Расходы на обеспечение нормальных условий труда что входит
Энциклопедия решений. Учет расходов на обеспечение нормальных условий труда и мер по технике безопасности
Учет расходов на обеспечение нормальных условий труда и мер по технике безопасности
Организация проводит мероприятия по обеспечению нормальных условий труда и техники безопасности. Как отражаются в бухгалтерском и налоговом учете эти расходы?
Согласно ст. 163 ТК РФ работодатель обязан обеспечить нормальные условия для выполнения работниками норм выработки. К нормальным условиям относятся, в частности:
— исправное состояние помещений, сооружений, машин, технологической оснастки и оборудования;
— своевременное обеспечение технической и иной необходимой для работы документацией;
— надлежащее качество материалов, инструментов, иных средств и предметов, необходимых для выполнения работы, их своевременное предоставление работнику;
— условия труда, соответствующие требованиям охраны труда и безопасности производства.
Перечень расходов на «нормальные условия», приведенный в ст. 163 ТК РФ, является открытым, поэтому организация сама вправе определять, что относится к нормальным условиям труда на конкретном предприятии.
— обеспечение безопасности средств и предметов труда; обеспечение работников за счет работодателя средствами индивидуальной защиты в соответствии с установленными нормативами;
— организацию обучения и инструктажа работников по охране труда;
— соответствующие требованиям охраны труда условия труда на каждом рабочем месте;
— проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда (СОУТ);
— контроль за проведением и организацию медицинских осмотров, где этого требуют условия производства или трудовое законодательство;
— организацию санитарно-бытового и лечебно-профилактического обслуживания работников,
— информирование работников об условиях труда на рабочем месте и компенсациях, положенных за работу в тяжелых и опасных условиях труда;
— взаимодействие работодателя с государственными органами контроля за условиями и охраной труда;
— проведение обучения наемных работников элементарным основам охраны труда.
Чтобы оценить условия труда на рабочих местах, выявить вредные и (или) опасные производственные факторы, привести рабочие места в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда, все работодатели обязаны обеспечить проведение спецоценки условий труда. СОУТ регламентирована Федеральным законом от 28.12.2013 N 426-ФЗ.
Более подробно указанные направления работы рассмотрены в статьях 213, 215, 221-223, 225, 227-230 ТК РФ.
Например, согласно ст. 223 ТК РФ работодатель обеспечивает обслуживание и медицинское обеспечение работников в соответствии с требованиями охраны труда. Для этого он должен оборудовать санитарно-бытовые помещения, помещения для приема пищи, для оказания медицинской помощи, комнаты для отдыха в рабочее время и психологической разгрузки; создать посты для оказания первой помощи с аптечками и т.п.
В соответствии с ст. 22 ТК РФ обеспечение безопасности и условий труда, соответствующих государственным нормативным требованиям охраны труда, а также бытовых нужд работников, связанных с исполнением ими трудовых обязанностей, является обязанностью работодателя. Конкретные обязанности работодателя по обеспечению нормальных условий труда могут быть зафиксированы в локальном нормативном документе, коллективном договоре, в трудовых договорах. Согласно ст. 22 ТК РФ работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров.
Требования к обеспечению безопасных для работников условий труда устанавливаются санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами РФ (п. 1 ст. 25 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»). В связи с этим в локальном нормативном документе или соответствующем разделе трудового (коллективного) договора работодатель может сослаться на действующие в настоящий момент на территории России санитарно-эпидемиологические правила и нормы (СанПиН), строительные нормы и правила (СНиП) и т.п.
Нормальные условия труда прибыль сберегут
Нормы трудового законодательства обязывают фирмы создавать на производстве нормальные условия труда для своих работников. Налоговый кодекс позволяет организациям уменьшать на подобные затраты «прибыльную» базу, но что именно следует понимать под «нормальными условиями труда», в нем не уточняется. Это дает почву для многочисленных споров бухгалтеров с проверяющими. Рассмотрим наиболее распространенные и сложные ситуации.
Сначала разберемся, что собой представляет понятие «условия труда». Это совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника(*1).
Работодатель обязан обеспечить(*2):
На какие расходы, связанные с обеспечением нормальных условий труда, можно уменьшить облагаемую прибыль, прямо сказано в Налоговом кодексе.
Кроме того, организация вправе учесть в целях налогообложения прибыли:
Работникам — благоприятные условия, фирме — налоговые расходы
Определенным работникам положены специальные перерывы для обогревания и отдыха, включаемые в рабочее время(*5). Для этих целей на предприятии должны быть оборудованы соответствующие помещения. Понесенные при этом затраты (например, «строительство и ремонт расположенных на территории строительных площадок бытовых помещений, используемых, в частности, для обогрева работников, создания им благоприятных санитарно-бытовых условий труда»), по мнению арбитров(*6), фирма может включить в состав налоговых расходов. Кроме того, она вправе принять по ним к вычету НДС.
Поговорим теперь об обеспечении санитарно-бытового и лечебно-профилактического обслуживания работников.
Столичные инспекторы считают, что расходы на такие санитарно-гигиенические принадлежности, как полотенца, туалетная бумага, покрытия на унитазы, мыло и т. п., уменьшают облагаемую прибыль фирмы(*7).
Надо сказать, что компании имеют все основания учитывать в налоговых расходах самые разнообразные затраты, направленные на создание комфортных условий работы трудящихся, в том числе и расходы на оборудование комнаты отдыха. Об этом свидетельствует многочисленная арбитражная практика.
Пример
По результатам проведения выездной налоговой проверки контролеры оштрафовали компанию за неполную уплату налога на прибыль. Ей также были доначислены налог и пени.
Фирма с таким решением не согласилась и обжаловала его в судебном порядке.
Арбитры пришли к выводу, что компания обоснованно списала на расходы стоимость МПЗ (холодильники, чайники, микроволновые печи, морозильная камера, электроплиты, пылесос, стол обеденный, обогреватели, телевизор, подставка, лампа настольная, громкоговорящая связь, стойка с микрофоном, зеркала).
Перечисленные товары приобретались в соответствии с распоряжением директора фирмы «О производственной необходимости», использовались для обустройства помещений для организации горячего питания работников в обеденное время, поскольку столовая на предприятии отсутствует.
В итоге судьи признали, что компания действительно понесла общехозяйственные расходы, которые необходимы для организации нормальных условий труда ее работников. Эти расходы являются экономически обоснованными и направленными на получение фирмой прибыли (дохода)(*8).
По другому спору компания представила доказательства, подтверждающие круглосуточный режим работы своего персонала. В итоге арбитры признали правомерным довод фирмы, что расходы по оборудованию комнат отдыха для своих работников и организации психологической разгрузки экономически обоснованы(*9).
Еще в одном разбирательстве судьи отметили, что посуда, предметы интерьера и бытовая техника приобретались для использования в производственном здании организации. Затраты на покупку этого имущества были направлены на создание благоприятного образа фирмы для посетителей и обеспечение нормального рабочего процесса. Поэтому они правомерно уменьшили облагаемую прибыль фирмы на основании пункта 1 статьи 252 и подпункта 49 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса.
Кроме того, арбитры указали, что чистящие, моющие и иные аналогичные средства приобретают с целью соблюдения установленных санитарно-гигиенических требований и содержания помещений в надлежащем состоянии. Следовательно, затраты на их покупку уменьшают базу по налогу на прибыль(*10).
Аналогичные выводы есть и в иных судебных вердиктах (см. таблицу).
Положительные судебные решения
по включению в налоговые расходы затрат на бытовые предметы(*14)
На мой взгляд, фирмы могут уменьшить облагаемую прибыль на стоимость телевизоров, магнитофонов, картин, аквариумов, бильярда и т. п., приобретаемых для комнат отдыха. Статья 108 ТК РФ прямо предписывает, что на работах, где по условиям производства предоставление перерыва для отдыха невозможно, организация обязана обеспечить сотрудникам возможность отдыха в рабочее время. Кроме того, необходимость оборудования комнаты отдыха может быть связана с особым характером работы: специальным графиком, предполагающим круглосуточное дежурство, сложными условиями труда (например, высоким уровнем шума) и т. д. Тот же бильярд поможет сотрудникам снять напряжение, расслабиться, что в итоге повысит их работоспособность, позволит избежать ошибок, которые могут быть вызваны усталостью или стрессовым состоянием. В результате на предприятии увеличится уровень производительности и сократится количество нестандартных ситуаций, обусловленных человеческим фактором. Поэтому подобные расходы вполне можно считать экономически обоснованными.
Рассмотрим на примере еще один случай правомерного учета подобных затрат.
Пример
В ходе судебного разбирательства выяснилось, что режим работы компании круглосуточный, работа сотрудников сменная, с вредными условиями труда (повышенный температурный режим). На предприятии утверждены Правила внутреннего трудового распорядка на работах, где по условиям производства перерыв для отдыха и питания установить нельзя. Согласно данному документу работнику предоставляется возможность подкрепиться в течение рабочего времени в специально отведенных комнатах. Поэтому расходы на приобретение электрочайников и воды связаны с необходимостью создания работникам нормальных условий труда. Приобретение отопительных электроприборов в условиях северной зимы также необходимо для создания нормальных условий труда специалистов(*11).
Расходы на выдачу молока
Как известно, на работах с вредными условиями труда сотрудникам выдают бесплатно по установленным нормам молоко или другие равноценные пищевые продукты(*12). По мнению судей, затраты организации на приобретение молока для таких специалистов можно отразить в налоговом учете(*13).
Пример
В ходе судебного разбирательства было установлено, что компания бесплатно выдавала молоко работникам, занятым на производстве с вредными условиями труда. Перечень вредных работ и профессий, дающих право на молоко, ежегодно утверждался администрацией предприятия по согласованию с профсоюзными органами и являлся составной частью коллективного договора. Факт работы лиц с химическими веществами, при контакте с которыми рекомендовано употребление молока, материалами дела подтвержден.
При таких обстоятельствах арбитры признали, что организация обоснованно относила на налоговые расходы затраты по бесплатной выдаче молока работникам. Ведь молоко выдавалось в соответствии с действующим законодательством(*15).
Обратите внимание: выдача молока работникам вредных производств не облагается налогом на добавленную стоимость(*16).
Как оправдать кондиционер
Практика показывает, что организация вправе уменьшить облагаемую прибыль на затраты по покупке кондиционеров для производственных и офисных помещений.
Пример
В результате выездной налоговой проверки контролеры оштрафовали фирму за неполную уплату налога на прибыль. Кроме того, ей было предложено доплатить налог и пени.
Компания с данным решением не согласилась и обратилась в суд.
Арбитры установили, что предприятие отнесло на расходы амортизационные отчисления по бытовым кондиционерам. Такие затраты подпадают под действие статьи 22 Трудового кодекса. В ней сказано, что фирма обязана обеспечивать безопасность труда и условия, отвечающие требованиям охраны и гигиены труда. Это же было закреплено и в коллективном договоре компании. Следовательно, данные расходы экономически оправданы. На этом основании арбитражные судьи признали правомерным отнесение на расходы амортизационных отчислений по кондиционерам(*17).
По другому спору арбитры отметили, что компьютеры, кондиционеры, офисная мебель, расположенные и используемые компанией в принадлежащих ей административных помещениях, механизируют и облегчают трудовой процесс, создавая нормальные условия для трудовой деятельности. Следовательно, данное имущество опосредованно участвует в деятельности, направленной на получение дохода. Значит, фирма правомерно уменьшила «прибыльную» базу на расходы по приобретению кондиционеров и иного имущества(*18).
Рассмотрим еще одно интересное судебное дело.
Инспекторы посчитали, что фирма необоснованно уменьшила налогооблагаемую прибыль на сумму амортизации по кондиционерам, установленным в офисном помещении. По мнению контролеров, при оборудовании административного помещения кондиционерами компания фактически несет расходы в пользу своих работников.
Однако судьи признали такое решение необоснованным. Они подчеркнули, что кондиционеры, установленные в офисе, служат для обеспечения нормальных условий труда, предусмотренных Трудовым кодексом. Поэтому затраты на данную технику подлежат включению в состав расходов на основании подпункта 7 пункта 1 статьи 264 главного налогового документа.
Проверяющие решили оспорить вывод суда. Они указали, что установка кондиционеров должна быть предусмотрена трудовым законодательством. Только при этом условии затраты на них могут быть отнесены к прочим расходам, связанным с производством и реализацией.
Но арбитры более высокой инстанции данный довод инспекции отклонили как не основанный на нормах права(*19).
Аналогичные выводы содержатся и в других судейских решениях(*20).
Расходы на обучение по охране труда
По мнению арбитров, расходы на обучение работников в области охраны труда вполне можно отразить в налоговом учете.
Как известно, облагаемую прибыль уменьшают расходы на обеспечение нормальных условий труда и мер по технике безопасности, предусмотренных законодательством РФ (подп. 7 п. 1 ст. 264 НК РФ). Следовательно, у организации возникает необходимость обосновать затраты по покупке кондиционера как расходы, обеспечивающие соблюдение норм по охране труда в соответствии с разделом 10 «Охрана труда» Трудового кодекса. Для этого работодатель должен следовать нормам по охране труда на предприятиях, содержащимся в санитарных правилах и нормативах. Такой
вывод следует из статьи 209 Трудового кодекса.
Для отнесения затрат по приобретению кондиционеров как для производственных, так и для офисных помещений к налоговым расходам необходимо опираться на «Гигиенические требования к микроклимату производственных помещений, СанПиН 2.2.4.548-96» (утв. пост. Госкомсанэпиднадзора РФ от 01.10.1996 N 21). В этом документе указаны допустимые величины показателей микроклимата (температура и влажность) на рабочих местах, которые должны соответствовать значениям, приведенным там же в таблице, применительно к выполнению работ различных категорий в холодный и теплый периоды года. Поэтому, сославшись на данные требования законодательства, фирма может обосновать приобретение кондиционера.
Кроме того, фирма может воспользоваться «Гигиеническими требованиями к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы. СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03» (утв. пост. Главного государственного санитарного врача РФ от 03.06.2003 N 118), а также «Гигиеническими требованиями к организации работы на копировально-множительной технике, СанПиН 2.2.2.1332-03» (утв. пост. Главного государственного санитарного врача РФ от 30.05.2003 N 107). Из них также следует, что для обеспечения нормальных условий труда в помещениях компании необходимо установить кондиционеры.
Возможна следующая процедура отнесения расходов по покупке кондиционера в состав затрат по налогу на прибыль.
На основании письменного заявления работников о высокой температуре воздуха в рабочих помещениях составляются акты замера температуры воздуха в течение нескольких дней. Затем сравниваются показатели актов и допустимые величины показателей микроклимата (температура) на рабочих местах, указанные в Гигиенических требованиях к микроклимату производственных помещений. Полученные в результате сравнения данные также фиксируются в акте, подписанном членами рабочей комиссии по охране труда (или представителями трудового коллектива). На основании данного акта и требований трудового законодательства руководитель организации принимает решение о приобретении кондиционера. Затраты по покупке кондиционера относят в состав расходов по налогу на прибыль как расходы на обеспечение нормальных условий труда.
С таким подходом согласны как столичные инспекторы (письмо УМНС России по г. Москве от 16.05.2003 N 26-12/26601), так и арбитражные судьи (Пост. ФАС ПО от 21.08.2007 N А57-10229/06-33, от 26.07.2006 N А55-32558/2005, от 12.01.2006 N А72-5872/05-6/477; ФАС ЗСО от 22.03.2006 N Ф04-1851/2006(20801-А45-40); ФАС МО от 10.11.2005 N КА-40/10678-05; ФАС СЗО от 11.07.2005 N А13-8591/03-15).
В другом случае инспекторы также исключили из налоговых расходов фирмы затраты на услуги по обучению и профподготовке кадров в области охраны труда. Однако суд, изучив представленные документы (договор на оказание услуг, счета-фактуры, лицензию, разрешение на обучение по охране труда, правила внутреннего трудового распорядка, приказы о приеме на работу), признал, что компания правомерно уменьшила облагаемую прибыль на данные расходы(*22). Ведь они направлены на обеспечение мер по технике безопасности. А именно на прохождение новыми работниками инструктажа по охране труда и обучение безопасным методам и приемам работы(*23). Такой же позиции придерживаются и другие арбитры(*24).
На что еще уменьшить прибыль?
Исследование арбитражной практики показывает, что компания может квалифицировать в качестве прочих расходов самые разнообразные затраты. Например, одна фирма использовала в производственном процессе фотоаппараты, видеомагнитофоны, видеокамеры и музыкальный центр. При помощи данной техники фиксировались несчастные случаи на производстве, а также проводились инструктаж и обучение персонала по вопросам охраны труда. Данные затраты организации суд признал прочими расходами, связанными с производством и реализацией(*25).
В другом споре арбитры отметили, что на расходы по охране транспорта работников компания может уменьшить «прибыльную» базу. Дело в том, что фирма обязана создавать надлежащие условия труда для сотрудников, обеспечивать их бытовые нужды, связанные с исполнением ими трудовых обязанностей, и сохранность принадлежащего работникам имущества. На взгляд судей, такие затраты фирма вправе отразить в составе налоговых расходов(*26).
И в заключение затронем еще один нюанс. Как мы уже упоминали, организация вправе квалифицировать в качестве прочих расходов затраты на гражданскую оборону(*27). На этом основании фирма может учесть затраты, связанные, например, с обеспечением средствами защиты органов дыхания штатных сотрудников и номеров для постояльцев, проживающих в гостинице(*28).
Исследования влияния условий труда на человека, не так давно проведенные в Евросоюзе, дали интересные результаты: практически треть опрошенных убеждены, что работа непосредственно сказывается на их самочувствии.
В связи с насущностью проблемы стресса на работе исследователи ищут все новые пути борьбы с ним. Наиболее перспективными считаются технологии стресс-менеджмента, формирующие умение управлять собой в кризисных ситуациях. В плане медикаментов и рационального питания рекомендуется особое внимание обращать на витамины и микроэлементы, благотворно влияющие на нервную систему и деятельность мозга, считают исследователи США и Евросоюза.
Чередование физических и умственных нагрузок также играет свою роль в предупреждении стрессов и их последствий. Сейчас особой популярностью на Западе пользуются коллективные пикники на природе и такие активные увлечения, как боулинг и пейнтбол.
По мнению испанских ученых, карамель и жевательная резинка благотворно воздействуют на сотрудников организаций. «Потребление карамели и жевательной резинки помогает человеку преодолеть стрессовое состояние на рабочем месте и тем самым повысить производительность труда», — отмечается в опубликованном докладе отдела клинической психологии Мадридского научно-исследовательского института психотерапии. В последние годы стресс стал серьезной проблемой в Западной Европе и, в частности, в Испании, где ему подвержены около 30 процентов всех работающих.
Исследования, проведенные по заказу Министерства труда Российской Федерации, выявили, что в нашей стране больше всего стрессу подвержены работники образования, здравоохранения, ответственные работники коммерческих организаций, сотрудники спецслужб и шахтеры.
*1) ст. 209 ТК РФ, Пост. ФАС ПО от 18.10.2005 N А65-5521/2005-СА-38
*2) ст. 22, 163, 212 ТК РФ
*3) письмо УФНС России по г. Москве от 06.10.2006 N 20-12/89225
*4) письмо Минфина России от 08.08.2005 N 03-03-04/1/154
*6) Пост. ФАС УО от 03.12.2007 N Ф09-9785/07-С3
*7) письмо УФНС России по г. Москве от 06.10.2006 N 20-12/89121.1
*8) Пост. ФАС ЗСО от 02.04.2007 N Ф04-1822/2007(32980-А27-40)
*9) Пост. ФАС ВСО от 02.05.2006 N А74-3299/05-Ф02-1838/06-С1
*10) Пост. ФАС МО от 25.12.2006, 27.12.2006 N КА-А40/12681-06
*11) Пост. ФАС СЗО от 28.11.2006 N А56-34718/2005
*13) Пост. ФАС ВВО от 20.01.2006 N А11-4741/2005-К2-27/196
*14) ст. 108, 223 ТК РФ (это сноска к тексту таблицы)
*15) Пост. ФАС ВВО от 01.04.2004 N А31-2993/1
*16) Пост. ФАС ЗСО от 18.08.2006 N Ф04-4871/2006(251121-А27-33), Ф04-4871/2006(25597-А27-33)
*17) Пост. ФАС ПО от 21.08.2007 N А57-10229/06-33
*18) Пост. ФАС ПО от 26.07.2006 N А55-32558/2005
*19) Пост. ФАС ЗСО от 22.03.2006 N Ф04-1851/2006(20801-А45-40)
*20) Пост. ФАС ЗСО от 22.03.2006 N Ф04-1851/2006(20801-А45-40)
*22) подп. 7 п. 1 ст. 264 НК РФ, ст. 56, 225, 226 ТК РФ
*23) ФАС ЗСО от 08.10.2007 N Ф04-6915/2007(38865-А27-40)
*24) Пост. ФАС СЗО от 10.05.2007 N А56-10282/2006, ФАС ПО от 24.10.2006 N А65-6040/2005-СА2-8
*25) Пост. ФАС СЗО от 21.04.2006 N А56-7747/2005
*26) Пост. ФАС МО от 07.06.2007, 14.06.2007 N КА-А40/4876-07
*27) подп 7 п. 1 ст. 264 НК РФ
*28) письмо Минфина России от 17.07.2007 N 03-03-06/1/490
Журнал «Актуальная бухгалтерия» N 3/2008, О.А. Мясников, налоговый юрист, к.э.н.
Что каждый бухгалтер должен знать об охране труда
По данным исследований Международной организации труда, ежегодно происходит около 270 млн несчастных случаев и 160 млн новых случаев профзаболеваний. Травмы и развитие болезней зачастую провоцируются самими работниками, не умеющими, часто не знающими, и порой не желающими выполнять технику безопасности.
Обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возложены на работодателя. Перечень этих обязанностей раскрывает статья 212 ТК РФ.
«Труд свободен», — говорит нам пункт.1 статьи 37 Конституции Российской Федерации.
Пункт 3 той же статьи сообщает нам: «Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены. » Право это закреплено ТК РФ в разделе X. ОХРАНА ТРУДА.
ОХРАНА ТРУДА — система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия (ст. 209 Трудового кодекса РФ).
Работодатель должен обеспечить безопасные условия и охрану труда, а работник обязан соблюдать установленные правила, нарушение которых может привести к несчастным случаям, травмам и профзаболеваниям. Соответственно с каждым сотрудником необходимо провести инструктаж по технике безопасности, в отдельных случаях — специальное обучение (ст. 214 ТК РФ). Организовать этот процесс должен работодатель, также как и нести связанные с ним расходы.
Если факт допуска к работе не прошедших обучения по охране труда сотрудников выявлен в первый раз, то величина штрафа по ст. 5.27.1 КоАП составит:
Организация охраны труда стоит денег, т.е. нужно определить перечень и рассчитать стоимость затрат. И учесть эти затраты.
Мероприятия по ОТ и их финансирование
Каждый работодатель обязан выделять на мероприятия по улучшению условий труда каждый год от 0,2% от всех затрат на производство. Затраты на охрану труда можно увеличить, но не уменьшить.
Если сумма затрат на ОТ будет меньше 0,2%, предприятие оштрафуют за нарушение требований ст. 226 ТК РФ. Оштрафовать работодателя могут и по части 1 статьи 5.27.1 КоАП РФ.
Не каждое мероприятие можно запланировать в бюджете на охрану труда. Например, не относят к затратам на охрану труда повышение квалификации сотрудников (бюджет отдела кадров), закупку и перезарядку огнетушителей (бюджет на пожарную безопасность и охрану здания), расходы на доставку к месту производства работ (расходы на основное производство), приобретение мебели для кабинета по охране труда (расходы на содержание зданий и сооружений).
Минтруд утвердил типовой перечень ежегодных мероприятий по охране труда приказом от 1.03.2012 года № 181н, включающий несколько десятков мероприятий, которые можно включить в годовой бюджет.
Если потребность возникает в проведении каждого мероприятия, то разумно вначале запланировать те расходы, которые можно будет возместить через Фонд социального страхования.
Профинансировать часть мероприятий по улучшению условий и охране труда можно за счет страховых взносов в ФСС от НС и профзаболеваний, но только в том случае, если у предприятия нет задолженности перед бюджетом.
Финансирование проводят согласно приказу Минтруда от 10.12.2012 г. № 580н. Чтобы претендовать на возмещение, нужно составить план затрат, и провести их в тот год, в котором подают заявление в ФСС. Чтобы получить возмещение затрат на спецоценку или обучение, необходимо, чтобы каждый акт приемки выполненных работ (оказанных услуг) был подписан в текущем году.
За счет бюджета ОТ можно профинансировать проведение таких обязательных для каждого работодателя мероприятий, (полный список в приложении к приказу Минтруда от 1.03.2012 года № 181н), как:
Центр Аттестации и Экспертизы «Аттэк» — одна из лидирующих компаний, предоставляющих все виды услуг в сфере охраны труда — от обучения сотрудников до аудита по ОТ и производственного контроля. У нас аттестованные специалисты и собственные лаборатории.
Как подсчитать затраты на обучение по ОТ
В бюджете по ОТ отдельное место занимает обучение. В приказе Минтруда № 181н есть такая статья расходов, как приобретение стендов, тренажеров, наглядных материалов, научно-технической литературы для проведения инструктажей по охране труда, обучения безопасным приемам и методам выполнения работ, оснащение кабинетов (учебных классов) по охране труда компьютерами, теле-, видео-, аудиоаппаратурой, лицензионными обучающими и тестирующими программами, проведение выставок, конкурсов и смотров по охране труда.
К расходам на обучение относятся :
Можно купить за счет бюджета на охрану труда :
Важное условие: все эти покупки должны быть сертифицированы, а программы иметь лицензии.
Затраты на обеспечение нормальных условий труда и мер по технике безопасности, предусмотренных законодательством, включаются в состав прочих расходов (подп. 7 п. 1 ст. 264 НК РФ).
К таким расходам можно отнести затраты:
Типовые нормы бесплатной выдачи сертифицированных специальной одежды, обуви и других средств индивидуальной защиты для строителей утверждены приказом Минздравсоцразвития от 16 июля 2007 г. № 477*.
Расходы, связанные с приобретением спецодежды, могут быть учтены в налоговом учете в составе материальных расходов в полной сумме по мере передачи ее в пользование работникам в соответствии с нормами бесплатной выдачи спецодежды, установленными в организации (см. письмо Минфина России от 23 апреля 2007 г. № 03-04-06-01/128).
Некоторые виды работ связаны с применением вредных химических веществ. Статьей 222 Трудового кодекса РФ определено: на работах с вредными условиями труда работникам выдаются бесплатно по установленным нормам молоко или другие равноценные пищевые продукты.
Выдача данных продуктов по письменным заявлениям работников может быть заменена компенсационной выплатой в размере, эквивалентном стоимости молока или других равноценных пищевых продуктов.
Нормы и условия бесплатной выдачи молока или других равноценных пищевых продуктов работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, установлены постановлением Минтруда России от 31 марта 2003 г. № 13.
В целях налогообложения прибыли затраты в виде суммы выданной компенсации могут быть учтены при соблюдении условий:
Все начисления компенсирующего характера, связанные с работой в тяжелых, вредных, особо вредных условиях труда, относятся к расходам на оплату труда (п. 3 ст. 255 Налогового кодекса РФ).
При определении налоговой базы по НДФЛ учитываются все доходы работника, полученные им как в денежной, так и в натуральной форме, а также доходы в виде материальной выгоды.
По ст. 422 НК РФ не подлежат обложению страховыми взносами все виды установленных с оплатой стоимости и (или) выдачей полагающегося натурального довольствия, а также с выплатой денежных средств взамен этого довольствия. На данные выплаты не начисляются взносы на страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (п. 10 Перечня выплат, на которые не начисляются страховые взносы в ФСС).
В бухгалтерском учете расходы на оплату услуг, связанных с охраной труда, являются расходами по обычным видам деятельности. Они признаются на дату подписания акта приемки-сдачи оказанных услуг (п. 5, 7, 16 ПБУ 10/99). Данные расходы отражают по дебету счета 25 (26) в корреспонденции с кредитом счета 60. Предъявленная сумма НДС отражается по дебету счета 19 в корреспонденции с кредитом счета 60. Данную сумму НДС организация имеет право зачесть после принятия на учет оказанных ей услуг при наличии счета-фактуры контрагента (ст. 171, 172 Налогового кодекса РФ).
За нарушение правил охраны труда предусмотрена уголовная ответственность. Согласно статье 143 УК РФ, нарушение правил охраны труда, совершенное лицом, на которое возложена обязанность по соблюдению этих правил, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, наказывается: