Ралли что это такое
Все о ралли для зрителя (советы, термины, безопасность)
В прошлый раз я обещал дать подсказки и рассказать, что лучше зрителям и как себя вести. Более того написал кратко все необходимое, чтобы быть в «теме».
Буковок много, но надеюсь Вам будет интересно!
Спрашивайте, поправляйте если что не написал, ну и говорите чтобы Вы хотели еще знать или что Вам не совсем ясно!
Часть 1. БЕЗОПАСНОСТЬ:
Это основополагающее. Каждый зритель должен понимать что он должен быть в безопасности и сохранять безопасность экипажам, т.е. не провоцировать на резкое изменения траектории, поскольку это очень опасно в виду того что пилот экипажа едет на пределе и рассчитывает преодолеть поворот на максимально возможной скорости по оптимальной траектории. Смещение этой траектории может привести к вылету. Соответственно нужно находится на безопасном расстоянии от трассы и в случае необходимости, при вылете машины, должны подготовить путь отхода (куда можно отпрыгнуть, сместиться или за что спрятаться). Нужно всегда быть предельно внимательным, поскольку машина вылетает с трассы почти всегда внезапно.
Если же Вы собрались фотографировать и быть максимально близко к трассе, то обязательно оденьте яркую одежду, крайне желательно специальный жилет яркого цвета со световозвращающими вставками.
Не забывайте и о помощи вылетевшим экипажам и предупреждения сзади идущих экипажей об опасности. Если раллийный экипаж попал в сильную аварию, обязательно окажите помощь по следующему алгоритму: если дорога частично или полностью перекрыта, либо сохраняется опасность повторного вылета, примите меры к предупреждению и снижению скорости сзади идущих (перед поворотом в котором или после которого было происшествие), сохраняя меры безопасности. Затем, если экипаж не может выбраться, прежде всего отключите электрику машине. Как правило на капоте с соответствующим обозначением есть специальный рычажок, который нужно вытянуть или повернуть. После этого окажите необходимую помощь!
Часть 2. ЧТО ТАКОЕ РАЛЛИ, ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ПРИНЦИПЫ, ЧТОБЫ БЫТЬ В «ТЕМЕ»:
Классическое ралли или ралли 1-й категории – это автоспортивное соревнование на легковых автомашинах, подготовленных согласно требований, проходящее по дорогам общего пользования, специальные скоростные участки которого перекрытым на время соревнования.
Участникам ралли необходимо безошибочно пройти маршрут ралли с минимально затраченным временем на прохождение специальных участков.
Канал – общая совокупность участников, проходящих маршрут ралли.
Первый водитель, он же пилот, который управляет раллийной машиной.
Второй водитель, он же штурман, это глаза пилота, без которого пройти быстро и точно ралли не возможно! Задач у штурмана очень много, но основополагающая – это запись стенограммы под диктовку пилота во время ознакомления со специальными участками и чтение во время самой гонки.
Убор – уход машины с трассы, авария.
Уши – вылет машины с трассы, сопровождающийся переворотом через крышу.
Разложить – разбить или сильно повредить машину, когда машина не может продолжать движение.
Сход – констатация того, что экипаж не может продолжить гонку по какой-либо причине.
Стенограмма – это письменное обозначение трассы путем символов и иных знаков, описывающих повороты и особенности ее прохождение. Стенограмма пишется накануне гонки во время ознакомления и читается уже во время своей гонки.
ДОП, СУ – скоростной специальный участок.
Карнет – карта, выдаваемая экипажем, где вносятся отметки судьями о пройденном маршруте ралли и времени прохождения.
Дорожная книга – специальная книга, выдается участникам, в которой имеется вся необходимая информация о прохождении маршрута ралли, ее особенностей, а также времени возможного ознакомления.
Рукогон – руководитель гонки.
Овощ – раллийный зритель (это не обидное название).
Омологация – запчасти, машина целиком или экипировка, прошедшая тесты на соответствие безопасности, предъявляемые ФИА и имеющие соответствующую отметку.
РАФ – Российская Автомобильная Федерации, которая является куратором проведение всех автомобильных соревнований в России, дающее право проведение и принимающее меры к безопасности проведения.
ФИА – Международная Федерация Автоспорта (головной штаб во Франции).
Лицензия – разрешение на допуск и право участия в соревнованиях спортсменов. Является международной и имеет размеры, сопоставимые со свидетельством регистрации транспортного средства.
ТИ – техническая инспекция, т.е. проверка на безопасность и соответствие предъявляемым требованиям.
Секция – лимитированное прохождение маршрута ралли до регруппинга, либо финиша ралли.
Затычный поворот – поворот, который необходимо пройти с минимальной скоростью.
Шпилька — поворот дороги, трассы ралли, порядка 180 градусов.
Ретардер — искусственно созданное припятствие на прямом участке дороги, для снижения скорости путем его объезда.
Финиш ралли – полное прохождение маршрута ралли, по результатам которой сдается карнет.
Регруппинг – временной перерыв между секциями ралли во время которого подводятся итоги пройденных СУ, а также перегуппируется канал в зависимости от быстроты прохождения (чем быстрее экипаж тем ближе к началу, соответственно первый после регруппинга стартует экипаж, показавший лучший результат по итогам секции). Кроме того во время регруппинга дается возможность обслуживания и дозаправки спортивной техники.
Национальные классы подготовки машин согласно регламента и соответствующей документации:
«1600Н» — машины с приводом на одну ось, имеющие объем до 1600 см. куб.
«2000Н» — машины с приводом на одну ось, имеющие объем до 2000 см. куб.
«4000Н» — машины имеющие объем более двух литров, а также машины попадающие в этот класс из-за коэффициента начисляемые за турбонаддув. Основные житель этого класса являются полноприводные ВРХ, СТИ, ЭВО.
Раллийный зритель, он же овощ, отличается от каких-либо других зрителей. Он должен сам заботиться о том, чтобы было хорошо, сытно, тепло и весело. Трибуны не для него, если они вообще есть, что бывает крайне редко.
Главное правило овоща – одеться тепло, практично и в ту одежду, которую не жалко испачкать. Не редко можно испачкаться, проходя по оврагам и лесам, помогая вытолкать машину, а иногда чтобы отпрыгнуть от вылетевшей машины, если место выбрано неправильно.
Второе правило – приехать заранее и выбрать наиболее подходящее место, где можно будет увидеть много интересного. Каждому по душе свое – кому большое количество видимой трассы, кому скоростные связки, кому затычные повороты, но наиболее опытные овощи выбирают опасные места, где максимально возможен убор с трассы. Выбор наиболее интересных точек приходит с опытом. Но тем не менее всегда можете сориентироваться исходя из дорожных реалий где с какой скоростью будет ехать тот или иной экипаж, как проходить поворот, а где всеми колесами отрываться от земли.
Третье правило – нужно быть сытым и довольным, а для этого не возбраняется собраться компанией, прихватить с собой шашлычок (но соблюдать меры пожарной безопасности (только в мангале), быть бережным к природе и ни в коем случае не опускаться до свиньи, т.е. не оставлять мусор). Ну а если без шашлыка, то возьмите горячие напитки в термосе, бутерброды и прочую не хитрую закуску.
Четвертое правило – ралли это рай для любителей фото и видео. Но не забывайте им делиться на соответствующих форумах и конференциях, например, сейчас наиболее популярный форум у раллистов – это ралли-зона (forum.arclub.ru/index.php ).
Желаю Вам приятного просмотра.
Спешу напомнить, что Rally Masters Show состоится 19 апреля 2014 года, в Москве, в районе Крылатское (Крылатские холмы (велодорога) и гребной канал)!
Подробнее в предыдущей теме: www.drive2.ru/users/koph/blog/1026589/
Предварительное расписание мероприятия:
10:30 Открытие зрительских зон на Велодороге и на трибунах Гребного канала
11:00 Торжественное открытие соревнования. Представление экипажей. (Гребной канал)
12:00 Старт первого экипажа. СУ1 (Гребной канал)
12:16 Старт первого экипажа. СУ2/3 (Велодорога)
с 12:30 1-й Сервис (обслуживание машин после СУ1, СУ2, СУ3). (Гребной канал)
13:15 Старт первого экипажа. СУ4 (Гребной канал)
14:30 Старт первого экипажа. СУ4 (Велодорога)
с 15:10 2-й Сервис (обслуживание машин после СУ4, СУ5, СУ6). (Гребной канал)
Ожидаемое время финиша первого экипажа. (Гребной канал)
17:00 Награждение на территории ОУСЦ «Крылатское» (Гребной канал)
С уважением к Вам и помните, ралли эта та болезнь, которая прогрессирует, не диагностируется медициной и лучше которой, вряд что-либо существует!
Ралли
Содержание
История
Довоенные годы
Это событие стало началом периода дорожных гонок между городами во Франции и других европейских странах. В этот период появились многие правила, существующие и сегодня: раздельный старт гонщиков, контрольные точки на трассе, дорожные заметки и легенды, продолжительная езда по обычным, в основном гравийным дорогам, в любую погоду и в любой сезон. В ралли встречаются и водные броды и узкие участки трассы, проходящие по улочкам населенных пунктов.
В апреле и мае 1900 года Автомобильный клуб Великобритании (предшественник Королевского автомобильного клуба) организовал Заезд Тысячи Миль, 15-дневное мероприятие, связавшее крупнейшие города Великобритании, для продвижения этого нового вида транспорта. В заезде приняло участие семьдесят автомобилей. Им предстояло преодолеть тринадцать этапов длиной от 43 до 123 миль с максимально разрешенной скоростью в 12 миль/ч (19 км/ч), а также пройти шесть спецучастков (подъёмы в гору и скоростные заезды). В периоды отдыха и остановок автомобили выставлялись на обозрение общественности.
В 1905 году в действие вступила и Франция, когда L’Auto организовала Coupe de l’Auto: среди участников были Peugeot Lion, Sizaire-Naudin, ISOTTA Fraschini, Bugatti Type 13.
В Великобритании, тем временем, в 1902 году Шотландский Автомобильный Клуб положил начало ежегодным гонкам. В 1908 году Королевский автомобильный клуб провёл международный 2000-мильный заезд автомобилей класса туринг, а в 1914 году провёл заезд легковых автомобилей. Тест был направлен на сравнение автомобилей и повышение уровня гонок.
Военные годы
В 1920-е годы многочисленные вариации альпийских ралли возникали в Австрии, Италии, Франции, Швейцарии и Германии. Наиболее заметными среди них были Alpenfahrt в Австрии, Coppa delle Alpi в Италии и Coupe Internationale des Alpes, организуемый совместно автомобильными клубами из Италии, Германии, Австрии, Швейцарии и Франции. Это мероприятие, проводовишееся с 1928 по 1936 годы, привлекало к себе пристальное внимание напряжённой борьбой за Glacier Cup в индивидуальном зачёте и Alpine Cup в командном зачёте. В борьбе за последний принимали участие британские команды Talbot, Riley, MG и Triumph и невероятно сильные и хорошо финансируемые команды из гитлеровской Германии — Adler, Wanderer и Trumpf.
Льежское ралли в августе 1939 года было последним крупным событием перед Второй мировой войной, в нём победили бельгиец Гинет Трасенстер на Bugatti и француз Жан Треву на Hotchkiss.
Послевоенные годы
Гонки уже не проводились по дорогам общего пользования, за исключением Италии, где подобное было запрещено после серьёзной аварии на ралли Милле Милья в 1957 году.
Вне Европы
В 1950 году Африка увидела первую гонку Méditerranée-le Cap длиной в 10000 миль (16000 км) от Средиземного моря до Южной Африки, проводившуюся до 1961 года, когда по политическим обстоятельствам её пришлось остановить. В 1953 году Восточная Африка увидела Coronation Safari, позже названное Ралли Сафари и включенное в список этапов Чемпионата мира по ралли, за которым последовало Ралли Марокко и Ралли Кот-д’Ивуар. В том же году стартовал и австралийский RedeX Round.
Ралли сегодня
Ралли стало очень популярным в Швеции и Финляндии в 1950-е годы, отчасти благодаря изобретению спецучастков — коротких участков маршрута, преимущественно гравийных в этих странах, вдали от жилья и движения, на которых шёл отдельный отсчёт времени. Эта идея распространилась и на другие страны.
Льежское ралли оставалось одним из самых бескомпромиссных и тяжелых вплоть до 1964 года, к этому времени в него вошли пустынные дороги Югославии и Болгарии, а сложность трассы стала просто нереальной. The Coupe des Alpes продолжалось до 1973 года, когда французские власти решили выбрать Tour de Corse этапом-представителем в Чемпионате мира по ралли.
Ралли Великобритания официально стало международным соревнованием в 1951 году, но законы Великобритании препятствовали гонкам на дорогах общего пользования. Это означало, что соревнования сводились к коротким испытаниям маневренности и прочим ограничениям, делающим соревнование непривлекательным для зрителей и участников. Но в 1961 году Джек Кемсли смог убедить Комиссию по лесоводству открыть сотни миль хороших извилистых гравийных дорог, и мероприятие стало одним из самых сложных и популярных этапов календаря Чемпионата мира по ралли. Сейчас оно называется Ралли Уэльса.
С тех пор характер мероприятий мало изменился. Растущие расходы на организацию соревнований и всё более актуальные вопросы безопасности сократили дистанцию гонок, число этапов и ночных заездов. Ралли действительно стало международным видом спорта.
Развитие раллийных автомобилей
Основные изменения касались автомобилей, профессионализации и коммерциализации спорта. Производители напрямую участвовали в автогонках с самого начала, и в 1973 году Международная автомобильная федерация создала Чемпионат мира по ралли для производителей.
До Второй мировой войны в гонках, как правило, принимали участие стандартные или почти стандартные автомобили, хотя были и исключения — диковинный Ford V8, созданный румынами для Ралли Монте-Карло 1936 года. Автомобили модифицировались лишь в части управления, торможения и подвески. Это снижало расходы и позволяло большему числу спортсменов принимать участие в гонках.
Но с ростом общественного интереса автопроизводители начали создавать специальные модели, так, например, British Motor Corporation представила Mini Cooper в 1962 году и его преемника Mini Cooper S в 1963 году. Вскоре после этого британское отделение Ford подрядило Lotus для создания топовой версии семейного автомобиля Ford Cortina, а в 1968 году представило Escort Twin Cam, одну из самых успешных раллийных машин той эпохи. Аналогично Abarth разработала «заряженные» версии родстеров Fiat 124 и Fiat 131.
Renault заказала небольшому производителю спортивных автомобилей Alpine переделать купе Alpine A110 в раллийный автомобиль, а также наняла команду квалифицированных водителей. Затем в 1974 году появилась Lancia Stratos, первый автомобиль, изначально спроектированный для раллийных гонок. Производители обошли правила FISA (прежнее название FIA), собрав некоторое число автомобилей для повседневной езды.
В 1980 году немецкий автопроизводитель, в то время ещё не известный публике, представил довольно габаритную и тяжёлую версию своего семейного купе с установленным пятицилиндровым двигателем в 2,1 литра объёмом, турбонаддувом и полным приводом. Так появился Audi Quattro. Международные правила запрещали полный привод, но FISA согласилась изменить правила. Quattro стал побеждать на снежных, ледовых и гравийных трассах, а в 1983 году он принёс Ханну Микколе звание чемпиона мира по ралли. У других производителей не было полноприводных моделей для полноценного ответа, поэтому FISA была вынуждена изменить правила и создать отдельную группу B. В ней разрешалось гораздо сильнее модифицировать автомобиль, и так началось поколение гоночных суперкаров с облегчённым каркасом, полным приводом и мощностью до 600 л.с (450 кВт), наиболее известными среди которых стали Peugeot 205 T16, Renault 5 Turbo, Audi Sport Quattro S1 и Lancia Delta S4.
Пилоты
Большинство пилотов 1950-х годов были любителями, мало или совсем не оплачиваемыми, возмещающими свои расходы призовым фондом. Затем в 1960 году появились первые суперзвёзды (которым начали полностью оплачивать гонки) — одним из них был швед Эрик Карлссон, управлявший Saab-ом.
Виды ралли
Существуют два основных вида ралли: по специальным трассам и дорогам общего пользования. Начиная с 1960-х годов гонки по специальным трассам стали профессиональным направлением спорта. Они проводятся на скоростных дорогах, закрытых от общего движения. Этими дорогами могут быть как асфальтированные горные перевалы, так и сложные лесные тропы, как снежные и ледовые трассы, так и жаркие пустыни. Захватывающие и непредсказуемые гонки, а также близость гоночных автомобилей серийным моделям привлекают значительный общественный интерес, особенно в Европе, Азии и Океании.
Ралли по дорогам общего пользования появилось раньше и проводится по обычным шоссе, а упор делается не на скорость, а на точность расписания и навигации и надёжность автомобиля в длинных и сложных заездах. Сегодня это обычно соревнования любительского разряда.
Ход гонок
Ралли уникально в плане выбора места и времени гонок. Заезды проходят на любом покрытии и при любых условиях: асфальт, гравий, снег и лёд, а иногда и всё вместе в одной гонке. Гонки проходят в любом месяце года, при любых климатических условиях. Поэтому раллисты должны быть настоящими асами. Из-за того, что водители, в сущности, не знают то, что ожидает их впереди, из-за меньшей тяги на грунтовом покрытии, из-за особенностей гоночных машин, раллисты допускают гораздо больше ошибок, чем гонщики-кольцевики, регулярно вылетая с трассы.
Типичная гонка состоит из спецучастков (до 50 километров), когда фактически и идёт борьба, и «перегонных этапов», когда автомобили должны добраться до следующего этапа. Этим и отличаются раллийные автомобили от других гоночных машин — они сохраняют право движения по дорогам общего пользования. Некоторые гонки содержат «суперспецучастки», когда два автомобиля идут по параллельным дорожкам (причём сам участок довольно небольшой, и обычно умещается в пределах футбольного стадиона), наглядно показывая борьбу гонщиков. Эти этапы, высмеиваемые некоторыми, становятся все более популярными. Победителем становится гонщик, показавший наименьшее суммарное время на суперспец- и спецучастках.
Штурманы и стенограмма
Стенограмма является уникальной и важной частью ралли. Телевидение периодически показывает зрителям штурмана, читающего стенограмму по внутренней связи. В стенограмме подробно описан маршрут, что позволяет водителю заранее приготовиться к поворотам и трамплинам.
Во многих ралли, в том числе на Чемпионате мира по ралли, водителям позволяется заранее ознакомиться с трассой для создания стенограммы. Во время этой рекогносцировки водитель сообщает о поворотах и прочих дорожных условиях, а штурман записывает всё в стенограмму. Во время гонки штурман будет читать её по внутренней связи, позволяя водителю проехать трассу как можно быстрее.
Раньше предварительное ознакомление с трассой также было запрещено, штурманы пользовались картами, предоставляемыми организаторами. Точный же маршрут зачастую оставался секретом до дня гонки. Современные же гонки тяготеют к тщательной подготовке, предварительной рекогносцировке, что вызвано значительно возросшей конкуренцией: стенограмма позволяет водителю планировать свой маршрут, повышая скорость и безопасность прохождения гоночного этапа.
Значение слова «ралли»
РА́ЛЛИ, нескл., ср. Спорт. Спортивное соревнование на специально подготовленных автомашинах или мотоциклах. Автомобильное ралли.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
ра́лли
1. разновидность авто- и мотогонок, где надо как можно быстрее проехать по перекрытым общедоступным дорогам от старта к финишу ◆ Эдуард Николаев выиграл ралли «Шёлковый путь» в классе грузовиков.
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.
Насколько понятно значение слова чернь (существительное):
Ассоциации к слову «ралли»
Синонимы к слову «ралли»
Предложения со словом «ралли»
Сочетаемость слова «ралли»
Понятия со словом «ралли»
Отправить комментарий
Дополнительно
Предложения со словом «ралли»
Претенденты должны иметь сертификаты Mercedes, BMW, General Motors, а также справки об участии в крупных международных ралли не более чем двухлетней давности.
Если иррационально мыслящие инвесторы зарабатывают кучу денег, покупая акции во время ралли, а рациональные инвесторы, продавая акции в короткую, проигрывают последние штаны, тогда кто из них рационален, а кто нет?
Они показывают, что медведи очень сильны и что даже в случае начала ралли они, скорее всего, толкнут цены к более низкому минимуму или протестируют текущий.