Рассказ служанки маргарет этвуд о чем
«Рассказ служанки» М. Этвуд: антиутопия с привкусом феминизма
Книга «Рассказ служанки», принадлежащее перу канадской писательницы Маргарет Этвуд, ярко освещает экологические и социальные проблемы, ожидающие все население Земли в недалеком будущем. Население планеты уже в начале ХХI века ощущает на себе все последствия неразумного хозяйствования человека. Экологическая катастрофа отразилась не только на флоре и фауне Земли, но и на способности женщин к воспроизведению рода. Глубокий смысл книги «Рассказ служанки» заключается в том, что писательница честно и открыто говорит о проблемах женщин, об их социальном положении и неравенстве полов, которое пока еще невозможно уничтожить даже в самом прогрессивном обществе.
Реальность без прикрас
Книги о смысле жизни, к которым можно отнести и данный роман, заставляют задуматься о целях жизни, о выборе правильного пути, о мировоззрении. А порой заставляют пересмотреть свою социальную позицию.
Герои книги «Рассказ служанки» — это, прежде всего, женщины, а вернее одна женщина Фредова (ее фамилия символична — принадлежащая Фреду). Она не совсем служанка, а скорее суррогатная мать, которая вынашивает ребенка для богатой и высокопоставленной пары.
Интересно! Первая книга вышла в свет в 1985 году, а продолжение только спустя 15 лет. В 1990 году на экраны вышел одноименный фильм, а в 2017 году – сериал «Рассказ служанки» по мотивам книги.
Краткое содержание
Книга написана в форме дневника от имени главной героини. У нее отняли ее настоящее имя, теперь она только Фредова. У нее одно единственной назначение — родить здорового ребенка для своих хозяев.
В мире победившего теократического тоталитаризма женщины не имеют никаких прав. Они не могут учиться и думать, мечтать и творить. Женщины – это просто сосуды для вынашивания детей. Воспроизводство себе подобных – их единственный удел.
Служанка Фредова описывает в своем дневнике день за днем. Она живет, чувствует, думает, страдает. Ее мысли скорбные, тяжелые, безрадостные. Женщина тоскует о прежних временах, когда она была свободной и на что-то надеялась.
Немного о героях книги:
Интересно! Автор книги Маргарет Этвуд во время съемок сериала постоянно присутствовала на съемочной площадке и даже снялась в небольшом эпизоде.
Объяснение сюжета
В романе очень мало действия, но много размышлений и рассуждений. Это произведение оставляет несколько гнетущее впечатление. Критики называют эту книгу антиутопией, причем феминистической антиутопией.
Женщины уже несколько столетий борются за свои права. Но, по мнению автора, получается, что в недалеком будущем представительницы слабого пола эти права совершенно утратят. На них будут смотреть только как на живой инкубатор, не владеющий собственными желания и мечтами. Служанка Фредова обязана родить здорового ребенка для бесплодной богатой женщины. В этом заключается ее главное предназначение. Автор порой позволяет себе резке высказывания. Но только таким образом можно показать боль и отчаяние бесправных людей, их тревогу и страх перед властью и законом.
Смысл книги «Рассказ служанки» нельзя уловить с первых страниц. Объяснить замысел писательницы можно, прочитав книгу до конца. Книги со смыслом не дают прямых ответов на все вопросы, которые ставит общество перед людьми, но заставляет читателей самостоятельно искать эти ответы.
В чем суть концовки
Чем же закончилась книга «Рассказ служанки»? В первых главах книги женщина, главная героиня, гордая, пылкая, пытается протестовать против существующего положения вещей. В конце она превращается в забитую, покорную серую массу, одну из миллионов, которых запугивают служители закона.
Смысл книги «Рассказ служанки» не лежит на поверхности, но внимательный читатель поймет: писательница говорит о том, что следует ценить то, что имеешь, жить сегодняшним днем и находить радость в самых простых вещах. Ведь никто не знает, что произойдет завтра и, может быть, все станет еще хуже.
Цитаты из книг со смыслом всегда указывают на позицию автора. Например, в начале романа служанка думает, что она живет и дышит и это не кара, не наказание, но чествование. Таким способом она самоутверждается.
А вот в конце произведения она смиренна, сравнивает себя с мебелью. Где – то в глубине души женщина еще хочет сопротивляться, но ее воля подавлена установленными правилами и законами.
Идея романа чрезвычайно актуальна в наше время, когда много говорят о правах человека, но постоянно их нарушают. И хотя писательница не дает решения этой проблемы, читатели должны решить каждый для себя, на какой они стороне.
Зачем «Рассказу Служанки» новый финал?
Раскрываем главные секреты «Заветов» Маргарет Этвуд
В 2019 году Маргарет Этвуд написала долгожданное продолжение «Рассказа Служанки». В тот же год «Заветы» принесли ей вторую по счету Букеровскую премию. По сюжету, после окончания событий первого романа в республике Галаад прошло более 15 лет. Тем временем в реальном мире «Рассказ Служанки» уже отметил свой 35-й день рождения.
Зачем же Этвуд решила вернуться к своей мрачной антиутопии и переписать ее открытый финал? Что это — дань моде или новый взгляд на давние проблемы общества? И чем все-таки закончится знаменитая история? Давайте разберемся.
С чего все начиналось?
Роман, вышедший в 1985 году, рисовал перед читателями безрадостную картину жизни в республике Галаад, которая возникла на территории США в результате переворота. Женщин в новой стране подвергали репрессиям, а тех, которые еще были способны приносить потомство, разлучали с семьями и принуждали вынашивать детей для бесплодной элиты. Не пожелавшая оставаться пленницей режима Служанка Фредова в конце концов попыталась бежать и оказалась в кузове фургона, принадлежавшего то ли участникам подпольного освободительного движения, то ли тайной полиции.
До самой последней строки судьба главной героини «Рассказа Служанки» оставалась нерешенной. И это считалось безусловным достоинством антиутопии, звучавшей как роман-предостережение. Однако же в новых обстоятельствах Этвуд отказалась от своего первоначального замысла и создала «Заветы». И, по всей видимости, для этого возвращения в мир Галаада было сразу несколько причин.
Коммерческий успех и «пророческий дар»
Сериал 2017 года, в отличие от первой экранизации «Рассказа Служанки», приобрел просто невероятную популярность, особенно среди американских студентов. Образ Служанки в бесформенном красном одеянии и белом капоте стал символом: девушек, одетых как Фредова, можно было увидеть на «женских маршах», протестных акциях, связанных с введением запретов на аборты, и других политических мероприятиях по всему миру. Многие называли Этвуд «пророком», а Соединенные Штаты в годы президентства Трампа — «новым Галаадом».
Сама писательница долго отрицала, что ее роман содержит «тайную правду» об Америке. Но, приступая к «Заветам», призналась, что вдохновлялась прежде всего вопросами о Галааде от читателей и «миром, в котором мы жили все это время». Так что на страницах этой книги она больше не рассуждает о возможном мрачном будущем, а комментирует неизбежное настоящее, лишь слегка сгущая краски во всем, что касается распределения гендерных ролей в современном обществе.
Что нас ждет в «Заветах»?
Создавая новый роман, Этвуд использовала те же композиционные приемы, что и в первой книге. Поначалу повествование в «Заветах» ведется поочередно от лица трех женщин: уже знакомой читателю тетки Лидии и двух девушек, которые не помнят мира до возникновения Галаада. А заканчиваются оба произведения стилизацией под исторический труд, написанный на основе этих «первоисточников» ученым-мужчиной. Но если Фредова описывает годы становления государства-секты, то новые героини станут свидетельницами конца ненавистной страны.
Выбирая на роль рассказчиц персонажей с совсем иными характерами и судьбами, Этвуд не только предлагает нам подробнее изучить внутреннее устройство республики Галаад. Персонажи «Заветов» получают возможность увидеть то, что скрыто от глаз Служанок, и находят в себе силы объединиться и действовать, а не проводить годы в бессмысленном ожидании.
Читателей ждут и другие сюрпризы. Удивленные пассивностью Фредовой в первом романе будут вознаграждены, когда познакомятся с тайными агентами сопротивления из новой книги. Те, кто переживал за детей главной героини, наконец узнают, какими они стали, когда выросли. А тем, кто ненавидел всех Теток без исключения, несмотря на очевидные интеллектуальные достоинства той же Лидии, откроется нечто такое, что навсегда перевернет их представления об этих неоднозначных персонажах.
От Чаушеску до священников-педофилов. Что лежит в основе «Рассказа служанки»?
Первый сезон «Рассказа служанки» вышел в 2017 году. Шоу мгновенно завоевало любовь зрителей и критиков: хорошие рейтинги, пять премий «Эмми», два «Золотых глобуса», премия канала MTV. Сериал стал символом движения за права женщин.
В чем же секрет популярности проекта? Попробуем разобраться в том, какие вопросы поднимает «Рассказ служанки» и есть ли что-то пророческое в творении Маргарет Этвуд (сериал снят по ее книге).
Синопсис
Экологический кризис привел к резкому падению рождаемости. Революционеры-фундаменталисты свергли правительство США и основали насильственную теократию под названием Гилеад. Самые удачливые женщины прикованы к дому как жены «командоров», которые управляют новой страной. Несчастное большинство призвано обслуживать правящий класс.
Одна из ролей — «служанки». Это фертильные женщины, которых вырвали из прежней жизни и перевоспитали в жестоких тренировочных лагерях. Каждая подверглась ритуальному изнасилованию. Теперь их единственная задача — обеспечивать детьми правящий класс. Главный герой сериала — служанка Фредова, названная по имени назначенного ей командора.
Литературная основа «Рассказа служанки»
Книга, которая легла в основу шоу, была впервые опубликована в 1985 году. Вскоре ее уже продавали по всему миру в нескольких переводах, роман был удостоен Премии генерал-губернатора в 1985-м, Премии Артура Кларка в 1987-м, номинирован на премию «Небьюла», Букеровскую премию в 1986-м, а также премию «Прометей» в 1987-м. Популярность книги объясняется тем, что свою историю Маргарет Этвуд построила на реальных социальных и политических событиях.
«Групповые повешения, раздирание людей, одежда, характерная для каст и классов, принудительное рождение детей и присвоение результатов, дети, похищенные режимами и помещенные для воспитания у высокопоставленных чиновников, запрет на грамотность, отрицание прав собственности — у всего были прецеденты, многие из которых можно найти не в других культурах и религиях, а в западном обществе и в самой „христианской“ традиции», — рассказывает Маргарет Этвуд Lithub.com.
Сюжет романа ссылается к политике повышения рождаемости в Румынии при Николае Чаушеску; к военно-политическому режиму Фердинанда Маркоса на Филиппинах, при котором инакомыслие каралось смертью; к Аргентине 1976 года, когда дети низших классов «пропадали» и оказывались в семьях важных людей. Но основная отсылка — к пропаганде пуританства в Америке 80-х.
Кадр из сериала «Рассказ служанки»
Как создавали сериал
По книге уже ставили спектакли, балет, оперу, выпустили аудиокнигу и сняли фильм. Но наибольшую популярность история Маргарет Этвуд приобрела после выхода сериала — на фоне громких изменений в политике США. Когда с избранием Дональда Трампа устоявшиеся права женщин, ЛГБТ-сообществ и свобода прессы оказались под угрозой, события романа перестали казаться отдаленной фантастикой.
На следующий день после инаугурации Трампа состоялся массовый женский протест: участники марша несли плакаты с надписями: «„Рассказ служанки“ — это не инструкция» и «Книги Этвуд снова должны стать художественными!». Фирменные красные мантии и белые головные уборы служанок стали популярным символом протеста.
Роберт Томпсон, профессор телевидения в Сиракузском университете, утверждает, что секрет шоу не только в удачном выборе времени.
Политический контекст дебюта «определенно поднял напряжение и дал кое-что для всех критиков и рецензентов, — говорит Томпсон. — Но я думаю, что все же шоу сделало успешным красивое исполнение».
Когда продюсер Брюс Миллер выступал перед боссами Hulu, он ни слова не сказал про политику. Миллер просто хотел экранизировать роман Маргарет Этвуд, который так любил еще с семинара по английскому языку в Брауновском университете. Его целью было «перенести в жизнь тон, язык, эффект присутствия и ужас». В «Рассказе служанки» он исследовал антиутопическое общество, на которое книга только намекала — на полную Гилеад разворачивался только в его голове.
Если первый сезон шоу тесно связан с романом, то второй и третий вышли за пределы первоначальной идеи Этвуд. Миллер смог представить, что будет дальше, впрочем, не без дебатов со стороны фанатов книги. При этом сериал бережно придерживается общей концепции — например, во втором сезоне главная героиня прячется в бывшей редакции либерального издания The Boston Glove, которое в начале нулевых расследовало дело о сексуальных домогательствах священников-католиков.
По ключевой теме «Рассказа служанки» — семье, создателей шоу консультирует Энди Гитоу, исполнительный продюсер медиаподразделения ООН, журналистка, освещавшая вооруженные конфликты и гуманитарные кризисы по всему миру. Сотрудничество Миллера и Гитоу направлено на то, чтобы события в Гилааде выглядели наиболее достоверно.
Элизабет Мосс, играющая главную героиню, рассказала The Hollywood Reporter о сотрудничестве с продюсером ООН: «Мы сталкиваемся со множеством сложных проблем, поэтому хотим убедиться, что понимаем их правильно. Хотим изобразить их точно как в жизни».
Сама Энди Гитоу выражает признательность не только сценаристам и актерам, но и всей съемочной группе — за желание выяснить, как наилучшим образам представить тот или иной уровень реальности:
«„Рассказ служанки“ — очень важен… Для некоторых это не выдумка, это жизнь».
Влияние шоу
Реальность «Рассказа служанки» органично вписалась в нашу действительность, став символов борьбы за права женщин. Например, активистки выходили в нарядах служанок на митинги против запрета абортов в штате Огайо и на острове Мэн. Красные плащи надевают и участницы движения #MeToo.
Протест в штате Огайо / Jo Ingles/Ohio Public Radio and TV
А 7 июня 2019-го в нью-йоркском Мэдисон Сквер Парке было установлено 140 зеркальных женских фигур, чтобы сократить гендерную разницу между уже существующими в городе статуями. Из 150 памятников в Нью-Йорке только пять посвящены женщинам. Организаторы акции считают это несправедливым, поскольку немало женщин, так же как и мужчин, боролись за свободу и равенство в США. Меж зеркальных статуй снова ходили «служанки» — и раздавали информационные листовки.
В преддверии 3-го сезона «Рассказа служанки» в Москве состоялась тематическая фотосессия от сервиса Videomore. Как сказал Александр Бланарь, арт-куратор и директор по коммуникациям аукционного дома Phillips:
«Это некий вызов и напоминание о том, что женский дух не сломить».
Акция в Москве / Videomore
Ну и самое удивительное, что произошло благодаря сериалу: 10 сентября 2019 года выйдет продолжение «Рассказа служанки» под названием «Заветы» (The Testaments). Действие романа развернется через 15 лет после событий первой части и будет вестись от лица трех героинь.
Третий сезон «Рассказа служанки» можно посмотреть эксклюзивно на Videomore.
10 фактов о сериале «Рассказ служанки»
Сериал Hulu — десятая адаптация романа канадской писательницы Маргарет Этвуд, опубликованного в 1985 году. Первый спектакль показали на сцене частного исследовательского университета Тафтса в 1989-м. В 2000 году Пол Рудерс представил в Копенгагене оперу, а в 2002 году Брендон Бернс поставил свой спектакль в лондонском Королевском театре Хеймаркет. Адаптацией произведения для балета занималась Лиа Йорк, премьера состоялась в 2013 году. Роман Этвуд подошел и для моно-спектакля, который придумал и представил в США Джозеф Столленверк в 2015 году.
В 1990 году немецкий кинорежиссер Фолькер Шлендорф экранизировал «Служанку» с Наташей Ричардсон, Фэй Данауэй и Робертом Дювалем. Кроме того, по книге сделаны аудиокнига, музыкальный альбом и два радиоспектакля. Первый — режиссера Джона Драйдена для BBC Radio 4 — слушателям представили в 2000 году. Вторым занималось канадское радио CBC в 2002 году под руководством сценариста и драматурга Майкла О’Брайена.
У романа есть продолжение и оно выйдет осенью 2019 года. Маргарет Этвуд не планировала развивать историю: действие первой книги завершается более чем идеально. Однако в 2018 году стало известно, что Этвуд активно работает над сиквелом, который будет называться The Testaments («Свидетельства»). Читатель вернется в Гилеад спустя 15 лет после событий первой части, а повествование будет вестись от лица трех женщин.
Несмотря на то, что действие романа «Рассказ служанки» разворачивается в недалеком будущем в Новой Англии, Этвуд неоднократно приходилось уточнять, что ее произведение не имеет отношения к научной фантастике. Напротив, при создании романа автор старалась привнести в сюжет события, которые происходили в различных обществах в разные времена.
Автор романа получила камео в сериале. В потоке ужасающих сюжетных событий и на фоне яркого актерского выхода Энн Дауд сложно было заметить еще одну строгую надзирательницу над служанками, с седыми волосами и острым взглядом. Это и была Маргарет Этвуд. В пилотном эпизоде ей пришлось наказать непокорную Фредову (Джун) пощечиной. Писательница сама хотела сыграть «тетку», а вот пощечина была идеей создателя сериала — Брюса Миллера.
По словам сценариста, судьба главного персонажа Джун Осборн не получилась бы убедительной, если бы не современные женщины, объединившиеся в движение #MeToo. Вдохновение здесь работает в обе стороны: реальные события вдохновляют и подпитывают Джун в мире сериала. В то же время образ его главной героини давно стал примером мужества для всех поклонниц «Служанки».
«Рассказ служанки» никогда не транслировался на телеканалах. Это целиком продукт стримингового сервиса Hulu, и посмотреть сериал поклонники могут только онлайн. Однако это не помешало организаторам премии «Эмми» отметить достоинства шоу. «Служанка» стала первым стриминговым сериалом, получившим в 2017 году премии в четырех категориях, в том числе как лучшее драматическое произведение. Это уникальный случай, учитывая, что Netflix годами боролся за награды для своих сериалов, а Hulu с его антиутопическим кошмаром моментально удалось получить исключительные привилегии.
Один из центральных персонажей — начальник службы охраны командора Ник — в книге фигурировал без фамилии. Авторы сериала решили это исправить и назвали его Блейн. Внимательный зритель, заметив эту фамилию, вспомнит о Рике Блейне — протагонисте ленты «Касабланка». Герой Хамфри Богарта помогал «пленникам» Касабланки покинуть город, то же самое пытается провернуть и герой Макса Мингеллы в Гилеаде.
Белоснежные «крылышки» — отличительный элемент гардероба служанок наряду с красными плащами и платьями в пол — крайне неудобный головной убор. Актрисы признавались, что он радикально ограничивает угол зрения и практически ослепляет: если хочешь что-то увидеть, смотреть приходится только прямо перед собой.
Художник по костюмам Эн Крэбтри рассказала, что «крылышки» помогают отразить «психологическое, физическое и эмоциональное заключение служанок» Гилеада. Элизабет Мосс, исполняющая роль Джун, провела много времени вместе с партнерами по площадке, разучивая ритм шагов служанок, чтобы в кадре спокойно передвигаться группами и не сталкиваться друг с другом.
Актриса Аманда Бругел, исполняющая роль марфы Риты в доме командора Фреда Уотерфорда, в юности была поклонницей романа Маргарет Этвуд. Бругел прочла книгу в старших классах и испытала нечто вроде шока, оправившись от которого написала итоговую научную работу на основе «Рассказа служанки». Труд о героине романа Рите обеспечил Бругел стипендию на получение высшего образования.
Продюсерам пришлось пренебречь одной из важных деталей романа из-за дайверсити-тренда — требований расового и этнического разнообразия в кино. В книге среди жестокостей правительства Гилеада было изгнание всех представителей «не белой» расы, поэтому население республики было однородным. Однако Брюс Миллер так и не смог представить, как показать подобное положение дел, учитывая современные общественные тенденции.
«Будет ли разница между телешоу о расизме и «расистским сериалом», если в обоих случаях роли не достанутся «цветным» актерам?» — так спрашивал себя продюсер. В итоге зверства сериального Гилеада обошли стороной национальный вопрос и сосредоточились на религиозных и политических аспектах.
— 10 —
Поклонники воспринимают сюжетные повороты в сериале и героев слишком лично. Отчасти это происходит потому, что зрителю не составляет труда отыскать общее между вымыслом — Гилеадом — и реальностью, Америкой эпохи Трампа. Выход нового сезона снова резонирует с общественно-политическими событиями в США. Сопротивление в сериале развернется на фоне борьбы американок за право на аборты и историй о том, как разлучают детей и родителей на границе с Мексикой.
Рассказывая о 3-м сезоне, исполнительница главной роли Элизабет Мосс попыталась объяснить поступок своей героини в конце 2-го. Решения Джун раздражают многих поклонников. Весь год, пока велись съемки нового сезона, фанаты «Служанки» пытались простить Джун ее демарш с побегом в Канаду — у нее был шанс завершить свои испытания, но она сознательно его упустила, и теперь будет готовить революцию в Гилеаде. «Она должна быть не только сильнее и умнее своих противников, но и жестче, — объясняла Мосс, призывая поклонников разделить с Джун долгое и мучительное путешествие. — Она немного сходит с ума, но в этом безумии способна делать то, что другие не могут. Она способна совершать поступки ради общего блага».
Рассказ служанки маргарет этвуд о чем
Писатель и сонграйтер Ана Колесникова объясняет, чем новая антиутопия «Заветы» букеровской лауреатки Маргарет Этвуд отличается от ее же романа «Рассказ служанки».
На русский язык переведен новый роман Маргарет Этвуд «Заветы» — продолжение знаменитой феминистской антиутопии «Рассказ служанки», вышедшей в 1985 году и принесшей писательнице мировую известность. В «Заветах» по-прежнему существует патриархально-теократическая Республика Галаад, где женские тела принадлежат государству. Три героини, одна из которых знакома читателям по «Рассказу служанки», пытаются изменить существующий порядок вещей. Писатель и сонграйтер Ана Колесникова сравнивает «Заветы» с «Рассказом служанки» и объясняет, что первый роман — леденяще-цепенящий хоррор, а продолжение — бодрый философско-приключенческий триллер.
Кто на Стене висит и гниет? Эники-беники-рэс!
На Стене Служанка — как имя ее? Эники-беники-рэс!
Раньше было [назвать имя], а теперь уже нет. Эники-беники-рэс!
В животе был ребенок, но это секрет [хлопнуть себя по животу].
— песенная игра «Повешение», самая популярная у девочек Галаада.
«Рассказ служанки» — это рассказ Служанки: монолог из самого не скажу сердца — из живота тоталитарного Галаада, где женщины (да и мужчины) себе не принадлежат. Служанка бесправна настолько, что у нее даже имени нет: Фредова — значит временно служит Командору Фредерику. Как отслужит, родит ребенка ему и его бесплодной Жене (мужчины стерильными не бывают), станет Гленова, Уорренова, чья-нибудь еще. Даже женщины из невысокой касты домашних Марф с брезгливым опасением смотрят на Фредову, слово она в красном платье Служанки «заразная, как краснуха и невезение». У кухонных Марф все же есть имена.
В «Заветах» рассказчиц трое, имен на троих — шесть. Героиня раз — Лили, канадская девочка-тинейджер, тот самый «бунтующий цветок», каких так боятся в Галааде: «Маленькие бунтарки становятся взрослыми бунтарками, а взрослые бунтарки — это еще хуже, чем взрослые бунтари, потому что взрослые бунтари становятся изменниками родины, а взрослые бунтарки — прелюбодейками». Из прелюбодеек (например, из разведенных) в Галааде делают Служанок без имен. У канадской бунтарки по имени Лили имен в «Заветах» будет еще два.
Вторая рассказчица — галаадская девочка-подросток Агнес — тоже получит новое имя, а с ним и массу ярких впечатлений. Наконец, третья героиня «Заветов» — могущественная Тетка Лидия, глава Ардуа-холла, где трудятся Тетки — кто-то вроде монахинь: замуж не выходят (слава негалаадскому богу), зато имеют право читать и писать. «Свобода бывает разная. Свобода для и свобода от», — наставляла Тетка Лидия в «Рассказе служанки» Фредову и других женщин из Красного центра переквалификации Рахили и Лии. В первой книге она предлагала наслаждаться свободой от лишнего внимания мужчин на улицах — для этого Служанкам их платья в пол и жесткие белые крылья вокруг лиц. В «Заветах» Тетка Лидия существенно расширила наше понимание того, что для нее «свобода от».
Кадр из сериала «Рассказ служанки» по одноименному роману Маргарет Этвуд
В одном прошлогоднем интервью Маргарет Этвуд на вопрос о страхах ответила так: «Я слишком стара, чтобы многого бояться». Фредова из «Рассказа служанки» еще молода, ей все еще, на удивление, есть что терять: ребенка забрали — но месть Галаада через дочь возможна. Подростки из «Заветов» Лили и Агнес пока не успели сильно испугаться. Канадский «бунтующий цветок» Лили тайком от родителей ходит на митинги. Галаадской Агнес нечего терять, кроме собственных цепей. К тому же подростковое бунтарство сложно вытравить даже из безграмотной галаадской девочки. Читать она, конечно, не умеет, но что не желает идти замуж за Синюю Бороду — сообразит. Даже если у жениха «глаза слегка вытаращены — признак сильной личности, опоры для Жены». Даже если выдадут красивую рубашку на бантиках спереди, чтобы тебя можно было легко развернуть как подарок. Даже под транквилизаторами свадьба с красноносым стариком, уже погубившим пять юных Жен, такое себе удовольствие.
В «Рассказе служанки» по одному и тому же маршруту бродит «крыса в лабиринте» — безымянная, расчеловеченная, вбитая в низшую касту молодая женщина. В «Заветах» бунтуют девочки-подростки и действует Тетка Лидия — властная, умная и слишком старая, чтобы бояться. Даже Причастика — казнь неугодных мужчин посредством разрывания на части разъяренными Служанками — не так впечатляет, как история превращения в Тетку Лидию: из американской судьи, помогающей жертвам изнасилования, в главную галаадскую поставщицу «женского подчинения, заповеданного с самой первой минуты Творения». «До чего же скучна тирания на стадии внедрения», — пишет Тетка Лидия. Чего не скажешь про ее очерк об этом внедрении. «На четвертый день появилось разнообразие: трое из расстрельного взвода были женщины». Стреляющие в женщин. Чудовища! А после Тетка Лидия по-маргаретэтвудски очень спокойно, во всех подробностях описывает ту «милосердную работу», которую нужно провести с людьми, чтобы они стали «чудовищами».
Маргарет Этвуд на презентации романа Заветы в Лондоне / Dylan Martinez / Reuters
И все же «Заветы» заметно светлее «Рассказа служанки». Мир стал шире: в нем уже точно есть Канада, митингующие дети и взрослые, которых волнуют изменения климата и нарушения прав человека, а не «гендерные измены» мужчин в стрингах и «шлюхи», «растранжирившие женское тело» — абортами лишающие красного бога новых солдат и новых Служанок, могущих этих солдат рожать. В этом мире девушка вместо того, чтобы в зеленом платье невесты быть «свежей листвой» для красноносой Синей Бороды выбирает покрасить волосы в зеленый или — «трижды епта!» — побриться налысо и обучиться самообороне. Мир «Заветов» моложе, быстрее, прозрачнее, полифоничней, смелее и веселее. Легче улыбнуться в музее Холокоста, чем при чтении «Рассказа служанки». Читая «Заветы» — вот уж воистину чудо — нет-нет засмеешься: «Так написано в Библии, леггинсы — мерзость пред Господом».
Маргарет Этвуд. Заветы. Эксмо, 2020. Перевод Анастасии Грызуновой