Расходы в налоговом учете больше чем расходы в бухгалтерском
Прямые и косвенные расходы в налоговом учете (нюансы)
Прямые и косвенные расходы в налоговом учете
Вопросам разделения расходов на прямые и косвенные для целей НУ посвящена ст. 318 НК РФ, обязывающая при применении метода начисления делить расходы на производство и реализацию на эти 2 вида расходов.
Косвенные расходы разрешено в полном объеме относить на уменьшение налоговой базы по прибыли в периоде их возникновения, а прямые будут уменьшать эту базу по мере реализации той продукции (работ, услуг), к которой они относятся. Исключение здесь составляет деятельность по оказанию услуг, дающая возможность прямые расходы по услугам учитывать в том же порядке, что и косвенные. Таким образом, прямые расходы в НУ, в отличие от косвенных, будут формировать не только себестоимость продаж, но и налоговую стоимость незавершенного производства, а также непроданной готовой продукции.
Такое влияние на базу по прибыли обязывает со всей тщательностью подходить к вопросу обоснования разделения расходов на прямые и косвенные. Право такого деления ст. 318 НК РФ оставляет за налогоплательщиком, рекомендуя в составе прямых расходов в налоговом учете учитывать:
Все остальные расходы можно для целей НУ считать косвенными.
Если у вас есть доступ к КонсультантПлюс, проверьте правильно ли у вы разделили расходы на прямые и косвенные. Если доступа нет, получите пробный онлайн-доступ к правовой системе бесплатно.
Принципы деления расходов в бухгалтерском учете
Перечень прямых расходов, приведенный в ст. 318 НК РФ, соответствует понятию аналогичных расходов для целей БУ. БУ определяет эти расходы как непосредственно связанные с процессом производства (План счетов бухучета, утвержденный приказом Минфина РФ от 31.10.2000 № 94н), отводя для них определенные счета бухучета (20, 23, 29). Прочие расходы, связанные с производством и реализацией, в БУ так же, как и в НУ, будут косвенными. Счета их учета (25, 26, 44) должны закрываться ежемесячно.
Однако в отличие от НУ не все косвенные расходы можно в периоде их возникновения сразу отнести на финрезультат. Обязанность это сделать есть только в части расходов на продажу (коммерческих), собранных на счете 44. Для счета 26, аккумулирующего расходы общехозяйственного характера, допустимы 2 способа закрытия, из которых 1 разрешает сразу всю сформировавшуюся на счете сумму отнести на финрезультат, т. е. учесть так же, как и в НУ.
Подробнее об этом способе закрытия счета 26 читайте в статье «Маржинальный метод учета затрат — как применять?».
А вот закрытие счета 25, на котором собираются расходы, связанные с производством (общепроизводственные), возможно только в одном варианте: путем распределения на себестоимость производимой продукции. Поэтому бухгалтерские значения себестоимости продаж, стоимости незавершенного производства и непроданной готовой продукции в обязательном порядке будут включать в себя прямые расходы на производство и косвенные расходы общепроизводственного характера. Себестоимость, состоящая из такого набора расходов, называется производственной.
Как правильно распредлять расходы в налоговом учете, узнайте в КонсультантПлюс. Изучите материал, получив пробный доступ к системе бесплатно.
Действия по сближению БУ и НУ
Итак, НУ дает возможность учесть в себестоимости реализации бо́льшую сумму расходов, чем в БУ. Каким будет выигрыш? Не очень значительным, поскольку:
Разницы в себестоимости придется очень убедительно обосновать, поскольку они отражаются на величине налога на прибыль. Налоговые органы, настаивая на таком обосновании (письмо ФНС РФ от 24.02.2011 № КЕ-4-3/2952@), приводят применительно к расходам формулировку «связанные с производством», отсылая, по существу, к тому определению, которое в БУ используют для обозначения производственной себестоимости.
То есть принятие в НУ в качестве прямых расходов тех, которые в БУ характеризуют производственную себестоимость, у налоговых органов возражений не вызовет. А в учете налогоплательщика такое действие позволит избежать налоговых разниц или как минимум даст возможность их уверенно контролировать. В то время как при разной оценке себестоимости для НУ и БУ проблем с учетом и контролем налоговых разниц появится много.
Таким образом, сближая оценку прямых расходов в БУ и НУ, можно достичь положительного результата в следующих моментах:
Как разделить расходы по налогу на прибыль на прямые и косвенные, узнайте здесь.
Для целей сближения данных НУ и БУ следует:
О том, какие затраты формируют производственную себестоимость в БУ, читайте в статье «Какие затраты включает производственная себестоимость продукции?».
Итоги
Состав прямых расходов в налоговом учете налогоплательщик вправе определить самостоятельно. Однако установление прямых расходов в минимально допустимом объеме приведет как к возражениям со стороны налоговых органов, так и к потере контроля за процессом формирования разниц между данными БУ и НУ. Чтобы избежать такого рода последствий, в НУ следует установить прямые расходы равнозначными с себестоимостью, определяемой в БУ как производственная.
Базовые правила учета расходов на УСН
Компании и предприниматели, применяющие УСН «доходы минус расходы», платят налог с чистой прибыли. Чем больше они учитывают расходов, тем меньше у них получается налог. Поэтому налоговые следят за тем, чтобы в расходы не записывали лишнее.
Границы между предпринимательскими нуждами и личными зачастую очень размытые. Но эти границы все же полезно правильно определять. Для начала следует разобраться с формальными правилами учета расходов, потому что они, в отличие от доходов, учитываются намного сложнее.
Тот факт, что с вашего счета списались деньги, еще не основание для того, чтобы учесть ту или иную сумму в налогах. Более того, чаще всего расходы учитываются вообще на другой день — не на тот, когда деньги физически списались с вашего расчетного счета.
Правила № 1: Расходы должны соответствовать списку из ст. 346.16 НК РФ
Прежде чем учесть расход, нужно проверить, есть ли он в списке Налогового кодекса. Проблема в том, что некоторые расходы там описаны очень размыто, особенно материальные.
Под материальные расходы попадают материалы для производства, материалы для выполнения услуг, стоимость доставки до покупателя, стоимость спецодежды, бахилы, одноразовые стаканчики, ремонт и многое другое. И это усложняет задачу: ты не всегда уверен, что это именно те расходы, которые можно учесть.
В то же время Налоговый кодекс содержит и однозначные формулировки при определении расходов: например, расходы на оплату труда, канцелярские товары, рекламу, оплату товарного знака, аренду. И вроде бы все четко определено, но формального попадания в список недостаточно. Например, вы можете учесть расходы на аренду офиса, в котором работаете, но не можете учесть расходы на аренду квартиры, в которой живете. То же самое с расходами на ремонт этих помещений.
Правило № 2: Расход должен быть экономически обоснован и направлен на получение дохода
Любой расход предпринимателя должен как-то поспособствовать развитию бизнеса, то есть зарабатыванию денег или увеличению активов.
Например, если у вас кофейня, то нецелесообразно учитывать расходы на постройку забора где-то за городом. Это никак не поможет вашему бизнесу. Расходы на турпутевку можно учесть, только если она для вашего сотрудника и то с некоторыми ограничениями. Свою путевку до Турции учесть тоже не получится.
Одним словом, связь между расходом и прибылью от этого расхода иногда тяжело понять. Причем непросто это сделать даже при честных и, казалось бы, логичных расходах.
Обоснованность расходов, учитываемых при расчете налоговой базы, должна оцениваться с учетом обстоятельств, свидетельствующих о намерениях налогоплательщика получить экономический эффект в результате реальной предпринимательской или иной экономической деятельности.
При этом речь идет именно о намерениях и целях (направленности) этой деятельности, а не о ее результате.
Получается, что необязательно увеличивать выручку за счет расходов, достаточно планировать, что это произойдет. Хотя нельзя до конца быть уверенными в том, что в спорных ситуациях налоговая эти аргументы примет.
Правило № 3: Должны быть документы, подтверждающие расходы
Без документов налоговая не поймет, что именно вы купили, и не сможет установить связь между расходом и намерением заработать. В списании с расчетного счета информации совсем недостаточно.
Прежде всего расходы подтверждают:
Обязательно делайте сканы чеков, потому что со временем чеки выцветают.
Если вы что-то купили и по какой-то причине у вас нет подтверждающих документов, то учитывать расход по УСН опасно. Налоговая может запросить подтверждение расхода, и если вы не сможете его обосновать, то придется подавать корректировку декларации, доплачивать налог и, скорее всего, уже с пеней, потому что срок оплаты к тому времени будет пропущен.
Если налоговая решит, что вы намеренно учли необоснованные расходы, то вам выставят штраф в размере 40 % от недоплаченного налога.
Запросы на пояснения приходят довольно часто. Причем налоговая проверяет даже маленьких предпринимателей и просит их подтвердить свои расходы документами.
Правило № 4: Учесть расходы можно только после того, как вы расплатились или получили товар
Если вы не получили товар или услугу, так как работаете по предоплате, то расход учесть пока нельзя. Вы это сможете сделать лишь тогда, когда все получите и когда на руках будет иметься акт или накладная.
Без труда сформируйте и отправьте декларацию УСН, книгу учета доходов и расходов
Иногда расход нужно учесть не на дату списания с расчетного счета, а на дату получения товара или услуги. Например, товар оплачен 4 мая, а пришел только 10 мая. В этом случае учесть расход можно только 10 мая, а в КУДиР надо сделать запись, где документом-основанием будет накладная и ее номер. Если бы товар был получен 10 мая, а оплата за него прошла попозже, 11 или 12 мая, то расход можно было бы учесть по факту списания денег с расчетного счета.
Таким образом, нужно смотреть, какая дата позже, и учитывать расход именно по поздней дате.
Учитывайте расход по последней из дат:
Отдельно стоит рассмотреть такую ситуацию, как перепродажа. В данном случае в расчет нужно брать три даты:
То есть при перепродаже расходы на товар можно учесть только тогда, когда вы его перепродали. Это может случиться через пару месяцев или даже через пару лет, но только тогда вы действительно сможете учесть расход.
Не пропустите новые публикации
Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.
Постоянные разницы
Из-за разных правил признания доходов и расходов в бухгалтерском и налоговом учете бухгалтерская прибыль может не совпадать с налоговой прибылью.
Тогда условный налог на бухгалтерскую прибыль не будет совпадать с текущим налогом на прибыль, отраженным в декларации по налогу на прибыль.
Чтобы сумма налога на прибыль, начисленного в бухучете, совпадала с текущим налогом на прибыль, надо формировать разницы по правилам ПБУ 18/02.
Разница между бухгалтерской и налоговой прибылью состоит из временных и постоянных разниц.
Постоянные разницы между бухгалтерской и налоговой прибылью возникают, если расходы (доходы) признаются или только в бухгалтерском, или только в налоговом учете.
Наличие постоянных разниц влечет за собой необходимость доначисления либо уменьшения суммы налога на прибыль, исчисленного исходя из бухгалтерской прибыли.
При этом под постоянными разницами понимаются те доходы (расходы), которые не включаются в расчет налоговой базы по налогу на прибыль не только в отчетном, но и во всех последующих периодах.
Постоянные разницы могут возникать и в тех случаях, когда какие-либо доходы (расходы) признаются исключительно в целях налогообложения.
При этом в бухгалтерском учете эти суммы вообще не отражаются.
Из-за наличия таких ситуаций текущий налог на прибыль, исчисленный по данным налогового учета, будет отличаться от условного налога на бухгалтерскую прибыль.
В этом случае возникают:
— постоянные налоговые обязательства (ПНО);
— постоянные налоговые активы (ПНА).
Постоянные налоговые обязательства (ПНО) и постоянные налоговые активы (ПНА) признаются в бухгалтерском учете при возникновении постоянных разниц.
Когда возникают ПНО и ПНА
ПНО возникают, если расходы по какой-либо операции можно признать только в бухгалтерском учете, а в налоговом учете их нельзя учесть никогда.
стоимость имущества, переданного безвозмездно;
затраты на проведение банкета.
Также ПНО могут возникать, если доходы по какой-либо операции признаются только в налоговом учете.
Например, п. 8 ст. 250 НК РФ предусмотрено включение в состав доходов при исчислении налога на прибыль стоимости безвозмездно полученных товаров, работ (услуг).
В то же время бухгалтерским законодательством не предусмотрено отражение стоимости таких работ (услуг) на счетах бухгалтерского учета.
Соответственно, у организации, получившей в отчетном периоде работы (услуги) на безвозмездной основе, появится постоянная разница, равная рыночной стоимости этих работ (услуг) и ПНО.
ПНО рассчитывается по формуле:
ПНО = Величина расходов, которые учитываются только в бухгалтерском учете Х Ставка налога на прибыль (20%); или
ПНО = Величина доходов, которые учитываются только в налоговом учете Х Ставка налога на прибыль (20%);
ПНА возникают, когда расходы отражаются только в налоговом учете.
Например, госпошлина, уплаченная при приобретении земельного участка не для продажи, в бухучете включается в стоимость участка, а в налоговом учете признается в прочих расходах.
Также ПНА могут возникать, если доходы по какой-либо операции признаются только в бухгалтерском учете.
ПНА (сумма превышения УРНП над ТНП) рассчитывается по формуле:
ПНО (сумма превышения ТНП над УРНП) рассчитывается по формуле:
ПНА= Величина расходов, которые учитываются только в налоговом учете Х Ставка налога на прибыль (20%); или
ПНА= Величина доходов, которые учитываются только в бухгалтерском учете Х Ставка налога на прибыль (20%);
Отражение ПНО в бухгалтерском учете
Постоянные налоговые обязательства в соответствии с п.7 ПБУ 18/02 учитываются по дебету счета 99 «Прибыли и убытки» в корреспонденции с кредитом счета 68 «Расчеты по налогам и сборам», субсчет по учету расчетов по налогу на прибыль.
Соответственно постоянные налоговые активы учитываются по дебету счета 68 «Расчеты по налогам и сборам», субсчет по учету расчетов по налогу на прибыль в корреспонденции с кредитом счета 99 «Прибыли и убытки».
Расхождения между бухгалтерским и налоговым учетом
Виды расхождений между бухгалтерским и налоговым учетом
Налоговый учет, для которого значимы расхождения между бухгалтерским и налоговым учетом (БУ и НУ), ведется организациями, которые уплачивают налог на прибыль. Чаще всего прибыль, исчисленная по НК РФ, отличается от бухгалтерской. Для отражения в бухучете и отчетности разницы между налогом на бухгалтерскую прибыль и налогом, показанным в декларации по налогу на прибыль, используется ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций» (утверждено приказом Минфина России от 19.11.2002 № 114н).
Приказом Минфина от 20.11.2018 № 236н в ПБУ 18/02 были внесены изменения, применять которые с 2020 года обязаны все юрлица, использующие ПБУ 18/02. Подробный разбор этих изменений с наглядными примерами вы найдете в КонсультантПлюс. Получите пробный доступ к системе и переходите к Типовой ситуации.
Разницы между БУ и НУ бывают:
Постоянные разницы — это доходы или расходы, которые:
Постоянные разницы приводят к возникновению постоянных налоговых расходов (ПНР) или доходов (ПНД). ПНР, ПНД равны соответствующей постоянной разнице, умноженной на ставку налога на прибыль.
ПНР означает, что у организации возникает обязательство оплатить налог, то есть в отчетном периоде платежи по налогу на прибыль увеличиваются. ПНД, наоборот, что организация не будет вносить какую-то часть налогового платежа.
Налог на прибыль по НУ > Налог на бухгалтерскую прибыль
Налог на прибыль по НУ Доходы по БУ
Доходы по НУ Расходы по БУ
Временные разницы — это доходы или расходы, которые принимаются к бухучету в одном периоде, а к налоговому — в другом. С 2020 года понятие «временные разницы» уточнили. Теперь сюда относятся не только доходы и расходы, но и результаты операций, не включаемые в бухгалтерскую прибыль (убыток), но формирующие налоговую базу по налогу в других отчетных периодах.
Временные разницы становятся причиной возникновения отложенных налогов. Кроме того приказ Минфина от 20.11.2018 № 236н расширил перечень временных разниц.
Отложенный налог — это сумма налога на прибыль, которая увеличит или уменьшит платеж в бюджет в следующих отчетных периодах. Временные разницы бывают 2 видов. Их влияние на налог на прибыль раскрыто в таблице.
Вычитаемые временные разницы
Налогооблагаемые временные разницы
Уменьшают налог на прибыль следующих периодов
Увеличивают налог на прибыль следующих периодов
В следующем (-их) периодах:
Бухгалтерский учет отложенных налогов, ПНР и ПНД
Начислен условный расход по налогу на прибыль
99 «Прибыли и убытки», субсчет «Условный расход»
68 «Расчеты по налогам и сборам»
Начислен условный доход по налогу на прибыль
68 «Расчеты по налогам и сборам»
99 «Прибыли и убытки», субсчет «Условный доход»
09 «Отложенные налоговые активы»
68 «Расчеты по налогам и сборам»
68 «Расчеты по налогам и сборам»
09 «Отложенные налоговые активы»
Списан ОНА при выбытии соответствующего актива
99 «Прибыли и убытки»
09 «Отложенные налоговые активы»
68 «Расчеты по налогам и сборам»
77 «Отложенные налоговые обязательства»
77 «Отложенные налоговые обязательства»
68 «Расчеты по налогам и сборам»
Списано ОНО при выбытии соответствующего актива (обязательства)
77 «Отложенные налоговые обязательства»
99 «Прибыли и убытки»
68 «Расчеты по налогам и сборам»
99 «Прибыли и убытки»
99 «Прибыли и убытки»
68 «Расчеты по налогам и сборам»
Как применять ПБУ 18/02 при получении убытка в бухгалтерском и налоговом учете, подробно разъясняется в КонсультантПлюс. Получите пробный доступ к системе и переходите к разъяснениям профессионалов.
Примеры расхождений между бухгалтерским и налоговым учетом
Рассмотрим некоторые ситуации, при которых образуются те или иные расхождения между БУ и НУ.
Вычитаемые временные разницы (ОНА):
Налогооблагаемые временные разницы (ОНО):
В текущем году организация понесла следующие расходы:
Выручка составила 3 000 000 руб. Ставка налога на прибыль — 20%.
В конце предыдущего года на учет было принято основное средство стоимостью 240 000 руб. СПИ равен 5 годам. В БУ амортизация начисляется линейным способом, а в НУ — нелинейным.
Амортизация, начисленная в НУ за год: 240 000 × 5,6 / 100 × 12 = 161 280 руб.
Месячная норма амортизации = 5,6 (ст. 259.2 НК РФ).
Налогооблагаемая временная разница: 161 280 – 48 000 = 113 280 руб.
Итоги
Расхождения между БУ и НУ возникают из-за разных требований законодательных актов, регулирующих эти 2 вида учета, а также из-за различных подходов к учету, закрепленных в бухгалтерской и налоговой учетной политике.
Разницы между БУ и НУ отражаются в бухучете, что позволяет сопоставить условный расход (доход) по налогу на прибыль, начисленный от величины бухгалтерской прибыли, и текущий налог на прибыль, рассчитанный по правилам НУ.
Прямые и косвенные расходы: вечная проблема бухгалтера
В очередной раз прочитал на форуме очередной плач Ярославны: «Как не показать убытки в декларации по налогу на прибыль?». И поневоле пришел к выводу, что главный принцип большевиков: сначала создать себе трудности, а потом их героически преодолеть, до сих пор не забыт советским российским бухгалтером и успешно им применяется.
Ведь, пусть не половина, а треть организаций получают убытки для целей налогообложения прибыли из-за того, что косвенные расходы списывают ежемесячно, а реализация продукции (работ, услуг) происходит, зачастую, не каждый месяц, а то и не каждый квартал.
Хотя уже почти полтора десятка лет (с 2005 года) перечень прямых расходов, которые включаются в себестоимость произведенной продукции (выполненных работ, оказанных услуг) открытый, и организация его определяет самостоятельно (п. 1 ст. 318 НК РФ).
И остальные расходы, которые организация сама для себя не признала прямыми, будут считаться косвенными.
Подозреваю (хотя могу и ошибаться), что до сих пор многие коллеги находятся в плену убеждения, что термины «прямые и косвенные расходы» имеют одно и то же толкование, что в регистрах бухгалтерского учета, что и для целей налогообложения прибыли.
Напомним, что в бухгалтерском учете (Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденной приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94) под прямыми расходами понимаются затраты, непосредственно связанные с производством продукции (выполнением работ, оказанием услуг), и включаемые в себестоимость единицы учета производимой продукции (выполняемых работ, оказываемых услуг) на основании первичных учетных документов.
Если в этом первичном документе указаны только натуральные показатели (штуки, килограммы, метры и пр.), бухгалтеру дополнительно требуется еще и расценить данные ему показатели в денежном выражении — одеть штуки в рубли.
Косвенные затраты (расходы), которые организация несет в связи с одновременным производством нескольких видов продукции (работ, услуг), включаются в себестоимость каждого из них каким-либо расчетным путем, согласно выбранным организациям экономически обоснованных методов.
Данную точку зрения поддерживает, в частности и Современный экономический словарь (Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. М. ИНФРА-М., 2011), согласно которому косвенные расходы — это затраты, связанные с производством нескольких видов продукции, включаемые в их себестоимость не прямо, а косвенно, с помощью специальных расчетов, в соответствии с экономически обоснованными коэффициентами.
В Методических рекомендациях по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий и организаций агропромышленного комплекса, утвержденных приказ Минсельхоза России от 13.06.2001 № 654 так же сказано, что косвенные производственные затраты — это совокупность затрат, связанных с производством, которые нельзя (или экономически нецелесообразно) учесть и прямо отнести на конкретные виды продукции. Поэтому они учитываются на отдельных счетах и распределяются по видам продукции расчетным путем.
Таким образом, однозначного определения прямых и косвенных затрат (расходов) для всех организаций, вне зависимости от вида их деятельности, дать довольно затруднительно. Какие-то затраты, у одной организации можно признать прямыми, а у другой их уже следует считать однозначно косвенными.
Выбранный организацией вариант списания управленческих и коммерческих расходов должен быть закреплен в ее учетной политике.
И еще раз хотелось бы обратить внимание, что списывать ежемесячно организация может не все косвенные расходы, а только управленческие и коммерческие.
Но те же самые термины имеют абсолютно другой смысл.
Прямые расходы (п. 2 ст. 318 НК РФ) включаются в себестоимость товаров (продукции, работ, услуг) и уменьшают налогооблагаемую прибыль по мере их реализации.
Косвенные — ежемесячно, вне зависимости от факта реализации, списываются на уменьшение налогооблагаемой прибыли (тот же п. 2 ст. 318 НК РФ).
Распределение расходов на прямые и косвенные организация производит самостоятельно, закрепив его в учетной политике (п. 1 ст. 318 НК РФ).
Таким образом, для целей налогообложения прибыли термины прямые и косвенные расходы означают момент отнесения их на уменьшение прибыли — при реализации (прямые) или ежемесячно (косвенные). Тогда как в регистрах бухгалтерского учета — метод включения в себестоимость, прямым путем или косвенным (расчетным).
А вот при выборе метода списания части косвенных расходов, то есть управленческих и коммерческих, необходимо подойти с большой аккуратностью.
На первый взгляд, ежемесячное списание управленческих расходов на уменьшение финансового результата более удобно и выгодно для организации.
Однако для большинства в нынешней очень непростой экономической ситуации стабильный рынок сбыта — мечта, далеко не всегда сбывающаяся.
Производимая продукция, особенно если срок ее производства не два-три дня, а поболее, еще неизвестно, когда будет продана, но все управленческие затраты списываются ежемесячно. Убытки, которые, вероятнее всего, возникнут в этом случае, могут привести, в частности, и к уменьшению чистых активов. Этого можно избежать, если выбрать вариант, при котором управленческие расходы включаются в себестоимость продукции. И в этом случае сумма убытков будет меньше.
То же самое касается и как выполнения работ, так и оказания услуг.
Для целей налогообложения прибыли перечень прямых расходов организация определяет самостоятельно. При этом следует обратить внимание, что некоторые из расходов, которые в регистрах бухгалтерского учета могут быть признаны косвенными (отчисления во внебюджетные фонды на зарплату основного производственного персонала, в частности), для целей налогообложения прибыли должны быть признаны прямыми (п. 1 ст. 318 НК РФ).
Перечень прямых расходов, равно как и косвенных открытый. При этом некоторые организации стремятся «запихнуть» в косвенные расходы максимум затрат, дабы экономить на уплате налога на прибыль.
Как Минфин России, так и налоговики постоянно указывают (письма Минфина России от 06.12.2018 № 03-03-06/1/88527, от 29.08.2019 № 03-03-06/1/66440, письма ФНС России от 24.02.11 № КЕ-4-3/2952@, от 12.07.2019 № КЧ-4-7/13613), что, действительно, перечень прямых и косвенных расходов организация определяет самостоятельно. Однако перечень косвенных расходов должен быть обоснован. Обоснованность эта должна заключаться в том, что косвенными не могут быть затраты, которые связаны с производством продукции (выполнением работ, оказанием услуг). То есть алгоритм распределения затрат на прямые и косвенные расходы должен содержать экономически обоснованные показатели, обусловленные технологическим процессом. Признать затраты, связанные с производством продукции (работ, услуг), косвенными расходами можно только при отсутствии реальной возможности отнести их к прямым расходам с применением экономически обоснованных показателей.
Чиновники протестуют против признания максимума затрат косвенными расходами. Обратная ситуация, при которой затраты признаются прямыми расходами, такого протеста у них не вызывает.
Это во-первых.
Во-вторых, дабы не плодить еще больших разниц между бухгалтерским и налоговым учетом (их и без того более, чем достаточно), оптимально, по нашему мнению, признать прямыми расходами для целей налогообложения прибыли те затраты, которые в регистрах бухгалтерского учета включаются в себестоимость продукции (товаров, работ, услуг). И хоть они в регистрах бухгалтерского учета и будут косвенными (распределяться согласно каким-то расчетам), для целей налогообложения прибыли их следует признать прямыми, и точно по такому же алгоритму включать в себестоимость.
В-третьих, в современных нестабильных экономических условиях перечень косвенных расходов для целей налогообложения прибыли оптимально, по мнению автора, свести к минимуму. Ведь, как уже говорилось выше, твердой уверенности в регулярном получении доходов (реализации) у большинства компаний не наблюдается. И при «раздутых» косвенных расходах чаще всего организация будет нести убытки, которых можно было бы избежать, признав максимум их (а то и все) прямыми. А так получается, что организация вначале озабочена тем, чтобы доказать налоговикам, что максимум затрат нельзя отнести к прямым расходам с применением экономически обоснованных показателей. Затем бухгалтерия и руководство начинают ломать головы, как и куда спрятать убытки, так как такую декларацию инспекция (пусть и неофициально) отказывается принимать.
Этих проблем можно достаточно легко избежать, признав большинство управленческих расходов (и а то и все) в налоговом учете прямыми.
И тогда плач Ярославны: — Куда спрятать расходы на содержание аппарата организации при отсутствии реализации? Будут звучать гораздо реже.
Редакция «Клерка» получила информацию от источников в ФНС о том, что в 2022 году налоговики начнут массово снимать расходы компаний.
Чтобы подготовить вас к непростому 2022 году, «Клерк» оперативно разработал уникальный курс по защите при налоговых проверках. Записаться и получить подарок тут.