Работа в дашбордах что это
Инструкция: как спроектировать правильный дашборд и выбрать инструмент визуализации, примеры важных, но неочевидных показателей, частые ошибки и признаки хороших дашбордов.
Дашборд — отличный способ оперативно и информативно узнать, как идут дела.
Он вам точно нужен, если вы хотите:
Часто нужная для принятия решений информация располагается в разных отчетах, в разных системах аналитики и рекламных кабинетах. Регулярно нужно искать и применять сегменты, скачивать и объединять данные и каждый раз по новой рассчитывать показатели. Единоразовая сборка дашборда позволяет специалистам на местах работать свою работу, а не заниматься бесконечным сведением данных в Exel.
Нарисуйте себе дашборд)))
Серьезно! Почти идеальное ТЗ на дашборд выглядит примерно так:
Если чуть серьезнее: дашборд — главные показатели, собранные в одном месте и визуализированные.
Для начала нужно определиться, что главное.
а. Для разных отделов и специалистов главное – своё :
Значит для каждого отдела и специалиста нужны разные дашборды с показателями разного уровня.
b. Всегда есть более главное и менее главное:
Размещайте наиболее важные показатели выше и оформляйте ярко, чтобы они были заметнее, а дашборд информативнее.
c. Что еще может быть главным — смотрите шире:
Примеры важных, но неочевидных показателей: количество просмотров товаров не в наличии, количество добавлений товаров в корзину, количество 404 ошибок на сайте, скорость загрузки сайта,% неотвеченных телефонных звонков, количество товаров со скидками, количество покупок в оффлайн магазинах и т.д.
Мы не рекомендуем начинать внедрять в компании дашборды с настройки сложных досок, тем более с настройки сквозной аналитики и ROPO-аналитики. Но если вы уже пользуетесь стандартными дашбордами и сталкивались с тем, что они не всегда дают ответы на все вопросы — обратите внимание на другие показатели эффективности. Возможно, вам нужно больше данных.
d. Главное может меняться:
Напомним: дашборд — главные показатели, собранные в одном месте и визуализированные.
Нужно понять, где взять данные для расчета главных KPI, и выбрать инструмент для создания дашборда.
Популярные инструменты создания дашбордов Google DataStudio, Power BI и другие. Выбирайте!
Еще раз: дашборд — главные показатели, собранные в одном месте и визуализированные.
Затем необходимо определиться с тем, как показать эти главные KPI.
Перед сборкой дашборда рекомендуем сделать макет. Покажите как будут выглядеть все выбранные вами показатели и как они будут распределены на листе дашборда. Используйте инструменты для прототипирования или просто ручку и бумагу.
Дашборд — что это и почему он будет вам полезен или современный способ сделать тайное явным
Наверное, мало кто из нас задумывался, что практически с рождения пользовался дашбордами. Мы получали некую информацию, анализировали, принимали решение или даже испытывали какие-то эмоции благодаря им. Да-да, градусник, измеряющий температуру, когда вы болели; часы; стрелка спидометра, перевалившая за 200 км/час (ну, это может быть не у всех) — все эти приборы по сути являются дашбордами или их элементом. Но мне бы хотелось рассказать об интерактивных аналитических дашбордах. И, самое главное — показать, что в наше время такие дашборды могут быть полезны каждому человеку, а не только крупным банкам или корпорациям.
Если у вас есть данные — не важно, домохозяйка вы с пачкой чеков от закупок продуктов, спортсмен с данными о пробежках из Strava или кто-либо ещё — вы сможете представить это наглядно, оценить важные показатели, в результате чего принимать более оптимальные решения.
Вы не используете дашборды и думаете, что вам это не нужно? Мнение может поменяться, а кругозор расширится, так как далее: что такое дашборды, какие цели достигаются с помощью них, ключевые понятия и сферы использования, существующие инструменты, множество ссылок на актуальные ресурсы по теме, а также реальный пример, как из обычных на первый взгляд данных, можно извлечь интересные знания…
Возникновение и значение термина
Историческая справка
Большинство специалистов ведут отсчёт истории визуализации данных с графиков движения небесных тел (кто-то может поспорить, указав на древние наскальные рисунки). Так, Howard Funkhouser обнаружил диаграмму движения небесных тел, датированную 10’ым веком, которая считается одним из первых графических изображений данных.
Michael Friendly разделяет историю визуализации данных на несколько периодов:
до 17 века – ранние карты и диаграммы;
1600-1699 – измерения, теории, идеи;
1700-1799 – новые графические формы;
1800-1850 – начала современной графики;
1850-1900 – золотая эпоха статистической графики;
1900-1950 – современные тёмные времена;
1950-1975 – перерождение визуализации информации;
1975-наше время – высокоточная, интерактивная и динамическая визуализация.
Возрождение визуализации информации в 50’ые годы возможно связано с окончанием Второй Мировой Войны, когда особенно обострилась необходимость улучшать экономическое состояние стран-участников. В те годы также зародились такие термины как анализ данных и Business Intelligence (BI). В современном понимании понятие анализа данных в 1961 году дал известный статистик Джон Тьюки, которому мы благодарны ещё и за введение слова “бит” (binary digit). В своих работах он также указывал на необходимость визуализации статистической информации.
Термин Business Intelligence впервые использовал в своей статье 1958 года сотрудник корпорации IBM Ханс Питер Лан. В нынешнем употреблении, как “концепции и методы для улучшения принятия бизнес-решений и бизнес-анализа”, это понятие сформировалось при развитии систем поддержки принятия решений в середине 80х, тогда же и возникли первые идеи цифровых дашбордов.
Манифест пользователей дашбордов
Дашборд — это интерфейс между аналитическим движком и тем, кто выступает в роли пользователя-аналитика. Таким образом, к дашборду применимы все принципы построения интерфейсов, методы улучшения UX и повышения Usability.
О принципах визуализации данных
Как говорит известный эксперт по дашбордам Стефан Фью: “лучшее программное обеспечение для анализа данных то, при использовании которого вы забываете о нём самом — это настолько естественное продолжение вашего мышления, что вы можете использовать его, не думая о механике процесса”. Он сформулировал принципы интерактивной визуализации, как для разработчиков инструментов, так и для создателей дашбордов [это вольный перевод, прочтите оригинал]:
1) упрощайте — уловите суть и покажите проще;
2) сравнивайте — покажите необходимые визуализации рядом;
3) сопровождайте — облегчите доступ к важным данным;
4) исследуйте — позвольте посмотреть и найти новые знания;
5) смотрите иначе — дайте разные представления одних и тех же данных, что породит различные идеи;
6) спрашивайте “почему?” — больше, чем «что происходит», важно дать понять «почему это происходит», как возник тот или иной результат действий;
7) будьте скептиками — дайте возможность задавать больше вопросов и сразу получать ответ на них;
8) откликайтесь — не просто отвечайте на вопросы, предоставьте средства, чтобы делиться знаниями.
Где звучит выражение “визуализация данных”, обязательно упоминается Эдвард Тафти — гуру визуализации, которого The New York Times называет “Леонардо Да Винчи данных”, а Bloomberg «Галилео графики». Он придумал искрографики (sparklines) и написал несколько популярных книг по визуализации. Наиболее известны два его фундаментальных принципа визуализации, очень важных для дашбордов:
1) высокое соотношение графики для данных к общему занимаемому ею месту (data-ink ratio) — увеличьте количество полезного изображения на занимаемом визуализацией пространстве, т.е. максимизируйте отображение основной информации, тратьте больше “чернил” на данные;
2) отсутствие графического мусора (chartjunk) — исключайте не важные графические элементы, не отвлекайте от данных лишним дизайном.
За счёт чего достигается наглядность?
Аналитические данные показываются разными виджетами от таблицы и диаграммы до стрелочных индикаторов. Некоторые инструменты позволяют программисту самому реализовать требуемую визуализацию вплоть до анимаций, видео или произвольной инфографики. Сами аналитические данные представляют из себя сгруппированные и агрегированные исходные данные. Есть возможность применить фильтры и сортировки на разных уровнях, отсекать данные по топовым значениям, создавать вычисляемые поля практически любой сложности.
Основные понятия аналитических дашбордов
1) группировка — способ объединения схожих данных (по какому-то общему признаку, например по первой букве слова или имени человека);
2) агрегация (сумма, минимум, максимум, количество и т.д.) — способ отображения колонки фактов из исходной базы данных (например уникальное количество посетителей сайта, или сумма расходов на продукты);
3) сортировка — упорядочивание уже сгруппированных данных по заданному признаку (кроме алфавита, можно отсортировать фамилии менеджеров по их наибольшим продажам за месяц и т.п.);
4) фильтрация — исключение данных по заданному признаку или сложной формуле;
5) вычисляемая колонка — способ получения новых данных и знаний с использованием методов работы с датами, строками, математических функций (например отображение имени и фамилии, вычисление возраста согласно дате рождения и текущей дате);
6) топовые (лучшие) значения — способ отобразить указанное количество максимальных или минимальных значений данной группировки (например, возраст трёх самых молодых сотрудников крупной компании, или пять менеджеров, обеспечивающих максимальные продажи);
7) виджеты (таблицы, диаграммы, карты и т.п.) — собственно способ визуализации вышеуказанных понятий.
Любые ли данные можно анализировать?
Дашборды, как правило, позволяют подключаться к обширному списку источников данных, начиная от Excel-файла и заканчивая многомиллионными источниками больших данных BigData или веб-сервисам социальных сетей.
Часто заранее подготавливается специализированный для аналитики источник, именуемый Data Warehouse или многомерный OLAP-куб. Это делается в случаях, когда запрос данных к исходному источнику требует большого количества времени или запрос перегружает сервер, а это недопустимо.
Какие средства существуют
Excel… да, именно MS Excel для многих являлся (да и является!) основным средством анализа данных. MS Office достаточно недорогой продукт (а в России до недавнего времени активного пиратства — для многих бесплатный), он доступен даже студенту и в общем-то предоставляет базовый набор средств анализа и возможностей по написанию своих собственных скриптов.
Желающим внедрить в свой рабочий процесс весь спектр функциональности дашбордов (и других инструментов BI) достаточно посмотреть на Gartner Magic Quadrant:
чтобы выбрать продукт от одного из лидеров рынка, которые предоставляют мощные средства для анализа данных, как правило как конечные решения с довольно высокой стоимостью.
Исследовательская компания Gartner является наиболее авторитетным изданием, публикующим анализ какого-либо сегмента рынка, — им можно доверять.
Также многие из них — QlikSense, Tableau Public, Sisense, MicroSoft Power BI и т.п., — предоставляют публичные сервисы или бесплатные версии для создания дашбордов, обычно с серьёзными ограничениями для использования в реальном бизнесе, но достаточно мощных для персональных/некоммерческих целей.
Отдельно следует сказать про компании, желающие внедрить аналитические панели непосредственно в свои внутренние программные продукты. Для таких компаний более предпочтительно приобретать готовый набор библиотек (контролов) для создания дашбордов. Более того, многие компании, возможно и ваша, уже имеют такой набор в составе пакетов для своих офисных приложений и даже не осознают, что в считанные минуты могут внедрить у себя мощный инструмент бизнес-анализа. Библиотеки компонентов предназначены именно для внедрения в собственный программный продукт компаний согласно платформе (Desktop/Web). Кроме меньшей стоимости, они имеют гибкие условия лицензирования, т.к. приобретаются на одного разработчика и могут впоследствии использоваться неограниченным количеством конечных пользователей. Существует множество open source библиотек (которые можно найти, например, на GitHub), однако они обычно позволяют решать лишь базовые задачи анализа данных.
Как понять, что данный производитель дашборда вам подходит
Обычно каждый производитель средств BI имеет демонстрационные версии дашбордов. Посмотрев демонстрационные версии на сайте производителя, можно первоначально оценить, насколько они покрывают требуемый функционал.
1) продажи — в каком регионе продаётся лучше тот или иной продукт, какой из филиалов или какой из менеджеров компании даёт лучший результат, как изменились продажи по сравнению с прошлым годом и т.п.;
2) финансы — котировки акций, курсы валют… как влияет курс нефти на курс доллара всем известно, а вот какое влияние на курс той или иной акции оказывает например беспорядки в Сирии, можно наглядно увидеть, сделав соответствующий аналитический дашборд;
3) отдел кадров — специалисты могут на одном графике оценить как влияет количество курсов повышения квалификации или уровень зарплаты на текучесть кадров;
4) здравоохранение — распространение заболеваний по регионам, влияние погоды на распространение вирусов, влияние ужесточения политики продаж алкоголя и табака на продолжительность жизни т.п.;
5) промышленность (лёгкая, тяжёлая, электроника и т.п.) — отображение перспективных регионов по видам промышленности, прирост добычи газа или нефти после установки нового оборудования и т.п.
Список можно продолжать ещё, но обычно эти базовые демо есть у всех, что позволит вам сравнить уже на сайте производителя, а также возможно увидеть решение схожих вашим задач.
Пример построения и использования дашборда
Ещё раз подчеркну — данные есть в любой сфере деятельности. А если есть данные, то их можно проанализировать. Используя дашборды, можно извлечь новые знания и улучшить показатели или даже просто ежедневно смотреть на эти данные “под другим углом”, благодаря наглядному представлению и интерактивной аналитике.
В качестве примера я решил рассмотреть что-нибудь достаточно актуальное, простое и общедоступное, при этом не совсем банальное. По стечению обстоятельств, не так давно мне были интересны подробности избрания президентов США, в частности кто был самым молодым и кто самым возрастным президентом. Я столкнулся со списком американских президентов, который и решил использовать как источник данных для моего примера (я лишь дополнил его датами жизни и местом рождения президента).
Для простейшего дашборда я использовал несколько стандартных виджетов: карта по штатам; круговая диаграмма по партийной принадлежности; таблица по президентам со ссылками на Wikipedia и отметками по условиям с цветовой раскраской по срокам президентства; древовидная диаграмма для количества выходцев из определённых штатов и карточки для некоторых краевых показателей. Некоторые виджеты я сделал интерактивными — на них можно кликнуть и тем самым отфильтровать другие согласно выбранному показателю. Если поменять исходную таблицу данных, например внести данные о новом президенте — все показатели пересчитаются автоматически.
Здесь вы можете попробовать пример вживую, поменять или создать свои дашборды на данной таблице данных, сохранить их во временной сессии или скачать результирующий xml дашборда (также существует отдельный режим просмотра или вы можете скачать проект):
Вот уже более семи лет разрабатывая продукты компании DevExpress для Business Intelligence, я решил выступить также пользователем и использовать набор компонентов для создания дашбордов DevExpress Web Dashboard, для чего я:
1) скачал пакет Universal;
2) создал ASP.NET MVC приложение, используя готовый пример как основу;
3) подключился к базе данных, в моём случае Excel-таблице с данными о президентах (я реализовал свой вариант хранилища дашбордов, чтобы вы могли сохранять их во временной сессии);
4) запустил получившееся приложение и создал новый дашборд;
5) сделал вычисляемые поля (возраст вступления в должность в годах и сроки президентства в днях, вспомогательные для условного форматирования);
6) создал виджеты:
— карту по штатам, раскрасив Штаты по количеству рождённых там президентов;
— таблицу и добавил условное форматирование: цветовое по времени правления, жирный шрифт для фамилий ныне живущих президентов, иконки для дат рождения/смерти равных Дню Независимости;
— круговую диаграмму по партийной принадлежности и включил интерактивную фильтрацию: по клику на сегменте, карта и таблица показывают отфильтрованные данные;
— древовидную диаграмму также по Штатам и по количеству рождённых там президентов, я специально хотел показать отличия в визуализации одних и тех же данных;
— карточки для отображения важных показателей, используя топовые значения.
Заключение
Последние годы, в силу развития цифровых и программных технологий во всех областях человеческой жизнедеятельности, дашборды находят своё применение в новых сферах, такие как, например, социальные сети, приложения для фитнеса и т.п. Уже сегодня smart-часы показывают дашборды, не удивительно, если завтра на вашем холодильнике будет показан интерактивный дашборд с отметкой, кто чаще всего открывает холодильник и рекомендациями по употреблению продуктов разным членам семьи.
Что такое дашборд?
В последнее время понятие «дашборд» стало очень популярным. Его часто упоминают в новостях, полезных статьях, обзор и многих других материалах. И может показаться, что мы никогда с ними не сталкивались и не использовали.
На самом деле они окружают нас с самого детства: будильник, градусник, спидометр и тахометр в автомобиле — все это «дашборд» (от англ. dashboard) — приборная панель. Простыми словами — это панель с данными.
В digital-сфере дашборд обрел немного другое значение, точнее первоначальное было дополнено новыми «переменными». Теперь он не только показывает данные, но и проводит их анализ.
Этот инструмент очень популярен среди людей, работающих с большими массивами информации. Он позволяет просматривать их в одном месте в удобной визуальной форме. Давайте узнаем о нем подробнее!
Дашборды условно делят на 3 категории:
Рассмотрим более подробно каждый тип.
Используют для обзора деятельности компании или определенных показателей. Стратегические дашборды используют руководители для быстрой оценки достижения текущих целей.
Задача аналитических дашбордов — отслеживать текущие тенденции. Обычно их создают для отдельных подразделений компании или направлений деятельности. Используются аналитиками и позволяют оперативно получать информацию об отклонениях от нормативных показателей.
Отслеживают информацию в режиме реального времени. Очень удобны в бизнесе и позволяют просматривать данные по разным направлениям деятельности или даже показателям (например, объему продаж или прибыли). Обычно их используют сотрудники, которые могут принимать незамедлительные решения и влиять на изменение показателей.
Дашборд используют во многих сферах. Главное условие — наличие данных, которые можно проанализировать.
Самый простой пример использования инструмента на практике — системы аналитики Яндекс.Метрика и Google.Analytics. Они дают информацию по разным показателям, что позволяет быстро оценивать, например, эффективность рекламных кампаний в маркетинге.
В менеджменте дашборд применяют для контроля нагрузки на сотрудников и планирование работ. Например, их используют в популярных таск-менеджерах — Jira и другие.
Фактически данный инструмент можно адаптировать под любую сферу бизнеса. Главное — определить отслеживаемые показатели и интегрировать источники входящих данных для последующего анализа.
Есть много примеров использования инструмента в повседневной жизни. Например, в музеях и на выставках его применяют для отслеживания загруженности залов и анализа популярности каждой секции. В больницах дашборды используют для управления финансами, контроля расходов материалов, учета количества пациентов и т.п.
Даже в университетах нашли практическое применение: анализ результатов экзаменов, посещаемости лекций и семинаров, статистики по отдельным дисциплинам и многое другое.
Эти примеры опровергают заблуждение, что применение дашбордов полезно только в бизнесе. Некоторые люди даже используют их для отслеживания и анализа данных по саморазвитию. И по их словам инструмент действительно помогает!
Прежде чем приступить к созданию дашборда, вы должны понять, что, во-первых, инфографика и дашборд — разные вещи. Инфографика — инструмент визуализации данных. Дашборд — инструмент визуализации и анализа данных. Если говорить проще, то инфографика — одна из составляющих частей дашборда. Она используется для визуализации результатов проведенного анализа.
Во-вторых, для создания дашборда не нужно быть профессиональным аналитиком. Но определенные знания иметь нужно, чтобы из большого массива данных определить самые важные и вывести их на итоговую панель. Это позволит сделать полезный инструмент с ценной информацией.
Обладать навыками программирования для создания не нужно. Сегодня существует множество сервисов, автоматизирующих этот процесс. Советуем посмотреть Tableu, Power Bl и Qlik. В них есть необходимые инструменты для создания собственной панели.
Для получения эффективного и полезного инструмента следуйте советам специалистов. Первое «золотое» правило — дашборд должен быть простым и понятным. Найдите баланс между цифрами и буквенными обозначениями. Например, если добавили диаграмму прибыли по месяцам, выделите каждый сегмент цветом и подпишите его.
Не используйте виджеты одного типа. Это рассеивает внимание и мешает сконцентрироваться на нужной информации. Например, слева добавьте линейную диаграмму, а справа — круговую. Вы почувствуете, что данные воспринимаются проще и быстрее.
Располагайте виджеты по важности. Вверху наиболее значимые данные. Человек начинает знакомиться с информацией сверху, к концу дашборда степень внимательности снижается до минимума. Если оставить ключевые показатели в нижней части, человек не сможет объективно оценивать их.
Второе правило — аналитические данные сопровождайте выводами и рекомендациями. В блоках можно дать информацию, что будет при игнорировании резких спадов или отклонениях от плановых показателей. Для удобного восприятия текстовых блоков размещайте их справа от основных виджетов или под ними.
Не добавляйте в дашборд лишней информации, не несущей ценности для ключевых показателей. Маловажные данные заносите в приложения или другие информационные массивы.
Как видите, дашборд — удобный и эффективный инструмент, который при правильной адаптации применяется во многих сферах. Он автоматизирует анализ данных и позволяет контролировать их в режиме реального времени.
Что такое дашборд
Полный обзор аналитических дашбордов. Выясняем, как они работают, кто ими пользуется и с помощью каких приложений можно создать свой вариант дашборда.
Зачем нужен дашборд?
Под дашбордом понимается некое пространство или объект с информацией, наглядно презентующий данные из одного или нескольких источников. Каждый источник является компонентом дашборда. Анализ данных из такого компонента помогает людям делать выводы и принимать решения, влияющие на дальнейшие действия в бизнесе или повседневной жизни.
Это определение запросто может описать термометр, часы, счетчики воды, компас, расписание движение транспорта на остановке и т.п. Все эти приборы можно назвать дашбордом (или его частью), ведь эти устройства дают информацию, которую в дальнейшем можно как-то использовать в своих целях.
Но как и любой обобщенный термин, dashboard приобрел иной смысл, осовременился и теперь обозначает более узкое явление. Под дашбордом понимается схема, таблица или график (или все вместе), показывающий аналитические данные, добытые из разных источников, но связанные между собой. Обычно эти данные подаются в виде интерактивного цифрового поля и используются в бизнес-среде.
История термина и явления
Слово dashboard можно перевести как «аналитическая панель». Первое появление визуализации данных такого характера приписывается аж к 10 веку. Тогда была создана диаграмма с информацией о небесных телах, считающаяся первым дашбордом.
Из года в год назначение таких сводок менялось. Сначала это были карты и базовые графики, потом люди начали проводить расчеты, рассматривать свои теории, записывая их в таблицы. Затем графики переросли в полноценное направление сбора и презентации информации. Начиная с нулевых, с развитием интернета и компьютерных приложений, появилось колоссальное количество методов репрезентации данных, в разном виде и для разных целей.
Теперь это неотъемлемая часть инструментария любого аналитика, желающего добиться максимальной эффективности от себя и своей компании, а также отличный метод демонстрации важных показателей для больших масс людей.
Преимущества дашбордов
Практически любое взаимодействие с данными подразумевает сбор отчетов и их презентацию. Но не все формы отображения этих данных достаточно эффективны. Дашборд в этом плане имеет сразу несколько значимых преимуществ:
Уже этих плюсов достаточно, чтобы всерьез присмотреться к методике визуализации данных через dashboard.
Кто пользуется дашбордами?
Работа с данными и аналитика требуются практически в любой сфере бизнеса. Огромное количество профессий нуждается в удобном способе подавать информацию и взаимодействовать с ней. Дашборд – это отличный способ работать с данными, наглядно их презентовать и использовать для решения реальных задач. Причем его применение актуально во всех сферах, но в каждой из них он будет принимать уникальную форму, адаптированную под приоритеты и задачи конкретного бизнеса или даже одного работника.
Маркетологи
Чтобы строить грамотные рекламные кампании, маркетологу необходимо быть в курсе мнений пользователей и текущего положения бренда. Полученную из интервью, опросов, метрик и прочих источников информацию можно организовать в одном цифровом поле с графиками, схемами и т.п.
Более того, добытые данные проще показать коллегам или заказчикам. Это позволит им провести поверхностный анализ и сделать выводы по поводу дальнейшего развития проекта.
SEO-специалисты и вебмастера
Один из наиболее удачных примеров, знакомый многим пользователям. SEOшники, разработчики сайтов и маркетологи часто пользуются сервисами в духе Яндекс.Метрики или Google Analytics, а это чуть ли не самые эталонные представители мира дашбордов.
С помощью этих сервисов специалисты собирают данные о популярности и доходности ресурсов. Они смотрят, что за люди заходят на сайт, с каких устройств, с какой целью, как долго на нем задерживаются и т.п. Причем каждый пользователь может сосредоточиться на важных для себя параметрах без необходимости лицезреть бесполезные или нерелевантные показатели.
Системные администраторы
В роли дашбордов для представителей этой профессии может выступать панель управления хостингом или утилита по отслеживанию состояния аппаратного обеспечения. То есть любая программа, необходимая для мониторинга сервера и запущенных на нем процессов.
Иногда сисадмины превращают всю операционную систему в один сплошной dashboard. Запускают в отдельных окнах приложения для наблюдения за разными аспектами работы сервера и располагают их на экране так, чтобы каждый элемент постоянно находился на виду.
Преимуществом такого подхода можно считать поддержку интерактивности по умолчанию. Зачастую отдельные утилиты для отслеживания показателей системы дают возможность напрямую взаимодействовать с этими показателями (останавливать или перезапускать процессы, например).
Аналитики в области медицины
Доктора тоже используют дашборды. В качестве примера можно привести что-то очевидное, в духе монитора пульса и дыхания у больных в реанимации, но это немного не наша сфера.
Нас куда больше могут заинтересовать статистические данные. Процент заболеваемости и развития какой-нибудь болезни. Из недавних примеров напрашивается статистика по пандемии COVID-19. В ее период масса сайтов, включая Google, превратились в дашборды, демонстрирующие в реальном времени мировую статистику: количество зараженных, количество умерших и т.п.
Руководители
Руководство компании должно постоянно держать под контролем множество показателей. Дашборды для начальства могут быть самыми разнообразными из всех, ведь только от личных предпочтений босса будет зависеть набор показателей, отображающихся в сводке.
Он может сконцентрироваться на отдельном направлении бизнеса или же попытаться охватить максимум, чтобы держать в уме картину целиком.
Основные принципы работы с дашбордом
Практически любое современное программное обеспечение должно подчиняться правилам, озвученным известным инфографером Стефаном Фью. По его словам, ПО для визуализации данных должно стоять в стороне и не мешать пользователю концентрироваться на поставленных задачах. Это должно быть неким продолжением мышления человека, чтобы тот и не думал о технической реализации и механике выбранного «софта».
Он составил ряд базовых принципов для тех, кто разрабатывает утилиты по созданию дашбордов и сами дашборды:
Также профессионалы в области визуализации данных рекомендуют отказаться от излишнего количество «украшений». Они считают, что подача важной информации важнее, чем красивое оформление этой самой информации.
Советы по созданию и использованию дашбордов
Список базовых понятий, используемых при работе с дашбордами, можно взять за основу для построения своего. При разработке или выборе дашборда, нужно искать тот, что умеет:
Пусть дашборд будет дополнением к бизнесу, а не бесполезной примочкой
Задайте себе вопрос, для чего вам нужен dashboard? Какие конкурентные преимущества он поможет получить? Какие цели могут быть достигнуты благодаря использованию этого инструмента? Какие именно данные вы хотите сделать более удобными для восприятия? Сфокусируйтесь на этих задачах, чтобы не распыляться на лишнее и не запихивать в dashboard все подряд.
Это средство достижения целей, а не просто симпатичное украшение для совещаний и звонков в Zoom. В идеале Dashboard должен отражать актуальную информацию для вас и для тех, кому могут быть полезны те же данные в более наглядном облике. Показатели должны обновляться в реальном времени и всегда оставаться полезными для вас и коллег. Просто делать из дашборда красивый набор меню «как в кино» не стоит. Грамотные специалисты все равно не будут впечатлены бестолковым пасьянсом в красивой обертке.
Пусть все строится вокруг ключевых показателей эффективности
Главную позицию в дашборде должен занимать KPI, ключевой показатель эффективности. Важно, чтобы в визуализации данных действительно важные данные занимали больше пространства.
Можно создать в интерактивном дашборде что-то в духе индикатора для ключевого показателя эффективности. Представим, что вы сделали визуализацию количества продаж, обновляющуюся в реальном времени. Количество продаж – ваш KPI. Есть определенная граница по количеству продаж, ниже которой они падать ни в коем случае не должны. Пока они находятся в норме, индикатор может быть зеленым, а как только показатели выйдут за пределы ожидаемой нормы, индикатор должен окрашиваться красным. Это пример фокусировки на наиболее значимом показателе с его наглядной репрезентацией в максимально примитивном виде.
Не перебарщивайте с количество ключевых индикаторов. Если таких элементов в вашем дашборде выходит слишком много, значит, вы неправильно расставляете приоритеты.
Делайте дашборды функциональными
Да, некоторые визуальные презентации данных полезны сами по себе. Взять тот же пример с часами или банальным сбором статистики. Вряд ли от них требуется что-то кроме отображения нужной информации, этого достаточно.
Но иногда стоит озаботиться разработкой гораздо более продвинутого и функционального дашборда. Специалисты из Logi Analytics приводят в пример крупный онлайн-магазин, для которого одним из KPI является количество ноутбуков на складе. Когда их количество на складе иссякнет, придется открывать другое приложение, оформлять в нем заказ и возвращаться обратно.
А можно реализовать прямо в интерфейсе дашборда кнопку «Заказать», которая решала бы ту же задачу, но за один клик.
Добавление «действий» в dashboard – хорошая практика, позволяющая быстро решать проблемы.
Создавайте веб-версии дашбордов
Значимым преимуществом дашборда может стать доступность с любого устройства. Чтобы не тратить ресурсы на разработку под все типы гаджетов и операционные системы, можно создать адаптивную версию веб-дашборда.
Это позволит мгновенно получать данные, используя любой ПК или смартфон. С веб-приложениями легче работать совместно, легче делиться данными из них и взаимодействовать с коллегами.
При этом нынешние технологии позволяют делать веб-приложения достаточно продвинутыми и функциональными, чтобы составлять конкуренцию нативному ПО. Это поможет сделать дашборд интерактивным и полезным.
Примеры дашбордов и их применение
Далее разберем, как могут выглядеть дашборды и какие показатели в них могут отслеживаться.
Примеры ниже – это концепты, а не рабочие продукты, но они дают полное представление о том, как работает визуализация данных в ее базовом виде. Эти варианты можно всячески дополнять как в плане насыщения информацией, так и в плане функциональности.
Для отслеживания KPI
Неплохой вариант для менеджмента. Он включает в себя только необходимые показатели KPI.
Четыре главных показателя:
Естественно, в вашем случае могут использоваться другие показатели, важные именно для вашего бизнеса.
Для отслеживания поставок
Такая аналитика поможет производителям оставаться «на связи» с поставщиками. Можно в реальном времени наблюдать за тем, кто из партнеров сейчас свободен и стабильно оказывает услуги, а кто временно не предоставляет необходимые товары. Можно, не переключаясь между интерфейсами, наблюдать за ходом поставок и при необходимости вносить коррективы в работу компании. Также подобную сводку можно разбавить дополнительной информацией, например, средним временем и стоимостью доставки товара от каждого поставщика. В долгосрочной перспективе это поможет сделать выбор в пользу одного из партнеров и отказаться от сотрудничества с другими.
Для веб-аналитики
Дашборды для сбора информации о состоянии веб-сайтов. Тут отображается количество посетителей, их интересы, техническая информация и прочие полезные данные, помогающие с продвижением ресурса, поиском новой аудитории и адаптацией контента под уже сформировавшуюся.
На примере со скриншота видно, как можно более удобно организовать dashboard с аналогичной информацией. Продукты Яндекса и Google в этом плане куда слабее, так как менее логичны и требуют больше времени на просмотр всех значимых показателей.
Для контроля за производством
Dashboard на производстве может помочь аналитикам и рабочим в реальном времени наблюдать за эффективностью конкретных направлений производства, за нагрузкой на техническое оснащение, следить за количеством создаваемой продукции и т.п.
Сюда же можно отнести количество заказов для сравнения с количеством товаров на складе. Также в сводку можно добавить информацию о возврате продукта (с указанием причины), чтобы модифицировать производство и избежать проблем в дальнейшем.
Для отслеживания логистики и продаж
Используя dashboard, можно в одном окне охватить всю информацию о поставках товаров клиентам. Посмотреть, что находится в пути, а что уже добралось до адресатов. Какое среднее время доставки товара, как часто посылки не доходят до людей и т.п.
Эти параметры помогают оценить общую нагрузку на службу доставки и эффективность ее работы. Будучи собранными в одном месте, такие показатели помогают заметить недочеты в работе службы доставки и выявить их причины.
Типы отчетов в дашбордах
Отчеты из дашбордов и системы визуализации данных тесно связаны друг с другом, но это не одно и то же. Под отчетами подразумевается именно комплекс выводов, сделанных после анализа данных и помогающих принимать дальнейшие бизнес-решения. Некоторые специалисты считают, что их можно поделить на три типа:
Более подробный пример дашборда
Если хотите попрактиковаться в создании собственной аналитической доски, то возьмите за основу свое хобби или какое-то направление, в котором вы неплохо разбираетесь. И начинайте собирать данные.
Допустим, вы хотите с помощью дашборда рассказать о мировом рынке автомобилей. Для этого можно использовать несколько простых виджетов:
Собрав данные по этим пунктам, уже можно сделать массу выводов. Например, узнать, какой из концернов самый популярный в мире, какой из них пользуется наибольшим спросом в России и по какой причине.
Имея под рукой такие данные, можно создавать собственные проекты, связанные с автомобилями, ориентируясь на соответствующую аудиторию, открывать сервисные центры более популярных моделей, начинать продавать автомобили определенного бренда и т.п.
С помощью каких приложений можно сделать дашборд?
Действительно продвинутые системы с большим количеством интерактивных и кликабельных элементов зачастую создаются разработчиками компании и представляют собой закрытое, проприетарное решение, созданное для внутренних нужд.
Далее рассмотрим программное обеспечение, которое можно использовать для создания дашбордов разной степени продвинутости.
Google-таблицы
Хоть и слишком простой, но довольно популярный метод создания дашбордов. Это бесплатный инструмент, который хоть и не предназначен для такого рода отчетов, но отлично подходит для их реализации. Даже без сторонних плагинов в продукте Google хватает вариантов презентации данных, чтобы сделать из нее полноценное аналитическое поле для совместной обработки информации.
Еще одно преимущество сервиса Google – возможность бесплатно работать в коллаборации с другими людьми. Достаточно иметь учетную запись Google и ссылку на таблицу. Дашборд моментально становится общим (с функцией редактирования или без нее).
Правда, анализировать большой поток данных или поддерживать его постоянно в актуальном состоянии через Google-таблицы неудобно. Для крупного бизнеса нужно подыскать что-то более узкоспециализированное и функциональное.
Microsoft Excel
Технически продукт Microsoft мало чем отличается от таблиц Google. У них один принцип работы на двоих, что логично, ведь Google Sheets – веб-копия Excel с ограниченными возможностями и урезанной базовой функциональностью.
Продукт Microsoft в этом плане преуспевает, так как находится на рынке гораздо дольше решения от Google и обладает рядом преимуществ:
Удобный интерфейс, горячие клавиши и обязательное наличие в любом офисе сделало Excel универсальным средством для различных типов визуализации – от простейших таблиц до сложных дашбордов с огромным количеством данных.
Tableau
Одно из популярнейших узкоспециализированных приложений для создания дашбордов. Это аналитический инструмент, которому доверяют крупные корпорации в области IT и не только. Современный интуитивный интерфейс, надежность и выгодная ценовая политика делают Tableau лидером в своей сфере.
Tableau отличается от Google Sheets и Microsoft Excel специализацией на сборе и анализе данных, поэтому его интерфейс заметно упрощает разработку дашбордов и работу с большим объемом данных. Не приходится изучать принцип действия каждой кнопки и тратить время на чтение «инструкций».
Также утилита помогает на каждом этапе визуализации данных и включает в себя встроенную систему машинного обучения, функцию сбора актуальной статистики, поддержку ввода информации естественным языком и т.п.
Tableau легко интегрировать в существующие продукты, не меняя их внутреннее устройство и структуру. Программа может стать отличным дополнением для любого функционирующего ресурса.
Klipfolio
Еще одна утилита, помогающая красиво и наглядно презентовать разного рода информацию в одном удобном интерфейсе. На Klipfolio полагаются такие крупные бренды, как Ecltrolux, Burberry, Sky, Emma и многие другие.
Ключевая особенность Klipfolio – создание некого хаба для всех возможных аналитических данных.
Gartner
Это не просто программа для визуализации полученной информации, а крупный портал, помогающий бизнесу разных масштабов собирать необходимые данные и решать сложные стратегические дилеммы.
Но помимо советов и аналитической деятельности в целом, сотрудники Gartner предлагают ряд дашбордов, собирающих и отображающих KPI. Более того, специалисты фирмы помогут определиться с тем, что именно должен отражать дашборд. Они помогают лучше понять, к каким показателям необходимо стремиться и как добиться ускоренного роста прибыли или числа клиентов.
Это универсальное решение для корпораций и небольших компаний, позволяющее переложить ответственность за сбор данных (вкупе с созданием соответствующего дашборда) на плечи профессионалов с богатым опытом.
Sisense
Отличный пример удобного интерактивного дашборда, позволяющего не только пассивно наблюдать за статистической информацией, но и взаимодействовать с ней напрямую.
Sisense – приложение, следующее ключевым принципам Стефана Фью. Оно пытается сделать визуализацию данных максимально простой.
Также сервис делает акцент на возможности взаимодействовать с данными и настраивать в интерфейсе программы многоэтапные скрипты, помогающие автоматизировать регулярно повторяющиеся процедуры, ставшие рутинным, но необходимым занятием.
А еще Sisense поддерживает расширение функциональности с помощью дополнений от сторонних разработчиков.
Qlik Sense
Разработчики Qlik Sense нарекли свое детище аналитическим инструментом нового поколения. По их словам, в продукте используется огромное количество новых технологий, включая искусственный интеллект. Каждый программный компонент сервиса позволяет собирать точные данные и взаимодействовать с ними любым удобным способом.
Интерфейс Qlik Sense задуман таким образом, чтобы любой пользователь, независимо от опыта, мог начать собирать важную для своего бизнеса информацию и структурировать ее. В этом помогает как общая интуитивность ПО, так и повсеместное внедрение искусственного интеллекта, анализирующего доступную информацию и раздающего советы по теме.
Вместо заключения
На этом и закончим. Пожалуй, это максимальное количество нужной информации о дашбордах, которое можно изложить в рамках одной ознакомительной статьи. Главное, чтобы вам стало понятно, что визуализация аналитических данных – это несложно. Нужно использовать правильные инструменты и следовать основным статистическим принципам. Тогда вы сможете делать полезные и наглядные сводки данных, меняющие любое направление бизнеса или жизнедеятельности в лучшую сторону.