Работать на себя с чего начать
Фриланс без иллюзий: как начать работать на себя и не разочароваться
Фриланс кажется идеальным миром: работаешь из дома в удобном графике и темпе, не тратишь время на дорогу и бесполезные совещания. Будь вы хоть совой, хоть жаворонком, хоть любителем поспать днем, — эти индивидуальные привычки перестают конфликтовать с рабочим расписанием. При удачном раскладе работу можно совмещать с уходом за ребенком и благодаря этому обойтись без детского сада и сэкономить на няне — для многих молодых мам это важно. Для интровертов, которых вечно раздражают коллеги, фриланс — вообще просто мечта. Наконец, искать работу можно без привязки к конкретному городу или даже стране (смотря чем занимаешься).
На самом деле у фриланса есть и минусы, и они довольно существенные. Лучше знать о них заранее — тогда к ним проще подготовиться. А кто-то, без иллюзий взвесив все за и против, поймет, что фриланс вообще не для него.
Жирные минусы фриланса
Придется самостоятельно искать заказчиков. Это отдельное «искусство» — надо научиться продавать свои услуги. Наивно думать, что если вы хороший специалист, то заказы сами потекут рекой. Нет, сначала придется сильно потрудиться, чтобы о вас узнали. Даже если у вас уже имеется постоянный крупный заказчик, на которого вы рассчитываете, он может прекратить сотрудничество с вами в любой момент. Например, потому что ему урезали бюджет или из-за того, что уволился менеджер, с которым вы держали связь, а новый «привел» своего фрилансера. Поэтому всегда надо искать запасные варианты на всякий случай, расширять базу клиентов. Помните о том, что фриланс — это фактически предпринимательская деятельность. Вы не защищены трудовым договором и гарантиями, у вас гражданско-правовые отношения. Словом, придется крутиться. И никаких гарантий. Чтобы стать успешным фрилансером, надо иметь предпринимательскую жилку.
Никаких гарантий — это значит, совсем никаких гарантий. Забудьте то время, когда, что бы ни происходило, вам два раза месяц «падала» на карту энная сумма. У вас больше не будет зарплаты, а будет вознаграждение, о котором, во-первых, надо уметь договариваться, чтобы не продешевить, но и не отпугнуть клиента слишком высоким ценником. Во-вторых, вознаграждение зависит от количества заказов, а оно теперь будет неравномерным от месяца к месяцу. В-третьих, вознаграждение бывает не так-то просто получить. Всё может быть: и клиенты-мошенники, которые просто не хотят платить, и серьезные заказчики из крупного бизнеса, но с такой неповоротливой системой согласования документов, что получить вознаграждение от них через полгода — нормально. Дело в том, что просрочка выплаты зарплаты грозит компании гораздо большими юридическими неприятностями, чем просрочка оплаты по обычному договору. Фрилансеры — не работники, а обычные подрядчики. Поэтому вам придется еще и научиться контролировать свои расходы: с доходами в одном месяце может быть густо, в другом пусто. И да, думать, что вы будете работать только на условиях предоплаты, наивно.
Клиент всегда прав. Давайте будем честны: фриланс — это работа не на себя, а на клиента. Вы, скорее всего, будете гораздо сильнее зависеть от субъективной оценки вашей работы клиентами, чем сейчас зависите от субъективной оценки руководства. Периодически будут возникать такие ситуации: вы всё сделали качественно и профессионально, но клиенту просто не нравится результат. И он просит всё переделать, иначе не заплатит. Конечно, в какой-то мере от таких историй защищает правильно составленный договор. Но вы готовы тратить время и силы на суд ради взыскания долга? А деньги на юриста? А потерять клиента и получить репутацию сутяжника, которая может отпугнуть от вас других потенциальных клиентов, вы готовы? Как видите, всё гораздо сложнее, чем конфликт с недовольным начальством.
Свободный график — иллюзия. Во-первых, в зависимости от характера вашей работы вам, возможно, придется быть на связи тогда, когда это удобно заказчикам, а не вам. Во-вторых, многие из тех, кто перешел на фриланс, устав от работы на износ в офисе, потом с удивлением осознают, что работы не стало меньше — ее стало даже больше. В лучшем случае за те же деньги, в худшем — за меньшие. Почему так происходит? Смотрите, работая в офисе, вы некоторую долю своего времени вынуждены тратить всякую «ерунду» — совещания, утомительную переписку с клиентами, оформление документов и отчетов. На фрилансе вы тоже от этого никуда не денетесь, разве что от совещаний избавитесь. Отчитываться придется и перед клиентом, и перед налоговой, если вы собираетесь работать вбелую (а если нет, то у вас появятся новые серьезные риски). Все эти процессы отвлекают, но потраченное на них время не оплачивается, потому что деньги вы на фрилансе будете получать за результат, а не за присутствие в офисе с 9.00 до 18.00. Плюс закладывайте время на раскрутку себя как профессионала и поиск клиентов. А еще у вас не будет оплачиваемого отпуска и оплачиваемых больничных. Вы очень быстро начнете смотреть на свои выходные как на потерянные деньги.
Все расходы — за ваш счет. Если вам кажется, что для вашей деятельности никаких расходов и не нужно, вам это только кажется. Скорее всего, как минимум, потребуется профессиональное программное обеспечение, которое раньше оплачивал работодатель, оргтехника и ее обслуживание — вы удивитесь, как быстро всё это начнет выходить из строя совершенно не ко времени. Легальный фриланс с регистрацией ИП предполагает не только уплату налогов (НДФЛ или налога на упрощенной системе налогообложения), но и уплату взносов в Пенсионный фонд и фонды обязательного медицинского страхования — сейчас их за вас платит работодатель. Плюс расходы на банковское обслуживание. Прежде чем решаться уйти на вольные хлеба, посчитайте не только возможные доходы, но и эти обязательные расходы и соотнесите их друг с другом. А тем, кто сейчас «страдает» в офисе с неплохим соцпакетом и привык, например, к хорошему ДМС, важно оценить, во сколько будет обходиться аналогичное обслуживание за свой счет. Либо снизить запросы.
Ограниченный карьерный и профессиональный рост. Ограниченный — это мягко сказано, если вы мечтаете о карьерных вершинах, то фриланс, конечно, совсем не для вас, разве что на какое-то время. Он больше подходит тем, кому близок горизонтальный тип карьеры. И если вы хотите «прокачаться» в каких-то навыках, перенимая опыт старших коллег, то на фрилансе это тоже получится не так эффективно, как при работе бок о бок.
Трудно сосредоточиться. Дома, когда никто вас не контролирует, сосредоточиться над работой гораздо сложнее, чем в офисе. Множество отвлекающих бытовых факторов. И соблазнов для прокрастинации тоже — хочется залезть в соцсети, потом включить музыку, телевизор, перекусить и еще раз перекусить. Нужна огромная самоорганизованность, а обладают ею единицы.
Нехватка общения по рабочим вопросам. Если вы экстраверт, то для вас это через какое-то время станет значимой проблемой.
Не испугались и готовы к трудностям? Хорошо, тогда ниже вы найдете несколько полезных советов.
Как подготовиться к переходу на фриланс
В идеале решение о переходе на фриланс должно быть взвешенным, а переход к такому формату работы — постепенным. Конечно, бывает, что жизнь вынуждает действовать не раздумывая, но мы сейчас говорим о случаях, когда есть время на подготовку.
Прокачайте профессионализм
От вашего профессионального развития напрямую зависит ваш доход. Интенсивы, мастер-классы, онлайн-курсы выбирайте тщательно, вам нужны такие, которые ценятся в профессиональном сообществе. Пока заказчики не знают вас в деле, о ваших навыках будут свидетельствовать «корочки». Читайте нон-фикшен по специальности и смежным темам, старайтесь анализировать прочитанное.
Заводите связи
Ходите на конференции, читайте тематические сообщества в социальных сетях, знакомьтесь с создателями потенциально интересных для вас проектов. Учитесь вести переговоры, прочтите, например, «Сначала скажите “Нет”» Джима Кемпа и «Договориться можно обо всем» Гэвина Кеннеди. Знакомства конвертируются в будущие заказы и удачные сотрудничества.
Работайте над имиджем
Загодя начните работать со своим имиджем эксперта в том или ином деле. Тогда вам будет гораздо проще привлекать клиентов, когда вы решитесь пуститься в свободное плавание. О том, как создать себе имидж профессионала в социальных сетях, мы рассказывали здесь.
Изучайте нужные инструменты
Продумайте процесс взаимодействия с клиентами: как вы будете общаться, передавать им результаты работы, где будете хранить выполненную работу, как обезопасите себя от внезапных капризов техники, компьютерных вирусов и мошенников? Возможно, вам придется для этого освоить новые программы, подобрать подходящие облачные хранилища, инструменты для планирования задач.
Начните с подработки
Начните брать первые заказы, не уходя с работы. Так вы начнете обрастать клиентами и заодно прочувствуете, что такое фриланс
Выберите вариант оформления
Многие работают без всякого оформления. Но крупным клиентам не всегда удобно работать с физическими лицами без статуса ИП: это дополнительные налоги и юридические риски. Индивидуальные предприниматели — совсем другое дело: заказчикам удобно перечислять им деньги, не надо думать о налогах. О налогах придется думать вам, но для этого есть специальные бухгалтерские системы. Они отслеживают доходы, считают налоги и подсказывают, когда надо их оплачивать, это можно сделать буквально в несколько кликов. Еще такие системы позволяют легко выставлять счета заказчикам и отслеживать их оплату. Еще один вариант — в отдельных регионах можно применять специальный налоговый режим для самозанятых, не регистрируя ИП. Заранее просчитайте возможные варианты и выберите, что подходит именно вам.
Составьте договор
Крупные компании-заказчики, как правило, работают по своим шаблонам договоров. Для остальных заказчиков составьте свой вариант, простой и удобный для вас. Например, внесите в него пункт о том, что переписка по электронной почте имеет силу простой электронной подписи и равнозначна бумажным документам с личными подписями сторон. Не стоит бездумно скачивать в интернете первый попавшийся бесплатный шаблон — во-первых, он может быть с ошибками или с условиями, которые вам не подходят, во-вторых, лучше все-таки составить с юристом документ с учетом ваших особенностей.
Полезные привычки фрилансера
И напоследок — несколько простых советов, которые помогут организовать работу на фрилансе с максимальной эффективностью и снизить риск выгорания.
Если вы начинаете работать удаленно, прочтите книгу «Remote. Офис не обязателен». Авторы — предприниматели Джейсон Фрайд и Дэвид Хайнемайер Хенссон — создали успешную компанию, все сотрудники которой работают удаленно. В книге они рассказали, как им удалось максимально эффективно выстроить рабочий процесс. Некоторые советы могут показаться банальными, но проверьте их на практике: они работают.
Хочу работать на себя. Как это осуществить?
Чтобы перестать работать по найму, надо быть профессионалом
Елена Резанова карьерный консультант, помогает взрослым профессионалам выбраться из кризиса карьеры
Кто может себе позволить бросить офис и перестать работать «на дядю»? Почему занятость 2-3 часа в день вместо 8 не позволяет зарабатывать больше?
Когда я прошу привести примеры профессионального успеха, за редким исключением мне рассказывают истории людей, работающих на себя:
На одном корпоративном выступлении я показала слайды с этими примерами и спросила:
— Свобода! — с придыханием сказала аудитория.
Да, свобода не просто тренд или вирусная мечта, она действительно важна.
Этот выбор дорогого стоит. Но когда вы оставляете стабильный, сложившийся уклад и отправляетесь в неизвестность, чтобы больше никто не диктовал вам, с кем работать, как работать, что делать и когда это делать, приведет ли это прямо к самореализации и профессиональной состоятельности? Хороший вопрос.
Хочу рассказать вам истории двух людей, которые не видели себя частью структуры и однажды пустились в свободное плавание.
Из программистов в коучи: история Кати
Катя уже восемь лет работала программистом в крупной IT-компании и, по ее словам, всегда чувствовала себя не на своем месте. В профессию она пришла по настоянию родителей, потому что к моменту выбора вуза собственных идей у нее не было.
Жаловаться было не на что, вспоминала она, но и ощущения, что это «то самое», тоже не было. И вот однажды, выплатив до конца ипотеку, она уволилась, чтобы наконец делать то, что интересно, и делать это не с девяти до шести, а два-четыре часа в день.
Она пошла учиться на коуча, за несколько месяцев обучения познакомилась со многими интересными людьми и к получению сертификата уже горела желанием начать свою практику. Первыми клиентами стали друзья и знакомые — бесплатно либо за символические деньги. Чтобы привлечь новых, она завела блог, который старалась продвигать в Instagram и Facebook.
К концу первого года у блога появились постоянные читатели — немногочисленные, но очень лояльные. Однако подписчиков не прибавлялось, как и количества сессий, хотя Катя установила на них минимальную цену.
Вскоре она решила пойти на курсы по SMM, чтобы более грамотно управлять своим продвижением. Закончив их, она с воодушевлением принялась за свои странички, но еще через полгода поняла, что клиентов почти не прибавилось — притом что количество подписчиков возросло.
«Ты сделала ставку на индивидуальную работу, — сказала ей коллега, — но сейчас бум онлайн-курсов, на этом можно заработать гораздо больше». И Катя пошла изучать, как создавать онлайн-курсы. Ей было сложно совмещать работу по продвижению и собственно коучинг. Но она не сдавалась и через три месяца запустила рекламу своего первого курса. Он открывался бесплатным вебинаром, слушатели которого должны были купить платное участие. Пришло около сорока человек, купили двое.
За несколько следующих месяцев Катя дважды переделывала свой сайт, чтобы он стал более продающим, каждый день размещала публикации в соцсетях, заплатила за профессиональные фотосессии, чтобы были красивые фото для Instagram, запустила несколько акций, участвовала в онлайн-марафонах для привлечения новых подписчиков, искала материалы для блога. В итоге аудитория немного увеличилась, что почти не сказалось на спросе на ее услуги.
От отчаяния она стала предлагать бывшим одногруппникам-коучам помощь в ведении Instagram-аккаунтов и SMM, и у нее появилось два клиента. Это были хоть какие-то деньги, но ей самой не нравилось этим заниматься. Не ради SMM она уходила в свободное плавание.
Врач-блогер: история Насти
Настя семь лет проработала врачом в детском гематологическом центре, когда ушла в декрет: одна за другой родились две дочери. Она любила свою работу, но поняла, что совмещать полный день и семью не получится. Она приняла решение об уходе, но вопрос, чем заниматься, оставался открытым.
Через полтора года декрета она, как и многие мамы, завела блог. «Я очень хотела говорить с миром, но не просто о мамских делах, а о моей профессиональной теме — о дефиците железа. В моей врачебной практике половина пациентов страдали анемией. Я подумала: почему при всем доступе к качественным продуктам и лекарствам железодефицитная анемия до сих пор так распространена? И еще я поняла, что самая любимая часть моей работы — разговаривать с пациентами, выслушивать их, отвечать на их вопросы. Когда ты доктор в поликлинике, у тебя насыщенный график. А теперь все время мое, я могу не спешить».
И Настя начала писать про дефицит железа: опросники на выявление симптомов анемии, полезные материалы, пояснения, как расшифровать анализы крови. По отзывам читателей она поняла, что тема актуальна; мало того, люди даже не подозревают, что некоторые симптомы у беременных, кормящих мам или детей (например, хроническая усталость) могут быть связаны именно с дефицитом железа.
Вскоре читатели стали обращаться за конкретными советами, и Настя начала проводить консультации, в основном для будущих мам, по профилактике железодефицитной анемии у них и будущих детей.
Ее рабочий график зависит только от нее, как она и мечтала, она занимается любимым делом, и она свободна, много времени проводит с детьми и чувствует себя на своем месте.
И сразу скажу: этот путь не был эмоционально легким, если вы вдруг так подумали. Сомнений и страхов хватало.
Главное условие свободы – профессиональная ценность
Итак, вопрос: что есть в истории Насти и чего нет в истории Кати? Все замечают свободу (и теперь мы знаем почему), но почти никто не замечает главного компонента успешных историй.
Вот он: их герои что-то умеют делать очень хорошо. Они в чем-то профессионалы. Они в чем-то круты.
Катя пыталась построить свою свободу в области, в которой еще не стала профессионалом. Она вынуждена была прилагать огромные усилия для продвижения себя и своих услуг, но это не сработало.
Настя была профессионалом в том, что начала делать, работая на себя. Она просто нашла другой формат, более подходящий. Она осталась на том же фундаменте, только построила на нем другое здание (по своему проекту).
Что касается фундамента Кати, восемь лет программирования — отличный фундамент, только, увы, она его обесценила. И ее новое здание возводилось на песке.
У Кати в ее новой деятельности не появилось профессиональной ценности. Она не успела ее наработать, ведь это всегда занимает время. Но и времени у нее не было, ей нужно было себя продавать.
Вот это знание — куда ударить — и есть та самая профессиональная ценность, главная часть фундамента, на котором можно построить подходящий вам формат самореализации — с нужной степенью свободы, с подходящим вариантом монетизации.
Этот фундамент я называю востребованностью, и у него есть три составляющие:
Поговорим о каждом пункте подробно.
Ваш главный багаж – накопленный профессиональный опыт
Выгорев, мы его часто обесцениваем и считаем, что он ничего не стоит, никуда не применим и все придется начинать с нуля. Но представьте: вы с багажом сели не на тот поезд — разве это означает, что нужно выбросить чемоданы? Тем более ваш опыт неоднороден. Что внутри?
Специфический багаж. Знания и навыки, применимые только в специфическом формате (специфические навыки): знание конкретных инструментов, конкретных функций на определенных должностях, знание политики отдельных компаний, в которых вы работали, знание конкретных продуктов и процессов. Как правило, эта часть капитала быстро сгорает, как только вы покидаете работодателя.
Несгораемый багаж.
А. Отраслевые навыки: знание сферы в целом — например, финансы, логистика, образование, информационные технологии и пр. На данный момент вы находитесь в определенной нише внутри какой-то отрасли, уже играете на определенном поле и заработали очки в этой игре.
B. Универсальные навыки: переговоры, управление проектами и людьми, умение писать, выступать, преподавать, быть наставником, запускать продукт, рассчитывать бизнес-модель и т.д.
C. Персональные навыки (аутентичность): ваш подход к задачам, ваш стиль коммуникации, ваш способ генерировать идеи и находить выходы из проблем, ваш образ, ваша харизма — все то, что невозможно скопировать.
Когда Катя решила, что программирование больше не для нее, она имела в виду только самый первый пункт этого списка, только малую часть своего багажа — свои задачи в своей последней роли. Но она не осознавала этого, и все пошло под откос. Это частая ловушка — помните о ней.
Задача профессионала — становиться ценнее. Как не пропустить момент роста и не остановиться в своем развитии, чтобы наша ценность не перестала расти?
Лучший проверочный вопрос, который стоит себе задать:
«В чем я прирос на этой неделе / в этом месяце / квартале?»
Что вы узнали нового? В чем стали лучше разбираться? Что усилили, что попробовали? Если вести трекинг этого развития, застоя не произойдет даже во времена неопределенности.
А теперь важный вопрос: кто отвечает за вашу ценность? Работодатель? Нет, рулите только вы сами, речь о вашей индивидуальной траектории.
Второй важный вопрос: всегда ли требуется потратить долгие годы, чтобы стать ценным? Зависит от области. Стать профессионалом в науке, медицине или психологии намного сложнее, чем во флористике, маркетинге или кулинарии.
Я сейчас говорю о некоем пороге, когда становится возможным решать задачи профессии с ожидаемым уровнем качества. Годовой поварской курс дает возможность назвать себя поваром и работать на кухне ресторана. Но если вы пошли изучать психологию, абсолютно невозможно стать профессионалом за такое короткое время: психологом вы себя назовете только через несколько лет.
Но профессионализм не работает сам по себе. Дипломы, знания и опыт могут лежать мертвым грузом, если нет второго и третьего компонентов востребованности. О них – в следующий раз.
1 Ryan R. M., Deci E. L. Self-Determination Theory: Basic Psychological Needs in Motivation, Development, and Wellness. N. Y., 2017.
2 Пинк Д. Драйв. Что на самом деле нас мотивирует. М., 2013. С. 204–261.
3 Арсенёва А. Железный аргумент. Вся правда об анемии. М.: ИД «Комсомольская правда», 2020.
Как начать работать на себя: интересные идеи и полезные советы
Как сказал известный американский экономист, Питер Друкер: «Где бы вы ни увидели успешный бизнес, это значит, что кто-то когда-то принял смелое решение». Предпринимательская деятельность всегда связана с рисками, и решиться попробовать свои силы в бизнесе может не каждый человек. Добавить уверенности поможет хорошая коммерческая идея, знание основ предпринимательства, объективная оценка собственных умений, навыков и финансовых возможностей. О том, как начать работать на себя, речь пойдёт далее в статье.
Поиски направления
Работа на себя не всегда предполагает старт с нуля. Сегодня в России динамично развивается такой вид делового партнёрства, как франчайзинг.
Франчайзинг
Этот формат подразумевает сотрудничество двух сторон, одной из которых выступает франчайзер – компания, занимающая стабильные позиции на рынке, и франчайзи – предприниматель, приобретающий у неё право на использование товарного знака. В рамках такой сделки начинающий предприниматель получает комплексную поддержку: информационную, маркетинговую, юридическую и т. д. Это позволяет ему избежать множества ошибок и построить бизнес по готовой схеме. Стоит подробнее узнать, что такое франшиза.
Кроме того, новая фирма с первых дней своего существования будет узнаваема. Работа под эгидой известной торговой марки позволит франчайзи существенно сэкономить на раскрутке и добавит конкурентные преимущества. Конечно, всё это не бесплатно. Хорошая франшиза стоит немалых денег. О достоинствах и недостатках системы франчайзинга уже рассказывалось в отдельном обзоре. Так или иначе, начинать следует с выбора направления.
Основные направления предпринимательства
Все виды предпринимательской деятельности можно условно объединить в несколько групп:
Не рекомендуется браться за дело, в котором будущий бизнесмен ничего не смыслит. Выбирать сферу деятельности стоит с учётом полученного образования и опыта работы.
Так, человек, имеющий диплом психолога и навыки работы с людьми, сможет основать собственный консультационный центр или клуб психологической помощи. Механик, несколько лет проработавший в автосервисе, при желании и грамотном подходе сможет организовать СТО как бизнес.
Что учитывать при выборе бизнес-идеи
Не следует игнорировать и собственные увлечения. Многим предпринимателям сегодня удаётся с успехом продавать на рынке вещи, сделанные своими руками, будь то посуда или текстиль для дома, детские игрушки или предметы интерьера. Важный критерий при выборе направления – наличие и размер стартового капитала. Конечно, чем больше сумма собственных средств, которой располагает начинающий бизнесмен, тем больше возможностей перед ним открывается.
Однако история предпринимательства насчитывает сотни примеров успешных, процветающих предприятий, построенных буквально с нуля. К тому же, если предприниматель уверен в том, что бизнес-идея действительно сработает, недостаток средств можно восполнить за счёт банковского кредита или привлечения в бизнес партнёра. Подбирать идею для бизнеса нужно с учётом ситуации на рынке. Объективная оценка покупательской способности в регионе, а также анализ спроса и предложения на тот или иной продукт (услугу) помогут предпринимателю написать «жизнеспособный» бизнес-план. Кстати, составление плана – это шаг, который нельзя пропускать на пути к созданию своего дела.
Планирование
Что такое бизнес-план и зачем он нужен? Это внутренний документ, который может содержать описание концепции, экономическое обоснование проекта, анализ конкурентов, производственный план, схему внедрения продукта на рынок, план мероприятий по управлению предпринимательскими рисками и т. д. Это программа, отражающая цели фирмы на определённый период и способы их достижения, которая будет в дальнейшем координировать действия предпринимателя.
В таком плане обязательно должны присутствовать расчёты. Действовать «наугад» в бизнесе нельзя. Нужно рассчитать бюджет открытия предприятия – сумму, необходимую для запуска. Сюда могут входить расходы на аренду или приобретение помещения, оборудования, закупку сырья, материалов, товара и т. д. Кроме стартовых инвестиций, нужно рассчитать и текущие расходы на содержание бизнеса: арендные платежи, оплату труда, налоги, транспортные издержки, траты на рекламу, коммунальные услуги и другое. Следует составить прогноз выручки, рассчитать срок окупаемости вложений. Правильно составленный бизнес-план, содержащий экономическую оценку инвестиций, кроме того, может послужить привлечению в дело партнёров.
Оформление бизнеса
Предпринимательская деятельность в РФ подлежит обязательной регистрации в налоговом органе. При этом организационно-правовая форма выбирается с учётом масштабов деятельности, статуса потенциальных партнёров и специфики работы. Малый бизнес чаще всего регистрируется на индивидуальных предпринимателей (ИП). Содержание ИП обходится дешевле, нежели содержание юридического лица. К тому же индивидуальные предприниматели могут использовать патентную систему налогообложения (в зависимости от вида деятельности).
На некоторых ИП распространяется освобождение от ведения бухгалтерского учёта и использования кассового аппарата. Выбрав идею, оформив должным образом все необходимые документы, детально проработав бизнес-план и найдя источники финансирования, можно запускать проект. Но следует отметить, что далеко не все, кто имеет своё дело, сразу использовали предложенную схему.
Работа на себя – это не всегда предпринимательство
Тем, кто хочет работать на себя, но не знает, с чего начать, необязательно сразу заниматься бизнесом. Для начала можно попробовать себя во фрилансе. Фрилансер – это независимый работник, который выполняет точечные или серийные заказы, самостоятельно выбирает проекты для участия, действует чаще всего на дому. Преимущества такой работы:
Рынок услуг фриланса только развивается в России. Журналистика, юриспруденция, бухгалтерское дело, реклама, программирование – это далеко не полный список сфер деятельности, в которых распространена такая форма работы.
Как стать фрилансером
Как начать работать на фрилансе? В первую очередь понадобится компьютер или ноутбук и качественный высокоскоростной интернет. Для поиска заказов фрилансеры чаще всего используют специальные интернет-ресурсы, онлайн-биржи удалённой работы.
Конечно, так же как и в бизнесе, нужно выбрать сферу деятельности. Если читатель обладает навыками веб-дизайна и увлекается творчеством, он сможет неплохо зарабатывать на создании сайтов. Опытный бухгалтер найдёт себя в частном аутсорсинге, а практикующий лингвист заработает на дистанционном обучении иностранным языкам.
Следующее, что необходимо, – это резюме с подробным описанием образования, опыта работы. Желательно, чтобы в арсенале фрилансера было презентационное портфолио, которое могло бы дать представление потенциальному заказчику о предлагаемых услугах. Например, перед тем как начать работать удалённо копирайтером, рекомендуется написать несколько статей на темы, в которых автор хорошо разбирается. Это позволит заказчикам оценить стиль изложения материала, способы подачи текста, грамотность исполнителя и т. д.
Не стоит забывать о самообразовании. В условиях высокой конкуренции, характерной для блогосферы, важно поддерживать свой профессиональный уровень и постоянно развиваться. Также необходимо установить адекватные цены на свои услуги. Не стоит бояться брать в работу дешёвые заказы. Для начинающего фрилансера это хорошая возможность набраться опыта и заявить о себе. Например, получив качественный контент за небольшие деньги, заказчик оставит хороший отзыв о работе автора (или переводчика, редактора и т. п.), рейтинг исполнителя на бирже повысится, а значит, возрастут и его шансы найти более интересные предложения.
Правовое регулирование фриланса
В отличие от предпринимательской деятельности, фриланс необязательно оформлять в налоговой службе. Законодатель даёт возможность фрилансерам трудиться официально, заключая гражданско-правовые договоры с заказчиками. Однако в этом случае доходы исполнителя подлежат обязательному декларированию и налогообложению. Существуют и виды свободного труда, легализация которых не требует уплаты налога. Сюда входит репетиторство, уход за детьми и больными и/или престарелыми людьми, а также уборка жилых помещений.
Заключение
Напоследок остаётся только поделиться полезными советами от успешных предпринимателей, когда-то в прошлом тоже решивших работать на себя.
Главный редактор #ВЗО. Работает на сайте с момента основания. Через Юрия проходят все тексты перед размещением на сайте. Быстро вникает в темы, на которые пишут авторы, включая финансовую, и следит за качеством публикуемых материалов.