Распятие это что значит
Значение слова «распятие»
2. Крест с изображением распятого Христа. Серебряное распятие. □ Он вошел в дом, снял шапку, перекрестился на распятие, висевшее в углу столовой. Н. Островский, Рожденные бурей.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Распятие Иисуса Христа — казнь Иисуса Христа, эпизод евангельской истории
Распятие — изделие декоративно-прикладного или изобразительного искусства, предмет христианского культа.
Распятие — позиция в борьбе.
РАСПЯ’ТИЕ, я, ср. (книжн. церк.). 1. только ед. Действие по глаг. распять. 2. Крест с изображением распятого Христа.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
распя́тие
1. истор. действие по значению гл. распинать, распять; разновидность казни, при которой осуждённого прибивали к кресту ◆ Тогда гора эта была местом казни преступников, которых здесь предавали распятию, считавшемуся позорной смертью. Нина Торопцева, «Паломничество по Святой Земле в конце XX века», 2000–2001 гг. г. // «Альфа и Омега» (цитата из НКРЯ)
2. религ. изображение креста с распятым на нём Иисусом Христом ◆ Я оглядел комнату и увидел на стене большое деревянное распятие с изящной серебряной фигуркой Христа, при взгляде на которую у меня мелькнуло странное чувство, похожее на deja vu, — словно я уже видел это металлическое тело в каком-то недавнем сне. В. Пелевин, «Чапаев и пустота»
3. собственно крест как символ христианства
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: обольстить — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
распятие
Смотреть что такое «распятие» в других словарях:
РАСПЯТИЕ — (Пизанская школа, 12 в.) изображение Христа, распятого на кресте. До 4 в., когда казнь через распятие на кресте была отменена во всей Римской империи, существовали только символические изображения Христова креста: в виде буквы Т, буквы X или… … Энциклопедия Кольера
РАСПЯТИЕ — РАСПЯТИЕ, распять, см. распинать. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 … Толковый словарь Даля
распятие — круцификс, крест Словарь русских синонимов. распятие сущ., кол во синонимов: 3 • крест (37) • круцификс … Словарь синонимов
РАСПЯТИЕ — РАСПЯТИЕ, распятия, ср. (книжн. церк.). 1. только ед. Действие по гл. распять. 2. Крест с изображением распятого Христа. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
РАСПЯТИЕ — РАСПЯТИЕ, я, ср. 1. см. распять. 2. Крест с изображением распятого Христа. Золочёное р. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
Распятие — ■ Уместно в алькове и у гильотины … Лексикон прописных истин
Распятие — Распятие снится к потере возможностей и крушению надежд. Однако, проявив стойкость, вы наладите свои дела … Большой универсальный сонник
РАСПЯТИЕ — латинский крест, на котором изображен распятый Христос. Если Христос изображается с закрытыми глазами, крест называется «Мертвый Христос», а если с открытыми «Христос в агонии». Когда же Христа изображают с короной на голове и одетого, распятие… … Символы, знаки, эмблемы. Энциклопедия
Распятие — Крест изобразительный символ, фигурирующий во многих культурах. Распятие (казнь) исторический вид смертной казни в Древнем Риме. Распятие Христово казнь Иисуса Христа, эпизод евангельской истории Крест Животворящий священная реликвия, крест, на… … Википедия
РАСПЯТИЕ — (КРЕСТ С ФИГУРОЙ ХРИСТА) ♠ Смотреть на Распятие, кланяться перед ним и молиться сон говорит о том, что вам придется довести начатое дело до конца, как бы дорого вам это ни стоило. ↑ Представьте, что вы держите распятие и чувствуете,… … Большой семейный сонник
распятие — я, с. 1) Древний способ казни, заключающийся в пригвождении или привязывании ног и развернутых рук к крестообразно соединенным брусьям. Приговорить к распятию. 2) Изображение распятого на кресте Спасителя, Иисуса Христа. На письменном столе… … Популярный словарь русского языка
Распятие. Образ смерти или образ торжества над смертью
О некоторых различиях католической и православной иконографии Распятия
Удивительно, но первое известное нам изображение распятия является карикатурой. Это граффито примерно III века на стене палатинского дворца в Риме, оно изображает человека перед распятием, причем сам распятый кощунственно изображен с ослиной головой. Надпись, сделанная по-гречески поясняет: «Αλεξαμενος ςεβετε θεον» (Алексамен поклоняется своему Богу). Очевидно таким образом дворцовые служители осмеивали христианина, состоявшего в штате дворцовой прислуги. И это не просто кощунственная картинка, это очень важное свидетельство, оно фиксирует поклонение распятому Богу.
Прямых же христианских образов распятия Господня, мы долгое время не встречаем. Это неудивительно по целому ряду причин. Вплоть до Миланского эдикта — практически каждое поколение христиан переживало гонение, а то и не одну волну. Христианские изображения уничтожались вместе с их владельцами. Собственно, те изображения, что использовали первые христиане, носили, в основном, подчеркнуто символический характер. Потому и икона, прямое моленное изображение, получает распространение много позже первых веков христианской эры.
Первые распятия
Долгое время христиане изображали не само распятие, а просто различные варианты креста. Первые же образы собственно распятия относятся к IV веку. Таким является, например, рельеф, вырезанный на дверях базилики св. Сабины в Риме.
Изображение довольно схематично, это скорее не изображение события, но — знак, напоминание. Похожие образы распятия присутствуют и в сохранившейся мелкой пластике, в частности — на геммах того же периода.
Символические распятия
Для того же периода характерны «символические» распятия, представляющие более раннюю традицию. Например, изображение креста, в центре которого размещается медальон с образом Христа, или символическое изображение Агнца.
Христос торжествующий
Примеры подобных образов мы видим в книжной миниатюре (например — в иллюстрациях евангелий Раввулы и Россано VI века), а также в росписи алтаря римского храма Санта Мария Антиква.
Каноническая иконография
Со временем, как это обычно и происходит, иконография обрастает определенными подробностями. В основном, они заимствованы из Евангелия. Главную тенденцию можно обозначить как стремление к большему историзму (в евангельском смысле). Христос теперь обнажен (хотя присутствует непременная набедренная повязка, из соображений соблюдения приличия). Раны источают кровь, а из раны на груди подчеркнуто изливаются кровь и вода (Ин. 19:34), тут стремление точно передать евангельское событие может даже показаться излишне нарочитым. Кровь Спасителя стекает к подножию креста, под которым мы видим череп праотца Адама. Это не только дань преданию, согласно которому Адам был погребен в районе Голгофы, это символ того, что кровью Христовой омыт первородный грех прародителей. Над крестом присутствует табличка, табличка, которая в разных иконах в той или иной мере передает суть надписания, упомянутого в Евангелии: «Пилат же написал и надпись, и поставил на кресте. Написано было: Иисус Назорей, Царь Иудейский»(Ин. 19:19), но порой, перекликаясь с предыдущей версией иконографии, она просто гласит: «Царь Славы».
В отличие от первоначального варианта иконографии, здесь Христос мертв, Его глаза закрыты. Эта деталь также не случайно внесена в образ – зритель должен осознавать, что Спаситель действительно умер за наши грехи, а значит и действительно воскрес. Однако, и в данном случае мы видим спокойствие лика, отсутствие ужаса смерти. Лик спокоен, тело не сведено судорогой. Господь мертв, но Он все равно торжествует над смертью. Этот тип сохранился в искусстве Византии и стран византийского культурного ареала. Он закрепился в православной иконографии в качестве канона.
В то же время, в западной церкви после отпадения Рима, образ распятия Господня стал меняться и это касается, как внешних деталей, так и внутреннего смысла.
Три гвоздя
Примерно с XIII века на Западе распятого Христа начинают изображать пригвожденного не четырьмя гвоздями, как изображалось традиционно и на Западе, и на Востоке до этого времени, а тремя – ноги Спасителя перекрещены и прибиты одним гвоздем. Считается, что впервые такие изображения появились во Франции, причем католический мир не сразу принял такое изображение, против него выступал даже сам папа Иннокентий III. Но со временем (возможно, под влиянием пап французского происхождения), эта иконографическая особенность закрепилась в римской церкви.
Терновый венец
Начиная с того же XIII века Христа на кресте все чаще изображают в терновом венце, Евангелие на сей счет молчит, а для традиционной иконографии, это редкая деталь. Катализатором таких изображений снова стала Франция: именно в этот период король Людовик IX Святой приобрел терновый венец Спасителя (этот государь всю свою жизнь собирал реликвии, вывезенные крестоносцами из разгромленного ими Константинополя). Видимо, появление столь почитаемой святыни при французском дворе имело широкий резонанс до такой степени, что перекочевало и в иконографию.
Мистицизм и визионерство
Но это все мелкие, «косметические» детали. Чем дальше католический мир расходился с православным, тем больше менялась символика образа распятия Христа. Не обошлось и без восторженного мистического визионерства, столь некритично принимаемого католическим миром (православная аскетика довольно сдержанно и осторожно относится к различным «видениям»). Вот, например, фрагмент видения известной западной визионерки Бригитты Шведской: «…когда Он испустил дух, уста раскрылись, так что зрители могли видеть язык, зубы и кровь на устах. Глаза закатились. Колени изогнулись в одну сторону, ступни ног извились вокруг гвоздей, как если бы они были вывихнуты… Судорожно искривленные пальцы и руки были простерты…»
Это практически точное описание одной из ключевых последующих западных иконографических традиций – концентрация на страданиях Христа, фиксация ужаса смерти, натуралистические ужасные подробности казни. В качестве примера можно привести работы немецкого мастера Матиаса Грюневальда (1470 или 1475—1528).
В отличие от православной иконы распятия Господня, здесь мы видим не образ Христа, который «во гробе плотски, во аде же с душею, яко Бог, в раи же с разбойником, и на престоле был еси, Христе, со Отцем и Духом, вся исполняяй, неописанный» (тропарь праздника Пасхи). Здесь — образ мертвого тела. Здесь не смиренная молитва в ожидании Воскресения, а нездоровая медитация на кровь и раны. И именно этот момент, а не количество гвоздей, наличие или отсутствие тернового венца, язык надписания таблички и т.д., отличает католическое видение страстей Христовых от православного.
Что такое распятие?
Приблизительное время чтения: 3 мин.
За две тысячи лет слово «распятие» повторялось так часто, что смысл его в некоторой степени утратился, потускнел. Потускнела в сознании ныне живущих и громадность той жертвы, которую принес Иисус за всех людей, бывших и будущих. Что же такое распятие?
Цицерон эту казнь называл самой ужасной из всех казней, которые придумали люди. Суть ее состоит в том, что человеческое тело повисает на кресте таким образом, что точка опоры оказывается в груди.
Когда руки человека подняты выше уровня плеч, и он висит, не опираясь на ноги, вся тяжесть верхней половины тела приходится на грудь. В результате этого напряжения кровь начинает приливать к мышцам грудного пояса, и застаивается там. Мышцы постепенно начинают деревенеть.
Тогда наступает явление асфиксии: сведенные судорогой грудные мышцы сдавливают грудную клетку. Мышцы не дают расширяться диафрагме, человек не может набрать в легкие воздуха и начинает умирать от удушья.
Такая казнь иногда длилась несколько суток. Чтобы ускорить ее, человека не просто привязывали к кресту, как в большинстве случаев, а прибивали. Кованые граненые гвозди вбивались между лучевыми костями руки, рядом с запястьем. На своем пути гвоздь встречал нервный узел, через который нервные окончания идут к кисти руки и управляют ей.
Гвоздь перебивает этот нервный узел. Само по себе прикосновение к оголенному нерву — страшная боль, а здесь все эти нервы оказываются перебиты. Но мало того: чтобы дышать в таком положении, у него остается только один выход — надо найти некую точку опоры в своем же теле для того, чтобы освободить грудь для дыхания.
У прибитого человека такая возможная точка опоры только одна — это его ноги, которые также пробиты в плюсне. Гвоздь входит между маленькими косточками плюсны. Человек должен опереться на гвозди, которыми пробиты его ноги, выпрямить колени и приподнять свое тело, тем самым ослабляя давление на грудь. Тогда он может вздохнуть. Но поскольку при этом руки его также прибиты, то рука начинает вращаться вокруг гвоздя.
Чтобы вздохнуть, человек должен повернуть свою руку вокруг гвоздя, отнюдь не круглого и гладкого, а сплошь покрытого зазубринами и с острыми гранями. Такое движение сопровождается болевыми ощущениями на грани шока.
Евангелие говорит, что страдания Христа длились около шести часов. Чтобы ускорить казнь, стража или палачи нередко мечом перебивали голени распятому. Человек терял последнюю точку опоры и быстро задыхался.
Стражники, охранявшие Голгофу в день распятия Христа, торопились, им нужно было закончить свое страшное дело до заката солнца по той причине, что после заката иудейский закон запрещал прикасаться к мертвому телу, а оставлять эти тела до завтра было нельзя, потому что наступал великий праздник — иудейская Пасха, и три трупа не должны были нависать над городом.
Поэтому команда палачей торопится. И вот, св. Иоанн специально отмечает, что воины перебили голени двум разбойникам, распятым вместе со Христом, но самого Христа не коснулись, потому что видели, что Он был мертв. На кресте заметить это не трудно. Как только человек перестает без конца двигаться вверх-вниз, значит, он не дышит, значит, он умер…
То, что кровь и вода излились, означает, что сердечная кровь еще раньше, еще до последней раны перемешалась с жидкостью околосердечной сумки. Сердце не выдержало мук. Христос умер от разрыва сердца раньше…
Печатается по книге: Диакон Андрей Кураев. Школьное богословие. М., «Благовест», 1997.
Распятие (казнь)
Распятие — исторический вид смертной казни.
Содержание
История
Но самое широкое распространение казнь через распятие получила в Древнем Риме, где стала основным видом жестокой, позорной и мучительной смертной казни. Так казнили особо опасных преступников (бунтовщиков, изменников, военнопленных, разбойников). После подавления восстания Спартака все взятые в плен рабы, около 6000 человек, были распяты вдоль Аппиевой дороги от Капуи до Рима. Красс так и не отдал приказа снять тела с крестов. [1] [2] [3] [4] [5]
Согласно законам Древнего Рима, в случае убийства хозяина дома, все проживавшие в доме рабы (включая девушек и детей) подлежали распятию.
Согласно христианскому вероучению, распятию был подвергнут Иисус Христос, что сделало крест символом Христианской религии. Казни через распятие были преданы и ряд христианских святых (апостолы Андрей и Пётр, мученик Клеоник Амасийский).
Современность
Суданский Уголовный кодекс, основанный на интерпретации правительством шариата, включает казнь с последующим распятием в качестве наказания. Когда в 2002 году 88 человек были приговорены к смертной казни, Amnesty International предположила, что они могут быть казнены через повешение или распятие. Обвиняемые были осуждены за убийства, вооруженные ограбления и участие в межэтнических столкновениях на юге Дарфура, где погибли по меньшей мере 10 человек, но Amnesty International считает, что осужденные были подвергнуты пыткам и не получили справедливого суда и адекватного юридического представительства. [14]
23 ноября 2009 года в Саудовской Аравии 22-летний мужчина был приговорен к отсечению головы и посмертному распятию, так, чтобы его обезглавленное тело было привязано к деревянным балкам выставлено на всеобщее обозрение. Этот человек был осужден за и признался в похищении и изнасиловании пятерых детей в возрасте от 3 до 7 лет, которых он оставил в пустыне умирать. [15]
Методика
Исследователи обращают внимание на то, что церковные изображения Распятия, даже канонические, не соответствуют тому, как проводили казнь на самом деле.
Крест использовался деревянный, как правило, Т-образный, хотя использовались и другие его формы:
Затем крест закрепляли вертикально на всеобщее обозрение. Как правило римляне использовали не широкоизвестные Сrux Immissa (кресты в их современном понимании), а обычные Т-образные — (Crux Commissa) которые были намного проще в использовании.
По прибытии на место с осуждённого снимали одежду, укладывали на землю и гвоздями (реже деревянными кольями), широко растягивали руки, приколачивая их к концам перекладины, которую затем с помощью верёвок, подтягивали на вершину заранее вкопанного в землю столба (в обратном случае распинали уже на кресте, который потом поднимали вертикально).
Осуждённому прибивали гвоздями или деревянными кольями руки и ноги к концам креста или фиксировали конечности при помощи верёвок. Гвозди или колья при этом всегда вбивались не в ладони (как это изображают на канонических изображениях на иконах), а в запястья, так как вбитые в ладони гвозди просто не удержали бы тело на кресте, под тяжестью казнимого гвозди могли прорезать ткани конечностей и казнимый может упасть с креста. [17] Интересная подробность, что при этом когда гвоздь пробивал нерв, то большой палец непроизвольно загибался внутрь ладони.
Концы гвоздей, проходящие сквозь дерево, при этом загибались молотком чтобы надёжнее закрепить тело распятого. Ступни под наклоном опирались на небольшую ромбообразную подставку и также прибивались гвоздями. Тело максимально растягивалось на кресте, руки принимали на себя основной вес. Ноги сведённые вместе, слегка подгибались, а руки разведённые в стороны приобретали вид латинской буквы «V». Тело человека под воздействием силы тяжести повисало на кресте таким образом, что точка напряжения оказывалась в груди. Грудная клетка и рёбра вздымались, живот втягивался, в перенапряжённых мышцах начиналось накопление молочной кислоты. Страдания усугублялись ещё и тем, что гвозди в те времена были не гладкие, а как правило — кованные, гранённые и зазубренные, что вызывало мучительные страдания при каждом движении.
Страдания при распятии
Обычно при распятии снималась вся одежда, единственное что было на теле, это небольшая набедренная повязка, которая нередко притягивала бёдра к столбу, дополнительно фиксируя, или обездвиживая осуждённого. При этом обнажённое тело в буквальном смысле распластывалось на кресте и полностью открывалось для воздействия палящих лучей солнца.
При такой позиции чтобы просто сделать вдох — приходилось затрачивать огромные усилия, — распятый должен был опереться на выступ, приподняться на деревянеющих натянутых руках и сделать вдох всей диафрагмой. Именно поэтому основной причиной смерти при распятии является асфиксия, вызванная развивающимся отёком легких и утомлением участвующих в процессе дыхания межрёберных мышц и мышц брюшного пресса. Основной опорой тела в данной позе являются руки, и при дыхании мышцы брюшного пресса и межрёберные мышцы должны были поднимать вес всего тела, что приводило к их быстрому утомлению. Также сдавливание грудной клетки напряжёнными мышцами плечевого пояса и груди вызывало застой жидкости в лёгких и отёк лёгких. Дополнительными причинами смерти служили болевой шок, обезвоживание и кровопотеря.
Возможность опоры на прикреплённый к кресту выступ несколько облегчала дыхание, но в целом лишь затягивала процесс смерти. Распятый погибал долго и мучительно, обычно в течение 1—3 (реже 4—5) дней. Порой для ускорения казни осуждённым перебивали дубиной голени, что лишало их дополнительной опоры.
В некоторых случаях, чтобы наоборот, как можно дольше продлить агонию казнимых, солдаты на ночь снимали patibulum (и только его) с телом осуждённого, а с наступлением утра, слова водружали его на вертикальный столб. Последнее, как правило, делалось до тех пор, пока жертва не умирала от болевого шока. Для визуального устрашения оно имело большой эффект, ибо видеть подобные жестокие истязания было непростым испытанием, уже не говоря о той невыносимой боли, которую при этом испытывал человек, растянутый на кресте.
Технические подробности ярко и наглядно представлены в Храме Гроба Господня в Иерусалиме, на запрестольной мозаике в католическом приделе Голгофы (он так и называется: придел Пригвождения к Кресту).
Медицинский аспект
В распластанном состоянии агонии характерным является терминальный отёк лёгких, который обусловлен резкой гипоксией, увеличением проницаемости стенок альвеол, ослаблением кровообращения и микроциркуляторными расстройствами из-за более раннего ослабления левого желудочка сердца по сравнению с правым и образующегося таким путём застоя крови в малом кругу кровообращения. Дыхание становится затруднённым и хриплым, в бронхах скапливается слизь, которая не может быть выведена из-за ослабления соответствующих мышечных механизмов, что вместе с накоплением отечной жидкости в лёгких, при невозможности отхаркивания, и делает дыхание клокочущим, обусловливает то, что носит название предсмертного хрипения. После терминальной паузы возрастает эффективность сердечных сокращений, повышается артериальное давление.
Происходит повышение артериального давления, рефлекторное замедление ритма сердца, множественные экстрасистолы, затем резкое падение давления, цианоз, судороги, параличи сфинктеров. Судороги также являются проявлениями крестных страданий и продолжаются некоторое время. Происходит спазм как скелетной, так и гладкой мускулатуры. По этой причине часто распятие сопровождается непроизвольным семяизвержением, (или/либо мочеиспусканием) так как сфинктеры парализуются часто ранее, нежели мышечные группы, заведующие перистальтическими движениями.
При тогдашнем массовом характере казней через распятие, практически каждый из римских легионеров должен был суметь произвести казнь. Срубить дерево, зачистить два бруса — вертикальный и поперечный, вбить четыре гвоздя, каждый одним ударом — два в запястья и два в ноги, на уровне щиколоток, насквозь. Иногда были удары по нижним гвоздям — для их загибания, чтобы они надежнее держали ноги пригвожденного. При единичных и показательных казнях это делалось молотком, в ходе же карательных или военных компаний солдаты могли выполнять это подручным орудием — боевым топором.