Рассказ на тему что такое языкознание
Языкознание – это наука о естественных языках, которая изучает их совокупно, как систему, их происхождение, сущность, особенности, свойства. Изучаются законы построения и развития языков человечества.
Периодизация развития науки
Ученые выделяют 5 стадий в развитии языкознания.
1 период длился с древних времен до XVI столетия. Языковедение носило преимущественно философский характер. Мыслителей интересовала сущность наименования вещей. Формируется теория грамматики. Географические открытия позволили европейцам изучать языки других народов.
2 период охватил XVII — XVIII века. Этап носит название «Период универсальной грамматики». Языковеды полагали, что система грамматики у всех языков мира идентичная. Все языки обладают одинаковыми частями речи, которые изменяются сходно. Огромное влияние на науку оказывает философия рационализма. Ученые стремились создать общую грамматику. В случае несоответствия языкового явления логической схеме, оно подлежало ликвидации.
3 период продолжался с конца XVIII до первой половины XIX столетия включительно. К 1816 году сформировалось сравнительно-историческое направление, которое существует и в наше время. Это направление исследует влияние мертвых и праязыков на живые языки.
4 период наступил в конце XIX, и завершился в первой трети XX века. Возникли психологическое (представитель А.А. Потебня), логическое и социологическое направления. Последнее заложили Ф. Энгельс и К. Маркс.
5 период начался в 30-е годы XX века и продолжается до настоящего момента. Современный этап характеризуется появлением новых наук, вовлечением новых языков и их диалектов, увеличением количества научных языковых школ.
Языкознание в различные исторические эпохи
Существовало несколько теорий о происхождении языка: социальная, звукоподражательная, божественная.
В Александрийский период представители (Аполлоний Дискол, Аристарх Самофракийский) стремятся описать систему греческого языка, описать свод правил грамматики, сохранить литературный язык.
В Средние века латынь становится языком науки. У некоторых народов по причине перевода Библии развивается письменность. Переводятся труды с греческого языка. Благодаря воззрениям Петра Гелийского, грамматика стала рассматриваться как наука, а не искусство. Изучались семантические аспекты языка, проблемы общих понятий.
Во времена Возрождения создавались и развивались национальные языки. Изучались языки в интернациональном масштабе. Издавались произведения древнегреческих философов. Появилась семитская филология и филологии разных народов. Строятся грамматики национальных языков. Данте Алигьери впервые аргументирует происхождение итальянского от латинского, и указывает на родство между французским, испанским и итальянским языками.
В новое время, при географических открытиях расширился перечень изучаемых языков. Рационализм рассматривал грамматику как воплощение логических категорий. Первую рациональную всеобщую грамматику создали парижские монахи Клод Лансло и Антуан Арно. Труд вышел в 1660 году.
В XIX столетии возникло сравнительно-историческое направление, начало которому положил Уильям Джонс в труде 1786 года «Санскритский язык». Он установил сходство санскрит с латынью, греческим и кельтским языками. До этого в Российской империи М.В. Ломоносовым установлено родство славянских языков с балтийскими языками. Европейские лингвисты изучали сравнительную историю индоевропейских языков. Вильгельм фон Гумбольдт развивал романтическую лингвистику, он утверждал, что язык – это система, управляемая правилами. Представителями направления являются Франц Бопп и Карл Вильгельм Фридрих Шлегель. Шлегель впервые употребил термин «сравнительная грамматика». Он утверждал, что санскрит – это праязык индоевропейского языка. Ф. Бопп ввел понятие «индоевропейский» в научный обиход. В 1816 году Бопп опубликовал труд, в результате чего зародилось научное сравнительно-историческое языкознание. Он построил общую теорию на базе материала родственных языков. В России сравнительно-исторические идеи формулировались А.Х. Востоковым. Карл Бругман ввел термин «фонетический закон». Зародилась семантика.
В XX столетии швейцарский профессор Фердинанд де Соссюр инициировал развитие структурной лингвистики. Его подход широко распространился и был назван «структурализм». Структурализм развивался датской и пражской школами лингвистики. Во время войны американскими языковедами Уильямом Мандевилем Остином и Леонардом Блумфилдом разработаны учебные материалы для разных языков. Они были нужны в военных условиях. Этот труд привел к усилению популярности языкознания. В последнее время, начиная с 1980 года, возрастает популярность когнитивного, прагматического и функционального подходов.
Языкознание как наука. Объект и предмет. Основные этапы развития
Языкознание как наука. Объект и предмет. Основные этапы развития
Языкознание как наука о языке
Языкознание – наука, изучающая языки. Как и многие науки, языкознание возникло в связи с практическими потребностями. Постепенно языкознание превратилось в сложную и разветвленную систему дисциплин как теоретического, так и прикладного характера. Теоретическое языкознание разделяется на частное и общее.
Частное языкознание изучает особенности строения, функционирования, свойства одного конкретного языка или группы родственных языков. Частное языкознание может быть синхроническим или диахроническим.
Общее языкознание – это наука о языке, его происхождении, свойствах, функциях, а также об общих законах строения и развития всех знаков мира. Общее и, в частности, типологическое языкознание выявляет и формулирует языковые универсалии.
Прикладное языкознание решает как частные задачи, касающиеся одного языка, так и задачи, прилагаемые к материалу любого языка: создание и усовершенствование письма; обучение письму, чтению, культуре речи, иностранному языку; создание систем автоматического перевода, автоматического поиска, аннотирования и реферирования информации.
Предмет, объект и задачи языкознания
Языкознание — наука о человеческом языке как средстве общения, общих законах строения и функционирования языка и обо всех языках мира. С точки зрения аспектов изучения языка условно выделяются внутренняя и внешняя лингвистика. К внутренней лингвистике относятся: общее языкознание, сравнительно-историческое и сопоставительное языкознание, области языкознания, которые изучают разные уровни языковой системы: фонетика, фонология, грамматика, лексикология, фразеология. Внешняя лингвистика изучает аспекты языка, непосредственно связанные с функционированием говорящего человека в обществе. К ней относятся также диалектология и лингвистическая география, изучающие территориальное варьирование языка. Особую область языкознания составляет интерлингвистика, изучающая международные языки как средство межъязыкового общения.
Объектом языкознания является язык во всем объеме его свойств и функций, его строение, функционирование и историческое развитие.
Современное языкознание разделяется на общее и частное. Общее языкознание изучает наиболее общие свойства языка и методы его исследования, а также связи языкознания с другими областями знания. Частное языкознание изучает какую-либо сторону языка или отдельный язык (группы языков). Например, русистика, японистика и т.д. Языкознание может быть синхроническим или диахроническим.
Задачи языкознания:
Ø Установление природы и сущности языка
Ø Изучение структуры языка
Ø Изучение языка как целостной системы
Ø Изучение вопроса развития языка
Ø Изучение вопроса возникновения и развития письма
Ø Классификация языков
Ø Выбор методов исследования: сравнительно-исторический, описательный, сравнительный, квантитативный
Ø Изучение связи языкознания с другими науками
История языкознания
Языкознание начало развиваться на Древнем Востоке – в Месопотамии, Сирии, М. Азии и Египте, а также в Древней Индии (Панини, 5-4 вв. до н. э.), Др. Греции и Риме (Аристотель). Научное языкознание зародилось в нач. 19 в. в форме общего (В. Гумбольдт и др.) и сравнительно-исторического (Ф. Бопп, Я. Гримм, А. Х. Востоков и др.) языкознания. Основные направления в истории языкознания: логическое (сер. 19 в.), психологическое, младограмматическое (2-я пол. 19 в.), социологическое (кон. 19 — нач. 20 вв.), структурная лингвистика (1-я пол. 20 в.).
ЛОГИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ в языкознании — совокупность течений и отдельных концепций, изучающих язык в его отношеини к мышлению и знанию и ориентированных на те или другие школы в логике и философии.
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ (лингвистический психологизм) в языкознании — совокупность течений, школ и отдельных концепций, рассматривающих язык как феномен психологического состояния и деятельности человека или народа. В разные периоды истории лингвистики представители П. н. по-разному трактовали исходные понятия, предмет и задачи исследования. Существенно изменялась система взглядов на психологич. природу языка. Поэтому можно говорить о ряде психологич. направлений, школ н концепций, объединенных характерными чертами: 1) общей оппозицией логическим (см. Логическое направление) и формальным школам в яз-энании; 2) ориентацией на психологию как методологич. базу; 3) стремлением исследовать язык в его реальном функционировании и употреблении.
Структурная лингвистика, совокупность воззрений на язык и методов его исследования, в основе которых лежит понимание языка как знаковой системы с четко выделимыми структурными элементами (единицами языка, их классами и пр.) и стремление к строгому (приближающемуся к точным наукам) описанию языка.
Краткий очерк истории языкознания.
Языкознание как наука. Основ. разделы. Связь с другими науками.
Языкознание— это наука о человеческом языке вообще и о каждом конкретном языке как представителе человеческого языка.Языкознание как наука о человеческом языке принадлежит к числу общественных (гуманитарных) наук.
Внешняя лингвистикаобъединяет дисциплины, которые возникли на стыке языкознания с другими науками: математическая лингвистика, социолингвистика, психолингвистика, лингвокультурология,
Внутренняя лингвистика изучает язык как систему. В нее входят лексикология, фонетика, грамматика. Языкознание делится на общее, частное и прикладное. Общее языкознание как раздел науки о языке имеет своей целью: 1) определить природу языка, его сущность; 3) создать классификацию языков и др.
В рамках общего языкознания выделяется типологическое языкознание, осуществляющее сопоставление между собой как родственных, так и неродственных языков, направленное на выяснение общих закономерностей языка.
Краткий очерк истории языкознания.
1 период – V-IV вв. до н.э. – XVI вв. Языкознание как наука о языке зародилось в глубокой древности (предположительно на Древнем Востоке).
Первым теоретическим опытом описания языка была грамматика санскрита индийского ученого Панини, которая называлась «Восьмикнижие». В ней устанавливались нормы санскрита и давалось точное описание языка священных текстов. Это было наиболее полное описание фонетики, морфологии, морфонологии, словообразования. Сочинение Панини оказало существенное влияние на развитие языкознания в Китае, Японии
Европейская лингвистическая традиция зародилась в Древней Греции. В IV в. до н.э. Платон, описывая грамматику греческого языка, вводит термин определяющий основные разделы современной лингвистики (отсюда происходит и современный термин «грамматика»). К этому времени относятся работы Аристотеля «Риторика»
В этот период была создана универсальная «Общая рациональная грамматика», разработанная Пор-РояльКлодом Лансло и Антуаном Арно, которые издали ее в Париже в 1660 г.
В этот период появился и еще один тип грамматики – нормативная грамматика, посвященная изучению одного языка
3 период– конец XVIII-первая половина XIX вв. Появляется языкознание сравнительно-историческое (к 1816 г.) и философия языка. Новое направление обращено к исследованию мёртвых языков, к нахождению праязыков и установлению влияния их на живые языки и их диалекты. У истоков сравнительно-исторического изучения языков стояли немецкие ученыеФранц Бопп, Я. Гримми русский А.Х. Востоков.
Сравнительно-исторический подход к изучению языков способствовал разработке их генеалогических классификаций. Первым лингвистом, предложившим такую классификацию, был немецкий ученый Август Шлейхер. Он рассматривал язык как живой организм.
4 период– период системного изучения языка – конец XIX – первая треть XX вв. В этот период формируются логическое и психологическое направления. Язык начинает рассматриваться в связи с логикой и психологией.
Представитель психологического направленияв русском языкознании – А. А.Потебня. Он говорил, что язык – это произведение народа и развивается по своим, не биологическим законам.
Языкознание
Языкознание
Лингвистика |
Теоретическая лингвистика |
Фонетика |
Фонология |
Морфология |
Синтаксис |
Семантика |
Лексическая семантика |
Прагматика |
Прикладная лингвистика |
Усвоение языка |
Психолингвистика |
Социолингвистика |
Письменность |
Дешифровка |
Типология |
Эволюционная лингвистика |
Сравнительно-историческое языкознание |
Этимология |
Стилистика |
История лингвистики |
Список лингвистов |
Языки мира |
Нерешённые проблемы |
Лингви́стика (языкозна́ние, языкове́дение) — наука, изучающая языки. Это наука о естественном человеческом языке вообще и о всех языках мира как индивидуальных его представителях. В широком смысле является частью семиотики как науки о знаках.
Лингвистикой профессионально занимаются учёные-лингвисты.
Содержание
Предмет лингвистики
Лингвистика в гносеологическом аспекте
Субъект и объект лингвистики
Разделы лингвистики
Лингвистика в широком смысле слова (познание языка и передача результатов этого познания другим людям) подразделяется:
Теоретическая лингвистика
Теоретическая лингвистика исследует языковые законы и формулирует их как теории. Она бывает:
Можно говорить не только о «языках», но и о «Языке» вообще, поскольку языки мира имеют много общего. Поэтому выделяют:
Прикладная лингвистика
Прикладная лингвистика решает множество социальных задач: политических, экономических, образовательных, религиозных, инженерных, военных, медицинских, культурных.
Практическая лингвистика
Кибернетические модели языка проверяются тем, насколько похоже они имитируют человеческую речь; адекватность описаний мёртвых языков проверяется в ходе раскопок, когда археологи обнаруживают новые тексты на древних языках.
Эмпирическая лингвистика
Эмпирическая лингвистика добывает языковые данные тремя путями:
Описание может быть ориентировано на письменную и на устную речь; оно может либо ограничиваться только «правильным» языком (см.: языковая норма), либо учитывать также разнообразные отступления от него (см.: просторечие); может описывать либо лишь систему закономерностей, действующих во всех разновидностях языка, либо включать в себя также правила выбора между вариантами в зависимости от внеязыковых факторов.
Одноязычная и сравнительная лингвистика
Сравнительно-историческое языкознание занимается изучением истории языков и выявлением их генеалогических связей (см.: генетическая классификация языков). Этот раздел лингвистики может описывать хронологический срез языка в определённую историческую эпоху, при жизни одного поколения (синхроническая лингвистика изучает язык как систему, ставит перед собой задачи установить принципы, лежащие в основе любой систем, взятой в данный момент), иногда также называется «синхронной»), или изучать сам процесс изменения языка при его передаче от поколения к поколению (историческая лингвистика, иногда также называемая «диахронной» или «диахронической»).
Внешняя и внутренняя лингвистика
Лингвистика языка и лингвистика речи
Статическая и динамическая лингвистика
Общая лингвистика
В составе лингвистики выделяют разделы в соответствии с разными сторонами её предмета.
Соответствующие дисциплины отличаются друг от друга ориентацией на изучение единиц разных уровней языка:
Лингвистика и смежные области знания
На стыке лингвистики со смежными областями знания возник ряд пограничных дисциплин. К таким дисциплинам относятся следующие:
Лингвистическая экзотика
Многие лингвистические вопросы вызывают обострённый интерес со стороны не-лингвистов. Примеры таких тем приведены в статье Лингвистическая экзотика.
Лингвистическая терминология
Язык, изучаемый лингвистом, — это язык-объект; а язык, на котором формулируется теория (описание языка, напр., грамматика или словарь в соответствующих значениях) — это метаязык. Метаязык лингвистики имеет свою специфику: в него входят лингвистические термины, имена языков и языковых группировок, системы специального письма (транскрипции и транслитерации) и др. На метаязыке создаются метатексты (то есть тексты о языке); это грамматики, словари, лингвистические атласы, карты географического распространения языков, учебники языков, разговорники и т. п.
История лингвистики
В древности наука о языке («грамматика») изучала лишь родной язык ученого, но не чужие языки; только престижные языки духовной культуры, а живой разговорный язык народа (и уж тем более неграмотных бесписьменных народностей) не изучался. До XIX века наука о языке была предписывающей (нормативной), стремясь не описать живой язык, на котором говорят, а дать правила, по которым «следует» говорить (и писать).
Что такое языкознание
Вы будете перенаправлены на Автор24
Характеристика языкознания как научной дисциплины
Языкознание – это наука, которая изучает язык и различные его аспекты.
Другое название этой науки – лингвистика, которое произошло от латинского слова «lingua», переводящегося как «язык».
В общем плане выделяют два раздела языкознания: теоретическое (научное) и практическую. В большинстве случаев под языкознанием подразумевают именно теоретическое языкознание.
Специалисты, которые профессионально занимаются вопросами языкознания, называются языковедами (лингвистами).
Предметом языкознания выступают не только мёртвые, существующие и потенциально возможные языки, но и человеческий язык как таковой.
Языковед не может непосредственно наблюдать язык из-за его нематериальной сущности. Наблюдению поддаются языковые явления, под которыми понимают факты речевой деятельности людей в письменной и устной форме, а также материалы (как правило, тексты) существовавших ранее языков.
Языкознание в общенаучном понимании относится к категории гуманитарных наук, поэтому ему не всегда характерно отделение субъекта познания (ментальное сознание языкознания) от объекта познания (изучаемого языка). Наиболее ярко это проявляется в случае изучения языковедом родного языка. Это связано с применением языковедами интроспекции. То есть они, чтобы получить необходимые данные об языковых явления, опираются на рефлексию (способность размышлять над своей интуицией/чутьём по отношению к языку).
С гносеологической (то есть познавательной) точки зрения языкознание можно представить в виде следующих последовательно сменяющих друг друга этапов:
Готовые работы на аналогичную тему
Фиксируемые факты речи могут быть объяснены другими фактами: внешними (через языковые же факты) и внутренними (через факты физиологические, психологические, логические или социальные).
Экспериментальная проверка гипотез в отношении языковых явлений зависит от типа этих явлений. Например, критерием проверки кибернетических моделей языка является степень схожести имитируемой речи с человеческой, а предположений о мёртвых языках – результаты археологических раскопок, в первую очередь, обнаружение текстов на древних языках.
Разделы языкознания
Наиболее широко распространёнными разделами языкознания являются:
Теоретическое языкознание представляет собой чисто научную дисциплину. Оно выдвигает лингвистические гипотезы о закономерностях развития и функционирования языка. Теоретическое языкознание может быть позитивным, когда объясняются языковые явления, имеющие место быть, и нормативным, когда указывается на требуемое употребление речи.
Прикладное языкознание решает связанные с изучением языка задачи практического толка, а также изучает практическое использование теорий языкознания в других сферах общественной жизни.
Практическое языкознание занимается проведением языковедческих экспериментов, посредством которых проверяются положения теоретического языкознания и эффективность продуктов, создаваемые прикладным языкознаниям.
Эмпирическое языкознание занимается получением материалов с помощью экспериментального анализа текстов и речевых конструкций.
Одноязычное языкознание занимается изучением только одного языка. Однако внутри него могут выделяться и отдельно рассматриваться языковые подсистемы.
Сравнительное языкознание занимается сравнением языков друг с другом. Оно включает изучение взаимодействия родственных и соседних языков, исследование генеалогических связей, вскрытие сходств и различий языков, анализ исторического развития разных языков.
Внешнее языкознание ещё называется социальным языкознанием. Оно изучает функционирование языка с учётом влияния социальных факторов со стороны собеседника и различных сфер общественной жизни.
Внутреннее (структурное) языкознание изучает язык как систему, его элементы и взаимодействие между ними, абстрагируясь от влияния внешней среды.
Языкознание языка изучает язык как код, то есть систему объективно существующих социально закреплённых знаков и правил их употребления и сочетаемости.
Языкознание речи изучает речевую деятельность, то есть процессы говорения и понимания, протекающие во времени, вместе с их результатами — речевыми произведениями. Языкознание речи выделяет языкознание говорящего и языкознание слушающего.
Статическое языкознание изучает зафиксированное состояние языка (его отдельных частей, уровней и т.д.) или состояние языковой способности человека.
Динамическое языкознание изучает протекающие во времени процессы (изменения языка, развитие языковых способностей, изучение языков и т.д.).
Общее языкознание изучает свойства и признаки, присущие всем языкам, рассматривает фиксируемые общие тенденции. Оно выдвигает гипотезы, оформленные в виде языковых универсалий. Его составной частью является языковедческая типология, которая сопоставляет разные языки и на основе этого сопоставления делает выводы, относящиеся ко всем языкам.
Частное языкознание изучает отдельный язык (например, русский язык) или группу языков, сформированную по родственному (например, романские языки) или территориальному (например, языки кавказского региона) признаку.