Расширение мпц что это
Расширение межполушарной щели
Здравствуйте!
Было у меня на днях две темы.
Ребенку 4,5 месяца, межполушарная щель расширена до 8,3. ОГ 41, ОГР 40. Голова на 1 см больше груди, как оказалось ( вчера были у другого невролога). Отменили цитраль, назначили схему диакарб +аспаркам.
Что нам делать, посоветуйте пожалуйста!
Хронические болезни: Нет
На сервисе СпросиВрача доступна консультация детского невролога онлайн по любой волнующей Вас проблеме. Врачи-эксперты оказывают консультации круглосуточно и бесплатно. Задайте свой вопрос и получите ответ сразу же!
Елена, вчерашний невролог сказала что это бесполезно, через столь короткий срок. Не знаю. Страшно идти. Но наверное пойдем.
Скажите, эта схема нормальная? Мы во вторник еще к одному доктору записаны, тоже будем советоваться. Но как я понимаю, мой ребенок нуждается в в уменьшении количества ликворной жидкости?
Расширение мпц что это
Расширение межполушарной щели у ребенка-грудничка: что делать?
Расширение межполушарной щели у ребенка-грудничка: что делать?
От того, насколько правильно у ребенка развиты все органы и их системы к моменту рождения, зависит, как он будет адаптироваться к жизни в дальнейшем и каким будет его здоровье. Именно по этой причине важно своевременно выявить все имеющиеся отклонения и по возможности устранить их.
Межполушарная щель у грудничка: норма показателей, методы диагностики
Размер межполушарной щели у каждого малыша индивидуален, но он не должен превышать три миллиметра.
Среди наиболее точных диагностических процедур, касающихся головного мозга, для детей, не достигших года, является нейросонография. Процедура известна с девяностых годов прошлого века.
Это тоже самое УЗИ, а возможность исследовать внутричерепное пространство позволяют роднички, которые есть у каждого младенца. Датчик смазывают специальным гелем, обеспечивающим лучшее скольжение по головке малыша, прикладывают его к этим естественным отверстиям у крохи.
Ультразвук может определить серьезные патологии головного мозга или исключить их, а также ответить на вопрос, почему увеличена межполушарная щель. Это исследование недорогое, очень простое, не требующее специальной подготовки, но достаточно информативное. Оно дает возможность выявить даже те нарушения, которые возникли еще во внутриутробном периоде.
Увеличение щели между полушариями и субарахноидального пространства у ребенка грудного возраста: причины и последствия
Основными причинами расширения межполушарной щели и субарахноидальной полости являются:
В случае расширения этой щели за малышом необходимо наблюдение: важно следить, не увеличивается ли она еще сильнее.
Необходима срочная консультация детского невропатолога, если у ребенка к тому же:
Косоглазие и различные зрачки у ребенка, как признак расширения межполушарной щели
Расширение щели между полушариями и субарахноидального пространства является не самостоятельным заболеванием, а только симптомом некоторых неврологических патологий, таких как гидроцефалия (повышенное содержание жидкости в межжелудочковом пространстве) или внутричерепная гипертензия.
Также могут быть обнаружены аномалии развития мозга, кровоизлияния, кисты и опухоли мозга.
Не все эти диагнозы опасны, но детей с выявлением такой симптоматики нужно постоянно наблюдать.
Киста в головном мозге у грудного ребенка – это не что иное, как небольшой пузырек, который наполнен жидкостью. В лечении такой малыш не нуждается, но за ростом этих кист необходимо следить.
Врачей часто настораживает размер головы больше среднего. Но это вовсе не значит, что у каждого такого ребенка будет выявлена серьезная патология. Большие размеры головы могут быть связаны со многими причинами. Например, многие параметры в нашем организме связаны с наследственностью. Если папа, мама или ближайшие родственники носят шапку 60-го размера, то почему у ребенка не может быть окружность головы больше, чем у большинства ровесников.
Субрахноидальное пространство – это полость между мозговыми оболочками головного и спинного мозга. В этой полости находится спинномозговая жидкость и ликвор. В норме в нем находится около 140 мл ликвора, оттекающего из четвертого желудочка мозга головы через специальные отверстия.
Субарахноидальная полость расширяется параллельно с окружностью головы. При этом выпячиваются роднички, сроки их зарастания задерживаются. Если имеется локальное расширение этого пространства, то это значит, что циркуляция ликвора нарушена.
Если у ребенка с увеличенной межполушарной щелью обнаружены подобные отклонения, не стоит сразу впадать в панику. Большинство мелких отклонений у малышей не значат абсолютно ничего, ведь мозг ребенка в этот период активно развивается. Если заключения специалиста кажутся сомнительными, следует пройти еще раз ультразвуковое исследование в другой клинике, где эти выводы либо подтвердят, либо опровергнут.
Детская неврология – довольно молодая наука, которая сейчас постоянно сталкивается с различными по сложности проблемами. Это и недостаток качественной аппаратуры, и нехватка хорошо подготовленных специалистов. Несмотря на это, не стоит воспринимать любые заключения доктора в штыки, ведь это не что иное, как просто возможность удостовериться в полном здоровье своего ребенка, а, возможно, – вовремя начать необходимую терапию.
Для того чтобы своевременно выявить патологию, дети грудного возраста постоянно находятся под наблюдением участкового педиатра. На определенных этапах своего развития малыши до года несколько раз должны быть проконсультированы различными специалистами.
В этот перечень входит и детский невропатолог, которого следует посетить в один, три, шесть и двенадцать месяцев. Не следует пренебрегать этими консультациями, чтобы потом не укорять себя. Подозрения на опухоль мозга и внутричерепную гипертензию требует немедленной госпитализации, серьезного обследования и длительного лечения. К счастью, большинство подозрений неврологов, чаще всего так и остаются подозрениями, но игнорировать их предписания не стоит.
Подробнее о нейросонографии и др. методах диагностики такой патологии
Нейросонография длится не более пятнадцати минут, малыши обычно хорошо ее переносят. Некоторые дети могут проспать всю процедуру, что совершенно не мешает ее проведению. Но бывают очень капризные крохи, которых никак не заставишь лежать хоть минуту спокойно, их может раздражать датчик, новая обстановка или даже врач, проводящий исследование. В этом случае необходимо взять с собой соску, бутылочку с питьем или любимую игрушку. Ультразвуковое исследование хорошо тем, что оно не имеет привязки к приему пищи, ведь известно, что некоторых детей невозможно заставить вытерпеть несколько часов без еды и питья.
Еще одним преимуществом этой процедуры является то, что малыша не забирают от мамы. Она может находиться рядом и даже задавать интересующие ее вопросы врачу. Иногда специалисту бывает нужно что-либо уточнить, например, о том, как протекала беременность, чем болела мать до родов или малыш на протяжении жизни. Всю необходимую информацию он может узнать от мамы, поэтому ее присутствие во время проведения нейросонографии просто необходимо.
Делать это исследование можно с первого дня жизни. Расшифровку данных проводит педиатр или детский невролог. Только специалист может связать данные исследования с имеющейся клиникой и выставить диагноз.
Если выявлены серьезные нарушения, иногда приходится прибегать к таким исследованиям, как магнитно-резонансная томография и компьютерная томография. Эти методики дорогостоящи, на них уходит гораздо больше времени, поэтому их проводят только после сомнительных или настораживающих результатов нейросонографии.
МРТ на сегодняшний день является самым точным из всех известных исследований. С его помощью можно увидеть послойное изображение необходимого участка. Но обследовать грудничков таким образом очень сложно: во время процедуры нужно лежать неподвижно, а как от ребенка до года можно такое потребовать? Но бывают случаи, когда без этого исследования не обойтись. Если есть серьезная необходимость к проведению МРТ, малышу придется давать наркоз.
Методы лечения
При незначительном расширении лечение не проводится, но обследовать ребенка периодически все-таки необходимо. Если во время диагностических процедур в субарахноидальной полости обнаружено скопление жидкости, назначается лечение.
Обычно в перечень назначаемых средств входят:
Если обнаружено сильное и прогрессирующее увеличение субарахноидальной полости, то вся терапия заключается в устранении причины, вызвавшей это нарушение. Если повышено внутричерепное давление, то назначают препараты, способствующие его снижению (мочегонные). Если к патологии привела инфекция, то маленькому пациенту назначают курс лечения антибиотиками.
Если у малыша обнаружена гидроцефалия без значительного увеличения желудочков и головы в целом, следует помнить, что в четырех из пяти случаев, она может сама к двум годам компенсироваться. Но слишком полагаться на это мнение не стоит, и если в нескольких клиниках на УЗИ подтвердили этот диагноз, то лучше пройти необходимое лечение.
Гидроцефалия опасна тем, что если под давлением жидкости голова сильно увеличилась, то ее размеры не придут в норму даже после лечения хирургическим путем. Также может снижаться зрение вплоть до слепоты, ребенок может отставать в развитии, бывает нарушена речь и другие важные функции организма.
Если во время начать лечение этого грозного недуга, то его исход вполне благоприятен.
Таким образом, если у ребенка увеличена щель между полушариями, но он нормально развивается, спокойно спит, не бывает слишком беспокойным, скорее всего, причин для волнения нет. Но консультацией врача пренебрегать не стоит.
Межрегиональный правовой центр (МПЦ): что за развод — ОТЗЫВЫ
Межрегиональный правовой центр (мпц.рф) – это оказание профессиональных юридических услуг гражданам, а также представителям бизнеса. Хотелось бы действительно в это верить, но на самом деле всё достаточно сложно. Есть множество оснований полагать, что МПЦ РФ – это простой развод на деньги. Заметно с первых минут, что мошенники имеют много опыта и знают как работать с наивными клиентами. Они используют простую мошенническую схему, которая уже не раз была разоблачена. Однако люди всё равно верят мошенникам, которые постоянно используют похожие схемы. Суть схемы заключается в том, что мошенники берут предоплату за услуги, которых не существует, а после ездят по ушам клиентов и кормят завтраками.
Относительно МПЦ – это межрегиональный правовой центр, который оказывает юридические услуги частным лицам, а также тем, что имеют бизнес. Сайт шаблонный и это первый признак мошенничества, а также значит, что мошенники не вкладывали средства в проект и он прослужит недолго. Юридическая информация есть и согласно предоставленным данным то компания была создана в далеком 2016 году. Отзывов есть куча и не нужно быть экспертом чтобы понять, что проект мошеннический, а отзывы куплены. По поводу контактной информации, то есть почта, форма обратной связи и пара адресов, а также телефонов. Проект межрегиональный правовой центр оказывает юридические услуги на профессиональном уровне. Однако на самом деле это не так поскольку проект является мошенническим, а ребята берут предоплату с клиентов, при этом просто кидают их на деньги.
Вывод
Не стоит начинать сотрудничество с проектом МПЦ поскольку можно потерять достаточно много денег, которые вернуть является невозможным. Такая контора достаточно опасная и мошенники имеют много опыта. Лучше обойти проект стороной, чтобы иметь шансы избежать финансовых потерь.
Как помочь в борьбе с мошенничеством
В комментариях или в форме ниже напишите ссылку на сайт мошенников, а так же расскажите как вы нашли мошенников, как происходил обман если это имело место быть. Или на почту:
Микропроцессорная система управления на железнодорожном транспорте
Особенности организации микропроцессорных систем централизации и преимущества их реконструкции. Функционирование ядра системы. Требования к современным системам микропроцессорной централизации. Разработка модели станции. Модель поездного маршрута.
Замена централизаций релейного типа микропроцессорной централизацией является объективной необходимостью обновления технологического процесса управления железнодорожными перевозками и работой структурных подразделений железнодорожного транспорта на основе применения информационных технологий. Микропроцессорная централизация служит связующим звеном между первичными источниками получения информации (подвижной состав, объекты СЦБ и др.) и системами управления перевозочным процессом более высокого уровня и позволяет осуществить увязку этих источников без дополнительных надстроек, что невозможно сделать при централизации релейного типа.
Микропроцессорная централизация обладает более высокими показателями надежности за счет использования возможностей электронных технологий и устройства 100-процентного горячего резерва многих составных элементов, в то время как в централизации релейного типа имеется значительное количество элементов, отказ которых приводит к выходу из действия практически всей системы. Попытки осуществить дублирование или резервирование таких элементов являются дорогостоящими и существенных положительных результатов не дали.
Наличие мощной системы самодиагностики позволяет выявлять предотказное состояние элементов централизации, контролировать все отказы с выводом их на мониторы автоматизированных рабочих мест оперативного и технического персонала.
Использование источников бесперебойного питания, которые не применялись в централизации релейного типа, повышает уровень надёжности микропроцессорной централизации. Использование дизель-генераторов, в том числе и автоматизированного типа, не позволяет избежать нарушений в работе устройств сигнализации при отключении внешнего электроснабжения, ввиду значительной инерционности системы запуска последних, что полностью парализовывает, хотя и на непродолжительное время, работу станции. Иногда в таких случаях требуется вмешательство технического персонала для восстановления нормальной работы устройств на станции, что крайне негативно отражается на организации движения поездов.
С точки зрения обеспечения безопасности движения поездов микропроцессорная централизация является более «безопасной» чем централизация релейного типа. Например, в ней исключается возможность перепутывания проводов при проведении работ связанных с отключением монтажа в релейных помещениях или ремонтом кабелей. После окончания таких работ требуется проводить тщательные проверки при крайне внимательном и технически грамотном отношении к ним персонала. Последствия ошибок для безопасности движения поездов в таких ситуациях оценить невозможно. В микропроцессорной централизации вероятность таких ошибок значительно снижается, т.к. количество релейных элементов и монтажных проводов в ней значительно ниже и, кроме того, осуществляется логический контроль работы многих элементов. Действия дежурного по станции или диспетчера протоколируются и хранятся в памяти в течение заданного периода времени.
Централизация релейного типа требует более высоких затрат на ее эксплуатацию. Прежде всего это связано с наличием большого количества реле (около 100 реле на одну стрелку), которые подвергаются проверке перед вводом в действие централизации и периодической проверке и ремонту в процессе эксплуатации, что требует значительных трудовых затрат.
Строительство централизации микропроцессорного типа можно вести без строительства помещений для размещения постовых устройств централизации. Для этого можно использовать подсобные помещения существующих постов или приспособить помещения других служебно-технических зданий. Это качество является очень ценным при проведении модернизации централизации релейного типа. Значительно снижаются стоимость и сроки строительно-монтажных работ из-за сокращения количества реле, стативов и кабеля, а также пусконаладочных работ из-за отсутствия необходимости прозвонки монтажа, изготовления и установки громоздких макетов и т.д.
Нужно иметь в виду, что технические решения и средства для централизации релейного типа разрабатывались в 60-80-х годах и к настоящему моменту устарели. Релейная элементная база, как средство построения электрической централизации, практически себя исчерпала. Попытки придания новых качественных показателей и расширения функций электрической централизации ведут к увеличению количества реле, потребляемой электроэнергии, затрат на эксплуатационное обслуживание, объемов проектных и монтажных работ и т.д.
Целью данного дипломного проекта является разработка технологических алгоритмов МПЦ «iпуть» станции Сож Бел.ж.д.
1. Анализ современных систем централизации
стрелок и сигналов
Потребность в повышении пропускной способности железнодорожных линий, обусловленная стремлением увеличить доходы от перевозок существует во многих европейских странах. В последние годы реализуется обширная программа модернизации основных магистралей. Эти мероприятия предъявляют высокие требования к системам СЦБ, которые должны обеспечить безопасность эксплуатационного процесса и минимизировать его ограничения при внесении существенных изменений в путевое развитие станций, сокращении длины блок-участков, устройстве дополнительных съездов между путями и т. п. В Австрии, к примеру, с началом применения серийных систем МПЦ (типов ELEKTRA фирмы Alcatel и SMC86 фирмы Siemens) Федеральные железные дороги Австрии проводят подобные реконструктивные мероприятия с использованием систем не традиционной релейной, а микропроцессорной централизации.
Преимущества МПЦ с точки зрения реконструкции объясняются принципиальными различиями в структуре традиционных систем релейной централизации, построенной по плану станции, и микропроцессорных систем.
1.1 Особенности организации микропроцессорных систем централизации и преимущества их реконструкции
Неотъемлемым свойством всех систем релейной централизации является тесная структурная и схемотехническая взаимосвязь между функциями обеспечения безопасности и топографическими особенностями конкретных станций. Например, в системах релейной централизации, построенной по плану станции, ответственные цепи проходят через всю установку в соответствии со схемой соединения релейных блоков. Поэтому, несмотря на относительную простоту реконструкции таких систем, при выполнении реконструктивных мероприятий происходит вмешательство в структуру установки, и прежде всего в кабельную разводку. Если работы приходится выполнять на действующей установке, неизбежно ограничение ответственных функций системы (например, отключение сигнальной зависимости, рельсовых цепей), сопровождаемое, в свою очередь, крупными и долговременными ограничениями в эксплуатационном процессе. При этом полная ответственность за безопасность в течение нескольких дней или даже недель возлагается на дежурного по станции и работников, отвечающих за визуальный контроль свободности пути, проследование хвоста поезда, ношение ключей от стрелочных замков. Дежурный по станции руководствуется в такой ситуации действующими инструкциями и только в минимальной степени может рассчитывать на технические средства, обеспечивающие безопасность. Для сокращения длительности действия ограничений приходится привлекать большие людские и финансовые ресурсы.
Если противопоставить этой технике системы микропроцессорной централизации (в общем случае независимо от их типа), становится очевидно, что в МПЦ логика обеспечения безопасности не связаны с функциями подключения напольных устройств. Напольные устройства подключают через «анонимные» интерфейсные модули, топографическая привязка которых выполняется только в программном обеспечении компьютеров МПЦ. Как следствие, интерфейсные модули не имеют соединений друг с другом. Формируемая за счет этого структура МПЦ является важной основой для реализации эффективной стратегии реконструкции и расширения системы. Если в ходе реконструкции не нужно добавлять дополнительные интерфейсные модули, то вмешательство в аппаратные средства МПЦ не требуется, исключая изменения в схеме подключения напольных устройств к интерфейсным модулям. В этом случае реконструкция сводится к изменению топографических проектных данных в программном обеспечении МПЦ.
Переход к использованию микропроцессорной техники облегчает реконструкцию и на уровне средств индикации и управления системой централизации. С внедрением систем МПЦ появляется возможность реализовать унифицированный интерфейс пользователя, который включает в себя набор мониторов (их число зависит от размеров системы) и мышь как основной орган управления. Для ввода текстовых данных предусмотрена стандартная клавиатура ПК, обеспечивающая также полноценное резервирование мыши. С точки зрения возможностей реконструкции это большой шаг вперед по сравнению с пультами и панорамными табло в релейных системах. Важное преимущество унифицированного интерфейса пользователя состоит в том, что при внесении изменений в систему централизации достаточно изменить проектные данные экранных изображений. Проверить эти данные можно до проведения реконструкции на испытательном стенде.
В современных системах управления движением поездов все большее значение приобретают функции сбора и обработки информации, а также автоматизации технологических операций. Ранее такие функции зачастую выполнялись при помощи внешних систем, которые приходилось адаптировать в ходе реконструкции релейной централизации. Это требовало учета топографических и функциональных изменений во всех системах, имеющих зачастую разные инструментальные средства и структуры данных. Проверить взаимодействие всех компонентов можно было в большинстве случаев только непосредственно в ходе реконструкции, что приводило к существенным нарушениям эксплуатационного процесса.
Применение вычислительной техники в МПЦ и на постах ДЦ позволило интегрировать дополнительные функции в состав основной системы. Это позволяет вносить топографические изменения только однократно и полностью проверять работу дополнительных средств на стенде или в имитационных моделях до ввода в эксплуатацию.
1.2 Требования к современным системам микропроцессорной централизации
Современные РПЦ и МПЦ должны выполнять следующие функции:
— контроль положения и режимов работы стрелочных переводов, а также передачу их на местное управление;
— контроль состояния путей, стрелочных переводов и путевых участков на станциях;
— контроль состояния светофоров на станциях;
— контроль состояния перегонов и участков приближения;
— контроль состояния других устройств СЦБ;
— контроль состояния устройств электроснабжения;
— отображение на экранах мониторов состояния объектов контроля и управления;
— задание и отмена маршрутов, включая их искусственное размыкание;
— логическая проверка условий безопасности движения поездов при задании маршрутов и управления отдельными объектами;
— управление стрелочными переводами, светофорами и другими устройствами СЦБ, в том числе и схемой смены направления движения на перегонах;
— выключение стрелочных переводов и путевых участков с сохранением и без сохранения пользования сигналами;
— блокировка управления стрелками и открытия светофоров;
— автовозврат охранных стрелочных переводов в соответствии с проектом (с защитой от потери шунта);
— автоматическое повторение установки заданного маршрута (автодействие);
— управление устройствами переездной сигнализации, расположенными в пределах станционной зоны извещения;
— увязка с устройствами АБ, ПАБ, а также с устройствами ЭЦ соседней станции при отсутствии перегона между ними (в том числе при наличии границы по приемоотправочным путям), с устройствами маневровых районов и горочной централизации (ГАЦ) и т.д.;
— функции линейного пункта ДЦ при приеме от АРМ ДНЦ команд телеуправления и сборе и передаче сигналов телесигнализации на АРМ ДНЦ, а также обеспечения передачи сигналов телесигнализации в системы ДК;
— протоколирование и хранение на жестком диске информации о состоянии объектов контроля, команд управления и действий ДСП;
— взаимодействие с системами автоматического управления торможением (САУТ), МАЛС, контрольно-габаритными устройствами (КГУ), устройствами контроля схода подвижного состава (УКСПС), устройствами обдувки и электрообогрева стрелок, устройствами ограждения и закрепления составов (УТС), с устройствами оповещения работников на пути и другими устройствами автоматики;
— отображение диагностической и справочной информации.
При передаче ответственных команд РПЦ и МПЦ должны обеспечивать:
— вспомогательный перевод стрелочных переводов при ложной занятости изолированного участка;
— вспомогательную смену направления движения поезда на перегоне;
— формирование сигнала искусственного прибытия поезда при ПАБ;
— искусственное размыкание путевых и стрелочных участков;
— включение пригласительного сигнала;
— дополнительное замыкание стрелок без установки маршрутов;
— блокировку КГУ и УТС, деблокирование перегона и участка удаления при АБТЦ;
— передачу команд управления движением поездов по цифровому радиоканалу (разрешения проследования светофора с запрещающим показанием и принудительной остановки);
— сброс показаний устройства счета осей;
— выключение стрелочных переводов или путевых участков из зависимостей без сохранения пользования сигналами;
— выключение стрелочных переводов или путевых участков из зависимостей с сохранением пользования сигналами и установкой их на макет.
РПЦ и МПЦ должны осуществлять логический контроль действий ДСП и работы устройств СЦБ, который должен производиться на основе информации, автоматически снимаемой с устройств СЦБ и оперативной информации, вводимой пользователем в систему.
РПЦ и МПЦ должны осуществлять логический контроль:
— несанкционированной потери контроля стрелки (с учетом времени перевода);
— ложной свободности и занятости рельсовых цепей и правильности установки маршрута;
— открытия одного пригласительного сигнала;
— изменения положения только одного заданного стрелочного перевода в режиме вспомогательного перевода;
— проезда светофора с запрещающим показанием;
— отсутствия отклонений от последовательности занятия и освобождения путевых участков при маршрутизированных передвижениях на станциях и передвижениях на перегонах;
— правильности сигнализации светофора путем сопоставления сигнального показания с поездным положением;
— перекрытия светофора, разрешающего движение по установленному маршруту, при занятии любого стрелочного или путевого участка, входящего в этот маршрут;
— перекрытия светофора на запрещающее показание;
— фактической выдержки времени при реализации отмены или искусственной разделки маршрута, управлении переездной сигнализацией и в других случаях.
Системы МПЦ и РПЦ функционально должны увязываться с устройствами маневровой автоматической локомотивной сигнализации (МАЛС), а также с информационными системами верхнего уровня (ДЦ, ДК, и др.). Они должны обеспечивать выполнение требований безопасности, логический контроль управляющих воздействий и хода технологического процесса движения поездов, исключать возможность ввода и исполнения ошибочных команд, осуществлять развязку управляющих и информационных подсистем [3].
1.3 Преимущества микропроцессорной централизации по сравнению с релейной
К преимуществам МПЦ по сравнению с релейными системами централизации относятся:
· возможность управления объектами многих станций и перегонов с одного рабочего места;
· возможность интеграции управления перегонными устройствами СЦБ и приборами контроля состояния подвижного состава в одном станционном процессорном устройстве;
· расширенный набор технологических функций, включая замыкание маршрута без открытия светофора, блокировку стрелок в требуемом положении, запрещающих показаний светофоров, изолированных секций для исключения задания маршрута и др.;
· предоставление эксплуатационному и техническому персоналу расширенной информации о состоянии устройств СЦБ на станции с возможностью передачи этой и другой информации в региональный центр управления перевозками;
· возможность централизованного и децентрализованного размещения объектных контроллеров для управления станционными и перегонными объектами. Децентрализованное размещение объектных контроллеров позволяет значительно снизить удельный расход кабеля на одну централизуемую стрелку;
· сравнительно простая стыковка с системами более высокого уровня управления;
· возможность непрерывного протоколирования действий эксплуатационного персонала по управлению объектами и всей поездной ситуации на станциях и перегонах;
· наличие встроенного диагностического контроля состояния аппаратных средств централизации и объектов управления и контроля;
· возможность регистрации номеров поездов, следующих по станциям и перегонам, а также всех отказов объектов управления;
· значительно меньший объем строительно-монтажных работ;
· удобная технология проверки зависимостей без монтажа макета за счет использования специализированных отладочных средств;
· сокращение срока исключения из работы станционных и перегонных устройств в случаях изменения путевого развития станции и связанных с этим зависимостей между стрелками и сигналами;
· использование в качестве среды передачи информации между устройствами управления и управляемыми объектами не только кабелей с медными жилами, но и волоконно-оптических кабелей;
· возможность получения из архива параметров работы напольных устройств СЦБ для последующего прогнозирования их состояния или планирования проведения ремонта и регулировки, не допуская полных отказов этих устройств;
· снижение эксплуатационных затрат за счет уменьшения энергоемкости системы, сокращения примерно на порядок количества электромагнитных реле и длины внутрипостовых кабелей, применения современных необслуживаемых источников питания, исключения из эксплуатации громоздких пультов управления и манипуляторов с большим числом рукояток и кнопок механического действия [4].
1.4 Обзор принципов построения существующих микропроцессорных систем электрической централизации
1.4.1 Европейские микропроцессорные системы электрической централизации
За последние 25 лет СЖАТ, построенные на базе микропроцессорной техники, постепенно вошли в железнодорожную практику. Их производством занимаются многие известные фирмы, а внедрение происходит не только в развитых, но и в развивающихся странах, где нет сооружений старого поколения.
По мнению специалистов, традиционные системы СЦБ обладают хорошей долговечностью- до 80 лет жизни [4]. Поэтому темпы внедрения новых систем на железных дорогах обычно невысоки. К тому же эти темпы сдерживаются трудностями в решении проблемы безопасности микропроцессорных систем. В связи с этим на железных дорогах мира находится в эксплуатации много устройств
и систем СЦБ разных поколений и модификаций.
В то же время существует устойчивая тенденция к разработке и внедрению микропроцессорных централизаций взамен выработавших свой ресурс старых систем.
Британская микропроцессорная централизация SSI (Solid State Interlocking) разработана фирмой GEC/GB и работает на станции Лимингстон Спа с 1985 г. Она построена по принципу однопрограммной многоканальной системы «два из трех» и функционирует в циклическом режиме с периодом 0,85 с. Связь с напольными объектами осуществляется модулями со структурой «два из двух». Аппаратные средства контроля подвергаются непрерывному тестированию. Структура системы допускает реконфигурацию при отказах. На разных станциях мира эксплуатируют более 20 подобных централизаций [3].
В разработке и производстве нового поколения систем в Германии принимают участие известные фирмы Siemens, AEG, SEL и Технический университет в Брауншвейге. В 1983 году было принято решение об опытной эксплуатации систем микропроцессорной централизации, разработанных фирмами SEL, Siemens и AEG.
Все три системы являются мультипроцессорными системами с тремя функциональными уровнями. Верхний уровень представлен микроЭВМ, которые управляют вводом и отображением данных. МикроЭВМ среднего уровня (районные микроЭВМ) реализуют сигнальные зависимости, обеспечивая формирование, замыкание и размыкание маршрутов, проверку допустимости воздействий на отдельные напольные устройства и т.д. Каждая микроЭВМ этого уровня обслуживает определенный район станции. МикроЭВМ нижнего уровня непосредственно управляют напольными устройствами.
Базовая концепция фирмы Siemens получила название SIMIS. В ней используются два независимых вычислительных канала, которые работают синхронно и синфазно по одной программе с аппаратных сравнением по принципу «два из двух». Безошибочность программного обеспечения достигается комплексными методами разработки и верификации.
В апреле 1989 года введена в эксплуатацию первая на Федеральных железных дорогах Швейцарии система микропроцессорной централизации, разработчиком которой является фирма Siemens. В зону действия поста МЦ на станции Кьяссо входят 174 стрелки, 354 основных, маневровых и дополнительных сигнала, семь устройств путевой блокировки и 300 рельсовых цепей. До внедрения МЦ для управления перевозочным процессом на этой станции использовались один распорядительный и 4 исполнительных поста ЭЦ. МЦ базируется на микропроцессорных блоках компактного исполнения SIMIS-C. Из компонентов блоков SIMIS-C можно составить несколько вариантов ЭВМ, рассчитанных на выполнение различных функций. Всего в основном и двух вспомогательных зданиях поста МЦ установлено 69 ЭВМ.
В октябре 1989 г. приступили к опытной эксплуатации МЦ фирмы Siemens на станции Гензендорф (Австрия), которая расположена на линии Вена-Северная-Хоенау.
Второе поколение систем микропроцессорных централизаций этой фирмы базируется на трехканальных безопасных структурах «два из трех», что позволяет повысить эксплуатационную готовность системы.
На этой же основе построена микропроцессорная централизация типа EIA, разработанная фирмой AEG и находящаяся в эксплуатации на станции Дибург с 1988 г. В МЦ фирмы AEG все микроЭВМ, используемые для обработки ответственной информации, построены на базе универсальной микропроцессорной системы с безопасными отказами LOGISIRE C. Эта система состоит из двух идентичных вычислительных каналов, в которые загружено одинаковое программное обеспечение. Каналы работают независимо друг от друга. Безопасность функционирования обеспечивают специальная операционная система и защищенное от опасных отказов устройство контроля и отключения.
Концепция фирмы SEL базируется на безопасных микропроцессорных модулях типа SELMIS, которые имеют трехканальную структуру и обрабатывают информацию по принципу «два из двух» с программным сравнением. Третий канал находится в горячем резерве и подключается вместо отказавшего.
Одним из перспективных направлений считается создание децентрализованных микропроцессорных систем управления. В Германии разработана децентрализованная система управления MCDS, построенная на базе устройства местного микропроцессорного управления стрелкой типа IVV-MCEOW-2M, дополненного устройствами управления светофором типа IVV-MCSIG-2M и контроля свободности пути типа IVV-MCGFE2M.
Децентрализованная ЭВМ может управлять группой из 32 устройств управления стрелками, 50 устройств контроля свободности пути и 50 сигналов. В систему MCDS можно объединить до 10 таких ЭВМ. Информацию, поступающую от децентрализованных ЭВМ и вводимую диспетчером, обрабатывает центральная ЭВМ. Текущая эксплуатационная ситуация отображается на экране цветного дисплея.
Центральная ЭВМ передает задания на установку маршрутов децентрализованным ЭВМ и выводит извещения о состоянии напольных устройств. Для ввода заданий служит клавиатура. Установку маршрутов осуществляют децентрализованные ЭВМ, в ПО которых реализованы все маршрутные зависимости.
В Германии на DBAG фирмой AVG с 1997 года вводится в эксплуатацию система SICAS S5.
Система МПЦ SICAS S5 разработана около 10 лет назад и непрерывно совершенствуется. Ее отличают:
— возможность реализации большого числа функций;
— гибкость при проектировании и программировании;
— безопасность в соответствии со стандартом DIN V 19250, класс 6;
— применение стандартного языка программирования для создания дополнительных функций программируемых контроллеров SPS версий Step 5 и Step 7.
Основой системы SICAS S5 являются широко применяемые для автоматизации технологических процессов в промышленности программируемые устройства управления семейства SIMATIC S5/S7 SPS. Эти приборы наряду с широкой областью применения характеризуются высокой эксплуатационной готовностью.
Программное обеспечение системы допускает проектирование конкретных установок централизации путем составления схемы, похожей на схему соединения блоков релейной централизации по плану станции. В системе МПЦ соединяются не релейные блоки, а программные элементы. После составления схемы она преобразуется в параметрические данные, записываемые в компьютер системы SICAS S5.
Напольные устройства, такие, как сигналы, стрелки и устройства переездной сигнализации, описываются в блоках данных в отношении как их функций, так и взаимодействия с соседними устройствами. Совокупность всех возможных элементов системы централизации отображается в базовом ПО элементной модели. Оно также записывается в компьютер SICAS S5
Система микропроцессорной централизации Elektra, созданная фирмой Alcatel совместно с Австрийским исследовательским центром в Зайберсдорфе, содержит два одинаковых а аппаратном отношении канала с различным программных обеспечением. Первый канал решает функциональные задачи и реализует логические зависимости при установке маршрутов. Второй канал осуществляет контроль безопасности. Программное обеспечение устройств логического канала составлено на языке программирования высокого уровня CHILL. Канал безопасности работает с экспертной системой PAMELA, в которой использован одноименный язык программирования, разработанный в исследовательском центре фирмы Alcatel. Экспертная система методами искусственного интеллекта на базе заложенных в нее знаний дежурного по станции и технологических инструкций осуществляет контроль правильности работы первого канала.
Французская система МЦ разработана фирмой Alsthom. Система построена по модульному принципу, что позволяет учитывать специфику конкретной станции путем ввода соответствующих параметров в ПО каждого модуля. Для передачи информации между модулями служит кольцевая сеть. Разработка ПО МЦ ведется с помощью языка программирования высокого уровня Ada.
В Испании на Государственных железных дорогах (RENFE), метрополитенах и частных железных дорогах расширяется внедрение систем микропроцессорной централизации (МПЦ). Первые системы МПЦ фирмы Alcatel были введены в эксплуатацию еще в 1992 г. на линиях широкой колеи RENFE и высокоскоростной линии Мадрид- Севилья. Это были системы типа ESTW L90 E (в Испании они известны как ENCE L 90). Системы рассчитаны на большое число объектов управления и потому пригодны прежде всего для крупных станций и линий с большим числом малых и средних станций. В последние годы возникла потребность в современных электронных системах также и на малых и средних станциях, географически независимых друг от друга. Инфраструктура железных дорог Испании состоит в основном именно из таких станций.
Наряду с естественной потребностью в обновлении технической базы (например, в замене систем механической централизации) внедрение МПЦ стимулируется тенденцией к централизации управления движением поездов в Испании, обусловленной стремлением рационализировать перевозочный процесс. При создании системы централизации, отвечающей этим потребностям, следовало учитывать еще один важный аспект: в Испании нет единой сигнальной системы для всех железнодорожных администраций и не полностью унифицированы напольные устройства. Для таких случаев применения фирма Alcatel разработала экономичную, гибкую и компактную систему МПЦ типа ESTW L90 5 (в Испании INTERSIG L90 5). Первоначально она поставлялась как система, построенная по принципу «2 из 2» для малодеятельных и второстепенных линий. В дальнейшем система была доработана и может поставляться как в конфигурации «2 из 2», так и «2 из 3» на базе компьютеров с процессорами семейств 486 и Pentium. При разработке системы ESTW L90 5 важную роль играло также стремление учитывать особые потребности пользователей, поэтому большое значение придавалось гибкому построению системы, диагностике и техническому обслуживанию.
МПЦ ALISTER характеризуется широким применением промышленных стандартов на аппаратные и программные средства. Система включает в себя диспетчерский пост, подключенный к МПЦ через глобальную сеть передачи данных WAN. Возможно также обслуживание МПЦ посредством автоматизированного рабочего места (АРМ) автономного управления на базе персонального компьютера. В АРМ интегрирована система диагностики с комфортабельными для пользователя средствами распознавания, регистрации и анализа нарушений в МПЦ.
Логика централизации реализована в вычислительном ядре, состоящем из двух диверситивных программируемых контроллеров. Диверсификация аппаратных средств, используемого инструментария и операционных систем позволяет применять серийно поставляемые промышленные компоненты.
Обмен извещениями и командами модулей ввода/вывода с напольным оборудованием осуществляется посредством диверситивной системы шин через волоконно-оптический кабель. За счет этого достигаются защита от помех и высокий уровень электромагнитной совместимости.
Безопасные модули ввода/вывода состоят из двух диверситивных каналов, расположенных в разных корпусах. Этим достигается поддержание высокого уровня безопасности, в том числе с учетом предотвращения множественных отказов.
Предусмотрены различные способы повышения эксплуатационной готовности за счет введения избыточности. Концепция резервирования должна опираться на эксплуатационные потребности; ее экономическая эффективность зависит от интенсивности движения поездов. В системе ALISTER дублированы модули электроснабжения и некоторые цепи в модулях ввода/вывода. Расчеты и опыт эксплуатации показывают, что основной причиной системных отказов является выход из строя устройств электроснабжения, и их сравнительно недорогое дублирование позволяет существенно улучшить эксплуатационную готовность. Подтвержденная на практике высокая надежность используемых промышленных компонентов позволила отказаться от дублирования вычислительного ядра и системы шин.
Система ALISTER с самого начала разрабатывалась в расчете на обеспечение уровня безопасности SIL4 по нормам CENELEC. Этому уровню соответствует и величина вероятности опасных отказов, рассчитанная Banverket в рамках анализа рисков для железных дорог страны в целом.
Концепцию системы МПЦ ALISTER для региональных линий отличают:
модульная системная архитектура с интерфейсами, выполненными по открытым стандартам;
последовательное выполнение требований открытых стандартов;
высокая эксплуатационная готовность;
максимально широкое использование параметрических данных и возможность самостоятельного переконфигурирования системы с помощью программ редактирования и других инструментальных средств;
простота проектирования и верификации топографии оборудования конкретного участка;
простота технического обслуживания благодаря наличию многочисленных средств диагностики и тестирующих программ;
гарантия поставок компонентов или их функционально совместимых аналогов в течение длительного срока.
Система МПЦ предназначена для эксплуатации на однопутных и двухпутных региональных линиях с высокой плотностью движения поездов и допустимой скоростью до 160 км/ч [5].
В таблице 1.1 приведен перечень наиболее известных зарубежных систем МПЦ, которые ориентированы на разные условия движения и широко используются в зарубежных странах.