Работа в юстиции что это
Органы юстиции: задачи, основные направления деятельности
Министерством юстиции называются ведомства, отвечающие за разработку и осуществление законного регулирования, касаемо исполнения уголовных наказаний, оформления документов различных структур, обеспечивающие соблюдение порядка работы судов и реализации судебных решений, проверку прохождения регистрационных этапов для организаций.
Что такое органы юстиции Российской Федерации?
Это одна из важнейших структур, принимающих участие в организации нормативно-правового регулирования в стране. Функции данного подразделения власти достаточно широки. Органы юстиции являются правоохранительной системой, обеспечивающей исполнение судебных решений и имеющей большое значение в создании надлежащих предпосылок для функционирования множества государственных структур. Они тождественны судебным органам и применяют предписанные законом санкции относительно противоправных действий юридических или физических лиц.
История возникновения органов юстиции
Министерство юстиции образовано 8.09.1802 г. на базе верховного апелляционного суда Российской империи (криминальные и общественные дела). В том же году впервые был введен пост министра юстиции, который давал право действовать на основании предписаний генерал-прокурора. Окончательно органы юстиции завершили процесс формирования в 1811 г.
Образование департамента данного ведомства произошло в 1803 году. В это же время подразделение получило право на составление законопроектов и делало это вплоть до создания Госсовета. Далее органы юстиции вели проверку деятельности всех судов в Российской Империи, кроме военно-морских и церковных.
Министр юстиции выполнял полномочия генерал-прокурора Главного сената. В процессе Верховного суда он выступал в роли прокурора, а с 1864 г. функции министра пополнились обязанностями Главы прокуратуры. Помимо этого, чиновник занимался смещением, установлением и изменением должностей в органах суда.
К 1870 году Правительством Российской империи было принято решение передать юстиции соблюдение земельного порядка и надзора.
Функционирование Минюста
Функции органов юстиции России включают в себя:
Состав Минюста
Система органов юстиции – это структурированный строй правительственных учреждений власти России, которые проводят регулирование работы исполнительного порядка и выполняют контроль во всех направлениях, подчиненных юстиции.
В данную структуру входят:
Все эти ведомства выполняют предписанные им поручения и распоряжения со стороны правительства во взаимодействии друг с другом.
Главные задачи Минюста
Задачи органов юстиции:
Контроль за работой Минюста производит президент России.
Какие права входят в сферу деятельности Министерства юстиции?
Полномочия органов юстиции:
Полномочия Министра юстиции
Главой органов Минюста является министр юстиции Российской Федерации, которого назначает президент РФ (он же назначает заместителей). Глава юстиции непосредственно несет ответственность за выполнение всех полученных поручений, а также реализацию политики государства.
К его полномочиям относятся:
Федеральная служба исполнения наказаний
На основании Указа Президента РФ от 13.10.2004 г. № 1314, ФСИН представляет собой национальную госструктуру исполнительных органов власти, выполняющих правоохранительные действия, контроль за следованием предусмотренного порядка при выполнении уголовного взыскания. Что касается осужденных, данная служба производит ряд мер по содержанию задержанных, которые находятся под охраной, и проверяет деятельность обвиняемых.
Задачи Федеральной службы исполнения наказаний Министерства юстиции Российской федерации:
Основные полномочия ФСИН Российской Федерации:
Нотариат как структура
Минюст Российской Федерации занимается структурированием, контролем и регулированием многих сфер народной деятельности, включая и нотариальную.
Нотариат – госструктура, выполняющая функции сохранности прав и потребностей граждан и юридических организаций РФ.
Нотариальные органы юстиции удостоверяют сделки, которые, согласно установленному законодательству, обязательно должны иметь нотариальную форму (завещание, доверенность). А также выдают свидетельство о праве государственной регистрации собственности, заверяют копии документов, подписей и переводов.
Кто такие нотариусы?
Вышеуказанной деятельностью в нашей стране занимаются нотариусы. Местом их работы являются нотариальные органы юстиции.
В процессе своей деятельности нотариус должен быть неподкупным и справедливым, руководствоваться исключительно законами Российской Федерации, Конституцией и иными правовыми актами.
Он должен уведомлять обратившихся клиентов о последующем исходе в процессе нотариальной работы. Нотариусу предписано сохранять втайне информацию, известную ему вследствие исполнения своих должностных обязанностей. Он вынужден отказывать в сотрудничестве лицам, если таковое противоречит законодательству. Индивидуально практикующий нотариус возлагает на себя личную ответственность, если его действия привели к причинению ущерба.
Нотариальная палата – что это?
Общественная организация, которая включает в себя специалистов, имеющих членство в коллегии нотариусов и практикующих индивидуально, называется нотариальная палата.
Нотариальная палата считается юридической структурой, которая основывается на самоуправлении. Она представляет и защищает интересы членов своей организации, оказывая им помощь в успешном продвижении частных дел, стажирует людей, желающих стать нотариусами, проводит повышение квалификации и многое другое. Члены палаты платят взнос для её финансовой поддержки и функционирования и передают сведения о своих нотариальных процессах.
Судебная экспертиза
Судебная экспертиза — это процедура, основанная на законодательстве Российской Федерации и включающая в себя ряд исследований и составление заключений экспертом по тем задачам, которые были поставлены перед назначением экспертизы.
В неразрешимых ситуациях, когда нужна помощь профессионала и присутствуют сомнения относительно тех или иных судебных дел, человек обращается в центр судебной экспертизы. Подобных организаций очень много в России.
Центр судебной экспертизы выполняет свою службу согласно законодательству Российской Федерации. Кроме того, ведомство руководствуется Федеральным Законом № 73 и Инструкцией по организации работы судебных экспертиз в государственных экспертных ведомствах системы Минюста.
Таким образом, органы юстиции РФ исполняют колоссальный перечень поручений, которые они должны реализовать в различных областях деятельности соответственно законодательству и Конституции РФ при помощи территориальных филиалов.
У выпускников, решивших связать свою судьбу с госслужбой, в Минюсте России есть все шансы построить карьеру в сфере юриспруденции
У выпускников, решивших связать свою судьбу с госслужбой, в Минюсте России есть все шансы построить карьеру в сфере юриспруденции
Онлайн-интервью с начальником отдела по вопросам государственной службы Департамента государственной службы и кадров Минюста РФ Николаем Владимировичем Бородаевым
Как молодому специалисту получить работу в Министерстве юстиции России? Какие требования предъявляются к претендентам? Как пройти конкурсный отбор и поступить на госслужбу в Минюст РФ? Рассказывает начальник отдела по вопросам государственной службы Департамента государственной службы и кадров Минюста России Николай Владимирович Бородаев.
КонсультантПлюс: Проводятся ли в вашем министерстве стажировки для старшекурсников или выпускников вуза? Какие карьерные перспективы они открывают для молодых специалистов?
Н.В. Бородаев: В настоящее время Минюст России довольно активно взаимодействует с вузами Москвы в части организации и проведения практики студентов. В этих целях между министерством и вузами заключаются предусмотренные законодательством об образовании договоры, и студентам, обучающимся по юридическим специальностям и направлениям подготовки, предоставляется возможность приобрести практические профессиональные навыки под руководством специалистов высокого уровня.
На данный момент такие договоры заключены с шестью высшими учебными заведениями, из которых ежегодного на практику приходят порядка двухсот студентов.
Такие конкурсы ежегодно проводятся Минюстом России начиная с 2012 года. Порядок и условия их проведения определены Указом Президента Российской Федерации от 21.12.2009 № 1456 «О подготовке кадров для федеральной государственной гражданской службы по договорам о целевом обучении».
Условия конкурса таковы, что принимать участие в нем могут студенты, являющиеся гражданами Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет, владеющие государственным языком Российской Федерации и впервые получающие высшее образование по очной форме обучения в образовательных организациях за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета.
Таким образом, круг участников конкурса достаточно жестко ограничен законодателем. В него входят студенты 3 курса бакалавриата, 3 и 4 курса специалитета и студенты-магистранты 1 года обучения.
Оценка теоретических знаний и личностных качеств претендентов осуществляется по следующим критериям: уровень теоретических знаний, умение использовать теоретические знания при выполнении практических заданий, логическое построение ответа, грамотность и культура речи.
Тестирование проводится по перечню вопросов, отражающих теоретические знания в области образовательных предметов: русский язык и культура речи, теория государства и права, конституционное (государственное) право России.
Информация о проведении конкурса заблаговременно размещается на официальном сайте Минюста России в сети Интернет.
Что же дает студенту победа в конкурсе?
Также победителям конкурса в период обучения в вузе Минюст России ежемесячно осуществляет дополнительные выплаты в размере 50 процентов государственной академической стипендии.
Кроме того, в период обучения победители конкурса проходят практику в министерстве с учетом их специализации и осваиваемых дисциплин. Учебная и научная деятельность этих студентов (в том числе подготовка дипломных, курсовых работ) также может быть скорректирована в расчете на дальнейшую работу в Минюсте России.
Со своей стороны студенты принимают на себя обязательство о регулярном представлении сведений об успеваемости, а также о заключении после получения документа государственного образца о высшем образовании срочного служебного контракта.
Практика проведения конкурсов свидетельствует о том, что по его результатам на федеральную государственную гражданскую службу в Минюст России приходят достаточно подготовленные специалисты, способные в короткие сроки адаптироваться к условиям и требованиям гражданской службы.
Н.В. Бородаев: Поступление на службу в Министерство юстиции Российской Федерации выпускников вузов возможно.
Процедура поступления на государственную гражданскую службу достаточно подробно урегулирована целым рядом нормативных правовых актов Российской Федерации, и их неукоснительное соблюдение является одним из важнейших показателей качества работы кадрового блока государственного органа. Министерство юстиции Российской Федерации не является исключением.
Порядок проведения такого конкурса определен Указом Президента Российской Федерации от 01.02.2005 № 112 «О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации» и заключается в оценке профессионального уровня претендентов на замещение должности гражданской службы, их соответствия установленным квалификационным требованиям для замещения должности гражданской службы. Этим же указом определен подробный перечень документов, которые претенденту на замещение должности необходимо представить в государственный орган для участия в конкурсе.
Квалификационные требования к стажу государственной гражданской службы или стажу работы по специальности, направлению подготовки, необходимому для замещения должностей федеральной государственной гражданской службы, утверждены Указом Президента Российской Федерации от 16.01.2017 № 16.
Как и любой другой конкурс, конкурс на замещение вакантной должности гражданской службы является серьезным испытанием для претендента на должность. В Минюсте России такие конкурсы проводятся и традиционно привлекают значительное количество участников. Последний из таких конкурсов состоялся в апреле текущего года. Участники конкурса прошли серьезнейший отбор, о чем свидетельствует и тот факт, что по его результатам конкурсной комиссией выявлены победители лишь по половине заявленных вакантных должностей.
КонсультантПлюс: Где обычно размещаются объявления о ваших вакансиях?
Н.В. Бородаев: Всю необходимую информацию о проведении конкурсов, в том числе о приеме документов для участия в конкурсе, наименование вакантных должностей гражданской службы, квалификационные требования для замещения этих должностей, условия прохождения гражданской службы и другие предусмотренные законодательством сведения размещаются на сайте Министерства юстиции Российской Федерации www. minjust.ru в разделе «Государственная служба».
Актуальная информация о наличии вакантных должностей также имеется на информационном ресурсе федерального портала государственной службы и управленческих кадров www.gossluzhba.gov.ru. На данном ресурсе предусмотрена возможность размещения анкет претендентов, а также направления откликов на вакантные должности.
КонсультантПлюс: При рассмотрении резюме молодого специалиста на что вы обращаете внимание прежде всего: на успеваемость в вузе или на специализацию, по которой выпускник обучался, тему дипломной работы или дополнительное образование, удостоверенное сертификатами и дипломами?
Н.В. Бородаев: Представляемые претендентами материалы оцениваются в комплексе, и сведения о профессиональных компетенциях, несомненно, представляют для нас интерес. Вместе с тем необходимо понимать, что назначение на должность возможно только в том случае, если кандидат соответствует квалификационным требованиям по уровню образования, наличию стажа гражданской службы либо опыта работы по специальности и т.д., а дополнительные профессиональные навыки и достижения являются существенным дополнением, положительно характеризующим соискателя должности.
КонсультантПлюс: Какие этапы в конкурсе на замещение вакансий обычно проходит молодой специалист?
Н.В. Бородаев: Методика проведения конкурса на замещение вакантной должности гражданской службы в Министерстве юстиции Российской Федерации утверждена приказом Минюста России от 02.11.2009 № 375.
Для оценки профессиональных и личностных качеств граждан Российской Федерации, допущенных к участию в конкурсе на замещение вакантной должности гражданской службы, применяются методы тестирования и индивидуального собеседования (тестирование предшествует индивидуальному собеседованию).
Победителем конкурса признается кандидат, прошедший тестирование и индивидуальное собеседование.
По результатам конкурса издается приказ о назначении победителя конкурса на вакантную должность гражданской службы и с ним заключается служебный контракт.
Граждане, которые не стали победителями конкурса, но проявили при прохождении испытаний свой высокий профессиональный уровень, решением конкурсной комиссии могут быть рекомендованы к включению в кадровый резерв Минюста России. Напомню, что лица, состоящие в кадровом резерве, могут быть назначены на вакантные должности гражданской службы без прохождения конкурсных процедур.
КонсультантПлюс: Какие этапы включает в себя собеседование?
Н.В. Бородаев: Индивидуальное собеседование с кандидатами, успешно прошедшими тестирование, проводится членами конкурсной комиссии. Целью собеседования является выявление профессиональных и личностных качеств кандидата.
Индивидуальное собеседование проводится в форме свободной беседы с кандидатом по теме его будущей профессиональной служебной деятельности, в ходе которой члены конкурсной комиссии задают кандидату вопросы.
Конкурсная комиссия оценивает кандидата в его отсутствие по полноте и правильности ответов на вопросы, использованной аргументации, умению доказывать, убеждать, отстаивать свою правоту, степени владения навыками публичного выступления, умению полемизировать, культуре высказываний, знанию русского языка и степени владения им.
КонсультантПлюс: При приеме на работу юриста требуете ли вы от него умения работать с системой КонсультантПлюс? Пользуются ли ваши сотрудники системой?
Учитывая специфику Минюста России, получение доступа к актуальной правовой информации, текстам правовых документов является жизненно необходимым. Поэтому владение навыками работы со справочными правовыми системами, в том числе, конечно, и с системой КонсультантПлюс, может положительно отразиться при оценке претендента на замещение должности.
КонсультантПлюс: Какой совет вы могли бы дать будущим выпускникам, решившим построить карьеру госслужащего?
Н.В. Бородаев: Государстве нная служба, как и другие профессиональные виды деятельности, имеет свои особенности. Поэтому нужно быть готовым преодолевать трудности, прилагать усилия для поддержания своего профессионального уровня.
Могу сказать, что сейчас в Минюсте России очень много специалистов высочайшего уровня по различным отраслям права. Поэтому у выпускников, решивших связать свою судьбу с госслужбой в Минюсте России, есть замечательный шанс перенять их опыт и знания, тем самым создать серьезную базу для построения дальнейшей карьеры в сфере юриспруденции.
Общая информация
Министерство юстиции Российской Федерации (Минюст России) — федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий выработку государственной политики (государственное управление) и нормативно-правовое регулирование в сфере юстиции, а также координирующий деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти.
Деятельность
Правовые основы деятельности
Информационные и аналитические материалы
Открытое министерство
Историческая справка
Министерство юстиции России было учреждено 8 сентября 1802 года Манифестом Александра I «Об учреждении министерств». Этим же документом в составе Правительства предусматривалась должность министра юстиции, и он одновременно являлся генерал-прокурором Российской империи.
На Министерство юстиции были возложены функции подготовки законодательных актов, а также управления деятельностью судов и прокуратуры. Оно занималось вопросами назначения, перемещения, увольнения чинов судебного ведомства, учреждения и упразднения судов, осуществляло надзор за их работой.
Первым министром юстиции — генерал-прокурором Российской империи был утвержден выдающийся русский поэт и государственный деятель Гавриил Романович Державин.
Осуществляя управление всей системой юстиции, Министерство с первых дней своего образования большое значение придавало совершенствованию законодательства. Под руководством известного государственного деятеля М. М. Сперанского была проведена кодификация законодательства: издано 56 томов Полного собрания законов Российской империи и 15 томов Свода законов.
В 1828 году М. М. Сперанский представил Императору предложения о необходимости кадрового укрепления судов судьями и правоведами, причем их подготовка требовала непосредственного участия Министерства юстиции.
После проведенной в 1864 году в России судебной реформы, в подготовке и проведении которой Минюст принимал деятельное участие, полномочия Министерства юстиции заметно расширились. На всех этапах прохождения судебной реформы роль Министерства юстиции была значительной, а то и определяющей. Министерство юстиции осуществляло руководство судебными органами, управление межевой и тюремной частями, нотариатом. Заведуя личным составом суда и прокуратуры, оно получило право назначения и увольнения следователей по важнейшим делам в окружных судах, а также городских судей и членов уездных окружных судов. Министерство ввело институты мировых судей и присяжных заседателей, напрямую руководило деятельностью прокуратуры и осуществляло управление местами лишения свободы. Министерство обладало достаточными полномочиями по формированию и проведению в жизнь правовой политики государства.
По представлению Министерства юстиции Законом от 16 июня 1884 года было усилено наказание за служебные растраты и хищения, в том числе для лиц привилегированных сословий. По ходатайству Министерства юстиции 26 мая 1881 года было отменено публичное исполнение смертной казни. В области гражданского права 19 мая 1881 года Министерством юстиции были составлены Правила о порядке укрепления прав на недвижимое имущество.
Все законодательные предложения представлялись на заключение Министерства юстиции до внесения их на рассмотрение Государственного совета, а с 1881 года законопроекты других ведомств стали поступать на заключение Министерства юстиции не только для их оценки с юридической стороны, но и для согласования с существующими законами.
Законотворчество Министерства юстиции конца 19 века — начала 20 века характеризуется особым вниманием к правам личности.
В 1897 году разработан проект закона об изменении порядка возбуждения вопросов об ответственности губернаторов; в 1903 году — проект закона об условном осуждении, что являлось совершенно новым и весьма демократичным институтом для России; в том же году Министерством юстиции был разработан дисциплинарный устав, регламентирующий наказание за служебные проступки; в 1904 году разрабатывается проект закона о некоторых изменениях в наказуемости и порядке преследования государственных преступлений. В том же году Министерством юстиции утверждены Правила о порядке содержания в тюрьмах гражданского ведомства политических арестантов.
С середины 19 века министры юстиции активно занимались международной деятельностью: председательствовали в Международном трибунале, были членами постоянной Международной палаты Третейского суда в Гааге. Задачей Министерства юстиции было информировать министров об утверждении уставов вновь созданных организаций и обществ, а сам министр обязан был еженедельно представлять Императору личные или письменные доклады о состоянии порученных дел.
13 декабря 1895 года из ведения Министерства внутренних дел в ведение Министерства юстиции было передано Главное тюремное управление, что объяснялось «…целью сближения тюремного дела в его законодательной постановке и практическом осуществлении с интересами правосудия».
После Октябрьской революции 1917 года Министерство юстиции было преобразовано в Народный комиссариат юстиции. Практическое претворение в жизнь Декрета № 1 «О суде» потребовало от органов юстиции усилий, связанных с формированием судов и подбором для них кадров. Заметное место в деятельности комиссариата юстиции занимало создание нового законодательства. Принятым 30 января 1928 года постановлением ВЦИК и СНК наркому юстиции были непосредственно подчинены в качестве заместителей прокурор и председатель Верховного Суда республики. Согласно Положению о Народном комиссариате юстиции, утвержденному 26 ноября 1929 года, Верховный Суд входил в состав аппарата Наркомюста.
Впоследствии полномочия Наркомата юстиции претерпели радикальные изменения — в 1936 году прокуратура была выделена в самостоятельное ведомство.
С 1936 года на Наркомат юстиции СССР была возложена задача систематизации и подготовки материалов по кодификации законодательства и до 1946 года законотворческая деятельность шла по трем основным направлениям: подготовка общесоюзных кодексов (Уголовного, Гражданского, Уголовно-процессуального, Гражданско-процессуального, Основ трудового законодательства и Основ законодательства о браке и семье); подготовка Хронологического собрания законов, указов и постановлений Правительства СССР и Систематического собрания законов; справочная работа по законодательству.
В системе Министерства юстиции СССР создаются научно-исследовательские криминалистические лаборатории и Всесоюзный институт юридических наук. Примечательно, что именно по инициативе Минюста РСФСР в 1957 году (впервые в российском праве) в текст УПК РСФСР было включено понятие «презумпция невиновности».
По положению о Наркомате юстиции СССР от 8 декабря 1936 года Наркомюст и его местные органы получили право давать судам указания о правильности и единообразии применения судебной практики. Такие взаимоотношения органов юстиции и судов подвергались критике и послужили одним из поводов упразднения Министерства юстиции СССР в 1963 году.
Поскольку излишняя радикальность и отчасти ошибочность такого решения была очевидна и подтверждена временем, 30 августа 1970 года Президиум Верховного Совета СССР издал Указ, положивший начало воссозданию органов юстиции. Учитывая острую потребность в высококвалифицированных кадрах для воссозданного ведомства, в этот же день Президиумом Верховного Совета СССР издал Указ о создании в структуре Минюста Всероссийского института усовершенствования работников юстиции.
После распада Советского Союза Министерство юстиции обновило функции и ныне находится на пути дальнейшего укрепления и развития.
Возрождение сильной государственной власти потребовало обеспечения единого правового пространства, упрочения верховенства закона, реального разделения властей, гарантий прав и законных интересов граждан, равной ответственности государства и гражданина.
Современный этап реформ в России характеризуется совершенствованием и укреплением правового государства, созданием и развитием демократических институтов общества. Согласно Указу Президента РФ от 13 октября 2004 года № 1313 «Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации», Минюст России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, а также в сфере исполнения уголовных наказаний, регистрации некоммерческих организаций, включая отделения международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, общественные объединения, политические партии и религиозные организации, в сфере адвокатуры, нотариата, государственной регистрации актов гражданского состояния, обеспечения установленного порядка деятельности судов и исполнения судебных актов и актов других органов, а также правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в сфере регистрации некоммерческих организаций, включая отделения международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, общественные объединения, политические партии и религиозные организации, в сфере адвокатуры, нотариата, государственной регистрации актов гражданского состояния.
В ведении Министерства юстиции в настоящее время находятся Федеральная служба исполнения наказаний и Федеральная служба судебных приставов.
Кроме этого, в структуру Минюста России входит аппарат Уполномоченного Российской Федерации при Европейском Суде по правам человека.
На всех этапах развития Российского государства Минюст России выполняет свое главное предназначение — способствовать формированию и упрочению в России основ правового государства.
Фильмы о Минюсте
Технологии справедливости