Рассказ ночь исцеления чему учит рассказ

Анализ рассказа Бориса Екимова «Ночь исцеления»

«Ночь исцеления» — глубокое произведение, написанное в 1986 году. Оно учит с пониманием относиться к окружающим, проявлять сострадание, не быть безучастным. Проблемы, затрагивающие людей в послевоенное время, также рассмотрены в рассказе «Ночь исцеления» Бориса Екимова. Анализ произведения школьники делают в 11 классе, а затем пишут по его сюжету сочинение на ЕГЭ.

Описание сюжета

Основным персонажем повести является мальчик по имени Гриша. У него есть бабушка Дуня, которой довелось пережить ужасы войны. После этого женщину стали мучить ночные кошмары. Ей не могли помочь ни родственники, ни врачи. Однажды Гриша приехал к бабушке в гости с ночевкой. Когда она уснула и стала кричать во сне, внук ее разбудил. Он решил выяснить, что же ее мучает.

Как оказалось, бабушка видела один и тот же сон каждую ночь. Ей снилось, что она потеряла талоны, по которым во время войны давали хлеб. Из-за этого ее дети могли умереть от голода. Мальчик решил помочь бабушке. Когда следующей ночью она снова стала кричать во сне, он тихо, чтобы не разбудить, начал говорить ей, что нашел талоны, с ними все в порядке. После этого баба Дуня успокоилась и перестала кричать.

Анализ произведения

Описанная в рассказе ситуация — это просьба автора всем людям быть добрее друг к другу. Главная мысль заключается в сострадании к тем, кто наиболее нуждается в этом. Речь идет о пожилых людях. Гриша проявил жалость и доброту к бабушке, благодаря чему смог помочь ей. Борис Екимов призывает оказывать старикам помощь, не проходить мимо тех, кто в ней нуждается. По мере возможности необходимо чувствовать страхи и проблемы пожилых людей.

Читая рассказ, читатель испытывает чувство сострадания к бабе Дуне. Затем появляются жалость и желание помочь ей. После того как мальчик успокоил старушку, она почувствовала радость.

Русский прозаик учит состраданию, милосердию, оказанию помощи. Это легкое и приятное произведение, после прочтения которого на душе становится тепло. Автор произведения пытается воспитать любовь к окружающим у своих юных читателей.

Объяснение названия рассказа

Бабушка долгое время жила одна. После приезда Гриши она преобразилась, даже стала лучше себя чувствовать. Она радовала внука щами, консервацией, пирожками. Мальчик сразу побежал кататься на лыжах, однако баба Дуня не чувствовала себя одинокой, ведь рядом валялись его вещи. Ожидание прихода внука было для нее радостью. Она могла, улыбаясь, долго смотреть в окно, поскольку знала, что Гриша придет к ней, они за обедом будут разговаривать обо всем на свете.

Бабушка ездила к внукам редко и без ночевки: она боялась, что ее ночные кошмары помешают детям. Внук был очень опечален проблемой бабушки.

Не зная психологических методов исцеления, он помог ей избавиться от ночных кошмаров за одну ночь, просто подобрав правильные слова. Гриша исцелил бабушкину душу, которая не знала покоя много лет.

Вот почему рассказ Екимова «Ночь исцеления», анализ которого проводится в школе, носит такое заглавие. Название полностью раскрывает смысл текста.

Аргументы для сочинения

В итоговом сочинении по рассказу нужно упомянуть о проблемах, описываемых в произведении «Ночь исцеления».

При анализе можно выяснить, что автор поднял в нем разные темы:

Проблема одиночества тесно переплетается с равнодушием к родственникам и близким людям.

Поразительно то, что дети бабушки Дуни, которых она вырастила в военные тяжелые годы, отдалились от нее. Они не понимают, что она чувствует. Над женщиной берут вверх воспоминания о войне, она ощущает себя одинокой.

Проблема гуманного отношения к близким заключается в том, что баба Дуня нуждалась в помощи. Днем она вела обычную жизнь, а ночью не могла спокойно спать и кричала от ужаса. Ей снились военные времена. Врачи помочь не могли, а внук сумел, просто с пониманием отнесясь к любимой бабушке. Проблема взросления раскрывается с помощью Гриши.

Когда он помог бабе Дуне, то:

Годы Великой Отечественной войны сопровождались массовой гибелью людей. И хотя финалом военных действий была победа, они оставили в памяти людей много тревог. У одних воспоминания проявлялись во сне, у других — в поведении.

С уверенностью можно сказать об одном — что последствия войны оказывают не только физическую, но и психологическую боль.

В 1986 году Борис Екимов написал рассказ «Ночь исцеления». Сочинение-рассуждение об этом произведении пишут на итоговых школьных экзаменах. Главная мысль книги заключается в милосердии и доброте к ближним.

Источник

Урок литературы по рассказу Б.Екимова «Ночь исцеления»

Основной темой произведения являются размышления писателя о чувстве человеческого сострадания к ближнему, способному к чудодейственному исцелению от тяжелых недугов.

Главными персонажами рассказа представлены старушка по имени Баба Дуня, пережившая все тяготы и лишения страшного военного времени, серьезно повредившие ее немолодую психику, и ее внук Гриша, мальчик подросткового возраста.

Бабушка является деревенской жительницей, не любящей навещать родных, живущих в городских условиях, поскольку Бабу Дуню по ночам мучают кошмарные сны, во время которых пожилая женщина громко кричит, стонет и зовет на помощь.

Близкие предпринимают попытки излечить бабушку от психического расстройства, обращаясь к различным докторам, приобретая необходимые лекарства, но это не приносит несчастной старушке избавления от болезни. В течение дня бабушка, хлопоча по хозяйству, забывает об ужасах войны, но с наступлением ночи болезненные воспоминания снова настигают ее во сне.

На летние каникулы Баба Дуня с нетерпением ожидает приезда любимого внука, который предупрежден о бабушкином недуге родными, советующими Грише в случае кошмарных снов женщины выводить ее из этого состояния путем пробуждения.

Ночью мальчик слышит болезненный бред бабушки, но не решается разбудить ее, а старательно пытается понять какие воспоминания мучают любимую Бабу Дуню. Из стонов и криков старушки Гриши понимает, что в военное время у бабушки теряются драгоценные хлебные талоны и от страха приближения голодной смерти женщина теряет рассудок и понимание происходящего. В душе мальчика просыпается искренняя жалость к родному человеку, проникшись тем ощущения горя и ужаса, которые испытала его бабуля.

Гриша вступает в беседу со спящей бабушкой и помогает ей советами отыскать ценные карточки на хлеб, тем самым успокоив несчастную больную.

Проведя всю ночь у постели улыбающейся во сне Бабы Дуни, внук неосознанно, проявив истинные чувства сострадания и милосердия, исцелил собственную бабушку от мучительных ежедневных снов, в которых женщина раз от раза переживала немыслимые страдания.

Повествуя в рассказе о бессонной ночи, проведенной внуком с больной бабушкой, писатель акцентирует внимание на проблемах людей, переживших ужасы войны, нуждающихся в сочувствии, понимании, милосердии, доброте, любви, помощи и заботе окружающих.

Краткое содержание

Баба Дуня — пожилая женщина, пережившая войну. Она одиноко живёт в деревне. Недавно к ней приехал погостить внук Гриша. За последние 2 года он вытянулся, повзрослел. Бабушка была очень рада его приезду: суетилась по дому, готовила щи да пирожки, доставала варенья и компоты. Подросток почти не бывал дома, бегал с ребятами то на лыжах кататься, то на коньках, то на зимнюю рыбалку, но для старушки это было не одиночество, повсюду валялись его вещи, книжки, она не чувствовала себя покинутой.

Её сын и дочь переехали в город и приезжали к ней раз в год или того реже. Она к ним тоже ездила редко: во-первых, боялась оставлять свою хату, а во-вторых, она тревожно спала, причиной тому были война и голод. Во сне она кричала, что потеряла карточки в синем платочке, а дома троих детей кормить нечем, винила себя, спрашивала, не видел ли их кто. Это событие, произошедшее с ней во время войны, она снова и снова переживала в кошмарах.

Сын и дочь водили её по врачам, те прописывали лекарства, но ничего не помогало, поэтому, чтобы не пугать детей, она почти перестала к ним ездить.

Рассказ ночь исцеления чему учит рассказ. Смотреть фото Рассказ ночь исцеления чему учит рассказ. Смотреть картинку Рассказ ночь исцеления чему учит рассказ. Картинка про Рассказ ночь исцеления чему учит рассказ. Фото Рассказ ночь исцеления чему учит рассказ

Перед сном она предупредила внука, что будет шуметь во сне, но он её уверил, что спит мёртвым сном. Однако, когда она начала кричать: «Помогите, люди добрые! Карточки потеряла!», он всё-таки проснулся. Разбудил её, успокоил, но бабушка чувствовала себя очень виноватой. В следующий раз она кричала: «Не отнимайте мешки!» Когда Гриша разбудил её, она рассказала, что в войну собирала за Доном жёлуди, чтобы растолочь, перемешать немного с мукой и испечь чуреки, чтобы прокормиться, а лесники на пароме отнимали мешки с желудями, так как не положено.

Гриша очень жалел её и думал над тем, как помочь ей. Мать советовала ему крикнуть: «Молчать!», и тогда старушка прекращала, но он понимал, что это не выход. Он придумал свой способ.

Когда очередной ночью бабушка снова начала причитать про карточки и плакать во сне, Гриша принялся успокаивающе говорить ей: «Вот ваши карточки, в синем платочке, я нашёл, возьмите», и она успокоилась. Во второй раз он тоже успокоил её беседой во сне. Он понимал, что наяву нельзя говорить ей об этом способе излечения: она должна поверить, что карточки действительно нашлись во сне. Он собирался успокаивать её так ещё несколько ночей — и тогда придёт итоговое исцеление.

Б. Екимов,

Искусство и развлечения 16 июня 2015

Война оставляет глубокий след в душе каждого человека. Часто и по прошествии множества лет воспоминания о ней не дают спокойно спать и жить. Доказательством этого является рассказ Б. Екимова «Ночь исцеления», краткое содержание которого предлагается ниже.

Вынужденное одиночество

Дети бабы Дуни давно устроились в городе. А она жила в деревне одна, потому приезд внука ее словно окрылил. Старушка суетилась, готовила и, даже когда Гриша убегал на улицу, чувствовала: в доме есть живая душа. Так начинает свое произведение Екимов Борис.

«Ночь исцеления» продолжается рассказом об обстоятельствах, заставивших бабу Дуню коротать век в одиночестве. Конечно, хозяйство, которое не бросишь. Однако была причина поважнее: старушка не могла спокойно спать.

Сначала она часто навещала детей, но каждый ее приезд превращался для них в испытание. Она кричала по ночам: сказывались трудные военные годы и голод – и не давала спать. Бабу Дуню водили по врачам, но ничего не помогало.

И теперь она бывала в городе только днем, а к вечеру непременно возвращалась домой. Благо подросший Гриша гостил у нее и зимой, и по весне.

Видео по теме

Неспокойная ночь

Внук вернулся с улицы к вечеру и, поужинав, стал готовить снасти к утренней рыбалке. А баба Дуня сидела рядом и все спрашивала его о том да о сем.

Когда ложились спать, предупредила, чтобы, если ночью шуметь будет, разбудил. Гриша лишь отмахнулся: спит он крепко, потому ничего не услышит. Однако вскоре его разбудил крик бабы Дуни.

Она говорила о потерянных карточках, о голодных детях и просила о помощи – отмечает автор рассказа «Ночь исцеления».

Краткое содержание того, что произошло дальше, можно передать так. Внук попытался успокоить бабушку, и она снова заснула. Но через время крики повторились.

Теперь баба Дуня говорила о желудях, которые, как узнал разбудивший ее Гриша, в голодные годы она молола и добавляла в муку. Старушка чувствовала себя очень виноватой перед внуком и, вероятно, до утра уже не спала.

Характеристика главных героев

Главные герои «Ночи исцеления» — бабушка и внук. Их описание и характеристика:

Также в рассказе упоминаются взрослые дети бабы Дуни. Один из них, Пётр — отец Гриши. Они живут в городе. Но у них уже давно своя жизнь. Они тоже жалеют бабушку, понимают, что всему виной старость и прожитая ею тяжёлая жизнь, но всё же они не в полной мере проникаются её бедой, как сделал это Гриша. Они водят её к врачам, где ей прописывают лекарства, но это не помогает.

Анализ произведения

Описанная в рассказе ситуация — это просьба автора всем людям быть добрее друг к другу. Главная мысль заключается в сострадании к тем, кто наиболее нуждается в этом. Речь идет о пожилых людях. Гриша проявил жалость и доброту к бабушке, благодаря чему смог помочь ей. Борис Екимов призывает оказывать старикам помощь, не проходить мимо тех, кто в ней нуждается. По мере возможности необходимо чувствовать страхи и проблемы пожилых людей.

Читая рассказ, читатель испытывает чувство сострадания к бабе Дуне. Затем появляются жалость и желание помочь ей. После того как мальчик успокоил старушку, она почувствовала радость.

Русский прозаик учит состраданию, милосердию, оказанию помощи. Это легкое и приятное произведение, после прочтения которого на душе становится тепло. Автор произведения пытается воспитать любовь к окружающим у своих юных читателей.

Темы, основная мысль и проблематика

Жанр произведения — рассказ, направление — реализм. Проводя анализ «Ночи исцеления» Екимова, можно выделить несколько важных тем, которые затрагивает автор. Все они переплетаются между собой в единую картину. Среди них:

Одна из главных мыслей произведения — боль войны жива в народе. Великая Отечественная война в той или иной мере затронула каждую семью, многие потеряли родных и близких, пережили лишения, которые навсегда остались в памяти. В тексте эта боль затрагивает не только бабу Дуню, но и всю её семью, и юного Гришу. Старушка страдает, со страхом ждёт прихода ночи, потому что снова и снова будет видеть во сне один и тот же кошмар.

Очень жутко читать рассказы бабы Дуни о голоде, что ей приходилось толочь жёлуди и добавлять в них немного муки, чтобы испечь чуреки. Нынешнему поколению непросто поверить в то, что такое было на самом деле, вот и Гриша, слушая об этом, удивляется: снится ли это бабушке или это было взаправду. А потеря карточек в военное время и вовсе была равносильна смерти, их не восстанавливали в случае утери.

Ещё одна важная мысль — необходимо быть чутким к проблемам других людей. Рассказ учит быть добрым, сострадательным, понимающим, внимательным к чужим бедам. Порой даже простой разговор или ласковое слово могут облегчить состояние человека.

Героями произведений Бориса Екимова очень часто становятся школьники, подростки. Неслучайно центральной темой в его творчестве являются проблемы самовоспитания и самоопределения в жизни. По мнению самого автора, важно с самого детства учить ребёнка проявлять сочувствие, быть опорой для близких, с теплотой и пониманием относиться к беспомощной старости, помогать любому живому существу.

Приехав погостить к бабушке, Гриша уже делает её жизнь лучше одним своим присутствием: он помогает ей справиться с одиночеством, она слушает его разговоры о рыбалке, заботится о нём, готовит для него щи, пирожки, варенье. Подросток проявляет себя очень хорошим и любящим внуком. Излечивая старушку, он действует гипнотически, словно переносясь в её сон, в её тревожный внутренний мир, действительно проникаясь её страданием и желая исцелить от тягостного душевного состояния.

Урок внеклассного чтения по рассказу Б. Екимова «Ночь исцеления» (7 класс)

Урок внеклассного чтения по рассказу Б. Екимова «Ночь исцеления». 7 класс

расширить знания учащихся об истории России в годы Великой Отечественной войны; усовершенствовать навыки сопоставительного анализа; углубить представление о характере героя, данного в развитии.

развивать у учащихся творческие и познавательные способности, речь, внимание, воображение.

воспитывать доброжелательность, умение сочувствовать окружающим.

Тема сегодняшнего урока «Эхо войны», урок внеклассного чтения по рассказу Бориса Петровича Екимова «Ночь исцеления»

Ушел солдат на войну сражаться за Родину, за Русь святую, за отчий дом, за детский смех. Остались в домах женщины, старики и дети. Женщины тыла, взвалив на себя всю тяжесть мужской работы, приближали Победу.

Сейчас выросли их дети и внуки, у многих ушли из жизни вернувшиеся с фронта мужья, и все чаще и чаще память возвращает их к войне, к испытаниям, через которые они прошли. Именно об этом и о многом другом небольшой рассказ Бориса Петровича Екимова «Ночь исцеления».

Мы должны знать героическое и трагическое прошлое страны, которое находит отклик в наших душах.

Итак, сегодня на уроке мы проанализируем рассказ Б. П. Екимова «Ночь исцеления». Приоткроем одну из страниц истории нашей Родины, страшную страницу Великой Отечественной войны. Будем учиться рассуждать, делать выводы, развивать воображение, речь. Герой рассказа преподаст нам жизненный урок. А какой урок, вы скажете в конце урока.

Эпиграфом к уроку послужат слова А. Селезнева

А говорили: все проходит

И позабудется в свой срок.

Но боль войны жива в народе

И бродит, как в березе сок.

2. Индивидуальное задание.

Прежде, чем анализировать рассказ, прослушаем небольшое сообщение об авторе, нашем современнике, Борисе Петровиче Екимове

(Борис Петрович Екимов родился в 1938 году в городе Игарке Красноярского края. Наиболее известные произведения: «Елка для матери», «Ночь исцеления», «За теплым хлебом», «Живая душа», «Родительский дом». Вопрос о самоопределении человека в жизни – центральный в творчестве Б.Екимова. По убеждению писателя, он начинается с ответственности перед действительностью, с бескорыстной готовности разделить боль живого существа, утешить страдающего. Именно этот момент в судьбах героев и делает Б.Екимов центральным нервом многих своих рассказов.

—Какое впечатление произвел на вас рассказ?

(*Впервые задумался над тем, что и моим близким нужна моя помощь. * мне стало страшно, что до сих пор война так мучает людей. * Я подумал: а что бы я сделал на месте Гриши? Смог бы так, как он?)

—Какие чувства вы испытали во время чтения? (*Тревогу, жалость к бабе Дуне. * Жалость к тем, у кого нет близких, к остающимся один на один со своей бедой. * Удивлен поведением Гриши.)

—Какова тема рассказа? (Как внук помог бабушке.)

—Как вы считаете, что волнует автора? Какие проблемы затронуты в рассказе Екимова?

(*Последствия войны для мирных людей, память о войне. *Взаимоотношения двух поколений. *Гуманное отношение к страдающему человеку.)

—Кто главный герой рассказа? Почему? (Дети называют бабу Дуню и Гришу, к этому вопросу возвращаемся в конце урока.)

—Обратимся к тексту произведения. Как чувствует себя баба Дуня в дни приезда внука? Прочитайте.

—Обратите внимание на строки: «И снова баба Дуня осталась одна. Но то было не одиночество.» Можно предположить, что до приезда внука баба Дуня испытывала одиночество? Почему автор повторяет однокоренные слова? (Одна – без других, в отдельности. Одиночество – состояние не только физическое, но и душевное. Его можно испытать, когда вокруг люди, но нет близких по духу. Дети отметили, что одиноким можно оказаться и в классе.)

—Но ведь мы знаем, что у бабы Дуни есть семья. В городе живут родители Гриши. Почему она редко гостила у них? Как дети относятся к болезни матери?

(…все понимали, что виновата старость и несладкая жизнь, какую баба Дуня прожила с войной и с голодом. Но одного понимания «болезни» бабы Дуни оказалось недостаточно для того, чтобы помочь ей. «Водили ее к врачам, те прописывали лекарства. Ничего не помогало. Следовательно, болезнь бабы Дуни нужно было лечить не лекарствами.

4. Самостоятельная работа. Задания на выбор учащихся.

Время выполнения 4 мин. (Задания дифференцированные). Проверка выполнения задания.

1)Что же произошло с бабой Дуней во время войны? Что спустя десятки лет острой болью отзывается в душе бабы Дуни? (Выборочный пересказ.)

Слово учителя. Карточка – бланк с отрезными талонами, дающий право на получение продуктов. Обычно их не восстанавливали в случае потери. Потеря карточек во время войны смерти подобна. Надо ли говорить, какие мучения испытывала мать, не зная, чем накормить детей.

Просмотр видеоролика о голоде в блокадном Ленинграде

2)Проследите, как Гриша приходит к мысли о том, что именно он должен помочь бабушке. Обратите внимание на каждый эпизод, посвященный сну героини. (Поначалу то, чему он стал свидетелем ночью, не слишком занимает мысли Гриши: «Стало думаться об утре, о рыбалке…» Затем Гришу поражают слезы бабы Дуни. Если после первого бабушкиного кошмара мальчик смутно представлял себе, что именно из прошлого тревожило ее, то после второго сна представление о том, что пережила бабушка, принимает конкретные очертания: «-А зачем тебе желуди? – Кормиться. Мы их толкли, мучки чуток добавляли и чуреки пекли, ели». Гриша поражен тем, что сны могли стать причиной настоящих слез, что они столь же реальны для бабы Дуни, сколь и окружающая действительность: «Снится – и было». В финале рассказа Гриша стал понимать бабушку, стал сочувствовать ей. Воспоминание о бабушкиных слезах «резануло по сердцу» мальчика: «Слезы катились и катились. Они шли от сердца, потому что сердце болело и ныло, жалея бабу Дуню и кого-то еще…» Гриша разговаривал с бабушкой мягко, спокойно, ласково, с любовью. Он готов помогать бабушке не одну ночь, сколько понадобится, лишь бы баба Дуня исцелилась.

3) «…сердце болело и ныло, жалея бабу Дуню и кого-то еще…» Как ты думаешь, кого еще жалел Гриша?

4)Составьте монолог Гриши, сидящего в слезах у кровати заснувшей бабушки. Подумайте, как он обращается к бабушке, что ей обещает.

(Бабушка, миленькая моя, прости меня, пожалуйста, за то, что редко навещал тебя, огорчал, не всегда понимал тебя. Извини меня, родная,… я буду часто – часто приезжать к тебе, помогать. Когда вырасту, я перееду к тебе жить, и мы будем с тобой всегда вместе.)

5)Чтобы помочь бабушке, Гриша придумал свой способ ее исцеления. Мама предлагала другой, испытанный взрослыми. Сопоставьте два способа, две линии поведения. Подберите эпитеты к каждому из способов.

Толкование лексического значения слов
эгоизм, милосердие, сострадание, гуманность
5. Работа над раскрытием символики заглавия

Задания по группам. 1 ряду подобрать однокоренные слова к слову исцеление.

(Целитель, целебный, целительный, исцелять, исцеляющий).

2 ряду подобрать синонимы к слову исцеление.

(Излечение, выздоровление, восстановление здоровья).

3 ряду назвать ассоциации, возникающие при слове исцеление.

( Возрождение, воскрешение, очищение, обретение здоровья).

— Как вы понимаете смысл названия? О каком и чьем исцелении идет речь?

( Баба Дуня мучается ночью. Она страдает от тревожных снов. Гриша действует именно ночью, и он будет избавлять бабушку от мук еще не одну ночь. Но когда-нибудь наступит она, последняя ночь, когда баба Дуня полностью успокоится, исцелится. Исцеление – это полное выздоровление не только от физической боли, страданий, но и от моральной, душевной раны. Гриша выступает в роли целителя, лечащего силой внушения, лаской, любовью. И главное, он верит в свои силы, надеется на лучший исход. А кто верит, у того многое получается. Гриша исцелился от своего равнодушия, он стал чувствовать чужую боль, научился сострадать. Это исцелилась, очистилась от непонимания его душа. Может быть, под влиянием рассказа кто-то из нас исцелится от черствости и равнодушия.

— Как связана тема урока и проблематика рассказа Б.Екимова? (В рассказе поднята проблема последствий войны, эха войны, которые не дают нашей героине спокойно жить спустя многие годы после ее окончания.

—Кто главный герой рассказа? (Гриша,так как его образ дан в развитии.)

—Какой урок преподал нам Б.Екимов? (Урок доброты, человеколюбия.)

7. Информация о домашнем задании.

Задания на выбор учащихся. 1Напишите письмо Грише, выразив свое отношение к нему. 2Прочитайте один из рассказов: Е.Носов «Шопен, соната номер два», Алексин «Третий в пятом ряду». 3Подберите пословицы и поговорки о доброте и милосердии. 4Проиллюстрируйте понравившийся эпизод.

. Слово учителя. Война не только убивает, ранит физически, в большей степени калечит морально. И кровоточат всю жизнь раны тех, кто выстоял, выстрадал, завоевал Победу. Не пожалейте ласкового слова, теплого взгляда для этих людей. Они заслужили это. Может быть, рядом с вами живут люди, которым необходима помощь. Бабушки и дедушки не просят помощи, они ждут ее.

Прочитайте высказывания великих людей. Хочется, чтобы эти слова остались «зарубками» на ваших сердцах *Если ты равнодушен к страданиям других, ты не заслуживаешь названия человека.(Саади) *Истинное добро со стороны того, кто творит его, имеет меньшую память, чем со стороны того, кто его принимает. На то оно и добро, чтобы не искать прямой отдачи.(В.Распутин) *Самое главное человеческое качество – умение сопереживать, сострадать кому-то и в горе, и в радости. (В.Сухомлинский).

Смысл названия

Заглавие рассказа намекает на исцеление не только бабушки, но и внука: он исцеляется от собственного равнодушия, чёрствости, меняется, взрослеет, становится мудрее. В первую ночь он относится к прошлому бабушки несколько отстранённо, думает, что у неё исчезнет тревога, достаточно ей только перелечь на правый бок. Но в последующие ночи он понимает, что всё гораздо серьёзнее, расспрашивает её о жизни во время войны, становится более чутким, её боль постепенно превращается в его собственную. После этого он понимает, что исцеление будет их общим.

Писатель рисует словно бы 2 жизни, которые проживает подросток:

Разумеется, эта ночная жизнь и помощь родному человеку становятся для героя важнее.

Вариант решения проблемы

На следующий день внук отправился на рыбалку, затем на лыжную прогулку. Умаялся так, что ночью спал как убитый. А днем баба Дуня все извинялась, на что Гриша успокаивал ее и просил не волноваться. Так проходило время — отмечает Б. Екимов в рассказе «Ночь исцеления», краткое содержание которого вы читаете.

Как-то мальчик звонил с почты в город. Мама спросила, спит ли он по ночам. Потом дала совет — если баба Дуня начнет кричать, нужно подойти и крикнуть: «Молчать!» Помогает. По дороге домой Гриша все думал о бабушке. Она казалась ему маленькой и слабой. Мучил вопрос о том, как ей помочь. Для других горести давно закончились, а бабу Дуню все не отпускают. Весь вечер у мальчика что-то щемило и жгло в груди. И он думал: только бы не уснуть.

Последний эпизод рассказа

Наконец, баба Дуня заворочалась, беспокойно забормотала, что, мол, карточки хлебные она потеряла, как же выжить теперь? Хотел Гриша, по совету матери, крикнуть и топнуть, уже набрал полную грудь воздуха и ногу приподнял… Но такая мука была на лице у старушки и такие горькие слезы на глазах, что паренек встал на колени рядом с кроватью, тихо сказал: «Вот они, ваши карточки, бабушка… В синем платочке, да? Это ваши в синем платочке? Вы уронили, а я поднял. Вот, возьмите…» И баба Дуня успокоилась.

А спустя какое-то время вдруг снова заговорила: пробирается она к мужу в госпиталь, вот документы, пустили бы ее переночевать, ей бы только перекантоваться где-нибудь до утра. Гриша «взял документы», сказал, что все в порядке и она может остаться до утра. И бабушка Дуня затихла, умиротворенная.

А наутро хотел он рассказать бабушке эти ночные истории, похвастаться, какой он сообразительный, но понял: нельзя говорить. Это должно стать его тайной. Он еще побудет со своей бабаней. И следующую ночь, и ту, что за ней. Снова «войдет» в ее сон. «Найдет» потерянные ею карточки, «защитит» от отбирающих последнее, «вернет» то, что украли. И тогда к ней придет исцеление.

Таково краткое содержание рассказа «Ночь исцеления» Екимова.

Об авторе

Борис Екимов (родился в 1938 году) — один из старейших русских прозаиков. Его перу принадлежат такие произведения, как «Девушка в красном пальто», «Офицерша», «У своих», «Доехали благополучно» и др. Рассказ «Ночь исцеления» написан в 1986 году.

Действие рассказа происходит в 1970-1980-е годы. Много лет прошло, как закончилась Великая Отечественная война, вернулись домой с победой советские воины, но все еще живы воспоминания в сердцах людей, переживших это страшное время.

В изложении краткого содержания «Ночи исцеления» Б. Екимова отметим, что в рассказе нет описаний батальных сцен, не грохочут взрывы, не гибнут люди. Произведение вроде бы не о войне. Но и о войне одновременно. О ее тяжелых последствиях, о том, сколько страданий пришлось пережить и тем, кто не воевал, а работал и жил ради будущей победы, растил детей, верил в лучшее.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *