Раритетные вещи что это
Чем раритет, винтаж и антиквариат отличаются от старья?
Некоторые модные вещи чем старше, тем дороже. За ними гоняются звезды, коллекционеры и даже блогеры. Для того чтобы отличить действительно ценный экземпляр от старья, нужно разобраться в трех определениях — приступим!
Винтаж (от фр. vintage — «выдержанный временем») — одежда, обувь, аксессуары, украшения, парфюмерия и косметика возрастом от 20 до 30 лет (по некоторым критериям от 15 до 50 лет) с явными признаками моды и трендов своего времени.
Винтажные дилеры выбирают такие вещи на пунктах приема для благотворительных магазинов и секонд-хендов. Затем найденные эффектные экземпляры приводят в порядок и выставляют на продажу в винтажных магазинах.
Охота на винтаж началась в 90-х. Именно тогда Анна Штейнберг и Трейси Толкиен в Лондоне, Дидье Людо в Париже и Франко Джакасси в Милане стали первыми винтажными дилерами. За вдохновением к ним пришли дизайнеры Джон Гальяно, Николя Гескьер и Фрида Джаннини. Кстати, с тех пор стало очевидным, что мода повторяется каждые 20 лет.
Антиквариат (от лат. antiquus — «старый») — одежда, обувь, аксессуары, украшения, парфюмерия и косметика возрастом старше 50 лет. В зависимости от страны критерии причисления вещей к антиквариату различаются. Например, в России и Великобритании — вещи старше 50 лет, в США — изготовленные до 1830 года, а в Канаде — до 1847 года.
Раритет (от лат. raritas — «редкость») — одежда, обувь, аксессуары, украшения, парфюмерия и косметика, изготовленные в единичных экземлярах. Вне зависимости от возраста ценность раритета заключается в его уникальности.
Что такое раритет
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Когда мы произносим фразы вроде: «раритетный автомобиль», «раритетное издание», то сразу представляем какой-либо объект, покрытый пылью прошедших лет и при этом имеющий значительную материальную ценность.
Оказывается, такая ассоциация не совсем верна. Давайте сегодня в деталях проясним для себя, что же такое «раритет», и где применяется это понятие.
Раритет – это …
Обратимся к первоисточнику – в переводе с латинского «raritas» обозначает буквально «редкость». Следовательно, раритет – это какой-либо редко встречающийся объект. Обратите внимание, при этом нет указания на то, что этот предмет имеет солидный возраст. Сделаем вывод:
Раритет – это материальный объект, который встречается очень редко. Раритетность не зависит от возраста, а лишь от степени уникальности.
Синонимы: редкость, диковинка.
Иносказательно раритетом называют все, что не теряет своей ценности с течением времени.
Раритет в филателии
Ученые-лингвисты считают, что изначально рассматриваемое понятие имело более узкое толкование, применялось только в филателии (это коллекционирование почтовых марок, открыток с марками, почтовых штемпелей).
Раритетом называли любой из перечисленных предметов, изданных (изготовленных) в крайне ограниченном количестве.
В филателии такие вещи разделяют на две группы:
На фото ниже почтовая марка «Розовая Гвиана»:
Чем раритет отличается от антиквариата
Часто это слово используют как синоним понятия «антиквариат». Это правомерно только в некоторых ситуациях. «Аntiquus» переводится как «старый». Поэтому только «возрастной» раритет может быть антиквариатом.
Например, у вас есть эксклюзивная модель автомобиля, собранная в единичном экземпляре (т. е. авто уникально). Если эта модель изготовлена недавно, то ее можно считать раритетом. Если же ее сделали более 50 лет назад, то это уже антиквариат.
Примечание: в разных странах возраст, когда объект можно назвать антикварным, не одинаков. К примеру, в РФ – это 50 лет, в Великобритании – 100, в США – изготовленный до 1830 года, в Канаде – до 1847.
Но не всякий антиквариат может быть раритетом. Допустим, вы владелец кресла, сделанного в начале 20 века. Это антиквариат, потому что изготовлен больше столетия назад и имеет ценность в художественном и материальном аспекте. Но не является раритетом, потому что до наших дней «дожили» сотня одинаковых экземпляров (т.е. кресло не стало редким).
Или же автомобили, что изображены на фото внизу: им более 50 лет, представляют историческую ценность → являются антиквариатом. Сохранились в достаточно большом количестве экземпляров → не являются раритетом.
Что такое «раритет»?
Слово «раритет», издавна осевшее в нашем языке, произошло от латинского «raritas», в переводе означающего «редкий». Порой его используют как синоним понятия «антикварная вещь», что не совсем верно. Давайте же проясним различия.
Раритет – это предмет, имеющий цену по причине своей редкости вне зависимости, в какой период его создали: в глубокой древности или несколько лет назад. Антиквариатом же считаются вещи возраста от 50-100 лет. То есть, в первом случае основной критерий – это степень редкости, во втором – отдаленность эпохи.
Каким же образом предметы обретают высокую цену? Такой статус с ходу получают монеты или другие объекты, что выпущены очень малой, элитной партией. Но все-таки чаще стоимость растет постепенно, по мере исчезновения из обихода похожих предметов, когда вещь превращается в диковину для современников. Английский писатель и юморист Джером К. Джером в знаменитой повести «Трое в лодке, не считая собаки» (1889) вложил в уста главного героя забавное рассуждение. Тот давался диву, что когда-нибудь грошовые, безвкусно украшенные чашки и фарфоровые фигурки станут раритетами из викторианской эпохи. И он оказался прав, ведь в наши дни артефакт из Британии XIX века охотно покупают на аукционах.
Рубль эпохи Николая II с редкой датой
В коллекционном качестве их осталось немного, хотя еще сто десять назад никто не удивлялся наличию в кармане таких монет. Причиной тому злоключения ХХ века: два мировых конфликта, гражданская война, голод и репрессии. Люди теряли сбережения или просто гибли, не успев сообщить близким о своих тайниках. В будущем многие пускали ценную вещь на бытовые нужды, не осознавая ее реальной стоимости: на «очистку» воды и прочие несуразности. Этот обрезок серебряного рубля из собрания автора видимо некогда использовался для чего-то подобного.
Обрезок серебряного рубля
Бонисты вполне могут приступить к формированию коллекции из предметов антиквариата в виде купюр поздней Российской империи. Можно было бы возразить, что такие банкноты не считаются раритетными, ведь они дошли до наших дней в заметном количестве. Но это смотря с чем сравнивать. Если на другую чашу весов поставить вполне привычные вещи, а не раритеты мирового уровня, то кредитные билеты императорской России покажутся нашим современникам чем-то особенным. Тем более, если речь идет о редкой разновидности старинной банкноты, ценность которой на порядок выше обычной.
Три рубля эпохи Николая II
Любители фалеристики могут найти весьма редкие ордена и медали. Венгерский Орден Труда 1 класса ценился современниками не только за высокий общественный статус немногих награжденных, но и за щедрую денежную премию, которая к нему прилагалась. Этот знак отличия интересен и тем, что за сорок лет его оформление неоднократно менялось. Такая особенность позволяет фалеристам создавать в коллекциях ряды, показывающие эволюцию награды от начала до конца ее существования. На иллюстрации запечатлен облик Ордена Труда второй половины 80-х годов ХХ века.
Орден Труда (1 класс)
Железный Крест ценен не только относительной редкостью, но также ореолом славы и профессионализма немецких солдат. Случайным людям его не вручали. Например, многое требовалось от пехотинцев в составе штурмовой группы для подрыва неприятельской укрепленной позиции. Солдаты должны были умело прикрывать огнем товарищей, вызвавшихся метнуть дымовые шашки с целью скрыть союзников от взора пулеметчиков в ДОТах. Затем перебить вражескую группу полевого прикрытия. И, наконец, установить заряды на бункере, подорвав его по команде. За подобное проявление личной храбрости и вручали Железный Крест 2 класса. Многие награды затерялись в огне Второй Мировой, а потомки уцелевших немецких солдат далеко не всегда желают продавать памятные вещи. Таким образом, ценность старинного ордена повышается.
Железный Крест (2 класс)
Иные коллекционеры увлекаются сбором филателистических раритетов. Порой неприметная на первый взгляд редкая марка может стоить десятки тысяч рублей. Один из раритетов советской филателии посвящен перелету из Москвы в Сан-Франциско через Северный полюс, который в 1935 году попытался осуществить экипаж С.А. Леваневского. Марку с надпечаткой быстро изъяли из почтовых отделений по причине срыва рекордного перелета. Избыточное давление масла в двигателе гиганта АНТ-25 вынудило авиаторов развернуться и взять обратный курс. Смелый план спустя пару лет претворил в жизнь экипаж знаменитого В.П. Чкалова.
Новогодняя открытка 1957 года
Раритетов хватает и среди старинных вещей бытового плана. Весьма впечатляет бронзовый складень XIX столетия в честь священномученика Антипы, жившего в I веке н.э. В центре находится его условный портрет, на створках изображены библейские сюжеты.
Складень «Священномученик Антипа» (XIX век)
Кроме предметов религиозного характера ценится раритетная посуда из прошлого. Перед вами шведский кофейный набор первой половины ХХ века, состоящий из самого кофейника, а также молочника и сахарницы. Все они изготовлены из латуни с элементами серебрения и золочения. Изящество форм и обилие деталей выдают стиль ампир, зародившийся во Франции во времена Наполеона Бонапарта.
Шведский кофейный набор (1910-1940)
Китайская декоративная ваза (1970-1980-е)
Раритетом считается набор для игры в шахматы и нарды, изготовленный в Европе около полувека назад. На украшенной доске стоят оригинальные оловянные фигурки, изображающие древних римлян. Пешки изготовлены в виде рядовых легионеров, слоны – в образе центурионов или других офицеров легиона. Король принял облик римского императора, ладьи имеют вид античных колонн. В комплекте есть шашки, которые могут также служить фишками для нард, если перевернуть игральную доску.
Шахматы
Нарды
Довольно редок в наше время советский секундомер «Слава». Наверняка многие еще помнят такие приборы в руках школьных учителей физкультуры. Достоинства секундомера очевидны: строгий стальной корпус без лишних деталей, надежная пружина и шанс проявить оригинальность в эпоху, когда многие замеряют время по гаджетам.
Секундомер «Слава» (1970-1980-е)
Как заработать миллионы на бабушкином сундуке: Какие вещи из СССР ценятся коллекционерами дороже всего
Продажа вещей из СССР давно стала настоящим бизнесом, причём занимаются им не только антиквары, но и поисковики — люди, которые обходят заброшенные деревни и городские дома и забирают из них всё более-менее ценное. Кажется, куда можно пристроить старый облезлый комод без ручек? И что можно заработать на старых инструментах вроде советского молотка или напильников? 100–200 рублей, не больше. Но тут всё дело в количестве. 10 старых инструментов из крепкого советского железа будут стоить уже полторы – две тысячи рублей. А старый комод с радостью за 500–1000 рублей заберёт мастер, зарабатывающий на восстановлении старой мебели из дерева. Главное — знать, кому предложить. Точно так же и с более дорогими вещами из СССР. Тут главное — спрос. Итак, что из содержимого старого бабушкиного сундука поможет если не разбогатеть, то хотя бы продержаться на плаву?
Фото © ТАСС / Сергей Фадеичев
Фото © ТАСС / Сергей Фадеичев
Самым ходовым товаром в антикварных лавках Москвы являются фарфоровые статуэтки. В СССР это был непременный предмет декора в каждой квартире, ведь тогда в стране работало больше 30 фарфоровых заводов. Статуэтки ставили под стекло в серванты, в стенки и на телевизоры. Большинство из них выпускались сериями, и одинаковые изделия можно было увидеть во многих квартирах.
Самые массовые изделия сейчас можно продать за 300–800 рублей. Но есть и дорогие экземпляры. Например, крохотная фигурка птички «Пуночка» Ленинградского фарфорового завода стоит уже две тысячи рублей, а статуэтка высотой в 13 см «Берёзка» Дулёвского завода, изображающая трёх девушек в кокошниках, — пять тысяч рублей. А неполиткорректная статуэтка «Негритянка и негр играют на барабанах» Ленинградского завода фарфоровых изделий может принести уже 30 тысяч рублей.
До 20–50 тысяч долларов может доходить цена статуэток с названиями «Дядя Стёпа – милиционер», «Красная гвардия», «Телефонный разговор», «Иосиф Сталин» и «С детьми на прогулке».
Антиквары с руками оторвут статуэтки «Испанский танец» ЛЗФИ, «Казак на коне» фарфорового завода в Вербилках, серию литературных героев Гоголя, выпущенную в 1950–1960-х годах. Ценятся статуэтки «Свинарка» Скульптурно-художественной фабрики № 1 Худфонда СССР, «Доярка» Гжельского завода, «Анна Ахматова» (ЛФЗ, 1920-е годы), композиция из трёх фигурок «Золушка» (1950-е годы), шкатулки «Украина», «Белоруссия» и «Россия» и статуэтка-чернильница «Белый медведь» Конаковского завода.
Кроме фигурок ценится советский фарфор. За полный сервиз сейчас можно выручить от 10 тысяч рублей, а за отдельные чашки, чайники, молочники — от 300 до полутора тысяч рублей. Например, чайная пара ЛФЗ 1970-х годов стоит 2,3–2,4 тысячи рублей, а чашка и блюдце производства Дулёво — 1–1,5 тысячи рублей. А вот хрусталь, которым были набиты до отказа советские серванты, сейчас не стоит почти ничего. Загадка.
Спекуляция, подлоги, пропаганда и наглая ложь: Чем на самом деле занимались американские послы в СССР
Фото © ТАСС / Сергей Фадеичев
Игрушки из СССР оцениваются по редкости и сохранности. Педальная машина может стоить от 5 до 100 тысяч рублей — столько однажды отдали за машинку «Москвич-2141», выпущенную во второй половине 1980-х годов.
Железная дорога 1969 года может принести до 100 тысяч рублей, а модель машинки «Скорая помощь» ГАЗ-24-02 «Волга» в упаковке и в идеальном состоянии может стоить 90 000 руб.
Пластиковый бронепоезд – «дутыш», произведённый по особой технологии в 1970-х годах, может принести 50–70 тысяч рублей, металлический экскаватор 1967 года — около 50 тысяч рублей.
Самой дорогой куклой СССР стала шагающая и говорящая кукла «Нина в скафандре» — за неё коллекционеры однажды заплатили 120 000 рублей. Выпуск этой куклы был приурочен к полёту в космос Валентины Терешковой. А пресс-опилочная кукла 1960-х годов «Светлана» была выставлена на аукционе за 60 тысяч рублей.
Монеты, банкноты, облигации
Фото © ТАСС / Сергей Фадеичев
Спросом пользуются только редкие советские монеты. Большинство монет выпускались огромными тиражами и поэтому стоят недорого — 100–200 рублей, а некоторые и сейчас равны своему номиналу. Коллекцию юбилейных монет СССР можно продать за 6–11 тысяч рублей, а коллекцию монет, выпущенных к Олимпиаде-80, — за пять тысяч рублей. Но есть и довольно дорогие монеты. Например, золотой червонец 1923 года. Большая часть червонцев была переплавлена в слитки, поэтому найти такую монету — к деньгам! На аукционе за неё можно получить около 150 тысяч рублей.
30–50 тысяч можно выручить за 2 копейки 1925 года. Эта монета была выпущена большим тиражом в 1924-м, и в 1925-м её решили не выпускать. Однако отдельные экземпляры, попадающиеся в коллекциях нумизматов, говорят о том, что какой-то мизерный тираж всё-таки вышел.
Ещё одним раритетом считается двухкопеечная монета 1927 года. Всего в СССР найдено около двухсот экземпляров. При хорошем состоянии за такую «денежку» можно купить и автомобиль. Некоторые монеты ушли на аукционах за суммы, приближающиеся к 500 тысячам рублей.
Дорогими считаются и три монеты, выпущенные в 1931 году. Это монеты номиналом в 20 копеек — стоимостью примерно в 120–150 тысяч рублей, а также монеты номиналом в 15 копеек и в 10 копеек. Последние на аукционах стоят от 300 до 500 тысяч рублей, — они действительно очень редкие.
За 20 копеек 1934 года можно выручить миллион рублей. Такая цена обусловлена редкостью монеты — её тираж был отозван и переплавлен. До 10–15 тысяч рублей доходит цена 15- и 20-копеечных монет 1941 года выпуска. От 50 до 250 тысяч рублей стоят монеты 1958 года — как копейки, так и рубли. Цена 15- и 20-копеечных монет выпуска 1965–1976 годов может достигать 19 тысяч рублей.
Банкноты СССР стоят недорого — от 50 до 500 рублей. Цена бракованных экземпляров доходит до двух – трёх тысяч рублей. А цена банкнот, которые выпускались на замену бракованным, доходит до 10 тысяч рублей. Большинство облигаций государственного займа стоят не дороже тысячи рублей, но за редкие облигации большого номинала можно выручить от 5 до 20 тысяч рублей.
Фото © ТАСС / Максим Новиков
Стоимость советских книг и открыток зависит от тиража. Чем меньше тираж, тем ценнее открытка или книга. Цена открытки, выпущенной большим тиражом, колеблется от 50 до 250 рублей, а набор открыток стоит около одной тысячи рублей. Редкие открытки, как правило, выпускались на окраинах советской страны. Например, новогодняя открытка из советского Узбекистана стоит больше трёх тысяч рублей, а открытка «Старая Рига» 1954 года — только 900 рублей.
Среди книг, выпущенных в советское время, самыми дорогими считаются прижизненные издания авторов, книги которых уничтожались. Например, труд Льва Троцкого «Октябрьская революция», выпущенный в 1918 году, оценивается в 300 тысяч рублей. А один только VII том сочинений «Политические силуэты» — в 60 тысяч. Высоко ценят прижизненные издания Бухарина, Зиновьева, Раковского. Ценятся книги, выпущенные репрессированными авторами. Например, книга Г. Вяткина «Алтайские сказки», вышедшая в 1926 году, сейчас стоит больше 30 тысяч рублей — её автора и художника-оформителя расстреляли. Дорого стоят издания Джона Рида, вышедшие до 1940-х годов, — в них включены фотографии Троцкого и его сторонников, и поэтому большая часть тиражей была уничтожена.
Высоко ценятся прижизненные издания поэта Николая Гумилева, расстрелянного в 1921 году, издания футуристов и поэтов Серебряного века. Самой дорогой советской книгой стала книга Алексея Крученых под названием «Замаул 4», вышедшая в 1920 году в Баку. Она была продана на аукционе «Сотбис» за 105 тысяч долларов. Издание поэмы Маяковского «Что такое хорошо, а что такое плохо?» 1925 года продавалось за 350 тысяч рублей, а издание «Мойдодыра» Чуковского 1923 года — за 80 тысяч рублей.
Заработать можно и на редких экземплярах газет, в которых печатались советские поэты и писатели. Например, подшивка газеты «Искусство коммуны» за 1918 год стоит 200 тысяч рублей, ведь в газете публиковались стихи Маяковского, Гуро, статьи Шкловского, Брика и Шагала.
Что такое антиквариат?
Есть забавное шутливое изречение: «То, что не нужно нам, но жалко выбросить – хлам. То, что не выбросили наши родители – винтаж. А то, что было жалко выбросить нашим бабушкам и дедушкам – антиквариат». Как бы смешно оно ни звучало, но изрядная доля правды в нём есть.
Прабабушкин резной почерневший от времени буфет, давно перевезённый на дачу, и потемневшее столовое серебро в ящике серванта, не открывавшемся полвека. Морской кортик прадеда, который служил на флоте ещё в Российской Империи. Мамины золотые серьги с яркими красными камушками, подаренные ей бабушкой на 18-летие, которой они также достались от её бабушки. Икона, в золочёном окладе, которая появилась в семье много поколений назад. Старинная люстра, покрытая несчётным количеством слоёв краски, висящая в читальном зале института, расположившегося в бывшем дворце.
На многие из столь ценных вещей мы и вовсе не обращаем внимания, привыкли к ним, они являются частью повседневного быта. Далёкие от покупок антиквариата люди и вовсе могут выкинуть старинную мебель. При этом вполне возможно, что на помойку относят мебель, изготовленную знаменитым немецким мастером. Запылённая ваза, издавна стоящая на шкафу, может оказаться редким образцом декоративно-прикладного искусства средневекового Китая, а настольная безделушка, с которой играют дети, является потрясающим образцом венской бронзы, выполненным в единичном экземпляре знаменитым европейским мастером XIX века. Сколько таких ценных предметов окружает вас? Быть может вы каждодневно пользуетесь вещью, реальная стоимость которой составляет ваш годовой заработок?
Часы карманные золотые Georges Favre-Jacot, Швейцария, 1881-1915 гг.
Существует ли чёткий ответ на вопрос «Что такое антиквариат?» Само понятие «антиквариат» довольно условное. В одних странах антиквариатом может быть признано изделие, обладающее культурной и/или исторической ценностью, возраста не менее 100 лет, в других, как, например, в США, предмет считался антикварным, если был изготовлен до 1830 года.
При этом сам факт признания какого-либо изделия антикварной вещью и определения его стоимости довольно субъективен и зависит от многих факторов. К примеру, рядовой для любителей старинных вещей серебряный портсигар может увеличиться по стоимости в десятки, а то и в сотни раз, если докажут, что им владела легендарная историческая личность.
Условно, с определёнными оговорками, можно выделить несколько признаков «антикварности» изделия:
При доказанном сочетании всех или бОльшей части вышеперечисленных пунктов стоимость предмета антиквариата может составлять миллионы евро!
Подлинность и ценность антикварных предметов
Определение подлинности и ценности под силу лишь человеку, обладающему реальным багажом знаний – как с точки зрения истории и искусства, так и с точки зрения технических нюансов изготовления того или иного предмета. Необходимо понимать технологии разных эпох, приёмы мастеров, состав металлов, применяемость и сочетаемость материалов и многие другие тонкости.
Чем «уже» специализация антиквара, чем больше антикварных изделий прошло через его руки, тем больше вероятность точности в определении подлинности и ценности вещи. Например, ещё в Советском Союзе, где рынок антиквариата в основном находился в тени, был известный узкому кругу лиц специалист по иконам, который мог определить возраст, происхождение и подлинность предмета даже по запаху!
Когда антикварный предмет сопровождается легендой, из-за которой его стоимость отличается от подобных изделий, следует относиться к его покупке с большой осторожностью. Необходимо тщательно проверить легенду – очень часто она оказывается либо неподтверждённым слухом, либо и вовсе выдумкой. Если в случае с легендированным предметом речь идёт о дорогой покупке, и у вас есть навязчивое желание его купить, следует либо потребовать у продавца весомые доказательства, либо обратиться за официальной экспертизой к сертифицированным искусствоведам-оценщикам.
Конечно же, на антикварном рынке присутствует и огромное количество подделок. При этом нельзя сказать, что они по качеству всегда хуже подлинника – вовсе нет! Порой бывает даже наоборот, когда мастерство изготовления подделки превышает оригинальное – это, кстати, тоже является одним из критериев определения подлинности. Подделывают изделия из бронзы и серебра, иконы, картины. Украшения и настольные безделушки. Гораздо реже подделывают антикварную мебель. Это связано со сложностью и трудоёмкостью изготовления подделки, крупными габаритами и более низкой по сравнению с другими видами старинных предметов ликвидностью – что называется, «игра не стоит свеч».
Сложнее всего выявить подделку, выполненную в одну эпоху с оригиналом. Так, картины Айвазовского, творения которого пользовались бешеным спросом, начали подделывать ещё при его жизни – на холстах той эпохи, красками тех лет и с помощью исполнителей-современников, копируя манеру автора и его приёмы. Определить несоответствие особо качественных подделок картин Айвазовского кисти живописца зачастую просто невозможно. Достаточно сказать, что в мире существует более 30 тысяч полотен, которые приписываются авторству великого мариниста! Выводы делайте сами…
Схема придания подделкам дорогостоящих изделий статуса подлинников сложна и хитроумна. Изначально, как только запускается процесс «легализации» новодельной вещи, делается экспертное заключение – как правило у любого не дорожащего репутацией эксперта. Затем изделие через подставных лиц покупается на каком-нибудь непрестижном аукционе. Таким образом у вещи появляется хоть какая-то история. Затем, опять же через подставных лиц, вещь проходит ещё через несколько торгов всё более и более высокого статуса. Предмет «засвечивается» на выставках, попадает в каталоги. Как правило таким «серым» предметам требуется несколько лет до возникновения позитивной репутации. Итогом же становится уже настоящая продажа предмета на престижном аукционе с прибылью в сотни и тысячи процентов от его изначальной стоимости.
Где покупают антиквариат?
Рынок старинных вещей – это таинственный мир, зачастую даже опасный. В нашей стране были времена, когда куплю-продажу антиквариата жёстко регулировал закон. Поэтому операции, в основном, велись «в тени», а предметы коллекционирования, разрешённые к продаже, были строго регламентированы. Сегодня же существует огромное количество антикварных магазинов, ярмарок и выставок-продаж.
Наиболее азартные любители старины, среди которых много профессиональных частных коллекционеров, перекупщики и инвесторы, делающие ставку на накоплении антиквариата, посещают очные аукционы. Попасть на антикварный аукцион, однако, могут не все желающие, и чем выше статус аукциона, тем больше требований предъявляется и к его участникам, и к предметам, на нём выставляемым.
Отдельного внимания заслуживают блошиные рынки, на которых продают старинные вещи. Порой поистине уникальные. Наверняка многие знают удивительные истории покупок там настоящих шедевров за сущие копейки. Для многих походить по антикварным рынкам сродни спорту или рыбалке. Это и правда увлекательное и азартное занятие – покупка антикварных вещей на подобных «барахолках».
Бурно развивается и торговля через интернет. Всё больше антиквариата реализуется сегодня через многочисленные порталы, принадлежащие конкретному магазину или торговому дому, или специализированные доски объявлений антикварной торговли. Продажа предметов старины на них производится как по фиксированной стоимости, так и на основе аукционной торговли. При покупке через интернет следует быть особенно осторожными и не осуществлять приобретения на сомнительных площадках.
Антиквариат, винтаж, раритет и ретро
Применительно к изделиям ушедших эпох распространены термины «винтаж», «раритет» и «ретро». С точки зрения научной терминологии употреблять эти термины применительно к предметам старины не совсем корректно, однако они настолько прижились среди любителей вещей ушедших эпох, что они проскальзывают даже у профессиональных антикваров. Поэтому уже вполне можно считать эти определения устоявшимися.
Бронзовая статуэтка «Собака с дичью», скульптор E. Delabrierre, г. Париж, Франция, 1880-1910 гг.
Зачастую грань между «винтажом», «раритетом», «ретро» и «антиквариатом» настолько стёрта, что даже опытные антиквары не смогут уверенно дать изделию то или иное определение. Так, именуемая «винтажной» брошь вполне может представлять из себя редкую вещь и оказаться предметом антиквариата в полном смысле этого слова. Равно как и наоборот – «антикварная» брошка может оказаться поточным и распространённым изделием, пусть и выпущенным более века назад. Термин «ретро» чаще всего применяют к всевозможной технике: радиоаппаратуре, проигрывателям, первым моделям телевизоров, автомобилям. Реже это определение звучит относительно одежды, а также недорогих предметов быта и интерьера.