Раскрась рисунки где насекомых меньше чем птиц
Конспект урока подготовки к итоговой контрольной работе за курс 2 класса.
Конспект урока по «Информатике и ИКТ»
Тема : Контрольная работа № 4. Практическая работа в ЛогоМиры № 2.
Учить видеть истинные и ложные высказывания в верных и неверных равенствах и неравенствах.
Формирование умений разрабатывать алгоритмы для Перемещайки.
Продолжить подготовку к введению нестрогих неравенств.
Оборудование, наглядные пособия : интерактивная доска, мультимедиа презентация, ПК, раздаточный материал.
Тип урока: комбинированный
Методы: словесный, наглядно-демонстрационный
Организационный момент (2 мин)
Контрольная работа (30 мин)
Домашнее задание (3 мин)
Практическая работа на пк (10мин)
Проверка домашнего задания.
Контрольная работа № 4
Подчеркните синим высказывания, в которых левое число или выражение меньше правого, красным – не меньше правого.
Синим подчеркиваются высказывания 48 50, 18 – 18 8, остальные – красным.
№ 2. Перед очередным шагом алгоритма объекты располагались так:
Две команды из набора команд Перемещайки нельзя выполнить при таком расположении объектов. Найди их.
Команду, которую нельзя выполнить, будем называть невыполнимой командой.
В алгоритм можно включать только выполнимые команды!
При данном расположении объектов нельзя выполнить команды «Переместить объект влево через клетку» и «Переместить объект влево через две клетки» (то есть подчеркиваются четвертая и последняя команды).
№ 3. Придумай алгоритм для Перемещайки. Цель алгоритма: составить слово из всех букв, имеющихся на поле. Внутри слова не должно быть пустых клеток.
Ученики в группе по два человека составляют алгоритмы (сколько смогут), в результате выполнения которых из букв, расположенных на поле Перемещайки, складываются осмысленные слова. Для одного слова учащиеся могут предложить разные алгоритмы (лучший тот, в котором меньше команд). Приведем по одному алгоритму:
Вариант 1 Вариан 2 Вариант 3
Переместить объект на соседнюю клетку справа.
Переместить объект вправо через клетку.
Получится слово ДИСК.
Переместить объект вправо через клетку.
Переместить объект влево через две клетки.
Получится слово ЦАРЬ.
Переместить объект на соседнюю клетку слева.
Переместить объект вправо через две клетки.
Переместить объект на соседнюю клетку справа.
Получится слово КРОТ.
Переместить объект на соседнюю клетку справа.
Переместить объект на соседнюю клетку справа.
Переместить объект влево через две клетки.
Переместить объект на соседнюю клетку справа.
Получится слово СЕЛО.
Переместить объект вправо через клетку.
Переместить объект на соседнюю клетку справа.
Переместить объект влево через клетку.
Переместить объект на соседнюю клетку слева.
Переместить объект на соседнюю клетку слева.
Получится слово МЫШЬ.
Переместить объект вправо через клетку.
Переместить объект вправо через клетку.
Переместить объект влево через две клетки.
Переместить объект вправо через клетку.
Переместить объект на соседнюю клетку справа.
Практическая работа на ПК
Практическая работа в среде ЛогоМиры № 2.
Тема: Управление черепашкой.
Черепашкой можно управлять, задавая ей команды: можно перемещать, поворачивать ее и даже изменять ее свойства (например, цвет).
Для передвижения черепашки по прямой в языке Лого используются команды вперед и назад с указанием числа шагов: вперед ;
Для поворотов используются программы направо и налево с указанием угла поворота черепашки относительно исходного направления; угол задается в градусах:
Для возврата черепашки в исходное положение в языке Лого есть команда домой. Эта команда возвращает черепашку в центр экрана и устанавливает так, чтобы ее голова смотрела вверх.
Черепашка может рисовать, если опустить пишущее перо. Управляют пером следующие команды:
по – « перо опусти » – черепашка опускает перо на лист, чтобы оставлять за собой след;
пп – « перо подними » – черепашка поднимает перо от листа, чтобы двигаясь не оставлять на листе след;
сг – « сотри графику » – экран очищается, а черепашка возвращается в исходное положение «домой».
Задание 1. Управление черепашкой из поля команд.
Измените положение черепашки на рабочем поле, переместив ее при помощи мыши.
Введите в Поле команд указанные в рамке команды.
Чтобы ввести команду:
Щелкните в окне Поле команд для его активизации – появившийся в поле мигающий текстовый курсор показывает, что можно вводить команды с клавиатуры;
Наберите команду и, если требуется, число (через пробел);
Сохраните рисунок в личной папке под именем ЛогоМиры2.1.
Задание 2. Исследование размеров рабочего поля.
Очистить рабочее поле при помощи команды сг.
Чтобы очистить рабочее поле:
Задавая движение черепашки с помощью команд вперед и назад, определите и запишите приблизительный размер рабочего поля (в шагах) по вертикали.
Определите размер рабочего поля по горизонтали, запишите результаты схематически в тетради.
Задание 3. Способы задания команд черепашке
Введите указанные в рамке команды в Поле команд, нажимая после каждой клавишу Enter и наблюдая за черепашкой.
Переместите черепашку на чистое место и введите в Поле команд те же команды одной строкой через пробел, нажав Enter один раз в конце строки:
по вперед 60 направо 90 вперед 40 налево 90 назад 60 пп
Сравните получившуюся фигуру с предыдущей.
Сохраните рисунок в личной папке под именем ЛогоМиры2.3
Окружающий мир 1 класс рабочая тетрадь Плешаков 1 часть страница 24
👉 Ответы к странице 24. Окружающий мир 1 класс рабочая тетрадь 1 часть. Автор: А. А. Плешаков.
Первая половина на предыдущей странице 23.
Найди этих птиц на чёрно-белых рисунках. Объясни, по каким признакам тебе удалось их узнать. Докрась рисунки. При этом постарайся точно передать особенности окраски каждой птицы. Расскажи, по каким признакам ты узнаешь этих птиц в природе.
Чем эти птицы похожи и чем различаются:
Ворона, галка и грач – это птицы из одного семейств. Они живут стаями и питаются насекомыми. Их окрас схож, однако в нем есть некоторые различия. Кроме того различия видны и в поведении птиц.
Объясни, по каким признакам тебе удалось их узнать:
Грача и галку узнал(а) по форме и размерам, а ворона я узнал(а) по большому черному клюву. Ворона – самая большая среди этих птиц. Немного меньше по размерам грач, а самая маленькая – это галка.
По каким признакам можно узнать этих птиц в природе:
Грач — самый большой из этих птиц. Его можно спутать с вороном, но у ворона весь клюв черный, а у грача — в основании светлый.
У Галок очень светлые глаза, характерная серая «шапочка» и повадки, как у бабок на базаре — кричат, задирают друг друга.
У ворон серая спинка и живот, темные глаза, характерный звук и поведение. Они нередко дерутся, но это бой, а не свара.
Научись рисовать птичку, используя рисунки как образец. Раскрась свой рисунок.
ГДЗ Страница 42-45. Какие бывают животные Рабочая тетрадь окружающий мир Плешаков 2 класс 1 часть
Рекомендуемые решебники
Математика 2 класс Моро учебник Школа России
Рабочая тетрадь по русскому языку 2 класс Канакина Горецкий
Учебник по русскому языку 2 класс Канакина, Горецкий
ОТВЕТЫ К ЗАДАНИЯМ
1. Подчеркни карандашами разного цвета (по своему выбору) названия животных разных групп.
В рамке расшифруй условные обозначения, то есть покажи, каким цветом обозначена каждая группа животных.
Насекомые Рыбы Птицы Звери
2. Раскрась только:
Вариант 1 — насекомых.
Вариант 2 — рыб.
Вариант 3 – птиц.
Вариант 4 – зверей.
Представь свою работу классу, познакомься с работами других ребят. Организуйте взаимную проверку.
3. Изобрази с помощью схематических рисунков главные признаки:
Насекомые — шесть ног. Рыбы — чешуя. Птицы — перья. Звери — шерсть
4. Приведите примеры животных (не менее трёх в каждой группе). Для подбора примеров воспользуйтесь атласом-определителем «От земли до неба».
а) Насекомые: комар, муха, бабочка
б) Рыбы: окунь, щука, лещ
в) Птицы: воробей, ворона, орёл
г) Звери: тигр, лось, крот
5. Задание мамы про растения очень понравилось Наде. И она придумала для тебя похожее, про животных. Здесь спрятались названия четырёх групп животных. Найди их и закрась клеточки с буквами карандашами разного цвета.
6. Сравни размеры животных, изображённых на рисунке. В красных квадратиках пронумеруй животных в порядке увеличения размеров. В синих квадратиках пронумеруй в порядке уменьшения размеров. Попроси соседа по парте проверить тебя.
Придумай для своих одноклассников подобное задание, но с другими примерами.
7. Укажи стрелками, к каким группам относятся эти животные. Проверь себя по учебнику.
8. В книге «Зелёные страницы» прочитай рассказ «Похожие, но разные». Узнай, чем похожи и чем различаются лягушка и жаба. Запиши.
Сравнение лягушки и жабы
Сходство: Внешний вид. Жабы и лягушки живут как в воде, так и на суше. Большинство амфибий откладывает яйца, и в этом лягушки и жабы совпадают. Из икринок вылупляются маленькие головастики, больше похожие на рыб, чем на лягушат.
Различия: У лягушки размер и длина тела меньше, чем у жабы. Жабы – ночные животные. У лягушек кожа обычно скользкая, а у жаб матовая и бородавчатая. У многих лягушек есть зубы, а у жаб их нет. Жаба откладывает меньше яиц, чем лягушка, всего от 4000 до 12000 штук в год, а самка бычьей лягушки от 18 000 до 20 000 за один сезон.
Поурочные разработки по курсу «Математика» для учащихся 1 класс
Главная > Тематическое планирование
Информация о документе | |
Дата добавления: | |
Размер: | |
Доступные форматы для скачивания: |
1. Минутка чистописания.
Выполнение работы в тетради с крупной разлиновкой.
2. Работа над задачами.
Выполнение задания 8 на с. 6 в рабочей тетради № 1.
– Сколько шишек на 1-й ветке? (3.) Сколько фишек выложили?
– Сколько шишек на 2-й ветке? (4.) Сколько фишек выложили?
– Какие вопросы можно поставить в этой задаче?
– Что нужно сделать, чтобы ответить на эти вопросы? (Составить пары.)
– На какой ветке шишек больше? На сколько?
– На какой меньше? На сколько? Что запишете в ответе?
Задачи на умножение и деление (рабочая тетрадь № 1, с. 7–8, задания 11, 14).
а) Выполнение задания 11.
Дети придумывают задачу. В 4 гнездах – по 3 яйца. Сколько всего яиц? – Рассмотрите эту ситуацию на фишках.
– Как разложили фишки? (В виде прямоугольной таблицы.)
– Сколько строк в этой таблице? (4)
– По сколько фишек в каждой строке? (По 3.)
– Сосчитайте, сколько всего яиц. (12)
– Как нашли? (3 + 3 + 3 + 3 = 12 или 3 4 = 12.)
Учащиеся выполняют упражнения за учителем.
Поросёнок, чтоб напиться,
Тычет мордочкой в корытце,
Вместо хвостика крючок,
Нос КОРОТКИЙ – пятачок.
А это – африканский слон,
Бананы очень любит он.
Чтоб рвать бананы и кокосы,
Слон обзавёлся ДЛИННЫМ носом.
б) Решение задачи 14.
(Дети изображают орехи около каждой белочки по одному, затем еще по одному и продолжают до тех пор, пока не разложат все 20 орехов. Затем пересчитывают орехи около каждой белочки.)
– По сколько орехов получит каждая белочка? (По 4 ореха.)
– Сколько орехов получите, если 20 разделите на 5? (4.)
– Назовите ответ задачи. (4.)
3. Работа над геометрическим материалом.
– Какие геометрические фигуры вы знаете? (Отрезок, квадрат, круг.)
1) Работа над отрезком. (Тетрадь, с. 6, задания 9, 10.)
2) Работа над квадратом и знакомство с кубом.
Показ моделей и нахождение разницы между этими геометрическими фигурами.
3) Работа над кругом и знакомство с шаром.
– Где в жизни, в окружающей вас обстановке можете встретить куб, шар?
Выполняются задания по учебнику (с. 7–8) на усмотрение учителя.
4. Игра «Составим узор».
Дидактическая цель. Выявление простейших числовых представлений у детей, умения различать предметы по цвету, форме, расположению.
Содержание игры. Учитель предлагает одному из учеников составить узор на магнитной доске, другим – у себя на парте. С этой целью он дает следующее задание: разместить на середине магнитной доски (или столе ученика, или листке бумаги) красный круг, вверху и внизу от круга – 2 желтых треугольника, справа и слева – 2 красных. Правее этого узора учитель предлагает выложить другой узор: круг посредине, 2 красных и 2 синих квадрата расположить от круга по углам, вверху и внизу – красные квадраты, справа и слева – синие.
Затем учитель просит составить любой узор из фигур и расположить его левее первого узора, сосчитать число фигур в каждом из них; в двух узорах; в трех узорах.
– Что нового узнали на уроке? Что вам понравилось?
Урок 60
Сложение с числом 0
Цел и: добиться усвоения свойства прибавления 0 к числу; упражнять в решении примеров с числом 0.
I. Организационный момент.
Учитель показывает число, дети поднимают карточки с ответами.
2. Арифметический диктант.
– Какое число при счёте следует за числом 8?
– Назовите число, предыдущее 8. Назовите число, следующее за 3.
– Покажите соседей числа 9; 3; 7.
– Какое число больше на 1, чем 8?
– Какое число меньше на 1, чем 4?
– Увеличьте 6 на 1 и еще раз на 1.
– Уменьшите 9 на 1 и еще раз на 1.
Семь рассерженных гусей,
Семь отчаянных друзей,
Тут хозяйка позвала:
И пошли ватагой всей
Семь рассерженных гусей.
Семь гусей ушли кормиться.
Сколько же осталось птицы? (Нисколько.)
Три мартышки – три соседки –
С ветки прыгали на ветку.
Дождь пошел – все разбежались.
– Сколько мартышек на ветке осталось? (0.)
– Сколько мартышек домой разбежалось? (3.)
III. Работа над новой темой.
1. Работа с фишками.
– Положите на парту 2 красные фишки. Уберите 1 фишку.
2 – 1 = 1 (Осталась одна фишка.)
– Уберите еще 1 фишку. Сколько фишек осталось на парте? (Ни одной не осталось.)
Снесла курочка яичко… Мышка бежала, хвостиком задела – яичко упало и разбилось. Сколько стало? (Нисколько. Ни одного не стало.)
– На столе нуль чашек. Значит, на столе нет ни одной чашки.
– Купили нуль стульев, значит, стульев не купили вообще.
– Нуль предметов, значит, этих предметов нет вообще.
2. Исследовательская работа.
а) Учитель читает примеры в задании 2 на с. 10 учебника. Дети по линейке решают их и «ромашками» показывают ответы.
– Какой вывод можно сделать? (Если к нулю прибавить какое-нибудь число, то получится это же число.)
б) Выполнение задания 1 на с. 10 учебника.
– Повторите, какой вывод можно сделать.
Формулировка вывода повторяется несколькими детьми.
в) Выполнение задания 1 на с. 10 учебника.
– А теперь объясните, как решали пример 3 + 0. (Найдем на шкале линейки число 3 и сделаем от него вправо 0 шагов. Это означает, что мы остались на месте, не сделали ни одного шага, и ответ получился 3. Значит, 3 + 0 = 3.)
Вывод по теме: если к числу прибавить нуль, получится то же число.
Повторение этой формулировки отдельными детьми.
– Сравните эти примеры:
– Что заметили? (Одинаковый ответ; складывали одни и те же числа; только числа поменяли местами.)
– Каким правилом пользовались? (Складывать числа можно в любом порядке.)
Вывод: при сложении нуля с любым числом получается тот же результат, что и при сложении любого числа с нулем: ведь числа можно переставлять.
С помощью линейки это можно проверить.
Учащиеся выполняют упражнения за учителем.
Скок да скок, скок да скок –
Круглый да румяный,
Нам колобок нарисовать,
Как ноль в тетради написать.
Да только ноль не колобок,
А просто он пустой кружок.
И значит цифра эта,
Что ничего здесь нету.
И звери съели колобок.
Вот что такое ноль – кружок.
IV. Закрепление изученного.
1. Работа в тетради № 1, с. 9–10.
1) Выполнение задания 4, с. 9.
– Давайте проверим наше правило по линейке.
Решение примеров по линейке с рассуждением, запись ответов.
2) Выполнение заданий 1, 2, 3, 5 на с. 9–10.
Составление и решение задач письменно.
2. Работа по учебнику, с. 10–11.
1) Решение задачи 3.
Задание. Составьте и решите задачу, ответ запишите, используя правило.
– Сколько карандашей в I коробке? (8.)
– Сколько карандашей во II коробке? (0.)
– Сколько карандашей в двух коробках? (8.) Почему?
– Как записать решение? (8 + 0 = 8.)
Учащиеся проверяют правило: если к числу прибавить 0, получится это же число.
2) Аналогичное решение задачи 4.
3. Работа по карточкам.
– Обведите рисунки, на которых насекомых не меньше, чем птиц. Раскрасьте рисунки, на которых насекомых не больше, чем птиц.
– Что нового узнали? Что понравилось на уроке?
Урок 61
Сложение с числом 0
Цел ь: закрепить знания и умения по изученным свойствам арифметических действий.
I. Организационный момент.
1. Фронтальная работа.
1) Счёт в пределах 10, начиная с любого числа.
Игра «Продолжай – не зевай».
Счет начинает один из учеников, далее продолжается по «цепочке» до 10.
2. Арифметический диктант.
– Запишите числа по порядку от 8 до 2.
– Запишите ответы: 10 минус 3; увеличьте 2 на 3; уменьшите 7 на 2; на сколько 5 меньше 3; на сколько 8 больше 6.
3. Сколько лампочек закрыли?
III. Закрепление пройденного материала.
1. Индивидуальная работа.
1) Игра «Заселяем домики».
Описание. У доски работают 4 человека. У каждого ученика домик, который нужно «заселить». Дети вставляют в кармашки соответствующие карточки.
2) Работа по учебнику.
а) Выполнение задания 6 на с. 11.
– Перед вами примеры. Вы должны догадаться, какое число закрыли.
6 + = 6
– Как вы думаете, какое число закрыли? (0.)
– Почему? (Потому что в результате получилось то же число, а это возможно, если к числу прибавить 0.)
– Проверьте по линейке.
Аналогичная работа проводится с другими примерами.
б) Выполнение задания 5 на с. 11.
– Что нужно сделать? (Определить: верно или неверно решены примеры.)
– Какое правило использовали? (Если к какому-нибудь числу прибавить нуль или к нулю прибавить какое-нибудь число, получится это же число.)
в) Решение задачи 7 на с. 11.
– Во дворе растут 12 деревьев. Отсчитайте 12 фишек. Каждая фишка – это дерево, которое растет во дворе.
Учащиеся выполняют упражнения за учителем.
Зайцы скачут: скок-скок-скок!
Да на беленький снежок.
Раз – согнуться, разогнуться.
Два – нагнуться, потянуться.
Три – в ладоши три хлопка,
3) Работа в тетради № 1.
а) Решение задачи 7 нового вида на с. 10.
На тарелке лежало 8 пирожков. После завтрака на ней осталось 3 пирожка. Сколько пирожков съели?
– Решите задачу, используя фишки.
– На тарелке лежали 8 пирожков. Изобразите, используя фишки.
– Возьмите карандаш и нарисуйте в строку 8 фишек. Каждая фишка – это пирожок, лежащий на тарелке.
– После завтрака на тарелке остались 3 пирожка. Нужно ли рисовать новые фишки? Почему не нужно? (Эти 3 пирожка остались от 8.)
– Значит, зачеркните их. Каждая зачеркнутая фишка – это пирожок, который остался после завтрака.
– Остальные пирожки – это те, которые съели. Значит, съели 5 пирожков.
Решение задачи на доске и в тетрадях дети выполняют так:
8 – 3 = 5. Ответ: 5.
б) Решение задач 9, 10 на с. 11 с помощью фишек.
IV. Фронтальная работа.
1. Игра «Построй домик».
Дидактическая цель. Различение предметов по форме. Развитие воображения детей.
Содержание игры. Из подготовленных заранее цветных прямоугольников и треугольников дети строят домик, называя, где фигура находится.
Аналогично проводятся игры «Построй парусную лодку», «Построй вагон», «Построй поезд» и т. д.
2. Игра «Выбери пример».
– Чем похожи все рисунки?
– Выберите выражение, которое соответствует каждому рисунку:
5 + 6 6 + 4 2 + 7 3 + 7 5 + 5.
– Над чем мы работали сегодня на уроке? Что закрепили?
– Предлагаю закончить урок игрой. Согласны?
Игра «Детки с ветки».
Дидактическая цель. Закрепление отношений «больше», «меньше», «равно».
Средства обучения. Ветка, плоды и листья деревьев: дуба, ели, сосны и т. д.
Содержание игры. Детей делят на 2 группы: одной раздают ветки, другой – плоды (детки). По сигналу «Детки, найдите свои ветки!» каждый ищет пару, то есть становится так, чтобы предметы у него и товарища совпадали по принадлежности одному и тому же растению. Правильность выбора проверяют «волшебные ворота» (учитель и ученик или двое детей). Ворота закрываются (поднятые руки опускают), если пара выполнила задание неправильно.
Дети делают вывод, что деток столько же, сколько и веток (ветки можно заменить листьями).
При повторении игры дети меняются ветками и плодами. Их число можно увеличивать или уменьшать (дети постоянно считают число образовавшихся пар деток с ветками) и устанавливают: либо веток столько же, сколько деток, либо больше, либо меньше, выясняются способы уравнивания числа веток и деток.
Урок 62
Свойства вычитания
Цел ь: отработать свойство вычитания одинаковых чисел известными способами.
I. Организационный момент.
1. Индивидуальная работа.
2. Фронтальная работа.
1) Арифметический диктант.
Дети показывают результаты с помощью «ромашек» с цифрами.
– Какое число при счёте следует за числом 7?
– Покажи соседей числа 1, 4, 6.
– Назови число, следующее за 2.
– Какое число меньше на 1, чем 5?
– Увеличь 7 на 1 и еще раз на 1.
– Уменьши 8 на 1, на 9, на 1 и еще раз на 1.
2) Решение примеров «Цепочка».
Ответы дети показывают с помощью «ромашек» с цифрами.
3) Проверка индивидуальной работы по заданиям, выполненным учащимися на доске.
3. Задание на внимание.
– Рассмотрите рисунок на доске. Что изменяется? Что не меняется?
III. Работа над новой темой.
У Тони было 3 тетради. Она исписала 3 тетради. Сколько чистых тетрадей осталось у нее? (0.)
– Как нашли? (3 – 3 = 0. Учащиеся объясняют, какие действия и в каком порядке надо выполнить, чтобы найти разность данных чисел.)
2. Решение примеров.
Найдите результат чисел:
4 – 4; 10 – 10. (Дети находят результат по шкале линейки и видят, что он равен 0.)
– Какое свойство вычитания вы заметили?
Дети примерами подтверждают данное свойство вычитания.
3. Работа по учебнику.
Выполнение заданий 1, 2, 3 на с. 13.
В задании 1 учащиеся объясняют способ решения примеров по шкале линейки и повторяют вывод; в заданиях 2, 3 – решают и придумывают задачи.
Ветер сильно вдруг подул.
(Руки вверх – наклоны.)
Листья с дерева смахнул.
(Руки вперед – слева направо.)
Закружились листья все.
Прилетели все к земле.
IV. Закрепление изученного.
1. Работа по учебнику.
1) Чистописание. Запись цифры 0 (в тетрадях).
2) Самостоятельная работа 5, с. 14. Взаимопроверка.
2. Работа в тетрадях (с. 12).
1) Решение примеров в задании 1.
Один ученик комментирует, остальные работают самостоятельно. Работа выполняется по «цепочке».
2) Решение задания 2.
Учитель выслушивает придуманные задачи. Несколько задач учащиеся решают под руководством учителя. Решение записывают в тетрадях.
3) Самостоятельная работа по выполнению задания 3 с последующей взаимопроверкой и оценкой товарища.
– Что нового узнали на уроке?
Урок 63
Из меньшего числа
нельзя вычесть большее
Цел ь: продолжить овладение способами свойств вычитания.
I. Организационный момент.
1. Индивидуальная работа.
5 – 5 = … 3 + 3 = … 0 + 16 = …
4 + 4 = … 3 – 3 = … 14 – 14 = …
7 + 0 = … 0 + 8 = … 0 + 6 = …
У доски работают три человека. По окончании проводится проверка.
2. Фронтальная работа.
Описание. Учитель показывает карточку с примером, дети называют пропущенное число, число открывается, дети читают пример.
3. Решение задачи на смекалку.
За забором выглядывают 10 лап цыплят. Сколько цыплят спряталось за забором? (5 цыплят.)
4. Задание на развитие внимания.
– Что одинаково? Что неодинаково?
5. Игра «Что изменилось?».
III. Работа по теме.
1. Создание проблемной ситуации.
К доске выходит ученик, берет линейку и с ее помощью решает пример: из 3 вычесть 5 (пример 3 – 5 записан на доске).
Ученик, ничего не подозревая, начинает рассуждать: «Найдем на линейке число 3 и отступим от него влево 5 шагов по одному шагу: один, два, три…
– Почему не получается вычислить? (Удивленно.)
Можно взять еще пример: 5 – 7.
– Какой вывод можно сделать?
Из меньшего числа нельзя вычесть большее.
2. Работа по учебнику на с. 14, задание 6.
Учащиеся просматривают задание и объясняют решение примеров, знакомятся со свойством вычитания.
Раз, два, три, четыре, пять!
Мы идем искать опять.
IV. Повторение и закрепление.
1) Рассмотрите иллюстрацию в задании 11 на с. 15 учебника и придумайте задачу.
В двух пакетах 15 пряников. Во втором пакете – 7 пряников. Сколько пряников в правом пакете?
– Изобразите фишками. Каждая фишка – это пряник, лежащий в пакетах. Сколько фишек перед вами? (15.)
– Сколько пряников во втором пакете? (7.)
– Отсчитайте 7 фишек и отодвиньте вправо.
– Сколько фишек перед вами? (8.)
– Сколько пряников в первом пакете? (8 пряников.)
– Как нашли 8? (15 – 7 = 8.) Запишите. (Запись на доске.)
2) – Рассмотрите иллюстрацию в задании 12 на с. 16 учебника и придумайте задачу.
В первом букете было 5 роз, во втором столько же. Сколько роз в двух букетах?
– Что значит столько же? (Это 5 роз.)
– Сколько же роз в двух букетах? (10.)
– Как нашли? (5 + 5 = 10; 5 · 2 = 10.)
2. Работа над геометрическим материалом.
1) Выполнение задания 13 на с. 16 учебника.
– Как называется фигура? (Прямоугольник.)
– На какие фигуры разбит прямоугольник? (На треугольники.)
– На сколько треугольников разбит? (На три.)
– Определите номер треугольников слева.
Учащиеся под руководством учителя расставляют номера.
2) Выполнение задания 14 (с. 16) по учебнику.
– Назовите геометрические фигуры. (Отрезок, треугольник, квадрат, куб, окружность и т. д.)
3. Самостоятельная работа 10, с. 15. Самопроверка.
– Что нового узнали на уроке?
Урок 64
Вычитание числа 0
Цел и: научить вычитать 0 из любого числа; выяснить, что произойдет с числом, если из него вычесть 0.
Оборудование: учебник, линейка, тетрадь, фишки.
I. Организационный момент.
II. Актуализация опорных знаний.
– Какое правило вы вспомнили, когда решали данные примеры? (Опросить нескольких учащихся.)
Ответ: число не изменится, если к нему прибавить 0.
III. Изучение нового материала.
1. Сообщение темы урока.
– Ребята, сегодня вы понаблюдаете, что может произойти с числом, если из него вычесть 0. Что сегодня на уроке вы хотели бы узнать, взять себе на заметку? (Научиться вычитать из числа 0; узнать, по какому правилу вычитать 0 из чисел, и т. д.)
2. Работа по учебнику с фишками.
1) Положите перед собой 5 красных фишек. Уберите 0 фишек. Сколько осталось?
2) Положите 10 зеленых фишек, уберите 0. Сколько осталось?
3) Откройте учебник на с. 17, задание 1.
– Кто объяснит, как, используя линейку, из шести вычесть 0? (Я найду на линейке цифру 6. Вычесть – это значит нужно отсчитывать влево. Ноль – это ничего, значит, ни одного шага влево отступать не нужно. Я останусь на цифре шесть, значит, из 6 вычесть 0 – получится 6.)
Опросить нескольких учеников. Аналогично учащиеся рассуждают при решении примера 2 – 0 = 2.
4) Выполните задание 2 устно, с объяснением, используя линейку.
– Что вы заметили в решении данных примеров? (В ответе получается то же число, из которого вычитали 0.)
– Какой бы вы сделали вывод, какое ввели правило?
(Если из числа вычесть 0, то получится то же число.)
5) Сейчас, ребята, вы поупражняетесь в применении правила. Вы будете экспертами работы Маши, которую она выполнила в задании 4. Как вы думаете, верно или неверно решила примеры Маша? (Разбирается каждый пример, выслушивается мнение каждого ученика с доказательством и выводом.)
Учащиеся выполняют упражнения за учителем.
Пришёл из школы старший брат,
Из спичек выложил квадрат.
Дала мне мама шоколад,
Я дольку отломил – квадрат.
И стол – квадрат, и стул – квадрат,
И на стене плакат – квадрат,
Доска, где шахматы стоят,
И клетка каждая – квадрат,
Стоят там кони и слоны, фигуры боевые.
КВАДРАТ – четыре стороны,
Все стороны его равны,
И все углы прямые.
IV. Первичное закрепление нового материала.
1) Выполнение задания 1 самостоятельно.
– Оцените себя по следующей системе:
Красный кружок – я посчитал все примеры верно, не допустил ошибки.
Желтый кружок – я сомневаюсь, все ли верно я сделал.
Учитель проверяет работы в конце урока, рядом ставит свои кружки.
2) Выполнение задания 2.
– Подчеркните те примеры, в которых можно выполнить действия.
Выслушиваются мнения учащихся, доказательства.
3) Дидактическая игра «Кто первый?»
Описание. На доске записаны примеры на 0 в два столбика для каждого ряда. Каждый ряд – это команда. Чья команда первая сосчитает все примеры, та и будет победителем.
– Урок закончен. Ответили ли вы на свои вопросы, которые задавали в начале урока? Что нового вы узнали, что взяли для себя на заметку? Что хотели бы еще узнать?
Урок 65
Повторение по теме
«Свойства арифметических действий»
Цел ь: повторить и закрепить знания свойств сложения и вычитания, умение их применять при решении числовых выражений.
Оборудование: учебник, тетрадь, линейка, цветные карандаши, мяч.
I. Организационный момент.
II. Актуализация опорных знаний.
1. Игра «Построим домик и посадим рядом деревья».
Дидактическая цель. Обобщение и систематизация количественных и пространственных представлений у детей, обучение их сравнению предметов по разным признакам.
Средства обучения. 14 полосок бумаги для строительства домиков и проведения дороги, набор: 7 треугольников зеленого цвета для елок, 2 трафарета грибов (1 гриб с большой шляпкой на толстой ножке и 1 гриб с маленькой шляпкой на тонкой ножке).
Содержание игры. Учитель предлагает одному ученику на магнитной доске, другим – на своих столах построить (выложить из полосок бумаги) сначала высокий дом, потом низкий. Около высокого дома посадить (выложить из треугольников и полосок) низкую елочку, около низкого дома – высокую елку. От высокого дома к низкому провести дорогу двумя зелеными полосками бумаги. Эта дорога расширяется около высокого дома и становится около низкого домика. Около высокой елки расположить гриб с большой шляпкой на толстой ножке, около низкого дерева – небольшой гриб на тонкой ножке.
2. Дидактическая игра.
Цель: повторить и закрепить свойства сложения и вычитания с 0.
Описание. У учителя мяч, он бросает мяч одному из учащихся, называя пример вида 0. Учащийся ловит мяч, говорит ответ и возвращает мяч учителю и т. д.
7 + 0 0 + 8 100 + 0 И т. д.
Под шатром ветвистой ели
Белка сделала качели.
И на белкины качели
Собрались лесные звери:
Еж и шестеро зайчат –
На качели все спешат.
Вы, ребята, не зевайте,
Всех зверей пересчитайте.
Пошла курица гулять,
Собрала своих цыплят,
Семь бежали впереди,
Три остались позади.
Беспокоится их мать
И не может сосчитать.
Сколько было там цыпляток?
III. Закрепление по теме.
1. Постановка учебной задачи.
– Что будете делать на уроке? (Хочу повторить свойства сложения и вычитания. Буду учиться применять свойства сложения и вычитания при вычислениях.)
2. Работа с учебником.
1) Решение проблемной ситуации.
Оля решала примеры, но не смогла решить все. Посмотрите, ребята, на примеры в задании 5, с. 18. Как вы думаете, какие примеры не смогла решить Оля? Свой ответ обоснуйте. (Опросить как можно больше учащихся. Ребята должны назвать примеры: 5 – 8, 0 – 1, потому что по свойству вычитания из меньшего числа нельзя отнять большее.)
Вы вспомнили одно из свойств арифметических действий: из меньшего числа нельзя отнять большее. А какие еще свойства арифметических действий вы знаете?
2) Используя эти свойства, решите примеры в задании 7, с. 18.
Дети решают примеры «цепочкой», называя при этом используемое арифметическое свойство.
3) Что нужно сделать в задании 8на с. 18? (Дети обязательно скажут, что это трудное задание, потому что нарисована снежинка*.)
– Поднимите руку, кто сможет справиться с этим заданием. (Задание выполняется самостоятельно.)
– Чему равна длина красного, синего, черного отрезков?
– Какой предмет нужно было использовать для нахождения длины отрезков?
– Что можно сказать о длинах синего и черного отрезков, о длинах красного и синего отрезков, красного и черного, о длине красного отрезка?
Учащиеся выполняют упражнения за учителем.
Нам игрушки надоели,
Дома делать нечего.
Лучше сядем на качели –
Вот нам будет весело!
Визг, смех! Смех, визг!
Я – ВВЕРХ! Ты – ВНИЗ!
3. Работа в тетради.
1) Дифференцированная работа.
1-я группа (слабоуспевающие учащиеся) – выполняет задание 5, используя фишки.
2-я группа (среднего и высокого уровня успеваемости) – выполняет задание 7.
2) Проверка выполнения задания в обеих группах с пояснением.
3) Выполнение задания 6 самостоятельно, с последующей самооценкой.
– Я думаю, что вы хорошо запомнили свойства арифметических действий и сможете их применить при вычислении числовых выражений.
Урок 66
Деление на группы по несколько предметов
Цел ь: знакомство учащихся с видом задач на деление (деление по содержанию).
Оборудование: карточки для индивидуальной работы, фишки.
I. Организация начала урока.
Психологический настрой. Проверка готовности к уроку.
1. Индивидуальная работа.
Детям раздаются карточки, где нужно соединить линией пример с ответом.
2. Фронтальная работа.
Воспроизведение ряда чисел от 0 до 10, начиная с любого числа.
– Какое число следует за числом 5?
– Какое число стоит между числами 8 и 10?
– Какое число стоит перед числом 10? И т. д.
3. Игра «Лучший космонавт».
Дидактическая цель. Формирование навыков прибавления и вычитания.
Содержание игры. Учитель рисует 10 ракет с номерами от 1 до 10. Вызываются сразу 11 учеников. Вокруг стола, где разложены карточки с примерами, дети идут, взявшись за руки, и проговаривают:
Ждут нас быстрые ракеты
Для прогулок по планетам.
Но в игре один секрет:
Опоздавшим места нет.
Как только произносится последнее слово, учитель выдает каждому из них карточки с примерами. На них зашифрован номер ракеты, на которой полетит космонавт. Ученики решают примеры, определяя номер своей ракеты, и пишут пример под соответствующим номером ракеты.
III. Работа над новым материалом.
1) Минутка чистописания.
2) Подготовительное упражнение 1, с. 19 (работа с фишками).
– Сколько ваз расставили на полках? ( 12. )
– Сколько ваз поставили на каждую полку? ( 3. )
– Как расставляли вазы?
3. Решение задач 2, 3, 4, 5 на с. 19 (работа с фишками).
1) Работа над задачей.
– Назовите количество детей, которые построились парами. ( 10. ) Выложите фишки.
– Объясните, что значит пара. ( Пара – это 2 предмета. Здесь – 2 человека. )
– Разделите 10 фишек по 2. Сколько пар получилось? ( 5. )
– Каким арифметическим действием можно узнать, сколько пар получится? ( 10 : 2 = 5 пар. )
2) Аналогично ведется работа над задачами 3, 4, 5.
Учащиеся выполняют упражнения за учителем.
Руки ставим все вразлет:
Мах крылом туда-сюда
Делай «раз» и делай «два».
Раз и два, раз и два!
Руки в стороны держите,
Друг на друга посмотрите,
Раз и два, раз и два!
Опустили руки вниз.
И на место приземлись!
1. Устная работа: № 8, 9, с. 21.
2. Работа над геометрическим материалом: № 10, с. 21.
3. Работа над логическими задачами: № 11, с. 21.
– С каким видом задач вы познакомились сегодня на уроке?
Уроки 67–68
Повторение изученного материала
Учитель подбирает задания на повторение и закрепление изученного материала на свое усмотрение, в зависимости от уровня подготовки класса.
Урок 69
Сложение с числом 10
Цел ь: знакомство учащихся с разрядом «десяток».
I. Организация начала урока.
1. Счет в прямом и обратном порядке от 0 до 20.
2. Самостоятельная работа с последующей взаимопроверкой: с. 23, № 8.
3. Работа с геометрическим материалом: с. 24, № 12.
III. Работа над новым материалом.
1. Минутка чистописания.
2. Работа по учебнику: с. 22, № 1, 2.
3. Работа над задачей: с. 22, № 3. (Выяснить понятие «столько же».)
1. Решение примеров «по цепочке»: с. 22, № 4.
2. Работа над задачами на деление по содержанию: с. 23, № 6, 7, 11 (работа с фишками).
– Предлагаю закончить урок игрой. Хотите?
Игра «Диспетчер и контролеры».
Дидактическая цель. Закрепление состава чисел первого десятка.
Средства обучения. Рисунки, изображающие 10 легковых машин.
Содержание игры. Учитель на магнитной доске до урока схематически (прямоугольниками) изображает аэровокзал и на некотором расстоянии – стоянку такси. Ученик у доски выполняет роль диспетчера, отправляет по 1 машине от стоянки к аэровокзалу (перемещает по 1 легковой машине из одного прямоугольника в другой). Контролеры (все остальные учащиеся класса) ведут учет, сколько машин отправили к аэровокзалу и сколько осталось после отправления каждой машины. Чтобы не забыть число отправленных и оставшихся машин, они выкладывают разрезные цифры таким образом: