Радуга символ чего в психологии
Как появилась радуга, и почему она – символ надежды?
Что никогда не покидает человека в самой отчаянной ситуации? Надежда на то, что положение изменится, что снова выглянет солнце.
Однажды на земле произошло стихийное бедствие, которое никто не мог предугадать – всемирный потоп. Дело в том, что человечество сильно развратилось, и Бог пожалел, что вообще однажды сотворил людей: «И сказал Господь: истреблю с лица земли человеков, которых Я сотворил, ибо Я раскаялся, что создал их. Ной же обрел благодать пред очами Господа. Вот житие Ноя: Ной был человек праведный и непорочный в роде своем; Ной ходил пред Богом» (Быт.6:5-9).
Тогда Бог повелел Ною построить большой корабль и войти в него со своей семьей, а также взять с собой по паре всех животных. Это повеление было выполнено, и вода покрыла всю землю. Ною ничего не оставалось, как надеяться.
И Бог не забыл о Ное: вода с земли сошла, и Ной с семьей ступили на берег. «И сказал Господь в сердце Своем: не буду больше проклинать землю за человека, потому что помышление сердца человеческого — зло от юности его; и не буду больше поражать всего живущего, как Я сделал: впредь во все дни земли сеяние и жатва, холод и зной, лето и зима, день и ночь не прекратятся.…Вот знамение завета, который Я поставляю между Мною и между вами и между всякою душею живою, которая с вами, в роды навсегда: Я полагаю радугу Мою в облаке, чтоб она была знамением завета между Мною и между землею… и не будет более вода потопом на истребление всякой плоти» (Быт.8-9).
Радуга – символ надежды, символ возрождения, символ спасения, символ прощения Богом человечества, печать, гарантирующая продолжение этого мира. А также намек на то, что грядут лучшие времена и более счастливое Царство. В нем, как говорит Библия, радуга окружает престол Всевышнего. Она – первый завет, который Бог заключил с человеком. Завет, знамение которого мы можем видеть и сегодня.
Такие разные радуги
C самого детства каждый улыбается, когда видит радугу. Действительно, сложно смотреть на радугу и не испытывать нечто восхитительное. Что же это такое – радуга?
Каждый охотник желает знать
С научной точки зрения, она – атмосферное оптическое явление, которое наблюдается при освещении солнцем множества водяных капелек во время дождя или тумана, или после дождя в результате преломления солнечных лучей в каплях воды под углом 42 градуса. Солнечные лучи, летящие со скоростью 300 тыс. километров в секунду и встречающие на своем пути Землю, способны творить чудеса, достойные руки художника.
Принято считать, что в радуге присутствует 7 цветов, все их знают с детства. Свет, проходя сквозь капли дождя, как через призму, делится на спектр различных цветов. Но не все оттенки спектра способен видеть человеческий глаз. В древности считали, что радуга состоит из трех цветов. И только в XVII веке, когда наука развилась, ученые смогли выделить весь спектр цветов солнечного света, и мы получили современное законченное понимание о радуге. Кстати, в Китае радугу до сих пор делят на пять цветов, исключая при этом оранжевый и фиолетовый.
Белая и круглая радуги
Но радуги бывают разные. Вы когда-нибудь видели или слышали о белой или круглой радугах? А они бывают. Белая радуга появляется только ночью при лунном свете после дождя, если смотреть под определенным углом преломления света. Это достаточно редкое явление, тем не менее, его можно увидеть. Так же, как и круглую радугу. Вообще-то, радуга всегда бывает в форме круга, но человек способен видеть только половину данной окружности, потому что находится в определенной плоскости на земле. Если подняться на высоту птичьего полета и посмотреть на радугу с высоты, то можно увидеть весь круг радуги.
Перевернутая радуга
Перевернутая радуга – явление довольно редкое. Она появляется при определенных условиях, когда на высоте 7-8 километров тонкой завесой располагаются перистые облака, состоящие из ледяных кристалликов. Солнечный свет, падая под определенным углом на эти кристаллы, разлагается на спектр и отражается в атмосферу. Цвет в перевернутой радуге располагается в обратном порядке: сверху находится фиолетовый, а снизу – красный.
Огненная радуга
Огненная радуга – редкое оптическое атмосферное явление. Она появляется, когда солнечный свет проходит сквозь перистые облака под углом 58 градусов над горизонтом. Еще одно необходимое условие возникновения огненной радуги — шестиугольные кристаллы льда, имеющие форму листа, их грани должны быть параллельными земле. Солнечные лучи, проходя сквозь вертикальные грани ледяного кристалла, преломляются и зажигают огненную радугу.
Персональная радуга
Каждый из нас видит свою собственную, персональную радугу. Когда вы смотрите на радугу, то видите свет, преломленный от одних капель дождя, а человек, стоящий рядом с вами, смотрит на ту же радугу, но видит свет, отраженный от других капель дождя. Кроме того, каждый видит цвета по-разному в зависимости от света. Так же происходит и в жизни: каждый человек смотрит на проблему по-разному и решает эту проблему также по-разному.
Какова бы ни была радуга: обычная, круглая, огненная, перевернутая, двойная или тройная – она в любом своем случае несет надежду на будущее. Как для Ноя много лет назад радуга явилась началом новой жизни (эту историю можно прочесть в Библии, в книге Бытие с 6 главы), так и для нас пусть радуга всегда будет напоминанием о том, что Бог нас не оставит и не покинет, что впереди – лучшее.
Радуга
Сложный (водный и солнечный) символ.
Её упирающиеся в землю концы, указывают на места хорошего урожай или клад.
Во всех традициях — средство сообщения (встречи) Неба и Земли.
Во многих традициях — дорога в рай; мост или границу мира и рая, сверхъестественным и естественным мирами.
В ряде ранних культур — символ загробного мира.
Как правило служит (считается) предзнаменованием счастливых событий. Хорошее предзнаменование (как и в метеорологии).
Чаще, — позитивный символ.
Во многих культурах — символ божественных проявлений доброжелательного характера.
Измененные состояния сознания
Ассоциируется с небесной змеёй (т.ж. может быть мостом между мирами). (Африка, Индия, Азия, среди североамериканских индейцев) При этом ее сила могла быть и отрицательной (Отсюда, возможно, распространенное в Африке и Азии суеверие, что небезопасно показывать на радугу — это может повлечь непредсказуемые последствия).
В традиционной символике французов, африканцев, индийцев и американских индейцев радуга — змея, утоляющая жажду в море.
При прохождении белого света через призму лучи преломляются под разными углами, в зависимости от длины волн, и мы можем наблюдать световой спектр, или радугу. В восприятии человека радуга представляет собой плавно перетекающие друг в друга полосы семи основных цветов. Люди разных национальностей по-разному определяют цвета радуги. Скажем, в сознании жителей Западной Европы, в отличие от русского национального сознания, отсутствует голубой цвет (в качестве одного из основных, разумеется; он воспринимается просто как оттенок синего), зато присутствует цвет индиго, который для русских никак не может претендовать на право стоять в одном ряду с красным, оранжевым, желтым, зеленым, голубым, синими и фиолетовым цветами, составляющими «русскую национальную радугу».
Содержание
В некоторых районах связана с небесной змеёй — стражем сокровищ или же охватывает кольцом Землю.
В центральноафриканских мифах Нконголо, Король Радуги, — жестокий тиран.
Воплощение Ириды, крылатой вестницы богов (обычно, Зевса и Геры).
Памятный знак для людей, запечатленный Зевсом на облаках.
Иногда изображается на нагруднике Агамемнона в виде трех змей.
Находясь посредине между небом и землей, радуга — это мост из света, облегчающий переход от чувственного к сверхъестественному миру: семицветная радуга, по которой Будда сошел на землю, перевязь Ириды у греков…
Трехцветный мост Бифрёст.
Раннеисторические кельтские золотые монеты назывались «радужные блюдечки».
В европе часто ассоциируется с грядущим богатством, нахождением сокровища (где она касается земли).
Фольклорный «горшок золота».
Древние представления: двухголовая змея сосущая воду из Северного моря и изрыгающей её в Южное.
Небесное явление, получающее в народной традиции мифологическое истолкование. В славянских языках радуга имеет множество названий, нередко отражающих народные представления и верования о радуге: дуга, райская дуга, райдуга, веселка, веселуха, Божий лук, пояс, Божий пояс, бабин пояс, Богородичин пояс, золотой мосток, коромысло, краса, красуля и т. д.
Широко распространено верование, что радуга предвещает конец дождя и ясную погоду, откуда диалектные названия ясна, ясновка, ясница и т. п. Но изредка встречаются и противоположные представления, что радуга к дождю (Польша). В Вологодском крае учитывали и форму дуги: крутая дуга — к вёдру, а пологая — к продолжительному дождю. В Черногории считали, что если радуга появилась на востоке, она предвещает хорошую погоду, а если на западе — дождь. Видеть радугу — к добру.
У всех славян существует верование в то, что радуга набирает, высасывает, «пьет» воду из озера, моря, реки или колодца, подобно змею. Поэтому ее часто называют «змей» или «смок». В Новгородской губ. «радугу называют змеей: она, опустив жало свое в воду, набирает в себя воду, а после выпущает, отчего и бывает дождь; на концах радуги повешено по котелку с древними золотыми монетами» (рукописное сочинение 1878 г.).
Иван Франко писал, что «народ представляет себе радугу как некое существо, выпивающее воду из каких-то источников, прудов и т. п., а иногда с водою она выпивает лягушек и рыб, которые позже при больших грозах падают с неба далеко от того места, где они были высосаны в воздух». На Западной Украине существует представление, что радуга может всосать в себя и выбросить на другой конец своей дуги человека. Поэтому радуга вызывает суеверный страх, к ней опасаются подходить. У хорватов известно проклятие: «Пусть тебя радуга всосет!» Сербы считают, что радуга охотнее всего пьет воду у водяных мельниц и потому около них нельзя купаться. В Закарпатье из страха перед радугой запрещают указывать на нее пальцем.
Сербы, македонцы, болгары и западные украинцы верят, что прошедший под радугой изменяет свой пол. В западной Болгарии говорили, что если кто-то хочет изменить свой пол, он должен пойти во время дождя на реку и там, где радуга «пьет воду», на том же месте должен пить, и тогда он превратится из мужчины в женщину и из женщины в мужчину. Это свойство радуги может быть использовано для того, чтобы магически переменить пол будущего ребенка: если женщина, у которой рождались только девочки, пойдет напиться воды на том месте, где «пьет» радуга, то после этого у нее будут рождаться мальчики (там же).
Радуга является символом урожая, плодородия, изобилия, ср. белорусское название богатка. По мнению болгарских крестьян, когда радуга долго не появляется на небе, следует ожидать неурожая, засухи и голода; отсутствие радуги означает, что «дядо Господ сердится на людей». Болгары и сербы гадали по радуге об ожидаемом урожае, причем разные цвета радуги обозначали разные культуры. Хорваты говорят: «Белое означает хлеб, красное — вино, зеленое — жито и пшеницу», или: «Синяя полоса — это капуста, овощи, желтая — растительное масло, красная — вино; какая полоса шире — того и уродится больше»; ср. южнославянское название радуги вино-жито. Болгары считают, что зеленый цвет— это трава, желтый — просо, красный — вино, а оранжевый — жито.
В восточной Сербии двойную радугу (обращенную концами к земле и к небу) называют «близнец» и считают, что по яркости и широте полос дуги, обращенной к земле, можно предсказать урожай на земле, а по дуге, обращенной к небу,— урожай на «том свете».
С библейскими представлениями о всемирном потопе (Бытие, IX, 8-17) связано восприятие радуги как божественного знака благополучия и благодати. Ср. рус. архангельское «божья дуга, знаменье господне», карпат. «божий знак», укр. «знамене», «святка» и др. На основе ветхозаветного текста и апокрифов возникли народные предания о радуге, например запад-ноболгарское: «Бог сказал Еве — пока существует радуга, люди будут плодиться, а как только она исчезнет, наступит второе пришествие».
В Болгарии известно также представление о том, что радуга — это «пояс Господа, который он полощет во время дождя или сушит после дождя». Вместе с тем радуга называют и «поясом самовил» (см. Вила). У сербов и хорватов говорят, что Бог с помощью радуги показывает женщинам, как надо ткать и какие цвета употреблять.
Ленты цветов радуги помогали в шаманских обрядах в путешествии на небо, но фольклор предупреждал об опасности прикосновения к радуге и о головокружении при взгляде на нее.
Возвещает о нарушении вселенской гармонии.
Знак объединения инь и ян, союз Неба и Земли.
Иногда — знак «внебрачного разврата».
Небесный дракон. Часто представлялась в виде двухголовой змеи.
Считалось непочтительным указывать на нее пальцем.
В Древнем Перу (государстве инков) связывалась со священным Солнцем, и «правители инков носили ее изображение на своих гербах и эмблемах» (Гарсиласо де ла Вега, 1539—1616).
Отождествляется с лестницей, по которой можно подняться в иной мир.
В мифах северных и юго-восточных племен Австралии наряду с тотемными предками есть и более обобщенные и, по-видимому, развившиеся позднее образы «надтотемных» мифических героев.
Мать и отец могут принадлежать к различным, иногда сразу к нескольким тотемам (каждая часть их тела может иметь свой тотем) и, соответственно, являться общими предками (то есть носителями и первоисточниками душ) различных групп, людей, животных, растений.
В мифах фигурируют обычно не одна, а несколько «матерей», иногда две сестры или мать с дочерью. Эти сказания и соответствующий им ритуал связываются с одной из «половин» (фратрий) племени, что допускает и предположение о частичном генезисе образов матерей из представлений о фратриальных прародительницах.
Сестры Ваувалук (так их называют юленгоры и некоторые другие племена) представляют собой своеобразный вариант тех же матерей-прародительниц, воплощающих плодородие. В образе змея-радуги, широко известном на большей части территории Австралии, объединяются представления о духе воды, змее-чудовище (зародыш представления о «драконе»), магическом кристалле (в нем отражается радужный спектр), употребляемом колдунами. Проглатывание и выплевывание змеем людей связано (как и у других народов) с обрядом инициации (символика временной смерти, обновления). Р. М. Берндт находит в проглатывании змеем сестер также эротическую символику, связанную с магией плодородия.
В некоторых мифах змей-радуга сопровождает большую мать в ее странствиях. У муринбата радужный змей под именем Кунмангур сам выступает предком, отцом отца одной и отцом матери другой «половины» племени. Он делает всех людей и продолжает следить за ними. Сын Кунмангура насилует своих сестер, а затем смертельно ранит отца. Кунмангур странствует в поисках тихого места, где бы он мог исцелиться. В отчаянии он собирает весь огонь, принадлежавший людям, и, бросая в море, тушит его. Другой мифический персонаж вновь добывает огонь (идея обновления). Мифы о радужном змее и матерях-прародительницах тесно связаны со сложной обрядовой мистерией, устраиваемой до начала дождливого сезона в честь матери-земли Кунапипи, воплощающей плодородие.
Эмблема Кахукары, бога войны у новозеландских маори.
Лук (дуга) Индры, символи небесной активности. Поклон (. ) бога-героя Индры.
Семицветная лестница Будды.
Высшее состояние, достижимое в царстве сансары.
В тибетском тантрическом буддизме «радужное тело» или «тело радуги» — предпоследнее переходное состояние медитации, в котором материальное бытие начинает преобразовываться в чистый свет (высшее йогическое состояние, достижимое в царстве сансары).
Находясь посредине между небом и землей, радуга — это мост из света, облегчающий переход от чувственного к сверхъестественному миру: семицветная радуга, по которой Будда сошел на землю, перевязь Ириды у греков…
Четыре цвета радуги (красный, желтый, зеленый и синий) — отражения божественных качеств. Соответствуют четырем элементам.
Символ единства, атрибут Троицы (трёхполосная).
В связи с потопом (Быт 9:11-16):
Символ прощения Богом (примирения с жизнью на земле) человечества
Знак союза Бога с Ноем и обещании, что ни его, ни потомков никогда более не уничтожит потоп.
«Я полагаю радугу Мою в облаке, чтоб она была знамением вечного завета между Мною и между землею» (Бытие, 9:13).
В искусстве служит троном Господним, а в сцене Страшного Суда — Христа-Судьи (Иногда изображается сидящим на вершине радуги). (Всемирный судья; Трон Суда).
«…И вот, престол стоял на небе, и на престоле был Сидящий; и Сей Сидящий видом был подобен яспису и сардису; и радуга вокруг престола…» (Откр. 4:2—3).
Атрибут Девы Марии, примиряющий небо и землю.
В средневековье три главных цвета радуги толкуются как образы всемирного потопа (синий), мирового пожара (красный) и новой земли (зеленый), например у Готтфрида из Витербо (ок. 1125—1192), а семь цветов — как образы семи таинств и семи даров Святого Духа.
Христос, «защитивший нас от духовного потопа» (Данте).
Боярышник, над которым висит радуга.
«Представляет собой иносказательное изображение Завета Божьего Во Облаке. Символ того, что Бог верен своему обещанию не насылать на человечество новых бед и хранить неиссякаемое, бесконечное милосердие и любовь к людям, подобно радуге, которая никогда не появляется без дождя.» [EMSI 40-1,с.275]
Символ утешения. Хотя печаль и удручает нашу голову, Мы все же обретем утешение. Ибо Господь обещал свое благословение тем, Кто грустит и печалится. Символ означает утешение для тех, кого окружают мрачные тучи. Лучшие времена обязательно настанут. Нет ни беспокойства, ни печали, ни неудач, Есть облегчение, или некоторое восстановление. [EMSI 22-12,с.197]
От бога к правам человека: как менялся образ радуги в мировой культуре
Последнюю неделю в центре российских новостей внезапно оказалась радуга. Но нет, жизнь радужней не стала. Сначала кого-то оскорбил радужный флаг на здании посольства США в Москве. Затем бывший депутат и член Генсовета «Единой России», а ныне глава Союза женщин России Екатерина Лахова призвала бойкотировать любое изображение радуги, как «косвенную пропаганду» ЛГБТ. Из разразившегося резонанса стало очевидно, что у части нашего общества искажено восприятие метеорологического феномена ярких цветов. Шеф-редактор «Вашего досуга» Inner Emigrant не видит в происходящем ничего удивительного — в мировой культуре радуга столетиями меняла свое значение и вызывала споры.
Споры вокруг радуги совсем не новы. Феноменальное природное явление столетиями ставило человечество в тупик. Великие мыслители даже долгое время не могли определиться с тем, сколько в радуге цветов. Гомер писал, что всего один — пурпурный. Вергилий и Овидий видели тысячу. Аристотель насчитал три: красный, зеленый и пурпурный. Мильтон тоже три. А вот романтик Шелли — миллион. В зависимости от взглядов и ценностей смотрящего радуга всегда выглядела очень по-разному.
РАДУГА КАК МОСТ
В германо-скандинавской мифологии радугу считали пылающим радужным мостом, называемым Биврёст, который соединяет мир людей (Мидгард) с миром богов (Асгард). Красная полоса радуги — вечный огонь, который безвреден для богов, но сожжёт любого смертного, который попытается подняться по мосту. Правда, Биврёст могут использовать еще и герои, погибшие в бою. Идея, что радужный мост в рай может быть достигнут только добрыми или добродетельными, такими как воины и члены королевских семей, часто повторяется в мировых мифах.
РАДУГА КАК ПОСЛАННИК
В греческой мифологии Ирида — богиня радуги, весница богов, связывающая их с человечеством. Сообщения Ириды часто касались войны и возмездия. У поэтов она иногда является прислужницей Геры и исполнительницей её поручений, подобно тому как Гермес играет такую же роль при Зевсе. Изображается Ирида чаще всего летящей, с распростёртыми большими крыльями, с кадуцеем или чашей в руке. Иногда радугу считали шлейфом и путем Ирирды. В легендах коренных народов Гавайев радуга также фигурирует как богиня-посланница своих братьев, богов Тане и Каналоа.
РАДУГА КАК БОЖИЙ ЛУК И ПОЯС
РАДУГА КАК МИФИЧЕСКИЙ ЗМЕЙ
РАДУГА КАК ТЕЛЕПОРТ И ИСТОЧНИК КЛАДА
На Западной Украине существует представление, что радуга может всосать в себя и выбросить на другой конец своей дуги человека. Поэтому радуга вызывает суеверный страх, к ней опасаются подходить. У хорватов известно проклятие: «Пусть тебя радуга всосет!». В Закарпатье из страха перед радугой запрещают указывать на нее пальцем.
РАДУГА КАК ВОЗМОЖНОСТЬ СМЕНИТЬ ПОЛ
Сербы, македонцы, болгары и западные украинцы верят, что прошедший под радугой изменяет свой пол. В западной Болгарии верили, что «если кто-то хочет изменить свой пол, он должен пойти во время дождя на реку и там, где радуга «пьет воду», на том же месте должен пить, и тогда он превратится из мужчины в женщину и из женщины в мужчину». Это свойство радуги может быть использовано для того, чтобы магически переменить пол будущего ребенка. «Если женщина, у которой рождались только девочки, пойдет напиться воды на том месте, где «пьет» радуга, то после этого у нее будут рождаться мальчики».
РАДУГА КАК СИМВОЛ ПРОЩЕНИЯ
В иудейской и христианской традициях радуга считается знаком примирения Бога с жизнью на земле после Потопа: «Я полагаю радугу Мою в облаке, чтоб она была знамением вечного завета между Мною и между землею» (Бытие, 9:13). В западном искусстве Христос изображается иногда в образе Судьи, сидящего на вершине радуги. Она также встречается как атрибут Девы Марии и Троицы (трехполосная радуга).
Классический пример — «Пейзаж с жертвоприношением Ноя» (1815) Антона Йозефа Коха. Художника слегка побросало между классицизмом и реализмом, поэтому радуга у него тоже играет две роли. Во-первых, свою основную роль в христианском сюжете — радуга как символ примирения бога и человечества. Во-вторых, роль романтическую: на первом плане картины разворачивается большая человеческая драма, на заднем — спокойная, безмятежная и вечная природа. У этих двух ипостасей есть нечто общее — и там, и там радуга олицетворяет мир и надежду.
Похожий сюжет есть у британца Даниэля Маклиза, но его «Жертвоприношение Ноя» (1847) куда более аллегорично: в небе поют ангелы, животные выходят из Ковчега, застрявшего на горе Арарат. Радуга очень явно связывает небо и землю: их элементальная война наконец закончилась, они снова в гармонии.
РАДУГА КАК СИМВОЛ НАДЕЖДЫ
Живописцы часто использовали радугу на контрасте с изображением катастроф и кораблекрушений. Например, Уильям Тернер прославился как автор многих морских кораблекрушений и многих радуг. В его «Затонувшем буе» (1849) радуга занимает главенствующую роль, хотя обычно на изображениях кораблекрушений взгляд сначала цепляется за катастрофу, а уже потом — за радугу как обещание надежды и спасения. У Тёрнера наоборот: мы сначала видим радугу, а потом — буй, который должен предупреждать корабли о затонувших в воде обломках. В такой композиции кажется, что буй предупреждает в первую очередь зрителя об опасности обманчивых надежд и обещаний спасения (будь то духовных или мирских), которые радуга репрезентует.
Тернер делает интересную вещь: он разрушает власть символа и показывает, как он работает. Не бог вложил в это природное явление сообщения для человека; это человек придал природному явлению определенный смысл и теперь всегда видит и ищет в нём этот смысл. Радуга Тернера напоминает о сложных отношениях человека и природы, которую он не всегда до конца понимает.
РАДУГА КАК ПРОСТО КРАСИВОЕ ЯВЛЕНИЕ ПРИРОДЫ
Постепенно накапливая больше знаний в области физики, человечество перестало приписывать метеорологическому явлению и оптическому феномену религиозные и мифические свойства и определения. Радугу стали воспринимать просто как эффектное явление природы, которым человеческий глаз может любоваться.
Так Рубенс не сильно перегружает радугу сакральным смыслом. Его «Пейзаж с радугой» (1636) — просто отрада для усталых глаз. Художник изобразил пейзаж недалеко от своего дома, в котором планировал провести старость. Картина так и дышит мирной сельской жизнью, идиллией, спокойствием и благостью. Можно вбросить сюда религиозные мотивы, но любые дополнительные коннотации только разрушат атмосферу. Эту работу Рубенс писал не за деньги и не для славы. Он создал ее для собственного удовольствия.
РАДУГА КАК ИГРА ЦВЕТА И СВЕТА
Постепенно живописцев начали все меньше занимать мифы, легенды, суеверия и небылицы. Радугу вовсе перестали рассматривать как нечто романтическое и несущее дополнительное значение. Скорее ее изображение стало вызовом для художников — как передать эфемерность, преломление световых лучей и буйство цветов и красок;
Основателя неоимпрессинизма Жоржа Сёра интересовало, можно ли запечатлеть на полотне полное отсутствие времени и какой-либо определенности, а только бесконечную, почти абстрактную гармонию, чтобы она прямо-таки выливалась из рамы на зрителя. Создать определенное настроение могла помочь работа с цветом и светом — а на чём экспериментировать, если не на радуге, символе гармонии, сочетающей в себе и идею света, и глубину цвета?
Изображение радуги в живописи сталкивается с очевидной проблемой: она должна быть прозрачной, мерцающей, чтобы напоминать настоящую, но как это сделать с помощью кисти и красок?
Хороший вариант получился у пионера индустриальных пейзажей Джозефа Райта, мастера света и тени. В его «Пейзаже с радугой» (1794) радуга действительно почти эфемерна, и окружающий лес подсвечен ее интереснее.
Картина экспрессиониста Пауля Клее «С радугой» изображает прямые линии и блоки сплошного цвета, контрастирующие с полным синим кругом и полукругом радуги. Как теоретика цвета, радуга очаровала Клее тем, что отображает множество цветов одновременно.
Абстракционист Василий Кандинский также был пленен радугой. Он изображал ее как буквальное природное явление — например, на картине «Радуга в Мунрау» (1909), так и использовал в своих абстрактных композициях в качестве одного из цветографических элементов.
РАДУГА КАК СИМВОЛ РАЗНООБРАЗИЯ И РАЗЛИЧИЙ
С формированием общества потребления многие бренды стали использовать радугу в своих логотипах и рекламных кампаниях. Не столько как радостный и умиротворяющий образ, сколько как символ единения различий в природе. В радуге несколько цветов не конкурируют друг с другом, каждый — важен и значим, каждый — часть природы и имеет равные права. Ничего удивительного, что именно образ радуги стал в арт-активизме использоваться ЛГБТ-активистами.
Первоначально, в 1970-х годах основной айдентикой ЛГБТ-движения был розовый треугольник. Такой знак нацисты прикрепляли к одежде гомосексуалов как своего рода клеймо. Активисты приняли сильное художественное решение — носить отметину, которой клеймили с позором, с гордостью, меняя к ней отношение. Использование розового треугольника было реапроприацией символики насилия и переосмыслением её в терминах борьбы. Однако с такой историей символ розового треугольника не сильно мотивировал испытывать радость и гордость.
Поэтому художник Гилберт Бейкер придумал другой символ — флаг, состоящий из цветов радуги. У каждого цвета был свой смысл, что передавало идею разнообразия в сообществе: глубокий розовый — сексуальность, красный — жизнь, оранжевый — выздоровление, желтый — солнце, зеленый — природа, бирюзовый — искусство, индиго — гармония и фиолетовый — духовность. Впервые флаг появился на гей-прайде в Сан-Франциско в 1978 году — это был важный прайд, потому что всего за несколько месяцев до этого на крупный политический пост впервые в истории американской политики избрали открытого гомосексуала Харви Милка.
В изначальной версии флага было восемь цветов, а в той, которая используется сейчас, всего шесть: исчез розовый, а бирюзовый и индиго слились в один — голубой. Идеологических причин потери части цветов не было: после убийства Милка флаги поставили на потоковое производство, а фабричной агрессивно-розовой ткани просто не было. Так осталось только 7 цветов. А в 1979 году на прайде в Сан-Франциско флаг решили разбить на два, чтобы украсить две стороны улицы, по которой шли участники — семь цветов превратились в удобные четные шесть.
ОТ БОЖЕСТВЕННОГО К СОЦИАЛЬНОМУ
Отношение человечества к радуге менялось почти так же, как и само человечество. Сначала явлению, природу которого не хватало знаний объяснить, приписывали мифические, суеверные и религиозные свойства. Постепенно, с накоплением знаний о законах физики и окружающем мире радуга стала романтизироваться. С усталостью от романтизации ее вовсе лишили каких-либо коннотаций и стали относиться к ней исключительно как абстрактному сочетанию цветов. А с развитием арт-активизма и обращения глобального внимания на защиту прав человека из нее сделали логотип — утилитарный символ-метафору важности разнообразия и уважения к различиям.