Рассказ повествование о событиях что это
7.5. Текст-повествование и его виды
Текст и его основные признаки
Повествование, в отличие от описания, представляет собой изображение событий или явлений, совершающихся не одновременно, а следующих друг за другом или обусловливающих друг друга. Самый, по-видимому, краткий в мировой литературе пример текста повествования – знаменитый рассказ Цезаря: «Пришёл, увидел, победил». Он ярко и точно передаёт суть повествования – это рассказ о том, что произошло, случилось.
Повествование раскрывает тесно связанные между собой события, явления, действия как объективно происходившие в прошлом. Именно поэтому главное средство такого рассказа – сменяющие друг друга и называющие действия глаголы прошедшего времени совершенного вида. Предложения повествовательных контекстов не описывают действия, а повествуют о них, то есть передают самое событие, действие.
Повествование теснейшим образом связано с пространством и временем. Обозначение места, действия, название лиц и не лиц, производящих действия, и обозначение самих действий – это языковые средства, с помощью которых ведётся повествование.
Стилистические функции повествования разнообразны, связаны с индивидуальным стилем, жанром, предметом изображения. Повествование может быть более или менее объективированным, нейтральным, или, напротив, субъективным, пронизанным авторскими эмоциями.
Одной из объективированных разновидностей повествования является сообщение, распространённое в средствах массовой информации. В качестве примера можно привести статью «Террорист с отвёрткой захватил поезд» из газеты «Комсомольская правда»:
Примером субъективного повествования может служить рассказ героя повести А.С. Пушкина «Выстрел» о дуэли с графом. Повествование ведётся от первого лица, все события пропущены через авторское восприятие. Сильвио невольно концентрирует внимание на тех ключевых моментах, которые произвели на него особое впечатление, задели самолюбие, оскорбили и т.д.:
При всём разнообразии конкретных текстов-повествований, можно выделить некоторые наиболее типичные способы построения такого типа текстов.
Риторики предлагают рассказчику несколько типичных схем повествования.
1. Начало повествования. Возможны варианты:
обращение к адресату:
Знаете ли вы, что такое украинская ночь. (Гоголь);
общая мысль рассказа:
В наши смрадные дни даже в тиши меррекюльских песков никуда не уйти от гримас и болячек родной политики (Лесков);
общепринятая истина, высказанная в афористической форме:
Тяжело порою быть русским человеком (Тэффи);
место, время, действующее лицо:
В очень древние годы, стародавние, был в некотором незнатном царстве премудрый король по имени Доброхот (Лесков).
2. Середина повествования. Структура самого повествования может быть различной. Можно следовать естественному порядку событий. Можно начать с некоторого необычного, яркого момента, которое было не в начале, а в середине или в конце события и т.д. (ср. композицию романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»).
Конкретная композиция зависит от конкретных задач, которые ставит перед собой автор. Но в любом случае риторики рекомендуют «нагнетать» степень заинтересованности адресата, продвигаясь к кульминации истории, которая и завершает середину повествования.
3. Конец повествования обычно содержит развязку истории. Она, по рекомендации риторик, должна быть рассказана так, чтобы соответствовать началу и середине. После развязки может следовать «нравственная мысль», или вывод из всего повествования (ср. мораль басен).
Таким образом, при составлении собственных рассказов необходимо соблюдать определённые правила. Наиболее общепринятыми из них являются следующие:
Типы текста
Тексты бывают трёх типов:
К такому тексту можно задать вопросы: какой? какая? какое? как выглядит? в чём его особенность?
На камне греется ящерица.
Ящерка небольшая, сантиметров десять от острой головки до кончика хвоста. Спинка оливкового цвета с рисунком из разноцветных пестринок. Лапки более коричневого оттенка. А шейка светлая, почти белая.
К такому тексту можно поставить вопросы: почему? что из этого следует?
В тексте-рассуждении можно выделить три части:
Не спешите брать птенцов домой!
Почему нельзя брать птенчика домой?
Во-первых, многие из этих птенцов на самом деле не выпали из гнезда, а покинули гнездо, не научившись летать. Такое происходит, чтобы хищники не разорили всё гнездо целиком. Птенчики прячутся в укромных уголках и ждут, пока родители их покормят.
Во-вторых, несведущий человек не сможет выкормить птенца в домашних условиях. Такое занятие требует многих знаний, терпения и ответственности.
Поэтому не стоит спешить и брать птенцов домой.
К такому тексту можно поставить вопросы: кто? что? что случилось? что происходит? когда это произошло? что будет потом?
Рано утром мы с сестрой пошли в лес за ягодами. Тропинка вела нас всё дальше и дальше в зелёный загадочный лес. На опушке мы разбрелись в разные стороны, чтобы набрать ягод.
Собирая ягодку за ягодкой, я поднял голову и увидел в кустах маленького лисёнка. Я замер с вытянутой рукой и старался рассмотреть его получше. Никогда раньше я не видел лисёнка в живую! Редкий гость тоже смотрел на меня бусинками своих глаз. Не знаю, сколько мы смотрели друг на друга, но вдруг сестра окликнула меня. Лисёнок тут же исчез в зарослях, как будто его и не было.
Поделись с друзьями в социальных сетях:
Как писать сочинение-повествование
Повествование – это рассказ о событиях, происшествиях, действиях.
Выразительная сила повествования заключается прежде всего в изображении событий, явлений, в наглядном представлении действий, происходящих во времени и пространстве.
Цель сочинения-повествования – сообщить о развивающихся событиях и об их совершении в хронологической последовательности.
Работая над сочинением такого типа, автор должен ответить на следующие вопросы: кто? что делал? где? когда? как?
Повествование может вестись от первого лица (в нем рассказчик назван или обозначен местоимением «я» («мы») или от 3-го лица, так называемое авторское повествование (в нем образ рассказчика отсутствует).
План сочинения-повествования
1. Вступление (место время действия).
2. Начало действия, его развитие – завязка.
3. Кульминация действия (самый напряженный момент сюжета).
4. Развязка.
5. Заключение.
Как работать над рассказом
1. Выберите событие, о котором вы будете рассказывать.
2. Сформулируйте тему и основную идею будущего рассказа, озаглавьте его.
3. Отберите необходимый материал из ваших воспоминаний или соберите его из других источников.
4. Составьте план, указав в нем вступление, завязку, кульминацию, заключение.
5. Постарайтесь использовать в рассказе диалог (или отдельные реплики), элементы описания (возможно, рассуждения), причем так, чтобы они помогали полнее представить ход событий и характеры персонажей, о которых Вы пишете.
Пример повествования возьмем из «Приключений Тома Сойера» М. Твена (гл. 12 «Кот и “болеутолитель”»).
«Как раз в это время тетя Полли впервые услыхала о новом лекарстве, “болеутолителе”, и тотчас же выписала это лекарство в огромном количестве. Отведала его и обрадовалась: то был настоящий огонь в жидком виде. Том стал придумывать всевозможные способы избавиться от этого бедствия и наконец напал на мысль притвориться, будто “болеутолитель” пришелся ему по вкусу: он стал так часто просить новую порцию снадобья, что тетке это надоело, и она сказала, чтоб он сам принимал его, когда вздумается, а ее оставил в покое. Будь это Сид, к ее радости не примешивалось бы никакой тревоги, но, так как дело касалось Тома, она стала потихоньку наблюдать за бутылкой. Лекарства действительно становилось все меньше, но ей и в голову не приходило, что Том лечит на себя, а щель в полу гостиной.
Однажды, когда он лечил таким образом щель, к нему подошел теткин рыжий кот, замурлыкал и, жадно поглядывая на чайную ложку, попросил, чтобы ему дали попробовать.
— Ой, Питер, не проси, если тебе не хочется!
Питер дал понять, что ему хочется.
— Смотри не ошибись… пожалеешь…
Питер выразил уверенность, что ошибки здесь нет никакой.
— Ну, если ты просишь, я дам, я не жадный, но только смотри: не понравится — пеняй на себя.
Питер согласился на эти условия. Том раскрыл ему рот и влил туда ложку “болеутолителя”. Питер подскочил вверх на два ярда, затем издал воинственный клич и заметался кругами по комнате, налетая на мебель, опрокидывая цветочные горшки и поднимая страшный кавардак. Затем он встал на задние лапы и заплясал на полу в припадке безумной радости, закинув голову и вопя на весь дом о своем безмятежном блаженстве. Затем он опять заметался по комнате, неся на своем пути разрушение и хаос. Тетя Полли вошла как раз в ту минуту, когда он, перекувыркнувшись несколько раз в воздухе, исполнил свой заключительный номер: крикнул во все горло “ура” и выскочил в окно, увлекая за собой остальные горшки. Старая леди окаменела от изумления, оглядывая комнату поверх очков, а Том катался по полу, изнемогая от смеха».
Материалы, использованные при подготовке рубрики:
1. Литневская Е.И., Багрянцева В. А. Методика преподавания русского языка в средней школе: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Под ред. Е. И. Литневской. — М.: Академический проект, 2006. — 590 с.
2. Новый словарь методических терминов и понятий. — М.: Издательство ИКАР. Э. Г. Азимов, А. Н. Щукин. 2009.
Типы речи. Повествование. Описание. Рассуждение
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Тема урока: «Типы речи. Повествование. Описание. Рассуждение».
Цель урока: сформировать умение различать типы речи.
А тип речи – это способ изложения, построение слов и предложений в логическом порядке.
В зависимости от содержания текста выделяются следующие типы речи – повествование, описание, рассуждение.
Рассмотрим особенности каждого типа речи.
Повествование – это рассказ о событии, которое происходит в определенный промежуток времени. Отраженные в событии действия последовательны, логически связаны друг с другом. Повествование может идти как от третьего лица, так и от первого, и для него характерны такие элементы как завязка (начало события), развитие действия и развязка (итог описываемого события).
Так как повествование – текст событийный, то его речевая особенность – большое количество глаголов и цепочечное развитие действия. Текст отвечает на вопросы «что? где? когда?» – что случилось? где и с кем произошло? когда случилось?
Повествование бывает изобразительным (акцент – на сменяющиеся образы, которые «показывают» событие) и информативным (текст не только рассказывает о событии, но и объяснят его, включает интересные факты).
“Ночью поднялся сильный ветер и пошел дождь. Он тихо барабанил по крыше и стекал по стеклу, превращая мир за окном в размытое пятно. Потоки воды смывали пыль с деревьев и тротуаров, журчали в водостоках, остужали раскаленный от летней жары город. И те, кто не спал, открывали окна, вдыхали влажную прохладу и подставляли лица ледяным каплям. Дождя в городе ждали два месяца, и теперь, когда он пришел, люди молча улыбались, благословляя плачущее небо…”
Примерный текст – изобразительное повествование- отвечает на следующие вопросы:
a. что случилось? – в городе пошел дождь;
Описание – это словесное изображение предмета, явления, события. В описании перечисляются и раскрываются основные признаки выбранного предмета. Цель – представить читателю текста образ, который легко вообразить в красках. Важны единство времени и места проявления признаков.
Текст описания состоит из следующих частей:
Например, описание может быть портретным, пейзажным; объектом писания может быть все что угодно – и человек, и его эмоциональное состояние, и животное, и растение, и место (город, отельный дом, парк, деревня), и погода. Речевая особенность – преобладание существительных, прилагательных, наречий, минимум действия и статичность текста.
Описательный текст отвечает на вопросы «какой? какие?» (какой предмет описывается? как выглядит? каковы его качества и свойства?).
“Дождь шел третий день. Серый, мелкий и вредный. Непредсказуемый, как низкое седое небо. Нескончаемый. Бесконечный. Он неприкаянно стучался в окна и тихо шуршал по крыше. Угрюмый и беспечный. Раздражающий. Надоевший.”
Примерный текст отвечает на описательные вопросы:
a. какой предмет описывается? – дождь;
Рассуждение – это развитие и подтверждение мысли, объяснение явления (свойств предмета) и выражение собственного мнения. Рассуждение отвечает на вопросы «почему? зачем?».
Рассуждение состоит из следующих частей:
Текст рассуждения нацелен на то, чтобы убедить, объяснить, доказать. Для рассуждения характерно активное использование риторических вопросов и вводных слов – связок: во-первых… во-вторых… в-третьих… следовательно (таким образом соответственно); между тем, потому что, итак.
Рассуждения бывают следующими:
“Итак, пройдет ночь, и отшумит дождь, отгремит гром. И что дальше? Опять – изнуряющий зной душного лета? Опять – раскаленный асфальт? Опять – задыхающийся в пыли город? Или погода смилуется над уставшими городскими жителями и подарит хотя бы неделю прохлады? Поскольку предсказания синоптиков размыты и туманны, нам остается только ждать и наблюдать.”
Примерный текст – рассуждение-размышление – отвечает на следующие вопросы:
a. почему? – потому что закончится дождь и вернется надоевшая всем жара;
Типы речи – это способы изложения, которые решают следующие авторские задачи:
И напоследок – напоминание: не путайте функциональные стили речи и типы речи. 😉 Ведь, например, газетная статья публицистического стиля речи может быть и повествовательной (репортаж с места событий), и описательной (заметка о пропавшем человеке; реклама новостройки), и рассуждением (аналитическая статья).
Я пошёл вправо через кусты [ повествование ].
Мне попалась какая-то неторная, заросшая дорожка; я отправился по ней, внимательно поглядывая вперёд [ повествование ].
Всё кругом чернело и утихало, одни перепела изредка кричали[ описание ].
Небольшая ночная птица, неслышно и низко мчавшаяся на своих мягких крыльях, почти наткнулась на меня и пугливо нырнула в сторону. Я вышел на опушку кустов и побрёл по полю межой [ повествование ].
Уже с трудом различал я отдалённые предметы; поле неясно белело вокруг; за ним, с каждым мгновением надвигаясь громадными клубами, вздымался угрюмый мрак. Глухо отдавались мои шаги в застывающем воздухе. Побледневшее небо стало опять синеть – но то уже была синева ночи. Звёздочки замелькали, зашевелились на нём [ описание ].
Тема. Разбор текстов различных стилей и жанров (практическая работа)
Цель: формировать умения и навыки учащихся распознавать тексты различных стилей и жанров, определять связь между языковыми средствами, задачей и условиями общения, аргументировать выбор стиля, обращая внимание на лексику, которая используется в тексте; развивать умение работать с текстом, логически и последовательно мыслить, опираясь на языковой материал; воспитывать интерес к изучению языка.
Оборудование: тексты для работы в группах, художественные произведения: А. С. Пушкин «Евгений Онегин», М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени», Н. В. Гоголь «Мертвые души».
Театр поучает так, как этого не сделать толстой книге.
II. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ
Чтение эпиграфа, работа с ним.
III. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ
1. Проверка домашнего задания.
1) Вспомните, что такое стилистика.
3) Что такое стиль речи?
4) Какие стили речи вы знаете?
5) Назовите особенности каждого стиля.
IV. ОСОЗНАНИЕ ПОЛУЧЕННЫХ ЗНАНИЙ В ПРОЦЕССЕ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ
Каждая группа получает текст (распечатан для каждого ученика) и задание сделать его анализ, ответив на следующие вопросы (проецируются на экране или записаны на доске).
1) Докажите, что это текст.
2) Какова тема и основная мысль высказывания?
3) Что представляет собой лексика данного текста: слова какого стиля преобладают? Есть ли просторечные слова и выражения?
4) Чем отличается синтаксис данного высказывания: предложения простые или сложные, осложненные или нет, есть ли восклицательные, вопросительные предложения? Для чего используются тире и многоточие? Есть ли частицы, вводные слова?
5) Для какой сферы жизни или деятельности людей оно характерно?
6) Какова основная функция данного текста?
7) В каком стиле создано высказывание?
8) Определите тип речи.
Модель организации работы — «снежный ком». Каждый участник вносит свой вклад в формирование коллективного ответа: первый произносит предложение, следующий продолжает мысль и т. д.; последний завершает монологическое высказывание. Затем один представитель от группы делает сообщение.
«Эксперты» сидят за отдельным столом, задают вопросы, оценивают результаты работы в группах.
Текст для исследования
Театр! Любители вы театр так, как люблю его я, т. е. всеми силами души вашей, со всем энтузиазмом, со всем исступлением, к которому только способна пылкая молодость, жадная и страстная до впечатлений изящного? Или, лучше сказать, можете ли вы не любить театра больше всего на свете, кроме блага и истины? И в самом деле, не сосредоточиваются ли в нем все чары, все обаяния, все обольщения изящных искусств? Не есть ли он исключительно самовластный властелин наших чувств, готовый во всякое время и при всяких обстоятельствах возбуждать и волновать их. Какое из всех искусств владеет такими могущественными средствами поражать душу впечатлениями. Лиризм, эпопея, драма: отдаете ли вы чему-нибудь из них решительное предпочтение или все это любите одинаково? Трудный выбор? Не правда ли?
(В. Белинский. «Литературные мечтания»)
Тип речи — рассуждение; стиль речи — публицистический: совмещение в одном контексте книжной и разговорной лексики, сочетание официально-деловых и эмоциональных выражений, употребление слов в переносном значении (так называемая газетная образность: пылкая молодость, жадная, страшная, театр — самовластный властелин и т. д.), вопросительных, побудительных, восклицательных предложений, повторов, обращений, риторических вопросов.
Театр уж полон; ложи блещут;
Партер и кресла — все кипит;
В райке нетерпеливо плещут,
И, взвившись, занавес шумит.
Смычку волшебному послушна,
Толпою нимф окружена,
Стоит Истомина; она
Одной ногой касаясь пола,
Другою медленно кружит,
И вдруг прыжок, и вдруг летит.
Летит, как пух из уст Эола;
То стан совьет, то разовьет.
И быстрой ножкой ножку бьет.
(А. С. Пушкин. «Евгений Онегин»)
Тип речи — описание; стиль речи — художественный: отсутствие слов-терминов, слова эмоциональной лексики (ложи блещут, нетерпеливо плещут, блистательна, полувоздушна, смычку волшебному послушна); слова, употребленные в переносном значении, метафоры, развернутые сравнения (летит, как пух из уст Эола).
Есть в этом отрывке слова разговорного стиля («Раек», «ножкой ножку бьет».) Автор использует лексику разговорного стиля и эмоциональную лексику для создания живой, впечатляющей картины театра.
1) Найдите в текстах художественных произведений примеры использования разговорного стиля.
2) Проанализируйте отрывки.
3) Разыграйте диалоги (на выбор):
— «Евгений Онегин» — глава 3. 1-я и 2-я строфы;
— «Герой нашего времени» — глава «Бэла», первое упоминание имени Печорина Максимом Максимычем;
— «Мертвые души» — глава 3, беседа Чичикова с Коробочкой.
Тип речи — повествование; стиль — разговорный: употребление разговорно-бытовых слов и форм, которые придают речи непринужденный характер, позволяют говорящему выразить различные чувства: повторы слов, слова с переносным значением, частицы, междометия, слова-предложения, обращения, вводные слова, слова и фразеологизмы разговорного стиля.
Простые предложения. Неполные предложения.
Назначение стиля — обменяться сведениями, мыслями, поделиться чувствами.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Русский язык. 5 класс
Конспект урока
Типы речи. Повествование.
Обучающее изложение с элементами описания
Перечень рассматриваемых вопросов:
Грамматические особенности повествовательного текста – разнообразные лексические, грамматические средства, характерные для повествовательного текста.
Описание – словесное изображение какого-либо явления, предмета, лица путём перечисления и раскрытия его характерных признаков.
План работы над обучающим изложением – последовательность работы над обучающим изложением.
Повествование – рассказ, сообщение о каком-либо событии в его временной последовательности.
Структура повествовательного текста – последовательность действий и событий.
Тип речи – это способ изложения, который автор использует, чтобы донести свои мысли. Выделяется три типа речи: повествование, описание и рассуждение. Каждый тип речи в русском языке уникален и имеет собственные характерные черты.
1. Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык. Учебник. 5 класс. В 2 ч. Ч. 1. – М.: Просвещение, 2019. – 191 с.
1. Челышева И. Л., Русский язык. 5 класс: I полугодие: планы-конспекты уроков // Челышева И. Л. – Ростов н/Д: Феникс, 2017. – 211 с.
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Высказывания, в зависимости от содержания, можно разделить на три типа: повествование, описание и рассуждение. Если мы говорим об устной форме, то имеются в виду типы речи. Если мы говорим о письменной форме, то повествование, описание и рассуждение будут называться типами текста.
Каждый тип речи имеет отличительные признаки.
Повествование передаёт действие в развитии во временной последовательности, идут ответы на вопросы: «что произошло?», «как произошло?». Если использовать приём «фотографирования» (фиксации события), то мы можем «сделать» несколько «снимков» развития события.
Описание характеризует статичные картины, передаёт их детали. Мы будто отвечаем на вопрос «какой?». Можно «сделать» один «снимок».
Рассуждение – это словесное разъяснение, подтверждение какой-либо мысли. Мы будто отвечаем на вопрос «почему?».
И, конечно же, не сможем «сделать» ни одного «снимка».
Приём фотографирования позволяет представить происходящее с точки зрения человека, который как будто снимает то, что ему рассказывают.
Повествование – это рассказ, сообщение о каком-либо событии в его временной последовательности. В нём говорится о следующих друг за другом действиях, поэтому предложения идут одно за другим, как бы по цепочке.
Для всех повествовательных текстов общим является начало события: что и где будет происходить (это экспозиция), что произошло (это завязка), развитие действия, кульминация (это наивысшая точка напряжения) и конец события (это развязка).
Например, в «Сказке о рыбаке и рыбке» Александра Сергеевича Пушкина экспозицией является фрагмент:
Жил старик со своею старухой
У самого синего моря;
Они жили в ветхой землянке
Ровно тридцать лет и три года.
Здесь даны исходные сведения об обстоятельствах, в которых возник конфликт.
Как старик поймал золотую рыбку – завязка. То есть событие, которое определяет возникновение конфликта.
Развитие действия – это просьбы старухи.
То есть система событий, вытекающих из завязки.
Кульминация – приказ золотой рыбке сделать старуху владычицей морской.
То есть это наивысшая точка напряжения во всей сказке.
Развязка звучит так:
Глядь: опять перед ним землянка;
На пороге сидит его старуха,
А пред нею разбитое корыто.
То есть это часть, в которой происходит разрешение конфликта.
Повествование может вестись от первого лица и от третьего лица. Рассказывать может рассказчик или автор. Например, рассказ Константина Георгиевича Паустовского «Собрание чудес» ведётся от первого лица, рассказчик обозначен местоимением я.
«От деревни, где я жил в то лето, до озера было всего двадцать километров. Все отговаривали меня идти, – и дорога скучная, и озеро как озеро, кругом только лес, сухие болота да брусника. Картина известная!».
А в «Сказке о рыбаке и рыбке» Александра Сергеевича Пушкина повествование идёт от третьего лица.
Раз он в море закинул невод, ̶
Пришёл невод с одною тиной.
Он в другой раз закинул невод,
Пришёл невод с травой морскою.
Каждый элемент повествования можно украсить описанием. Причём показывать можно как внешний, так и внутренний мир. Благодаря описанию текст приобретает характерные, отличительные черты.
Например, вот фрагмент из «Сказки о рыбаке и рыбке» Александра Сергеевича Пушкина:
На крыльце стоит его старуха
В дорогой собольей душегрейке,
Парчовая на маковке кичка,
Жемчуги огрузили шею,
На руках золотые перстни,
На ногах красные сапожки.
Слова автора также могут играть роль описания.
«Старик сказал рыбке ласковое слово», «рассказал старухе великое чудо».
Совсем другой образ у старухи.
А старуха старика «забранила», «ещё пуще старуха бранится», «на чём свет мужа ругает», «осердилась пуще старуха».
Повествование очень распространено в таких жанрах, как рассказ, воспоминания, письма.
Вот пример повествования из сказки «Заботливый цветок» Константина Георгиевича Паустовского:
«Об этом кипрее я и хочу рассказать.
Прошлым летом я жил в маленьком городке на одной из наших полноводных рек. Около этого городка сажали сосновые леса…
Однажды я шёл перед вечером мимо базарной площади в лесничество. Оно помещалось на окраине городка над рекой».
В художественных произведениях типы речи переплетаются, создавая образность, выразительность и эмоциональность.
Повествование – это мир в движении.
Цель создания текста: рассказ о событии с показом его хода в развитии, с выделением основных фактов и их взаимосвязи.
Содержание и форма текста
1.Соблюдается логическая последовательность.
2.Динамизм, смена событий.
3. Хронология композиции (выстроена последовательно во времени).
1. Обозначение места действия, название лиц, производящих действие, обозначение самих действий.
2.Слова, подчёркивающие последовательность действий (потом, затем…)
1. Глаголы формы прошедшего времени совершенного вида (пришёл, увидел…)
2. Глаголы начинательного способа действия (начали, стали…)
3. Глаголы со значение движения, восприятия, возникновения и мгновенности действия (как прыгнет, хлоп, прыг…)
1. Союзы со значением чередования, сопоставления или возникновения действия.
2. Порядок слов в предложении (прямой и обратный).
3. Цепной вид связи.
Каждому типу текста подберите соответствующее определение.
словесное разъяснение, подтверждение какой-либо мысли.
статичные картины, детали.
рассказ, сообщение о каком-либо событии в его временной последовательности.
Чтобы выполнить это задание, необходимо вспомнить характерные признаки каждого типа речи. Повествование рассказывает о событии в его временном развитии. Описание даёт характеристику предмету, явлению. Рассуждение – это разъяснение какой-либо мысли.
Повествование – рассказ, сообщение о каком-либо событии в его временной последовательности.
Описание – статичные картины, детали.
Рассуждение – словесное разъяснение, подтверждение какой-либо мысли.
Для каждого повествовательного текста характерен план. Восстановите последовательность.
Чтобы выполнить это задание, необходимо вспомнить: каждый повествовательный текст имеет начало (экспозицию, которая содержит исходные сведения об обстоятельствах, в которых возник конфликт), завязку (событие, которое определяет возникновение конфликта), развитие действия (систему событий, вытекающих из завязки), кульминацию (наивысшую точку напряжения) и развязку (часть, в которой разрешается конфликт).