода начинающий учитель может почерпнуть немало информации из личных дел учащихся, в беседах с коллегами, наконец, благодаря собственным наблюдениям. Учитель, самостоятельно проработавший две или три недели в школе, но для которого его ученики по-прежнему выглядят все на одно лицо, теряет в глазах класса авторитет. И наоборот, могут ли быть сомнения в том, насколько более благоприятными становятся реакции и эмоциональное состояние учащихся, когда к ним обращаются по имени?
Чрезмерное увлечение индивидуальным подходом. Большинство школьных учителей уделяет пристальное внимание каждому из своих учеников. Но бывает и так, что индивидуальная работа с одним учащимся идет в ущерб его одноклассникам. Достаточно типичный случай: педагог не жалеет своего рабочего и свободного времени, помогая лишь одному ученику. Это несправедливо по отношению к остальным, у которых, возможно, затруднения в учебной работе проявлялись не столь отчетливо. Начинающий учитель должен планировать свое время таким образом, чтобы успевать оказывать посильную помощь всем, кто в ней нуждается.
Пагубность негативного подхода к учащимся. Некоторые учителя словно специально задаются целью строить взаимоотношения со своими учениками на одних запретах. Они сосредоточивают свое внимание на ошибках учащихся, крайне редко поощряют их добросовестные усилия и достижения. Этим отличаются натуры скептические, желчные и занудливые. От своих учеников они не ждут многого, и те в свою очередь полностью «оправдывают» эти заниженные ожидания. В таких случаях ученики не очень стремятся разубедить учителя. Будущий учитель должен рассматривать свой труд как процесс содействия развитию личности, а само обучение как постоянное обогащение, а не иссушение человеческого ума. Педагог призван воспитывать, а не подавлять в ученике уверенность в собственных силах. Он не должен скупиться на одобрительные слова, если устный ответ или письменная работа ученика этого заслуживают. Если ответ ученика недостаточно точен, учитель должен попытаться помочь своему воспитаннику. Даже в том случае, когда ответ учащегося неудовлетворителен, а помощь со стороны учителя не дает результатов, то и тогда его реакция должна ободрять. Позитивный подход проявляется в поощряющих замечаниях типа:
«Не совсем верно» или: «Кто еще добавит к ответу?» В результате у ученика сохраняется чувство активной причастности к работе класса. Большинство учащихся нуждается в одобрении и поощрении со стороны учителя. Испытывая в этим постоянный дефицит, слыша одни замечания и окрики, учащийся начинает отрицательно воспринимать учителя-
Учителю не следует делить класс на «своих» и «всех остальных». То, что ему одни учащиеся нравятся больше, другие меньше, вполне естественно. Но у некоторых школьных учителей есть свои явные фавориты, своего рода «старая гвардия», к помощи которой учитель прибегает в той или иной сложной ситуации. Эти же учащиеся используются педагогом для тех или иных личных поручений. Большинство учеников отлично осведомлено об этом «режиме наибольшего благоприятствования», которому неизбежно сопутствуют явные моральные издержки. Хотя бы из-за одного этого следует решительно избегать подобного деления учащихся.
Эмоциональный контроль по сути своей является самоконтролем. Опыт такого рода приобретается лишь в практике межличностных отношений. Например, когда учитель чувствует, что его терпение вот-вот иссякнет, лучше постараться переключить внимание и мысли на что-то постороннее. Будет разумнее немедленно пресечь назревающую конфликтную ситуацию и предложить ученику явиться к нему для беседы после урока, но довести урок до конца нужно во что бы то ни стало. Если учителя почему-либо не устраивает такое решение, ему следует выдержать паузу и только потом обратиться к ученику, из-за которого он на грани срыва. Вполне достаточно несколько секунд для того, чтобы учитель смог собраться и продолжить общение с учащимися без лишних эмоций. Поступая так, он не только разряжает обстановку в классе, но и подает хороший пример. Учителю нечего ждать проявлений самоконтроля у своих учеников, если сам он в должной мере не обладает умением владеть собой.