Радуга что это за явление природы для детей
Явление природы «Почему бывает радуга?»
Елена Чувилина
Явление природы «Почему бывает радуга?»
Почему бывает радуга?
Радуга в небе – это природное явление. Часто после маленького дождика на небе появляется семицветный полукруг. Красивую радугу в небе можно и после проливных дождей и сильных гроз. Сколько ярких чувств вызывает появление радуги! Дети с радостью выбегают на улицу посмотреть на это чудесное явление природы и, не отрываясь, глядят в небо, пока она не исчезнет совсем. Очень часто дети задают вопрос: «Почему бывает радуга?» Потому что в воздухе во время или после дождя очень много маленьких капелек воды. Солнечные лучи преломляются в капельках, как в мыльных пузырях и мы можем видеть семицветный радужный «мостик». Чтобы легко было запомнить цвета радуги, выучи фразу «Каждый (красный) Охотник (оранжевый) Желает (желтый) Знать (зеленый) (голубой) Сидит (синий) Фазан (фиолетовый)»
Стихи, загадки, физкультминутки, пальчиковые игры про радугу помогут детям запомнить названия цветов и то, как они выглядят.
Стихи.
1. Радуга
Над землёю коромысло
Льются вешние лучи,
В них купаются грачи.
Шепчут радостно луга:
«Здравствуй, радуга-дуга!» А. Бывшев
2. Радуга
В небе радуга стоит.
Прямо в небо прыжком.
По радуге, по радужке,
Вниз по радуге верхом
И на землю кувырком! С. Маршак
3. Радуга
Будто маленькой сестричке
Заплела ей две косички.
Стала радуга не та.
Не пойму, в каком порядке
У нее цветные прядки!
Чтобы радуге цвести
Нужно косы расплести. С. Пшеничных
4. Радуга
Желтая, зеленая, красная, синяя…
Мне сказали, будто это –
Все из солнечного света.
Если вместе их смешать,
Будет просто свет опять. И. Векшегонова
Загадки.
1. Крашенное коромысло
Через реку повисло. (Радуга)
2. Что за чудо – красота!
В них ни въехать, ни войти. (Радуга)
3. Приказало солнце: стой,
Семицветный мост крутой!
Тучка скрыла солнца свет –
Рухнул мост, и щепок нет. (Радуга)
4. Через поля, через луга
Встала нарядная дуга. (Радуга)
Физкультминутки.
1. Радуга
В небе гром, гроза. (Хлопки)
Закрывай глаза! (Закрыть глаза)
Трава блестит, (Сжимать, разжимать пальцы рук)
В небе радуга стоит. (Нарисовать в воздухе дугу)
Выбегай из дверей, (Зовущие движения)
По траве босиком, (Бег на месте)
Прямо в небо прыжком. (Прыжки)
По радуге, по радужке, (Хлопки)
На одной ноге. (Прыжки на одной ноге)
Вниз по радуге верхом,
И на землю кувырком! (Присесть) С. Маршак
2. Радуга
В небе радуга висит (в воздухе нарисовать радугу)
Детвору веселит. (потянуться вверх, помахать кистями рук)
С нее, как с горки, (опустить руки вниз)
Кот, свинья и я. (загибать пальцы на руке)
Пальчиковые игры.
1. Радуга
И туга, и высока! (поднять обе руки вверх, вытянуть и покрутить)
Не давай нам дождичка (делать движения кистями рук из стороны в сторону)
Подавай нам ведрышка, (ладони подставили как бы под дождь)
Чтоб ребятам погулять (шагаем на месте)
Чтоб телятам поскакать (прыгаем на месте)
Нужно солнышко – (поднять руки вверх)
Колоколнышко! (растопырив пальцы – изобразить солнышко)
2. Радуга
Гляньте: радуга над нами (нарисовать рукой над головой полукруг)
Над деревьями, (руки поднять вверх, пальцы разомкнуты)
Домами, (руки сложены над головой крышей)
И над морем, над волной, (нарисовать волну рукой)
И немножко надо мной. (дотронуться до головы)
Дидактическая игра как многоплановое, сложное педагогическое явление 1 слайд. Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление. Она является игровым методом обучения детей,.
Проект «Каким бывает шоколад» Аннотация Название технологии для организации совместной деятельности педагога с детьми с позиции системно – деятельностного подхода. Используемые.
Конспект занятия «Какой бывает транспорт?» План-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме: «Какой бывает транспорт?» Программное содержание: 1. Учить классифицировать.
Конспект занятия кружка «Загадки природы» в старшей группе «Человек — часть природы» Задачи: • формировать у детей представление о неразрывной связи человека с природой (человек и природа – единое целое); • совершенствовать.
Фотоотчет «Кто говорит, что чудес не бывает?!» Хочу рассказать о новогоднем чуде, которое произошло со мной в последних числах декабря 2018 года. В детском саду полным ходом шли репетиции.
Конспект логопедического занятия «Что бывает осенью?» КОНСПЕКТ логопедического занятия по развитию речи для старшей группы Тема: Что бывает осенью? Подготовила: Учитель-логопед Мороз А. М..
Рождественская поделка «Явление ангелов пастухам» Рождественская поделка «Явление ангелов пастухам». Для работы понадобятся: коробка, краски (гуашь, вата, клей, распечатанные заготовки.
Консультация «Социальное явление — глухота, с точки зрения человеческого сострадания (из истории)» Социальное явление – глухота, с точки зрения человеческого сострадания (из истории). История не баловала глухих. Наши предки их не любили.
Радуга
Радуга на небе – красивое природное явление, знакомое с детства. Она встречается на страницах сказок и мифов, ее изучают на уроках физики в школе. Все ли мы знаем про радугу? Достаточно ли хорошо понимаем ее свойства и то, почему она разноцветная? Об этом и не только вы узнаете из данной статьи.
Что такое радуга
Радуга – это оптическое явление, вызванное взаимодействием солнечного света и капель воды в атмосфере. Она представляет собой светящуюся разноцветную дугу.
Увидеть ее можно при высокой влажности воздуха, обычно – сразу после дождя или во время него, при условии, что Солнце свободно проникает сквозь облака и находится за спиной наблюдателя.
История изучения
Людей давно интересовал вопрос, почему же появляется радуга. Мифология многих народов приписывает феномену сакральные свойства.
Первые попытки объяснить явление с точки зрения физики были сделаны еще древнегреческими философами.
На рубеже XIII–XIV веков богослов Теодорих из немецкого города Фрайберга провел опыты, используя в качестве моделей стеклянные шарики, наполненные водой. Данный метод получил распространение и в дальнейшем.
В начале XVII века описание радуги как физического явления дал в своем труде хорватский архиепископ и теолог Марк Антоний де Доминис. Проведя ряд опытов со стеклянными шарами, он также сделал вывод, что причиной феномена является преломление и отражение света в каплях влаги.
В XVII веке Рене Декарт путем исследований установил угол преломления лучей в капле относительно их изначального направления.
Исаак Ньютон, проведя оптические опыты с призмой, развил теории своих предшественников.
Он выделил семь основных цветов, от красного до фиолетового. Это крайние, видимые для человеческого глаза границы спектра, между ними по убыванию длины волны следуют оранжевый, желтый, зеленый, голубой и синий. Запомнить порядок цветов помогают первые буквы известной фразы: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан».
Как появляется
Причины возникновения радуги кроются в неоднородной природе света. Видимый нами белый свет состоит из волн различной длины, воспринимаемых глазом как разные цвета. При определенных условиях световой поток раскладывается на составляющие, так получается разноцветная дуга.
Ее образование связано с двумя оптическими явлениями:
Луч Солнца, сталкиваясь с дождевой каплей, меняет траекторию движения. Часть света отражается обратно, остальной свет проходит внутри капли, под углом к первоначальному лучу. При этом слабее всего отклоняются красные составляющие видимого спектра, у которых длина волны максимальная. А самый большой угол преломления получается у волн короткой длины – фиолетовых. Достигнув внутренней поверхности капли, свет отражается от нее и выходит обратно.
Таким образом, отражаясь от внутренней и внешней поверхности капли, луч преломляется и возвращается обратно под углом относительно исходного движения. В результате этих преломлений угол между крайними границами спектра максимально увеличивается, и к наблюдателю свет возвращается в виде разноцветной полосы. Такая радуга называется первичной, и красный цвет располагается на внешней стороне ее дуги, а фиолетовый – снизу.
Виды радуги
Ученые выделяют разные виды радуги в зависимости от размера капель, интенсивности света и высоты Солнца над поверхностью земли.
Иногда можно наблюдать вторую радугу, меньшей яркости, вокруг первой:
Это происходит, когда солнечные лучи отражаются внутри капли дважды, прежде чем выйдут на поверхность. Интенсивность светового потока ослабевает, а разноцветная полоса выходит «перевернутой» – вверху оказывается фиолетовый цвет. В результате на небе появляется двойная радуга. Небесный сектор между двумя дугами обычно имеет более темный оттенок, чем за их пределами. Этот участок называют полосой Александра, по имени философа Древней Греции Александра Афродисийского, впервые описавшего данный эффект во II веке н. э.
Гораздо реже встречается в природе тройная радуга:
Это возможно при трехкратном отражении лучей внутри капель. При этом образуется дуга третьего порядка, более слабая, чем предыдущие две.
Солнечный луч, проходящий сквозь крупные капли, ослабевает и создает более рассеянный спектр. Цвет и яркость Солнца меняются на рассвете и закате. Закатный свет преодолевает максимальное расстояние до глаз наблюдателя, что доступно длинноволновому участку спектра. Поэтому встречается красная радуга – с преобладанием красных и оранжевых полос:
И если дождь, радуга и Солнце – это привычное сочетание, наблюдаемое чаще всего, то при отсутствии Солнца или дождя атмосферное явление может принимать самые необычные формы.
Необычные виды
К необычным и редким видам радуги относятся:
Лунная радуга, иначе называемая ночной, встречается в природе гораздо реже, чем привычная дневная. Она возникает на полной фазе Луны во влажном воздухе. Луна должна находиться в ясном небе на высоте менее 42° над горизонтом, а наблюдатель – между Луной и дождем. Известны подобные явления над водопадами:
Рецепторы человеческого глаза, различающие цвета, неактивны при слабом освещении. Поэтому ночная радуга воспринимается зрением как белая, в отличие от разноцветной дневной. Однако увидеть весь спектр можно на снимке с длительной экспозицией.
Для появления туманной радуги вместо дождя и Солнца требуется сочетание тумана с солнечным или лунным светом. Поскольку капли влаги в данном случае очень малы (их радиус не больше 0,05 мм), свет в них не всегда может рассеяться в виде спектра. Такое явление выглядит как ореол белого цвета, именно поэтому явление иногда называют белой радугой. При этом внешние контуры дуги могут быть окрашены в фиолетовый и оранжевый цвета:
К наиболее редким погодным феноменам относится огненная радуга. Она выглядит как горизонтальная дуга на фоне легких перистых облаков. Именно поэтому ее также называют радуга с облаками. Благодаря огромному радиусу линия дуги кажется прямой, простираясь параллельно горизонту на сотни километров:
Для ее появления необходимы три фактора:
Кристаллы льда должны лечь горизонтально в воздухе, что случается довольно редко. Лучи Солнца проникают сквозь боковые стенки кристаллов и, преломляясь, выходят через нижнюю горизонтальную грань. Облака в лучах спектра вспыхивают радужным светом.
Огненная радуга считается одной из разновидностей гало.
Схожие явления
При низких температурах воздуха можно увидеть похожие атмосферные явления:
Морозной зимой иногда возникает светящийся ореол вокруг Солнца и Луны. Этот эффект называется гало. Он проявляется возле сильных источников света (иногда вокруг уличных фонарей) и вызван прохождением света сквозь ледяные кристаллы в нижних слоях атмосферы. От формы кристаллов и их расположения зависит вид данного явления. Иногда свет, преломляясь, раскладывается в спектр, и тогда гало становится похожим на кольцевую радугу:
Перевернутая радуга появляется при высоких перистых облаках, состоящих из кристалликов льда, когда Солнце светит на них снизу. Образуется выгнутая вниз дуга, где нижний край – красный, а верхний – фиолетовый:
Интересные факты
Радуга – это лишь оптический эффект, объяснение которому дает наука. Она не находится в конкретном месте и к ней, как и к линии горизонта, нельзя подойти. То, что видит каждый из нас, зависит от места наблюдения и нашего положения относительно Солнца или другого источника света.
В какое время года бывает радуга? Практически в любое. Просто зимой влагу заменяют кристаллы льда. Поэтому наблюдать это чудо природы можно всегда, когда есть сильный источник света и погодные условия для его превращения в спектр.
Конспект НОД с детьми старшей группы «Что такое радуга?»
татьяна захарова
Конспект НОД с детьми старшей группы «Что такое радуга?»
Цель: Развивать познавательную активность детей в процессе ознакомления детей с природными явлениями.
-уточнить, обогатить и систематизировать представление детей о природном явлении «радуга»,ее свойствах и способах получения
-развивать навыки чтения мнемотаблиц, умение преобразовывать абстрактные символы в образы. (перекодирование информации)
-учить детей отвечать полными распостраненными предложениями.
-расширять и активизировать словарный запас детей (преломление, отражение, спектр, радужная, двойная, огненная).
-воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, умение работать в коллективе.
I часть. На компьютере идет репортаж с прогнозом погоды
Раздается стук в дверь
Воспитатель: Кто-то в двери к нам стучится? Может это чудеса?
За дверью кукла в серебристом наряде.
Воспитатель: Милая девочка, кто ты такая? Из какого пришла ты к нам края? От чего ты так грустна?
Кукла: Я на небе засиделась,
Во все серое оделась.
Жду я лета, не дождусь
Когда цветною обернусь
Мне бы солнышка – хоть лучик
Ну и капельку из тучи.
Тогда стану я другой,-
Дети: Мы догадались – это РАДУГА!
Радуга: Да, я- радуга. Как вы догадались?
Воспитатель: Нет, ты знаешь, я бы не узнала. Радуга ведь разноцветная, а ты все-таки действительно больше похожа на снегурочку. Да и на сколько я знаю Радуга бывает летом, а сейчас весна.
Дети: Нет, это зимняя Радуга!. Она может появиться в любое время года. И днем, и ночью. Чтобы радуга появилась надо только достаточное количество солнца и влаги.
Радуга: Откуда вам это известно?
Дети: Мы природу изучаем и все это уже знаем.
Радуга: Мне стало очень интересно, что же вы обо мне знаете?
Дети: Ну например, чтобы появилась радуга, нужно чтобы солнечный луч прошел через каплю воды. В ней он искривляется и как веер раскладывается на спектр.
Дети: Еще мы знаем, что бывают разные виды радуги.
Радуга: Как! И это вы знаете?
(Дети подходят к разложенным картинкам и каждый выбирает себе)
1. Показывает «зимнюю радугу».
Для того, чтобы зимой на небе появилась радуга, необходимо, чтобы был мороз, яркое солнце. Влага в воздухе превращается в ледяные кристаллики. Солнечные лучи преломляются в кристаллах льда и появляется радуга. Зимняя радуга – бледная.
В народе говорили: Зимой радуга- к крепкому морозу!
2. Может радуга появиться и ночью. Тогда она называется «ночная» или «лунная». Она не такая яркая как днем. Потому что отражается лунный свет, он намного бледнее дневного.
3. А еще радуга любит появляться около водопадов. Там очень много брызг воды, они преломляют солнечный и лунный свет. На водопадах можно наблюдать и солнечную и лунную радуги.
4. В городах, где есть фонтаны- там тоже очень много влаги- это брызги от фонтанов. На эти капли падают солнечные лучи и над фонтанами появляется радуга.
5. Более привычная для нас всех радуга – летом, после ливня, когда в воздухе много влаги и выглядывает из-за туч солнце. Радугу можно увидеть над городом, над деревней, над полем, над рекой
6. А еще можно наблюдать «двойную радугу».
7. Иногда летом встречается «огненная радуга». Она получается, когда солнечный свет встречает на своем пути ледяные кристаллы в перистых облаках на большой высоте.
8. Чем выше находится наблюдатель радуги, тем полнее она ему кажется. С самолета или высоких гор она может выглядеть не как дуга, а как круг.
Радуга: Какие вы молодцы! Столько обо мне знаете, наверное, даже взрослые столько не знают. А давайте немножко поиграем.
Физминутка (стоя в кругу)
Мы летим над облаками
Мы хватаемся руками
Задеваем головой – ой!
Если дома не сидится,
По планете голубой (поклон)
Радуга над нами- спинку прогибает (рисуем вверху Р)
Это нам от солнышка привет (выгибаем спинку)
Радуга сверкает, нам добра желает (сжимаем и разжимаем кулачки)
Мы ей улыбнемся, и пошлем привет!
Воспитатель: Позади уже зима. К нам теперь пришла (ВЕСНА). Что же будет дальше? (ЛЕТО). Так хочется побыстрее попасть в лето, чтобы увидеть тебя, милая Радуга, в твоем прежнем цветном наряде. Ребята, а может мы как-нибудь сможем помочь Радуге и увидеть ее красоту хоть краешком глаза?
(Выслушать предположения детей)
— А может мы попробуем что-нибудь сделать?
Что нужно для того, чтобы засияла радуга всеми цветами?
Дети: Вода, солнечные лучи.
Воспитатель: Посмотрите, что имеется у нас на столе, что помогло бы получить радугу?
(Предлагается набор: вода в стеклянных емкостях, мыло жидкое, зеркало, трубочка; призма трехгранная, хрустальный стакан, фонарик, магнит, воронка)
Дети предлагают свои варианты
Воспитатель: Как вы думаете, получится у нас увидеть искусственную радугу?. Тогда давайте попробуем?
Предлагаются перфокарты для проведения опытов.
В наполненную водой емкость вливаем мыльный раствор. С помощью трубочки дети взбивают мыльную пену. Освещаем фонариком. Что мы видим?
Берем компьютерный диск, направляем на него луч, стараемся отражение направить на лист белой бумаги
Хрустальный стакан на 1\2 заполнен водой. Направляем луч на стакан. Держим стакан над листом бумаги и наблюдаем, как луч света проходит через стакан воды, преломляется и образует радугу на листе бумаги. Перемещаем стакан на разную высоту и под разными углами, чтобы увидеть имеющиеся эффекты.
Перед емкостью с водой и зеркалом поставить лист белой бумаги. Направить луч от фонаря на погруженную в воду часть зеркала. Радуга должна появиться на листе бумаги.
Воспитатель: Ну что же, вот такую радугу мы смогли сегодня увидеть, проделав несложные опыты. Мы поняли, что радугу можно получить и в домашних условиях.
Что обозначает слово «РАДУГА»?
Вам было интересно?
Что нового вы узнали?
Дети рассказывают по мнемотаблице все, что узнали о радуге за время проекта.
Радуга: Ребята! Теперь я больше не грущу. И даже остаться с вами хочу. Поэтому всем вам желаю добра и радости. И хочу подарить подарок.
(Включает проектор «РАДУГА»). Не забывайте меня. Благодаря мне люди витают в радужных облаках, видят радужные сны и часто видят мир в радужном свете.
Воспитатель: Спасибо, Радуга! Ты нас порадовала, но сама-то не изменилась! Мы тебе тоже хотим сделать подарок и вернуть тебе летнюю красоту.
Ознакомление с профессией «Повар». Фотоотчёт Цель: Развивать познавательную активность, интерес к окружающему миру. Виды детской деятельности: Игровая, продуктивная, коммуникативная,.
Что такое радуга? Конспект познавательного занятия для детей старшего дошкольного возраста
Анна Лифанова
Что такое радуга? Конспект познавательного занятия для детей старшего дошкольного возраста
Цель. Развитие аналитико-синтетических способностей ребенка.
• познакомить детей со свойством света превращаться в радужный спектр;
• расширять представления о смешении цветов, составляющих белый цвет.
Материал и оборудование: Презентация с репродукциями картин художников с изображением радуги, литровая миска с водой, бутылочка светлого лака для ногтей.
Ход занятия:
Воспитатель: Послушайте, ребята,стихотворение:
Радуга
Радуга в небе весеннем висела,
Весело с неба на землю смотрела.
Радостно мы улыбались в ответ:
— Радуга – радуга, цвет – пересвет.
Радуга в небе недолго висела,
С неба на землю недолго смотрела:
Что же на память она всем
Голубые … глаза. В. Степанов
Воспитатель: Ребята, посмотрите на репродукции знаменитых художников. Что вы видите на всех этих картинах?
Дети: радугу
Воспитатель: А кто-нибудь знает, что такое радуга и как она появляется?
Дети отвечают, что она появляется после дождя, когда светит солнышко.
Воспитатель: Радуга – одно из красивейших явлений природы.
А вы, ребята, видели когда-нибудь радугу?
Воспитатель выслушивает ответы детей: На коромысло, на дугу, на мост и др.
Воспитатель: Человек еще с древних времен задумывался над природой происхождения радуги и связывал появление на небе разноцветной дуги с множеством поверий и легенд. Одни считали, что радуга – это небесный мост, с которого на землю спускались боги или ангелы, другие говорили, что это дорога между небом и землёй или с ворота в другой потусторонний мир.
На самом же деле, радуга – это атмосферное явление, которое наблюдается при освещении Солнцем множества водяных капелек во время дождя или тумана, или после дождя. Когда солнечные лучики преломляются в каплях воды во время дождя, на небе появляется разноцветная дуга.
А давайте вспомним, сколько цветов имеет радуга и какие?
Дети: 7 цветов, перечисляем цвета,вспоминая известный стишок: «Каждый охотник желает знать, где сидит его фазан».
Воспитатель: Сейчас мы попробуем создать свою радугу
Опыт «Радужная пленка»
Поставить миску с водой на стол, чтобы на нее не падали прямые лучи света. Подержать над миской кисточку из пузырька с лаком, пока капля лака не упадет в воду. Наблюдать за поверхностью воды. Подвигать головой, чтобы посмотреть на воду с разных точек. Что мы увидели?
На разлившемся по воде тонком слое лака видны радужные переливы. Лак образует тонкую пленку на поверхности воды. Когда на поверхность этой пленки падает свет, каждый его луч частично отражается от нее. Другая часть луча достигает нижней поверхности пленки и тоже отражается от нее. Отражения лучей складываются друг с другом, и мы можем видеть переливы радужных тонов.
В небе радуга висит в воздухе «нарисовать» радугу
Детвору веселит. потянуться вверх и помахать кистями рук
С нее, как с горки, опустить руки вниз
Кот, свинья и я. загибать пальцы на руке
Воспитатель: Сейчас мы поиграем с красками. Будем смешивать краски, чтобы нарисовать радугу.
У нас с вами есть только 4 цвета: красный, желтый, синий, белый.
Как же нам нарисовать радугу?
Дети предлагают свои варианты смешения красок.
Я предлагаю каждому нарисовать свою радугу, только не перепутать расположение цветов.
И в конце занятия, мы опять поиграем с мыльными пузырями. Выпустив пузыри, внимательно посмотрите на них. У каждого пузыря есть радужная оболочка, которая также включает все цвета.
Прикреплённые файлы:
Проект «Маленькие исследователи» Педагогический проектТворческое название проекта:«Маленькие исследователи»Тип проекта:практико – ориентированный. Участники проекта:обучающиеся.