Ракельное полотно что это
Ракель для трафаретной печати
Без ракеля процесс нанесения отпечатка на изделие становится невозможным. Ракель – это дно из важных устройств трафаретной печати, которое способствует продавливанию краски через трафаретную форму. Ракель работает по принципу шпателя, он соскабливает всю краску с поверхности, принудительно заполняя углубления и продавливая краску через сетку. После совершения рабочего хода ракель возвращается в рабочее положение, совершая холостой ход без давления, а краска при этом возвращается в исходное положение.
Трафаретный ракель, этот нехитрый инструмент состоит, в основном, из двух частей: рукоятки (или ракеледержателя) и резины ракеля (или ракельного полотна).
Рукоятка ракеля для ручной печати изготавливается из дерева, пластика или металла. Ракельное полотно – из маслобензостойкой натуральной или синтетической резины (неопрен или полиуретан).
Требования к ракельному полотну:
Измерение твердости ракеля производится с помощью твердомера, который называется дюрометром. Работа дюрометра основана на использовании метода измерения глубины вдавливания. Так называемая «твердость Шор» выражается в условных единицах шкалы Шора. Обычно применяется шкала Шора D (от 40D до 70D) и шкала Шора A (от 50A до 90A). В области трафаретной печати используют шкалу Шора A.
Наиболее часто встречающиеся типы резин для изготовления ракеля разделяют на три вида их твердости:
Более мягкое ракельное полотно применяют при печати, например, на тканях. Твердое же полотно применяют для печати на более плотных поверхностях. Чем ниже твердость резины, тем больше степень деформации ракеля в зависимости от давления, под которым он оказывается во время печатания.
Параметр твердости также зависит от типа ракеледержателя. Если ракеледержатель позволяет регулировать свободную высоту ракельного полотна, то он влияет на твердость этого полотна (чем меньше свободная высота резинового полотна, тем оно тверже).
Еще одним важным замечанием является то, что жесткость ракеля может изменяться в течение рабочего времени. Например, в конце восьмичасовой работы ракель станет мягче, чем в начале рабочего цикла, и, соответственно, слой краски станет толще. Поэтому в середине рабочего дня рекомендуется поменять ракель. Кроме того, на твердость ракеля оказывают влияние применяемые краски и растворители, делая ракельное полотно все жестче с течением времени и вызывая коробление ракеля, делая кромку ракельного ножа волнистой.
Наиболее устойчивыми к истиранию являются полиуретановые ракели, хотя они склонны к накапливанию электростатических зарядов в процессе печатания.
Боковые стороны и кромки ракеля должны быть без изъянов, пустот и царапин, поскольку впоследствии это неизбежно приведет к возникновению полос при печати. Ракели должны часто затачиваться и шлифоваться: острые и чистые края ракеля являются основным условием качества печати. При длительной эксплуатации рабочая кромка ракеля сильно изнашивается, угол наклона ракеля в зоне контакта уменьшается, что увеличивает переход краски и уменьшает четкость изображения на оттиске. Поэтому кромка ракеля периодически затачивается на специальных станках.
В шелкографии применяют две формы профиля ракельного полотна: прямоугольную и V-образную. Выбор типа профиля обусловлен номером сетки и желаемой толщиной слоя краски. Так, V-образная форма ракельного полотна применяется, например, для печати на гладких поверхностях, таких как стекло или керамика. А ракельное полотно с прямоугольным профилем чаще применяется в текстильной печати. Чтобы избежать появляющейся вибрации при движении острого края по сетке, его слегка затупляют с помощью мелкой наждачной бумаги.
Длина ракеля должна быть на 20-30 мм больше ширины печатного изображения. При выборе длины ракеля должен учитываться и внутренний размер рамы. Если край ракеля будет слишком близок к раме, потребуется большее давление при печати, что приведет к преждевременной порче трафарета.
Количество краски, проникающей через сетку, зависит от скорости движения ракеля. Чем выше скорость движения ракеля, тем меньше расходуется краски. Это может повлечь за собой пробелы в окрашивании. Краски с меньшей вязкостью могут быть применимы для высокой скорости печатания, а краски с большей вязкостью используются при более низкой скорости печатания. Поэтому скорость движения ракеля должна быть выбрана с учетом типа и свойств применяемой краски.
С целью обеспечения лучшего распределения краски по форме, более стабильного давления в полосе контакта, равномерности, жесткости на изгиб и постоянного угла наклона, лезвие ракеля может выполняться из композитного материала, состоящего из двух слоев, имеющих различную упругость. Слой, образующий обратную поверхность ракеля, изготавливается из твердого упругого материала (стеклопластик или металл). Слой, образующий переднюю поверхность лезвия ракеля, контактирующую с трафаретной сеткой, изготавливается из мягкого упругого материала. По другому варианту используется трехслойный композитный материал, где твердый упругий внутренний слой толщиной около 1 мм с обеих сторон покрыт мягким упругим материалом толщиной 5–12 мм. По третьему варианту для изготовления ракеля используется трехслойный материал с мягким внутренним слоем и наружными слоями из твердого материала.
Возвращение краски в исходное положение после получения оттиска на ручных станках достигается печатным ракелем. В автоматических машинах для этого используются дозировочные устройства. Наибольшее применение получил способ возвращения краски путем применения контрракеля или орошающего ракеля.
При перемещении по форме орошающий ракель покрывает ее слоем краски для предотвращения засыхания краски в ячейках сетки. Орошающий ракель изготавливается из резины, пластика или металла, его кромка притуплена и заполирована. Длина орошающего ракеля на 20–30 мм больше длины печатающего ракеля.
Безусловно, ракель требует ухода. Не следует хранить ракель рядом с источником тепла, поскольку материал, из которого выполнено ракельное полотно, подвержено короблению и высыханию. Ракелю необходим «отдых» между печатными циклами, хотя предпочтительней будет его замена через каждые 4-5 часов работы, что увеличит срок его службы на 30-40%. В конце рабочего времени ракельное полотно необходимо очистить с помощью умеренного растворителя. Краска и растворитель не должны впитываться в ракельное полотно.
Одной из проблем трафаретного способа печати является правильный выбор ракеля и регулировка его механизмов. Особые трудности возникают при печати средних и больших форматов и при запечатывании материала с разной толщиной. Неравномерный прижим ракеля приводит к неравномерному распределению краски, ее избытку в отдельных местах, некачественной печати, плохой сушке. Увеличение силы прижима ракеля к печатной форме вызывает ее ускоренный износ.
Если вам требуется недорогая печать шелкографией вне зависимости от того, на какой материал требуется нанести изображение, то наша типография – правильный выбор.
Убедитесь в этом сами, станьте нашим клиентом, доверьте нам свой заказ.
Как выбрать ракельное полотно для трафаретной печати
Выбор ракеля имеет ключевое значение для качества трафаретной печати. Некогда эти изделия производились из каучука и не отличались устойчивостью к истиранию и воздействию растворителей. Ракельное полотно из неопрена также было вытеснено с рынка материалами с более высокой плотностью. Инструмент из полиуретана можно использовать как на автоматическом, так и на полуавтоматическом оборудовании. При этом он способен выдержать воздействие химических веществ.
Сегодня на рынке легко найти ракели для трафаретной печати всех видов, отличающиеся степенью твердости и формой. Даже в одном элементе могут быть совмещены полотна разной жесткости. Кроме многослойных вариантов в продаже представлены и композитные изделия со стекловолоконными вставками. Выбор зависит от особенностей запечатываемой поверхности, используемых красок и других факторов.
Цветовая кодировка твердости
В шелкографии применяют ракельное полотно жесткостью от 50 до 95 Шор А. Каждый производитель предлагает условную цветовую кодировку продукции. Оттенки обозначают определенную степень твердости изделия. Например, более мягкий элемент синего цвета подходит для нанесения изображений на ткань, а твердый оранжевый – для растровой печати.
Профиль ракеля
Чтобы добиться идеального результата, также необходимо правильно подобрать профиль ракеля. От решения будет зависеть не только качество печати, но и удобство работы и расход краски. В каталоге компании «ТампоМеханика» можно найти все виды ракелей известного бренда APOLAN International:
Продукция американской марки востребована во всем мире благодаря высоким стандартам качества. Выбирайте ракельное полотно любого типа, жесткости и размера.
Ракельные полотна для трафаретной печати
Наиболее популярны полотна из полиуретана, синтетического пластика, в равной мере применяемого на автоматических и полуавтоматических трафаретных станках. Несмотря на высокую стоимость, он намного выносливее к истиранию, выдерживает длительные воздействия агрессивных химических веществ. Большинство разновидностей полиуретана, используемых в трафаретной печати — изготавливаемые из дифенилметандиизоцианата (МДИ) материалы. Причина их использования — самая высокая, среди продуктов этого типа, химическая и механическая стойкость.
Твёрдые и мягкие
Главная задача при выборе ракельного полотна — установление его твёрдости, требуемой для конкретной работы. Измеряется она специальным прибором — твердомером (в буквальном переводе с англ. — дюрометром) по шкале Шора А, располагаясь в диапазоне 50–95 единиц. Условно, к мягким ракелям можно отнести полотна с твёрдостью 60, к средним — 70, к твёрдым — 80, к полотнам высокой твёрдости — 90 единиц.
Наибольшей популярностью, независимо от типа работ, пользуются ракели со средней твёрдостью 70 единиц Шора А, обеспечивающие качественный перенос красочной плёнки на материал. Тем не менее, на выбор твёрдости сильное влияние оказывает тип краски: более агрессивные, например, сольвентные или УФ-отверждаемые способствуют износу ракеля больше, чем стандартный пластизоль или водные краски. Чем жёстче ракельное полотно, тем оно устойчивее к растворителям. Чтобы предотвратить деформации, используйте более твёрдые полотна.
Затруднить выбор ракеля может тип используемого печатного оборудования. У жёстких полотен коэффициент трения ниже, и они меньше подвержены истиранию. Полотна высокой жёсткости рекомендуются при большой скорости в автоматических машинах: в процессе печати их износ ниже. Более мягкие используются при низком давлении и малом коэффициенте трения, т.е., в основном, на ручных станках. Зависит жёсткость ракельного полотна и от печатаемого сюжета. Мягкие ракели переносят более толстый слой краски, чем твёрдые, поэтому рекомендуются при печати плашечных работ. Для растра больше подойдут жёсткие, продавливающие сквозь сито небольшое количество краски.
При печати растровых работ очень важно настроить давление нажатия и установить ракель под углом 75°, иное его значение приведёт к большему переносу краски на запечатываемый материал, растровые точки будyт воспроизводиться нестабильно.
Большинство производителей маркируют ракельные полотна цветом, меняющимся в зависимости от их жёсткости. Например, одна из версий: 60 Шор A — прозрачный, 70 Шор A — зелёный, 80 Шор A — красный, 90 Шор А — молочно-матовый. К сожалению, стандартов цветовой разметки не существует.
Одно из самых больших новшеств в технологии ракельных полотен за прошедшие 15 лет — совмещение в одном ракеле полотен разной жёсткости, позволяющее формировать двух- и трёхслойные полотна, резко улучшающие качество трафаретной печати. Работая с однослойным ракелем, при снижении качества передачи краски, печатники увеличивают давление на него, чтобы сгладить изъяны и неровности. Но при этом лезвие изгибается. Избежать этого можно с помощью многослойных и композитных (со стекловолоконной вставкой) ракельных полотен, исключающих изгибы и обеспечивающих постоянство угла атаки. В многослойных ракелях по краям — более мягкий материал (60 или 70 Шор А), в центре более твёрдый (90 Шор А). Итог — прочная армирующая середина не позволяет ракелю изогнуться при увеличении давления. При выборе полотна следует учитывать, что у двухслойного ракеля лишь две рабочих грани (в отличие от однослойного и трёхслойного) и он дороже, чем однослойный. У трёхслойного, как и однослойного, — четыре грани, он стабильнее в работе, но стоит больше, чем двухслойный и однослойный.
Ракели — анфас и в профиль
Толщина передаваемого ракелем слоя краски, зависит от типа его профиля. Среди предлагаемых на рынке профилей — прямоугольный; с V-образной заточкой; с полукруглым краем; с односторонней заточкой; с двух и трёхслойной заточкой; композитный со стекловолоконной вставкой. Прямоугольный — самый распространённый в трафаретной печати, позволяет печатать на плоских и цилиндрических поверхностях. Профиль с закруглённым краем, как правило, используют в текстильной промышленности и там, где необходим большой перенос краски. Типичные сферы применения скошенных лезвий (V-образный и с односторонней заточкой) — печать по скруглённым поверхностям. Двух и трёхслойные ракели (70\90 или 70\90\70) удобны тем, что при нажатии не происходит изменения их угла атаки, а перенос краски полностью выполняет кромка твёрдостью 70 ед. по шкале Шора А.
Обслуживание и хранение
При работе с агрессивными красками, во избежание впитывания краски в ракельное полотно, каждая его сторона не должна использоваться более 4 часов. И не следует продолжать работу с полотном после того, как оно начнёт крошиться. Деформация и размягчение — последствия слишком долгого нахождения ракеля в краске. Отработанный ракель вытащите из держателя и протрите очистителем, удалив все остатки краски. Повторное использование — только по истечении 24–48 часов. Хранение ракельных полотен из полиуретана — в сухом прохладном помещении. Поскольку продажа полотен осуществляется в бухтах (катушках), а иногда и в виде «нарезки», скрученное полотно нужно сразу распрямить, разложив на столе или повесив на стену.
Ракельное полотно что это
|