Радиометрический досмотр автомобилей что это такое
«Рентген» для автомобилей и поездов
Фото: Александр Уткин
Современные технологии позволяют отказаться от «контактных» проверок грузов на пунктах пропуска через госграницу, сократив время досмотра большой фуры до считанных минут. Новейшие инспекционно-досмотровые комплексы (ИДК) в буквальном смысле «видят» груз сквозь стены и способны обнаружить запрещенные товары любого размера. Такие устройства сканируют грузовые и легковые автомобили, и даже огромные вагоны. Как помогают нести службу таможенникам эти «умные системы» – в нашем материале.
Сделать тайное явным
Посылки, контейнеры, багаж – любой груз, пересекающий государственную границу, проходит таможенный контроль. В наши дни с помощью современной техники содержимое груза можно проверить, даже не вскрыв его упаковку. Вспомните, как наша ручная кладь в аэропорту проходит «рентген» на ленте. Содержимое сумок и чемоданов действительно сканируют при помощи рентгеновского излучения. На экране отображается не совсем понятная нам цветная картинка. Специалисту же все легко расшифровать: оранжевый цвет – это органические материалы, синий – неорганические, зеленый – смешанные. Но что делать, если груз измеряется тоннами и перевозится не в чемоданах, а в фурах или вагонах? В таком случае на помощь таможенникам приходят инспекционно-досмотровые комплексы (ИДК).
Разработчиком и производителем первых российских ИДК стала «Росэлектроника». В соответствии с распоряжением правительства этот холдинг Ростеха определен единственным исполнителем госконтракта с ФГКУ Росгранстрой на оборудование железнодорожными ИДК пунктов пропуска «Пограничный» и «Нижнеленинское» через российско-китайскую границу. «Росэлектроника» совместно с Росгранстроем занимается активной модернизацией пунктов пропуска и оснащает их самыми современными средствами контроля. Инспекционно-досмотровые комплексы «Росэлектроники» уже установлены на границе с Литвой, Киргизии с Узбекистаном, Таджикистана с Китаем.
Фото: Александр Уткин
Как проверить вагоны на ходу
«Росэлектроника» установила ИДК СТ-2630Т для досмотра поездов в Забайкальске – крупнейшем железнодорожном пункте пропуска на границе с Китаем. На его долю приходится более половины всех перевозок из России в Китай и обратно. Отсюда грузы поступают не только в Россию, но и направляются в страны Евросоюза, в том числе, в рамках реализации международного проекта «Экономический пояс Великого шелкового пути».
Внешне ИДК для железнодорожных вагонов представляет собой бетонный периметр со встроенными отсеками для источника излучения и системы детектирования.
Фото: РЭК Ростеха
Высокую проникающую способность излучения обеспечивает линейный ускоритель электронов, «сердцем» которого является мощный СВЧ-клистрон производства НПП «Торий» (входит в «Росэлектронику»).
«Рентген» на колесах
Принцип работы стационарного инспекционно-досмотрового комплекса СТ-6035 для автотранспорта такой же, только размеры поскромнее. Машина въезжает в одни ворота досмотрового туннеля, а выезжает через другие. Внутри туннеля находятся рельсы для перемещения передвижной рамы высотой почти 5 метров. Именно она выступает в роли сканера с рентгеновым излучением. Комплекс способен точно распознавать материалы с проникающей способностью по стали до 40 см. Досмотр одного грузовика может занять примерно три минуты. При этом проектная пропускная способность ИДК составляет не менее 20 транспортных средств в час.
Большое внимание при разработке ИДК уделяется радиационной безопасности. Во-первых, обеспечивается защита операторов на уровне требований для населения, то есть допускается дополнительная годовая доза не более 1 мЗв. Кроме того, система мониторинга дает разрешение на включение генератора только при соблюдении мер безопасности. Например, невозможно включение генерации излучения при открытой двери входа в досмотровый туннель. Конечно, водители грузовиков в этот момент ни в коем случае не должны находиться внутри туннеля – они ожидают окончания проверки в специальном помещении.
Фото: РЭК Ростеха
Таким образом, добросовестным и законопослушным водителям бояться точно нечего. А вот тем, кто везет контрабанду, нужно быть готовым быть обнаруженным и ответить по закону. Однако мошенники продолжают придумывать все более изощренные схемы, как «провести» сотрудников таможенной службы и средства досмотра. «Росэлектроника» следит за развитием технологий в средствах таможенного контроля и отвечает новыми разработками.
Фото: Александр Уткин
Преимущество мобильного ИДК – его подвижность, отличная проходимость, возможность оперативно развернуть работу в любом месте. Алгоритм комплекса способен автоматически «вычитать» стенки контейнера, чтобы исключить возможность «закладок» в металлическом корпусе.
Производство ИДК такого уровня смогли освоить всего несколько стран в мире. При этом «Росэлектроника» не приостанавливает работу по наращиванию технических возможностей собственных комплексов. Например, сейчас создается система автоматического анализа рентгеноскопических изображений с технологиями искусственного интеллекта, где человеческий фактор при досмотре будет сведен к нулю.
Что нужно знать о досмотре и почему его не стоит бояться
Усилившийся контроль на границах уже давно стал привычным — государства охраняют покой своих граждан, стремятся предотвратить любую попытку теракта, смотрят на каждую въезжающую машину, как на потенциальную угрозу безопасности страны. Наиболее простым методом контроля границ является использование современных технологий совместно с усилением проверок. Рентгеновские установки уже давно помогают работникам досмотра выявить среди грузов запрещенные к провозу предметы.
Грузы, наиболее часто провозимых с нарушением законодательства
Наиболее эффективно такое оборудование при выявлении следующих видов запрещенных грузов:
Кроме этого, рентгеновские установки прекрасно себя зарекомендовали при обнаружении контрабандных товаров, провоз которых наносит вред экономике страны.
Наиболее сложными для контроля до сих пор остаются крупногабаритные грузы и сам транспорт, который может быть снабжен специальными тайниками. Такой осмотр требует не только дополнительных рабочих мест и оборудования для погрузки и разгрузки, но и больших площадей, нужных для проведения процедуры проверки. Поэтому большегрузные машины и крупные партии грузов зачастую осматриваются выборочно.
По статистическим наблюдениям проверяется примерно 5% всех грузов, из которых около 30% полностью соответствует задекларированной информации. Естественно, для таких случаев использование рентгеновских лучей крайне эффективно, особенно при осмотре крупногабаритных грузов и большегрузного транспорта. С этой целью современные таможенные пункты оснащаются аппаратами на основе ускорителей.
Типы оборудования и способы досмотра грузов
Большинство стран осуществляет досмотр на пунктах таможенного контроля с помощью специального радиометрического оборудования, которое просвечивает объект проверки рентгеновским излучением. Современная техника может совмещать функции дозиметра и рентгена, осуществлять спектрометрический контроль состава объекта и зондирование быстрыми нейтронами. Полученная информация представляет собой цифровой файл, содержащий информацию о проверке, которую оператор видит на экране монитора как изображение содержимого грузовика или контейнера.
Современные методы контроля позволяют в минимальные сроки досмотреть любой транспорт на наличие в нем тайников, дополнительных вложений, проверить груз на соответствие заявленным характеристиками. Получив информацию, оператор имеет возможность проанализировать изображения, сопоставить силуэты грузов, находящихся в транспортном средстве с заявленным для перевозки перечнем на предмет соответствия. Если возникают подозрения в попытке обмана органов контроля, то транспортное средство может быть отправлено на дополнительный осмотр.
Значимым преимуществом использования высокотехнического оборудования при мониторинге грузов является возможность точечного осмотра подозрительной части грузовика, что экономит время на разгрузку транспортного средства и помогает водителям избежать задержек в пути.
Наиболее распространенные виды радиометрического оборудования, предназначенного для досмотра большегрузных автомобилей и крупногабаритных грузов:
Методы повышения эффективности контроля грузов
Для повышения эффективности проверки транспортных средств используется многоступенчатый досмотр на суперчувствительном рентгеновском оборудовании. Комплексные системы контроля установлены в портах, на пунктах досмотра железнодорожного транспорта и большегрузных автомобилей. Очень удобен метод многоступенчатой проверки при досмотре контейнеров.
Плюсы современных комплексов досмотра
Современные методы и техническое оборудование позволяют заметно повысить контроль благодаря нескольким факторам:
Эти факторы позволяют не только повысить охват проверяемых грузов, но и снизить время простоя транспорта на пунктах досмотра.
Где используются рентгеновские комплексы
Наиболее сложной частью любой таможенной проверки является досмотр непосредственно транспортного средства. Конструкция грузового автомобиля, благодаря своей сложности позволяет создать множество тайников, найти которые затруднительно даже пользуясь специальным оборудованием. Кроме поиска тайников, важнейшей целью досмотра является выявление несоответствия груза описанию в таможенной декларации.
Рентгеновские комплексы разных конструкций располагают на пунктах таможенного досмотра, различных контрольно-пропускных пунктах, в любых местах, где нет возможности непосредственного досмотра груза и необходимо осуществить проверку быстро.
Что досматривают при помощи рентгеновских комплексов
Детальному осмотру подвергаются следующие виды транспорта:
Проверка транспортных средств и грузов направлена на выявление следующих опасных и незаконно провозимых грузов:
Современные технологии дают возможность обследовать груз быстро, проверить его количество и вес, что помогает проконтролировать правильно ли были уплачены таможенные сборы и соответствует ли размер партии описанию. Комплексы контроля снабжены системой контроля радиационного фона, который дает достоверную информацию о грузе и помогает создать максимально безопасные условия для сотрудников службы контроля и предотвратить возможность облучения персонала.
Досмотр с помощью рентгеновских комплексов: эффективность и безопасность
Среди всех способов проверок грузов, досмотр с помощью рентгеновских установок является наиболее совершенным, благодаря высокой эффективности метода. Проверка начинается при проезде транспортного средства через портал комплекса. Досмотр совмещает полную безопасность для водителя и персонала пункта проверки с возможностью на значительном расстоянии распознавать предметы маленького размера. Кроме этого, установки способны с высокой точностью определить химический состав проверяемых грузов.
Повсеместное введение рентгеновских комплексов в пунктах проверки позволяет заметно повысить эффективность досмотра, увеличить проходимость пропускного пункта, уменьшить количество персонала, избежать простоя транспорта на пунктах проверки.
Важным фактором является отсутствие вредного влияния на продукты пищевого назначения и лекарства, после такого облучения их состав и свойства не меняются, а использование по прямому назначению будет безвредным для людей и животных. Также рентгеновское излучение безопасно для различных носителей информации, не меняет свойств полупроводниковых устройств.
В ближайшем будущем планируется обеспечить все пункты таможенного досмотра современными комплексами, что позволит заметно увеличить пропускную способность и повысить качество проверки транспорта.
2005-2021 © Транспортная компания «СигмаТранс»
Разделы сайта
ГМАРЬ 1 Антон Дмитриевич
ЛЕБЕДЕВ 1 Михаил Борисович, кандидат технических наук
ОСАДЧИЙ 1 Сергей Александрович
УСАЧЕВ 1 Евгений Юрьевич, кандидат технических наук, доцент
ЧАХЛОВ 2 Сергей Владимирович, кандидат физико-математических наук
1 – МГТУ МИРЭА, Москва;
2 – ТПУ ИНК, Томск.
Досмотровые комплексы аппаратуры для контроля крупногабаритных автотранспортных средств и грузов
В рамках ОКР впервые досмотровые средства для. крупногабаритного автотранспорта и грузов разработаны, в виде аппаратно-программных комплексов, включающих разную по физическим принципам досмотровую аппаратуру. Это позволило реализовать в таких комплексах алгоритмы принятия решения об обнаружении опасных или запрещенных для перевозки на транспорте предметов по совокупности различных по природе характерных признаков.
Досмотр крупногабаритного автотранспорта и грузов до недавнего времени проводился только таможенными органами при их поступлении из-за рубежа. При решении задачи обеспечения безопасности населения на транспорте меняются цели и требования к проведению досмотра, а, следовательно, и требования к используемой досмотровой технике.
Организация досмотровых мероприятий и досмотровая техника по своим техническим характеристикам должны обеспечивать максимальный уровень выполнения задачи по выявлению опасных и запрещенных предметов и веществ.
В настоящее время для контроля автотранспортных средств и грузов широко используется досмотровая радиометрическая аппаратура (ДРА) на основе просвечивания досматриваемого объекта высокоэнергетическим рентгеновским излучением. Результатом этого просвечивания является получение теневого рентгеновского изображения, которое выводится на экран монитора.
Современные методы цифровой обработки получаемых изображений позволяют в некоторых случаях, например при таможенном досмотре, эффективно решать задачи выявления и распознавания предметов и веществ. Однако для решения задач обеспечения безопасности населения на транспорте только рентгеновское зондирование не позволяет надежно выявлять диверсионно-террористические средства или наркотики.
В целях повышения эффективности досмотра был предложен подход, предполагающий:
Именно такой подход был положен в основу проектирования и разработки новых досмотровых комплексных систем для досмотра крупногабаритного автотранспорта и грузов. В разработанных комплексах широко использован отечественный и международный опыт применения радиометрического метода в сочетании с мно-гоуровневостью процесса досмотра и комплексным использованием аппаратуры на основе различных физических принципов.
Были разработаны три специальных аппаратно-программных комплекса:
ДРК «Шток-ТрГРММ» состоит из ряда досмотровых технических средств, функционально связанных в две системы:
По конструктивным особенностям, режиму эксплуатации и степени радиационной опасности ДРА ДРК «Шток-ТрГРММ» относится в соответствии с СанПиН 2.6.1.2369-08 к инспекционно-досмотровому ускорительному комплексу второго типа с неподвижным объектом контроля и движущимся источником ионизирующего излучения (рис. 2). ДРА ДРК «Шток-ТрГРММ» размещается в специальном строении, конструкция которого обеспечивает радиационную защиту окружающей среды и других систем комплекса при ее работе.
Рис. 1. Функциональная схема ДРА
Рис. 2. Внешний вид досмотровой радиометрической аппаратуры «Шток-ТрГРММ»
Досмотровый комплекс «Шток-ТрРН» состоит из двух функционально и программно связанных систем на различных физических принципах:
Эти системы обеспечивают выполнение задачи контроля автотранспортных средств и крупногабаритных грузов в соответствии с многоуровневым алгоритмом.
Рис. 3. Рентгеновские изображения
досматриваемого автомобиля в двух ракурсах
Рис. 4. Радиометрическая аппаратура с
неподвижным порталом ДКТС «Шток-ТрРН»
Рис. 5. Аппаратура зондирования быстрыми «мечеными»
нейтронами ДКТС «Шток-ТрРН»
По результатам радиометрического контроля в режиме дуальных энергий при выявлении мест, подозрительных на присутствие ВВ или других опасных или запрещенных к провозу веществ, производится дополнительное обследование объекта путем зондирования этих мест быстрыми нейтронами. Вычисленные ДРА координаты подозрительных мест, подлежащих зондированию, передаются в аппаратуру зондирования быстрыми нейтронами. Идентификация веществ осуществляется по получаемым спектрам неупругого рассеяния быстрых «меченых» нейтронов.
ДРА ДКТС «Шток-ТрРН» соответствует требованиям СанПиН 2.6.1.236908 к инспекционно-досмотровому ускорительному комплексу первого типа с перемещающимся объектом контроля и неподвижным источником ионизирующего излучения. Радиационная защита обеспечивается собственной биологической защитой и выделением соответствующих зон безопасности.
Аппаратура зондирования нейтронами имеет санитарное заключение по радиационной безопасности НИИ радиационной гигиены им. профессора П.В. Рамзаева, г. Санкт-Петербург. Радиационная защита обеспечивается в основном выделением соответствующих зон безопасности.
Мобильная досмотровая аппаратура «Шток-МНК»
Мобильная досмотровая аппаратура «Шток-МНК» также является аппаратно-программной системой из нескольких технических средств на основе различных физических принципов. Комплекс «Шток-МНК» производит досмотр крупногабаритных грузов и автотранспортных средств с использованием аппаратуры радиометрического, спектрометрического и дозиметрического контроля, а также аппаратуры зондирования быстрыми нейтронами.
Рис. 6. Геометрия просвечивания ДРА ДКТС «Шток ТрРН»
В его состав входят следующие виды досмотровой аппаратуры:
Алгоритм досмотра заключается в последовательном обследовании досматриваемого объекта досмотровыми системами в порядке по приведенному выше списку. Необходимость каждого последующего шага определяется результатами, полученными на всех предыдущих шагах Радиационная защита при работе «Шток-МНК» обеспечивается в основном выделением соответствующих зон безопасности.
Пример получаемых на «Шток-МНК» рентгеновских изображений досматриваемого автотранспорта приведен на рис 9.
Рис. 7. МДКТС «Шток-МНК» в транспортном положении
Рис. 8. МДКТС «Шток-МНК» в рабочем положении
Рис. 9. Рентгеновское изображение досмотренного на
радиометрической системе МДКТС «Шток-МНК» автотранспорта
Выводы
1. Впервые разработка комплексных систем для досмотра крупногабаритных автотранспортных средств выполнена на основе современного подхода, предусматривающего:
2. Для выполнения задач по обеспечению безопасности населения на транспорте созданы комплексы аппаратуры для проведения досмотра крупногабаритного автотранспорта и грузов на основе всего известного модельного ряда ДРА:
3. МДКТС «Шток-МНК» прошла в качестве технического средства обеспечения безопасности населения на транспорте опытную эксплуатацию на одном из объектов олимпийского Сочи и показала хорошую надежность, высокие эксплуатационные и досмотровые характеристики
Досмотровый радиометрический комплекс для контроля легковых автомобилей и грузов
Доставка
Условия гарантии
Гарантийный срок 24 мес.
Вместе с Досмотровый радиометрический комплекс для контроля легковых автомобилей и грузов покупают
Описание рентгеновского комплекса
Покупая Досмотровый радиометрический комплекс для контроля легковых автомобилей и грузов в нашем интернет-магазине, вы можете рассчитывать на бесплатную доставку по Москве.
Размеры контролируемых объектов (ДхШхВ), мм:
до 10 автомобилей в час;
одно- или двухэнергетический рентгеновский излучатель с анодным напряжением 200 кВ;
Тип детектора излучения:
П-образный многоэлементный детектор;
черно-белое (65000 градаций серого) или цветное;
Размер элемента детектора (поперечное сечение), мм:
2% вплоть до толщины, эквивалентной 30 мм стали;
Питание системы сканирования:
от генератора или от сети трехфазного переменного тока: 220 В/50 Гц;
Общая потребляемая мощность, не более, кВт:
Производитель оставляет за собой право изменять характеристики товара, его внешний вид и комплектность без предварительного уведомления продавца.
Просьба уточнять комплектацию и характеристики товара у менеджера перед покупкой.
Производитель оставляет за собой право изменять характеристики товара, его внешний вид и комплектность без предварительного уведомления продавца.
Просьба уточнять комплектацию и характеристики товара у менеджера перед покупкой.
Организация по транспортной безопасности 100% досмотра автотранспорта и грузов на автомагистралях с помощью радиометрических инспекционно-досмотровых комплексов.
Досмотр с применением радиометрических ИДК автотранспорта и грузов на автомагистралях в целях обеспечения безопасности населения на транспорте является в настоящее время актуальной задачей. Однако используемые при таможенном досмотре ИДК имеют производительность, которая не может обеспечить поточный досмотр автотранспорта и грузов на автомагистралях. Производительность досмотра может быть увеличена, если досматривать автотранспорт, управляемый водителем, при движении через неподвижный портал ИДК. Такой режим досмотра допускается в соответствии с
СанПиН 2.6.1.3488-17.
На основе опубликованных данных статистических исследований потоков грузовых контейнеров показано, что для ИДК по досмотру автотранспортных средств и грузов достаточна проникающая способность равная 300 мм по эквивалентной толщине стали, которую обеспечивают ИДК на базе бетатронов. Цена этих ИДК и стоимость владения ими значительно ниже, чем у ИДК с линейными ускорителями электронов.
Досмотровые мероприятия в отношении различных грузовых автотранспортных средств и перевозимых грузов в рамках обеспечения безопасности населения на транспорте проводятся в целях своевременного обнаружения опасных и запрещенных к провозу веществ и предметов. В качестве основных досмотровых технических средств для проведения досмотра рассматриваются радиометрические инспекционно-досмотровые комплексы (ИДК), которые используются в настоящее время при таможенном контроле перевозимых грузов.
Эти ИДК представляют собой не дешевые аппаратно-программные комплексы и имеют производительность 6-10 автомобилей в час [1].
Для организации поточного контроля грузового автомобильного транспорта на оживленных автомобильных магистралях применяемые ИДК должны иметь производительность достаточную для того, чтобы не создавать помех для движения.
Пропускная способность дорог на одну полосу рассчитывается по ОДМ 218.2.020-2012 «Методические рекомендации по оценке пропускной способности автомобильных дорог». Для грузового автотранспорта, предназначенного для перевозки грузов максимальной массой свыше 12 т, она составляет 35 автомобилей в час. Для грузового автотранспорта, предназначенного для перевозки грузов максимальной массой до 12 т, этот параметр равен 75 автомобилей в час. Таким образом, только по грузовому автотранспорту с грузом свыше 12 т загрузка ИДК может составлять 70 автомобилей в час по двум разрешенным полосам.
По действующим в настоящее время СанПиН 2.6.1.3488-17 «Гигиенические требования по обеспечению радиационной безопасности при обращении с лучевыми досмотровыми установками» для контроля грузового автотранспорта могут применяться ИДК двух типов: 1-го типа с неподвижным источником излучения и 2-го типа с перемещающимся источником излучения.
В настоящее время в основном используются ИДК 2-го типа с линейным ускорителем электронов (ЛУЭ) в качестве источника излучения. Их максимальная производительность оценивается в 25 автомашин в час, а практически, как уже отмечалось, не превышает 10 автомобилей в час [1].
Таким образом, каждый пункт досмотра должен быть оборудован, исходя из максимальной его загрузки, тремя ИДК 2-го типа. Исходя из публикуемых конкурсных цен на стационарные ИДК (560 млн. рублей) и мобильные ИДК (170 млн. рублей) с ЛУЭ, оборудование каждого досмотрового пункта будет обходиться от 510 млн рублей до 1680 млн рублей.
ИДК 1-го типа имеют гораздо более высокую производительность: до 100 автомобилей в час. В России они до настоящего времени не используются. Причиной такого положения является то, что до ввода СанПиН 2.6.1.3488-17 сканировать управляемый водителем автомобиль вместе с кабиной не разрешалось.
Кроме необходимой производительности ИДК должен отвечать определенным требованиям по таким дефектоскопическим характеристикам, как проникающая способность и чувствительность. Проникающая способность ИДК определяет максимальную объемную плотность объекта, который может быть досмотрен данным ИДК. Этот параметр задается в виде эквивалентной толщины стали, которая может быть просвечена ИДК.
Для оценки достаточной для досмотра автотранспорта проникающей способности ИДК воспользуемся результатами исследований потоков 20 и 40 футовых грузовых контейнеров, которые были проведены в США [2].
Рис.1 Статистика распределения грузовых контейнеров по средней объемной плотности: красная кривая-распределение контейнеров по объемной плотности, черная кривая-их интегральное распределение.
Таким образом, ИДК с проникающей способностью по эквивалентной толщине стали порядка 300 мм обеспечат эффективный досмотр 100% автотранспорта и грузов.
Проникающую способность по эквивалентной толщине стали в 300 мм и более обеспечивают ИДК с бетатроном в качестве источника излучения. По цене ИДК с бетатроном в два с половиной раза дешевле ИДК с ЛУЭ. Стоимость владения ИДК с бетатроном также значительно ниже, чем ИДК с ЛУЭ.
Сравнительные расчеты, основанные на результатах эксплуатации МИДК «Шток-МНК», показывают экономию по дизельному топливу более, чем двукратную. При этом МИДК «Шток-МНК» в отличие от ИДК с ЛУЭ может работать от стационарной электросети, не потребляя топливо.
Комплектующие ЛУЭ, подлежащие периодической замене, также не сопоставимы по стоимости с периодически заменяемыми комплектующими бетатрона: клистрон ЛУЭ стоит около 5 млн. рублей, а ускорительная камера с инжектором бетатрона-240 тыс. рублей. При этом ремонт бетатронов, как показала практика, может осуществляться прямо на досмотровой площадке.
На основании изложенного следует:
— в системах транспортной безопасности целесообразно применять ИДК 1-го типа, которые допущены СанПиН 2.6.1.3488-17 для досмотра автотранспортных средств, включая кабины, и имеют производительность до 100 автомобилей в час;
— ИДК 1-го типа с бетатроном в качестве источника излучения отвечают требованиям по производительности, обеспечивают необходимую проникающую способность 300 мм по эквивалентной толщине стали и эффективность досмотра, имеют низкую цену и стоимость владения;
Литература:
1. Ю.В. Малышенко, Г.А. Штанов. Оценка загрузки инспекционно-досмотровых комплексов. Вестник российской таможенной академии, № 3, 2014.
2. UCRL-TR-225708. Analysis of Recent Manifests for Goods Imported Through US Ports, Lawrence Livermore National Laboratory (LLNL), Livermore, CA, Technical Report.
Авторы:
Усачев Евгений Юрьевич, к.т.н., директор ИНПЦ «СНК» РТУ МИРЭА.
Штейн Михаил Михайлович, к.т.н., лауреат премии Правительства РФ в области науки и техники, директор ООО «Фотон»