Рассказ чем пахнет весна
Чем пахнет весна?
– Весной-то как пахнет, – сказал Крот.
Он сидел рядом со своей норой и слушал рассказы Волчонка о зиме.
– Перезимовали, значит, – сделал вывод Крот и вновь принюхался: – А весной-то как пахнет!
– Пахнет? – удивился Волчонок и тоже принюхался.
Ничем особо не пахло. Так, может быть, немного прелой листвой, показавшейся из-под снега.
– Не чувствую. Ничем не пахнет.
– Да ты принюхайся, Волчонок, – горячился Крот. – Я, может, из-за этого весеннего запаха из норы вышел.
Волчонок еще немного понюхал и покачал головой:
– Да ты на мое место присядь, – настаивал Крот. – У меня ух как пахнет!
И он уступил Волчонку свое место рядом с норой. Из норы пахло совсем уж не по-весеннему, и Волчонок смущенно сознался:
– Эх, ты! – почему-то обиделся Крот и полез в нору.
Волчонок внимательно прислушался к запахам. Вот запах коры, нагретой весенним солнцем. Вот запах тающего снега. И еще какой-то, чуть уловимый. А вдруг так пахнет весна?! Волчонок пошел по этому запаху и наткнулся на Белку. Она сушила орехи – остатки своих зимних запасов.
«Конечно, – догадался Волчонок, – это орехами пахнет, а не весной».
– Белка, ты не знаешь, чем весна пахнет?
– Еще чего! – возмутилась Белка. – У меня других дел полно. А зачем тебе?
– Понимаешь, – объяснил Волчонок, – все говорят, весной пахнет, а я не чувствую. Пойду еще понюхаю, вдруг повезет.
Вместо весеннего запаха Волчонок нашел бабушку Ежиху. Она красила зеленой краской свою скамеечку.
– Давайте помогу, – кинулся к ней Волчонок.
Он быстро орудовал кистью, и вскоре скамеечка была готова. Бабушка Ежиха не знала, как его благодарить.
– Я в это время страсть как люблю на скамеечке сидеть, – говорила она. – Солнце пригревает. Весной пахнет.
– Весной пахнет?! – изумился Волчонок и принюхался. Но пахло краской.
«Я не такой, как все, – размышлял Волчонок, понуро бредя по лесу. – Все чувствуют, как весна пахнет, а я не чувствую. Наверное, это болезнь такая». И Волчонок решил обратиться к врачу.
Врач Дятел сидел на сосне и долбил ее.
– Температура коры нормальная, – с ходу определил он. – Насморка нет – смола не течет. А на что жалуемся? – добивался он ответа от сосны.
Сосна лишь поскрипывала да раскачивала верхушку на ветру.
– Здравствуйте, дядя врач, – обратился к дятлу Волчонок. – У меня с носом беда. Я весну не чую.
– Пациент у меня, – осадил его дятел. – В очередь. Когда освобожусь – приму.
Дятел еще подолбил немного сосну и подлетел к Волчонку.
– Ну-с, на что жалуемся?
– Все чуют, чем весна пахнет, а я не чую, – пожаловался Волчонок.
Дятел потрогал его нос, прощупал пульс, заглянул в оба глаза и сказал:
– Мне все понятно. Назначаю вам пробежки. Три раза в день перед едой. И холодный компресс на нос. И не волноваться. Не надо благодарностей. Это мой долг. Пациенты ждут.
Весь день Волчонок бегал по лесу. Даже не бегал, а носился. В перерывах он опускал нос в холодные ручейки, раскроившие лесные опушки. А потом снова бежал.
Вечером утомленный Волчонок отдыхал под сосной. Пахло корой, нагретой за день на солнце, прошлогодней листвой под снегом и самим снегом. Пахло журчащими ручейками и свежевыкрашенной скамеечкой бабушки Ежихи. Но Волчонок так устал, что уже перестал различать все эти ароматы, и они смешались в один прекрасный весенний букет.
– Весной-то как пахнет, – прошептал Волчонок и только потом понял, что он сказал. – Вот чем весна-то пахнет!
С сосны к Волчонку спустилась Белка.
– Волчонок, а Волчонок, ты узнал, чем весна пахнет?
– Узнал, – радостно ответил он.
– Чем же? – поинтересовалась Белка.
– Весна пахнет весной!
На следующий день Волчонок пошел погулять по весеннему лесу. Издали он заметил Лягушонка. Тот стоял под деревом и держал букет белых кувшинок. Когда Волчонок подошел ближе, Лягушонок спрятал букет за спину и немного смутился.
– Здравствуй, Лягушонок! Кого поджидаешь? – спросил Волчонок.
Лягушонок еще немного смутился.
– И откуда у тебя такие красивые кувшинки? – продолжал расспросы Волчонок, не замечая, что Лягушонок совсем смутился. – Ты их хочешь кому-то подарить?
Дальше смущаться было некуда, и Лягушонку пришлось отвечать:
– Никого я не жду. И дарить никому не собираюсь. А букет так просто. Потому что весна и красиво.
Тут к Лягушонку прыгнула симпатичная Лягушка и чмокнула его в щечку.
– Белые кувшинки! Мои любимые, – забрала она у Лягушонка букет и повела его на прогулку. Так что Лягушонок только успел бросить на Волчонка прощальный и очень смущенный взгляд.
– Значит, весна и красиво, – произнес Волчонок вслед уходящей паре.
«Сорву какой-нибудь цветок, – думал Волчонок, – и тоже подарю кому-нибудь. А лучше не буду рвать – пускай растет. Подарю его прямо так – растущим».
Но подходящего цветка нигде не было, зато был грустный Галчонок, и тоже с цветами.
– Галчонок, скажи, пожалуйста, где растут такие красивые цветы?
– Красивые? – грустно переспросил Галчонок. – А ей они совершенно не понравились.
– Кому? – не понял Волчонок.
Свой печальный взгляд Галчонок направил куда-то за спину Волчонка. Тот обернулся и увидел неподалеку милую Галочку.
– Здравствуйте! – поприветствовал ее Волчонок.
Но Галочка не ответила. Казалось, она вовсе не замечает ни Волчонка, ни Галчонка, ни прекрасного весеннего утра, а занята только собой.
– Воображала, – тихо сказал Волчонок.
– Что ты! Что ты! – возмутился Галчонок. – Она необыкновенная. Я по сравнению с ней никто.
На этот раз возмутился Волчонок.
– Ты?! – почти закричал он. – Да ты талантливый!
– Я?! – не поверил Галчонок.
– Конечно! Ну-ка спой что-нибудь.
– Спеть? – испугался Галчонок. – Сейчас попробую. – И он запел.
– Нет-нет, – остановил его Волчонок. – Значит, ты в чем-то другом талантливый.
– Вот видишь, – расстроился Галчонок.
– Ты – шустрый, – вдруг предложил Волчонок. – Шустрый и выносливый.
– Разве? – не поверил Галчонок.
А Волчонок заметил, что Галочка вертится совсем близко от них, но делает вид, будто они ее не интересуют.
– Шустрый и выносливый, – еще раз повторил Волчонок. – И в длину хорошо прыгаешь.
Галчонок от изумления только клюв открыл, а Галочка прислушалась.
– Сейчас мы тебя испытаем, – сказал Волчонок.
Он прочертил лапой линию на земле, сделал несколько шагов и прочертил другую.
– Представь, что это ручей, – наставлял он Галчонка. – И тебе надо через него перепрыгнуть. Только, чур, крыльями не помогать. Чтобы по-честному.
Галчонок взглядом измерил расстояние от линии до линии, разбежался и прыгнул.
– Перепрыгнул! – закричал Волчонок. – По-честному перепрыгнул, без крыльев. Я же говорил, ты – талантливый.
Галочка уже во все глаза наблюдала за происходящим. Волчонок пожимал Галчонку крыло, и тот расцветал от удовольствия.
– Знаешь, что, – предложил Волчонок. – За оврагом есть ручей. Пойдем через него попрыгаем.
– Давай, – обрадовался Галчонок, но тут заметил обиженную Галочку.
– Волчонок, а можно ей с нами? – попросил он. – Прыгать она, конечно, не умеет. Пусть хоть посмотрит.
– Пусть, – согласился Волчонок.
И они все направились к ручью: впереди Волчонок, а за ним летели Галчонок и Галочка, довольные и слегка смущенные.
Чем пахнет весна?
– Весной-то как пахнет, – сказал Крот.
Он сидел рядом со своей норой и слушал рассказы Волчонка о зиме.
– Перезимовали, значит, – сделал вывод Крот и вновь принюхался: – А весной-то как пахнет!
– Пахнет? – удивился Волчонок и тоже принюхался.
Ничем особо не пахло. Так, может быть, немного прелой листвой, показавшейся из-под снега.
– Не чувствую. Ничем не пахнет.
– Да ты принюхайся, Волчонок, – горячился Крот. – Я, может, из-за этого весеннего запаха из норы вышел.
Волчонок еще немного понюхал и покачал головой:
– Да ты на мое место присядь, – настаивал Крот. – У меня ух как пахнет!
И он уступил Волчонку свое место рядом с норой. Из норы пахло совсем уж не по-весеннему, и Волчонок смущенно сознался:
– Эх, ты! – почему-то обиделся Крот и полез в нору.
Волчонок внимательно прислушался к запахам. Вот запах коры, нагретой весенним солнцем. Вот запах тающего снега. И еще какой-то, чуть уловимый. А вдруг так пахнет весна?! Волчонок пошел по этому запаху и наткнулся на Белку. Она сушила орехи – остатки своих зимних запасов.
«Конечно, – догадался Волчонок, – это орехами пахнет, а не весной».
– Белка, ты не знаешь, чем весна пахнет?
– Еще чего! – возмутилась Белка. – У меня других дел полно. А зачем тебе?
– Понимаешь, – объяснил Волчонок, – все говорят, весной пахнет, а я не чувствую. Пойду еще понюхаю, вдруг повезет.
Вместо весеннего запаха Волчонок нашел бабушку Ежиху. Она красила зеленой краской свою скамеечку.
– Давайте помогу, – кинулся к ней Волчонок.
Он быстро орудовал кистью, и вскоре скамеечка была готова. Бабушка Ежиха не знала, как его благодарить.
– Я в это время страсть как люблю на скамеечке сидеть, – говорила она. – Солнце пригревает. Весной пахнет.
– Весной пахнет?! – изумился Волчонок и принюхался. Но пахло краской.
«Я не такой, как все, – размышлял Волчонок, понуро бредя по лесу. – Все чувствуют, как весна пахнет, а я не чувствую. Наверное, это болезнь такая». И Волчонок решил обратиться к врачу.
Врач Дятел сидел на сосне и долбил ее.
– Температура коры нормальная, – с ходу определил он. – Насморка нет – смола не течет. А на что жалуемся? – добивался он ответа от сосны.
Сосна лишь поскрипывала да раскачивала верхушку на ветру.
– Здравствуйте, дядя врач, – обратился к дятлу Волчонок. – У меня с носом беда. Я весну не чую.
– Пациент у меня, – осадил его дятел. – В очередь. Когда освобожусь – приму.
Дятел еще подолбил немного сосну и подлетел к Волчонку.
– Ну-с, на что жалуемся?
– Все чуют, чем весна пахнет, а я не чую, – пожаловался Волчонок.
Дятел потрогал его нос, прощупал пульс, заглянул в оба глаза и сказал:
– Мне все понятно. Назначаю вам пробежки. Три раза в день перед едой. И холодный компресс на нос. И не волноваться. Не надо благодарностей. Это мой долг. Пациенты ждут.
Весь день Волчонок бегал по лесу. Даже не бегал, а носился. В перерывах он опускал нос в холодные ручейки, раскроившие лесные опушки. А потом снова бежал.
Вечером утомленный Волчонок отдыхал под сосной. Пахло корой, нагретой за день на солнце, прошлогодней листвой под снегом и самим снегом. Пахло журчащими ручейками и свежевыкрашенной скамеечкой бабушки Ежихи. Но Волчонок так устал, что уже перестал различать все эти ароматы, и они смешались в один прекрасный весенний букет.
– Весной-то как пахнет, – прошептал Волчонок и только потом понял, что он сказал. – Вот чем весна-то пахнет!
С сосны к Волчонку спустилась Белка.
– Волчонок, а Волчонок, ты узнал, чем весна пахнет?
– Узнал, – радостно ответил он.
– Чем же? – поинтересовалась Белка.
– Весна пахнет весной!
На следующий день Волчонок пошел погулять по весеннему лесу. Издали он заметил Лягушонка. Тот стоял под деревом и держал букет белых кувшинок. Когда Волчонок подошел ближе, Лягушонок спрятал букет за спину и немного смутился.
– Здравствуй, Лягушонок! Кого поджидаешь? – спросил Волчонок.
Лягушонок еще немного смутился.
– И откуда у тебя такие красивые кувшинки? – продолжал расспросы Волчонок, не замечая, что Лягушонок совсем смутился. – Ты их хочешь кому-то подарить?
Дальше смущаться было некуда, и Лягушонку пришлось отвечать:
– Никого я не жду. И дарить никому не собираюсь. А букет так просто. Потому что весна и красиво.
Тут к Лягушонку прыгнула симпатичная Лягушка и чмокнула его в щечку.
– Белые кувшинки! Мои любимые, – забрала она у Лягушонка букет и повела его на прогулку. Так что Лягушонок только успел бросить на Волчонка прощальный и очень смущенный взгляд.
– Значит, весна и красиво, – произнес Волчонок вслед уходящей паре.
«Сорву какой-нибудь цветок, – думал Волчонок, – и тоже подарю кому-нибудь. А лучше не буду рвать – пускай растет. Подарю его прямо так – растущим».
Но подходящего цветка нигде не было, зато был грустный Галчонок, и тоже с цветами.
– Галчонок, скажи, пожалуйста, где растут такие красивые цветы?
– Красивые? – грустно переспросил Галчонок. – А ей они совершенно не понравились.
– Кому? – не понял Волчонок.
Свой печальный взгляд Галчонок направил куда-то за спину Волчонка. Тот обернулся и увидел неподалеку милую Галочку.
– Здравствуйте! – поприветствовал ее Волчонок.
Но Галочка не ответила. Казалось, она вовсе не замечает ни Волчонка, ни Галчонка, ни прекрасного весеннего утра, а занята только собой.
– Воображала, – тихо сказал Волчонок.
– Что ты! Что ты! – возмутился Галчонок. – Она необыкновенная. Я по сравнению с ней никто.
На этот раз возмутился Волчонок.
– Ты?! – почти закричал он. – Да ты талантливый!
– Я?! – не поверил Галчонок.
– Конечно! Ну-ка спой что-нибудь.
– Спеть? – испугался Галчонок. – Сейчас попробую. – И он запел.
– Нет-нет, – остановил его Волчонок. – Значит, ты в чем-то другом талантливый.
– Вот видишь, – расстроился Галчонок.
– Ты – шустрый, – вдруг предложил Волчонок. – Шустрый и выносливый.
– Разве? – не поверил Галчонок.
А Волчонок заметил, что Галочка вертится совсем близко от них, но делает вид, будто они ее не интересуют.
– Шустрый и выносливый, – еще раз повторил Волчонок. – И в длину хорошо прыгаешь.
Галчонок от изумления только клюв открыл, а Галочка прислушалась.
– Сейчас мы тебя испытаем, – сказал Волчонок.
Он прочертил лапой линию на земле, сделал несколько шагов и прочертил другую.
– Представь, что это ручей, – наставлял он Галчонка. – И тебе надо через него перепрыгнуть. Только, чур, крыльями не помогать. Чтобы по-честному.
Галчонок взглядом измерил расстояние от линии до линии, разбежался и прыгнул.
– Перепрыгнул! – закричал Волчонок. – По-честному перепрыгнул, без крыльев. Я же говорил, ты – талантливый.
Галочка уже во все глаза наблюдала за происходящим. Волчонок пожимал Галчонку крыло, и тот расцветал от удовольствия.
– Знаешь, что, – предложил Волчонок. – За оврагом есть ручей. Пойдем через него попрыгаем.
– Давай, – обрадовался Галчонок, но тут заметил обиженную Галочку.
– Волчонок, а можно ей с нами? – попросил он. – Прыгать она, конечно, не умеет. Пусть хоть посмотрит.
– Пусть, – согласился Волчонок.
И они все направились к ручью: впереди Волчонок, а за ним летели Галчонок и Галочка, довольные и слегка смущенные.
Чем пахнет весна
Воспоминания детства и юности: первый подснежник и первый поцелуй
В голову ударил опьяняющий запах весны. Этот запах знаком всем с детства. Он пленяет, завораживает, заставляет сердце биться всё сильней и сильней, быстрей и быстрей. Его ни с чем не спутаешь.
Но редко кто задумывается, чем же на самом деле пахнет весна. Можно подумать, например, что ранняя весна пахнет талым снегом. Но так ли это? Принесите зимой в свой дом сколь угодно много снега и растопите его. Вы слышите этот аромат? Нет! Дом наполнился весенней свежестью? Нет! Значит, дело не в этом. Значит, снег просто тает весной и превращается в воду, уходящую в землю. Закон природы.
Мне десять лет. Я иду из школы. Идти ещё долго — два километра (для ребёнка — целая вечность!). Эти два километра я иду не спеша, наслаждаясь такой ранней в этом году весной. И вот на обочине дороги вижу первый робкий подснежник. Мы сегодня на уроке говорили об этих цветах. И этот вестник нового времени года — в моей памяти. И именно он пахнет весной!
Мне тринадцать. Нас много. На улице лёгкие сумерки. Мы расходимся по домам после весёлой прогулки. И вот мы остаёмся уже вдвоём. Он берёт меня за руку. Первый раз! Мы смотрим вперёд и идём. А впереди — дорога. И у нас ещё целых два (!) километра этой дороги. И сердце моё замирает от близости весны и мальчика, который первый раз взял меня за руку. И эта весна пахнет именно этой дорогой.
Мне пятнадцать. Тот же мальчик, та же весна, только ярче и ароматнее. Первый поцелуй. Не нужно ничего объяснять, через это все прошли. И эта весна пахнет именно тем самым подъездом, в котором произошло это первое в жизни чудо!
Мне уже двадцать лет. Я иду одна всё по той же дороге и с замиранием сердца вспоминаю. Воздух свежий, ветерок ласкающий, но дышать тяжело. Что-то в груди клокочет и рвётся наружу. Снова эта дорога. И нет её лучше. Это не просто дорога. Это — путь в будущее: неизвестное и манящее. Это — лента времени и памяти. И она опять пахнет весной.
Мне двадцать четыре. И я знаю, что этой весной я не одна. Моё сердце бьётся за двоих! Моя душа отдана новому Чуду, которое скоро появится на свет. И всё тот же, только уже не мальчишка, держит меня за руку.
Эта весна пахнет особенно. Она пахнет «моей» дорогой, она пахнет первым поцелуем, пахнет тем наивным и робким цветком. Я иду, и меня за руку держит Чудо! Моё Чудо! Моя маленькая дочка. В её глазках горят огоньки. Её улыбка ярче солнышка. И она впитывает этот запах. И, может быть, именно эта дорога станет её первым воспоминанием.
Презентация Э. Шим Чем пахнет весна
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Описание презентации по отдельным слайдам:
Э. Шим «Чем пахнет весна» Урок литературного чтения 2 класс
Прекрасно всё на небе! Прекрасно на земле! Прекрасно всё вокруг! Прекрасно всё во мне!
Тест 1. О каком хлебе просил народ в русской народной песне «Весна, весна красная»? а) высоком б) обильном в) сильном 2. Из какого произведения эти строки: «С земли ещё не сошёл снег, а в душу уже просится весна. » а) А. С. Пушкин «Гонимы вешними лучами». б) А. П. Чехов «Весной». в) Г. А. Скребицкий «Весна-художник». 3. Назовите жанр произведения Г. А. Скребицкого «Весна-художник». а) сказка б) рассказ в) народная песня 4. Кто из авторов называет весну «утро года»? а) С. Я. Маршак б) А. С. Пушкин в) А. А. Ахматова
Скороговорка Летит скворец – зиме конец.
Эдуард Юрьевич Шим Эдуард Юрьевич Шим — русский писатель, драматург. Родился 23 августа 1930 года в Ленинграде. Во время войны эвакуирован, вырос в детском доме. С 16 лет работал, переменив множество занятий. «…Мастер на все руки — столяр и садовод, токарь и шофер». Начал печататься с 1949 года, писал преимущественно для детей о природе.
И вдруг возле поваленной берёзы вырос ещё один гриб – Опёнок. Да такой невидный, такой неказистый! Ничего нет у сироты: ни кафтана, ни рубашки, ни картуза. Стоит босиком на земле, и голова непокрыта – белобрысые кудельки в колечки завиваются. Рассказ «Храбрый Опёнок»
Отдыхаем Говорит цветку цветок: «Подними свой лепесток. Выйди на дорожку Да притопни ножкой. Да головкой покачай Утром солнышко встречай. Стебель наклони слегка- Вот зарядка для цветка. А теперь росой умойся, Отряхнись и успокойся».
Зачитайте ответы на вопросы: Как весна улыбнулась? Какими звуками радовала весна? Чем пахнет весна?
Продолжи предложение Сегодня мы познакомились с … На уроке я узнал…
Домашнее задание: Э. Шим «Чем пахнет весна», читать по ролям. с. 105-106 или П. т. с. 60
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-1366134
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Псковских школьников отправили на дистанционку до 10 декабря
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
ДНР полностью перешла на стандарты и программы России в образовании
Время чтения: 1 минута
Минобрнауки обновит перечень специальностей высшего образования
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения разработает внеучебные курсы для школьников
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
С.Маршак «Весенняя песенка», Э. Шим «Чем пахнет весна»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Учитель: Музаева Я. Я.
Урок: литературное чтение
УМК «Начальная школа XXI в.»
«Литературное чтение» Л.А. Ефросинина
Дата проведения: 12.04.2011
Тип урока : комбинированный
Цели урока: познакомить детей с новыми произведениями о весне Маршака и Шима, продолжить работу по формированию интереса к чтению и развитию читательских умений и навыков; развивать информационные и коммуникативные компетенции, воспитывать любовь к родной природе.
Формы работы на уроке : фронтальная, индивидуальная, работа в парах.
Оборудование : доска, компьютер, презентация, раздаточный материал, тесты, иллюстрации весенних пейзажей, музыка П.И.Чайковского «Времена года».
1. Организационный момент.
2. Проверка домашнего задания.
3. Актуализация знаний и практических умений, подготовка к восприятию нового материала.
4. Изучение нового материала.
5. Закрепление материала изученного на уроке.
6. Обобщение и систематизация знаний и умений.
7. Подведение итогов и результатов урока.
8. Задание на дом. Рефлексия.
I .Организационный момент.
-Здравствуйте, дети. Сегодня у нас необычный урок: к нам пришли гости. Давайте поприветствуем дорогих гостей. Улыбнитесь им, теперь друг другу. Пожалуйста, повернитесь ко мне и подарите вашу улыбку мне. Ведь улыбка украшает человека, дарит всем настроение радости. Только это настроение нам понадобится сегодня для нашей работы.(Слайд №2)
II . Проверка домашнего задания.
-Чтение по ролям сказки Н.Сладкова «Снег и ветер»
III . Актуализация знаний и практических умений, подготовка к восприятию нового материала.
— Отгадайте загадку и тогда вы узнаете, кто пришёл к нам в гости на урок.(Слайд№3)
Она приходит с ласкою
И со своею сказкою.
— Посмотрите на наш весенний вернисаж. К нам в гости пожаловала весна. А как ещё её можно назвать? (Красавица весна, Весна-красна, Волшебница весна, Весна-художник)(Слайд №4)
— А как вы думаете, почему именно весна пришла к нам на урок литературного чтения? (Потому что мы изучаем произведения о весне.)
— А давайте вспомним, какие произведения мы уже изучили?
(Работа с тестами. Один ученик работает на компьютере)(Слайд№5)
О каком хлебе просил русский народ весну?
обильном; 2) сильном; 3) высоком.
2.Из какого произведения строчка: С земли ещё не сошёл снег, а в душу уже просится весна…
1) Рассказ А.Чехова «Весной»; 2) Сказка Г.Скребицкого «Весна-художник»;3)Стихотворения А.Пушкина «Гонимы вешними лучами…».
3. В названии какого произведения есть ошибка?:
1)Сказка Н.Сладкова «Снег и ветер»; 2) Песня «Весна, весна красная!»; 3)Рассказ А.Чехова «Весной».
4. Соедини стрелкой имя весны и название произведения, из которого оно взято:
Весна красная Рассказ Г.Скребицкого «Весна-художник»
Весна-красна Народная песня «Весна, весна красная!»
Игра «Назови правильно». (Слайды № 6, 7, 8)
Назовите произведения о весне, которые соответствуют следующим моделям:
К 1 модели – Народная песня «Весна, весна красная!», А Пушкин «Гонимы вешними лучами», (Угадывая, дети рассказывают наизусть стихотворения.)
Ко 2 модели – А. Чехов «Весной», Г. Скребицкий «Весна-художник».
К 3 модели – Н. Сладков «Снег и Ветер», Н. Сладков «Проталина».
IV . Изучение нового материала.
1. Сообщение темы и целей урока.(Слайд №9)
— А сегодня мы продолжим изучение произведений о родной природе и познакомимся с двумя произведениями о весне: С.Я.Маршака «Весенняя песенка» и Э. Шима «Чем пахнет весна».
2. Подготовка к первичному чтению.
— Какие цвета в природе весной мы наблюдаем?
(Самые приметные цвета весной – ярко-голубой и зелёный.)
— Какие звуки в природе весной мы наблюдаем?
(Пение птиц, журчание ручейков, жужжание насекомых.)
— Все эти звуки создают особую музыку весны. И эти звуки подслушал поэт С.Я.Маршак и написал свою «Весеннюю песенку».
Но прежде, чем приступить к изучению этого произведения, хочу сказать несколько слов о самом поэте. Родился Самуил Яковлевич в воронежской губернии 22.11.1887года в семье заводского техника, талантливого изобретателя. Сам он впоследствии стал не только известным и талантливым поэтом, но и драматургом, переводчиком, литературным критиком. Первая детская книга называлась «Детки в клетке» и была выпущена в 1923 году. (Слайд№10,11,12) Подробнее с его творчеством мы познакомимся позже. А сейчас послушайте его произведение.
3.Работа над стихотворением С.Я.Маршака «Весенняя песенка»
1)Ознакомительное чтение стихотворения учителем. Проверка первичного восприятия.
-Что за произведение вы прослушали? О чем оно? Назовите его.(Стихотворение С.Я.Маршака «Весенняя песенка» о весне.)
-Почему это стихотворение? Докажите.(Записано куплетиками, четверостишиями, есть рифма: тот-лёд, поле-раскололи, быстрей-воробей, выше-крыше, днём-серебром, дорожки-серёжки.)
2)повторное чтение: хором, в парах, постановка логического ударения.(Слайд №13)
3) Выборочное чтение.
— Что изменилось в природе с приходом весны? Найдите ответ в тексте.
-Какие слова из песенки подходят к иллюстрации в учебнике?
-Послушайте музыкальные зарисовки П.И.Чайковского из его альбома «Времена года»: какие из них подойдут к стихотворению?
4. Работа с произведением Э.Шима «Чем пахнет весна».
— А чем пахнет весна? Какие запахи в природе весной мы чувствуем? (Запах свежести, запах цветов.)
— А давайте прочитаем произведение Э. Шима «Чем пахнет весна?» и посмотрим, как он ответил на этот вопрос. Обратите внимание на портрет писателя и послушайте.(Слайд№16)
1)Чтение произведения Э. Шима «Чем пахнет весна» сильными учениками.
2) Беседа после чтения. Выявление первичного восприятия.
— Кому понравилось это произведение?
— Какое чувство вызывает оно? (Радости, счастья)
— Когда пахнет весной? А когда весна только улыбается и подаёт голос? Прочитайте.
— Чем пахнет весна, по мнению автора?
— Зачитайте ответ на этот вопрос.
— Назовите фамилию автора. (Эдуард Шим)
— Как автор озаглавил своё произведение? («Чем пахнет весна»)
— Что написал автор сказку или рассказ? (Рассказ – это небольшое произведение. В нём автор рассказывает о событиях, которые бывают в жизни.)
— О чём это произведение? (О природе)
— Какая главная мысль рассказа? Что хотел рассказать вам Э. Шим? (О том, что настоящей весной пахнет тогда, когда появляются первые подснежники.)
Идёт Весна-Красна и одаривает нас первыми цветами. Самый храбрый из них – подснежник.
Послушайте об этом смелом цветке.
Простой цветок, но сколько он несёт
Добра и радости, и счастья человеку!( В. Иванов)
Ученик 2. Русская легенда утверждает, что однажды старуха Зима со своими спутниками Морозом и Ветром решила не пускать на землю Весну. Но смелый Подснежник выпрямился, расправил лепестки и попросил защиту у солнца. Солнце заметило Подснежник, согрело землю и открыло дорогу Весне.
На поля дохнуло ветром вешним,
Ивы распушились за прудом.
У тропинки маленький подснежник
Загорелся синим огоньком.
Закачался, слабенький и гибкий,
Удивлённо радуясь всему.
И в ответ с приветливой улыбкой
Солнце улыбается ему.
— Почему подснежник называют храбрым цветком?
— Какие вы ещё знаете первые весенние цветы (ещё их называют первоцветами)? (Ландыш, мать-и-мачеха, медуница, одуванчик и т.д.)
3)Физкультминутка для глаз.(Слайд №23)
1. Деление текста на смысловые части и озаглавливание.
— Как вы думаете, на сколько частей можно поделить это произведение?
Задание. Прочитать текст. Поделить на части и озаглавить.(Слайд№25)
1. Разговор с мамой.
4. Первые подснежники.
2. Моделирование обложки. Работа в РТ.
3. Упражнение в выразительном чтении.
— От чьего имени ведётся повествование? (От автора: мальчика.)
— Назовите вопросительные предложения.
— Назовите восклицательные предложения.
При чтении обратите внимание на вопросительные и восклицательные предложения.
VI . Обобщение и систематизация знаний и умений.
1) Игра «Угадай произведение Э. Шима»
— Дедушка Ворон, сколько будет дважды два?
— А зачем тебе знать, рыжий ты хвост?
— Я два раза по два гриба нашла. Положила сушиться на пенёк. Хочу знать, какой будет запас.
Сказка «Белка и Ворон»
И вдруг возле поваленной берёзы вырос ещё один гриб – Опёнок. Да такой невидный, такой неказистый! Ничего нет у сироты: ни кафтана, ни рубашки, ни картуза. Стоит босиком на земле, и голова непокрыта – белобрысые кудельки в колечки завиваются.
Рассказ «Храбрый Опёнок»
— Существует множество пословиц о весне.
Игра «Собери пословицы» (Слайд №26)
Как в марте зима не злится, снегогон, водолей, соковик.
Апрель – а весне покорится.
Апрель с водою – лето в гости ожидает.
Май леса наряжает – май с травою.
VII . Подведение итогов.
— Чем занимались на уроке?
— Что вас больше всего взволновало?
VIII . Задание на дом. Рефлексия.(Слайд №27-28)
— учебник с.94-95 упражняться в выразительном чтении рассказа Э. Шима «Чем пахнет весна»
-По желанию выучить наизусть стихотворение с.Я.Маршака «Весенняя песенка»
-Попробовать самим сочинить рассказ или стихотворение о весне, используя рифмы: пригревает-тает, лучи- ключи.
Рефлексия. Давайте изобразим с вами солнышко нашего настроения. Если вы довольны своей работой на уроке, то прикрепим к солнышку яркий лучик, а если недовольны, то темный.