Расемон что это такое

Истины не существует. «Расёмон»
Акиры Куросавы

Сюжет фильма «Расёмон» Акиры Куросавы основан на рассказах писателя Рюноскэ Акутагавы «Ворота Расёмон» и «В чаще». Этот фильм для меня настоящий Бермудский треугольник. Совсем юного, он поставил перед болезненным и невозможным фактом — истины в мире не существует. И хотелось хвататься за голову и рыдать, как тот самый монах из фильма.

Расемон что это такое. Смотреть фото Расемон что это такое. Смотреть картинку Расемон что это такое. Картинка про Расемон что это такое. Фото Расемон что это такое

Страшный ливень хлещет по крыше полуразрушенных ворот у южной границы Киото. Землетрясение, цунами, чума и бандиты одолели древнюю столицу. Кажется, пришел апокалипсис. Под воротами от дождя спасаются два человека: монах и дровосек. Но есть кое-что похуже ливня. Это тяжелые думы и противоречия, одолевающие двух несчастных. Они только что были свидетелями на судебном процессе. Дело в том, что убили самурая, жену его изнасиловали. Преступника поймали. Кажется, всё понятно, но почему же тогда лица монаха и дровосека так искажены негодованием?

Расемон что это такое. Смотреть фото Расемон что это такое. Смотреть картинку Расемон что это такое. Картинка про Расемон что это такое. Фото Расемон что это такое

К парочке приближается третий, бедный слуга, который тоже ищет убежища под воротами. Он слышит их причитания и просит рассказать в чём дело. Так зритель погружается в историю самого странного судебного процесса в истории мирового кинематографа.

Расемон что это такое. Смотреть фото Расемон что это такое. Смотреть картинку Расемон что это такое. Картинка про Расемон что это такое. Фото Расемон что это такое

Пути монаха и самурая с женой пересеклись ещё до этого. Они мирно путешествовали и никто еще не подозревал о надвигающейся трагедии. Уже потом дровосек нашел в кустах тело убитого и позвал полицию. Жены нигде не было. Спустя три дня всех вызвали в суд и допросили.

После дровосека и монаха на допрос по очереди вызывают преступника, жену и даже дух убитого самурая, который вещает через медиума. Все трое рассказывают совершенно непохожие истории. Общий в них только итог — обесчещенная жена и труп самурая. А ещё Солнце, которое бесстрастно освещает происходящее сквозь ветви чащи. Однако существует и четвёртая история, которой нет у Акутагавы. Акира Куросава добавляет её от себя. Это версия дровосека. Оказывается, он тайно наблюдал за всем. Он признаётся своим знакомым, что солгал на суде. Он сделал так, потому что украл драгоценный кинжал женщины.

Расемон что это такое. Смотреть фото Расемон что это такое. Смотреть картинку Расемон что это такое. Картинка про Расемон что это такое. Фото Расемон что это такое

Таким образом, нам рассказывают четыре разных варианта одной и той же истории. На четвёртом пересказе начинает идти кругом голова. Что же это творится? Кому и чему верить? Нашу боль переживает и монах. Он, как представитель добра и божественного света на земле пребывает в ужасе от лживости и злобы людей. Слуга только смеётся и говорит, что человек врет даже сам себе, да и какая разница, что правда, а что ложь — лишь бы слушать было интересно. Вот вам и два способа восприятия этой картины.

Я посмотрел этот фильм четыре или пять раз и до сих пор не занял позиции ни одного из рассказчиков. Куросава поступает так же. Он понимает, что истины нет и только бросает зрителю кость надежды в виде спасенного младенца. Верь, зритель, доброта всё же есть в этом мире. Спасибо, Куросава-сан, но от этого мне не легче. Не выходит у меня из головы эта история. Да и Акутагава оставляет читателя в неведении.

Расемон что это такое. Смотреть фото Расемон что это такое. Смотреть картинку Расемон что это такое. Картинка про Расемон что это такое. Фото Расемон что это такое

В начале фильма есть прекрасная сцена: дровосек идёт через чащу с топором наперевес. От него камера устремляется в небо. В едином ритме смешиваются солнце, пульсирующее сквозь листву деревьев, шаги дровосека и музыка. Говорят, что в этом фильме впервые в истории кино появился кадр, где солнце пробивается сквозь листья. Позднее его повторяли во многих фильмах. Очень может быть, потому что солнцу в этом фильме отведена особая роль.

Это высший свет возможной истины, падающий на всех, кроме лжецов и мертвых. Когда героев допрашивают, они сидят так, что на них падает тень, а задний план ярко освещён. Дух самурая в своей истории рассказывает, что перед самой его смертью солнце скрывается и вдруг становится очень тихо.

Судью в фильме не показывают, он молчит. Герои как бы переспрашивают, повторяя его вопросы и смотря снизу вверх. Судья — это глаза Бога, немо смотрящего на этих лжецов. Создаётся впечатление, что весь процесс походит на Страшный суд. Именно поэтому герои так мучаются впоследствии, ведь их души уже в Аду. Ливень хлещет по крыше ворот Расёмон и затопляет все вокруг — настоящий Всемирный потоп. Больше с этим миром нечего делать — остаётся только уничтожить.

Расемон что это такое. Смотреть фото Расемон что это такое. Смотреть картинку Расемон что это такое. Картинка про Расемон что это такое. Фото Расемон что это такое

Потоп прекращается, когда дровосек спасает младенца. Камера устремляется на его светлое улыбающееся лицо. Бог простил людей, ведь осталась же в их сердцах великая доброта. У нищего дровосека и так шесть детей, а он ещё и седьмого взял. Но только я всерьёз не воспринимаю такой сюжетный ход. Мне кажется, что Куросава был вынужден его сделать, чтобы дать хоть какую-то надежду зрителю.

Для меня этот фильм, как и рассказ Акутагавы, остается неразрешимой и тяжелой загадкой. Неужели каждый просто старается обелить себя? Или все они говорят правду? Может, просто сама реальность разошлась трещинами в роковой момент убийства и теперь все варианты истинны? Камера крутится вокруг героев, как будто тоже пытаясь найти ответ. Посмотрите этот фильм и сделайте вывод сами. Лично я хочу верить в людей, но в некоторые минуты это бывает так сложно.

Источник

Расёмон, или Никогда не верьте мемуарам!

Очень коротко о фильме, не раскрывая его содержание полностью, чтобы не портить вам прелесть просмотра: убийство самурая вспоминается на суде четырьмя людьми, присутствовавшими при этом. Вспоминает разбойник, жена самурая, случайный свидетель и сам самурай, вещающий с того света. Четыре версии одного события разнятся так, что в конце вообще перестаешь понимать, как же произошло убийство.

Кстати, рассказ Акутагавы Рюноскэ, по которому был поставлен фильм, называется «В чаще». Название рассказа стало в Японии идиомой, употребляющейся для обозначения ситуации, когда вывод сделать нельзя, потому что доказательств недостаточно или они противоречивы.

Фильм обсуждать не буду – его надо смотреть. А вот вопросы, которые в фильме ставятся, обсуждать нужно и должно. Вопросов много, я задам в своей статье только один, заведомо зная, что здесь на него развернуто не отвечу. Но отметить вопрос хотелось бы:

Расемон что это такое. Смотреть фото Расемон что это такое. Смотреть картинку Расемон что это такое. Картинка про Расемон что это такое. Фото Расемон что это такое

Люди-дети очень часто встречаются в наши дни. Говорят, что это уже каждый второй. Особенно много таких среди молодежи. Очень опасная тенденция, ведь и врагов, то есть тех, кто сознательно искажают информацию, становится все больше. Война с Россией набирает обороты, враги вбрасывают все более наглую ложь, с которой надо бороться.

А кто будет бороться? Люди-дети? Так для них свой желудок и свой комфорт, свои детские игры дороже всего. Великий Инквизитор выполняет свою задачу:

Правильнее не скажешь. Серая пыль окутал уже мозг, глаза и сердце многих жителей Запада, да и наших соотечественников, к сожалению. Вместо призрака Коммунизма по миру бродит пошлая скука.

Расемон что это такое. Смотреть фото Расемон что это такое. Смотреть картинку Расемон что это такое. Картинка про Расемон что это такое. Фото Расемон что это такое

Человек уже давно звучит не гордо, а скучно, превращается в животное без Гордости и Мысли, расчеловечивается по воле современных «инквизиторов».

Так и ложь может показаться интересной и привлекательной сначала. Может даже заманить и одурманить. Но рано или поздно она обернется-таки демоном, который разрушает и убивает.
И чем слабее человек, тем легче обмануться.
И чем беднее мировоззрение человека, тем легче ему попасть в лапы демона лжи.
И чем более размыто в человеке понятие добра и зла, чем менее развита в нем ответственность за этот мир, тем легче самому превратиться в этого демона.

Ответ простой. Нужно:
— научиться быть честным по отношению к себе – чтобы не обманывать самого себя,

Источник

Расёмон

Расемон что это такое. Смотреть фото Расемон что это такое. Смотреть картинку Расемон что это такое. Картинка про Расемон что это такое. Фото Расемон что это такое

Расемон что это такое. Смотреть фото Расемон что это такое. Смотреть картинку Расемон что это такое. Картинка про Расемон что это такое. Фото Расемон что это такое

Расёмон в Киото

Ворота Расёмон в Киото являлись самыми величественными из двух монументальных ворот, возведённых в период Хэйан. Построенные в 789 году, они были более 32 метров в ширину, около 8 метров в высоту, примыкали к 23-метровой каменной стене.

К XII веку ворота пришли в запустение и стали небезопасным местом, имевшим дурную славу пристанища воров и разбойников. В строениях ворот оставляли трупы и брошенных детей. Легенды гласили, что ворота служили обиталищем демону Ибараки Додзи.

Именно эти разрушенные ворота послужили основной сценой действия одноименного фильма Акиры Куросавы, сюжет которой частично был основан на рассказах Рюноскэ Акутагавы «Ворота Расёмон» и «В чаще». Для Акутагавы Расёмон являлись символом морального и физического разложения японского общества времён Хэйан.

В настоящее время на месте ворот Расёмон не осталось даже фундамента. Историческое место отмечено лишь памятным знаком с пояснительной табличкой.

Расёмон в Наре

Ворота Радзёмон в Наре располагались в 4 километрах к югу от ворот Судзакумон дворцового комплекса Хэйдзё. Каменные блоки из оснований ворот были обнаружены во время раскопок в 1969—1972 годах. По оставшимся элементам фундамента можно судить. что ширина ворот достигала 41,5 метров.

Некоторые камни из основания ворот были использованы в XVI веке Тоётоми Хидэнагой, который расширил свой замок в Корияме.

Источник

Расемон

Расемон что это такое. Смотреть фото Расемон что это такое. Смотреть картинку Расемон что это такое. Картинка про Расемон что это такое. Фото Расемон что это такое

Расёмон в Киото

Ворота Расёмон в Киото являлись самыми величественными из двух монументальных ворот, возведённых в период Хэйан. Построенные в 789 году, они были более 32 метров в ширину, около 8 метров в высоту, примыкали к 23-метровой каменной стене.

К XII веку ворота пришли в запустение и стали небезопасным местом, имевшим дурную славу пристанища воров и разбойников. В строениях ворот оставляли трупы и брошенных детей. Легенды гласили, что ворота служили обиталищем демону Ибараки Додзи.

Именно эти разрушенные ворота послужили основной сценой действия одноименного фильма Акиры Куросавы, сюжет которой частично был основан на рассказе Рюноскэ Акутагавы «Расёмон». Для Акутагавы Расёмон являлись символом морального и физического разложения японского общества времён Хэйан.

В настоящее время на месте ворот Расёмон не осталось даже фундамента. Историческое место отмечено лишь памятным знаком с пояснительной табличкой.

Расёмон в Наре

Ворота Радзёмон в Наре располагались в 4 километрах к югу от ворот Судзакумон дворцового комплекса Хэйдзё. Каменные блоки из оснований ворот были обнаружены во время раскопок в 1969—1972 годах. По оставшимся элементам фундамента можно судить. что ширина ворот достигала 41,5 метров.

Некоторые камни из основания ворос были использованы в XVI веке Тоётоми Хидэнагой, который расширил свой замок в Корияме.

Примечания

Полезное

Смотреть что такое «Расемон» в других словарях:

РАСЕМОН — (Rashomon), Япония, 1950, 88 мин. Драма по рассказам Рюноске Акутагавы. Этот фильм принес Акире Куросаве мировую славу главный приз на Венецианском кинофестивале, премию «Оскар». Хотя в тот момент, да и позднее, богемная суета его мало трогала:… … Энциклопедия кино

Расемон (фильм) — Расёмон 羅生門 (Rashômon) Жанр притча, триллер, драма, криминал, детектив Режиссёр Акира Куросава … Википедия

КУРОСАВА Акира — (1910 1998), японский кинорежиссер, чей фильм Расемон, удостоенный гран при Венецианского фестиваля 1951, открыл западному зрителю послевоенное японское кино. Новаторство Куросавы, применившего синтез русского эпического полотна, западного… … Энциклопедия Кольера

Куросава Акира — (1910 1998), японский кинорежиссёр, сценарист. Фильмы: «Расёмон» (1950), «Идиот» (1951), «Семь самураев» (1954), «Дерсу Узала» (1976, совместный советско японский фильм), «Тень воина» (1980), «Ран» («Смута», 1985), «Августовская рапсодия» (1991) … Энциклопедический словарь

МИФУНЭ — Тосиро (1920 1997), японский киноактер. Взрывной темперамент, острая пластика, психологическая глубина характерны для ролей Мифунэ в фильмах режиссера А. Куросавы: Расемон (1950), Идиот (1951), Семь самураев (1954), На дне (1957), Телохранитель… … Современная энциклопедия

Источник

Расемон что это такое

Расемон что это такое. Смотреть фото Расемон что это такое. Смотреть картинку Расемон что это такое. Картинка про Расемон что это такое. Фото Расемон что это такое

Расемон что это такое. Смотреть фото Расемон что это такое. Смотреть картинку Расемон что это такое. Картинка про Расемон что это такое. Фото Расемон что это такое

РАСЁМОН: КТО ПРАВ?

Режиссер: Акира Куросава
Страна: Япония
Год: 1950

Правда относительна. Люди неидеальны. Руководствуясь этими постулатами, культовый японский режиссёр Акира Куросава начинал работу над экранизацией рассказа Рюноскэ Акутагавы «В чаще». Впрочем, в конце 40-х кинематографист ещё не достиг своего высокого статуса — чёрно-белый «Расёмон» как раз и стал тем фильмом, который принёс постановщику международную известность.

В картине рассказывается о случае, приключившемся в XI веке в японском лесу. Прячущиеся от сильного дождя в развалинах ворот Расёмон монах (Минору Тиаки), дровосек (Такаси Симура) и крестьянин (Китидзиро Уэда) рассказывают друг другу о суде по делу об убийстве самурая Такэхиро Канадзава (Масаюки Мори) и изнасиловании его жены Масако (Матико Кё), свидетелями на котором они выступали. Показания мужчин не сходятся. Кто-то из них явно лжёт.

Расемон что это такое. Смотреть фото Расемон что это такое. Смотреть картинку Расемон что это такое. Картинка про Расемон что это такое. Фото Расемон что это такое

Лента Куросавы стала этапной работой в истории мирового кинематографа. Во-первых, «Расёмон» задал новое направление, в котором продолжил движение кинодетектив. Переработав правила, которым следовали в своих произведениях Викторен-Ипполит Жассе, Луи Фейад, Рене Клер и Тод Браунинг (чёткое деление героев на положительных и отрицательных, отсутствие намёков на сверхъестественное, один, использующий методы дедукции и зачастую выражающий авторскую позицию, главный герой, одновариантное толкование мотивов убийцы), режиссёр прибегнул к уникальным для того времени методам. Он задействовал контражур с настоящим солнцем в виде источника света, а определенные сцены снимал в одно и то же время на разные камеры (в фильме 407 монтажных склеек, больше, чем в любой другой ленте той эпохи) — при монтажно-тонировочных работах это позволяло легко менять местами эпизоды, сохраняя при этом целостность сцен.

«Расёмон» принёс мировую славу композитору Фумио Хаясаке. С Куросавой его объединяла не только работа, но и многолетняя дружба. Вдохновившись «Болеро» Мориса Равеля, Хаясака написал по-восточному загадочный, наводящий на размышления саундтрек.

Про свой тринадцатый фильм Куросава говорил: «Я всегда любил немые фильмы и хотел воссоздать их красоту. Как мне помнится, я размышлял об этом в следующем ключе: одна из техник современного искусства — упрощение, и поэтому я должен упростить этот фильм».

Действительно, внешняя простота «Расёмона» очень удачно контрастирует с мыслями, заложенными в картину. Постановщик показывает, что зло может прятаться в любом месте, а человек по природе своей порочен. Это проявляется в сюжете и подчёркивается при помощи метафор. Так, например, синонимом человеческих изъянов здесь оказывается чёрный дождь. Он плотной стеной окружает рассказывающих историю главных героев и «размывает» правду. Чтобы его капли были заметны и на дальнем плане, Куросава и его съёмочная команда подкрашивали воду из дождевых машин чернилами.

Напротив, свет в ленте имеет дуалистическое начало. В одних моментах он символизирует добро, в других — грех. Всё зависит от того, как интерпретировать идею автора. С одной стороны, сцена, в которой Масако отдаётся разбойнику, разворачивается при ярком солнечном свете. С другой, её морально-нравственное падение завершается при заходе солнца. Силе этой гипотезе должен был добавить снимавшийся вне студийных павильонов финал картины, который, по задумке режиссёра, продемонстрировал бы двойственность человеческой души. Но бригада Куросавы так и не дождалась грозовой тучи. В результате ясная погода придала сцене излишний оптимистический окрас.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *