Раджадхираджа йога что это
Раджадхираджа йога: древнейшая традиций йоги и ее особенности
«Раджадхираджа» с санскрита переводится как «царь царей». «Царь» подразумевает под собой человеческий разум, а «царь царей» – атман, т.е. душу. Раджадхираджа йога представляет из себя систему практик, целью которой является преодоление тождественности и обособленности между телом и разумом и осознанием себя как души.
Махараши Аштавакра систематизировал Раджадхираджу йогу около 4000 лет назад, как комплекс множества практик, а не секту. Подробно она описана в его книге «Аштавакра Самгита». Также она упоминается в трактатах (в «Куларнава Тантра» и «Шива Самгита»). В XX веке великий йог Шри Шри Анандамурти (Шри Прабхат Ранджан Саркар при рождении) восстановил древние практики, адаптировав их под особенности современного человека.
Особенности
Шавасана между каждой асаной
Раджадхираджа йоге присуще некоторые компоненты из Хатха, Кундалини, Дхъяна, Карма, Гьяна и Бхакти йоги. Обучение бесплатно проводят монахи или (по-другому ачарьи-санньясины) со специальной подготовкой и большим опытом медитации. Исходя из физических и психических характеристик человека, они предписывают каждому ученику индивидуальный комплекс асан, помогающий взять под контроль проблемные тенденции ума.
Асаны в Раджадхираджа йоге выполняются немного по-другому, чем в классических вида йоги:
Легендарный курс по медитации без оплаты
Рекомендуем! Самый популярный курс по медитации для начинающих на русском языке. Более 100 тыс человек уже научились медитировать. Попробуйте сами. Подробнее.
Польза
Медитация – одна из главных практик в в Раджахираджа йоге
Благодаря асанам, йогическим танцам (тандава, каошики), голоданию в дни Экадаши, правильному питанию (лакто-вегетарианство), здоровье становится богатырским. Человек очень редко болеет, а если и болеет, то выздоравливает намного быстрее. Разные формы медитации благоприятно влияют на психику человека, развивают разные слои ума, уравновешивают эмоциональное состояние, обостряют интеллект и интуицию. Эта ступенчатая форма практик способствует духовному возвышению и раскрытию потенциала человека.
Полезные видео
Посмотрите это видео, они могут быть вам интересны:
Для кого?
В традиции Раджадхираджа йоги присутствуют практики, которые можно выполнять пятилетним детям. Полноценно практиковать следует с 12 лет. В случае необходимости, ачарьи предписывают более лёгкие методы выполнения техник.
Раджа йога: эволюция через служение
В современном мире под словом «йога» чаще всего понимается так называемая хатха-йога, то есть методики по работе с физическим телом: асаны, пранаямы, реже — шаткармы, мантры и другие практики. И чаще всего на работе со своим физическим телом вся йога и заканчивается. Но на самом деле подготовка физического тела — это только начальная ступень йоги, так сказать, предисловие, закладывание фундамента. А цель йоги совсем не похудение, здоровый позвоночник или состояние блаженства, которое можно почувствовать после хорошей практики пранаямы.
Говоря о конечной цели йоги, стоит рассмотреть такое понятие, как раджа-йога. Что такое раджа-йога? В переводе с санскрита означает ‘царская йога’. Почему же царская? Может быть, потому, что она доступна только царям, а не простым смертным? Вовсе нет. Дело в том, что раджа-йога предусматривает работу со своим умом. А ум, можно сказать, является главным движущим механизмом нашей личности, а всё остальное — тело и психика — уже подчиняются ему. Раджа-йога названа так потому, что позволяет обрести полный контроль над своим умом, а значит, и над своей личностью. И в целом — над своей жизнью.
Таким образом, главным инструментом раджа-йоги является дхьяна — высшая форма медитации. В среде йогов широко распространено заблуждение, что эта самая дхьяна, собственно, и является целью раджа-йоги. Но тут важно разделять такие понятия, как «инструмент» и «цель». Это тоже самое, что и с хатха-йогой, — если человек воспринимает здоровье тела как самоцель, то его путь в йоге приведёт в никуда. Ставить здоровье как высшую цель (даже хатха-йоги) — это большая ошибка, поскольку такая практика приведёт к тому, что всё своё время человек будет тратить на поддержание своего здоровья в идеальном состоянии, а жизнь тем временем пройдёт мимо. Поэтому здоровое тело — это лишь инструмент для эффективной жизни.
Та же самая ситуация и с раджа-йогой. Дхьяна — это лишь инструмент для совершенствования своей личности. Представьте себе ремень для правки опасной бритвы. Так вот ремень — это наша практика медитации, с помощью неё мы совершенствуем и оттачиваем наш беспокойный ум. Бритва — это сам наш ум, который в процессе «правки» с каждым днём становится ещё более совершенным. А теперь подумайте — является ли процесс заточки бритвы самоцелью? Никому не придёт в голову изо дня в день затачивать бритву и убирать её на полку, любуясь её совершенной остротой. Бритву затачивают для того, чтобы её использовать. То же самое и с нашим умом — мы совершенствуем его с помощью практики медитации не для того, чтобы пребывать в безмятежном блаженстве и наслаждаться спокойствием своего ума. Это то же самое, что наточить бритву, положить перед собой и наслаждаться её блеском.
Раджа йога: что даёт практика и какова её цель
Итак, мы подошли к самому главному вопросу: какова же цель раджа-йоги. Если спокойствие ума, как выяснилось, не является самоцелью раджа-йоги, то в какую сторону путнику, двигающемуся по этому пути, следует обратить свои стопы?
Традиционное определение раджа-йоги и её цели как «yogas citta vritti nirodhah» (‘йога — это прекращение беспокойства ума’) — это, конечно, красиво звучит, но самоцелью быть не может. Представьте себе человека, который находится в глубоком коматозном состоянии — спокойствие ума просто идеальное. Однако является ли такой человек йогом? Вопрос риторический. Таким образом, конечная цель раджа-йоги — это служение. В современном обществе слово «служение» вызывает, как правило, негативные ассоциации и является чем-то вроде синонима слова «рабство» или чего-либо подобного. На самом деле, служение — это высшая цель не только йоги, но и вообще жизни человека. Служить людям и миру — это означает исполнять своё предназначение на земле или, говоря терминами йоги, свою дхарму.
Важно понимать, что не всякая деятельность есть адекватная форма служения. В современном мире всё настолько перевёрнуто с ног на голову, что общепринятое понятие добра вполне может обернуться злом. В современном обществе практически не существует деятельности, которая не причиняла бы вред либо людям, либо животным, либо, как минимум, окружающей среде. Почти вся человеческая деятельность направлена на производство товаров и услуг и наращивание объёмов их потребления. Говорить о том, что таким образом осуществляется служение, не приходится. Какая же наиболее адекватная форма служения?
Самая благостная форма служения — это распространение знаний. Удовлетворение любых желаний, так или иначе, в конечном итоге приводит человека к страданиям. И лишь стремление к освобождению от всего, что нас ограничивает, стремление к Истине, к знаниям — это то, что нас освобождает. Поэтому лучшее, что мы можем сделать для этого мира, — это распространять знания. Есть старая поговорка о том, что нет смысла кормить человека рыбой, лучше дать ему удочку. Не стоит буквально воспринимать эту пословицу (всё-таки рекомендуется соблюдать ахимсу и оставить несчастную рыбу в покое), здесь речь идёт о том, что нет смысла устранять страдания людей — нужно устранять причины этих страданий.
К примеру, вы видите, что у человека проблемы со здоровьем. И можно, конечно, ему посоветовать пару асан или какую-нибудь другую методику для того, чтобы устранить эти проблемы. Но какой в этом смысл? Любая болезнь, проявленная на физическом уровне, имеет свою причину в уме человека, в его мировоззрении, в отношении к миру, в поступках и так далее. Поэтому нет смысла устранять само страдание, гораздо разумнее устранить его причину. Потому что если не убрать причину, а только последствия, то болезнь у человека, может быть, и пройдёт. Если он не устранил ту негативную тенденцию своего ума, которая вызвала этот недуг, болезнь вернётся, а то и ещё хуже — она придёт в более тяжёлой форме, или произойдёт какая-то неприятная жизненная ситуация. Потому что если человек «не понимает по-хорошему», Вселенная начинает воспитывать его более жёстко. И в данном случае вы окажете человеку «медвежью услугу», помогая ему устранить проблему только на физическом уровне. Потому что болезнь была уроком, и если он не пройден, то такое исцеление не будет благом. И лучшее, что мы можем сделать в данной ситуации, — это указать человеку на причину его страданий. К сожалению, часто люди не готовы слышать. Но это уже проявление их кармы. Указать человеку на причину его страданий и дать совет, который поможет эту причину устранить, — это и есть самая благостная форма служения.
Итак, лучшая форма служения — распространение знаний. О каких знаниях идёт речь? Речь идёт о тех знаниях, которые ведут человека к освобождению от страданий и причин страданий. Поделиться любопытными фактами о физике, химии и молекулярной биологии — это, конечно, очень здорово, но вряд ли поможет человеку изменить свою жизнь к лучшему и вообще, вряд ли применимо в реальной жизни, за крайне редким исключением.
Поэтому знания, которые необходимо распространять, — это знания о йоге, самосовершенствовании, здравомыслии, здравом образе жизни и так далее. Подумайте сами — объективно говоря, йога меняет жизнь к лучшему. Если, конечно, это йога в адекватной её форме, а не направленная на то, чтобы более эффективно прожигать жизнь. Вы и сами можете убедиться, как йога позволяет изменить качество жизни и устранить многие страдания. И если убедились в этом на личном опыте, почему бы не поделиться этими знаниями с другими? Это и будет самое адекватное служение.
Один из лучших способов распространять знания — это стать преподавателем йоги. Это позволит не искать способы распространения знаний и людей, которым на самом деле это нужно. Зачастую бывает так, что человек, вдохновлённый успехами в йоге, пытается «всех догнать и всем причинить добро». Он начинает навязывать всем свою истину, думая, что реально помогает людям. На самом деле, эффект часто бывает обратный — люди начинают думать, что человек тронулся умом или попал в секту, и в итоге начинают испытывать только отвращение к йоге и различным философским концепциям, которые человек пытается людям навязать. И чтобы такого не произошло, если уж есть стремление распространять знания, лучше стать преподавателем йоги. Это позволит не навязывать свои знания тем, кому это не нужно, а работать непосредственно с людьми, которые сами пришли за знаниями. И это будет высшая форма служения.
В раджа-йоге порой существует такая интерпретация служения, как служение Богу, высшим силам, Абсолюту или каким-то конкретным богам. И часто всё заканчивается воспеванием имён Бога, мантрами, песнями, какими-то странными ритуалами, круглосуточным поеданием прасада и тому подобными странными, мягко говоря, вещами. Как показывают наблюдения, никакой практической пользы ни для самого человека, ни для окружающего мира от такой формы служения нет. Если же говорить о служении Богу, то многие религии твердят о том, что каждое живое существо — есть проявление Бога. И уметь видеть Божественное в каждом — это высшее мастерство. И служение Богу — это, в первую очередь, служение людям. Стремление пробудить в каждом человеке его божественное начало — это и есть высшая форма служения Богу.
Каждый, приходя в этот мир, имеет своё предназначение. Никто не рождается просто так или для того, чтобы посвятить жизнь развлечениям. У каждого из нас есть свои кармические связи и даже кармические ученики, которых только мы сможем «пробудить». Поэтому реализовать своё предназначение и превратить его в настоящее служение, которое будет менять мир к лучшему, — это есть высшая цель раджа-йоги. А работа со своим умом и его совершенствование — лишь инструмент для взращивания в себе главных качеств: сострадания ко всем живым существам и мудрости, которые позволят нам служить этому миру максимально эффективно. И если постигнуто это, то всё остальное из этого следует. Именно к этому нас должен привести Путь раджа-йоги.
Раджадхираджа-йога
«Раджадхираджа» в переводе с санскрита означает «царь царей». В человеческом организме разум считается царём, а душа (атман) – царём царей. Таким образом, раджадхираджа-йога – это система практик, которая нацелена на то, чтобы духовный искатель мог преодолеть свою тождественность с телом или разумом, чертами характера или эмоциями и мог осознать себя душой.
Раджадхираджа-йога возникла около 2000 лет назад и впитала в себя лучшие части тантра-йоги. Её создателем был Махариши Аштавакра, который описал её в своей книге «Аштавакра Самгита». Упоминания об этом направлении йоги можно встретить в таких трактатах как «Куларнава Тантра» и «Шива Самгита». Выдающийся мастер йоги XX века Шри Шри Анандамурти возродил древние практики, дополнив их и приспособив для современного человека.
Особенности
Согласно традиции в раджадхираджа-йоге медитации обучают ачарьи-санньясины (монахи), прошедшие специальную подготовку и имеющие большой опыт медитации. Кроме того, они дают ученикам индивидуальный комплекс асан, в зависимости от физических и психических особенностей ученика. Платы за обучение не взимается.
Техника выполнения асан в системе раджадхираджа-йоги имеет следующие особенности:
Эффект
Для духовного развития необходимо здоровое тело, сбалансированные эмоции и сильная нервная система. Асаны, йогические танцы, правильное питание и голодание служат развитию на физическом уровне. Ступенчатая система уроков медитации раджадхираджа-йоги обеспечивает развитие разных уровней разума, эмоций, интеллекта и интуиции.
Кому подходит
Некоторые элементы раджадхираджа-йоги можно выполнять с 5 лет, а полноценно практиковать – с 12 лет.
Индивидуальный подход к обучению каждого ученика позволяет максимально учитывать его возможности и особенности. При необходимости ученику даются облегчённые варианты выполнения техник.
Раджадхираджа йога: древнейшая традиций йоги и ее особенности
«Раджадхираджа» с санскрита переводится как «царь царей». «Царь» подразумевает под собой человеческий разум, а «царь царей» – атман, т.е. душу. Раджадхираджа йога представляет из себя систему практик, целью которой является преодоление тождественности и обособленности между телом и разумом и осознанием себя как души.
Махараши Аштавакра систематизировал Раджадхираджу йогу около 4000 лет назад, как комплекс множества практик, а не секту. Подробно она описана в его книге «Аштавакра Самгита». Также она упоминается в трактатах (в «Куларнава Тантра» и «Шива Самгита»). В XX веке великий йог Шри Шри Анандамурти (Шри Прабхат Ранджан Саркар при рождении) восстановил древние практики, адаптировав их под особенности современного человека.
Особенности
Шавасана между каждой асаной
Раджадхираджа йоге присуще некоторые компоненты из Хатха, Кундалини, Дхъяна, Карма, Гьяна и Бхакти йоги. Обучение бесплатно проводят монахи или (по-другому ачарьи-санньясины) со специальной подготовкой и большим опытом медитации. Исходя из физических и психических характеристик человека, они предписывают каждому ученику индивидуальный комплекс асан, помогающий взять под контроль проблемные тенденции ума.
Асаны в Раджадхираджа йоге выполняются немного по-другому, чем в классических вида йоги:
- главное предназначение асан – это балансировка вритти (склонностей ума). Достигнув баланса – медитация становится более глубокой и мощной;
асаны выполняются в такт с дыханием, тем самым проделывается работа с праной (жизненной энергии) и с сосредоточением её в конкретных местах тела;
ишта-мантра (личная мантра, переданная от ачарьи) повторяется про себя с каждым вдохом и выдохом;
после выполнения каждой асаны идёт релаксационная поза (Шавасана). Йогин концентрирует внимание разума на высших центрах (чакрах), таких как анахата и агья-чакре.
Польза
Медитация – одна из главных практик в в Раджахираджа йоге
Благодаря асанам, йогическим танцам (тандава, каошики), голоданию в дни Экадаши, правильному питанию (лакто-вегетарианство), здоровье становится богатырским. Человек очень редко болеет, а если и болеет, то выздоравливает намного быстрее. Разные формы медитации благоприятно влияют на психику человека, развивают разные слои ума, уравновешивают эмоциональное состояние, обостряют интеллект и интуицию. Эта ступенчатая форма практик способствует духовному возвышению и раскрытию потенциала человека.
Полезные видео
Посмотрите это видео, они могут быть вам интересны:
Для кого?
В традиции Раджадхираджа йоги присутствуют практики, которые можно выполнять пятилетним детям. Полноценно практиковать следует с 12 лет. В случае необходимости, ачарьи предписывают более лёгкие методы выполнения техник.
Ананда Марга (Раджадхираджа йога)
Читателю следует учесть, что данный материал написан уже более 10 лет назад. Со смерти основателя секты Прабхата Ранджана Саркара прошло еже больше лет. За этот период под действием новых гуру, в том числе и российских учение и практики секты возможно претерпело серьезные изменения.
Максим Степаненко, сотрудник
Миссионерского от дела Томской епархии
русской Православной Церкви
Он пробовал себя в журналистике, служил бухгалтером железнодорожных мастерских в своем родном штате. Согласно мифологии «Ананда марги», сразу после рождения он потянулся не к материнской груди, а взял стакан молока и выпил его. Уже в раннем детстве он будто бы получил от каких-то великих духовных учителей посвящения и секретные мантры, что дружно отрицают гуру традиционных парампар; нет также и сведений о том, чтобы Саркар практиковал в юности йогу, однако его последователи верят, что еще мальчиком он обрел дар всеведения и предсказания будущего, а в йоге достиг таких успехов, что мог подолгу обходиться без воды и пищи, получая, подобно растениям, энергию из воздуха и света, и даже творить чудеса. Например, во время вооруженного китайско-индийского конфликта в Гималаях он якобы остановил своей духовной силой наступление китайской армии и заставил ее в 1962 году отойти в Тибет [278].
Сакральный амулет, который носят адепты Ананда Марга
В 1955 году в Бихаре Саркар основывает «Ананда маргу» («Путь блаженства») и объявляет себя «Шри Шри Анандамурти» («дважды господином и образом [вечного] блаженства»). Другие его самонаименования: «Гурудев», «Отец», «Баба» («Папа»). Символической эмблемой своей организации Саркар сделал свастику на фоне восходящего солнца, вписанного в шестиконечную «звезду Давида».
Часть современной руководящая верхушка секты Ананда Марга (вреди них и славянские лики)
2. «Мойте руки и ноги перед едой»
Источниками доходов Aнанда Марга, помимо денежных взносов членов движения и сочувствующих, являются также торговля наркотиками, проституция, контрабанда ювелирных изделий и систематическое попрошайничество в поездах [284]. Кроме того, секта владеет фабриками по производству продуктов «здорового питания» марки «Золотой лотос» и магазинами по их распространению.
Этот человек, называющий себя Acarya Садананда Авадхута Brahmacarii является лидером секты Ананда Марга в Сибири (живет в Барнауле) https://vk.com/dadasadananda (современные фото взяты с его страницы). В Томске адепты секты действуют под видом семинаров по Раджадхираджа-йога
Марги должны медитировать при всех обстоятельствах дважды в день в течение как минимум 20 минут. Лучшим временем для медитации считаются 45 минут перед восходом и после захода солнца. Каждую неделю необходимо посещать групповые медитации, а также участвовать в семинарах «для развития своих духовных и общественных знаний» [285] и в свободное время совершать киртан.
«Быть ананда-маргом значит находиться на пути самореализации и быть верным Верховному указанию» [286]. От маргов требуется «бескомпромиссная строгость и вера относительно своей идеологии. нести свой долг служения человечеству» [287], «готовность приносить в жертву все, касающееся идеи» [288]. Марг получает и следующие указания:
Держись в стороне от. критики. Если несознательно. совершена какая-либо ошибка, необходимо немедленно ее признать и попросить наказания. Выполняй кодекс организационной дисциплины [289].
Современные собрания секты Ананда Марга (возможно, фотография сделана в Индии)
Контроль над поведением членов секты таков, что даже подробно указывается, как отправлять туалет, как мыться, как сморкаться, какое носить нижнее белье, что есть и что пить (ограничения в питании у маргов те же, что у неокришнаитов). «Правила поведения» маргов сочетают банальные советы типа «перед тем как чихнуть, прикройте рот рукой и носовым платком», элементарные этические требования («следует поблагодарить того, кто вам послужил», «следует воздерживаться от чтения чужих личных писем» и т. п.) и различные странные предписания: «следует принимать и давать, используя следующую мудру: протяните правую руку, поддерживая ее под локоть левой»; «зевая, прикрывайте рот и одновременно щелкните пальцами» и подобные. А вот истинный шедевр Анандамурти: «Мойте руки и ноги перед едой» [290]. Исполнение таких «заповедей возвращает сознание человека в детское состояние, когда он, слушаясь родителей, учился ходить в туалет и усердно исполнял действия, смысл которых он не понимал. Это прекрасный способ добиться контроля над сознанием адептов.
В секте существует система физических наказаний за различные проступки. Отступники преследуются. Покинувший Ананда Марга ачария имеет шанс выжить только при условии полного молчания. Двадхут не может уйти ни при каких условиях и «при попытке к бегству» должен быть убит. К счастью, не всегда секте удавалось исполнять это правило.
Навал Кишор, бывший высокопоставленный монах Aнанда Марга, писал в 1975 году о Саркаре как об «извращенце, одержимом манией величия», чьи «отряды смерти» вешали «предателей», нанося им при этом множество ножевых ранений. Вот что Кишор писал о практике телесных наказаний «заблудших»:
Анандамурти, сидя на стуле с розгой в руке, безжалостно лупил подходивших к нему по очереди голых монахов. Марги были совершенно обескуражены, узнав, что пока некоторых из них наказывали, другие оставались у Саркара в фаворе, особенно те, которые приводили мальчиков для удовлетворения его извращенных наклонностей [291].
Саркар учил своих последователей, что как капиталистическая, так и коммунистическая системы «загнивают» и не могут удовлетворить материальные и духовные нужды человечества. Необходима всеобщая «интеллектуальная революция» под руководством Aнанда Марга. Однако если бездуховные массы, по словам Анандамурти, «неразвитые психически и стремящиеся лишь к удовлетворению своих примитивных инстинктов», не захотят добровольно проникнуться его идеями, то неизбежно произойдет «революция физическая». Раввин Иегуда Фаин (Нью-Йорк), бывший член секты, говорил, что марги хотят осуществить широкомасштабное изменение общества, которое должно будет функционировать в соответствии с их принципами [293]. Агитационный листок PROUT содержит следующие положения:
Российские адепты секты Ананда Марга
Для секты характерна публицистика, спекулирующая на тему «эксплуататоров» и «угнетенных» и обличающая «язвы и пороки общества». Более того, другие религиозные деятели и организации упрекаются в безразличии к социальным вопросам. Что касается искренности заботы об «униженных и оскорбленных» самих маргов, то она сомнительна, ведь благотворительность создает хорошую репутацию, а также служит Aнанда Марга прикрытием и инструментом для религиозной и политической деятельности.
Вскрылись такие злоупотребления, как незаконный перевод детей по поддельным документам в приюты Aнанда Марга, отказ оттрадиционных методов лечения, вовлечение детей в занятия кундалини-йогой. Сектанты, призывая имя Брахмана, проводили «духовное крещение» новорожденных детей. С пяти лет детей начинали обучать тантрической медитации, заставляли повторять мантры. С другой стороны, изображалось согласие с православной традицией: школьников водили по воскресеньям в церковь, несколько детей даже были крещены православным священником. Для сбора пожертвований Aнанда Марга использовала в Швейцарии и Германии плакаты, которые изображали одного из румынских подопечных Aнанда Марга и ссылались на приют Ананда Марга в Панатау (Румыния). Однако о том, что сбор средств проводит AMURT, не упоминалось, но указывалась несуществующая ассоциация «Leben fuer alle». Было обнаружено, что земля для строительства приюта в Панатау была приобретена сектой незаконно и что среди школьников этого села велась прозелитическая работа. В конце концов румынские газеты стали печатать разоблачающие Aнанда Марга материалы, а по телевидению был показан портрет члена румынского отделения AMURT, который обвинялся в мошенничестве. В результате активность AMURT в Румынии упала, хотя марги пытались отрицать религиозный характер своей организации и затеяли против LDCR судебный процесс по обвинению в клевете. Для своего оправдания они предъявляли благодарственные письма, полученные ими за благотворительную деятельность от официальных представителей Сомали, Южной Африки, Хорватии, России, Румынии и других стран, причем письмо из Южной Африки было подписано президентом Нельсоном Манделой [294]. Кстати сказать, по словам бывшего директора российскогофилиала Aнанда Марга, секта активно пользуется подкупом чиновников, что особенно эффективно действует в странах с невысоким уровнем жизни.
4. Наиболее громким преступлением Aнанда Марга стало убийство 6 монахов-отступников
В 1978 году в Сиднее при взрыве отеля «Хилтон» погибли офицер полиции и два уборщика. ФБР возложило ответственность за эту акцию на Ананда Марга. В том же году в той же Австралии два сектанта были приговорены к 16 годам заключения каждый за убийство правого радикала Роберта Камерона. На счету секты террористические акты в Англии, Индии, Малайзии и Скандинавии. В ходе федерального расследования, проведенного в США в начале 80-х годов, выяснилось, что секта имеет в Америке и в Индии лагеря для тренировки террористов. В Швеции был убит человек, оставивший секту. В1981 году, во время визита папы Иоанна Павла II на Филиппины, полиция была вынуждена принять повышенные меры безопасности, так как Ананда Марга угрожала покушением. Сообщалось также, что во время встречи на высшем уровне в Мексике в октябре 1981 года, а также во время официального визита в США тогдашнего премьер-министра Индии Индиры Ганди, Ананда Марга намеревалась совершить на нее покушение [295].
Осенью 1978 года газета Aнанда Марга «Калияна Сундарам» опубликовала статью, в которой писалось следующее:
Огненные смерти Диди Уны (Эрика Руперт), Дады [297] Локеши (Гельмут Клейнкнехт) и Гаганы (Линетт Филипс) открыли вооруженную борьбу против врага, против сил, которые противостоят нашим идеалам. Если мы не предпримем никаких усилий для изменения общественного строя, наш Господин останется в тюрьме на всю жизнь. Давайте мобилизуем силы «Дхармы» и объявим врагу тотальную войну. Не теряйте времени даром. Мы не можем больше терпеть общество в том виде, в котором оно существует теперь. Его гибель предрешена. Не будем бояться обеспокоить и даже потрясти мир, так же как и самих себя, свои семьи и своих друзей (наших потенциальных врагов). Требуются громадные усилия, чтобы пробудить общество от смертельной спячки. Будем бороться и умрём за нашу идеологию и установление дхармического порядка над раздавленным обществом. Это требование самого мироздания. Победа будет за нами.
К концу 1978 года приговор Анандамурти был обжалован, обвинение с него было снято и его выпустили на свободу.
Согласно заявлению ЦРУ, сделанному в 1980 году, «не подлежит сомнению, что под прикрытием религиозной деятельности Саркар и его соучастники творят самые отвратительные и ужасные преступления» [298]. Власти США лишили Саркара права въезда в страну; нескольких сектантов выслали из США, других осудили на тюремное заключение. В Индии Aнанда Марга, в руководстве которой много высокопоставленных чиновников, судей, полицейских, армейских офицеров [299], действует легально, однако состоит под надзором тайной полиции.
5. В России, как и в других странах, Ананда Марга действовала через благотворительность, используя гуманитарную помощь как отмычку к сердцам чиновников
В самом конце 80-х Ананда Марга появилась в Минске, а затем, на рубеже 90-Х, была сформирована санкт-петербургская ячейка. Санкт-Петербург и стал центром российского филиала Aнанда Марга.
В Москве секте развернуться не удалось: действовала только небольшая группа последователей. Вербовщики Aнанда Марга искали рекрутов в среде приверженцев «восточной духовности». Часто «ачарии» посещали летние медитационные лагеря ньюэйджеров, где пропагандировали учение Анандамурти и всем желающим давали посвящение. Применительно к российской ситуации, политический радикализм до времени скрывался.
В 1992 г. в СНГ было около 30 ачарий и 150 маргов. Как и в других странах, Aнанда Марга действовала через благотворительность, используя гуманитарную помощь как отмычку к сердцам чиновников. С ее помощью марги проникали в школы. Как рассказал один из бывших руководителей российского отделения Ананда Марга, верхушка секты опиралась на циничный принцип: «кто кормит, тот и хозяин». Были также попытки взять под свой контроль детский дом в Петербурге, которые, слава Богу, не увенчались успехом.
Казалось, дела у секты идут вполне успешно. Но в российском руководстве Ананда Марга вспыхнула борьба за контроль над распределением гуманитарной помощи, которая в сочетании с общей смутой и борьбой за власть, начавшейся в Ананда Марга после смерти Анандамурти уже на международном уровне, привела к сворачиванию ее деятельности в столицах. Некоторые бывшие марги образовали группы так называемых «духовных танцев». Покинувший секту высокопоставленный марг рассказывал, что отказаться от медитации ему было так же сложно, как от наркотиков, да и воздействия их были схожи.
В Приморье базой Ананда Марга стало фермерское хозяйство «Красная поляна» в Анучинском районе. В Хабаровске, после отказа мэра города Телевича передать в распоряжение секты детский сад, Ананда Марга вчинила ему судебные иски, но безрезультатно. Тогда на одну из последовательниц Ананда Марга был зарегистрирован частный вегетарианский детский сад. Попытка зарегистрировать аналогичный детский сад была предпринята и во Владивостоке, но что-то в последний момент сорвалось[301].