Работник злоупотребляет больничными что делать
«Нескончаемый» больничный лист: что делать работодателю, если работник болеет много и часто
Е. А. Юрова
автор статьи, консультант Аскон по трудовому праву
Нетрудоспособность является одним из самых распространенных случаев злоупотребления правом отдельными категориями работников. Такие работники, имея в анамнезе стабильное заболевание, хорошо изучают все признаки его обострения и обращаются в различные медицинские учреждения, бесконечно предоставляя работодателю множество листов нетрудоспособности. После получения очередного больничного листка работодатель задается вопросами: может ли работник фактически выполнять трудовые обязанности, как прекратить череду больничных, обоснованно ли выдаются эти документы…
На что работодатель не может повлиять
Зачастую здоровье работника позволяет выполнять трудовую функцию, ибо наличие продолжительных ограничений здоровья свидетельствует о значительных ограничениях жизнедеятельности и влечет установление степени утраты профессиональной трудоспособности, т.е. признание работника инвалидом.
Гражданин при необходимости вправе обратиться за медицинской помощью в любое удобное ему учреждение, к любому врачу, которые при наличии показаний оформляют соответствующие документы, в том числе и больничный лист.
Сам факт обращения гражданина в медицинское учреждение, не говоря о сведениях о заболевании, относится к врачебной тайне. Соответственно, ни медицинская организация, ни любой работник этой организации не может предоставлять законом защищаемые сведения ненадлежащему лицу, к которым. в данной ситуации относится сам работодатель.
Именно законом защищаемые сведения не позволяют работодателю обратиться с запросом о нетрудоспособности работника в медицинскую организацию, а медицинской организации предоставить работодателю данные о заболевании гражданина.
Что работодатель может сделать
Предоставленный работником листок нетрудоспособности обязывает работодателя не только учесть уважительность причины отсутствия работника на рабочем месте, но и предоставить пособие.
Злоупотребление работником своим правом на страховое покрытие, на отсутствие на работе создает значительные сложности работодателю, вынужденному искать внутренние ресурсы по выполнению работы и нести дополнительную финансовую нагрузку. В такой ситуации возникают подозрения о наличии сговора работника с представителем медицинской организации, но доказать это достаточно затруднительно.
Учитывая, что листок нетрудоспособности выдается полномочной организацией на основании действующей лицензии на медицинскую деятельность, включая работы (услуги) по экспертизе временной нетрудоспособности, угроза лишиться этой лицензии обязывает руководителя медицинского учреждения реагировать на любую информацию, предупреждающую отзыв лицензии.
Соответственно, уточнение работодателем факта многократной выдачи больничных листов не нарушит требований о защите информации, но обратит внимание руководителя медицинской организации о возможном правонарушении.
Следующей возможностью работодателя прекратить злоупотребление правом работником является закрепленные за Фондом социального страхования Российской Федерации (п. 7 ст. 59 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации») полномочия проверки соблюдения установленного порядка выдачи, соблюдения сроков выдачи и продления, оформления листков нетрудоспособности, а также проверки ведения документов, подтверждающих выдачу, продление и оформление листков нетрудоспособности (п. 5 Приказа Минздрава России от 21.12.2012 N 1345н «Об утверждении Порядка осуществления Фондом социального страхования Российской Федерации проверки соблюдения порядка выдачи, продления и оформления листков нетрудоспособности»).
Проведение проверок может осуществляться на основании обращения (жалобы) юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на действия (бездействие) лиц, осуществляющих выдачу листков нетрудоспособности, связанные с нарушением порядка выдачи, продления и оформления листков нетрудоспособности (п. 8 названного выше Приказа).
Обращение в ФСС не только инициирует внеплановую проверку, но и обязывает ФСС предоставить страхователю информацию по существу обращения (жалобы), тем самым практически прекращая поток листков нетрудоспособности определенного гражданина.
Электронные больничные
В настоящее время практически завершается переход от бумажных листков нетрудоспособности к электронным документам (Приказ Минздрава России от 01.09.2020 N 925н «Об утверждении порядка выдачи и оформления листков нетрудоспособности, включая порядок формирования листков нетрудоспособности в форме электронного документа»), что тоже значительно ограничивает работника в количестве обращений за листками нетрудоспособности.
Принципиально изменен подход к документированию: ранее документировался факт заболевания, а сейчас документируется собственно нетрудоспособность определенного человека, который подлежит социальному страхованию.
В частности, с вступлением в силу Постановлением Правительства РФ от 05.05.2018 N 555 «О единой государственной информационной системе в сфере здравоохранения» (вместе с «Положением о единой государственной информационной системе в сфере здравоохранения») оформляется только один больничный для всех работодателей. Исправление работодателем своих ошибок в заполнении больничного будет происходить в ФСС на основании электронного обмена сообщениями, в том числе и с использованием Федеральной интегрированной электронной медицинской карты, которой названа подсистема единой системы, предназначенная для сбора, систематизации и обработки структурированных обезличенных сведений о лицах, которым оказывается медицинская помощь, а также о лицах, в отношении которых проводятся медицинские экспертизы, медицинские осмотры и медицинские освидетельствования, посредством информационного обмена с государственными информационными системами в сфере здравоохранения субъектов Российской Федерации, медицинскими информационными системами медицинских организаций государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения.
Обобщая сказанное, можно утверждать, что эпоха нескончаемых больничных листов работников, злоупотребляющих своим правом нетрудоспособности, завершается. А это значит, работодателю придется меньше времени тратить на объяснения с работником, на обращения в медицинское учреждение, в фонд социального страхования, предоставляя все социальные гарантии только действительно нуждающимся сотрудникам.
Работник постоянно болеет: что делать работодателю
Проверьте свои действия с помощью КонсультантПлюс. Не тратьте время на поиски решений в разных источниках, обезопасьте себя от ошибок и штрафов.
Е. А. Юрова
автор статьи, консультант Аскон по трудовому праву
Присоединяйтесь к нам в социальных сетях
Приглашаем на конференцию «Территория права»
Поможем не забыть сделать главное
Посмотрите актуальные чек-листы для бухгалтера, специалиста по кадрам и юриста.
#Специалист по кадрам #Трудовое законодательство. КДП
Возможно, вам будут интересны эти темы:
Начал действовать новый порядок ведения и хранения трудовых книжек. Теперь ряд сроков нужно измерять в рабочих днях, а от сотрудников требовать меньше подписей.
Новые требования к аптечкам первой помощи действуют с 1 сентября в течение 6 лет.
Пенсионные фонд уточнил порядок заполнения формы СЗВ-СТАЖ, в том числе в отношении работников, имеющих право на досрочную пенсию.
К должности «Главный бухгалтер» применим профессиональный стандарт, установленный Приказом Минтруда России от 21.02.2019 N 103н.
30 ноября Роспотребнадзор сообщил о решении сократить сроки действия ПЦР-теста с 72 до 48 часов включительно.
Ведомство планирует утвердить 75 новых форм проверочных листов. Действующие (их 132) утратят силу.
Работника можно уволить в случае прогула. Чек-лист поможет вам соблюсти все процедуры.
Установили квоты для иностранных работников по видам деятельности на 2022 год. Интересные решения высших судов. Утвержден сертификат о.
Как уволить на больничном
Читатель Кирилл С. спрашивает:
Мне всегда казалось, как вообще можно увольнять человека, который болеет? Пока не столкнулся с тем, что один сотрудник берет больничный за больничным, а другой прикрыл больничным прогулы. Боюсь, другие сотрудники тоже начнут так делать. Как мне быть?
Уволить на больничном нельзя
Закон запрещает увольнять людей, которые находятся на больничном. Даже если сотрудник не предупредил о болезни, а молча пропал, всё равно нельзя — закон разрешает не сообщать о болезни на работу.
Штраф за увольнение — до 50 000 рублей. Если сотрудник пойдет в суд и выиграет, придется восстановить его на работе, оплатить пропущенные дни и компенсировать моральный ущерб.
Больничными прикрывают прогулы
Обычно больничный выдают максимум на 15 дней, но таких больничных может быть сколько угодно. При этом нельзя знать точно, болен человек на самом деле или жульничает, чтобы отдохнуть. А уволить или лишить денег нельзя.
Менеджер Антон решил устроить внеочередной отпуск и обратился в поликлинику. Он пожаловался на высокую температуру, озноб и кашель, но сказал, что перед больницей принял жаропонижающее. Врач выписал больничный, а начальник не знает, правда ли Антон простудился.
Еще одна проблема — когда сотрудники прикрывают больничными прогулы, чтобы избежать увольнения.
Сварщица Алина пропустила на неделе несколько смен и пошла к знакомому врачу. Тот оформил больничный задним числом за небольшое вознаграждение. Теперь директор ничего не сможет сделать, даже если знает, что это был прогул.
С разовыми случаями обычно не разбираются, но если сотрудник уходит на больничный каждый месяц, работодатель теряет деньги, время и ресурсы.
Обнаружить фальшивый больничный поможет ФСС
Чаще всего злоупотребляют настоящими больничными, но иногда используют фальшивые. Такие бланки продают через интернет разные фирмы, а иногда и частные медцентры.
Вот как выглядит настоящий бланк больничного:
Чтобы узнать поддельный ли бланк, нужно позвонить на горячую линию ФСС в своем регионе и попросить проверить номер больничного.
Кроме того, на сайте фонда есть официальный список украденных и потерянных бланков. Можно скачать эксельку и поискать там номер бланка.
Если больничный настоящий, но всё равно что-то смущает, можно попросить соцстрахование проверить. Фонд запросит информацию у больницы и узнает, правда сотруднику нужен больничный или можно было обойтись чаем с малиной.
Для этого нужно найти региональное отделение и подать заявление в свободной форме. За фальшивый или необоснованный больничный работодатель сможет уволить сотрудника и не опасаться судебных разбирательств.
Как оформить увольнение
Об увольнении можно договориться
Есть и другие способы разобраться с вечно больным подчиненным. Самый первый — попробовать мирно договориться. Если сотрудник правда часто болеет, можно предложить перейти на удаленную работу или гибкий график.
Если сотрудник всё же жульничает и прикрывает больничными прогулы, помогут правила внутреннего трудового распорядка. В них можно написать, что сотрудники должны сообщать о болезни на работу. Если сотрудник снова молча прогуляет, а потом принесет больничный лист, его можно уволить за злоупотребление правами.
Еще больничный не имеет значения, если сотрудник работает по срочному договору. Как только договор закончился, работник уходит, даже если болел.
Если сотрудник обманывает, а обращение в ФСС не помогло, вот крайние меры:
Обычно до такого не доходит, потому что сотруднику невыгодно долго оставаться на больничном — если стаж меньше пяти лет, то за время болезни можно получить только 60% среднего заработка.
Злоупотребление больничным: юристы против недобросовестных сотрудников
Двойная жизнь сотрудницы Ивановой
«Я думаю, все мы сталкивались с ситуацией, когда сотрудник, выходящий с больничного и предоставляющий нам листок нетрудоспособности, имеет явные следы отпуска в виде загара на лице. Либо когда, выходя с очередных переговоров, наблюдаем картину, что подъезжающим автомобилем такси управляет наш сотрудник – который уже неделю, по нашим сведениям, находится дома из-за тяжелого заболевания, что позволило ему оформить лист нетрудоспособности», – рассказывает Михаил Герман.
По словам эксперта, сотрудник может уйти на больничный после совершения дисциплинарных проступков – в надежде, что за это время ситуация забудется, а наказания удастся избежать. Так и случилось в ситуации, которую Михаил Герман приводит в качестве примера. Так, в гипотетическом ООО «Ромашка» работает сотрудница Иванова, которая с 11 по 18 декабря 2018 года совершает ряд дисциплинарных проступков – опаздывает на работу, не выполняет указаний руководителя, нарушает внутренний рабочий распорядок. Компания требует от Ивановой письменных объяснений, но вместо этого 19 декабря сотрудница сообщает об уходе на больничный. В качестве доказательства она не предоставляет начальству лист нетрудоспособности, а размещает фотографию выписки из больницы в социальных сетях.
При этом от одного из сотрудников работодатель узнает, что Иванова – владелица группы в социальных сетях, где она получает и размещает заказы на оказание платных косметологических услуг. Они проводятся в том числе и с выездом по месту жительства клиентов – даже в период, когда свои непосредственные трудовые обязанности Иванова исполнять якобы не в состоянии. Работодатель производит осмотр группы и фиксирует его актом с привлечением других сотрудников компании. На основании акта издается приказ о проведении в отношении Ивановой проверки по факту нарушения режима листа нетрудоспособности.
От Ивановой снова требуют письменных объяснений, но у нее есть собственный план. 10 января 2019 года она присылает работодателю для оплаты первый лист нетрудоспособности. Лист не содержит бинарный код, зато содержит другие недочеты в оформлении, что, по мнению Михаила Германа, может свидетельствовать о его фальсификации. Впрочем, считает юрист, часто работодатели боятся начинать разбирательства в такой ситуации, чтобы не оказаться обвиненными в ответ.
«Какие бы действия ни предпринимал работодатель, у всех существует понимание, будто бы в любом случае он будет виноватой стороной, а принятие каких-либо мер реагирования в отношении такого рода сотрудников приведет лишь к возникновению индивидуальных трудовых споров, в рамках которого работодателю придется не только компенсировать сотруднику все понесенные расходы, но и фактически компенсировать моральный вред», – отмечает Михаил Герман.
Механизмы борьбы
Разрабатывая механизм противодействия недобросовестному сотруднику, компания исходила из требований подпункта 3 части 1 статьи 11 ФЗ № 165 «Об основах обязательного социального страхования в РФ», отмечает Михаил Герман. Также учитывались разъяснения, данные в письме от 30 сентября 2011 Министерством здравоохранения РФ.
«[В этих документах] работодателям было вменено в обязанность осуществлять непосредственные обращения в региональные отделения Фонда социального страхования в случае возникновения объективных сомнений в обоснованности выдачи листов нетрудоспособности и их соответствия требованиям законодательства. Кроме того, учитывались положения пунктов 56, 57 и 58 о порядке оформления и выдачи листов нетрудоспособности, утвержденные в 2011 году. Они предусматривают прямую обязанность лечащих учреждений рассматривать все случаи нарушения соблюдения режима листов нетрудоспособности и принимать решения о постановке отметок в соответствующих разделах указанных листов», – комментирует юрист.
Работодателю рекомендовали обратиться в Фонд социального страхования с просьбой провести проверку, чтобы выяснить, были ли основания для выдачи листа нетрудоспособности и соответствует ли он нормам законодательства. При этом, отмечает Михаил Герман, уведомления об этом необходимо высылать не только сотруднику, но и Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения и Государственной инспекции труда. Это позволяет минимизировать риски для компании в случае, если гипотетическая Иванова захочет подать жалобу и проверить обоснованность действий работодателя.
По результатам проверки Фонд социального страхования подтвердил основания для выдачи листа нетрудоспособности. Однако был установлен еще один факт нарушения больничного режима – гражданка Иванова не явилась на прием к лечащему врачу в назначенную дату, а пришла на следующий день, когда была признана трудоспособной, и лист был закрыт. Также выяснилось, что лист нетрудоспособности не содержал отметки о нарушении режима и подлежал возврату в лечебное учреждение для оформления дубликата – что и было фактически сделано компанией.
Компании во время проведения проверки было рекомендовано создать комиссию по социальному страхованию – путем общего собрания трудового коллектива. Эта структура не находится под прямым влиянием работодателя, поскольку подотчетна Фонду социального страхования. По мнению Михаила Германа, главный плюс такого решения – минимизация рисков получить обвинение в предвзятости со стороны сотрудника. С переоформленным листом нетрудоспособности работодатель обратился в созданную комиссию, и она рекомендовала оплатить больничный не из расчета средней заработной платы, как это делается обычно, а из расчета МРОТ. Компания согласилась, уведомила об этом сотрудницу Иванову, органы прокуратуры и Государственную инспекцию труда. Однако, как отмечает Михаил Герман, сотрудница начала оспаривать действия работодателя в связи со злоупотреблением правами в части выплат пособия по временной нетрудоспособности.
«Прокуратурой района была проведена проверка по данным обращениям, в ходе которой работодателю удалось доказать отсутствие в своих действиях состава административного правонарушения. Вместе с тем, по результатам прокурорской проверки работодателем было принято еще одно немаловажное решение, а именно – инициировать судебный спор о признании выданных листов нетрудоспособности, которых было три, и период нахождения на них работника составил более двух месяцев подряд, недействительными. По мотиву отсутствия оснований для их выдачи и фактической трудоспособности работника», – резюмирует эксперт.
Какие плюсы и минусы в деле о злоупотреблении больничными может повлечь для работодателя судебное разбирательство – в лекции Михаила Германа.
Что делать, если сотрудник постоянно на больничном
Сколько допустимо болеть
Каждый человек может заболеть, но некоторые сотрудники проводят на больничном гораздо больше времени, чем на работе. И у работодателя возникает закономерный вопрос, не обманывают ли его? Да и сослуживцы «вечно больного», которым приходится делать его работу, тоже не в восторге.
Раньше работника, отсутствующего на работе свыше четырех месяцев подряд в связи с временной нетрудоспособностью, закон позволял уволить по соответствующему основанию. В действующем Трудовом кодексе такая норма отсутствует. Законодательство сейчас не ограничивает срок отсутствия на работе по болезни, даже если сотрудник постоянно на больничном в течение года. Порядок выдачи листков нетрудоспособности, утвержденный приказом Минздравсоцразвития РФ № 624н от 29.06.2011, устанавливает лишь, на какой срок выдается листок нетрудоспособности. Врач единолично принимает решение о выдаче листка нетрудоспособности при заболевании или травме на срок не более 15 календарных дней (фельдшер или зубной врач — не более 10 дней). Дальнейшее продление до 30 дней разрешается только по решению врачебной комиссии. При благоприятном трудовом прогнозе врачебная комиссия выдает лист нетрудоспособности на срок не более 10 месяцев, а в отдельных случаях (травмы, реконструктивные операции, туберкулез) — на срок не более 12 месяцев.
Когда человек реально тяжело болен или перенес сложную операцию, тут ничего не поделаешь. К такой ситуации даже самые суровые руководители, как правило, относятся с пониманием. А вот когда сотрудник все время на больничном — выйдет на пару дней на работу и снова исчезает либо закрывает один лист нетрудоспособности, а на другой день открывает следующий у другого врача — в таких случаях сомнения вполне обоснованны. А если сотрудник еще и возвращается после болезни загоревшим и посвежевшим или замечен во время «болезни» в не совсем подходящих для больного местах (клубах и т. п.), сомнения в добросовестности работника почти перерастают в уверенность. Что может предпринять в этом случае работодатель?
Как выявить симулянта
И все-таки что делать, если работник постоянно на больничном? Работодатель не вправе запрашивать у медицинского учреждения информацию о том, чем так сильно болен человек, — это медицинская тайна, охраняемая законом. Но организация имеет полное право либо проверить больничный самостоятельно — через онлайн-сервисы, либо обратиться в региональное отделение Фонда социального страхования с просьбой подтвердить обоснованность выдачи больничных листков конкретному сотруднику. Укажите в запросе периоды нетрудоспособности работника и номера предоставленных им листков нетрудоспособности.
При получении такого обращения Фонд проводит в лечебном учреждении тщательную проверку. По ее результатам вам ответят : являлась ли выдача листков нетрудоспособности обоснованной или нет либо что такие листки медицинским учреждением вовсе не выдавались и работник принес вам фальшивку. В последнем случае действия работника являются уголовно наказуемыми, и им займутся соответствующие органы. А для администрации вопрос, как уволить сотрудника, который постоянно на больничном, переходит из разряда абстрактных в практическую плоскость. Поскольку основания для отсутствия у работника являются вымышленными, то от такого работника можно избавиться за прогул (не забыв соблюсти все формальности такого увольнения).
Как предотвратить злоупотребления
В интернете полно предложений о покупке больничного. И многие люди просто не знают, что уголовная ответственность предусмотрена не только для продавца, но и для того, кто решил воспользоваться фальшивым документом. Почти в каждой организации имеется информационный стенд. Разместите на нем информацию об уголовной ответственности за использование фальшивого больничного.
Случай из практики
Работница сдала в расчетный отдел лист нетрудоспособности, в котором были незначительные помарки. Расчетчик обратился в ФСС с вопросом о возможности принять такой лист к оплате. И с удивлением получил ответ, что больничный за таким номером не выдавался, и это фальшивка. Работница в объяснительной честно написала, что ездила к родственникам на свадьбу и, чтобы не возвращаться к началу рабочей недели, купила через объявление в интернете больничный на несколько дней. Причем женщина искренне не понимала, что совершила преступление, и волновалась только по поводу увольнения.
В социалистические времена было принято навещать заболевших сотрудников на дому. Что вам мешает возродить эту традицию? Направьте к подозрительно часто болеющему сотруднику комиссию, в которую включите специалиста отдела кадров и кого-нибудь из коллег заболевшего. Только позаботьтесь, чтобы никто не предупредил его о визите по телефону. И вполне возможно, что пришедшие навестить больного коллеги застанут его ремонтирующим крышу, клеящим обои или отмечающим что-то в веселой компании. Либо узнают от соседей, что он отдыхает где-нибудь в теплых краях и попросил поливать в его отсутствие цветочки. Естественно, в таких случаях необходимо составить акт. А по выходу «болящего» на работу потребовать от него объяснительную.
Проверено на практике, что если после этого сотрудник остался у вас работать, здоровье у него резко улучшается. Также оно улучшается и у других симулянтов, как только в организации станет известно о вашей практике посещения больных сотрудников.
Если работник злоупотребляет больничными: инструкция для работодателя
Е. А. Юроваавтор статьи, консультант Аскон по трудовому праву
Нетрудоспособность является одним из самых распространенных случаев злоупотребления правом отдельными категориями работников.
Такие работники, имея в анамнезе стабильное заболевание, хорошо изучают все признаки его обострения и обращаются в различные медицинские учреждения, бесконечно предоставляя работодателю множество листов нетрудоспособности.
После получения очередного больничного листка работодатель задается вопросами: может ли работник фактически выполнять трудовые обязанности, как прекратить череду больничных, обоснованно ли выдаются эти документы…
На что работодатель не может повлиять
Зачастую здоровье работника позволяет выполнять трудовую функцию, ибо наличие продолжительных ограничений здоровья свидетельствует о значительных ограничениях жизнедеятельности и влечет установление степени утраты профессиональной трудоспособности, т.е. признание работника инвалидом.
Нетрудоспособность, как потеря возможности трудиться в полную силу, является объектом социального страхования (ст. ст. 1.2, 1.3, 2 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством»).
Гражданин при необходимости вправе обратиться за медицинской помощью в любое удобное ему учреждение, к любому врачу, которые при наличии показаний оформляют соответствующие документы, в том числе и больничный лист.
Сам факт обращения гражданина в медицинское учреждение, не говоря о сведениях о заболевании, относится к врачебной тайне. Соответственно, ни медицинская организация, ни любой работник этой организации не может предоставлять законом защищаемые сведения ненадлежащему лицу, к которым. в данной ситуации относится сам работодатель.
Именно законом защищаемые сведения не позволяют работодателю обратиться с запросом о нетрудоспособности работника в медицинскую организацию, а медицинской организации предоставить работодателю данные о заболевании гражданина.
Что работодатель может сделать
Предоставленный работником листок нетрудоспособности обязывает работодателя не только учесть уважительность причины отсутствия работника на рабочем месте, но и предоставить пособие.
Злоупотребление работником своим правом на страховое покрытие, на отсутствие на работе создает значительные сложности работодателю, вынужденному искать внутренние ресурсы по выполнению работы и нести дополнительную финансовую нагрузку. В такой ситуации возникают подозрения о наличии сговора работника с представителем медицинской организации, но доказать это достаточно затруднительно.
Учитывая, что листок нетрудоспособности выдается полномочной организацией на основании действующей лицензии на медицинскую деятельность, включая работы (услуги) по экспертизе временной нетрудоспособности, угроза лишиться этой лицензии обязывает руководителя медицинского учреждения реагировать на любую информацию, предупреждающую отзыв лицензии.
Соответственно, уточнение работодателем факта многократной выдачи больничных листов не нарушит требований о защите информации, но обратит внимание руководителя медицинской организации о возможном правонарушении.
Электронный больничный лист: как выглядит, как это работает, инструкция по заполнению
Когда сотрудник заболел, получил травму или ушел в декрет, он может взять больничный и получать пособие. Для выплат ему нужно оформить листок нетрудоспособности. Это документ, который нужно заполнять строго по правилам, ошибаться в нем нельзя. Работодатель должен этот листок принять и заполнить свою часть.
Разбираемся, как заполнить и отправить электронный листок нетрудоспособности в фонд соцстрахования.
Что такое электронный больничный лист
Электронный лист нетрудоспособности, или ЭЛН, — это такой же больничный лист, как и на бумаге, только он заполняется и хранится в сети, а для работы с ним нужны специальные программы.
Ваш работник может оформить электронный больничный лист, если:
Если ваша компания не работает с ЭЛН и не собирается, работник должен оформлять обычный больничный на бумаге. Вы не обязаны принимать электронные больничные до 2022 года. С 1 января 2022 года все больничные будут только электронными.
Зачем нужны электронные больничные
Электронный больничный лист создали для того, чтобы упростить работу врачам, работодателям и фонду социального страхования. К тому же это удобно еще и для работника: ему не надо носить везде бумажный документ.
Работодателю это тоже удобно: достаточно один раз потратить время на подключение к системе, а дальше вы будете экономить время бухгалтера и сотрудника, который взял больничный. К тому же электронные больничные нельзя подделать. Соответственно, не придется возвращать деньги фонду, как это бывает с бумажными листками.
Кроме скорости, для работника есть еще один плюс: он может в любой момент узнать, какая выплата ему положена. А фонду проще контролировать листки нетрудоспособности, и ошибок становится меньше.
Как любые электронные документы, электронные больничные не нужно распечатывать и хранить, и их невозможно потерять или испортить.
Как устроена работа с электронным листком нетрудоспособности
Больничный лист позволяет работнику получить выплату по болезни, травме или в связи с декретом. По закону первые три дня болезни или травмы оплачивает работодатель, остальные дни оплачиваются ФСС.
Поэтому, если сотрудник болеет меньше трех дней, больничный в фонд можно не подавать.
Но если болезнь затягивается, номер листка и дату нужно внести в электронный реестр для фонда социального страхования, ФСС перечислит пособие работнику.
Ниже рассмотрим схему, как компания, сотрудник, врач и фонд социального страхования работают с больничным.
Сотрудник. Он обращается за помощью в медицинское учреждение, в день обращения ему открывают больничный лист. Чтобы больничный лист открыли в электронной форме, сотрудник должен подписать согласие на открытие ЭЛН в медорганизации. Если работник не согласен, до 2022 года ему откроют обычный больничный на бумаге.
Врач. Открывает больничный лист в день обращения. Он заполняет свою часть листка в электронной системе ФСС: вводит ФИО и дату рождения работника, сроки и код нетрудоспособности. Еще указывают название медучреждения, ФИО и специальность врача. ЭЛН подписывается квалифицированной электронной подписью врача.
Талон с датой и номером ЭЛН выдают сотруднику, номер листка сотрудник должен передать работодателю, чтобы обосновать причину отсутствия на работе. По окончании лечения больничный закрывают.
Работодатель. Сотрудник сообщает работодателю о болезни, травме или декрете и сразу передает номер электронного больничного листка.
Когда врач закроет больничный, работодатель заполняет свою часть листка нетрудоспособности: указывает данные о страховом стаже и среднем дневном заработке.
Потом подписывает листок квалифицированной электронной подписью и отправляет сведения в ФСС.
Подробнее о заполнении листка расскажем дальше.
Фонд социального страхования. Рассчитывает и выплачивает пособие по больничному листку работнику сразу на карту.
Схема работы с электронным листком нетрудоспособности
Как начать работу с электронными больничными
Любая компания или ИП могут работать с больничными в электронном виде. Для этого нужно зарегистрироваться в системе соцстрахования и получить квалифицированную электронную подпись, если ее еще нет.
Заключить соглашение об информационном обмене с фондом страхования. Соглашение оформляют на бумаге и направляют в региональное отделение фонда заказным письмом. В отделении сотрудники подпишут соглашение, после этого можно работать с фондом удаленно. Соглашение можно скачать на сайте ФСС.
Зарегистрироваться в системе. Для регистрации и входа в кабинет страхователя нужна учетная запись компании или ИП на портале госуслуг. Поэтому сначала зарегистрируйтесь там и подтвердите ее с помощью электронной подписи. Если уже зарегистрированы, то можете сразу заходить в личный кабинет страхователя на сайте ФСС.
Взять номер больничного у сотрудника. Врач сообщит номер электронного больничного сотруднику, он должен передать его вам. Если он забыл или потерял номер, посмотреть его сотрудник может в своем личном кабинете застрахованного на сайте ФСС по логину и паролю от портала госуслуг.
Если вы подписали с сотрудником соглашение об обработке персональных данных, вы можете узнать этот номер самостоятельно — достаточно ввести СНИЛС сотрудника.
Заполнить часть работодателя. Работодателю нужно указать сведения о доходах и страховом стаже работника. Электронные больничный выглядит как на бумаге — графы и поля такие же, только теперь их заполняют на компьютере.
Место работы, статус | Наименование вашей организации. Основное место работы или по совместительству — выбрать нужное | ООО «Лютик» |
Регистрационный номер | Номер организации в фонде социального страхования, 10 цифр | 3701000123 |
Код подчиненности | Региональный номер ФСС, к которому прикреплена организация, 4 или 5 цифр | 37001 |
ИНН нетрудоспособного | ИНН работника, если есть | 50123123000123 |
СНИЛС | Страховой номер лицевого счета сотрудника в пенсионном фонде | 123-123-123-12 |
Условия начисления | Двузначный код особых условий начисления и выплаты пособия. Заполняется только при наличии, если условия сочетаются, ставят несколько кодов | 44 — работники Севера |
Акт формы Н-1 | Заполняется, если травма получена на производстве | |
Дата начала работы | Заполняется при аннулировании трудового договора, когда новый сотрудник не вышел на работу в положенный срок. Если сотрудник продолжает работу, заполнять не надо | |
Страховой стаж | Указывают количество полных лет и месяцев по записям из трудовой книжки. В стаж также входит военная и приравненная к ней служба, например в полиции или МЧС | 8 лет 2 месяца |
Нестраховые периоды | Выделяете из страхового стажа периоды военной службы и приравненной к ней | |
Причитается пособие за период | Дата открытия и закрытия больничного листка | С 02.02.2021 по 14.02.2021 |
Средний заработок для исчисления пособия | Заработок за два предыдущих года | 756 000 ₽ |
Средний дневной заработок | Средний заработок нужно разделить на 730. Если рассчитываете пособие по декрету, то из 730 или 731 дня вычитают количество дней болезни, декрета или отпуска по уходу за ребенком за предыдущие два года | 1035,6 ₽ |
Сумма пособия за счет средств работодателя | Сумма выплат за первые три дня больничного. Если больничный оформлен по беременности и родам или производственной травме, всю сумму платит ФСС, тогда графу не заполняйте | 3106,8 ₽ |
Сумма пособия за счет средств ФСС | Сумма за все дни болезни, кроме первых трех | 11 391,2 ₽ |
Итого начислено | Общая сумма пособия за все дни болезни | 14 498 ₽ |
ФИО руководителя и бухгалтера организации | Если бухгалтера нет, пишите ФИО руководителя дважды |
Проверьте листок нетрудоспособности, подпишите его квалифицированной электронной подписью и сохраните. После этого передайте в ФСС электронный реестр с датой и номером больничного для начисления пособия за счет фонда. Если увидели, что ошиблись, после того как сохранили листок, можно заполнить и отправить листок заново.
Электронный листок нетрудоспособности можно распечатать в личном кабинете ФСС. Для этого достаточно нажать соответствующую кнопку. По закону распечатывать и хранить электронные больничные не нужно. Все данные хранятся в системе ФСС.
Что нужно для работы с электронным больничным
Злоупотребление больничным: юристы против недобросовестных сотрудников — Сфера
«Я думаю, все мы сталкивались с ситуацией, когда сотрудник, выходящий с больничного и предоставляющий нам листок нетрудоспособности, имеет явные следы отпуска в виде загара на лице.
Либо когда, выходя с очередных переговоров, наблюдаем картину, что подъезжающим автомобилем такси управляет наш сотрудник – который уже неделю, по нашим сведениям, находится дома из-за тяжелого заболевания, что позволило ему оформить лист нетрудоспособности», – рассказывает Михаил Герман.
По словам эксперта, сотрудник может уйти на больничный после совершения дисциплинарных проступков – в надежде, что за это время ситуация забудется, а наказания удастся избежать. Так и случилось в ситуации, которую Михаил Герман приводит в качестве примера.
Так, в гипотетическом ООО «Ромашка» работает сотрудница Иванова, которая с 11 по 18 декабря 2018 года совершает ряд дисциплинарных проступков – опаздывает на работу, не выполняет указаний руководителя, нарушает внутренний рабочий распорядок. Компания требует от Ивановой письменных объяснений, но вместо этого 19 декабря сотрудница сообщает об уходе на больничный.
В качестве доказательства она не предоставляет начальству лист нетрудоспособности, а размещает фотографию выписки из больницы в социальных сетях.
При этом от одного из сотрудников работодатель узнает, что Иванова – владелица группы в социальных сетях, где она получает и размещает заказы на оказание платных косметологических услуг.
Они проводятся в том числе и с выездом по месту жительства клиентов – даже в период, когда свои непосредственные трудовые обязанности Иванова исполнять якобы не в состоянии. Работодатель производит осмотр группы и фиксирует его актом с привлечением других сотрудников компании.
На основании акта издается приказ о проведении в отношении Ивановой проверки по факту нарушения режима листа нетрудоспособности.
От Ивановой снова требуют письменных объяснений, но у нее есть собственный план. 10 января 2019 года она присылает работодателю для оплаты первый лист нетрудоспособности.
Лист не содержит бинарный код, зато содержит другие недочеты в оформлении, что, по мнению Михаила Германа, может свидетельствовать о его фальсификации.
Впрочем, считает юрист, часто работодатели боятся начинать разбирательства в такой ситуации, чтобы не оказаться обвиненными в ответ.
«Какие бы действия ни предпринимал работодатель, у всех существует понимание, будто бы в любом случае он будет виноватой стороной, а принятие каких-либо мер реагирования в отношении такого рода сотрудников приведет лишь к возникновению индивидуальных трудовых споров, в рамках которого работодателю придется не только компенсировать сотруднику все понесенные расходы, но и фактически компенсировать моральный вред», – отмечает Михаил Герман.
Механизмы борьбы
Разрабатывая механизм противодействия недобросовестному сотруднику, компания исходила из требований подпункта 3 части 1 статьи 11 ФЗ № 165 «Об основах обязательного социального страхования в РФ», отмечает Михаил Герман. Также учитывались разъяснения, данные в письме от 30 сентября 2011 Министерством здравоохранения РФ.
«[В этих документах] работодателям было вменено в обязанность осуществлять непосредственные обращения в региональные отделения Фонда социального страхования в случае возникновения объективных сомнений в обоснованности выдачи листов нетрудоспособности и их соответствия требованиям законодательства.
Кроме того, учитывались положения пунктов 56, 57 и 58 о порядке оформления и выдачи листов нетрудоспособности, утвержденные в 2011 году.
Они предусматривают прямую обязанность лечащих учреждений рассматривать все случаи нарушения соблюдения режима листов нетрудоспособности и принимать решения о постановке отметок в соответствующих разделах указанных листов», – комментирует юрист.
Работодателю рекомендовали обратиться в Фонд социального страхования с просьбой провести проверку, чтобы выяснить, были ли основания для выдачи листа нетрудоспособности и соответствует ли он нормам законодательства.
При этом, отмечает Михаил Герман, уведомления об этом необходимо высылать не только сотруднику, но и Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения и Государственной инспекции труда.
Это позволяет минимизировать риски для компании в случае, если гипотетическая Иванова захочет подать жалобу и проверить обоснованность действий работодателя.
По результатам проверки Фонд социального страхования подтвердил основания для выдачи листа нетрудоспособности.
Однако был установлен еще один факт нарушения больничного режима – гражданка Иванова не явилась на прием к лечащему врачу в назначенную дату, а пришла на следующий день, когда была признана трудоспособной, и лист был закрыт.
Также выяснилось, что лист нетрудоспособности не содержал отметки о нарушении режима и подлежал возврату в лечебное учреждение для оформления дубликата – что и было фактически сделано компанией.
Компании во время проведения проверки было рекомендовано создать комиссию по социальному страхованию – путем общего собрания трудового коллектива. Эта структура не находится под прямым влиянием работодателя, поскольку подотчетна Фонду социального страхования.
По мнению Михаила Германа, главный плюс такого решения – минимизация рисков получить обвинение в предвзятости со стороны сотрудника.
С переоформленным листом нетрудоспособности работодатель обратился в созданную комиссию, и она рекомендовала оплатить больничный не из расчета средней заработной платы, как это делается обычно, а из расчета МРОТ.
Компания согласилась, уведомила об этом сотрудницу Иванову, органы прокуратуры и Государственную инспекцию труда. Однако, как отмечает Михаил Герман, сотрудница начала оспаривать действия работодателя в связи со злоупотреблением правами в части выплат пособия по временной нетрудоспособности.
«Прокуратурой района была проведена проверка по данным обращениям, в ходе которой работодателю удалось доказать отсутствие в своих действиях состава административного правонарушения.
Вместе с тем, по результатам прокурорской проверки работодателем было принято еще одно немаловажное решение, а именно – инициировать судебный спор о признании выданных листов нетрудоспособности, которых было три, и период нахождения на них работника составил более двух месяцев подряд, недействительными. По мотиву отсутствия оснований для их выдачи и фактической трудоспособности работника», – резюмирует эксперт.
Какие плюсы и минусы в деле о злоупотреблении больничными может повлечь для работодателя судебное разбирательство – в лекции Михаила Германа.
Источник изображения: minzdrav.gov.ru
Работник в случае конфликта уходит на «больничный»: методы борьбы
Каждый работодатель сталкивался с работниками, которые при возникновении конфликта, опасности опалы руководства и риска несения наказания за невыполнение своих обязанностей вдруг пропадали, а позже оказывалось, что у них на руках есть листки нетрудоспособности. Работодатели используют различные средства, чтобы вывести мнимых больных на чистую воду, однако далеко не все они законны. О том, какую стратегию выбрать, читайте в статье нашего автора.
«Чуть что – сразу в кусты!» Знакомая позиция работников, ответственных за что-либо и не выполнивших это? Чаще всего такой сотрудник внезапно оказывается серьезно и длительно болен. Есть ли у работодателя возможность пресечь уловки недобросовестных работников, пытающихся таким нехитрым способом избежать ответственности за невыполненные задания руководства?
Практически каждый работодатель сталкивался с ситуацией «страусиного» поведения своих работников: при возникновении опасности опалы руководства и риска несения наказания за невыполнение своих обязанностей работник вдруг оказывается больным.
При этом его нетрудоспособность подтверждается и визуально (работник отсутствует на рабочем месте), и документально (работник представляет листок нетрудоспособности). Однако у руководства есть все основания полагать, что болезни на самом деле нет.
Какие причины могут подвигнуть работника на подобные действия? Список их невелик:
Используем методы борьбы
Конечно, мало кого из работодателей устраивает поведение работников, прячущихся от проблем на работе в поликлиниках по месту жительства. Можно ли бороться с этим явлением и как? Попробуем пойти разными путями и посмотрим, что из этого выйдет.
К сожалению, собственными силами работодателю это сделать не удастся из-за ограничений, установленных различными нормативными правовыми актами1. Однако работодатель, имея обоснованные сомнения относительно самого листка нетрудоспособности или действительности нетрудоспособности своего работника, может обратиться:
Риск подобного решения проблемы для работодателя заключается в возможности возникновения нарушений, способных привести к административной и уголовной ответственности, предусмотренной:
Плюс метода – стремление к достижению правды и справедливости.
Минусы метода – нарушение прав работника, множество напрасных действий при почти нулевом результате, бессмысленность попыток уличить врачей в неправомерном выписывании листков нетрудоспособности.
Таким образом, решение влечет большой риск ответственности для должностных лиц как самого работодателя, так и медицинской организации, в которой проходит лечение работник. Верным оно может быть только при обращении в органы ФСС РФ и прокуратуры с целью инициирования проверки обстоятельств оформления работнику листка нетрудоспособности медицинским учреждением.
Однако можно действовать и другим методом – через органы следствия. Ведь изготовление и использование подложных документов – уголовно-наказуемое преступление.
А если учесть, что договоренность работника и врача, как правило, не обходится без взятки, тоже признаваемой преступлением, тем более есть повод инициировать проведение соответствующей проверки и возбуждение по ее результатам уголовного дела.
Приговором суда были осуждены два лица – работник, давший взятку за выдачу подложного «больничного» и затем получивший по нему пособие по временной нетрудоспособности, и врач, эту взятку получивший.
Дело оказалось обычным: зная о том, что ему не дают на работе отпуск (не по графику, а по желанию), работник обратился к врачу-терапевту не своей поликлиники с предложением за денежное вознаграждение оформить и выдать ему листки нетрудоспособности общим сроком на 15 дней.
Договорившись с врачом, работник уехал отдыхать на море, по возвращении расплатившись с врачом и получив документ, подтверждающий уважительность его отсутствия на работе, хотя не болел и не был в указанный период нетрудоспособен.
Работодатель оплатил листки, в том числе за счет средств ФСС РФ, но обоснованно усомнился в действительности болезни работника. По инициативе работодателя после соответствующей проверки было возбуждено уголовное дело, и оно даже дошло до суда.
Оба гражданина были признаны виновными в совершении преступлений, предусмотренных УК РФ: врач – за подлог и получение взятки, а работник – за мошенничество и дачу взятки. Оба получили по два года лишения свободы условно с испытательным сроком такой же продолжительности (приговор Лысьвенского горсуда Пермского края от 04.03.2008)2.
Решение 2: уволить за прогул, якобы не зная о болезни работника
Больничный лист: что должен знать работодатель и сотрудники?
Заболеть или получить травму может любой работник. Действующее законодательство защищает его интересы на период временной нетрудоспособности: за время, пока он проходит лечение и реабилитацию, ему положено пособие.
Оно выплачивается работодателем, однако после он имеет право получить компенсацию большей части потраченных денег за счет средств ФСС.
Однако чтобы решить эту задачу, нужно, чтобы оба – и работник, и работодатель – правильно оформили все нужные документы.
Обращение за больничным листом
Больничный лист представляет собой официальный документ, который фиксирует факт нетрудоспособности работника в течение периода его болезни или травмы.
Чтобы получить его, сотруднику необходимо лично обратиться в медицинское учреждение или вызвать врача на дом. Датой открытия больничного в этой ситуации будет считаться дата обращения.
Если работник болел в течение нескольких дней до этого, но не обращался к врачу, они не будут включены в срок больничного.
Нужно учитывать, что правом выдачи больничного листа обладают только медицинские компании, имеющие действующую лицензию. При этом в соответствии с приказом Минздрава от 29.06.2011 N 624н некоторые медицинские организации не имеют права выдавать этот документ. В их список входят:
Оформление больничного
Действующая форма листка временной нетрудоспособности определена положениями приказа Минздрава от 26 апреля 2011 г. N 347н. В нем приводится форма этого документа и дается расшифровка каждой графы.
Указания по заполнению этой формы приведены в разделе IX приказа № 624н. Она содержит два основных раздела: первая сторона заполняется медицинским учреждением, выдавшим больничный, вторая – непосредственно работодателем.
Работник не участвует в заполнении этого документа.
Самое важное, что нужно помнить – это то, что современные листки подлежат прочтению на машинном оборудовании. Поэтому все записи в этом документе должны выполняться только гелевой или капиллярной ручной черного цвета: использование шариковой ручки не допускается.
Также разрешено вносить сведения в больничный с помощью печатающих приспособлений. Все надписи и печати должны четко умещаться в пределы выделенных для них граф.
Заполненный лист нельзя сгибать или иным способом повреждать его поверхность: это стать причиной того, что данные станут нечитаемыми.
Наличие исправлений и ошибок в листке нетрудоспособности не разрешается. Если в процессе его оформления была допущена ошибка, например, неправильно написали фамилию больного, документ нужно переоформить: учреждение заполняет дубликат документа, делая на нем соответствующую пометку.
Если ошибку в больничном обнаружил уже работодатель, получивший документ от работника, он должен направить сотрудника для исправления неточностей в то медицинское учреждение, которое выдало больничный. Исправлять в документе ошибки, допущенные медицинской организацией, нельзя.
В противном случае работодатель не сможет получить возмещение потраченных средств из ФСС.
Работнику не стоит переживать, что работодателю станут известны деликатные сведения относительно его проблем со здоровьем. Действующий порядок заполнения больничных листов не предполагает указания в нем сведений о диагнозе, поставленном больному.
Для целей учета нем предусмотрена лишь графа, отражающая причину нетрудоспособности в закодированном виде.
В общей сложности приказ № 347н предусматривает 15 кодов для обозначения этих причин плюс пять дополнительных кодов, служащих для уточнения обстоятельств выдачи больничного.
Передача больничного работодателю
Фактически основная задача работника при оформлении больничного листа заключается в своевременном обращении в медицинское учреждение и последующей передаче оформленного документа работодателю. Последний должен в момент приема проверить корректность содержащихся в нем сведений и правильность оформления документа. После этого больничный считается принятым.
Теперь работодателю отводится десять рабочих дней на то, чтобы начислить сотруднику пособие по временной нетрудоспособности, заполнить свою часть листка и направить его в ФСС, чтобы получить возмещение.
Основная часть информации, вносимой компанией, относится к техническим сведениям, необходимым для корректного расчета величины пособия. Здесь указывается его средний заработок, страховой стаж, ИНН, СНИЛС и другие данные. При этом в соответствии с Письмом ФСС РФ от 28.10.
2011 №14-03-18/15-12956 небольшие технические недочеты, допущенные в этом разделе, не могут быть причиной отказа Фонда социального страхования в выплате возмещения работодателю.
Начисление пособия
В соответствии с частью 2 статьи 3 федерального закона № 255-ФЗ, посвященного вопросам обязательного социального страхования, выплату пособия за первые три дня нетрудоспособности работника работодатель осуществляет из собственных средств. Оставшиеся дни нахождения на больничном оплачиваются из средств ФСС. В некоторых случаях больничный полностью оплачивается средствами Фонда: например, при выполнении протезирования или осуществления ухода за больным родственником.
Величина пособия дифференцируется в зависимости от общего страхового стажа работника. Согласно действующему законодательству под ним понимается длительность периода, в течение которого сотрудник был официально трудоустроен у работодателя, и он оплачивал за него страховые взносы в необходимые фонды. Размер пособия определяется следующим образом:
Разумеется, при начислении пособия учитывается только официальная заработная плата. Если работник заболел в течение месяца после увольнения из компании, ему также положено пособие по временной нетрудоспособности – в размере 60% среднего заработка.
Основания для снижения размера выплат
В некоторых случаях величина пособия может быть снижена по сравнению со стандартными размерами. Причины для принятия такого решения перечислены в статье 8 закона 255-ФЗ. Они включают следующие варианты:
Во всех этих случаях размер пособия будет рассчитываться исходя из величины МРОТ для данного региона. Разница заключается лишь в том, что в первых двух случаях расчет по МРОТ будет производиться с даты нарушения, а в последнем – за весь период нахождения на больничном.
Сроки нахождения на больничном
При обращении заболевшего или получившего травму гражданина в медицинское учреждение лечащий врач имеет право выдать ему листок временной нетрудоспособности продолжительностью до 15 календарных дней.
Если больничный выдается фельдшером или зубным врачом, его наибольшая продолжительность может составлять только 10 дней.
Реальная продолжительность больничного в пределах этого срока определяется врачом с учетом течения заболевания.
Если для лечения болезни или восстановления трудоспособности требуется более длительное время, решение о продлении срока больничного принимается специальной врачебной комиссией. Она определяет общий срок, необходимый для восстановления здоровья сотрудника, в соответствии с характером и тяжестью течения его заболевания.
В соответствии с разделом II приказа № 624н максимальный срок, предоставляемый для этих целей, может составлять 10 месяцев. В отдельных, особенно сложных случаях – например, восстановление после перенесенного туберкулеза или серьезной операции – допускается его увеличение до 12 месяцев.
При этом в течение этого периода работник должен каждые 15 дней являться на осмотр к своему лечащему врачу. Несоблюдение этого требования рассматривается как основание для снижения размера пособия по временной нетрудоспособности.
Если по истечении максимального срока предоставления больничного здоровье работника все еще восстановилось не полностью, его направляют для прохождения медико-социальной экспертизы для решения вопроса о присвоении группы инвалидности.
Сроки предоставления больничного
Обычно работник предоставляет больничный лист в день выхода на работу после завершения периода временной нетрудоспособности.
Однако в некоторых случаях это может быть сложно: например, сотрудник не успел оформить документ или просто потерял его.
Для таких случаев предусмотрено, что сотрудник имеет право сдать работодателю больничный в течение шести месяцев с даты восстановления трудоспособности, то есть окончания больничного.
При этом в определенных ситуациях этот срок может быть дополнительно продлен. Перечень таких случаев определен приказом Минздрава от 31 января 2007 г. N 74. Он включает в себя следующие события:
Предоставление фальшивого больничного листа
Недобросовестные работники иногда используют возможности, предоставленные законодательством, для получения дополнительного оплачиваемого отдыха, который не связан с болезнью или травмой.
Проще говоря, они обращаются в сомнительные организации, чтобы просто купить фальшивый больничный и затем предъявить его работодателю.
На первый взгляд, это решение действительно обещает возможность получить дополнительные дни, свободные от работы, и при этом не потерять зарплату.
Однако, задумываясь о такой возможности, работнику надо знать, что ему грозит серьезная ответственность. Она дифференцируется в зависимости от обстоятельств поступка и тяжести его последствий и может принимать следующие формы:
Если работодатель обнаружил подделку самостоятельно, получив от работника больничный, стоит поговорить с работником, объяснив ему возможные последствия этой ситуации. Также целесообразно применить к нему дисциплинарное взыскание за прогул.
А вот если работодатель уже выплатил ему пособие и, конечно, не получил возмещения из ФСС по фальшивому больничному, он может удержать размер выплат из заплаты работника – правда, не более 20% ежемесячно до полного погашения задолженности.
Если в связи с этой ситуацией работодатель понес другие убытки, например, упустил коммерческую выгоду, для их возмещения придется обращаться в суд.