Работодатель пригласил на интервью что это такое
Работа рекрутера и заказчика: всё, что нужно знать об интервью
⏱ Время прочтения — 7 минут
Мы продолжаем серию статей по итогам вебинара «Работа рекрутера и заказчика: закрываем вакансии быстро и без стресса», который в марте hh.ru провел совместно с Talantix. Уже разобрались: что важно знать до начала подбора, почему заявка — это обязательный этап и что в ней должно быть, как найти и согласовать «своего»
кандидата. Сегодня узнаем, как провести идеальное интервью — вначале подготовить кандидата и заказчика, а потом собрать обратную связь.
Обсуждаем тему с экспертами подбора:
Как подготовить заказчика к интервью?
Бывает, что рекрутер проделал огромную работу — потратил не один день на поиски, в результате нашел отличного кандидата и сумел «продать» ему вакансию. И тут после интервью с заказчиком кандидат сник и сомневается, хочет ли принимать оффер. Чтобы такого не было, обязательно готовьте руководителя к интервью.
Цель такой подготовки — настроить заказчика на продуктивное общение с кандидатом и минимизировать неожиданности с обеих сторон. Вот что вы можете сделать:
Время от времени проводите обучающие тренинги для руководителей:
Такие тренинги помогут самому руководителю, позитивно повлияют на HR-бренд работодателя и сделают наем в компании еще эффективней.
Инна Васильева, ведущий менеджер по персоналу в «Санфрут»
Мы организуем отдельные тренинги для руководителей, как проводить собеседование и взаимодействовать с соискателями, советуем, что почитать по теме. Так руководитель понимает, что у собеседования есть этапы, какие именно, и это помогает ему собеседовать лучше. Хорошая практика — перед массовым интервью предварительно отправить руководителю бланки с подготовленными вопросами и единой шкалой оценки кандидата.
Как подготовить кандидата к интервью?
Чтобы интервью прошло без неприятных сюрпризов, важно подготовить не только руководителя, но и самого кандидата. Для этого вы сами должны знать в деталях, как будет строиться разговор. В рекрутерской практике есть истории, когда заказчик не предупредил, что на интервью будет не только он, а еще три директора. На такую неожиданность кандидат отреагировал плохо и отказался работать в компании.
Марина Хадина, директор департамента HR-автоматизации hh.ru и руководитель Talantix
«Некоторые работодатели считают, что неожиданность на собеседовании — это способ проверить стрессоустойчивость кандидата. Но ведь стрессоустойчивость можно проверить и по-другому. Мы в hh.ru считаем, что устраивать такую нагрузку прямо во время интервью — это негуманно и нездорово с точки зрения бренда работодателя».
Что может сделать рекрутер:
☝ Совет: Предложите кандидату самому позвонить вам после встречи. Если у рекрутера большая загрузка и много кандидатов, он может забыть перезвонить, а так разговор обязательно состоится.
Как собрать обратную связь у кандидата?
После интервью важно собрать обратную связь — это поможет прояснить картину по вакансии и станет хорошим материалом для будущих поисков.
Три главных вопроса для кандидата:
Какая информация пригодится для дальнейших поисков:
Развернутый список вопросов для кандидата:
Важно, чтобы кандидат с самого начала видел в рекрутере помощника — для этого старайтесь проявить открытость и доброжелательность. Даже если соискатель не подошел — обязательно дайте ему подробную обратную связь: почему не подошел, какие навыки нужно прокачать. Элементы карьерного консультирования — достойная благодарность за потраченное кандидатом время.
Один из способов собрать обратную связь — отправка опроса после интервью. В Talantix такую рассылку можно сделать автоматической.
Обратная связь — важная составляющая вашего бренда. Особенно это важно для узких сфер (медицина, разработка), есть большой шанс, что вы еще пересечетесь с кандидатом или он расскажет о вас своим друзьям и коллегам.
☝ Совет: Если о компании есть негативные отзывы и кандидаты по этой причине отказываются от сотрудничества, пора что-то предпринимать. Если жалобы серьезные, например невыплата заработной платы, обязательно решите этот вопрос. Если негатив на уровне восприятия, перекройте его позитивным фидбэком — попросите команду, с которой давно вместе, оставить хорошие отзывы.
Как получить обратную связь от руководителя?
Чтобы собрать полную картину происходящего, расспросите об интервью не только кандидата, но и заказчика.
Три главных вопроса для руководителя:
Если кандидат не подошел или руководитель сомневается и хочет продолжить поиски, то:
Развернутый список вопросов для кандидата:
☝ Совет: Если обратная связь руководителя «не наш кандидат, ищем дальше», обязательно расспросите о причинах. «Не подходит» — это не аргумент, объясните, что вам нужно скорректировать заявку, чтобы найти «нашего», а это не сделать без детальной обратной связи.
Этап интервью пройден — вы делаете оффер кандидату мечты или продолжаете поиск с новыми картами на руках. Кажется, вся воронка позади, но это не так: в следующем материале разберем еще один важный аспект — оптимизацию поиска. Посмотрим, как воронка помогает подбирать людей быстрее и эффективнее.
А начать оптимизировать воронку подбора вы можете уже прямо сейчас — работайте в CRM Talantix бесплатно первые 14 дней. С нас — любая помощь по внедрению и настройке системы под ваши задачи.
Готовимся к интервью_12 советов
Итак, Вас пригласили на интервью. Пригласили в компанию, где вы давно мечтали работать или просто подвернулось неплохое предложение. В любом случае Вы должны выглядеть достойно, чтобы не было потом мучительно больно за бесцельно потраченное время, чтобы не жег позор… и т.д. Вы прошли трудный путь, чтобы добиться этого: разослали массу резюме, опросили всех знакомых, просидели несколько часов ( или даже суток) в Интернете… До этого момента Вы все сделали правильно. Не ошибитесь и дальше.
Вот десять шагов, которые нужно выполнить, прежде чем вы войдете в дверь Вашего нового работодателя.
1. Вспомни все.
Конечно, Вы знаете свое резюме наизусть. Теперь попробуйте просмотреть его глазами менеджера по персоналу. Что ему бросится в глаза прежде всего? Какие вопросы он может задать, какие моменты должен будет уточнить? Скорее всего, его заинтересуют те ваши качества и навыки, что отвечают потребностям компании. Приготовьтесь прокомментировать такие моменты и подготовить примеры из практики. Знайте свои сильные и слабые стороны. Вспомните достижения. Будьте готовы подробнее рассказать о Ваших лучших качествах и ловко избежать обсуждения слабостей. Предупреди своих рекомендателей, что им могут позвонить (и что им следует отвечать).
2. Наведи справки о компании-работодателе.
Обязательно! Прежде всего изучи сайт компании. Пролистай деловые журналы. Определи место компании на рынке, конкурентные преимущества, знай основные продукты и услуги, имена руководителей. Потом задай в поисковой системе название компании и просмотри десяток-другой ссылок: упоминания в прессе, ссылки, пресс-релизы, финансовые отчеты. Собери как можно больше информации о будущем работодателе. Знай и помни имя и номер телефона человека, с кем будешь общаться.
3. Заучи и зазубри.
4. Отрепетируйте ваше интервью.
5. Подготовьте свой перечень вопросов.
6. Оденьтесь для успеха.
По одежке встречают…Интервью – это шоу артистов, играющих свои роли. Ваша роль – «успешный человек, приносящий успех другим». Женщина Вы или мужчина, консервативный бизнес-костюм рекомендуется для любого интервью. Даже если Вы устраиваетесь в ночной клуб или дизайнерское агентство, вы в любом случае не ошибетесь, если оденетесь консервативно. Если у вас нет костюма, пойдите и купите его! Это не затраты, это вложение средств. Он не обязательно должен быть за 1000 долларов, но он должен быть консервативно темный: черный, синий или серый (или бордовый для женщин).
7. Приведи себя в порядок.
У Вас всего 15 минут, чтобы произвести приятное впечатление. Сходи к парикмахеру. Прими душ. Постриги ногти, замаскируй прыщи. Погладь брюки. ТО, как Вы выглядите и себя ведете – играет первостепенное значение. У вас еще будет масса времени, чтобы показать свои таланты, но только после того, как Вас возьмут на работу. А сейчас: выгляди успешно, чувствуй себя успешным, будь олицетворением успеха.
8. Представь, что все прошло отлично.
Говоря более научно, примени практику позитивной визуализации. Профессиональные спортсмены делают это. Актеры делают это. Проповедники учат этому. За день до интервью, представь себя сидящим напротив менеджера по персоналу или руководителя. Вы расслабленны, Вам комфортно, Вы правильно выбрали место, Вы уверены в себе, Вы производите прекрасное впечатление. Прокручивай этот видеоклип снова и снова, пока это образ не станет привычным.
9. Подготовь нужные документы.
Накануне интервью собери в своем портфеле: несколько копий резюме; блокнот и ручку; калькулятор ( никогда не знаешь, какие могут предложить тесты?); визитные карточки; записную книжку; паспорт; дипломы, грамоты и Сертификаты (особенно те, что упомянуты в резюме); портфолио для творческих работников; и то, что было оговорено с интервьюером заранее.
10. Выспитесь.
Вы уже практически готовы. Вы уверены в себе и подготовили ответы на все каверзные вопросы. Вы не боитесь интервьюера и будете смотреть ему прямо в глаза. Вы готовы к представлению! Ладно, Вы просто слишком взволнованы и никак не удается уснуть. Ложитесь пораньше. Выпейте теплого молока или травяного чая Никакого спиртного! Засыпая, знайте, что вы подготовлены, как никогда. Конечно, не каждое интервью заканчивается приемом на работу. И Вы не будете получать работу после каждого интервью. Но не принимайте это на свой счет. Это не из-за Вас; таковы потребности компании. Однако Вы можете повысить шансы на успех, максимально ярко представив свои профессиональные качества и убедив в этом интервьюера. Только так Вы получите приглашение на работу.
11. Спланируйте дорогу.
Придите на 15-20 минут раньше назначенного времени. Осмотритесь, привыкните к обстановке, пообщайтесь с персоналом, если получится. Застрахуйте себя от опоздания, это является очень серьезной ошибкой. Разведайте заранее, как доехать, сколько это займет времени, какие пересадки, где можно запарковаться и т.д.
12. Произведи впечатление не только на интервьюера.
Улыбайтесь и здоровайтесь со всеми. Позитивное впечатление со стороны других сотрудников может оказаться дополнительным фактором в Вашу пользу. Мнение секретаря («какой приятный молодой человек») иногда оказывается решающим. Отключите свой мобильный до конца встречи.
Вопросы для самопроверки:
— Имею ли я четкое понимание обязанностей на новой должности?
— Какие навыки и опыт являются ключевыми для этой работы? (Плохой ответ: «А что мне нужно будет делать?»)
— Что отличает меня от других кандидатов на эту должность? (Найди в себе уникальное конкурентное преимущество).
— Каковы мои 5 ключевых положительных качеств? (Они есть, их не может не быть!)
— В чем моя сила и моя слабость? Как компенсируются недостатки? (Как мягко и ловко перейти от обсуждения слабых мест к достоинствам…)
— Почему я хочу работать именно в этой компании? А хочу ли?
— Почему им следует нанять именно меня? (Говори языком выгод для работодателя, а не «потому что я хочу получить новые знания и навыки…»).
— Каковы мои самые главные профессиональные достижения?
— Какие хобби и непрофессиональные интересы могут оказаться привлекательными? (А другие и не стоит упоминать…)
— Готов ли я обсуждать каждую деталь моего резюме? (Если вы не можете что-то прокомментировать, зачем тогда вы это писали? Что написано пером…)
С другой стороны: что делает работодатель, когда получает отклик
⏱ Время прочтения — 7 минут
Ситуация №1: мое резюме даже не посмотрели! Почему?
Если речь не идет об узкой или технической специальности, чаще всего откликов на вакансию поступает очень много — по сто в сутки, а иногда и больше. На поиск специалиста распространенной специальности обычно отводится 2−3 недели. Поэтому шансы, что ваше резюме вообще увидят, в разы выше, если вы откликнулись в первые сутки после появления вакансии. А вот если вы отправили резюме на третий день, будьте готовы к тому, что несколько кандидатов в работе уже есть и ваше резюме попадет в длиннющий лист ожидания.
Это не значит, что его не стоит отправлять. Но точно значит, что, когда видишь только что появившуюся подходящую вакансию, откликаться нужно сразу же, а не оставлять себе денек-другой «на подумать». Этих дней у вас в запасе чаще всего попросту нет: пока вы думаете, компания уже собеседует других кандидатов.
Ситуация №2: посмотрели и молчат. В чем причина?
В небольшой компании ваше резюме чаще всего попадает к руководителю. В крупной — к HR-менеджеру или рекрутеру. Но и в том и в другом случае человек, который разбирает резюме, хочет как можно быстрее найти нужного специалиста и закрыть вакансию кандидатом «из первой пачки», ведь это время и силы.
Бывают и резюме, которые слишком хороши, чтобы отказать, но недостаточно хороши, чтобы их без вопросов рассматривать. Они попадают в папку «отложить» — про запас. Но, если честно, до запаса редко доходят руки: ведь в папке лидеров уже есть люди, которых ждет следующий этап.
Так что тут ключ к успеху — думать о читателе. Постройте мостик между своим опытом и этой вакансией. Помогите нанимателю увидеть, что тот самый отличный сотрудник — это вы. И пропишите в резюме ключевые зацепки именно для этой работы. Да, совершенно нормально использовать в резюме слова из описания вакансии — если они действительно отражают то, чем вы занимались. И да, совершенно нормально и даже обязательно редактировать резюме под каждую вакансию.
Только плохой рекрутер оценивает резюме, опираясь лишь на ключевые слова. Структура резюме, опыт, квалификация, сколько лет кандидат проработал в этой сфере, сколько раз менял работу — все это вещи, на которые обращают внимание в первую очередь и которые должны бросаться в глаза в первые же секунды. Даже если вы кандидат-бриллиант, вас могут просто не разглядеть в потоке лишних слов или слишком абстрактных выражений. Поэтому, прежде чем откликаться на вакансию, наведите порядок в резюме.
Например, если человек присылает на вакансию маркетолога резюме с заголовком «офис-менеджер» и опыт у него описан только офис-менеджерский — это будет стопроцентный отказ. Да, вполне возможно, человек учился или имел возможность попрактиковаться где-то, но откуда работодатель об этом узнает, если никто не потрудился написать?
Ситуация №3: позвали на интервью! Работа у меня в кармане?
Собеседование — практически свидание вслепую. Не совсем, конечно, вслепую — и о вас уже собрали информацию, и вы наверняка прогуглили все открытые источники и выяснили многое о компании, нашли профили руководителей в соцсетях, оценили публичную политику на сайте и в группах. Но встреча всё равно несет сюрпризы. Именно поэтому она и нужна.
Если вы получили приглашение, под формальные требования вы, скорее всего, уже подошли на этапе отбора резюме. Вы что-то умеете, вы в чем-то хороши. И встреча — это способ понять, а сумеем ли мы что-то сделать вместе. И это территория непредсказуемости.
Неформальные требования бывают, увы, и дискриминационными, несмотря на все законы. «Женщину только незамужнюю, а то ведь уйдет в декрет», «кандидатов с татуировками не рассматриваем», «наш штатный астролог сделает персональный гороскоп и рассчитает совместимость»; и так далее.
Такие требования никогда не исходят от рекрутера, хотя по традиции обвиняют именно его. Рекрутер очень хочет закрыть вакансию, а любое дополнительное требование отодвигает его от цели. Хороший рекрутер непременно будет пытаться донести до заказчика абсурдность требований, сужающих отбор. Но удастся ли это ему — большой вопрос.
Впрочем, есть ли резон пытаться попасть в компанию, в которой вот так смотрят на вещи? Дискриминация порой уберегает именно вас от не самых лучших коллег и шефа.
Часто в собеседовании участвуют два−три человека: будущий руководитель, эксперт в вашей сфере и HR-менеджер. Одни оценивают профессиональные навыки, другие — коммуникационные, в результате получается объемная картинка. Проводив кандидата, интервьюеры обсуждают собеседование по свежим следам и по итогам принимают решение: отказать, дать тестовое задание, пригласить второй раз или сразу сделать предложение.
В больших компаниях обсуждение либо проходит письменно, либо рекрутер собирает отзывы всех и выводит общее мнение. А еще собеседование может проходить поэтапно: разные люди сменяют друг друга, и, конечно, с каждым из них может сложиться разный контакт.
Поэтому, увы, приглашение на собеседование пока ничего не значит — это просто первое свидание. Но вот итоговое впечатление чаще всего взаимно — если вы хорошо провели время на интервью, скорее всего, и другая сторона тоже. Если же вам отказали после такого интервью, скорее всего, дело не личн в вас, а в недостатке у вас чисто технических навыков или наличии более опытного и подходящего конкурента.
Ситуация №4: дали тестовое задание. Всё плохо?
Тестовое задание могут дать и до и после собеседования. О чем это говорит? Если до — значит, кандидатов довольно много и это способ сделать дополнительный отсев. В таком случае задание всем выдается одинаковое и довольно стандартное.
Если же после, то могут быть варианты. Если задание пришло сразу и охватывает все предположительные области вашей будущей деятельности — скорее всего, оно отправлено всем. Это способ подтвердить те навыки, которые не проверишь устно (например, умение писать грамотно и интересно). Навыки для некоторых должностей просто невозможно проверить иным способом, кроме пробного задания, и портфолио готовых работ этот способ не заменяет.
Если задание присылают через день-другой после собеседования, есть вероятность, что задание придумали специально для вас. Может быть, что-то осталось недосказанным или вызвало вопросы. Вы понравились, но хочется убедиться, что вы действительно умеете выполнять работу, — тестовое задание на конкретную тему позволит это подтвердить.
Ситуация №5: прошло так много времени, а ответа всё еще нет. Что происходит?
Причин может быть несколько. Да, веротяно выбор остановили не на вас, но просто не стали сообщать. Профессиональный рекрутер так не сделает, но, к сожалению, не все профессионалы. Поэтому вполне разумно через неделю-другую позвонить и спросить — вы меня еще рассматриваете?
Молчание в течение недели ничего страшного не означает. Просто процесс подбора может затянуться. Скажем, на первом этапе был отобран десяток подходящих резюме, и пока все кандидаты не пройдут собеседования и тестирования, решение не примут.
А может быть, после этих десяти собеседований будет вывод — все хороши, но неидеальны, давайте-ка закинем удочку снова. Так что если вы увидели обновившуюся вакансию, это всё еще не значит отказ — это лишь значит, что процесс продолжается.
А может, директор, принимающий финальное решение, ушел в отпуск или улетел в командировку. Или вакансию по какой-то причине приостанавливают. Или в отделе сменяется начальник, и он хочет сначала во всем разобраться, а уже потом брать нового сотрудника.
Ситуация №6: звонок через полгода. Они это серьезно?
И вот прошло несколько месяцев. Вы уже давно махнули рукой на ту давнюю, ничем не окончившуюся серию собеседований и тестовых. И вдруг раздается звонок: «Это компания Икс, мы собеседовали вас на позицию маркетолога и хотели бы продолжить общение».
Что это за призраки прошлого и почему это происходит? Да просто вы понравились, несмотря на то, что финальное предложение получил другой кандидат. И, когда в соседнем отделе возникла похожая вакансия, о вас вспомнили и передали «из рук в руки». Да, счастливые истории случаются и на этом этапе.
Что всё это значит для кандидата? Пожалуй, лишь то, что он контролирует ситуацию только в самом начале, когда пишет четкое, понятное резюме и грамотное сопроводительное письмо и отправляет его на вакансию. Какие подводные течения подхватят резюме дальше, на какие мели оно сядет, столкнется ли с бюрократией, ленью или невнимательностью сотрудников компании — всё это находится во власти десятка факторов и многих людей. Ничего личного.
🚩 Материал был полезен? Поделитесь им с друзьями в соцсетях!
Кнопка репоста — в «шапке» статьи ⏫
Работодатель пригласил на интервью что это такое
Авторский перевод Лены ван дер Краусбес
Основы:
Встречают по уму.
Позаботьтесь о том, чтобы побольше узнать о предполагаемой работе, а для этого попросите ее подробное описание (functieprofiel). На собеседование надо идти вооруженным собственноручно полученными знаниями о предприятии (воспользуйтесь поисковыми системами). Этим вы покажете свою заинтересованность и инициативу и это даст вам шанс самому задавать вопросы в течение собеседования. Задавая вопросы, вы излучаете уверенность в себе и показываете, что вы коммуникативны, а это необходимо для многих профессий.
Приводим список вопросов, которые вы можете сами задать на собеседовании:
Путь на собеседование
Если вы не знаете, сколько времени требуется для того, чтобы найти нужный адрес, придется проделать тренировочный маршрут за пару дней до интервью. Лучше отправиться в путь к тому часу, когда назначено интервью. Тогда вы сможете предусмотреть различные факторы, например дорожное движение в это время суток. Если вы едете на машине, позаботьтесь, чтобы заранее подыскать место парковки.
Точность очень важна. Придите на 10-15 минут раньше и это будет вашим плюсом! Также это даст вам время остыть и упорядочить свои мысли. А еще вы получите шанс оглядеться и посмотреть на персонал. Это важно, если вы хотите иметь полное впечатление о том, как протекает рабочий день в коллективе.
Визит к Минотавру:
В конце
В конце интервью обычно предоставляется возможность самому задать вопросы. Используйте этот шанс, чтобы показать, что вы интересовались предприятием, просите более подробную информацию. Не бойтесь перейти к этому этапу. Хорошо сформулированный вопрос никогда не раздражает, зато вы можете узнать полезную для себя информацию. Например:
А дальше?
Дальше следует набраться терпения, а не бомбардировать предприятие е-мейлами и телефонными звонками, пришел уже работодатель к каком-нибудь мнению или еще нет. Если интервью было организовано через бюро по подбору персонала, следует контактировать именно с бюро, а не с работодателем напрямую.
Желаю вам успеха!
Авторский перевод Лены ван дер Краусбес
В статье использованы рекомендации бюро по трудоустройству © StepStone
Как работодатели относятся к торгу после приглашения на работу
Даже если предложение о работе сделано не на словах, а в переписке, оффер — это не официальный документ, а что-то вроде декларации о намерениях. Обычно его не нужно подписывать, это просто обобщение всех условий работы в компании, которые вам, скорее всего, уже озвучили на собеседованиях. Но конкретную сумму кандидат зачастую впервые видит именно в оффере.
Оговоримся сразу: если вы претендуете на массовую позицию (продавец, курьер, комплектовщик на склад и так далее), то торговаться обычно совсем нет смысла, так как в компании наверняка предусмотрена определенная ставка, и работодатель от нее не отступит. То же касается не массовых, но рядовых позиций. Возможность торговаться есть обычно на экспертных или руководящих должностях (когда вы понимаете, что хорошего специалиста вашего уровня найти не так просто). Но важно понимать, что у работодателя, скорее всего, кроме вас, есть на примете кандидат № 2, а значит, вы рискуете, что предложение «уплывет» к нему.
Если у вас возникло желание договориться о другой сумме, взвесьте все за и против — потенциальный работодатель может отнестись к этому по-разному. Есть три варианта реакции на попытку поднять себе цену.
«Оффер — это окончательное предложение работодателя»: торг неуместен
Сторонники этой позиции считают, что ожидания и предложения по зарплате нужно обсуждать на собеседованиях до того, как сделано предложение. Оффер формируется по результатам всех этапов отбора, значит, в нем отражены все договоренности кандидата и нанимателя, полагает Надежда Нестерова, бизнес-тренер:
Если работодатель обозначил сроки для окончательного решения и рассказал про все возможности дополнительных обсуждений, он ждет, что кандидат будет соблюдать договоренности со своей стороны.
«Цель работника и работодателя — обо всем договориться «на берегу», зафиксировать в оффере эти договоренности и принять окончательное решение. Соискатель может сравнивать условия в офферах, если он рассматривает более одного-двух предложений. Но принятый оффер означает, что стороны договорились и следующий шаг — выход на работу», — говорит Антонина Аверьянова, HR-эксперт. Даже когда собеседования позади и оффер на руках, работодатель продолжает оценивать вас, предупреждает она: «Возврат к переговорам после принятого решения формирует плохое впечатление у нанимателя. Кандидат, который говорит да, а потом начинает сомневаться, берет дополнительное время, проявляет те личностные качества, которые могут оказаться неприемлемыми для работодателя. Можно сделать выводы о способности принимать решение и держать слово, о четкости позиции и мотивации».
Даже опытному профессионалу сложно самостоятельно определить свою ценность для компании. Критерии, по которым наниматель определяет ее, могут быть неочевидны для соискателя. К тому же вы не знаете, сколько еще кандидатов примерно такого же уровня конкурировали с вами за эту вакансию и насколько существенный у вас перевес по сравнению с ними. Оффер — это еще не гарантия того, что вы у работодателя единственный достойный вариант. Попытка поторговаться может побудить работодателя отозвать предложение и сделать выбор в пользу более сговорчивого кандидата.
«Не согласны с условиям — скажите об этом прямо»: торговаться — нормально
Компании составляют оффер, чтобы заявить о принятом решении и прямо назвать все условия работы. При этом стороны не несут никакой ответственности за отказ, пока не подписан трудовой договор. «По сути, оффер — это «честное слово», причем с двух сторон», — объясняет Антонина Аверьянова. По ее мнению, есть ряд ситуаций, когда обсуждать условия оффера уместно. Например, если кандидат только на этом этапе впервые видит конкретные цифры и условия, которые на собеседовании озвучивались в виде «вилки». Так происходит, когда до оформления оффера компания не готова сделать конкретное предложение, но кандидат вызывает интерес. В таких случаях наниматель говорит, что окончательное предложение он сформирует в оффере.
Бывает и наоборот — кандидат очень ценный, поэтому нужно письменно донести все преимущества работы в компании через условия оффера, чтобы увеличить шансы нанять его. Еще один мотив — кандидат ценный, но условия компании немного хуже, чем он рассчитывает, и нужно грамотно уравновесить это другими «плюшками» в оффере».
Работодатель может прямо сказать о возможности обсуждения условий после оффера. В этом случае переговоры однозначно уместны. Отстаивать свою позицию обязательно, если:
Торговаться на стадии оффера можно, главное — обосновать причины отказа от полученного предложения, считает бизнес-тренер Надежда Нестерова. Будьте готовы, что к более высокой зарплате наверняка прилагаются и дополнительные обязанности. Напишите развернутый письменный ответ — объясните, на каких условиях готовы принять оффер, и предложите работодателю решить, что для этого нужно будет сделать.
Недобросовестные работодатели могут предложить оффер, где указаны менее выгодные условия, чем обсуждалось на собеседовании. Они обещают оформить всё официально с теми зарплатой и требованиями, о которых договорятся с кандидатом. Не стоит доверять подобным предложениям — таким образом компания, скорее всего, пытается навязать вам менее привлекательные условия.
«Оффер не подписывают. И, если работодатель предлагает согласиться на навязанные им условия, а в процессе работы «договориться», с вероятностью 80–90% вы будете работать только на условиях работодателя. Также следует осторожно отнестись к компаниям, которые показывают оффер и тут же забирают, не дав даже сфотографировать. Если вам прислали оффер, с условиями которого вы не согласны или хотели бы их изменить, будьте открытыми, задавайте все вопросы и вносите правки до момента подписания трудового договора, — советует Любовь Солдатова, региональный менеджер по персоналу. — Лояльность к кандидатам, которым уже предложили оффер, выше, чем ко всем остальным. Поэтому честный аргументированный разговор об изменении условий вполне может закончиться в вашу пользу».
«Покажите себя на испытательном сроке»: дайте результат, затем торгуйтесь
Это компромиссный вариант: когда и поторговаться хочется, и рисковать неплохим предложением страшно. Предложите пересмотреть оффер после первых результатов работы. Руководитель увидит вас в деле, а вы оцените уровень загрузки. Максимально проявив себя в первые месяцы, вы повышаете шанс на то, чтобы изменить зарплату в свою пользу.
«Если оффер не совсем устраивает, покажите наилучшие результаты во время испытательного срока, затем поговорите с руководителем о своих пожеланиях к мотивации, оперируя достижениями. Если не получится, то начинайте следующие переговоры по итогу окончания проекта или через год после выхода на работу. Снова — подкрепив переговоры своими достижениями», — рекомендует Надежда Нестерова.
Компания может заявить слишком высокие требования или неверно оценить размер вознаграждения, если позицию вводят впервые или назначение происходит в период реформ. Поэтому в предложении работодателя вы можете увидеть нереалистичные значения KPI или небольшую для такого объема задач зарплату.
Любовь Солдатова советует не молчать о своем недовольстве долго:
«Обещать — не значит жениться»: оффер не гарантия трудоустройства
Стоит помнить, что оффер, как правило, не имеет юридической силы — такой силой обладает только подписанный трудовой договор и указанные в нем условия. Оффер обычно направляют по электронной почте, без подписи должностного лица, которое имеет право заключать трудовые договоры от лица работодателя. Ничто не мешает потенциальному работодателю отменить свое предложение. Исключение — когда вас письменно приглашают на работу в порядке перевода, и вы ради этого уволились (ч. 4 ст. 64, п. 5 ч. 1 ст. 77 ТК РФ). Но это очень специфический случай, не имеющий отношения к обычным офферам. Еще оффер иногда выступает в судебных спорах одним из доказательств трудовых отношений, если имел место фактический допуск к работе без оформления. Но это тоже особый случай. Если к работе вы еще не приступали, то само по себе наличие оффера не мешает работодателю передумать.
Еще один риск — условия трудового договора у недобросовестного работодателя могут оказаться не такими, как обсуждалось в оффере. Совет простой: перед подписанием внимательно читайте все условия.
«В моей практике были случаи, когда кандидаты увольнялись с работы, получив оффер, но на новое место так и не выходили, потому что компания передумала закрывать вакансию или приняла другого работника. Самый частый аргумент, который мы слышали от нанимающей стороны: обещать — не значит жениться, каждый защищает свои интересы, — рассказывает Любовь Солдатова. — Я отношусь к практике офферов как к лотерее: расслабиться можно, только тщательно сверив подписанный трудовой договор и предварительное предложение. Но чаще всего работник получает трудовой договор, когда уже влился в работу, поэтому читает его «по диагонали». Из-за невнимательного изучения документов и возникает больше всего проблем».