Рахманинов элегия о чем произведение
Основное настроение «Элегии» лирическое, показывающее различные оттенки поэтического чувства: то меланхоличную печаль – воспоминания о давно прошедшем, – то светлую грусть, то надежду. Постепенно, в каждом из этих настроений проявляется ярко выраженная страстная сторона чувства, его кульминация, которая позже угасает, возвращаясь обратно к спокойному, нежному повествованию.
Форма произведения сложная трехчастная, причем третья часть (реприза) возвращает к образам и музыкальному материалу первой части, но в измененном, сокращенном виде. Первая часть в миниатюре представляет собой всю форму элегии: экспозицию образа, взлет на кульминацию в середине и возврат к первоначальному настроению в репризе. Первая часть написана в простой репризной двухчастной форме, хотя из-за больших размеров середины ее также можно было бы причислить и к трехчастной форме. Первый раздел состоит из большого периода, состоящего из двух слитных периодов-предложений (8 + 7 тактов). Второй раздел продолжает развитие первого, но в более взволнованном виде, фразы становятся небольшими (по два такта), и проводятся секвенционно, каждый раз от более высокого звука, что приводит к кульминации. В репризе повторяется материал второго предложения первого раздела.
Настроение середины произведения более светлое и радостное, развиваясь, становится более взволнованным и страстным. В средней части форма разработочного типа, развитие подчиняется мелодии, постепенно поднимающейся к кульминации всего произведения. Вначале мелодия проводится в басовом голосе, потом в верхнем, а позже поступенно в синкопированном ритме, похожем на сбившееся дыхание взволнованной речи, поднимается на фоне триольного сопровождения к вершине и несколькими волнами срывается вниз.
В репризе произведения оба основных настроения элегии – задумчивая печаль и страстный порыв – противопоставлены более ярко. Проводится материал первой части в измененном виде: мелодия второго предложения синтезирует в себе черты основной темы и кульминационного раздела середины. Во втором разделе репризы происходит очень быстрый взлет на кульминацию и срыв на фортиссимо.
В музыкальной ткани «Элегии» соединяются несколько жанровых основ, среди них ноктюрн (арпеджированная фактура гомофонно-гармонического типа, певучая мелодия на фоне покачивающегося сопровождения), романс и песенность в мелодии, звукоизобразительность в сопровождении (волнообразное покачивание и мерное повторение глубокого баса). В средней части проявляется диалог жанровых основ – звукоизобразительность, характерная для ноктюрна, чередуется с хоральной фактурой, как бы останавливающей движение. В кульминационном разделе проявляется жанр вальса с характерным сопровождением – бас-аккорд-аккорд.
Мелодия нежная, певучая, продолжающего развития. Характер ее плавный, кружащийся, с поступенным движением, обилием выразительных нисходящих секундовых ходов. Свобода мелодии проявляется в том числе и в ритмическом её строении: в избегании сильной доли, благодаря синкопам и залигованным нотам, в соединении триолей и дуолей.
Изначально движение мелодии поступенное, волнообразное, ниспадающее от вершины, но позже, при подходе к кульминации, становится восходящим, как бы преодолевающим сопротивление. Каждая часть пьесы представляет собой мелодическую и динамическую волну. Причем волнообразность проявляется как в малом масштабе (фигурации-волны сопровождения в каждом такте) так и в крупном (мелодическая волна, восходящая к кульминации каждой части произведения).
Тональность произведения es-moll: немного сумрачная и печальная. Тональный план пьесы: es-moll / Ges-Dur / es-moll, причем часто в середине частей эти тональности чередуются, проявляя ладовую переменность, характерную для стиля С. Рахманинова. Для окончаний разделов характерны как автентичные, так и плагальные кадансы, где субдоминантовая гармония разрешается прямо в тонику, избегая напряженной доминантовой гармонии. Середина первой части построена на чередовании доминантовой и субдоминантовой гармоний (септаккордов) основной тональности, а в кульминации происходит отклонение в минорную доминанту (b-moll). Вторая часть «Элегии» начинается в Ges-Dur (путем сопоставления) и для нее также характерна ладовая переменность. В кульминации красочно чередуются два септаккорда, соединяющиеся по принципу эллипсиса (два общих звука). В репризе возвращается основная тональность, а во втором предложении более явно проявляется отклонение в субдоминантовую сферу (повышение третьей ступени в мелодии).
Фактура произведения гомофонно-гармоническая и разделяется на два пласта: сопровождение и «парящая» над ним мелодия (в средней части наоборот: басовая мелодия и парящие над ней аккордовые фигурации). Сопровождение представляет собой покачивающееся арпеджио с основой на повторяющемся басу. Такая фактура (с расстоянием между мелодией и фоном, и наличием «пустых» квинт в сопровождении) производит впечатление огромного простора, возможно с одной стороны – широких бескрайних образов родной природы, а с другой – образа огромного пространства вокруг одиночества личности-мелодии.
В репризе пьесы тонический органный пункт в басу добавляет определенной «обреченности» образу, которая усиливается благодаря последней кульминационной мелодической волне, срывающейся пассажем в финале пьесы.
В целом, в «Элегии» С. Рахманинова ярко проявляются многие черты стиля композитора: поэтичнейшая певучая мелодика, свободная форма и красочная гармония с преобладанием плагальности.
LiveInternetLiveInternet
—Музыка
—Рубрики
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Статистика
Сергей Рахманинов. Элегия.
Сергей Рахманинов. Элегия.
«Если я играю, я не могу сочинять, если я сочиняю, я не хочу играть. Возможно, это потому, что я ленив; возможно, беспрестанные занятия на рояле и вечная суета, связанная с жизнью концертирующего артиста, берут у меня слишком много сил. Возможно, это потому, что я чувствую, что музыка, которую мне хотелось бы сочинять, сегодня неприемлема. А может быть, истинная причина того, что я в последние годы предпочел жизнь артиста-исполнителя жизни композитора, совсем иная. Уехав из России, я потерял желание сочинять. Лишившись родины, я потерял самого себя. У изгнанника, который лишился музыкальных корней, традиций и родной почвы, не остается желания творить, не остается иных утешений, кроме нерушимого безмолвия, нетревожимых воспоминаний».
Сергей Васильевич Рахманинов. Элегия. ( Играет С.В. Рахманинов)
Константин Сомов.
Портрет композитора Сергея Васильевича Рахманинова. 1925
Б. В. Асафьев в статье о Рахманинове приводит интересное высказывание композитора: «Не хочу ради того, что я считаю только модой, изменять постоянно звучащему во мне, как в шумановской фантазии тону, сквозь который я слышу окружающий меня мир».
Портрет композитора Сергея Васильевича Рахманинова.
1931г. Григорьев Б.
Основное настроение «Элегии» лирическое, показывающее различные оттенки поэтического чувства: то меланхоличную печаль – воспоминания о давно прошедшем, – то светлую грусть, то надежду. Постепенно, в каждом из этих настроений проявляется ярко выраженная страстная сторона чувства, его кульминация, которая позже угасает, возвращаясь обратно к спокойному, нежному повествованию.
Форма произведения сложная трехчастная, причем третья часть (реприза) возвращает к образам и музыкальному материалу первой части, но в измененном, сокращенном виде. Первая часть в миниатюре представляет собой всю форму элегии: экспозицию образа, взлет на кульминацию в середине и возврат к первоначальному настроению в репризе. Первая часть написана в простой репризной двухчастной форме, хотя из-за больших размеров середины ее также можно было бы причислить и к трехчастной форме. Первый раздел состоит из большого периода, состоящего из двух слитных периодов-предложений (8 + 7 тактов). Второй раздел продолжает развитие первого, но в более взволнованном виде, фразы становятся небольшими (по два такта), и проводятся секвенционно, каждый раз от более высокого звука, что приводит к кульминации. В репризе повторяется материал второго предложения первого раздела.
Настроение середины произведения более светлое и радостное, развиваясь, становится более взволнованным и страстным. В средней части форма разработочного типа, развитие подчиняется мелодии, постепенно поднимающейся к кульминации всего произведения. Вначале мелодия проводится в басовом голосе, потом в верхнем, а позже поступенно в синкопированном ритме, похожем на сбившееся дыхание взволнованной речи, поднимается на фоне триольного сопровождения к вершине и несколькими волнами срывается вниз.
В репризе произведения оба основных настроения элегии – задумчивая печаль и страстный порыв – противопоставлены более ярко. Проводится материал первой части в измененном виде: мелодия второго предложения синтезирует в себе черты основной темы и кульминационного раздела середины. Во втором разделе репризы происходит очень быстрый взлет на кульминацию и срыв на фортиссимо.
В музыкальной ткани «Элегии» соединяются несколько жанровых основ, среди них ноктюрн (арпеджированная фактура гомофонно-гармонического типа, певучая мелодия на фоне покачивающегося сопровождения), романс и песенность в мелодии, звукоизобразительность в сопровождении (волнообразное покачивание и мерное повторение глубокого баса). В средней части проявляется диалог жанровых основ – звукоизобразительность, характерная для ноктюрна, чередуется с хоральной фактурой, как бы останавливающей движение. В кульминационном разделе проявляется жанр вальса с характерным сопровождением – бас-аккорд-аккорд.
Мелодия нежная, певучая, продолжающего развития. Характер ее плавный, кружащийся, с поступенным движением, обилием выразительных нисходящих секундовых ходов. Свобода мелодии проявляется в том числе и в ритмическом её строении: в избегании сильной доли, благодаря синкопам и залигованным нотам, в соединении триолей и дуолей.
Изначально движение мелодии поступенное, волнообразное, ниспадающее от вершины, но позже, при подходе к кульминации, становится восходящим, как бы преодолевающим сопротивление. Каждая часть пьесы представляет собой мелодическую и динамическую волну. Причем волнообразность проявляется как в малом масштабе (фигурации-волны сопровождения в каждом такте) так и в крупном (мелодическая волна, восходящая к кульминации каждой части произведения).
Тональность произведения es-moll: немного сумрачная и печальная. Тональный план пьесы: es-moll / Ges-Dur / es-moll, причем часто в середине частей эти тональности чередуются, проявляя ладовую переменность, характерную для стиля С. Рахманинова. Для окончаний разделов характерны как автентичные, так и плагальные кадансы, где субдоминантовая гармония разрешается прямо в тонику, избегая напряженной доминантовой гармонии. Середина первой части построена на чередовании доминантовой и субдоминантовой гармоний (септаккордов) основной тональности, а в кульминации происходит отклонение в минорную доминанту (b-moll). Вторая часть «Элегии» начинается в Ges-Dur (путем сопоставления) и для нее также характерна ладовая переменность. В кульминации красочно чередуются два септаккорда, соединяющиеся по принципу эллипсиса (два общих звука). В репризе возвращается основная тональность, а во втором предложении более явно проявляется отклонение в субдоминантовую сферу (повышение третьей ступени в мелодии).
Фактура произведения гомофонно-гармоническая и разделяется на два пласта: сопровождение и «парящая» над ним мелодия (в средней части наоборот: басовая мелодия и парящие над ней аккордовые фигурации). Сопровождение представляет собой покачивающееся арпеджио с основой на повторяющемся басу. Такая фактура (с расстоянием между мелодией и фоном, и наличием «пустых» квинт в сопровождении) производит впечатление огромного простора, возможно с одной стороны – широких бескрайних образов родной природы, а с другой – образа огромного пространства вокруг одиночества личности-мелодии.
В репризе пьесы тонический органный пункт в басу добавляет определенной «обреченности» образу, которая усиливается благодаря последней кульминационной мелодической волне, срывающейся пассажем в финале пьесы.
В целом, в «Элегии» С. Рахманинова ярко проявляются многие черты стиля композитора: поэтичнейшая певучая мелодика, свободная форма и красочная гармония с преобладанием плагальности.
ТУРИЗМУЗ 21 ВЕКА
Сергей Рахманинов — один из крупнейших музыкантов рубежа 19-20 веков. Его искусство отличает жизненная правдивость, искренность и эмоциональная наполненность. Его произведения выдержаны в лучших традициях музыкальной классики, прежде всего русской. Рахманинов проникновенно восторженно воспевал красоту и величие русской природы, в его сочинениях мы можем наблюдать тесное переплетение и сосуществование страстных порывов и тихоупоенного созерцания, трепетную настороженность с волевой решимостью, мрачный трагизм с восторженностью гимна. Музыка Рахманинова, обладающая неистощимым мелодическим и подголосочно-полифоническим богатством, впитала русские народно-песенные истоки и некоторые особенности знаменного распева. Одна из самобытных основ музыкального стиля Рахманинова — органичное сочетание широты и свободы мелодического дыхания с ритмической энергией. Национально-колоритная черта гармонического языка — многообразное претворение колокольных звучностей. Рахманинов развил достижения русского лирико-драматического и эпического симфонизма. Тема родины, центральная в зрелом творчестве Рахманинова, с наибольшей полнотой воплотилась в его крупных инструментальных произведениях, особенно во 2-м и 3-м фортепьянных концертах, преломившись в лирико-трагическом аспекте в поздних сочинениях композитора. Имя Рахманинова как пианиста стоит в одном ряду с именами Ференца Листа и Антона Рубинштейна. Феноменальная техника, певучая глубина тона, гибкая и властная ритмика всецело подчинялись в игре Рахманинова высокой одухотворенности и яркой образности выражения. Рахманинов был также одним из крупнейших оперных и симфонических дирижеров своего времени. Представляемая Элегия является одним из самых известных и любимых ценителями классической музыки произведением. Оно относится к жанру любовной лирики и в сопровождении вокальной партии (сопрано) исполняется впервые.
Прослушать
«ЭЛЕГИЯ РАХМАНИНОВА (RACHMANINOFF’s ELEGY)
opus 3 №1»:
LiveInternetLiveInternet
—Рубрики
—Цитатник
Лет 10 назад меня начала мучить боль в ногах, которая распространялась от кончиков пал.
Создателем Scorpions считается Рудольф Шенкер. Это произош.
—Метки
—Музыка
—Приложения
—Ссылки
—5 друзей
—
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Интересы
—Друзья
—Постоянные читатели
—Сообщества
—Трансляции
—Статистика
Рахманинов, Элегия и. слезы.
1 апреля исполняется 100 лет со дня рождения русского композитора Сергея Рахманинова
Его искусство отличает жизненная правдивость, искренность и эмоциональная наполненность.
Его произведения выдержаны в лучших традициях музыкальной классики, прежде всего русской.
Рахманинов проникновенно восторженно воспевал красоту и величие русской природы,
в его сочинениях мы можем наблюдать тесное переплетение и сосуществование страстных порывов
и тихоупоённого созерцания, трепетную насторожённость с волевой решимостью.
Представляемая Элегия является одним из самых известных и любимых ценителями
классической музыки произведением.
Сплетаются чарующие звуки
В тяжёлый сон мучительной разлуки
Я помню всё покинутое мною
Холодных вод уснувшие брега
И небо,что нависло сединою
Роняя грубо пышные снега,
И ветер,что позёмку гонит лихо,
Прохожих поминутно торопя,
И то,как мёрзнут неуютно тихо
В кричащей бедности продрогшие дома.
Я помню твои зимы,помню вёсны,
А сердце разрывается в груди.
Рахманинов,Элегия и. слёзы,
Что душат,точно памяти тиски.
О, где же вы дни любви,
сладкие сны, юные грезы весны?…
Где шум лесов, пенье птиц,
Все унесла ты с собой,
и солнца свет, и любовь, и покой!
Все, что дышало тобой лишь одной!
сладкие сны, юные грезы весны!
В сердце моем нет надежд следа!
Все, все прошло и навсегда!
С.Рахманинов. Элегия es
Рубрики: | Искусство/Музыка |
Метки: Метки 100-летие С. Рахманинова Элегия стихи
Процитировано 3 раз
Понравилось: 6 пользователям