Работа в 1с erp что это такое
1С ERP — что это такое?
Вероятнее всего небольшие фирмы могут обойтись без такого инструмента. Но для средних и тем более крупных предприятий он просто необходим. Для того, чтобы стала видна необходимость такой системы для вашей фирмы, проведем анализ ее функциональности в этой статье.
Содержание
1. Создание ERP -системы
К моменту решения о создании столь крупной системы в линейке 1С существовали такие решения, как Бухгалтерия, Зарплата и управление персоналом, Управление торговлей, Управление производственным предприятием. Был накоплен большой опыт по внедрению и использованию продуктов. Однако, каждый из них был самостоятельным и между ними существовала разрозненность. Приходилось содержать специалистов как по работе, например, в управлении торговлей, так и по работе в управлении производственным предприятием. Потому что модули программ существенно отличались друг от друга. В связи с этим была поставлена задача создать новый продукт, который образовал некоторую синергию существующих блоков. Вместе с тем, не требовал содержания большого числа специалистов для работы с каждым из блоков.
Необходимо отметить, что вновь созданная система не являлась «новичком» в смысле отсутствия наработанности и наличия неточностей и логических ошибок. Напротив, появился продукт, адаптированный под существующий рынок, не только не уступающий существующим решениям, но и превзошедший их в плане комплексности и функциональности.
Вместе с тем она превзошла и флагманский продукт 1С — Управление производственным предприятием. Именно в нем существовала система планирования ресурсов, которая столь необходима для деятельности компаний. Однако, данное планирование подходило исключительно производственным предприятиям. Другие фирмы могли воспользоваться только ограниченными инструментами.
Планирование представляет собой довольно тонкий механизм и требует вариативности параметров в зависимости от вида деятельности. ERP включает в себя такую систему.
2. Функционал анализируемого решения
После ввода данных пользователя и пароля открывается начальная страница. Здесь отражены поставленные перед пользователем задачи. История взаимодействий с ответственными лицами. В правой колонке представлен списки действий, которые требуют внимания по продажам, закупкам, складу и другим разделам. Ниже отражены новости 1С.
В левом меню выделены группы операций:
Бюджет и планирование,
Система взаимодействия с клиентами,
Покупки, Продажи, Склад и доставка,
Человеческие ресурсы (кадры),
Финансовый результат и контроль,
Бухгалтерский учет и отчетность,
Также здесь представлены Настройки и Главное, в которых можно настроить возможности программы и получить быстрый доступ к нужным процессам.
Каждая из групп, содержит свои разделы и подразделы, облегчающие навигацию по программе. Рассмотрим каждую из них в отдельности.
3. Управление производством
Можно с уверенностью сказать — это единственный продукт 1С, в котором присутствует полноценный производственный модуль. Процесс начинается с заказа на производство, затем можно отследить все шаги работы над заказами и провести учет полного цикла производства. В том числе сформировать графики работы, маршрутные листы.
Заказ на производство создается через меню «Производство» в разделе «Создать».
По клику на «Заказ на производство» открывается окно, в котором на вкладке «Основное» следует выбрать организацию, подразделение, тип:
Отметить операцию: собственное производство или производство из давальческого сырья. Указать направление деятельности, например, мебель для прихожих. Направление выбирается из соответствующего справочника.
На вкладке «Продукция» через кнопки «Добавить» и/или «Заполнить» выбирается номенклатура, указывается количество, единица измерения, спецификация. На вкладке «Дополнительно» нужно указать под какую деятельность данный заказ:
Экспорт несырьевых товаров,
Экспорт сырьевых товаров.
Над табличной частью устанавливается статус заказа: формируется, к производству и закрыт, а также проставляется приоритет. По кнопке «Провести и закрыть» документ активируется.
В системе представлена возможность управлять очередью заказов.
А также составлять всевозможные производственные отчеты, начиная от движения материалов, продукции, расходов и затрат до расчета плановых и фактических затрат и себестоимости.
Следовательно, в этой системе возможно рассчитать себестоимость с учетом всех затрат по конкретной единице продукции.
4. Учет ремонтов
С этим решением значительно упростился запуск на предприятии другой очень важной системы — управления ремонтами.
На самом деле, это очень простая задача. Удивительно, что она не была реализована раньше во всех системах, которые так или иначе связаны с производственными предприятиями. Подобные компании предполагают наличие у себя некоторых производственных мощностей. Оборудование, которое используется в цикле деятельность предприятия, требует либо регулярного технического обслуживания, либо плановых и внеплановых ремонтов. Давно существует типовое решение, позволяющее вести детально учёт технологического оборудования крупных технологически оборудованных предприятий. Вести планы ремонтов и практическое отражение в учете сложной системы. В таком полнофункциональном виде она нужна далеко не на всех предприятиях. Например, в организациях используются материалы либо же комплектующие, которые имеют стоимость, хранятся на предприятии, берутся к учёту. Система позволяет их оформлять непосредственно на работы, при которых они затрачиваются. Причем как для работы внешней компании, так и для работы внутреннего специального подразделения. Например, в конкретном подразделении есть оборудование, которое требует ремонта. Система позволит учесть затраты на ремонт и прямые выплаты работникам непосредственно этого подразделения. Таким образом, можно отразить затраты как на все предприятие в целом, так и на конкретную продукцию. Это является значительным преимуществом для компании, когда она четко понимает стоимость производства продукции.
В заказе на ремонт отражаются:
Общий вид ремонта, например, текущий,
Наименование работ, допустим, обслуживание по сроку,
Статус (к выполнению, выполняется и тп),
Операция (ремонт или модернизация),
Мероприятие (например, плановое обслуживание).
В табличной части на вкладке «Ремонты» отображается оборудование к ремонту. На вкладке «Материалы и работы» — соответствующие комплектующие и ТМЦ. На вкладке «Трудозатраты» — расходы на рабочие бригады, на прочих вкладках – дополнительная информация о ремонте.
В отчетах можно сформировать и оценить состояние объектов эксплуатации.
О группе «Производство» можно говорить еще долго, но эта детализация будет представлена в других статьях. Главное, что даже при беглом анализе видно, что в 1С ERP представлена комплексная система управления производством, которая может быть применима на предприятиях с различными видами деятельности.
5. Продажи и закупки
В меню «Продажи» представлены различные группы операций:
Оптовые и розничные реализации,
Расчеты с клиентами,
Обширные варианты отчетов, а также возможность создавать договоры с клиентами, в т.ч. индивидуальные соглашения, заказы клиента на основе коммерческих предложений, карт лояльности.
Представлены и сервисные услуги: от печати этикеток и сверки итогов до обмена с ЕГАИС и управления фискальным устройством.
В системе представлен «Помощник продаж», который позволяет оформить заявку и реализацию с помощью подсказок.
Для этого в меню «Продажи» следует выбрать раздел «Помощник продаж».
В открывшемся окне указывают клиента, организацию, склад, рассчитывают карту лояльности, указывают дату отгрузки. Здесь же можно посмотреть досье клиента.
И список его заказов.
По кнопке «Корзина» открывается окошко с заказом. Через кнопки «Добавить» или «Заполнить» выбираются необходимые позиции. Кнопка «Обеспечение» позволяет отгружать или резервировать товары. Автоматически формируются заказ и счет. Кнопка «Цены и скидки» позволяет рассчитать стоимость с оговоренными условиями. Кнопка «Дополнительно» открывает окно с заполнением данных о сделке, менеджере, банковских реквизитах и прочей информации. По кнопке «Доставка» определяется способ:
Наша транспортная служба до клиента или до перевозчика,
На усмотрение транспортной службы.
Указывается адрес доставки для печати.
По кнопке «Документы» формируются заказ клиента и счет на оплату.
Дополнительно выписать доверенность, транспортную накладную и распечатать. В настройках можно указать факсимиле предприятия, в этом случае печатные формы документов будут выходить с подписью от уполномоченных лиц организации.
В остальном в разделе «Продажи» представлены операции, присущие другим решениям 1С: Управление торговлей, Торговля и склад и т.п.
6. Взаимодействия с поставщиками
Меню «Закупки» группирует операции:
Расчеты с поставщиками,
Дает возможность формировать различные отчеты: от анализа причин отмены заказов и ведомости расчетов с поставщиками до условий закупок и товаров, принятых на комиссию. Дополнительные возможности: выгрузка базы товаров с ТСД, обмен с ЕГАИС, маркировка и т.п. Возможности такие же, как и в других решениях 1С.
Здесь можно создавать задания на перевозку от поставщиков на наш склад. Для этого в меню «Закупки» выбрать «Доставка на наш склад», в открывшемся окне указать склад и город, откуда производится доставка.
На вкладке «Формирование заданий на перевозку будут отражены задания на перевозку, а по кнопке «Создать поручение экспедитору» выдано задание. На вкладке «Задания на перевозку выбираются водитель, машина, экспедитор, настраиваются даты перевозки. На вкладке «Документы для перевозчиков» формируются необходимые комплекты.
Интерес представляет отчет «Анализ причин отмены заказов поставщиков», который показывает количество и процент отмененных заказов с указанием причин.
Что позволяет провести индивидуальные переговоры с поставщиками.
В открывшемся окне следует выбрать сценарий товарного планирования: закупка, планирование закупок, помесячный план и т.п. Можно использовать такие сценарии с целью поддержания запаса или планирования продаж в сезон. Делается выбор той стратегии, которая приемлема для конкретного вида деятельности.
7. Складские движения и доставка
Особенность складского учета в ERP – возможность учета товаров на уровне складских ячеек, адресное хранение, использование различных стратегий отбора для оптимизации склада. В программе автоматизирован процесс размещения товаров в складские ячейки, отбора товаров из ячеек и перемещения товаров из одной ячейки в другую.
При этом можно включить систему учета в разрезе справочной информации по ячейкам, а можем и не включать. Тогда в этом варианте мы получаем простейшую систему управления складом, когда нет автоматизации, тем не менее для большинства предприятий этого уже достаточно.
Вместе с тем существует целый ряд секторов экономики, где работа предприятий, как производственных, так и торговых, в принципе невозможна без системы адресного хранения. Например, на предприятиях по производству продуктов, продаж садовых принадлежностей, бытовой химии и пр. товаров, с особенностями условий хранения.
В программе предусмотрено:
Управление всеми процессами складской обработки товаров;
Точная информация об остатках в каждой ячейке,
Возможность использования как «бланковой» технологии, так и мобильных терминалов,
Учет фактической выработки складского персонала.
Все это оптимизирует складские площади и процессы.
8. Планирование и финансовый результат
Вся анализируемая система заточена под грамотное планирование для достижения хороших результатов деятельности. В меню «Бюджетирование и планирование» представлены группы операций, связанные с планированием запасов, бюджетными отчетами и мониторингом бюджетных процессов. Система позволяет формировать заказы на производство, сборку, поставщиков и на передачу в производство по планам.
Отчеты по бюджетированию и планированию самые разные: от проверки связей и показателей бюджета, до лимитов расхода денежных средств и оборотно-сальдовых ведомостей.
Так, последний отчет формируется из меню «Бюджетирование и планирование» — «Отчеты по бюджетированию и планированию» — «Оборотно-сальдовая ведомость по показателям бюджетов».
Здесь отображаются данные сценариев и фактические показатели, демонстрируются и анализируются отклонения.
В этом же разделе можно оценить корректность составленных планов, реальность их выполнения за счет планов обеспечения, оценить фактическое состояние сборки, динамику исполнения планов и т.д.
В меню «Финансовый результат и контроллинг», как видно из названия, можно получить полную информацию о доходах и расходах, прибыльности предприятия. Монитор целевых показателей отображает денежные средства, запасы, задолженности, рассчитывает деловую активность и срочную ликвидность. На основании чего топ-менеджеры оценивают финансовое положение предприятия.
Отчеты по финансовым результатам позволяют оценить деятельность организации в различных разрезах.
Изучить доходы и расходы по конкретным направлениям деятельности, либо по всем.
Проанализировать прибыль (убыток) по каждому направлению.
Управленческий баланс показывает по периодам источники финансирования, задолженность, денежные средства, товары, внеоборотные активы и пассивы фирмы. Что позволяет увидеть влияние конкретных показателей на прибыль предприятия.
Также этот раздел позволяет получить информацию по показателям книг покупок и продаж, реестров счетов-фактур, сверке данных учета и себестоимости, валовой прибыли и пр.
9. Человеческие ресурсы, казначейство и внеоборотные активы
Раздел кадры содержит всю необходимую информацию о сотрудниках предприятия, позволяет оформлять движение человеческих ресурсов, больничные листы, штатное расписание, изменения в заработной плате. Учитывает работу в выходные и праздничные дни, сверхурочные, переработки, оформляет документы персонифицированного учета и согласия на обработку персональных данных.
В разделе зарплат добавляются данные бухгалтерского учета по учету времени, расчету заработной платы, удержаний, начислению пособий, выплатам отпускных и т.д.
Так для расчета сверхурочных, в меню «Зарплата» в разделе «Учет времени» выбирается «Сверхурочные». В открывшемся окне заполняются данные: месяц, организация, выбираются дни сверхурочной работы, сотрудник и часы работы. За первые два часа выплачивается 1,5 ставка, за последующие в двойном размере. На основании введённых данных можно распечатать график сверхурочной работы и приказ о привлечении к ней.
Таким образом, в программе представлен комплексный кадровый учет и учет начислений заработной платы.
10. Казначейство – движение денег
Меню «Казначейство» содержит в себе процессы, связанные с движением денежных средств. Отдельные разделы по наличным и безналичным расчетам, эквайрингу, подотчетным лицам, взаимозачетам. Дополнительные разделы планирования и контроля денежных средств и финансовые инструменты.
Именно здесь находится «Платежный календарь» — основной инструмент финансовых специалистов.
В нем отражаются планируемые суммы перечислений, а также просроченные оплаты. При нажатии на кнопку «Реестр платежей» откроется документ, в котором будут видны просрочки и требования по оплатам.
В соответствии с календарем совершать оплаты по безналичному и наличному расчётам, формировать заявки на перечисление денежных средств сотрудниками компании, имеющими соответствующие компетенции. Управлять всеми денежными потоками на предприятии.
В программе можно сформировать различные отчеты по казначейству для анализа:
Сколько денег и на каких счетах находится,
Какие движения происходили за определенный период и какие планируются,
Сколько денег на руках у подотчетных лиц,
Какие денежные документы есть на предприятии.
А также для сводного контроля корректности операций с денежными средствами.
Здесь можно провести сверку расчетов для выявления расхождений между данными клиента и организации. Вместе с тем здесь представлен блок финансовых инструментов для контроля поступлений и списаний и анализа отклонений.
Для контроля корректности операций с денежными средствами следует в меню «Казначейство» выбрать раздел «Отчеты по казначейству» и кликнуть на подсвеченную строку «Контроль операций с денежными средствами.
По выставлению периода и выбора организации нажать клавишу «Сформировать». В реестре будет видна информация о некорректном (незавершенном) движении ДС.
В раздел внеоборотных активов вынесены операции с ними. Документы по движению основных средств, по договорам лизинга, вводу остатков, НМА и НИОКР. Соответственно, можно составить отчет по внеоборотным активам.
11. Управление взаимоотношениями с клиентами и маркетинг
Данный раздел позволяет вести справочный учет клиентов, настраивать типовые и индивидуальные соглашения с ними, формировать графики оплат и подарочные сертификаты. Здесь настраиваются цены и скидки, оцениваются конкуренты. Разрабатываются маркетинговые мероприятия и анализируется ассортимент.
Раздел CRM позволяет отслеживать сделки с клиентами, каналы рекламных взаимодействий, проводить опросы, формировать анкеты, работать по претензиям.
Претензия создается из меню « CRM и маркетинг» в разделе « CRM » — «Претензии клиентов».
По кнопке «Создать» открывается окно, в котором заполняются необходимые данные. На вкладке «Основное»: клиент, наименование претензии, описание, причина возникновения, виновное подразделение и сотрудник, ответственное лицо, даты регистрации и окончания рассмотрения. Также есть поле для комментария.
На вкладке «Результаты рассмотрения» указывается принятие претензии обоснованной или нет. Соответственно, делается пометка о виновности и наказании. На вкладке «Участники» указывают список участников. Записать документ можно нажатием одноименной кнопки. Через клавишу «Печать» можно открыть бумажную форму.
12. Регламентированный учет и МСФО
В МСФО представлены документы и операции международного учета, формирование отчетности и отдельные отчеты по субконто и в разрезе необходимых показателей.
1 C ERP — это система, образованная в результате слияния проверенных временем методик современных технологий и по сути своей это логическое развитие 1С УТП.
Современные технологии в 1С активно движутся вместе с развитием информационных систем. Если раньше все работали используя Толстого клиента, то сейчас основной является технология тонкого клиента. Одним из следствий развития технологии является активное использование мобильных решений. Все функции, необходимые для успешной работы вынесены на мобильные устройства, которые работают под управлением платформы IOS или Android. Что позволяет управлять предприятием из любого места в любой точке мира, где есть интернет.
1С: Управление производственным предприятием. Обзор ERP системы
В данной статье речь пойдет об ERP-системе «Управление производственным предприятием». При автоматизации производственных компаний этот продукт нередко оказывается оптимальным решением, и я не единожды занимался внедрением 1С УПП для разных организаций.
В процессе работы я обратил внимание на то, что обзоров этого программного продукта практически нет. Есть техническая документация, какие-то советы программистам по решению конкретных проблем в этой системе, учебные курсы. Но для пользователей какого-то понятного описания всей системы нет. И мне очень часто перед внедрением этого программного продукта приходится пояснять особенности, достоинства и недостатки «Управления производственным предприятиям» практически «на пальцах».
Даже на Хабре в разделе ERP информации об этой системе до сих пор не было. Именно этот пробел я решил восполнить. Кроме того, я надеюсь, что моя статья поможет предпринимателям и IT-специалистам на этапе выбора программного обеспечения для автоматизации производственного предприятия и подготовит их к тем особенностям, которые нужно учитывать при внедрении этой системы.
В этом обзоре я хочу рассказать, что представляет собой система УПП ред. 1.3, чтобы тот, кто принимает решение покупать и внедрять ее, был более осведомлен и более сознательно подходил к выбору этого дорогостоящего продукта. Я постараюсь дать объективную оценку системе, исходя из своего опыта работы с ней и опыта моих клиентов. Данный обзор поможет принять кому-то положительное решение относительно приобретения программы, а кому-то — решение об отказе от нее.
Для того чтобы разобраться в особенностях программного продукта, нужно ответить на следующие вопросы:
Что такое ERP-система?
Система ERP (Enterprise Resource Planning) – это корпоративная информационная система, которая предназначена для контроля, учета и анализа всех видов бизнес-процессов и решения бизнес-задач в масштабе предприятия.
Проще говоря, в ERP-системе объединяются все виды учета, которые присутствуют в компании. С применением ERP-систем производится обмен информацией и осуществляется взаимодействие между разными подразделениями и т.д. В случае ERP-системы «Управление производственным предприятием» программный продукт предлагает реализацию всех этих функций для производственной компании.
При реализации продукта «Управление производственным предприятием» разработчики постарались объединить в системе максимально возможный перечень функций. Если посмотреть в документы, то можно насчитать целых 15 подсистем. Дело в том, что в 1С документы группируются по подсистемам:
1С УПП: подробнее о продукте
Компания 1С позиционирует «Управление производственным предприятием» как один из флагманских продуктов. Это типовая конфигурация от 1С, т.е. программный продукт полностью выпускается самой компанией 1С, а любые доработки в системе должны производиться силами официальных партнеров 1С. УПП — одна из конфигураций, которая находится на постоянной поддержке компании 1С, к ней выпускаются обновления и т.д.
Для этой типовой конфигурации создано множество доработанных, так называемых, отраслевых версий: 1С.Машиностроение, 1С.Мясокомбинат, 1С.Мебельное производство, 1С.Полиграфия и т.д.
Отраслевые решения создаются компаниями-партнерами 1С на основе базовой конфигурации. Обычно это происходит следующим образом: для конкретного заказчика выполняют доработки, после чего из них «собирают» новую версию, предназначенную для выбранной отрасли. Доработанная конфигурация называется по отрасли, для которой ее написали, и продается как «коробочное решение».
Стоимость продукта
Для того чтобы работать с этой конфигурацией, необходимо купить сам продукт. Рекомендованная цена от компании 1С составляет 186 000 рублей. А лицензирование этого программного продукта производится по общему для 1С признаку, т.е. пользователи других продуктов 1С могут не покупать какие-то отдельные лицензии для этой системы.
Любая лицензия, например, от 1С Бухгалтерии или от 1С Торговли и склада подойдет к этой системе. Естественно, что и стоимость лицензий для этих продуктов одинакова.
Важно понимать: для отраслевых решений от компаний-партнеров 1С могут потребоваться собственные отдельные лицензии. И здесь цена может отличаться от базовой версии.
Как и при работе с другими продуктами, лицензирование выполняется по одному из вариантов, принятых в 1С: для компьютера (устройства) и для пользователя (подключения с любого устройства). Здесь я не буду останавливаться подробно, так как вся информация есть на сайте 1С. Ознакомиться с ней вы можете по ссылке: http://v8.1c.ru/enterprise/
О самой программе 1С написано очень много. Я также писал уже об этой платформе, например, в статье «Почему 1С это плохо и почему так не любят 1С программистов». С учетом того, что система «Управление производственным предприятием» работает на базе 1С. Предприятия 8.3, все достоинства и недостатки базового программного обеспечения в ней также присутствуют.
Рассмотрим конфигурацию подробнее
В книге “Производственный и операционный менеджмент” Р. Б. Чейз, Ф. Р. Джейкобз, Н. Дж. Аквилано мне понравился список задач, которые ставятся перед ERP системами для производственного предприятия:
Учет новых заказов в отделе продаж
Учет заказов – это неотъемлемая часть работы любого отдела сбыта (продаж). Любой заказ состоит из нескольких частей:
А подробная информация обо всех товарах, которые могут быть проданы, хранится в справочнике Номенклатуры.
Номенклатура – это справочник, который предназначен для хранения информации о товарах и услугах, которые могут быть предоставлены покупателю. И в этой системе номенклатура является одним из самых сложных справочников.
Здесь могут храниться:
На примере швейного производства работа над заказом делится на следующие этапы:
Оповещение производства о новых заказах
Производство должно видеть новые заказы сразу после их поступления. С этой задачей конфигурация 1С УПП, в общем-то, справляется. Но возникает встречная задача: производство должно видеть только те заказы, которые нужно произвести. Т.е. если в документе заказа указываются товары, которые уже имеются на складе, производству такой заказ не интересен, а его появление в перечне документов, доступных для производства, может внести дополнительную путаницу.
Производство должно видеть заказы сразу после их поступления, но при этом только ту часть заказов, продукцию для которых необходимо произвести.
Для того чтобы избежать подобных проблем, разработчики 1С предлагают следующее решение: на основании Заказа покупателя менеджер по продажам должен создавать новый документ – Заказ на производство, в котором и будут перечисляться товарные позиции, которые необходимо произвести.
Но такой вариант нельзя назвать очень удобным, так как появляется еще один шаг в работе, полностью зависящий от человеческого фактора. Т.е. после создания заказа менеджер может забыть создать заказ на производство, ошибиться и так далее. В результате необходимые товары не будут своевременно поставлены в производственный план, и клиент не получит заказанную продукцию вовремя. Естественно, что при полноценной автоматизации работы предприятия такие ситуации недопустимы. С другой стороны, эта проблема вполне решаема при помощи создания дополнительной обработки.
Для швейного предприятия мы создали следующее решение. Был написан дополнительный плагин, который создает заказ на производство автоматически, исходя из определенного перечня разных условий.
Эта обработка определяла, есть ли нужные изделия на складе. Если нет, то следующим шагом производился анализ свободных изделий в производстве. Если таких изделий нет или они запланированы на дату позже, чем указанная в заказе, автоматически формируется заказ на производство.
Вывод: в системе имеется все, что нужно для хранения информации о товарах и клиентах. Есть возможность создать заказ и передать его на производство. Но для полной автоматизации работы все же потребуется доработка под нужды конкретного предприятия.
Состояние заказа, находящегося на производстве
Как уже было сказано, после того, как заказ поступил на производство, необходимо обеспечить отделу продаж возможность наблюдать в реальном времени состояние выполнения заказа. Менеджеру отдела продаж важно знать, на каком этапе находится работа: поступил ли уже заказанный товар в работу, когда планируется его выполнение и т.д.
Реализуется это одним из двух способов:
В базовой конфигурации любые изменения сроков и определение этапа выполнения заказа выполняются сотрудниками вручную, в результате в работу включается непредсказуемый человеческий фактор. Но здесь доработки помогут решить вопрос.
Так, для швейного производства, нами был создан сводный отчет, который показывал: какая партия товара (из каких заказов) находится в производстве, в том числе, из отчета видно, какая партия – в раскрое, какая – в пошиве и так далее. Т.е. мы поделили производственные процессы на этапы, и в отчете отображалась общая картина – какие товары из каких заказов на каких этапах производства находятся, какие – в очереди (с указанием даты начала работы), какие – на контроле качества, какие — отправлены на склад.
Изначально этот отчет создавался для производственников, чтобы они могли контролировать свою работу и вносить при необходимости корректировки. Но в дальнейшем этот же отчет мы открыли и отделу продаж, чтобы менеджеры также могли видеть, в каком состоянии находится тот или иной заказ.
Вывод: в конфигурации не предусмотрен автоматический обмен данными между отделом продаж и производством после передачи заказа в работу. Но реализовать на базе этой конфигурации подобные решения возможно при помощи создания дополнительных отчетов и обработок.
Связь производства и отдела закупок
Очень важный момент – обеспечение производства необходимыми материалами. При этом для корректной работы нужно обеспечивать производство всем необходимым для выполнения заказов и создания товаров для свободной продажи со склада, а с другой стороны нужно, чтобы на складе не скапливались излишки материалов. А потому отдел снабжения должен иметь доступ к актуальной информации о количестве материалов на складе и текущих потребностях производства, включая перечень материалов для заказов, которые только планируются в производство.
Как должна происходить эта работа:
Спецификация (Bill of Material) – это справочник, в котором описаны все параметры того или иного материала, его качества, особенности, допуски. Для готового изделия или «полуфабриката» в спецификации указывается, из чего состоит это изделие.
Для производства каждого изделия требуются определенные материалы и полуфабрикаты. Материалы можно сразу заказывать, основываясь на спецификациях. Для полуфабрикатов необходимо сделать следующий шаг – разобраться, из каких материалов, в свою очередь, состоит тот или иной полуфабрикат. И также добавить нужные материалы в заказ.
Таким образом, каждое готовое изделие при помощи нескольких шагов автоматически разбивается на материалы. Например:
Костюм состоит из брюк, пиджака и упаковки (пакет). Брюки и пиджак – полуфабрикаты, которые нужно декомпозировать на следующем шаге, для создания пакета материал можно сразу добавлять в закупки. На втором шаге брюки «делятся» на разные виды ткани, нитки, застежку-молнию, пуговицы. Аналогично и пиджак также состоит из разных видов ткани, ниток и пуговиц. Все эти материалы добавляются в план закупок.
Теперь можно переходить к выбору поставщика для каждого из материалов и создавать заказ. Все перечисленные выше этапы в системе УПП не автоматизированы, а потому для решения проблемы потребуются некоторые доработки. При этом конфигурация предоставляет возможность хранить все потребности, также имеется возможность для сбора информации о закупках. Но в базовом варианте все они требуют участия человека, что снижает уровень удобства и надежности. А потому здесь также очень полезными будут внешние обработки, тем более, что все данные и доступ к ним имеется в системе.
Для швейного производства мы решили вопрос следующим образом. На основе отчета, разработанного для производства, а также информации о заказах, автоматически рассчитывалась потребность в необходимых материалах. Далее, из этого перечня вычитались материалы, хранящиеся на складе, и создавался отчет, при помощи которого можно было делать закупки. Далее поставщики сообщают, как быстро они смогут поставить материалы. И уже вручную в систему вводятся эти сведения, на основе которых продавцы смогут оповещать клиентов о сроках производства заказов.
Бухгалтерская и налоговая отчетность в «коробочном решении»
Типовая конфигурация «Управления производственным предприятием» по замыслу разработчиков должна собирать всю необходимую для бухгалтерской и налоговой отчетности информацию и создавать всю нужную для работы бухгалтерии отчетность.
И здесь у этой конфигурации имеется очень большая «ахиллесова пята». Дело в том, что в каждом документе присутствуют три галочки:
Как решается эта проблема в разных случаях, мне не известно. Пока что я сталкивался с вариантами, где руководство соглашалось с этим недочетом и предпочитало полагаться на сотрудников. Единственный метод защиты от человеческого фактора, который был реализован, это установка «галочек» по умолчанию. В принципе, в малом и среднем бизнесе, с которым я обычно работаю, этого действительно достаточно.
Интеграция с другими программными продуктами и системами
Интеграция – это важный этап, который необходим при автоматизации работы любой компании, в том числе, производства. При этом необходимо понимать, что интеграция – процесс дорогостоящий, занимающий значительное количество времени и сил. Так как речь идет о сложной многофункциональной ERP-системе, то для качественной автоматизации процессов потребуется получить большое количество разнообразных данных из разных источников.
Если смотреть с точки зрения производства, то обязательно нужно будет загрузить в систему данные о сроках выпуска продукции, о полуфабрикатах и материалах. Отдел закупок загружает в систему товарные накладные и другие приходные документы. Отдел продаж должен загружать информацию о заказах и так далее. Кроме того, на производстве возможны разные ситуации, и очень важно, чтобы в систему своевременно поступала информация о расходе материала, проценте брака, переносе сроков выпуска продукции в связи с какими-то сложностями, возникшими в процессе работы и пр.
Например, на швейном предприятии проводилась интеграция с раскроечным станком. Также часто требуется интеграция с какими-либо CAD, с интернет-сайтом предприятия, с другими решениями. И на этот этап работы часто уходит до 30% бюджета.
При этом без таких комплексных решений использование EPR-системы будет не эффективным, вы не сможете выйти на новый уровень контроля и автоматизации работы предприятия. Это очень важно понимать.
Любая система настолько эффективна, насколько эффективно ее самое слабое звено. И если при внедрении отказаться от интеграции в том или ином случае, а полагаться на человеческий фактор, обязательно будут накапливаться ошибки, и вся система станет неустойчивой.
Например, если речь идет о проектировании нового изделия, то вся проектная документация должна выгружаться из системы проектирования (CAD) в ERP-систему автоматически. И тогда в случае возникновения каких-то вопросов и сложностей, всегда можно будет понять, о каком конкретно изделии идет речь. И проектировщики смогут внести необходимые изменения оперативно и без ошибок.
Если речь идет о производстве, очень важно своевременно и без ошибок получать информацию о поступающих заказах (например, с сайта или со специальной формы заказа), которые нужно произвести, а также своевременно и без ошибок передавать информацию о реально использованных материалах, что позволит продолжать работу без простоев.
Выше я уже упомянул, что на швейном предприятии потребовалось проводить интеграцию с раскроечным станком, который кроил одновременно 36 слоев ткани, нужно было получить информацию об обрезках, о количестве брака, и распределить этот брак на себестоимость всей партии изделий. Соответственно, потребовалась надстройка, которая непосредственно интегрировалась со станком, чтобы система понимала данные, которые из него выходят, и отправляла в станок данные в понятном ему формате. Кроме того, потребовалась обработка для полученных от станка данных для расчета брака и себестоимости изделий.
Также во многих других случаях полагаться на человеческий фактор недопустимо, так как ошибки, неточности в системе, несвоевременное внесение информации приводят к нарушениям в работе. А потому интеграция – процесс, конечно, не быстрый и дорогостоящий, но необходимый для повышения качества работы.
Отраслевые решения
Помимо базовой конфигурации 1С. УПП существует значительное количество отраслевых решений. Создают их компании-партнеры 1С на основе базовой конфигурацией. Чаще всего, подобные решения появляются в результате внедрения 1С.УПП для какого-то производственного предприятия. После чего доработанная версия конфигурации для той или иной отрасли немного дорабатывается, и предлагается в качестве готового отраслевого решения покупателям.
Сейчас на сайте 1С можно найти такие конфигурации практически для любой отрасли. Но очень важно понимать следующие моменты:
Несколько слов о 1С. УПП ERP 2.0
Существует также отдельная конфигурация 1С. УПП ERP 2.0, в которую были внесены значительные доработки и дополнения, необходимые для автоматизации управления производственным предприятием. Т.е. эта конфигурация позиционируется не просто как комплексное решение, но как универсальное решение для производственного предприятия, которое включает в себя полноценную ERP-систему.
Эта система также создана на базе 1С, конфигурация также является комплексной, а не модульной. А потому все особенности продуктов 1С в принципе, а также проблемы, с которыми сталкиваются при внедрении комплексных конфигураций 1С, также присущи этой системе.
С одной стороны, версия 1С. УПП ERP 2.0 действительно отличается расширенным наборов функций, в первую очередь, касающихся вопросов автоматизации и управления. Но этот программный продукт создан сравнительно недавно. И я считаю, что рано еще переходить на эту версию в связи с тем, что она еще не до конца доработана.
К ней постоянно выходят обновления с новыми возможностями, новыми справочниками, документами, отчетами, в отличие от 1С. УПП, к которой в обновления включают только исправление выявленных багов и обновления бухгалтерской и налоговой отчетности, связанные с изменениями в законодательстве.
Кроме того, система 1С. УПП ERP 2.0 стоит значительно дороже конфигурации 1С. УПП.
Плюсы и минусы системы 1С УПП
Система действительно является комплексной и при соответствующей доработке она может выполнять функции управления производственным предприятием определенного типа. Также важно понимать, что для каждой отрасли доработки потребуются разные. Если систему создавали для пошива одежды, на предприятии по производству молочной продукции она будет непригодной. Конечно, можно использовать также отраслевые решения, но я лично использовать такие решения не советую.
Просто потому, что если типовая конфигурация «Управления производственным предприятием» вам не подходит по многим параметрам, то также не подойдут и отраслевые решения. В этом случае проще будет выбрать другой продукт или действительно заказать индивидуальное решение. А если типовая конфигурация вас по большей части устраивает, то количество доработок и настроек под особенности конкретного бизнеса для типового решения и отраслевого будет мало отличаться.
Важным минусом системы является отсутствие модульности. Т.е. для решения тех или иных проблем можно создавать определенные обработки или отчеты, «надстройки» над системой. Они будут работать, но при этом базовые решения останутся неприкосновенны. Но если для какой-то цели потребуется вносить изменения в работу документов или справочников, понадобится вносить правки во все подсистемы, которые существуют в конфигурации.
Из-за отсутствия модульности в этой системе невозможно вносить какие-то значительные корректировки в бухгалтерию или, например, в работу складского учета без значительных правок в документы и справочники, предназначенные для других подразделений. Они все связаны и работают с одними и теми же справочниками и документами. Впрочем, эта особенность широко известна, так как присуща всем программным продуктам от 1С.
А потому значительные доработки в этой системе обычно никто не делает, стараются обходиться внешними обработками, отчетами и другими надстройками. Отраслевые решения чаще всего являются просто разновидностью такого набора надстроек, который создавался для какого-то конкретного предприятия, относящегося к указанной области. И вам все равно понадобятся те или иные доработки, стоимость которых мало отличается от доработки базовой конфигурации. А надежность типового решения все же всегда выше, чем продукты от компаний-партнеров.
Вывод. Если вас устраивает базовая конфигурация системы, лучше всего, покупать и устанавливать ее. Но при этом очень важно, чтобы внедрением системы занимались опытные специалисты, которые сумеют не только настроить программное обеспечение, но и внесут все необходимые для вашего бизнеса доработки, отчеты, проведут интеграцию с другими программными продуктами и системами.
При грамотном подходе система 1С Управление производственным предприятии становится прекрасным инструментом, который позволит получить высокий уровень автоматизации бизнес-процессов и координации работы разных подразделений компании.
Советы
В качестве заключения, я хочу дать некоторые советы тем, кто решил приобрести и внедрить у себя программу “1с: Управление производственным предприятием 8 ред.1.3”:
1. Выберите стратегию
УПП — продукт сложный и большой, претендующий на универсальность. Продукт дорогой, и я говорю здесь не только о стоимости приобретения, но и о стоимости владения программой — квалифицированные специалисты дорогие, и их очень мало. Выберите стратегию и определите, зачем вы покупаете именно эту программу и как вы ее будете использовать, что вы собираетесь с ней делать дальше.
Какие бывают стратегии? Один мой клиент выбрал эту конфигурацию потому, что “это единственная система, в которой есть все”. Это предприятие работало в нескольких системах: 1с, Excel и т.д. — они решили взять одну систему для консолидации учета.
Другая компания, у которой развивалось производство, хотела проконтролировать незавершенное производство — их волновал учет материалов в производстве. Это тоже стратегия.
2. Продумайте интеграцию
Интеграцию необходимо продумывать изначально для того, чтобы оценить какие финансовые и временные ресурсы уйдут на ее реализацию. Объективная оценка этого факта сможет повлиять на решение, приобретать эту программу или отдать предпочтение другому продукту.
3. Оцените необходимость в УПП с точки зрения величины компании
Не для каждой компании УПП подходит. Я видел компанию, в которой работало 15 человек. Система УПП досталась им каким-то образом “в наследство”, но при этом внедрение и доработка стоили больших денег, и они в итоге так и не перешли на УПП. Надо понимать, что если ваша компания не достаточно готова к работе с таким сложным продуктом — то и эффекта от нее не будет. Я не рекомендую для небольшой компании эту конфигурацию.