Рапорт это в психологии что это
Что такое раппорт в психологии, и как им пользоваться?
Уметь смотреть с человеком в одну сторону может далеко не каждый. Однако некоторым это удается с помощью раппорта. Под термином «раппорт» подразумевают принцип, когда человек взаимодействует с оппонентом, образовывая единую систему. В данной статье вы узнаете, что является раппортом в области психологии, и как его использовать.
Что такое раппорт?
Наличие рапорта не говорит о том, что у людей появились одни мысли и движения на двоих. Это лишь говорит о том, что все они делают согласованно. Впервые термин rapport появился в 18 веке. По мнению австрийского врача Франца Месмера, раппорт является установленным физическим и интеллектуальным контактом двух людей.
Сферы применения раппорта
В современном понимании раппортный контакт несколько отличается от толкования Франца Месмера. Его активно применяют в НЛП, гипнозе и психоанализе. Научившись устанавливать данный контакт, человек может оказывать влияние на окружающих. Именно благодаря этому раппорт можно использовать во многих сферах.
Доверие
Умея налаживать контакт с людьми, вы способны создавать хорошие отношения. Это касается даже общения между продавцом и покупателем. При создании хороших отношений возникает доверие, что свидетельствует о гармонии в отношениях. Секрет создания доверия по отношению к себе кроется в формировании субъективного опыта человека.
Сознательным доверием является личный опыт индивида. Таким образом он может доверять очень близким людям и друзьям, которых знает уже не один год. Может быть и такое, что ваше общение с незнакомцем также может вызвать доверие. Однако это происходит в случае, если вы располагаете о нем достоверной информацией.
Бессознательное же доверие, в отличие от сознательного, основывается исключительно на чувствах индивида. Невозможно создать хорошие отношения без присутствия эмоций. Вам повезет, если вы встретите интересного человека. Если же оппонент будет скучным, вам потребуется больше времени и умения, чтобы найти с ним общий язык. Для возникновения бессознательного доверия необходимо приложить усилия.
Подстройка
Возникновению раппорта можно способствовать через подстройку, копируя поведение другого человека. Подстройка имеет синоним — присоединение. Для создания межличностной эмпатии используется вербальная и невербальная коммуникации, при этом слова занимают наименьший процент при построении доверительных отношений. В большей степени на них влияют голос и язык тела. Таким образом более чем 90% информации человек получает от невербального общения.
Невербальная подстройка
Обычно люди в процессе общения всегда думают над тем, что сказать, но упускают важный момент. Тем не менее, гораздо важнее не то что вы скажете, а то, как вы это сделаете. Благодаря голосу и языку тела оппонент способен понимать, что конкретно вы ему хотели сказать.
В связи с этим люди стараются не обращать внимания на поведение собеседника, если оно не выходит за рамки приличия. Особое внимание во время беседы уделяется словам, которые часто оцениваются критично. Чтобы подобного не происходило, следует знать несколько приемов, описание которых представлено ниже.
Невербальная подстройка по телу
Подобный прием является очень простым в исполнении. Вам потребуется всего лишь копировать позы человека. Конечно, не следует вести себя словно в цирке, копируя абсолютно все, но начать можно с наклона корпуса и поворота головы. Далее можно попробовать копировать жесты собеседника в то время, когда вы начнете говорить. Стараться повторить жесты, когда говорит оппонент, — не очень хорошая идея, ведь он может заметить это, что приведет к отрицательному эффекту.
Невербальная подстройка по ритму
Также существует подстройка по дыханию, которая является более сложной. Стараясь дышать как собеседник, вам необходимо учитывать интенсивность и глубину дыхания. Обычно человек начинает говорить на выдохе, поэтому если ваш собеседник говорит какую-то фразу, вы тоже смело можете выдыхать. Следует отметить, что мужчины для дыхания чаще используют живот, а женщины — грудную клетку. Если человек испытывает эмпатию по отношению к собеседнику, он автоматически начинает чувствовать внутренние ритмы.
Невербальная подстройка по голосу
Не менее важным в общении является подстройка по голосу. Если вы видите, что человек говорит медленно и спокойно, то будет не слишком правильно общаться на повышенных тонах или тараторить без остановки. В данном случае собеседник просто не услышит вас, что очень быстро приведет к концу диалога.
Общаясь с людьми, старайтесь разговаривать с ними на равных. Если ваш оппонент говорит тихо и медленно, в данном случае лучшим вариантом станет именно такой темп разговора. А чтобы научиться лучше строить коммуникации в личной жизни и на работе, рекомендуем пройти курс Викиум «Эмоциональный интеллект».
Раппорт — техника влияния и внушения доверия
Раппорт в психологии – это особенное состояние специфического контакта между людьми, достижение которого характеризуется высокой степенью доверия и взаимопонимания. Определить его можно по установке близких отношений, основывающихся на эмоциональной и интеллектуальной общности. Люди, объединенные раппортом, пребывают на одной волне и движутся в одном направлении.
Иногда в сообществах такая связь образуется естественным путем в ходе длительного общения одного круга людей. Но существуют также специальные способы установки раппорта, помогающие оказывать влияние на людей и происходящее. Они помогают вызвать у собеседника желание доверять и следовать за вами.
Использовать раппорт можно по-разному: для общего блага или для достижения личных целей. Причем в последнем случае, если они не наносят вреда другому человеку, ничего плохого в применении раппорта нет. Он лишь помогает ускорить выход общения на более продуктивный уровень.
Где применяется раппорт
Установка доверительных отношений широко используется в психоанализе для повышения эффективности взаимодействия с клиентом. Она помогает устранить многие барьеры, препятствующие его расслаблению на приеме. В гештальт-терапии раппорт помогает специалисту глубже изучить проблему человека и лучше донести варианты ее решения.
Отдельно стоит отметить роль раппорта в использовании гипноза. Установка такого контакта предусматривает погружение человека в особый сон, во время которого наблюдается общее торможение коры головного мозга. Человек перестает реагировать на любые возбудители, кроме голоса гипнотизера. Для его восприятия остается всего один очаг возбуждения. С физиологической точки зрения его рассматривают в качестве зоны или точки раппорта.
Также особое место раппорт занимает в нейролингвистическом программировании. Здесь он может служить разным целям:
В основе использования раппорта в НЛП лежит подстройка под особенности типа восприятия собеседника (визуального, слухового или кинестетического). Требуют тщательного анализа манеры поведения и эмоционального состояния, а также отслеживание предикатов. Последние представляют собой слова и выражения, отражающие способ восприятия окружающего мира. Например, визуалы как будто рисуют картинку словами. Поэтому в их речи преобладают описания оттенков, форм и положений предметов в пространстве.
Инструменты для настройки раппорта
Успешное применение раппорта в жизни далекими от науки людьми предполагает использование знаний НЛП. Основным здесь, как уже было упомянуто выше, является метод подстройки для установления раппорта. Изучив особенности восприятия информации собеседником, доносите информацию удобным ему путем. Например, в беседе в визуалом уделите внимание образам. Это поможет максимально быстро наладить контакт. А чтобы вызвать у него желание доверять и следовать за вами, используйте три простых, но эффективных инструмента.
Инструменты для достижения раппорта | Особенности реализации |
---|---|
Безусловное принятие | Один из ключевых барьеров в общении – страх быть неправильно понятым или осужденным. Предоставьте человеку свободу в отношениях с вами. Каким образом? Не критикуйте, откажитесь от категоричности и резких высказываний. Проявите готовность принимать его в любом эмоциональном состоянии и разделяйте его настроение. |
Невербальные сигналы | На бессознательном уровне во время взаимодействия мы анализируем жесты и мимику собеседников. Некоторые из них пугают или настораживают, другие – расслабляют и дарят спокойствие. Приятные ощущения возникают, когда человек похож на нас. Поэтому во время разговора копируйте его манеру поведения. Например, повторите позу или жест. Делайте это мягко и расслабленно, иначе это будет выглядеть обычным кривлянием. |
Вовлечение в беседу | Помимо учета особенностей восприятия информации другим человеком, обратите внимание на его интересы и стиль мышления. Выдерживайте комфортный для него темп речи и приводите метафоры, которые будут ему понятны. Вовлекайте в диалог с учетом волнующих его тем. Проявляйте искренность. |
Дополнительные рекомендации специалистов
Чтобы быстрее и эффективнее установить раппорт с разными людьми, важно также развивать дополнительные навыки. Они помогут расширить кругозор и гибко действовать при любых обстоятельства, обращая их в свою пользу.
Слушайте внимательно
Откажитесь от видимости участия в разговоре — это легко улавливается на бессознательном уровне. Тренируйтесь погружаться в беседу полностью. Обязательно демонстрируйте свое участие уместными вопросами или фразами.
Много читайте
Обладая знаниями в разных сферах жизни, вам легко будет поддержать любой разговор. Наполняйте мозг познавательными фактами, новыми открытиями. Не отказывайтесь от художественной литературы. Образы персонажей отражают наблюдения за людьми разного склада и помогают лучше понимать особенности взаимодействия с ними.
Следите за состоянием
Приучите себя обращать внимание на темп речи собеседника, цвет кожи и частоту дыхания. Они могут многое поведать о его истинном состоянии. Со временем неосознанно вы сможете чувствовать сомнения, страх или поиск покровительства. Это поможет сформировать обратную связь, действительно необходимую человеку, чтобы получить его доверие.
Копите и перенимайте опыт
Наблюдайте за поведением людей в общественном транспорте, в магазине или кинотеатре. Изучайте манеры поведения разных ораторов и игру актеров. Все это разнообразит внутренний опыт, поможет переключиться с книжной теории на практику и лучше чувствовать настроение другого человека.
Обращайте внимание на схожести
Не игнорируйте свою похожесть на другого человека, а используйте для борьбы со страхом сближения. Именно он часто выстраивает стены во взаимоотношениях. Внимательно выслушивайте собеседника, отмечайте одинаковые заботы или увлечения. Они станут всегда уместным и желанным поводом для общения.
Заключение
Раппорт в психологии требует сложных знаний для эффективной помощи клиенту. Но его основы для использования в повседневном общении не требуют трудоемкого изучения физиологии и других наук. Приведенные в статье советы и инструменты помогут каждому настроить собеседника в свою пользу, заручиться его поддержкой и доверием.
Раппорт в психологии или как влиять на других людей
Раппорт в самом общем смысле — это эмоциональная и интеллектуальная связь между людьми, основанием которой служат глубокое взаимопонимание и симпатия. Впервые термин «раппорт» стал употребляться в физике в XVIII веке, откуда и был позаимствован Францом Месмером — австрийским врачом, доктором медицины и создателем учения о животном магнетизме.
Сферы применения раппорта
Разумеется, современное понимание раппорта отличается от месмеровского, однако полностью совпадает с ним в сути процесса: в психоанализе, гипнозе и НЛП раппортом называют установление близкого контакта между людьми. Главная особенность этого контакта заключается в возможности влиять на других людей, в связи с чем у раппорта достаточно широкий спектр применения.
Влияние, которого можно добиться через раппорт, бывает разным. В гипнозе такой контакт будет односторонне доминирующим (гипнотизируемый находится в полной власти гипнотизера), в психоанализе — корректирующим (психоаналитик помогает своему пациенту), а в НЛП — прагматическим (один человек использует методы достижения раппорта, чтобы добиться определенной цели в отношении другого, будь то просто продление общения или конкретные результаты). Но в любом случае раппорт подразумевает воздействие одного человека на другого. Различаются лишь цели его, степень гуманности того, кто воздействует, и осведомленности «объекта» в том, что на него хотят повлиять.
В следующих материалах мы рассматриваем различные методы установления раппорта:
При этом сразу отметим, что данным инструментом надо пользоваться очень аккуратно. В умелых руках раппорт может стать влиятельным способом воздействия. С другой стороны, если вы будете знать методы установления раппорта, то сможете почувствовать, когда кто-то будет пытаться оказать непрошеное влияние именно на вас. И в таком случае вы будете знать, как противостоять подобным попыткам. Если вас интересует более широкая тема – как бороться с гипнозом, – обратитесь к соответствующей нашей статье.
Раппорт в Психологии – Что Это?
Рассматриваем, что такое раппорт в психологии. Определение, описание и примеры действия раппорта. Советы по взаимодействию с собеседником при раппорте.
Во время общения люди дарят друг другу восторг, радость, удовольствие, а иногда – разочарование и оскорбление. В большинстве случаев такие эмоции взаимные: говорят, что собеседники поладили, установили контакт, пришли к общему мнению. Последние характеристики свидетельствуют о появлении особого чувства, объединяющего людей.
Соответственно, Раппорт в психологии – это возникновение комфортной обстановки для двоих собеседников, ощущение взаимного доверия, понимания и эмоциональной связи.
Рассмотрим это определение детально далее.
Для того, чтобы добиться успеха в жизни, необходимы следующие четыре вещи.
Во-первых, быть в согласии с собой и миром, то есть признавать то, что существует, не обязательно пытаясь это изменить (РАППОРТ).
Во-вторых, знать то, что вы хотите, иметь ясное представление о предполагаемом результате в любой ситуации (РЕЗУЛЬТАТ).
В-третьих, быть внимательным и держать свои чувства открытыми, для того чтобы заметить, что вы движетесь к результату (ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ).
В-четвёртых, иметь достаточно гибкости, чтобы настойчиво изменять свои действия до тех пор, пока вы не получите то, что хотите (ГИБКОСТЬ).
Сергей Ковалёв. Восточная версия нейропрограммирования, или учебники умения жить.
Основное понятие и определение раппорта
Состояние раппорта возникает между людьми при коммуникации, когда стремительно повышается степень взаимного понимания, симпатии, благосклонность.
Метафора такого пребывания – результат резонанса. В начальный момент совпадения частот отдельных источников стремительно увеличивается амплитуда колебаний.
Такой же процесс происходит в коммуникации людей. Как только собеседники находят общие моменты (их количество неограниченно), то результативность общения многократно увеличивается. Чем больше пересечений, тем сильнее влечет людей друг к другу, тем более они смогут повлиять один на другого. Эту закономерность можно применить сознательно для воздействия на людей.
Иными словами, определение раппорта следующее: это физическая, эмоциональная и духовная связь между собеседниками.
Важно!
Навык устанавливать раппорт в некотором смысле означает умение руководить людьми.
Чаще всего комфортное состояние для собеседников является естественным. Но при желании его можно создать искусственно, двигаясь от следствия к истокам.
В первом случае, вначале возникает обоюдная симпатия. Со временем люди начинают обмениваться отдельными словами и жестами. В результате общение переходит в приятную атмосферу, бессознательно возникает взаимное уважение. Следствие: приятное и сердечное общение, высокая степень доверия к иному человеку (как к себе).
В случае движения от следствия к причинам следует перенять стиль поведения человека, одеть на себя соответственную маску. Через некоторое время, при помощи навыков и таланта, удастся установить прочный раппорт.
Примеры раппорта
Тесная взаимосвязь людей наблюдается в разнообразных сферах жизненной деятельности.
Часть людей может легко создавать раппорт с совершенно случайными собеседниками. Но есть и такие, кому сложно контактировать с людьми. Существуют убеждение, что умение оперативно находить контакт – качество врожденное. Исходя из другого мнения, такой полезный навык возможно освоить и при необходимости применять в жизни.
Как создать раппорт
Внимание!
Важно понимать механизм создания, а также поддержания раппорта: это происходит в результате сознательного увеличения общих интересов на эмоциональном и физическом уровнях общения с человеком.
Методы установления доверительных отношений
Практические рекомендации
Чтобы установить раппорт в психологии, необходимо правильно выбрать определенный метод подстройки. Последний значительно зависит от начальной близости участников, ситуации и задач коммуникации. Немалую роль играют и задействованные в раппорте личности.
Каждый способ имеет свои недостатки и достоинства. Для достижения желанного результата иногда требуется применять несколько методов подстройки или их комбинации.
Интересно, насколько сложно обыкновенному человеку (без врожденных коммуникативных способностей) научиться устанавливать раппорт для достижения определенных целей. Поделитесь, пожалуйста, своим опытом!
Обновлена: 28.04.2020, 23:00 Количество слов: 913 Время на чтение: 5 мин.
Распечатать
Спасибо авторам за эту статью, которую уже прочли 6 119 раз!
Спасибо нашим читателям, которые пока не оставили ни одного комментария, но уже оценили статью 9 раз!
НЛП. Раппорт и подстройка
Как вызывать доверие и достигать понимания в общении с людьми.
Этот материал можно использовать как в познавательных целях, так и в целях обучения.
Взаимоотношения между людьми, основываются на отработанных веками психологических механизмах, знание которых позволяет управлять процессом.
Вы начали общаться с другим человеком.
Его отношение к вам и к тому, что вы говорите, можно описать двумя группами критериев:
Очевидно, мы хотим общаться с людьми, которые соответствуют первой категории.
Иногда, нам встречаются они, иногда другие.
До изучения НЛП мы говорили в обоих случаях примерно так — ну, такой он человек, что поделать/и это прекрасно.
Другими словами, мы думали, что его отношение к нам зависит от каких-то обстоятельств в окружающем мире, и мы на это почти не влияем.
Попался нам клиент из второй категории — он такой, что поделать.
Или вот, был человек всегда в общении с нами из первой категории, а сегодня как-то больше перешёл во вторую. Ну, видимо, у него такой день.
Мы не управляли этим никак. Хотя я не настаиваю.
Позволим себе маленькое отступление в нейрофизиологию.
Наш мозг просто усыпан особыми клетками, которые называются — зеркальные нейроны.
Что же они зеркалят?
Учёные выяснили, что эти нейроны начали появляться у обезьян в то время, когда они начали использовать простейшие орудия труда.
Например, камень, которым можно колоть орехи.
В отличие от способности лазить по деревьям, передвигаться, хватать фрукты, отчищать их и есть, прятаться от хищников, кормить детёныша — орудовать камнем не является врождённым навыком, которым пользовались сотни поколений предков.
Для того, чтобы научиться этому у другого, надо в точности повторить его поведение.
И тут на выручку приходят зеркальные нейроны. Они позволяют копировать поведение в процессе обучения.
Сегодня у зеркальных нейронов человека есть ещё две функции:
Когда близкий человек расстроен, вы это не только понимаете, но и в некоторых случаях чувствуете расстройство.
Если он рядом с кучей дров, схватил топор — скорее всего, будет рубить.
Таким образом, работа зеркальных нейронов связана с обучением, копированием и пониманием другого человека.
Ещё важно сказать, что большая часть этих нейронов отключена, иначе мы бесконтрольно будем чувствовать всё время то, что чувствуют окружающие, и повторять за ними. Значит, зеркальные нейроны могут включаться и выключаться.
Теперь вернёмся к нашим знакомым из двух колонок.
У каждого человека есть уникальная модель мира.
Это свод правил и законов этого мира, с которыми человек согласен и верит в их истинность.
В НЛП это называется карта.
В карте есть всё, что мы знаем и думаем о себе, других людях и мире, в котором живём.
Карта одного человека сильно отличается от карты другого. Но есть в них и сходства.
Один из них любит гулять в пасмурную погоду, другой не любит.
Но оба верят в жизнь на Марсе.
Оказывается, если мы начинаем общение с человеком, и в первые минуты мы так или иначе предъявляем друг-другу схожие участки карты, то наши состояния начинают стремиться к критериям из первой категории.
Если же мы увидели различия — появляются элементы второй.
Комплекс состояний и условий восприятия, описанный в первой колонке — называется Раппорт.
Опытные психотерапевты интуитивно пришли к тому, что рассчитывать на случайность не стоит, и в общении с клиентом стали демонстрировать сходства в картах.
И это вызывало раппорт.
Наблюдая за ними, создатели НЛП заметили эту хитрость и тщательно изучили этот процесс.
Процесс намеренной демонстрации схожести с собеседником — назвали подстройкой.
Если подстроиться к собеседнику — наступит раппорт, и он начнёт доверять нам, станет соглашаться, принимать в дальнейшем какие-то наши идеи, даже если раньше отрицал их.
Он начнёт проявлять к нам и нашим идеям интерес, его будут удивлять и радовать вещи, которые мы ему сообщаем, и он будет готов расширить свою карту — научиться у нас чему-то.
У вас есть случаи в прошлом, когда вы от доверенного человека услышали что-то вроде — на самом деле … И после этого стали верить, что это так.
Дело в том, что все процессы в нашем мозге двунаправленны.
Если нам весело, мы улыбаемся.
Если мы специально будем улыбаться, через некоторое время нам станет весело.
Этой хитростью и пользуются профессионалы.
Если человек учится у нас, и его зеркальные нейроны активны по отношению к нам — он нас копирует.
Если мы копируем человека, то для его подсознания нет разницы, мы его копируем или он нас. Есть факт сходства, который становится причиной запуска зеркальных нейронов и всех связанных с этим событий. Возникает раппорт.
Прекрасная новость. Осталось разобраться с тем, как можно подстраиваться, и мы на коне. В общении с любым собеседником, его состояние доверия или недоверия, зависит теперь от нашего поведения.
Подстраиваться можно к поведению, а можно к речи. Рассмотрим основные виды подстройки.
Если ваш собеседник сидит, скрестив ноги, и вы тоже скрещиваете ноги — это подстройка.
Делать это надо незаметно. Поэтому даю рекомендацию.
Меняйте положение тела в тот момент, когда начинаете говорить.
Это выглядит естественно. Появилась словесная активность, появилась и активность в теле.
Если он стоит, рука опирается на стол, сделайте также, и это будет подстройкой.
Подстраиваться можно к скорости, громкости и высоте.
Наиболее важной для подстройки является скорость голоса. И управлять ей проще, чем высотой.
Дело в том, что наша речь — это перевод мозгом внутренних образов, звуков и чувств в слова. Каждый человек осуществляет этот процесс со своей привычной скоростью. Кто-то быстрее, кто-то медленнее. И отражается это в скорости голоса.
Если вы говорите с человеком быстрее, он не успевает переводить ваши слова в образы, звуки и чувства. Если вы говорите медленней, его напрягает излишнее ожидание информации. И если вы говорите с его скоростью, вы не только демонстрируете его подсознанию сходство, чем подстраиваетесь, вы ещё и облегчаете процесс его понимания, что вызывает позитивные эмоции.
Более того, быстрый голос автоматически становится громче, а медленный тише, что обеспечивает подстройку к громкости.
Если голос быстрый, сядьте ровно или откиньтесь на спинку стула, если медленный — упритесь локтями в бедра. Так будет легче управлять скоростью.
Эта подстройка требует развития навыка, переключения в одну из систем восприятия.
Визуальную, аудиальную или чувственную.
Если ваш собеседник говорит — обратите внимание, какая чёткая идея.
Я вижу, мы с вами договоримся — он явно предпочитает больше черпать информации из визуальной системы. И если мы умеем переключиться в визуальное восприятие и передачу информации визуальной речью — мы подстраиваемся.
Или он говорит — я чувствую, что это весомый аргумент. Нам надо попробовать поработать вместе — это чувственная речь.
Важно не начать использовать в речи слова из другой системы, важно самому переключиться в состояние такого восприятия мира.
Когда человек говорит — гречневая каша — это не вкусно. Он высказывает убеждение.
Если мы согласимся с ним — это будет подстройка.
Немного ниже я опишу, как можно по-разному выражать согласие.
— Погода сегодня так себе.
Старайтесь при этом вести себя так, как если бы вы честно были согласны с собеседником. И в эмоциях, и в голосовой игре.
Когда человек заявляет о том, что он чего-то хочет или желает, мы можем одобрить это, и тогда мы подстроимся.
— Хочу дом на берегу моря!
— Прекрасное желание, могу представить, какое это удовольствие так жить.
Важно показать не то, что вам нравится эта цель, а что вы её тоже хотите.
Если собеседник рассказывает о своих проблемах, и мы разделяем то, что это проблема, что это действительно неприятно или плохо — мы подстраиваемся.
— В последний месяц стало меньше клиентов…
— Это, безусловно, проблема. Я и сам в таких ситуациях бывал и понимаю вас.
Не используйте только такую подстройку как — прекрасно, хорошо.
Бывает, что человек высказывает несогласие с нашими идеями или предложениями.
Мы, конечно, можем ему доказать свою правоту, но перед этим стоит согласиться, тогда мы подстроимся.
— Мне кажется, что как вы тут рассказали, у нас не получится.
— Я бы на вашем месте также отреагировал. Прекрасно вас понимаю.
Реакцией после подстройки обычно следует аргумент, разбивающий это возражение.
— Но у меня прекрасный опыт, который подсказывает, что со мной у вас получится всё.
Люди коллекционируют марки, увлекаются спортом, вяжут крестиком или гуляют по парку каждый день.
Если у человека есть хобби и у нас есть такое же, мы подстроимся, заявив об этом.
— Прогуливаться каждый день по часу в парке — это прекрасно!
— Кто бы сомневался. Естественно это так.
Если вы не разбираетесь хорошо в вопросе — не стоит говорить, что вы занимаетесь тем же.
После минуты разговора об этом вы начнёте теряться от нехватки информации.
Семья, дружба, любовь, саморазвитие, самореализация, общение, комфорт, здоровье — это наши ценности.
Некоторые для нас в определённый период жизни более важны, некоторые менее.
Если нам удалось выявить важные ценности собеседника, мы можем показать, что и нам это важно. И это будет мощная подстройка.
— Я бы продолжил с вами беседовать, да надо за ребёнком в сад ехать.
— Дети, несмотря на все сложности, какое это счастье!
Выявление приоритетных ценностей, процесс не на 2 фразы. Человек может сообщить о наличии детей, но надо ещё узнать, как он к этому факту относится.
Важно понимать, что подстройка не должна выводить вас из комфортного состояния.
Иначе вы всё испортите, в том числе своё настроение и результат общения.
Если у собеседника так скручены ноги, как вы можете их скрутить только на занятиях по йоге, делать этого не стоит.
На то у нас и есть целый арсенал подстроек, что бы выбрать те из них, которые проще всего будет воспроизвести.
Не получается по голосу, подстраивайтесь по убеждениям и положению тела.
Теперь о том, какие существуют способы речевой подстройки, которую мы используем с пунктах 4–9
Хорошо, отлично, прекрасно, верно, здорово, великолепно, да, правильно, точно, …
— Мы уже работаем с аналогичной компанией.
— Прекрасно. Давайте я вам расскажу, что уникального можем предложить мы.
Я вас понимаю, согласен, на вашем месте я бы думал/говорил/чувствовал/делал тоже самое.
— Согласен. И я вам сейчас объясню — почему.
Общая идея в следующем — со мной такое происходило.
— Так меня сегодня достали звонками по рекламе.
— О, у меня недавно была такая ситуация. 5 раз за один день в офис приходили от разных компаний и предлагали страховку.
Важно, что в этой стратегии подстройки мы действительно выбираем похожую ситуацию, а не такую же точно. Если ему звонили, к нам приходили. Если у него реклама, у нас страховка.
Мы повторяем ключевую фразу, которую сказал человек.
— Это дорого… [задумчиво, как если бы это случайно вырвался наружу внутренний диалог]
— Мне не нравится внешний вид.
— Таак, вам не нравится внешний вид… [интонация констатации факта, как если бы сам себе напоминал]
Конечно, способов подстроиться в нлп больше.
Можно подстроиться к эмоциональному состоянию, правда, не со всеми эмоциями — это просто отзеркаливание. Можно к мета-программам, можно к архетипу, можно к высоте и громкости голоса, к привычным стратегиям, к телесным сигналам, к окружению, к лидеру группы…
Но, когда в ходе тренировок вы сможете переключиться в состояние мастера айкидо, который сначала реагирует принятием на каждый шаг оппонента, а потом использует его поведение для выполнения приема.
Вы будете ощущать желание согласиться с человеком и услышать абсолютно всё, что он скажет.
Вы почувствуете благодарность за то, что он не молчит, а даёт вам материал для воздействия на себя.
Когда это начнёт происходить с вами, выше описанных приёмов хватит с избытком, для установления раппорта.
Подстройка основывается на идее, что карта — это не территория.
Что восприятие каждого из нас может отличаться от восприятия другого, и эта разница в восприятии не указывает на правильное или неправильное.
Оба человека по-своему успешно играют по жизни, но у них во многом различаются карты.
Когда мы так думаем об окружающих, мы уважаем их мысли, идеи и стратегии.
И просто не можем сказать — нет, когда они говорят что-то, что выходит за границы нашей карты.
Мы говорим — прекрасно!
А потом уже, когда раппорт установлен, уносим человека в другую реальность.
Желаю вам успехов в освоении стратегий гениев на практике.