Расширенное казначейское сопровождение что это
Статья 242.24. Расширенное казначейское сопровождение
Статья 242.24. Расширенное казначейское сопровождение
1. Федеральное казначейство осуществляет расширенное казначейское сопровождение средств по государственным контрактам, договорам (соглашениям), контрактам (договорам), определенным правовым актом Правительства Российской Федерации.
2. Федеральное казначейство в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, осуществляет расширенное казначейское сопровождение, предусматривающее дополнительно к установленным пунктом 4 статьи 242.23 настоящего Кодекса следующие требования:
1) осуществление операций на лицевых счетах, открытых участникам казначейского сопровождения, после проведения проверки на предмет:
соответствия фактически поставленных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), в том числе с использованием фото- и видеотехники, информации, указанной в государственном контракте, договоре (соглашении), контракте (договоре), документах, подтверждающих возникновение денежных обязательств участников казначейского сопровождения, установленных порядком санкционирования, предусмотренным пунктом 4 статьи 242.23 настоящего Кодекса, в соответствии с регламентом, утвержденным Федеральным казначейством;
соответствия фактических затрат данным раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности по государственному контракту, договору (соглашению), контракту (договору), отраженным в информационных системах участников казначейского сопровождения, в которых осуществляется ведение бухгалтерского и управленческого учета, информации, содержащейся в первичных учетных документах по указанному государственному контракту, договору (соглашению), контракту (договору) и в расходной декларации, в том числе с проведением анализа экономической обоснованности затрат, в соответствии с порядком, утвержденным Федеральным казначейством, и правилами экономического обоснования затрат, установленными Правительством Российской Федерации;
2) осуществление операций на лицевых счетах, открытых участникам казначейского сопровождения по переводу денежных средств на их банковские счета, открытые в кредитных организациях, после направления государственным заказчиком в Федеральное казначейство уведомления о полном исполнении государственного контракта.
3. Финансовые органы субъектов Российской Федерации (муниципальных образований) в случаях и порядке, установленных Правительством Российской Федерации, вправе осуществлять расширенное казначейское сопровождение средств, указанных в статье 242.26 настоящего Кодекса.
Расширенное казначейское сопровождение что это
Под расширенное казначейское сопровождение в 2022 году попадают государственные (муниципальные) контракты, соглашения о предоставлении субсидий, взносов в уставные капиталы и бюджетных инвестиций в соответствии со статьей 80 БК РФ, а так же договоры поставщиков и исполнителей, входящих в цепочку кооперации по ним, если:
- а) предметом является строительство (реконструкция, в том числе с элементами реставрации, техническое перевооружение) или приобретение объектов недвижимого имущества, а начальная (максимальная) цена (НМЦК) госконтракта составляет 1 млрд. рублей и более, цена договоров поставщиков и исполнителей, входящих в цепочку кооперации более 600 тыс. рублей;
б) госконтракт заключен с единственным поставщиком, определенным в соответствии с пп 2, 24 и 25 части 1 статьи 93 закона 44 ФЗ, НМЦК составляет 1 млрд. рублей и более, расчеты по договорам цепочки кооперации на сумму более 600 тыс. рублей;
в) договор на сумму более 50 млн. рублей, предмет которого определен в пп «а» и «б», но финансирование за счет средств бюджета субъекта РФ (местного бюджета);
г) иных средств, определенных отдельным правовым актом Правительства РФ.
Чем отличается расширенное казначейское сопровождение
Для санкционирования надо предоставить Сведения об операциях с целевыми средствами. И только после их согласования казначейством можно проводить платежки с лицевого счета.
Как открыть казначейский счет, составить Сведения и платежное поручение здесь.
При простом казначейском сопровождении ТОФК осуществляет проверку платежного распоряжения на предмет:
а) разрешенных (запрещенным) операций;
б) соответствия реквизитов (номер, дата) контракта Сведениям;
в) соответствия назначения платежа детализированным кодам поступления и расходования средств;
г) соответствия наименования, ИНН, КПП, банковских и других реквизитов получателя денежных средств, реквизитам, указанным в контракте и документах-основаниях;
д) непревышения суммы, указанной в платежке, над суммой остатка средств по соответствующему укрупненному коду направления расходования средств в Сведениях, и суммой остатка средств по контракту;
е) соответствия ИГК;
ж) соответствия содержания операции исходя из документов-оснований текстовому назначению платежа, предмету (целям) и условиям контракта.
Консультирование по вопросам казначейского сопровождения Гособоронзаказа (ГОЗ), Госзаказа (ГОС) и субсидий.
: +7 911 006 72 37 : info@apbhelp.ru
НТЦ АПБ. Сопровождение ГОС и ГОЗ: анализ и корректировка договора, варианты оплаты, формы, отчеты, действия при проверке, обоснование затрат, раздельный учет в «1С:Бухгалтерия» и т.д.
Итак, при расширенном казначейском сопровождении ТОФК может проверить:
(перечень зависит от госконтракта и Правового акта)
а) сроки поставки товаров (выполнения работ, оказания услуг);
б) количество товаров (объеме работ, услуг);
в) фактически поставленные товары (работы, услуги), в том числе с использованием фото- и видеотехники, на соответствие информации, указанной в контракте, документах-основаниях;
Документ – основание: договор, товарная накладная, акт приемки-передачи, универсальный передаточный документ и т.п., подтверждающий факт выполнения (частичного выполнения) обязательств по контракту (договору) с организацией, которая указана получателем средств в платежном поручении.
г) соответствие фактических затрат данным раздельного учета ФХД, отраженным в информационных системах участников казначейского сопровождения, в которых осуществляется ведение бухгалтерского и управленческого учета, первичным документам и расходной декларации (в 2021 году Приложение №2 к Приказу 334н), в том числе с проведением анализа экономической обоснованности затрат, в соответствии с Правилами экономического обоснования затрат (п. 2 ст. 242.24 БК РФ).
Структура цены контракта – Расходная декларация
В целях проведения платежа при окончательном расчете, или при оплате этапа исполнения договора, или в иные сроки, определенные нормативным актом (возможно при закупке материалов и комплектующих), надо раскрыть информацию о структуре цены контракта – предоставить Расходную декларацию по форме Приложения № 2 Приказу 334н от 30.12.2020 г.
Скачать образец заполнения Расходной декларации
Скачать форму Структуры цены (Расходная декларация)
Как заполнить расходную декларацию:
1) Направить в ТОФК запрос о предоставлении информации, отраженной на лицевом счете в целях формирования Расходной декларации.
Для этого в ГИИС «Электронный бюджет» перейти в пункт меню «Казначейское сопровождение. Управление расходами», развернуть ветку «Предоставление и обработка сведений об операциях с целевыми средствами» – «Расходная декларация (факт)» – «Запрос информации для формирования Расходной декларации», фильтр-папка «Все документы». Заполнить все необходимые поля, нажать кнопку «Создать». Во вкладке «Вложения» добавить документ «Скан-копия письма о предоставлении информации в целях формирования Расходной декларации».
2) Дождаться от ТОФК автоматически созданный проект Расходной декларации с заполненными плановыми и фактическими показателями (графы 4 и 5).
3) На основании данных раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности заполнить графу 6 Расходной декларации, провести многоуровневое утверждение и вновь направить в ТОФК.
К Расходной декларации необходимо приложить на вкладке «Вложения» справку, Расчет накладных расходов, Выписку из регистров аналитического учета, содержащую информацию о затратах, отнесенных на себестоимость договора (Приложения №1, 3 к Приказу 334н от 30.12.2020 г.).
Скачать форму Расчета суммы накладных расходов
Скачать форму Выписки из регистров аналитического учета
4) ТОФК, проводит проверку в зависимости от того, что прописано в Правовом акте, указанном в контракте. Это могут быть просто сроки поставки и количество продукции, а может и соответствие фактических затрат по результатам ФХД с проведением анализа экономической обоснованности затрат.
5) По результатам проверки и анализа ТОФК отражает в Расходной декларации данные раздельного учета, указанные получателем целевых средств в бухгалтерском и управленческом учете (графа 7 Расходной декларации), и сумму экономически обоснованных затрат (графа 8 Расходной декларации) и направляет ее получателю целевых средств с приложением акта проведенной проверки.
6) Платежные поручения проводятся по результатам проверки, на сумму денежных обязательств, в отношении которых нарушения не выявлены.
Как забрать остатки средств и дебиторскую задолженность с казначейского счета в 2021-2022 гг.
: +7 911 006 72 37 : info@apbhelp.ru
НТЦ АПБ. Сопровождение ГОС и ГОЗ: анализ и корректировка договора, варианты оплаты, формы, отчеты, действия при проверке, обоснование затрат, раздельный учет в «1С:Бухгалтерия» и т.д.
Проверка фактически поставленных товаров (работ, услуг)
Проверка осуществляется непосредственно по месту расположения предмета осмотра в форме визуального осмотра, проводимого без повреждения упаковки, разборки, демонтажа либо иного нарушения конструктивной целостности обследуемых товаров. Если предмет осмотра не может быть осмотрен без нарушения его конструктивной целостности (например, скрытые работы) или упаковки, либо ввиду его особых физических, технологических свойств (характеристик), проверка осуществляется без выезда к месту нахождения предмета осмотра.
При выявлении фактов несоответствия составляется Акт. Повторный осмотр осуществляется после устранения всех замечаний.
Проверка соответствия фактических затрат данным раздельного учета ФХД
Во-первых, проверяется соответствие фактических затрат данным раздельного учета ФХД, отраженным в информационных системах, в которых осуществляется ведение бухгалтерского и управленческого учета, первичным документам и расходной декларации.
Подробнее о раздельном учете госконтрактов при казначейском сопровождении здесь
Во-вторых, проводится анализ экономической обоснованности затрат. Экономически обоснованными затратами в понимании казначейства являются затраты, соответствующие следующим критериям:
— затраты осуществляются в процессе производства и реализации работ, услуг, являющихся предметом проверяемого контракта;
— затраты подтверждены первичными учетными документами;
— товары, работы, услуги приобретены в целях исполнения контракта в необходимом объеме, надлежащего качества и по ценам не выше рыночных;
— предельный уровень прибыли и накладных расходов соответствует размеру, установленному Правовым актом, отраслевым законодательством или условиями контракта.
Подробнее о том, как экономически обосновать затраты здесь.
Есть нюансы оплаты (разные для госзаказа и гособоронзаказа), которые зависят от того в каком году был заключен государственный контракт, является ли исполнитель единственным поставщиком или получателем субсидии, наличия аванса, средства какого бюджета расходуются и т.д. Важно правильно обосновывать свою позицию при проверках ТОФК, особенно при расширенном казначейском сопровождении.
НТЦ АПБ. Сопровождение ГОЗ.
Мы работаем с 8:00 до 19:00 по Московскому времени.
Запросить договор можно по эл.почте info@apbhelp.ru
Задать вопрос по тел. +7 911 006 72 37, или Стоимость работ
Обязательные условия договора при расширенном КС
При расширенном казначейском сопровождении дополнительно к базовым включаются условия, прописанные в Постановлении от 24 ноября 2021 г. № 2024:
а) о проведении операций после осуществления ТОФК (финансовым органом субъекта РФ) проверок, предусмотренных пп 1 п. 2 ст. 242.24 БК РФ, на предмет:
- — соответствия фактически поставленных товаров (работ, услуг), в том числе с использованием фото- и видеотехники, информации, указанной в договоре;
— соответствия фактических затрат данным раздельного учета результатов ФХД по договору, отраженным в информационных системах, в которых осуществляется ведение бухгалтерского и управленческого учета, информации, содержащейся в первичных учетных документах и в расходной декларации, в том числе с проведением анализа экономической обоснованности затрат;
б) о представлении распоряжений на сумму оплаты денежных обязательств, в отношении которых не выявлены нарушения в ходе проведения проверок;
в) о представлении расходной декларации;
г) о предоставлении ТОФК (финансовому органу субъекта РФ) доступа к информационным системам и первичным учетным документам.
Базовые условия казначейского сопровождения здесь.
Как пройти казначейскую проверку без потерь.
: +7 911 006 72 37 : info@apbhelp.ru
НТЦ АПБ. Сопровождение ГОС и ГОЗ: анализ и корректировка договора, варианты оплаты, формы, отчеты, действия при проверке, обоснование затрат, раздельный учет в «1С:Бухгалтерия» и т.д.
Последствия нарушений, выявленных при проверках ТОФК
При проведении проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, физических лиц ТОФК руководствуется «Классификатором нарушений (рисков), выявляемых Федеральным казначейством в ходе осуществления контроля в финансово-бюджетной сфере», утв. 19.12.2017, формирование и ведение которого осуществляется по согласованию с органом, осуществляющим функции по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем.
В случае выявления нарушений, ТОФК не позднее рабочего дня, следующего за днем установления факта нарушения, направляют государственному заказчику (исполнителю, соисполнителю) информацию о нарушении, расходные операции приостанавливаются.
Федеральное казначейство
официальный сайт Казначейства России
www.roskazna.ru
Роман Артюхин: Механизм казначейского сопровождения интенсивно развивается
О перспективах развития механизма казначейского сопровождения, результатах его применения рассказал руководитель Федерального казначейства Роман Артюхин в интервью РИА Новости.
— С 2016 года работает механизм казначейского сопровождения контрактов. Какие выводы вы смогли сделать за это время и что теперь хотите в нем поменять?
— Действительно, механизм казначейского сопровождения интенсивно развивается. В настоящее время фактически сформировано несколько видов казначейского сопровождения: базовый механизм, который распространяется на авансы по госконтрактам и получателей субсидий.
Благодаря этому механизму обеспечивается выделение из федерального бюджета субсидий и авансов под конкретные потребности и именно в тот момент времени, когда они необходимы для оплаты принятых обязательств, а неиспользованные деньги, соответственно, остаются в федеральном бюджете и могут более эффективно расходоваться.
Результаты от его применения — остатки неиспользованных ассигнований в рамках казначейского сопровождения госконтрактов составили 11 миллиардов рублей и 32 миллиарда рублей — остатки при казначейском сопровождении целевых субсидий.
Второй вид — можно назвать его расширенным казначейским сопровождением, предусматривает не только прохождение средств через казначейские счета, но и предоставление расходной декларации, необходимость ведения раздельного учета затрат поставщиками и последующая проверка исполнения обязательств по контракту. Этот вид казначейского сопровождения пока тестируется на нескольких проектах. Один из них — госконтракт по созданию информационной системы к чемпионату мира по футболу-2018, который был проведен, и еще два проекта — по строительству дороги и медицинского центра в Краснодарском крае.
Третий вид казначейского сопровождения, который мы проводим — это полное сопровождение финансово-хозяйственной деятельности юридических лиц по отдельным решениям правительства Российской Федерации. Например, мы осуществляем казначейское сопровождение финансово-хозяйственной деятельности акционерных обществ «Особые экономические зоны». Этот механизм призван обеспечить не столько ограничение каких-то операций, сколько сделать все операции абсолютно прозрачными.
— Какова общая сумма контрактов под казначейским сопровождением?
— С начала текущего года заключено 4556 контрактов на сумму 2,1 триллиона рублей. Это контракты с ценой выше 100 миллионов рублей, то есть те, которые подпадают под казначейское сопровождение. Это составляет 0,2% от общего количества заключенных контрактов, но почти половину — 48,8% — от общего объема государственных контрактов. При этом из них 289 контрактов заключены на сумму более 1 миллиарда рублей, их общая стоимость — 948,9 миллиардов рублей.
— Нет планов снизить планку в 100 миллионов рублей для контрактов, которые подпадают под казначейское сопровождение?
— Мы исходим из рисков. Сейчас это крупнейшие контракты и исполнители, которые нуждаются в дополнительных механизмах контроля. Мы должны смотреть на то, как успешно работают их подрядчики и исполняют свои обязательства. Если понимаем, что ситуация сложная, то, наверное, этот вопрос правомерен.
Пока, по нашей оценке, в целом хозяйственная дисциплина на федеральном уровне достаточно хорошая. У нас нет массовых случаев неисполнения контрактов или массовых случаев пропажи подрядчиков с авансами. Тем более, хорошо заработали механизмы банковских гарантий.
В этой ситуации есть правильный баланс между набором рисков, которыми мы управляем, и регулированием. Мне кажется, мы достигли этого баланса.
— А какие изменения в этом механизме вы планируете?
— Мы предполагаем более широкое использование механизма казначейского обеспечения обязательств или, иначе говоря, казначейского аккредитива. Когда не только субсидии, но и авансы по контрактам перечисляются под потребность — тогда сумма авансов будет естественным образом снижаться.
Сейчас этот механизм применяется в конкретных случаях, которые прописаны в Федеральном законе о федеральном бюджете. Наша задача — рекомендовать использовать его шире, объяснить, что так будет удобнее, что так неиспользованные средства гарантированно останутся в федеральном бюджете. И у получателей будет определенная гибкость, в том числе с переносом неиспользованных ассигнований на следующий год.
— Почему тогда не сделать такой механизм обязательным?
— Это касается не только наших заказчиков, но и бизнес-среды, а мы к юридическим лицам стараемся подходить мягче, не принуждать, а убеждать, показывать пользу своих механизмов.
Дальше мы хотели бы перейти от ежегодных норм о казначейском сопровождении, которые сейчас устанавливаются в федеральном законе о бюджете, к постоянным нормам. Минфин России подготовил пакет поправок, которые закрепят на постоянной основе наш опыт, чтобы этот инструмент имел четкое правовое определение. В нем также будут содержаться важные новации для субъектов Российской Федерации.
Понятно, что сейчас, когда механизм казначейского сопровождения прописан в законе о бюджете, на субъекты Российской Федерации он не распространяется. Но у многих субъектов такого рода желания возникли: некоторые регионы попросили взять на казначейское сопровождение ряд своих контрактов. Москва, в частности, уже использует этот инструмент, прописав соответствующие нормы в своем законодательстве. Но возникает необходимость урегулировать указанную возможность и на федеральном уровне.
В проекте закона прописана такая конструкция, что общие требования и правила казначейского сопровождения для всех уровней публично-правовых образований определяются правительством Российской Федерации, а дальнейшую детализацию будут делать сами субъекты.
— Но в любом случае вы будете брать на казначейское сопровождение контракты, о которых вас попросят? Это не будет обязательным для каких-то крупных региональных контрактов?
— Да. Только в случае обращения к нам субъектов Российской Федерации. Это их деньги и регионы сами должны о них думать.
— Вы упомянули про расширенное казначейское сопровождение, когда исполнитель должен раскрывать все свои расходы, показывать рентабельность контракта. Нет желания как-то ограничить рентабельность?
— Это очень аккуратный разговор: наша казначейская позиция — мы такое предложение не высказываем. Мы хотим внимательно посмотреть, как формируется начальная максимальная цена контрактов, и, главное, как контракт исполняется и какая складывается его реальная цена.
Мы запланируем на следующий год проверки по ряду отдельных контрактов, где посмотрим весь цикл их исполнения. Исходя из риск-ориентированного подхода выберем по основным направлениям несколько наиболее крупных контрактов — это строительство дорог, сфера IT, НИОКРы.
— Посмотрите, и что будете делать дальше?
— Посмотрим, оценим. Естественно, должна быть рентабельность, и коллеги наверняка работают над снижением себестоимости — это тоже правильно. Ограничения рентабельности не должны стать демотиватором. Но сейчас, например, гособоронзаказ уже так регулируется — у них 20% норма рентабельности. Если задуматься, почему бы и для остальных исполнителей так не сделать? Но это пока гимнастика для ума, мы таких предложений не даем.
Хотя, в принципе, есть над чем задуматься, потому что если уровень рентабельности по отдельным госконтрактам составляет 50%, а такие примеры есть, то это вызывает вопросы к начальной максимальной цене контракта. Чтобы это посмотреть, и нужна такая проверка, в рамках которой мы увидим, какая фактически складывается ситуация.
Это очень важно, потому что в условиях выделения государственных ресурсов на реализацию национальных целей, естественно, требования повышаются и к тому, чтобы средства тратились эффективно, а результаты устраивали все стороны.
— А как вы сморите на идею сделать уровень рентабельности одним из критериев при проведении конкурсов?
— Мы изучили внимательно зарубежный опыт. Здесь, действительно, на наш взгляд, есть над чем подумать. Конечно, есть рыночные закупки, где этого не надо делать: например, закупка мебели или других рыночных товаров. А есть то, что специально делается для государства, особенно это касается IT-систем, услуг, НИОКР. Там это разумно. Но это дискуссионный вопрос, мы очень осторожно об этом говорим. Мы ни в коем случае сейчас не инициируем такого рода предложений.
— Кстати, вы сами упомянули контакт по формированию информационной системы к ЧМ, для которого был установлен предельный уровень рентабельности. Как вы его оцениваете?
— Вполне успешно. Цена госконтракта составляла 10,9 миллиарда рублей, исполнение его состоит из семи этапов. По состоянию на начало сентября расходы по госконтракту составили 5,9 миллиарда рублей.
По результатам проверки расчета себестоимости по элементам затрат подрядчика мы установили факты необоснованных затрат, и в результате общий объем расходов по контракту был снижен на 90 миллионов рублей, в том числе в расчете прибыли.
Мы также проверили факты выполнения работ и услуг по контракту, там тоже были выявлены нарушения, и общая стоимость договоров в итоге была снижена на 13,64 миллиона рублей.
— Правительство создало банк для сопровождения гособоронзаказа. Как строится с ним ваше взаимодействие?
Сотрудничество строится по нескольким направлениям. Первое, Промсвязьбанк подключился к нашей системе управления ликвидности, мы уже заключили несколько сделок РЕПО на значительную сумму — это 114 миллиардов рублей.
Второе, выпущена директива, в рамках которой в наблюдательный совет банка были включены представители Минфина России и Казначейства. Я первый раз стал членом набсовета.
Мы рады, что появилась такая мощная организация — Промсвязьбанк — которая, несомненно, справится со своей задачей. Вся эта работа нацелена на то, чтобы простимулировать наших исполнителей выполнить гособоронзаказ, чтобы не было никаких сомнений, что он будет исполнен. И главное — это система полностью прозрачна для Минобороны России и для Минфина тоже.
Продолжая использовать сайт, вы даете согласие в целях улучшения функционирования сайта и проведения статистических исследований на обработку файлов cookie и пользовательских данных об ip-адресе, местоположении, типе и версии операционной системы, типе и версии браузера, источнике переадресации на сайт, и сведения об открытых страницах пользователя. Если вы не хотите, чтобы ваши данные обрабатывались, покиньте сайт.