Расходы за счет средств омс что можно и нельзя оплачивать учреждению
Коронавирус: какие расходы медорганизация может оплачивать за счет средств ОМС?
IgorVetushko / Depositphotos.com |
С 3 апреля 2020 года постановлением Правительства РФ № 432 базовая программа обязательного медицинского страхования была расширена: к ней добавились услуги по оказанию медицинских помощи по выявленному диагнозу «Коронавирус», а также проведению лабораторных исследований, направленных на подтверждение диагноза указанного заболевания. Территориальные программы ОМС субъектов РФ были приведены в соответствие с базовым порядком.
Закупка материальных запасов за счет средств ОМС
Как правило, в Тарифных соглашениях субъектов РФ многие расходы обозначены в общей форме и не содержат уточнений. Речь идет, в частности, о расходах, связанных с приобретением:
Поэтому расширяя привычный для учреждения перечень закупаемых материальных запасов, следует исходить из следующих критериев для оценки возможности оплаты их за счет средств ОМС:
Все важные документы и новости о коронавирусе COVID-19 – в ежедневной рассылке Подписаться
10 рисков, когда суды признают расходы по ОМС нецелевым использованием средств
KucherAndrey / Depositphotos.com |
Средства, получаемые медицинскими учреждениями по программе ОМС, являются финансовым обеспечением оказания медицинской помощи, носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели. Тем не менее, суды рассматривают значительное количество споров между учреждениями и ТФОМС о нецелевом использовании средств ОМС. Как правило, в качестве нецелевого использования квалифицируется осуществление за счет указанных средств расходов:
Еще о нецелевом использовании средств по обязательному медицинскому страхованию и об ответственности за это нарушение читайте в «Энциклопедии решений» интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!
Посмотрите, в каких ситуациях судьи признали расходы нецелевыми и потребовали вернуть средства ОМС в бюджет территориального фонда:
Суть нарушения
Обстоятельства дела
Судебный акт
Приобретение основных средств стоимостью свыше 100 тыс. руб. за единицу.
В структуру тарифа ОМС заложены расходы на приобретение основных средств стоимостью до 100 тыс. руб. за единицу. Покупка учреждениями медицинского оборудования стоимостью свыше 100 тыс. руб. за единицу квалифицировано проверяющими как нецелевое использование средств ОМС. Причем не только в части, превышающей указанный ценовой предел, а в полном объеме стоимости этих основных средств.
Оплата расходов на проведение капитального ремонта зданий и помещений медучреждений.
Суд установил, что медицинскими учреждениями в здании больницы и поликлиники фактически произведены работы капитального характера, а именно:
Расходы на выполнение указанных работ признаны нецелевым использованием средств ОМС, так как в структуру тарифа на оплату медицинской помощи, оказываемой по Территориальной программе ОМС, затраты на проведение капитального ремонта не включены.
Неверно распределены между источниками финансирования общехозяйственные и накладные расходы.
Учетной политикой учреждения предусмотрено, что данные расходы распределяются пропорционально прямым затратам по оплате труда. Проверкой установлено, что фактически расходы разделены в иной пропорции. В результате неверного распределения за счет средств ОМС произведены общехозяйственные и накладные расходы, которые следовало осуществлять за счет средств от приносящей доход деятельности и средств бюджета. Аргумент учреждения, что учетная политика является его внутренним документом, на основании которого нельзя делать выводы о нецелевом использовании средств ОМС, судом не принят.
Произведены расходы по выплате заработной платы врачам и медицинскому персоналу в отсутствие у них соответствующих допусков, профессиональной подготовки и переподготовки, а также выплата заработной платы врачам-эпидемиологам при отсутствии у медучреждения лицензии на вид деятельности «эпидемиология».
Судьи указали, что использование средств ОМС, направляемых на расходы на заработную плату, признается целевым при соблюдении следующих условий:
Таким образом, зарплата эпидемиологам могла быть выплачена после их включения в штатное расписание по ОМС, при условии, что данные виды работ или услуг предусмотрены лицензией учреждения. Поскольку у учреждения лицензии на вид деятельности «эпидемиология» не было, рассматриваемый факт был расценен как нецелевое использование средств ОМС.
Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» также установлено четкое ограничение для лиц, осуществляющих медицинскую деятельность, связанное с подтверждением квалификации. Наличие сертификата специалиста является обязательным и непременным условием осуществления медицинской деятельности медработником. Еще суд указал на нарушение, касающееся замещения врачами вакантных должностей медсестер при отсутствии соответствующих сертификатов. При этом довод учреждения, что врачи, замещающие должности среднего медперсонала, обладают высшим медицинским образованием, судом были отклонены, так как данное обстоятельство не исключает обязательности выполнения установленных законом требований о наличии документов, подтверждающих уровень образования, и сертификата на замещение должностей среднего медперсонала.
Произведен ремонт имущества, не учтенного на балансе медучреждения.
В связи с аварийной ситуацией учреждением выполнен ремонт теплотрассы, которая не числилась на его балансе и не была закреплена за учреждением на праве оперативного управления. При этом оплата ремонтных работ проведена по коду КОСГУ 225. Собственник аварийного участка теплотрассы не установлен. Суд поддержал проверяющих: учреждение было не вправе ремонтировать теплотрассу за счет средств ОМС, так как не является ни ее собственником, ни владельцем на праве оперативного управления, ни пользователем на праве аренды или безвозмездного пользования.
Оплачены расходы по транспортировке тел умерших пациентов в патолого-анатомическое отделение.
За счет средств ОМС медпомощь предоставляется только застрахованным лицам при наступлении страхового случая, такого как заболевание, травма, иное состояние здоровья застрахованного лица, профилактические мероприятия. Суд решил, что с момента смерти гражданин перестает быть лицом, застрахованным в системе ОМС, так как информация об умерших гражданах исключается из регистра застрахованных лиц. Следовательно, все, что происходит далее с телом умершего, в том числе и доставка трупа к месту вскрытия, не может оплачиваться за счет средств ОМС.
Произведена доплата за совмещение должности гладильщицы.
За счет средств ОМС произведена доплата медсестре больницы за совмещение должности гладильщицы, которая состоит в штате по приносящей доход деятельности. Территориальной программой ОМС финансовое обеспечение оплаты труда работников, оказывающих платные услуги, за счет средств ОМС не предусмотрено, так как эти расходы не связаны с оказанием бесплатной медицинской помощи в системе ОМС. Суд признал доплату медсестре нецелевым использованием средств ОМС.
За счет средств ОМС выплачена заработная плата работникам патологоанатомического отделения больницы, врачу-дерматовенерологу.
В соответствии с территориальной программой ОМС финансовое обеспечение медицинской помощи, связанной с кожно-венерологическими заболеваниями, а также финансовое обеспечение патологоанатомических отделений осуществляется за счет бюджетных ассигнований регионального бюджета. Следовательно, выплата зарплаты врачу-дерматовенерологу, а также содержание указанного структурного подразделения больницы, в том числе, расходы по выплате заработной платы его работникам за счет средств ОМС, является их нецелевым использованием.
За счет средств ОМС оплачен тренинг по психокоррекции для работников поликлиники.
Цель данного тренинга – развитие эмоциональной и психологической стрессоустойчивости медперсонала, снижение числа конфликтов между медперсоналом и пациентами. Суд согласился с проверяющими: структура тарифа на оплату медицинской помощи за счет средств ОМС не включает в себя расходы на проведение психокоррекционной сессии – тренинга для работников учреждения, поскольку такие расходы не связаны с предоставлением бесплатной медицинской помощи, а значит за счет средств ОМС такие расходы оплачивать нельзя.
Средствами ОМС оплачены медикаменты, исследования, химреактивы и питание пациентов, не застрахованных в системе ОМС, а также проходивших лечение на платной основе или за счет средств регионального бюджета.
По Федеральному закону от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» за счёт средств ОМС медицинская помощь предоставляется только застрахованным лицам при наступлении страхового случая. Поэтому суд признал средства ОМС, использованные на оплату медикаментов и питания пациентов, не застрахованных в системе ОМС, нецелевым расходом.
Территориальными программами ОМС не предусмотрено проведение за счёт средств ОМС исследований пациентов, получающих лечение за счет других источников финансирования. Соответственно, приобретение за счет средств ОМС и использование химреактивов для проведения исследований пациентов, которые проходят лечение на платной основе или за счет средств регионального бюджета, также было признано нецелевым расходом.
Расходы за счет средств ОМС: разъясняет ФФОМС
«Учреждения здравоохранения: бухгалтерский учет и налогообложение», 2018, N 11
Федеральный закон от 29.11.2010 N 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации».
Правила обязательного медицинского страхования, утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 28.02.2011 N 158н.
Медицинские учреждения, получающие средства в рамках реализации программ ОМС, расходуют эти средства только в соответствии с теми направлениями, которые указаны в ч. 7 ст. 35 Закона N 326-ФЗ (п. 5 ч. 2 ст. 20 Закона N 326-ФЗ). В перечень, среди прочего, включены следующие виды затрат:
Помимо расходов, перечисленных в ч. 7 ст. 35 Закона N 326-ФЗ, тариф на оплату медицинской помощи включает в себя (п. 157 Правил N 158н):
Нередко у медицинских организаций возникают вопросы, касающиеся оплаты тех или иных расходов. В связи с этим ФФОМС в своих письмах приводит соответствующие разъяснения.
Расходы на проведение спецоценки условий труда
Спецоценка условий труда была введена Законом N 426-ФЗ взамен аттестации рабочих мест еще в 2014 году. В силу ч. 2 ст. 8 Закона N 426-ФЗ специальная оценка условий труда проводится совместно работодателем и организацией или организациями, соответствующими требованиям, установленным ст. 19 данного Закона. Согласно ч. 3 ст. 22 Закона N 426-ФЗ порядок и размеры оплаты выполнения работ, оказания услуг организациями, проводящими специальную оценку условий труда, определяются гражданско-правовыми договорами.
Федеральный закон от 28.12.2013 N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда».
На основании ст. 212 ТК РФ, а также ч. 2 ст. 4 и ч. 1 ст. 8 Закона N 426-ФЗ обязанности по организации и финансированию специальной оценки условий труда возлагаются на работодателя. В настоящее время оплата расходов, связанных с проведением спецоценки, может быть осуществлена:
Медицинские учреждения имеют различные источники финансирования своей деятельности. Ими могут быть средства ОМС, средства, полученные от оказания платных услуг, средства бюджетов. В Письме от 17.02.2016 N 1181/26/и чиновники ФФОМС отметили, что расходы на оплату труда в повышенном размере за работу с вредными и опасными условиями труда включены в тариф на оплату медицинской помощи за счет средств ОМС в рамках базовой программы ОМС. В связи с тем что данный вид расходов осуществляется на основании специальной оценки условий труда, организация вправе произвести оплату на проведение специализированной организацией самой спецоценки условий труда за счет средств ОМС.
Если оплата осуществляется за счет средств ОМС, в соответствии с Указаниями N 65н такие расходы отражаются:
Расходы на оплату финансовой аренды (лизинга)
Как уже было отмечено выше, структура тарифа на оплату медицинской помощи включает в себя, среди прочего, расходы на арендную плату за пользование имуществом, а также расходы на приобретение основных средств (в том числе оборудование) стоимостью до 100 000 руб. за единицу.
Расходы по оплате финансовой аренды (лизинга) объектов нефинансовых активов в соответствии с заключенными договорами аренды (субаренды, имущественного найма, проката) отражаются по КВР 244 с увязкой по подстатье 224 «Арендная плата за пользование имуществом» КОСГУ и подлежат оплате за счет средств ОМС без ограничения размера платежа.
При этом следует обратить внимание на разъяснения, приведенные в Письме ФФОМС от 30.05.2018 N 6628/26-1/и.
Согласно п. 1 ст. 624 ГК РФ в законе или договоре аренды может быть предусмотрено, что арендованное имущество переходит в собственность арендатора по истечении срока аренды или до его истечения при условии внесения арендатором всей обусловленной договором выкупной цены.
Пунктом 2 ст. 624 ГК РФ установлено, что если условие о выкупе арендованного имущества не предусмотрено в договоре аренды, оно может быть установлено дополнительным соглашением сторон. При этом стороны вправе договориться о зачете ранее выплаченной арендной платы в выкупную цену.
Если договором предусмотрен выкуп предмета лизинга учреждением-лизингополучателем по договору купли-продажи, расходы по приобретению предмета лизинга должны быть отнесены на статью 310 «Увеличение стоимости основных средств» КОСГУ и подлежат оплате за счет средств ОМС только в случае, когда выкупная стоимость не превышает 100 000 руб.
Вместе с тем при анализе подобных сделок следует обратить внимание на наличие признаков мнимой или притворной сделки в соответствии со ст. 170 ГК РФ, что может повлечь предусмотренные Гражданским кодексом последствия.
Расходы на уплату взноса на капитальный ремонт
В соответствии с ч. 2 ст. 154 ЖК РФ структура платы за жилое помещение и коммунальные услуги включает в себя:
Указанная норма разграничивает понятия «плата за содержание жилого помещения» и «взнос на капитальный ремонт».
Вместе с тем согласно ч. 1 и 3 ст. 158 ЖК РФ собственник помещения в МКД обязан:
Как отмечают чиновники ФФОМС в Письме N 6628/26-1/и, названная норма относит взносы на капитальный ремонт к расходам на содержание общего имущества в МКД.
Все имущество государственных учреждений закрепляется за ними на праве оперативного управления. Собственником имущества при этом являются Российская Федерация, субъект РФ, муниципальное образование (п. 9 ст. 9.2 Закона N 7-ФЗ ). И тут чиновники ФФОМС уточняют, что в ст. 296 и 298 ГК РФ, определяющих права и обязанности собственника и учреждения в отношении имущества, находящегося в оперативном управлении, не предусмотрено сохранение обязанности собственника по содержанию переданного в оперативное управление имущества. Таким образом, собственник, передав во владение имущество на праве оперативного управления, передает обязанности по его содержанию.
Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».
Согласно п. 156 Правил N 158н тарифы на оплату медицинской помощи включают в себя статьи затрат, установленные территориальной программой обязательного медицинского страхования.
Пунктом 158.2 Правил N 158н определено, что к затратам, необходимым для обеспечения деятельности медицинской организации в целом, но не потребляемым непосредственно в процессе оказания медицинской помощи (медицинской услуги), относятся затраты, которые невозможно отнести напрямую к затратам, непосредственно связанным с оказанием медицинской помощи (медицинской услуги).
В соответствии с п. 158.3 Правил N 158н в состав затрат, необходимых для обеспечения деятельности медицинской организации в целом, в частности, включаются затраты на коммунальные услуги и на содержание объектов недвижимого имущества, закрепленного за медицинской организацией на праве оперативного управления.
Таким образом, расходы по уплате ежемесячных взносов на капитальный ремонт общего имущества в МКД, находящегося во владении учреждений здравоохранения на праве оперативного управления, включаются в расчет тарифов на оплату медицинской помощи, оказываемой в рамках программ ОМС, в случае если указанные помещения эксплуатируются в процессе оказания медицинской помощи (медицинской услуги).
Аналогичные разъяснения были приведены ранее в Письмах ФФОМС от 21.05.2015 N 3226/21-3/и, от 24.03.2015 N 1376/21-3.
В то же время имеются судебные решения, в которых арбитры высказывают противоположное мнение. Так, в Постановлении АС ЗСО от 20.02.2017 N Ф04-7108/2017 по делу N А70-4700/2016 было отмечено, что, уплатив взносы на капитальный ремонт общего имущества собственников помещений в МКД, поликлиника нарушила п. 5 ч. 2 ст. 20 Закона N 326-ФЗ.
В связи с тем что ФФОМС не признает данный вид расходов нецелевым расходованием средств ОМС, возможно, в дальнейшем не возникнет спорных ситуаций при проведении проверок со стороны контрольного органа.
В соответствии с Указаниями N 65н расходы по перечислению взносов на капитальный ремонт следует отражать:
Кратко о расходах, не принятых ТФОМС
Отметим, что нормы Закона N 326-ФЗ предписывают учреждениям здравоохранения расходовать денежные средства ОМС на оплату медицинской помощи по целевому назначению. Однако в ходе проверок, осуществляемых территориальными фондами ОМС, вскрываются случаи нецелевого использования этих средств. Наиболее показательными являются Постановления АС ПО от 23.07.2018 по делу N А55-29271/2017, от 31.08.2018 N Ф06-36146/2018 по делу N А55-29363/2017.
В первом Постановлении были рассмотрены случаи, касающиеся нецелевого использования средств ОМС на оплату расходов:
По первым двум эпизодам судьи отметили, что произведенные расходы являются нецелевым расходованием средств ОМС. Во-первых, смонтированная система видеонаблюдения, несмотря на то что она состояла из различных материалов и оборудования, является единым инвентарным объектом, первоначальная стоимость которого превышает 100 000 руб. Во-вторых, расходы на тренинг не связаны с предоставлением бесплатной медицинской помощи, поэтому оплата их за счет средств ОМС неправомерна.
Что касается замены окон, тут суд встал на сторону учреждения, посчитав произведенные работы текущим ремонтом, поскольку замене подлежало только 11 из 249 оконных блоков.
Во втором Постановлении на рассмотрение суда было вынесено большее количество случаев, по которым контрольный орган установил нецелевое использование средств ОМС, в частности:
Среди нарушений наиболее выделяется неверное распределение общехозяйственных и накладных расходов между источниками финансирования. Так, за счет средств ОМС произведены общехозяйственные и накладные расходы, которые следовало осуществлять за счет средств от приносящей доход деятельности и средств областного бюджета. Как отметил суд, поскольку данные расходы не связаны с расходами на предоставление бесплатной медицинской помощи в системе ОМС, они должны финансироваться за счет других источников.
Судьи указали, что требования о распределении расходов содержатся:
Дополнительно надо сказать, что в Правилах N 158н приведены рекомендации по распределению расходов. Как следует из п. 158.16 Правил N 158н, распределение затрат, необходимых для деятельности медицинской организации в целом, по отдельным видам медицинской помощи (медицинским услугам) можно осуществлять одним из перечисленных в данном пункте способов (например, пропорционально фонду оплаты труда основного персонала, непосредственно участвующего в оказании медицинской помощи (медицинской услуги)).
В п. 134 Инструкции N 157н также рекомендовано распределять накладные расходы одним из перечисленных в данном пункте способов. Способ калькулирования себестоимости единицы продукции (объема работы, услуги) и базы распределения накладных расходов между объектами калькулирования выбирает само учреждение или его учредитель таким образом, чтобы оптимизировать степень полезности учетных данных для целей управления при допустимом уровне трудоемкости учетных процедур. Способ распределения утверждается в учетной политике организации.
Как указано в упомянутом выше Постановлении АС ПО N Ф06-36146/2018, если в учетной политике выбран метод распределения расходов, то учреждение обязано ему следовать и осуществлять распределение затрат выбранным им методом.
В заключение скажем, что в результате использования не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС, она уплачивает в бюджет территориального фонда (ч. 9 ст. 39 Закона N 326-ФЗ):
Средства, использованные не по целевому назначению, медицинская организация возвращает в бюджет территориального фонда в течение десяти рабочих дней со дня предъявления территориальным фондом соответствующего требования (п. 130.2 Правил N 158н).
Расходы за счет средств ОМС: что можно и нельзя оплачивать учреждению
Средства, получаемые медицинскими организациями в рамках реализации программ ОМС, являются целевыми. Что же можно и нельзя оплачивать за счет этих средств и на что обратить пристальное внимание при осуществлении таких расходов рассмотрим в данной статье.
Правовое регулирование
Нецелевое использование средств
Не так давно Верховный суд РФ установил, что при оказании платных медицинских услуг оклад административным работникам нельзя оплачивать только из средств ОМС (определение ВС РФ от 12.03.2021 N 310-ЭС21-306). В действительности, средства ОМС можно расходовать на выплату зарплаты работникам учреждений, не принимающим непосредственное участие в оказании медицинских услуг. НО! При наличии иного источника финансового обеспечения такие затраты должны распределяться. Правила распределения должны быть закреплены в учетной политике учреждения. Оснований для их отнесения в полном объеме на расходы за счет средств ОМС у учреждения в этом случае нет.
«Нецелевкой» могут быть признаны и расходы на оплату обучения бухгалтера и кадровика (см., в частности, решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 30.03.2021 по делу N А10-381/2020). Объясняется это следующим.
Согласно ст. 196 ТК РФ в определенных случаях работодатель обязан проводить профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование работников. Право медицинских работников на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации за счет средств работодателя установлено в ст. 72 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». Медицинская организация может оплатить обучение из средств ОМС. Однако ни кадровика, ни бухгалтера нельзя отнести к медицинскому персоналу несмотря на то, что они являются работниками медицинского учреждения. Следовательно, оплачивая расходы на обучение за счет средств ОМС учреждение должно осмотрительно подходить к этому вопросу, анализируя информацию о том, кто отправляется на обучение или повышение квалификации.
Также не могут осуществляться за счет средств ОМС расходы на:
— страхование объектов недвижимого, а также движимого государственного имущества балансовой стоимостью свыше пятисот тысяч рублей (письмо ФФОМС от 31.07.2018 N 9229/101/4549);
— проведение обследования строительных конструкций помещений, в которых планируется размещение тяжелого оборудования, и установку (расширение) единых функционирующих систем, таких как охранная, пожарная сигнализация (письмо ФФОМС от 16.03.2020 N 2315/21/1846);
— оплату труда работникам по определенным должностям при отсутствии у медицинского учреждения действующей лицензии на оказание соответствующего вида медицинской помощи (определение ВС РФ от 09.10.2019 N 309-ЭС19-18057);
— ремонт имущества, не учтенного на балансе медицинского учреждения (постановление АС Поволжского округа от 31.08.2018 по делу N А55-29363/2017);
— приобретение почетных грамот и благодарственных писем, детских игрушек, многолетних комнатных растений (постановления Шестнадцатого ААС от 19.11.2020 N 16АП-3229/20, Третьего ААС от 18.08.2020 N 03АП-3341/20);
— доставку сотрудников к месту работы служебным транспортом учреждения (решение АС Владимирской области от 14.12.2020 по делу N А11-3665/2020);
— уплату задолженности по налогам и налоговым санкциям за филиал, расположенный в другом субъекте РФ (решение АС Тамбовской области от 30.12.2020 по делу N А64-4286/2019).
А вот расходы по уплате ежемесячных взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, находящегося во владении учреждений здравоохранения на праве оперативного управления, включаются в расчет тарифов на оплату медицинской помощи, оказываемой в рамках программ ОМС, в случае, если указанные помещения эксплуатируются в процессе оказания медицинской помощи (медицинской услуги). Соответственно, при выполнении вышеуказанных условий такие расходы возможно оплачивать за счет средств ОМС (письмо ФФОМС от 30.05.2018 N6628/26-1/и).
Спорный вопрос
Разбирая спор в части расходов на проведение капитального ремонта зданий и помещений медицинских учреждений за счет средств ОМС, судами было установлено, что в здании больницы и поликлиники фактически осуществлены работы капитального характера (см. постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 10.10.2018 N Ф01-4519/18, решение Пермского краевого суда от 21.11.2019 по делу N 12-987/2019). В свою очередь, такие расходы признаны нецелевым использованием средств ОМС. Это связано с тем, что в структуре тарифа на оплату медицинской помощи, оказываемой по Территориальной программе ОМС, затраты на проведение капитального ремонта не предусмотрены. Однако Верховный суд РФ в своем определении от 25.11.2019 N 304-ЭС19-20828 пришел к выводу, что если во время ремонта здание продолжает работать, то такой ремонт нельзя рассматривать в качестве капитального. Соответственно, спорные работы отнесены к текущему ремонту на основании экспертного заключения, а расходы на него не могут быть квалифицированы как нецелевым образом израсходованные денежные средства.
Таким образом, расходование средств ОМС требует со стороны бухгалтеров медицинских организаций предельного внимания и осторожности. Ведь наряду с возвратом средств, использованных не по целевому назначению, предусмотрены штрафные санкции, административная и уголовная ответственности.