Рассказ портрет что это
Анализ произведения Н. В. Гоголя Портрет
Что вам известно об искусстве? Многих поставит в тупик данный вопрос. А о портрете, как о жанре изобразительного искусства? Согласитесь, портреты ведь бывают разные, и не только по тому, как и кто их написал. Всё зависит и от того, кто изображён на портрете. Это влияет на наше восприятие картины, наши чувства, эмоции, мысли, переживаемые, когда мы смотрим на неё. Мы можем испытывать радость, гордость, умиление, гнев, страх… Старые, давно написанные портреты хранят в себе много тайн, одному художнику ясного смысла. У каждого из них своя неповторимая история. Фотографии, что стали весьма популярны в современности, выполнены без чувств, без души. Это всего лишь секунда из жизни. Портреты же всегда несут в себе частичку души художника, как и любые другие картины. Маленький набросок, большой портрет, детские рисунки – всё это несёт в себе определённую энергетику. Именно эта мысль улавливается в повести Н.В. Гоголя «Портрет».
Написана повесть была в 1835-1834 годах. Впервые «Портрет» был напечатан в книге «Арабески. Разные сочинения Н. Гоголя». Повесть была значительно переработана в конце 1841 – начале 1842 года; данная редакция закончена в марте 1842 года и опубликована в третьей книге «Современника» за 1842 год, со следующим примечанием от редакции: «Повесть эта была напечатана в «Арабесках». Но вследствие справедливых замечаний была вскоре после того переделана вся и здесь помещается в совершенно новом виде».
Начав читать о том, что происходило с Чартковым, я сначала было сравнила его состояние с сонным параличом. Это как раз таки то самое состояние, когда ты не в состоянии закричать или пошевелиться, тебе мерещатся самые невообразимые ужасы. Ты находишься на грани между сном и реальностью. Кто-то считает, что это всего лишь игры подсознания, воображение. Иной возразит ему, сказав, что это не совсем так. Что всё это не случайно. И такие видения, как у Чарткова, могут иметь большое значение. Да, это действительно страшно. Думается, что таким образом нас пытаются предупредить об опасности, уберечь от чего-то. Но, зачастую, сочтя виденье за обычный сон, человек не видит опасности до последнего момента. До того момента, когда становится слишком поздно.
И так, Чартков получает деньги. Много денег. И тут же им овладевают бесы. Все его действия так и затягивают юношу в беспросветную пучину ада, где дьявол так и подбивает его на свершение новых, ещё более ужасных уже не только с точки зрения религии, но и норм общества, поступков. Он слишком высокомерен, чересчур горделив и чрезмерно уверен в себе. Слава затмила разум, гордыня съедает его изнутри. Талант отходит на последний план. Главное – свет. Званые обеды, балы, прогулки, бессмысленные пустые беседы и бездушно написанные портреты. Они однотипные, не несущие в себе и частички души живописца. В них нет ничего «живого». Одна лишь жалкая копия природы, и та с излишними прикрасами. Когда же Чартков вдруг видит, чего добился его старый друг, пошедший совершенно иным, нежели он сам, путём, мужчину одолевают ненависть, зависть, отчаяние, чувство собственной никчёмности и ненужности. Чувство того, что все его последние произведения не имеют ничего общего с тем шедевром, что он сейчас узрел. Ничего общего с талантом. С искусством. Искусство – выражение чувств, эмоций. А Чартков никаких чувств не испытывал, когда писал портреты за деньги. Он сам истребил в себе талант. Придя в отчаяние, художник скупает и уничтожает все самые гениальные и дорогие произведения искусства. В итоге некогда талантливый живописец сходит с ума и умирает в мучительной лихорадке….
Из второй части повести мы узнаём историю самого портрета. Нам рассказывают о самом ростовщике, чьи глаза внушают ужас в сердца людей, о художнике, написавшем сие произведение искусства. Бессмысленно, мне кажется, излагать историю подробно здесь сейчас.
Скажу лишь я вам в заключенье,
Что выбор ваш всегда лишь ваш,
И если хватит вам терпенья
Не попадаться в заточенье
Грехов и глупых скверных блажь,
Спасти ваш дух и вашу душу не будет составлять труда.
Запомните, что ваши души,
что ваши судьбы лишь в руках
Едино вас.
И только вы делаете выбор – поддаться греху и искушенью, или же побороть их в себе и встать на верный путь.
А если всё же совершите
Вы грех, к примеру, написав
Портрет самОго дьявола,
То в силах душу исцелить:
Лишь стоит Бога умолить
Вам дать его благословенье
И душу вашу снисхожденье
Настигнет. Только время ждите
И всё молите, и просите,
Терпите, душу очищая
И на прощенье уповая.
Так в чём мораль?
А, может, в том,
Что сами путь свой изберём,
И сами примем мы решенье –
Отдать портрет иль взять грешенье.
Портрет (повесть)
Повесть была создана в 1833—1834 годах и впервые опубликована в книге «Арабески. Разные сочинения Н. Гоголя» в 1835. Вторая редакция (текст был значительно переработан в конце 1841—начале 1842 года) была напечатана в 1842 в третьей книге «Современника».
Сюжет
Живущий в бедности молодой художник Чартков, несмотря на то, что ему нечем расплатиться за аренду квартиры, в лавочке на Щукинском дворе покупает за двугривенный портрет неизвестного ему человека, старика в азиатских одеждах, который привлёк его внимание тем, что глаза изображённого выглядят совершенно как живые. Придя домой, он не может отделаться от впечатления, что старик смотрит на него, ночью Чарткову снятся кошмары, связанные с портретом. В одном из снов старик выходит из рамы с мешком, набитым деньгами, и художнику удаётся схватить один свёрток с надписью «1000 червонцев». Утром, когда появляется квартальный, требующий с Чарткова плату за квартиру, в раме портрета обнаруживается точно такой же свёрток, какой художник видел в своём кошмаре.
Чартков переезжает в роскошную квартиру на Невском проспекте, даёт объявление в газету, и вскоре у него появляется много заказчиков. Чартков становится модным художником, пишет множество портретов. Он удовлетворяет запросам клиентов, однако многие его прежние знакомые замечают, что талант его, раньше явно проявлявшийся, исчез. Чартков становится скрягой и мизантропом. Увидев на выставке картину одного из прежних знакомых, он понимает, что собственные его работы на самом деле далеки от совершенства. Чартков запирается в своей мастерской и пытается создать что-то подобное, однако у него ничего не получается; тогда он начинает скупать живописные шедевры и уничтожает их. Вскоре Чартков сходит с ума и скоропостижно умирает.
Через некоторое время на неком аукционе выставляется среди прочих предметов искусства портрет азиата, когда-то купленный Чартковым. Когда цена в ходе торгов значительно возрастает, появляется художник Б. и заявляет, что обладает особыми правами на эту картину. В подтверждение своих слов он рассказывает историю.
Он описывает некогда жившего в петербургской Коломне ростовщика, который был известен тем, что мог ссудить любую сумму на казавшихся выгодными условиях, но при этом в результате всегда оказывалось, что на самом деле набегали огромные проценты. Сделка с ростовщиком неизменно приносила его клиентам несчастья.
Отец Б., тоже художник, живший неподалёку, получил заказ на портрет от азиата. Поскольку он давно думал о том, чтоб изобразить духа тьмы в облике своего соседа, он принял заказ. Однако в ходе работы над портретом (на котором особенно страшными получаются глаза) художник начинает испытывать непонятный ужас и в конце концов бросает работу и убегает из дома заказчика. На следующий же день ростовщик умирает, и служанка приносит художнику неоконченный портрет. Со временем художник начинает чувствовать в себе странные перемены. Он хочет сжечь портрет, но приятель отговаривает его и забирает себе; затем сам сбывает его своему племяннику. Каждого владельца портрета преследуют несчастья, а у его создателя вскоре умирают жена, дочь и сын. Тогда художник, понявший, что в портрет вселилась часть души старика, отправляет оставшегося в живых старшего сына в Академию художеств, а сам уходит в монастырь, где через некоторое время ведения строгой жизни и самоотвержения пишет Рождество Христово, и его работа оказывается исполненной святости. Сын посещает его в монастыре, и отец сообщает ему некоторые наставления и мысли об искусстве, а также завещает ему найти портрет и уничтожить его.
Художник Б. представляется сыном автора портрета и говорит, что после долгих лет поисков наконец нашёл картину. Но когда он, а вместе с ним и посетители аукциона, поворачивается к стене, где висело полотно, оказывается, что портрет исчез.
Анализ повести Портрет Гоголя (идея и главная мысль, суть и смысл, темы)
Любил описывать мистические истории, а после выхода в свет «Пиковой дамы» Пушкина в 1834 году, решил написать что-то аналогичное, в то же время уникальное. Повесть «Портрет» впервые была опубликована в 1835 году в книге «Арабески. Разные сочинения Н. В. Гоголя», а после второй авторской редакции еще раз в 1842 году в журнале «Современник». История, безусловно, привлекла к себе внимание критиков, благодаря своей сюжетной и стилистической основе.
На самом деле, ростовщик еще при жизни имел плохую репутацию. Все, кто когда-либо занимали у него деньги, сталкивались с чередой несчастий. Одни сходили с ума, другие кончали жизнь самоубийством, третьи становились жуткими завистниками или ревнивцами. Когда он обратился к соседу-живописцу с просьбой нарисовать его портрет, тот и заподозрить не мог, чем обернется эта история. Не в силах довести портрет до конца, он сбежал в монастырь. При этом он потерял всех родных, кроме старшего сына, который учился вдалеке от дома.
Он давно пытался найти и уничтожить этот портрет, так как понимал, что совершил грех, запечатлев злого духа на нем, который мог приносить вред людям и после своей смерти. Одной из жертв злого ростовщика стал художник Чартков, которого портрет сначала обогатил, сделал знаменитым и преуспевающим в высших кругах человеком, а затем безумцем. В конце концов, от зависти к работам других художников, Чартков сошел с ума. Он скупал лучшие картины и сжигал их. Сам он вскоре умер от чахотки.
Во второй части повести мы видим, как сын коломенского живописца пытается выкупить портрет ростовщика на аукционе. Он рассказывает присутствующим ужасную историю картины, чтобы те позволили ему выкупить ее и уничтожить. Но как только он завершает рассказ, оказывается, что картина каким-то загадочным образом исчезла, испарилась с того места, где висела. Кто-то предположил, что она была украдена, но художник в этом сильно сомневался. Страшный портрет так никому уничтожить не удалось.
Повесть Н.В.Гоголя «Портрет» начинается с рассказа о несчастливой судьбе художника Чарткова, пожертвовавшего своим талантом ради обеспеченного существования.
Занимаясь творчеством, он стойко переносил бытовые невзгоды, нищету и неустроенность, мог часами не отрываться от холста и красок, забыв обо всём на свете. Но клад, найденный в раме портрета, случайно купленного на последние гроши в небольшой лавчонке, дал ему возможность не только свободно творить и развиваться, но и позволял «выйти в свет», чем молодой человек поспешил воспользоваться. Недоступное ранее высшее общество распахнуло перед ним свои двери.
Чартков быстро стал модным портретистом, но остановился в развитии как художник. Вначале он наивно полагал, что большая практика даст ему обилие материала и будет способствовать совершенствованию мастерства, но жестоко просчитался.
Вместо самозабвенного творца он стал ремесленником. Его рука так же «приобыкла», как и у создателей лубочных картинок, чьи «шедевры» художник видел в картинной лавочке. Чартков разбогател, стал самоуверен, категоричен в суждениях. К написанию портретов он стал относиться как к привычной и надоевшей работе.
Но судьба сталкивает его со своим антиподом — ровесником, тоже художником, но отдавшим все свои силы совершенствованию мастерства и таланта. Увиденная Чартковым картина, которую тот выставил на всеобщее обозрение, сработала как катализатор, заставив осознать, что он растратил свои дарования, занимаясь ремеслом. Пережитое потрясение сломало героя повести, приведя к гибели.
В конце повествования на сцене появляется ещё один участник, о судьбе которого поведал его сын — это создатель рокового портрета. Художник-самоучка развился не только как мастер, но и осознал ответственность, которую несёт одарённый человек перед человечеством.
Пытаясь показать своё мастерство, он настолько живо написал портрет ростовщика, что душа того поселилась в картине. Так, Гоголь, — талантливый создатель мистических сюжетов, образно изобразил семена зла, которые может посеять творец с развитой техникой исполнения, но с ослеплённой гордыней душой.
Но немолодой уже художник нашёл в себе силы и осознать свои ошибки, и преодолеть их. Гоголь вложил свои взгляды на искусство и влияние одарённых людей на человечество в слова талантливого самоучки, обращённые к своему сыну.
Такое построение повести автором сделано не случайно. Трагическая судьба Чарткова и счастье нашедшего внутреннюю правду самоучки в конце повествования побуждают читателя верить в свои силы и не искать оправдания своим неудачам, а преодолевать препятствия с достоинством.
Произведение «Портрет», анализ которого мы сейчас сделаем, входит в сборник «Петербургские повести» Николая Гоголя, куда также включены «Невский проспект», «Нос», «Шинель», «Записки сумасшедшего». При всей разнице сюжетов они объединены не только местом действия, но и общей проблематикой. Безусловно, разбор этой повести поможет лучше понять задумку Гоголя, что поможет вам, например, при написании сочинения или просто если вы делаете краткий анализ повести «Портрет» Гоголя.
История создания
Впервые задумка написать «Портрет» у Николая Васильевича возникла в 1832 году. Спустя три года первая редакция повести была опубликована в сборнике «Арабески». Гораздо позднее, в 1841 году, когда Гоголь уже написал свои знаменитые «Мертвые души», он подверг повесть существенным изменениям: изменил диалоги, эпитеты, а также поменял фамилию главного героя с «Черткова» на «Чартков» во избежание ассоциаций с чертом. Обновленная версия книги появилась в третьем номере «Современника».
В центре сюжета произведения стал портрет, обладавший мистической силой. На его написание Гоголя вдохновил популярный в те года роман Метьюрина «Мельмот Скиталец». Образ же алчного ростовщика был навеян писателю мифом о вечном жиде, который никак не мог обрести покой.
История написания
Идея написания появилась у Гоголя в 1832 г. История создания «Портрета» — реальные факты из творческой жизни писателя, которые заслуживают отдельного внимания:
Смысл названия
Главный замысел повести кроется в его названии. Гоголь не зря дал своему детищу столь простое и лаконичное название, поскольку именно в потрете заключалась вся суть произведения: он стал сосредоточением всех мыслей и поступков героя, символом безудержной алчности и всевозможных пороков.
Столь меткое, емкое название повести уже заставляет задуматься над многими проблемами, которые попытался раскрыть писатель. Оно фокусирует внимание, притягивает к себе все мысли. В данном случае в правильно подобранном названии повести кроется половина успеха произведения.
Жанр и направление
Для творчества Гоголя в целом характерно направление фантастического реализма, однако в повести «Портрет» он намеренно отошел от него. В произведении нет «оживших» или очеловечившихся предметов, однако присутствует сильнейшая мистическая сила, способная вершить людскими судьбами посредством загадочного портрета с изображением ростовщика. При жизни его деньги, которые он давал в долг, приносили людям одно лишь горе. Страшная миссия героя продолжилась и после его смерти. Однако в конце произведения Гоголь дал объяснение всему происходящему – это был лишь дурной сон. Так что концентрация фантастики в произведении весьма невелика.
Во вторую часть произведения автор вплел элементы детективной истории. Прежде всего, это связано с судьбой портрета, который таинственным образом исчез во время аукциона. Кроме того, он дал пояснение, откуда могли появиться деньги, чье неожиданное появление в начале истории казалось почти волшебным.
Не обошелся Гоголь и без комизма в произведении, придав яркость, живость, характерность образам клиентов Чарткова, с насмешкой продемонстрировав тягу главного героя к безвкусной роскоши.
Описание героев
В каждой части повествования находится свой главный герой. В первой им является Чартков, а во второй — ростовщик. Система образов в произведении:
Композиция
Произведение состоит из двух частей, каждая из которых обладает своими композиционными особенностями. Первая часть повести написана по классическому образцу:
Вторая часть произведения представляет собой авторский комментарий к первой части. Главной особенностью композиции «Портрета» является использование литературного приема «рассказ в рассказе». Во время продажи злополучного холста на аукционе появляется сын художника, написавшего это полотно, который и поведал историю трагической судьбы отца, раскрыл тайну мистического портрета. В качестве обрамления его речи стал тор на аукционе и таинственное исчезновение портрета.
Классификация — какими бывают портреты?
По характеру их делят на две большие группы: парадный (репрезентативный) и камерный. Первый, обычно, представляет достаточно важную персону и подаётся художником в торжественном антураже.
Камерные портреты более лиричны, интимны.
Среди парадных выделяют:
Также иногда называют промежуточный вид — полупарадный. Такие работы часто делались для фамильных галерей.
Парадные картины писались, как правило, в полный рост. Полупарадные могли быть и ростовыми, и поколенными, и поясными. Камерные — поясными, погрудными, оплечными.
Особый вид — портретная миниатюра. Для неё часто выбиралась круглая или овальная форма.
О чем?
В Петербурге жил молодой талантливый художник Чартков, вынужденный влачить жалкое существование. Однажды, во время прогулки по Щукиному двору, Чартков заметил в лавке портрет с изображением старика, чей взгляд был удивительно живым, пронзительным. Не удержавшись, герой приобрел холст на последние гроши. Он даже не подозревал, что эта покупка круто перевернет всю его жизнь.
В ту же ночь Чарткову приснилось, будто старик на полотне ожил и достал мешок с золотыми червонцами. Утром при осмотре картины герой обнаружил крупную сумму денег. Благодаря неожиданной находке Чартков перебрался в приличную квартиру, купил все необходимое для живописи, решив посвятить всего себя искусству. Вот только вышло все не так, как планировал Чартков.
В короткие сроки герой приобрел славу модного художника, к которому записывалась в очередь представители богатой знати, чтобы написать портрет. В угоду своим капризным клиентам Чартков всячески приукрашал их изображения, тем самым все больше отдаляясь от истинного творчества. Однажды герой увидел работу своего давнего товарища, которая произвела на него большое впечатление. Чартков понял, что перед ним было настоящее произведение искусства. С большим энтузиазмом он принялся творить, вот только рука его совершенно не слушалась, повторяя заученные мазки. Герой с ужасом понял, что в погоне за звонкой монетой утратил свой былой талант. Страшное отчаяние овладело Чартковым. Он принялся скупать лучшие полотна, которые только находил в Петербурге и в творческом бессилии безжалостно уничтожал их. Чартков скончался, погубив свой талант, свою творческую натуру ради комфортной красивой жизни.
Во время аукциона, на котором был выставлен на продажу протрет с изображением ростовщика, появился господин, заявивший на него свои права. Этим господином оказался сын художника, автора мистического портрета. Он принялся рассказывать историю полотна, которое вскоре таинственным образом куда-то исчезло.
Выбор художника — тема для сочинения
Когда у художника появляются первые клиенты, он снова оказывается перед выбором: поддаться их требованиям и написать посредственный портрет, который нравится даме с дочкой, или работать над образом Психеи, вкладывая в него талант и душу. Но в погоне за деньгами Чартков выбирает лёгкий путь и за несколько лет разменивает своё дарование на золото. Выберите эту тему, чтобы раскрыть ее в своем сочинении, а анализ повести «Портрет» Гоголя вам поможет в этом, как и краткое содержание.
Только увидев прекрасную картину истинного художника, много лет прожившего в Италии затворником, совершенствуя мастерство, Чартков осознаёт, что зря потратил жизнь. Но воскрешения не наступает: наоборот, он сходит с ума, скупает картины великих художников и в озлоблении уничтожает их.
В повести Гоголя Чарткову противопоставлен настоящий художник. Во второй части мы слышим историю человека, написавшего портрет ростовщика. Это одухотворённый художник-самоучка, постигнувший высокое значение и духовную глубину искусства. Что еще нам становится ясно, когда мы делаем анализ повести «Портрет» Гоголя?
Художник понимает, что создав эту картину, он впустил в мир зло: портрет приносит несчастья всем обладателям. Искупить свою вину герой пытается уйдя в монастырь, отмаливая свой грех. Только очистив душу, он решается написать произведение живописного искусства на религиозную тему. Художник завещает сыну найти портрет, приносящий зло, и «истребить» его.
Словами этого художника об искусстве выражены мысли самого писателя: талант – «драгоценнейший дар Бога», «кто заключил в себе талант, тот чище всех должен быть душою», настоящее «высокое создание искусства» снисходит в мир «для успокоения и примирения всех».
Очень интересен и поучителен — приходит понимание того, какую смысловую нагрузку выполняет центральный образ — художник Чартков. Данный персонаж — индикатор конфликта между настоящим искусством и искусством коммерческим, заведомо оплаченным, сытым, принципиально повернутым к жизни большинства порядочных людей. Гибельные метаморфозы, вызванные Портретом и произошедшие с талантливым человеком, аллегорически показаны в произведении.
Петербуржский живописец-жанрист Чартков пишет хорошие картины, но прозябает на Васильевском острове в бедности. Он не покладая рук развивается как художник. В его картинах просматриваются мазки нелицеприятной правды. Последнее вызывает раздражение у платежеспособных граждан. (В период работы над «Потретом» Гоголь находился в Италии, временно покинув Россию из-за травли «Ревизора»). Но он упорно идет к своей цели.
Все изменил случай. Однажды на Щукинском дворе Чартков видит изображение мужчины-азиата с поразительно написанными (просто живыми) глазами. И покупает за последние деньги этот портрет. Произведение Гоголя далее повествует о последовавших таинственных метаморфозах личности Чарткова. Ему начали сниться страшные сны, где неизменно присутствовал старик, написанный на портрете. Даже завесив эти удивительные глаза на ночь, художник наутро обнаруживает сорванное покрывало. Однажды ему приснилось, как старик, пошевелившись, вылез из рамы и принялся пересчитывать свои деньги, упакованные в мешочки. Писатель незаметно спрятал один из мешков с надписью «тысяча червонцев» за раму портрета.
(Как вы, дорогие читатели понимаете, анализ повести Гоголя «Портрет» определяет ее жанр как мистическую повесть, повесть-аллегорию). Проснулся Чартков от стука в дверь. Хозяин доходного дома, заручившись поддержкой квартального, пришел выгонять его за неуплату. Квартальный, забирая написанные портреты в учет квартплаты, случайно взялся за раму портрета старика — внезапно на пол свалился мешок, увиденный во сне Чартковым. Обнаруженные деньги позволяют художнику не только расплатиться, но и начать новую жизнь. Он снимает дорогое жилье на Невском, обновляет свой гардероб, дает объявления о приеме заказов.
Первой заказчицей оказывается состоятельная дама, заказавшая портрет своей дочери. Чартков берется за работу, но она не ладится. Задумаемся, что нам подскажет на этом этапе анализ повести Гоголя «Портрет»? Что-то внутри художника изменилось. Если говорить предельно кратко — пропал талант. Слегка изменив свой более ранний портрет Психеи, он все-таки выполняет работу. Внезапно ему везет, его картины входят в моду. Заказы идут один за другим. Чартков теперь состоятелен, приглашаем. Однако его новые полотна, не отмеченные талантом, удивляют восторгавшихся им ранее знатоков искусства. Творческий кризис сопровождается кризисом личностным, теперь он — скряга и брюзга. Однажды его приглашают в Академию Художеств на презентацию полотна старого друга.
Стоящего перед талантливой картиной Чарткова охватывает потрясение. Анализ повести Гоголя «Портрет» в этом символическом эпизоде показывает: автор сводит лицом к лицу настоящее искусство и его антагониста. Сперва Чартков желает вернуть себе способность творить, но не может. Закрывшись в мастерской и работая без сна, он ощущает бессилие своей кисти. Окончательное осознание утраченного таланта лишает его рассудка. сочтены. Чертков лихорадочно начинает скупать доступные талантливые картины. Когда же его находят дома умершим от чахотки и нервного истощения, то обнаруживают, что все выкупленное он уничтожал. Все, кроме портрета.
Однако Гоголь на этом не заканчивает свою повесть.
Уже после смерти Чарткова на петербургском аукционе возникает портрет азиата. Цена на него быстро возрастает в четыре раза. Молодой художник Б из Коломны заявляет, что имеет особое право на покупку. И рассказывает историю о человеке, изображенном на полотне — великане-азиате, дававшем ссуды. Кредиты были выгодны, но их неизменно сопровождала фатальная судьба заемщиков. Так, приближенный к Двору вельможа, взяв кредит, впал в немилость императрицы, потерял рассудок и погиб. Молодого помещика, взявшего ссуду для свадьбы, постигла полная деформация личности: буйство, покушение на жизнь невесты, и, наконец, самоубийство.
Портрет написал отец художника Б по заказу азиата. Заказывая свое изображение, тот объяснил замысел. Написанный необыкновенный портрет будет стареть, а ростовщик останется жить вечно. Уже начав работу, отец художника Б испугался, ведь получалось изображение духа тьмы. После прерывания работы зловещий заказчик скончался. Портрет выпросил приятель художника, но не задержалось полотно, несущее беды, и у него. С тех пор страшный портрет появляется то там, то здесь…
Конец рассказа — в духе американских триллеров. Увлеченные рассказом художника Б слушатели внезапно замечают что страшный портрет украден с аукциона. Литературоведческий анализ повести Гоголя «Портрет» указывает на неслучайность и логическую обусловленность такого сюжетного поворота. Ведь проблема, затронутая классиком — вечна.
Актуальны ли идеи «Портрета» сегодня? Несомненно. Проблема роли и значимости сегодня действительно важна. Как не хватает сейчас «лучей света», освещающих «темное царство»!
Гоголь вложил весь замысел произведения в его название. Не случайно, он называет его «Портрет». Именно это слово является краеугольным камнем в теме произведения. Благодаря такому названию жанр повести перерастает в настоящий детектив, это сказывается также на жизнь ключевого персонажа.
При этом изображение портрета несет в себе еще и смысловую нагрузку, он является изображением алчности, порочности и большого эгоизма. Также поднимается вопрос о подлинности искусства, его настоящей цели и направления в обществе. Способно ли оно стать спасительно силой? Или же способно погубить любого человека, особенно имеющего к нему непосредственное отношение?
Также автор побуждает читателя задуматься о том, как идею раскроет писатель. Он мог бы использовать и другие названия, которые не позволили бы показать весь мистицизм произведения и отношение Гоголя к существующей проблеме. Название заставляет читателя сфокусировать все свое внимание по ходу развития произведения на одной единственной вещи: портрете, который является ключевым в развитии сюжетной линии.
Трудно назвать произведение фантастическим реализмом, который обычно присущ Гоголю. Он явно подчеркивает его в других своих произведениях. Здесь читатель чувствует достаточное количество мистики и напряжения, но она никак не связана с действием потусторонних сил, духов или нечистой силы, скорее всего она сосредоточена на мистификации существующего портрета и миссии человека, который запечатлен на полотне, за которым начинается настоящая охота.
При этом история приобретает детективный оттенок, читателю становится интересно, откуда появились деньги на то, чтобы изображение появилось. Автор даст объяснение и ответ на этот вопрос. Да и сам портрет исчезнет при неизвестных обстоятельствах, пропадет прямо во время аукциона. Больше никто его не увидит, а никто из проводивших аукцион не увидят его и не узнают при каких обстоятельствах он пропал. Очередная детективная загадка, ответ на которую читатель получить не сможет. Только если самостоятельно догадается о происходящем, даст самостоятельно развитие истории, которую он уже узнал.
Главные герои и их характеристика
В каждой части повести есть свой главный персонаж: в первой части – это молодой художник Чартков, во второй – ростовщик.
Тема искусства и образ художника в повести «портрет» Гоголя
Анализ повести «Портрет» показывает, что центральное место занимает проблема творчества. Если вы пишите сочинение на эту тему, учтите этот момент. При подготовке вам также поможет краткое содержание повести «Портрет».
В первой части читатель видит молодого, подающего надежды художника Чарткова. Он беден, мечтает иметь свою мастерскую, чтобы погрузиться в творчество, не отвлекаясь ни на какие житейские проблемы. Профессор пророчит ему большое будущее, видя в нём настоящий, но пока ещё не полностью развитый талант. Учитель предостерегает его от торопливости, объясняет, что талант требует вдумчивого, постоянного труда. Но случайность вмешивается в судьбу художника. В лавке он неожиданно находит портрет старого ростовщика, поразивший его пронзительными, как будто живыми глазами. Хотя взгляд их неприятен, но в них видится притягательное зло. Чартков потрясён искусством неизвестного художника и на последние деньги покупает портрет. Ночью ему снится долгий сон о том, как ростовщик выходит из рамы и пересчитывает золотые червонцы. Проснувшись, юноша находит деньги, спрятанные в раме портрета.
Благодаря анализу повести «Портрет» ясно, что внешне повествование укладывается в рамки традиционного мотива продажи души дьяволу: сатана, явившийся в образе ростовщика, искушает героя деньгами, и тот поддаётся соблазну. Однако вдумчивый анализ повести показывает: Гоголь неоднократно подчёркивает, что не слепой случай и даже не дьявол виноваты в судьбе героя. Дальнейшее поведение Чарткова – результат его собственного выбора. Так, после получения денег молодой человек размышляет, на что их потратить. Первым побуждением было снять небольшую комнату и работать, совершенствуя картины. Но затем он решает поехать в парикмахерскую завить волосы, сходить в лучший ресторан, снять огромную, богато обставленную квартиру, да ещё и заказать журналисту похвальную статью о себе.
Несмотря на достаточно скромный объем повести, автору удалось затронуть множество важных тем, касающихся разных сфер человеческой жизни.
Проблематика повести
Проблемы в произведении также значимы для понимания книги. Они показывают читателю общество России XIX столетия глазами писателя:
Проблематика
Анализ произведения Портрет
Главный герой произведения Гоголя «Портрет» — художник Чартков, «преданный своему труду». Денег у него очень мало, но это его нисколько не тяготит: и одежда плоха, и на еду практически ничего нет, и за убогую квартиру платить нечем. Но он не унывает и работает, чтобы приблизиться к великим — Тициану и Микеланджело. И на развал на Щукином дворе он идет, чтобы порыться в картинах и присмотреть среди хлама что-нибудь нужное – ищет «в сору картины великих мастеров».
Великих картин он не находит, а находит удивительный портрет старика с бронзовым лицом, который не просто обращает на себя внимание Чарткова, а поражает его настолько, что он сторговывается и отдает последний двугривенный – больше денег у него нет. Зачем купил портрет, не совсем понятно, но не мог не купить. Портрет этот не был закончен, но глаза были выписаны тщательно и поражали своей живостью. Позже, во второй части, читатель узнает, что на этом портрете был изображен один ростовщик. Что у всех, кто обращался к нему за помощью, в жизни начинали происходить странные и нехорошие вещи. И у автора этого портрета тоже. А позже этих нехороших вещей не избежали и владельцы странного портрета. И среди них – Чартков, главный герой повести.
Да, жизнь Чарткова после покупки портрета резко меняется и, сначала кажется, что в лучшую сторону: его ночной кошмар оказывается «сном в руку». А ночью ему снится, что жуткий старик с портрета оставляет пачку денег – сверток в бумаге с надписью «1000 червонных». И утром в раме портрета Чартков действительно находит сверток с деньгами – такой же, как во сне. Да, теперь есть деньги на дальнейшее совершенствование таланта, можно не думать о хлебе насущном, а ежедневно оттачивать свое мастерство. Но с этого момента почему-то жизнь его начинает идти совершенно в другом направлении: первым делом он нанимает великолепную квартиру на Невском, одевается у лучшего портного, «нечаянно» покупает ненужный лорнет и ненужную кучу галстуков. Несколько раз зачем-то проезжает по городу в карете. А увидев своего учителя, профессора живописи, к которому относился всегда с уважением, на этот раз даже не здоровается с ним, так как, видимо, в дальнейшей своей жизни не планирует продолжать оттачивать свое мастерство.
И он действительно прекращает занятия живописью, а дав объявление в газете, начинает писать портреты на заказ. Вначале это было трудновато, хотелось писать не выдуманных персонажей, а реальных людей, но деньги перевешивают, и Чартков начинает воплощать «любые капризы за деньги». Кисть его «хладеет и тупеет», он перестает «копаться над картиной». Среди многочисленных портретов гусаров, дам и статских советников, в ежедневной суете среди «беспощадно – неблагодарного труда» постепенно гибнет талант Чарткова. Единственное, что его продолжает интересовать, это – золото. А единственный всплеск чувств овладевает им, когда Чарткова, уже в годах, приглашают для оценки картины его товарища. И жизнь Чарткова, длительно спящая, была «разбужена за мгновение». Но чувство, которое выказывает Чартков, это – только огромная зависть, которая съедает его изнутри. Чартков впадает в безумие и гибнет.
У настоящего художника должна быть одна святыня – искусство, он не должен гнаться за вкусами толпы и менять блаженство настоящего творчества на сиюминутную выгоду. Это и хотел сказать в своем произведении Гоголь, это – главная идея и мысль произведения. Но что же подтолкнуло Чарткова к такой жизни, отличной от идеала? Почему за одну ночь человек изменился до неузнаваемости? Что тому виной – жуткий портрет «нечистой силы», которую признает автор, или деньги, главное зло? И в наше такое непростое время по этому вопросу могут существовать совершенно противоположные мнения.
Другие сочинения: ← Описание степи в повести Тарас Бульба↑ ГогольКритика о повести Невский проспект →
Смысл повести
Главная мысль повести «Портрет» заключается в том, чтобы никогда не забывать о своей душе, ограждая себя от пороков и соблазнов. Гоголь считал, что каждый человек обладает всем необходимым для достижения счастья и благополучия в жизни. Не стоит разменивать свою бессмертную душу ради достижения заветной цели – порой, для этого нужно приложить гораздо меньше усилий, чем может показаться на первый взгляд. Главная сила заключается не в деньгах, а во внутренних качествах человека, его целеустремленности и вере в себя.
Во второй части Гоголь уделил много внимания фатальному влиянию денег ростовщика. Но стоит ли приписывать мистике и злому року все беды, что выпали на долю главного героя? Если человек изначально на первое место ставит золото, в его сердце уже нет места для добрых и светлых чувств. Именно по этой причине в Чарткове пробудилась зависть и мстительность, а в счастливом некогда супруге – дикая ревность. Сильная духом личность никогда не позволит столь низким чувствам завладеть собой. Примером тому послужил жизненный путь художника, который нарисовал портрет ростовщика. В этом и заключался философский смысл повести Гоголя.
Анализ повести «Портрет» Гоголя — композиция
Произведение имеет двухчастную композицию. Первая посвящена судьбе художника Чарткова, прослежена его жизнь от ранней молодости до старости, показано разрушение таланта и духовная деградация под влиянием служения золотому тельцу.
Во второй части показан истинный художник, который понимает ответственность за созданное им произведение искусства. Совершив ошибку, он стремится её исправить, проходит путь духовного очищения.
Две части противопоставлены друг другу, два художника – два нравственных полюса: один разрушение, второй созидание. Продолжим анализ повести «Портрет».
Чему учит?
Своим произведением Николай Васильевич Гоголь предостерегает от сильной зависимости от денег. Богатство не должно становиться смыслом всей жизни, поскольку это приводит к медленному, но верному разрушению души. Будучи духовно бедным человеком, Чартков быстро стала рабом денег, которые так и не принесли ему счастья и душевного покоя. Единственно верный путь Гоголь видит в духовном самосовершенствовании, сознательном отказе от светских соблазнов. К сожалению, эта простая жизненная истина приходит к главному герою слишком поздно. Не прислушавшись к наставлениям своего мудрого учителя, он оказывается в западне, из которой так и не смог выбраться.
Повесть «Портрет» — произведение вне времени, поскольку в ней затронуты темы и проблемы, актуальные для всех эпох и народов. Именно поэтому книга получила признание при жизни писателя, и продолжает оставаться популярной на протяжении многих лет.
Поэтика повести Булгакова «Собачье сердце»
Сегодня на уроке мы:
· поговорим о поэтике повести М. А. Булгакова «Собачье сердце».
· узнаем, какие художественные средства использовал писатель в этой повести.
· подумаем над смыслом названия повести.
Прежде чем начать разговор о поэтике повести «Собачье сердце»
, вспомним, что такое поэтика литературного произведения.
Поэтикой называют весь спектр художественных средств, которые использует автор. А для чего служат средства художественной выразительности?
Для того, чтобы передать идею произведения. Теперь посмотрим, каким образом это делал Михаил Афанасьевич Булгаков в повести «Собачье сердце».
Чем интересна поэтика этой повести? Прежде всего, разнообразием художественных средств и тем, как они помогают раскрыть замысел автора.
«Собачье сердце» – это фантастическая повесть.
В основе её сюжета – невероятный случай, который не мог произойти в реальной жизни. Мы знаем, что пересадка органов не способна изменить личность человека, а уж тем более превратить животное в человека и наоборот. Опыт профессора Преображенского – это художественная условность.
Зачем же автор использовал фантастическое допущение?
Для того чтобы было интереснее, скажете вы. Конечно, и для этого. Но не только. В повести Булгакова у фантастики роль не главная, а вспомогательная.
Во-первых, конфликт произведения и создаётся, и разрешается фантастическими элементами. Фантастическое превращение показывает, «что получается, когда исследователь, вместо того, чтобы идти ощупью и параллельно с природой, форсирует вопрос и приподымает завесу!»
То есть подчёркивает мысль автора о том, что революция губительна.
Во-вторых, фантастика помогает увидеть, насколько абсурдно устроено новое общество. Шариков – искусственно созданный человек
. У него нет прошлого, нет образования и воспитания. Это дрянной человек с привычками и замашками уголовника
Клима Чугункина
. И при этом Шариков идеально вписывается в новый миропорядок, который создали пролетарии. Он моментально схватывает идею «отнять и поделить». Новая власть даёт Шарикову не только документы, признавая его полноценным членом общества. Шариков получает работу. И становится он не простым работягой, а начальником. Швондер устраивает его заведующим подотделом очистки города Москвы от бродячих животных.
Если вспомнить историю, лозунг «кто был ничем, тот станет всем»
был одним из самых популярных у большевиков. Получается, что с помощью фантастики и гротеска Булгаков обыгрывает этот лозунг, превращая его в развёрнутую метафору. Кем был Шарик? Никем. Голодным дворовым псом. Кем стал Полиграф Полиграфович Шариков?
Советским гражданином, важным начальником. И судя по тому, как быстро он научился писать доносы и угрожать людям, его ждала блестящая карьера. И горе тем, кто оказался бы у него на пути.
Мы видим, что фантастика в повести тесно связана с сатирой. «Собачье сердце» назвали острым памфлетом на современность. Похожее сочетание сатирического и фантастического мы уже встречали в русской литературе. Так писал Николай Васильевич Гоголь, которого Булгаков считал своим учителем.
Давайте посмотрим, есть ли ещё что-то в поэтике Булгакова, что роднит его с Гоголем?
Конечно, есть. Это говорящие имена и фамилии. Например, фамилия Преображенский происходит от глагола преображать. Согласно толковому словарю Ожегова, преображать – значит изменять образ, форму, вид чего-нибудь; сделать иным, лучшим. Вспомним, что профессор занимался евгеникой
– улучшением человеческой породы. Профессор преобразил Шарика. Из собаки превратил его в человека. Но стал ли Шарик от этого лучше? Нет. Добрый бродячий пёс превратился в отпетого негодяя.
Эксперимент профессора оказался неудачным, а его последствия – жуткими. Страшно подумать, что бы мог натворить Шариков, не будь второй операции. Интересно, что в рукописи 1925 года у повести «Собачье сердце» есть красноречивый подзаголовок: «Чудовищная история»
Но почему же Булгаков назвал эту историю «Собачье сердце»? Потому что в центре повести превращение собаки в человека? Отчасти да. Но для Булгакова это было бы слишком просто: исследователи называют его поэтику многослойной. Так почему же ещё?
Потому что Полиграф Полиграфович
– человек с собачьим сердцем? Нет. Профессор Преображенский говорит доктору Борменталю, что
«весь ужас в том, что у него уже не собачье, а именно человеческое сердце. И самое паршивое из всех, которые существуют в природе».
Первое название повести звучало как «Собачье счастье»
. Что оно значило и почему Булгаков от него отказался? Дело в том, что рассказ с таким названием уже был. А брать чужое название нельзя. Рассказ «Собачье счастье» написал Александр Куприн в тысяча восемьсот девяносто шестом году. В этом рассказе собаки, попавшие в фургон живодёра, рассуждают о человеческом характере и собачьем счастье. Интересно, что там звучит мысль, что счастье собаки в руках хорошего хозяина. Мы помним, что у Булгакова Шарик обрёл своё счастье – сытую жизнь в профессорской квартире. Кроме того, в 20-е годы собачьим счастьем называли дешёвую колбасу.
Обратим внимание на то, что писатель, рассказывая фантастическую историю, рассуждает о судьбе всей страны. Булгаков идёт от частного к общему. Профессор Преображенский говорит о разрухе в стране, приводя в пример изменения в отдельно взятом доме.
«Пропал Калабуховский дом!»
, – говорит он. И за этой фразой слышится:
«Пропала Россия!»
.
Швондер со своей компанией – это портрет нового хозяина страны, пролетария. Доносы, уплотнение жилплощади, разруха – это всё приметы времени.
Теперь обратимся к первой главе повести. В ней рассказчиком выступает Шарик. Голодный пёс, который за кусок колбасы готов ползать на брюхе и лизать ботинки важному господину. Кому Шарик сочувствует в этой главе? Машинисточке, которая тоже больна, голодна и вынуждена питаться тухлятиной. Новая система низводит человека до уровня собаки. Голод и разруха убивают личность. Они превращают человеческое сердце в собачье, которому для счастья достаточно удовлетворить минимальные потребности. И это тоже чудовищная история. Потому что человеческое счастье подменяется собачьим.
Любопытно, что в названии повести есть и отсылка к жизни Клима Чугункина. Клим играл на балалайке в трактирах. А вот строки из популярной трактирной песенки тех лет:
Начинка из лягушачьих ног,
Да с собачьим сердцем.
Мы уже говорили о том, что в своей повести Булгаков идёт от частного к общему. Такое обобщение достигается разными приёмами. Один из таких приёмов заключается в том, что в повести нет единого рассказчика. Повествование начинает Шарик. После операции рассказчиком становится доктор Борменталь. Его дневник подробно описывает изменения, которые происходят с Шариком после операции. Сквозь сухое изложение научных наблюдений постоянно прорываются сильные эмоции. Это подчёркивает необычность происходящего. Есть в повести и третий нейтральный рассказчик. Таким образом, повествование становится полифоничным, многоголосым. Читатель получает возможность посмотреть на события с разных позиций.
Главным приёмом в повести можно назвать антитезу
. Этот приём Булгаков использует сразу на нескольких уровнях текста. В повести всё разделено и противопоставлено друг другу: мировоззрение, люди, даже время и пространство.
Например, в повести мы видим идейный конфликт двух сторон. Это конфликт интеллигенции
в лице профессора Преображенского и доктора Борменталя и
пролетариата
в лице Швондера и Шарикова. Это два враждебных лагеря, которые друг другу противопоставлены, их взгляды, цели и отношение к жизни абсолютно противоположны.
Противопоставлены в повести и две эпохи: время до революции и после неё. Профессор Преображенский чётко проводит эту грань в своём монологе. Он говорит, что разруха началась в тысяча девятьсот семнадцатом году, то есть после революции. Москва прошлого представляется раем. Москва настоящего – это ад на земле. Такой вывод помогают сделать и слова профессора, и мысли дворняги Шарика, и описание заснеженной Москвы.
В повести есть два пространства, которые тоже противопоставляются. Чистота, тепло и порядок – характеристика пространства благополучной профессорской квартиры. Второе пространство в повести – замерзающий, грязный, жестокий город.
В системе образов антитеза очень ярко выражена. Здесь есть герои-антиподы, к примеру, Швондер и профессор Преображенский. Более того, писатель помещает две противоположные личности в один персонаж. Добрый пёс Шарик – это антипод негодяя Шарикова.
Рассуждая о булгаковской поэтике, нельзя не вспомнить о богатстве языковых средств писателя. В повести удивительно красочные и ёмкие эпитеты и метафоры, гротеск, олицетворения…
Посмотрите, как Булгаков описывает профессора Преображенского. В зависимости от ситуации и от того, чьими глазами на него смотрит читатель, его образ меняется. Он и «загадочный господин», и «божество», и «жрец», и «сытый вампир», и просто «старик».
Такое разнообразие оценок указывает на сложный и неоднозначный характер профессора Преображенского – его нельзя назвать абсолютно положительным персонажем. Кроме того, в них раскрываются и характеры других героев, связанных с Преображенским. Такое богатство определений для одного персонажа создаёт полифоничное звучание повести. А слова «божество», «жрец» и «вампир» усиливают гротескность истории.
Невероятное мастерство булгаковской прозы восхищало его современников. И сейчас, много лет спустя, она не оставляет нас равнодушными.
«Переплетение в самых неожиданных, но внутренне закономерных формах реальности и фантастики — черта таланта Булгакова»
, – так определил секрет писательского мастерства
Булгакова Константин Паустовский
.
Критика
После публикации окончательной версии «Портрета» на писателя обрушилась критика современников. Так, Белинский весьма неодобрительно отреагировал на произведение. Особенное недовольство литературного критика вызвала вторая часть повести, которую он считал искусственно приделанной к первой части. Такого же мнения придерживался и Шевырев, обвинивший Николая Васильевича в отказе от фантастического в повести. Чернышевский же полагал, что творчество Гоголя оказало огромный вклад в развитие русской прозы, и «Портрет» не стал исключением из этого правила.