Рассказ танкиста о чем жалеет танкист
Анализ стихотворения Твардовского «Рассказ танкиста»
Суть произведения
Главный герой рассказа остался неизвестным, он олицетворял множество военных историй. Сюжет стихотворения заключается в небольшом эпизоде, повествующем о том, как советские солдаты взяли поселок. Начало произведения вносит интригу в повествование. Герой описывает свои мысли и сожаления о том, что не познакомился с мальчиком. Он коротко описывает внешность парнишки и сравнивает его со многими детьми, детство которых было испорчено войной. Также здесь упоминается страшный и трудный бой, в котором нужно идти до конца.
В стихотворении Александра Твардовского «Рассказ танкиста» рассказывается о подвиге мальчишки. Суть заключалась в том, что во время нападения танковая группа не могла добраться до центра города из-за атаки противника. Ребенок смог узнать позицию пушки врага и сообщил об этом танкистам. Этим самым он помог уничтожить три танка противников. Уставший солдат произнес только слова «Спасибо, хлопец!» и пожал маленькую ручку.
В конце изложения можно понять, что композиция замыкается. Среди многих боев, которые были на счету у танкиста, он не мог забыть только один. Герой очень хотел встретить того мальчика, он узнал бы его сразу. Танкист очень сожалел, что не спросил, как звали этого ребенка.
«Рассказ танкиста» можно считать посвящением для всех детей, которые в военное время рисковали жизнью ради победы над врагом.
Раскрытие темы
Александр Твардовский провел 7 лет жизни на войнах и презентовал свои очерки в газете «На страже Родины». Основа его стихотворения — это рассказ очевидца о героическом поступке. В произведении два лирических героя:
Краткое содержание произведения учит ценить свою жизнь, а также указывает, что возраст не имеет значения. Даже ребенок может проявлять силу духа, отвагу и любовь к Родине.
В стихотворении автор использует множество эпитетов: «был трудный бой, все нынче как спросонку», «рыхлый, жирный чернозем», «рубашонка пузырем». Использование таких выражений придает произведению стихотворную простоту и непосредственность. Кроме того, здесь используются монологи и диалоги, что помогает лучше передать всю суть.
«Рассказ танкиста» считается литературным произведением, которое прославляет подвиги маленьких детей. Главной особенностью стихотворения является то, что при его прочтении не чувствуется трагический пафос, так как его затмевают героизм и смелость мальчика.
Тип композиции
Стих Твардовского имеет одинаковые начало и концовку. Такой стиль написания является кольцевым. Презентация произведения имеет несколько важных элементов, например:
Благодаря этому автор пытается передать всю сложность пройденного пути.
«Рассказ танкиста» состоит из десяти четверостиший. В них заключаются разговоры и описание. Такой прием помогает лучше раскрыть образы героев стихотворения.
Стихотворение и анализ «Рассказ танкиста»
Был трудный бой. Всё нынче, как спросонку,
И только не могу себе простить:
Из тысяч лиц узнал бы я мальчонку,
А как зовут, забыл его спросить.
Лет десяти-двенадцати. Бедовый,
Из тех, что главарями у детей,
Из тех, что в городишках прифронтовых
Встречают нас как дорогих гостей.
Машину обступают на стоянках,
Таскать им воду вёдрами – не труд,
Приносят мыло с полотенцем к танку
И сливы недозрелые суют…
Шёл бой за улицу. Огонь врага был страшен,
Мы прорывались к площади вперёд.
А он гвоздит – не выглянуть из башен, –
И чёрт его поймёт, откуда бьёт.
Тут угадай-ка, за каким домишкой
Он примостился, – столько всяких дыр,
И вдруг к машине подбежал парнишка:
– Товарищ командир, товарищ командир!
Я знаю, где их пушка. Я разведал…
Я подползал, они вон там, в саду…
– Да где же, где. – А дайте я поеду
На танке с вами. Прямо приведу.
Что ж, бой не ждёт. – Влезай сюда, дружище! –
И вот мы катим к месту вчетвером.
Стоит парнишка – мины, пули свищут,
И только рубашонка пузырём.
Подъехали. – Вот здесь. – И с разворота
Заходим в тыл и полный газ даём.
И эту пушку, заодно с расчётом,
Мы вмяли в рыхлый, жирный чернозём.
Я вытер пот. Душила гарь и копоть:
От дома к дому шёл большой пожар.
И, помню, я сказал: – Спасибо, хлопец! –
И руку, как товарищу, пожал…
Был трудный бой. Всё нынче, как спросонку,
И только не могу себе простить:
Из тысяч лиц узнал бы я мальчонку,
Но как зовут, забыл его спросить.
Краткое содержание
Великая Отечественная война коснулась каждого советского человека, отняла жизни у миллионов людей и оставила незаживающий след в народной памяти. Неудивительно, что эта тема широко отразилась в творчестве многих поэтов и писателей того времени. Среди произведений, посвященных подвигам советских бойцов, есть и такие, героями которых оказываются подростки, наравне со взрослыми приближавшие день великой победы.
В. Болтышев. Битва за Москву. Бой под Калининым. 2011
Стихотворение Александра Трифоновича Твардовского «Рассказ танкиста» – это воспоминание солдата, прошедшего войну, об одном из танковых боев, исход которого помог решить местный мальчик. Он сожалеет лишь об одном, что не узнал имени этого отважного мальчугана. По воспоминаниям рассказчика, это был обычный мальчишка, лет десяти-двенадцати, из тех, кого называют «бедовыми». Такие ребята всегда становились заводилами, возглавляли дворовые мальчишеские ватаги и, как могли, старались помогать нашим бойцам.
Во время одного из сражений советские танкисты оказались дезориентированы в том смысле, что не могли определить, откуда исходит шквальный огонь, пробиться сквозь который не было никакой возможности. На выручку пришел мальчик, который предложил показать месторасположение вражеской огневой точки. «Стоит парнишка – мины, пули свищут, и только рубашонка пузырем», такими словами описывает автор юного героя. Танкисты посадили мальчика на броню и, благодаря его указаниям, смогли зайти в тыл врага.
Так, благодаря юному смельчаку, были спасены многие жизни. Рассказчик в конце своего повествования еще раз повторяет, что жалеет о том, что не спросил, как зовут этого бесстрашного подростка. «Из тысяч лиц узнал бы я мальчишку», – такими словами заканчивает он свой рассказ. Героев, подобных этому мальчику, было во время войны очень много, и Твардовский, на основе реального случая создал собирательный образ юного патриота родины.
Анализ
История создания
Персонажи и образы
Главным персонажем произведения стал городской подросток, через образ которого Твардовский попытался донести до читателя, что даже юные граждане нашей страны способны оказать помощь в победе над общим врагом. Такие ребята заслуживают награды наравне со взрослыми, потому что их поступки можно смело назвать героизмом. В этом и состоит главная идея данного стихотворения.
Другой персонаж – рассказчик, непосредственный участник описываемых событий. Его сожаление о своей забывчивости: «И только не могу себе простить» усиливается повтором первой строфы, который завершает повествование. Инверсия «Из тысяч лиц узнал бы я мальчонку» служит доказательством, что образ безымянного героя навсегда сохранится в памяти рассказчика.
Композиция
Композиция стихотворения кольцевая, так как повествование начинается и заканчивается одинаково. Состоит оно из десяти катренов (четверостиший), в которых присутствует монолог рассказчика и его диалог с подростком. Благодаря такому чередованию речи, очень наглядно раскрываются характеры героев.
Произведение содержит все стадии развития сюжета: экспозицию (сожаление рассказчика и описание мальчика), завязку (сообщение подростка о дислокации огневой точки врага), кульминацию (победа советских танкистов) и развязку, которая выражается в благодарности бойцов маленькому герою.
Литературное направление данного произведения – реализм, по принадлежности к литературному роду – это эпос. Лиризм стихотворения, эпический сюжет, существующая интрига – все это позволяет отнести его к жанру баллады.
Размер и средства художественной выразительности
При написании автор использует ямб с перекрестной рифмовкой (АВАВ).
Учитывая тему и содержание стихотворения, Твардовский ограничивается минимальным набором средств художественной выразительности. Тем не менее, в тексте встречаются эпитеты: «трудный», «недозрелые», олицетворения: «шел пожар», «пули свищут», «душила гарь и копоть», метафора – «огонь гвоздит», сравнения: «все нынче, как спросонку», «рубашонка пузырем», «руку, как товарищу, пожал». Легкость и простоту восприятия обеспечивают просторечные слова: «бедовый», «хлопец», «черт его поймет».
Проблематика и основная идея произведения
Главная тема стихотворения – героизм и бесстрашие мальчика, которые он проявил, помогая советским бойцам. Твардовский показывает, что в то тяжелое время, когда весь народ встал на защиту отечества, возраст не являлся помехой для совершения подвига. В произведении прослеживается акцент автора на том, что такое проявление отваги подростком – случай далеко не единичный. В разных населенных пунктах, прилегающих к фронту, проживали десятки и сотни таких же мальчишек, готовых прийти на помощь действующей армии. Их маленькие подвиги в масштабах огромной войны были не всегда заметны и значительны, но, все же, их нельзя преуменьшать хотя бы потому, что они также являлись вкладом в приближение победы над врагом.
«Рассказ танкиста» анализ стихотворения Твардовского по плану кратко – сравнение, эпитеты, идея, история создания
Будучи, в первую очередь, журналистом, Александр Трифонович Твардовский писал замечательные стихи, в которых с правдивой точностью отражались реалии жизни. К таким произведениям относится и «Рассказ танкиста» – стих, написанный Твардовским со слов очевидца. Предлагаем к ознакомлению краткий анализ «Рассказ танкиста» по плану, который будет полезен ученикам 5 класса при подготовке к уроку по литературе.
Краткий анализ
История создания – Стих написан в 1942 году, на основе реальных событий.
Тема стихотворения – Дети и война.
Композиция – Кольцевая композиция.
Жанр – Баллада.
Стихотворный размер – Ямб с перекрестной рифмой.
Метафоры – «а он гвоздит», «душила гарь и копоть».
Эпитеты – «трудный», «недозрелые».
Сравнения – «все нынче как спросонку», «рубашонка пузырем».
История создания
Александр Трифонович был опытным журналистом, который в течение семи лет, с 1939 по 1946 гг., принимал участие в сражениях в качестве военного корреспондента. Вместе с бойцами он проделал непростой путь с запада на восток и обратно, пережив немало испытаний и лишений. Этот период жизни наложил большой отпечаток не только на личность писателя, но и на все его творчество.
Стихотворения Твардовского во многом схожи с публицистическими очерками, что позволяет читателю почувствовать себя свидетелем описываемых событий.
В 1942 году Александр Трифонович написал стихотворение «Рассказ танкиста», основанное на реальных событиях. Эту историю он услышал от одного бойца, непосредственного участника боевого танкового сражения. Главный герой так и остался неизвестным, однако он навсегда стал олицетворением юношеской отваги и мужества.
Тема произведения – героический поступок мальчика, который помог советским танкистам уничтожить вражескую пушку. Автор показывает, что во время войны, когда весь народ в едином порыве стремится одолеть врага, возраст не является преградой для проявления отваги.
Писатель делает акцент на том, что подвиг мальчика – не единичный случай. В больших и маленьких прифронтовых городах проживало немало мальчишек его возраста, которые всеми силами пытались помочь действующей армии справиться с фашистами. Пусть их подвиги и были незначительными в масштабах войны, однако их вклад в великую победу не стоит преуменьшать. В этом и заключается основная идея стихотворения Твардовского.
Композиция
Стихотворение «Рассказ танкиста» имеет одинаковое начало и конец, что указывает на кольцевой тип композиции. Благодаря подобному приему автор подчеркивает трудность военного пути, предрекает обязательную, пусть и не скорую победу.
Произведение состоит из десяти четверостиший, в которых монолог лирического героя чередуется с его диалогом с мальчиком, что в полной мере раскрывает образы персонажей.
К основным элементам композиции стихотворения относятся:
Произведение написано в жанре баллады, поскольку обладает всеми характерными чертами: лиризмом, сюжетом эпического характера, интригой.
Стихотворный размер – ямб с перекрестной рифмой.
Средства выразительности
Произведение не изобилует разнообразными художественными средствами, что объясняется его содержанием. Тем не менее, автору удалось даже с небольшим их запасом придать стихотворению глубину и выразительность.
В произведении встречаются эпитеты («трудный», «недозрелые»), метафоры («а он гвоздит», «душила гарь и копоть»), сравнения («все нынче как спросонку», «рубашонка пузырем»).
Анализ стихотворения «Рассказ танкиста» Твардовского
Всего получено оценок: 113.
Всего получено оценок: 113.
Будучи, в первую очередь, журналистом, Александр Трифонович Твардовский писал замечательные стихи, в которых с правдивой точностью отражались реалии жизни. К таким произведениям относится и «Рассказ танкиста» – стихотворение, написанное Твардовским со слов очевидца. Предлагаем к ознакомлению краткий анализ «Рассказ танкиста» по плану, который будет полезен ученикам 5 класса при подготовке к уроку литературы.
Краткий анализ
История создания – Стихотворение написано в 1942 году на основе реальных событий.
Тема стихотворения – Дети и война.
Композиция – Кольцевая композиция.
Жанр – Баллада.
Стихотворный размер – Ямб с перекрёстной рифмой.
Метафоры – «а он гвоздит», «душила гарь и копоть».
Эпитеты – «трудный», «недозрелые».
Сравнения – «все нынче как спросонку», «рубашонка пузырем».
История создания
Александр Трифонович был опытным журналистом, который в течение семи лет, с 1939 по 1946 гг., принимал участие в сражениях в качестве военного корреспондента. Вместе с бойцами он проделал непростой путь с запада на восток и обратно, пережив немало испытаний и лишений. Этот период жизни наложил большой отпечаток не только на личность писателя, но и на всё его творчество.
Стихотворения Твардовского во многом схожи с публицистическими очерками, что позволяет читателю почувствовать себя свидетелем описываемых событий.
В 1942 году Александр Трифонович написал стихотворение «Рассказ танкиста», основанное на реальных событиях. Эту историю он услышал от одного бойца, непосредственного участника боевого танкового сражения. Главный герой так и остался неизвестным, однако он навсегда стал олицетворением юношеской отваги и мужества.
Тема произведения – героический поступок мальчика, который помог советским танкистам уничтожить вражескую пушку. Автор показывает, что во время войны, когда весь народ в едином порыве стремится одолеть врага, возраст не является преградой для проявления отваги.
Писатель делает акцент на том, что подвиг мальчика – не единичный случай. В больших и маленьких прифронтовых городах проживало немало мальчишек его возраста, которые всеми силами пытались помочь действующей армии справиться с фашистами. Пусть их подвиги и были незначительными в масштабах войны, однако их вклад в великую победу не стоит преуменьшать. В этом и заключается основная идея стихотворения Твардовского.
Композиция
Стихотворение «Рассказ танкиста» имеет одинаковое начало и конец, что указывает на кольцевой тип композиции. Благодаря подобному приему автор подчеркивает трудность военного пути, предрекает обязательную, пусть и не скорую победу.
Произведение состоит из десяти четверостиший, в которых монолог лирического героя чередуется с его диалогом с мальчиком, что в полной мере раскрывает образы персонажей.
Твардовский назвал данный стих рассказом, и признаки рассказа также есть в произведении. К основным элементам композиции рассказа относятся:
Произведение написано в жанре баллады, поскольку обладает всеми характерными чертами: лиризмом, сюжетом эпического характера, интригой.
Стихотворный размер – пятистопный ямб с перекрёстной рифмой.
Средства выразительности
Произведение не изобилует разнообразными художественными средствами, что объясняется его содержанием. Тем не менее, автору удалось с их помощью придать стихотворению глубину и выразительность.
В произведении встречаются эпитеты (« трудный », « недозрелые »), метафоры (« а он гвоздит », « душила гарь и копоть »), сравнения (« всё нынче как спросонку », « рубашонка пузырем »).
Урок литературы в 5-м классе «Дети и война. Стихотворение А.Т.Твардовского «Рассказ танкиста»
Класс: 5
Тип урока: урок изучения нового материала.
Технологии: метод проектной и исследовательской деятельности.
Цели:
Воспитывающие: Воспитывать глубокое чувство патриотизма
Личностные УУД: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
I. Оргмомент
II. Актуализация знаний
1. Посмотрите на экран, рассмотрите картины, помещенные на доске
2. Что у них общего?
3. С какой целью эти картины помещены? О чем будем говорить?
Сформулируйте тему « Произведения о Великой Отечественной войне»
III. Подготовка к восприятию нового материала
1. Произнесите медленно, с чувством слово «В-о-й-н-а»
2. Какие чувства и смысловые ассоциации возникли у вас?
3. Какие слова можете подобрать?
4. Составление кластера
война
5. Подберите эпитеты к слову «война».
— Жестокая, бессердечная, безжалостная, кровавая, страшная
6. Какие чувства вызывает у вас война?
— Тревожное, беспокойное, печальное, горькое
7. Что вы знаете о Великой Отечественной войне?
9. Почему ее назвали Отечественной?
10. Как люди в тылу узнавали о событиях этой войны? Какую работу должны были выполнять военные корреспонденты? (Газеты, радио)
11. Об одном таком поэте, военном корреспонденте мы будем говорить сегодня. Прочитайте фамилии писателей. Как думаете, с произведением какого писателя мы будем работать?
Крылов. Барто. Твардовский. Андерсен. Бианки
IV. Знакомство с биографией Твардовского
С отличием окончил Московский институт истории, философии и литературы. С 1939 года он служит в армии в качестве специального корреспондента военной газеты. Великую Отечественную войну прошел с первого до последнего дня. Полученные впечатления в годы Великой Отечественной войны излагал в своих произведениях. После войны писатель работал главным редактором журнала «Новый мир».
1) Индивидуальное задание, проект на тему «А.Т.Твардовский»
2) Как на ваш взгляд, если поэт сам был участником войны, его произведения вымысел или реальность? Одно такое произведение сегодня изучим.
3) Посмотрите на выставку книг, что можно сказать?
Книги о детях на войне.
4) Уточним тему урока «Дети и война. Стихотворение Твардовского «Рассказ танкиста»
V. Работа над стихотворением «Рассказ танкиста»
1. Запись темы урока в тетрадь.
2. Чтение стихотворения учителем или фонохрестоматия. Исполняет А.Елизаветский.
3. Какую картину представили? Какие чувства возникли в душе?
— Чувство страха, опасности, гордости.
4. Кто из героев привлек ваше внимание?
5. Как думаете, зачем автор в начале произведения описывает прифронтовых мальчишек городов и деревень?
— Каждый ребенок хотел принести пользу.
6. О ком еще в стихотворении?
7. Работа в группах. Правила работы в группах: слушать, слышать, помогать друг другу.
Результаты работы групп записывает весь класс в тетрадь.
— Карточки с заданием для групп
Лингвисты будут отвечать по ходу работы 1-й и 2-й группы.
8. Работа над характерами героев. Из чего складывается характеристика героя?
— Внешний вид, поступки
Отчёт о работе групп.
10. Какие качества характера мальчика раскрываются в стихотворении? Зачитайте строки, дающие представление о мальчике. Что мы узнали о нем?
11. Записи в тетрадь.
— Приблизительный возраст 10-12 лет.
— Трудолюбивый, потому что не считает за труд носить воду ведрами
— Приветливый, встречает, как гостей
— Нежадный, щедрый, сливы сует
— Смелый, отважный, храбрый, бойкий, бесстрашный, разведал, где пушка, подползал, стоит, мины, пули свищут.
— Скромный, показал и убежал.
Внешность не описывается. Видим только рубаху пузырем.
12. Отчет 3 группы. Лингвисты
Бедовый, из тех, что главарями у детей- озорной, все время придумывает новые игры, изобретательный. Такие дети обычно бывают предводителями в мальчишеском коллективе.
13. Как автор относится к своему герою? Зачитайте
— С уважением, с гордостью. Он ему нравился.
Бой. Какой момент войны изображен? (Наступление)
15. Как описывается бой? Прокомментируйте. Из чего видно, что бой был страшный?
— Почему танки не могли пройти?
— «Шел бой за улицу. Огонь врага был 1)страшен
Мы 2) прорывались к площади вперед
16. Лингвисты: слова 1), 2), 3)
17. Что испытывает танкист во время боя?
— Трудность, прорывались, но не могли пройти.
18. Почему командир принял помощь ребенка? Не прогнал, а посадил на танк и продолжил бой?
— Был трудный и жестокий бой, и помощь мальчика, возможно, спасла многие жизни. Ситуация была драматическая, некогда было предаваться рассуждениям. Слишком большую плату приходилось платить за любое промедление.
19. Еще описание боя. За каким домишкой он примостился?
3 группа – примостился, где находится укрытие?
20. Как закончился бой? Зачитайте.
— Заходим в тыл и полный газ даем
И эту пушку заодно с расчетом
Мы вмяли в рыхлый жирный чернозем.
3 группа: жирный, рыхлый
На полной скорости раздавили пушку
21. Какие чувства теперь испытывает танкист?
— Удовлетворение, врага вмяли в чернозем
— Усталость, вытер пот
22. Каково отношение танкиста к мальчику?
— Руку, как товарищу, пожал, благодарность
Помощь мальчика оказалась очень важной
Чувство вины перед мальчиком, дети не должны воевать
23. О чем жалеет танкист? Почему рассказчик не может себе простить, что забыл спросить мальчика, как его зовут?
— Танкист чувствует вину перед мальчиком, чувствует себя неблагодарным, потому что не знает имени того, кому, может быть, обязан своей жизнью и жизнью своих товарищей. Он забыл спросить имя мальчика, потому что не думал о славе, просто выполнял свой долг, защищая Родину. Он узнал бы этого мальчика теперь среди тысячи лиц, но найти его невозможно.
24. Обратим внимание на строку
«Все нынче, как спросонку» 3 группа
— Спустя много времени кажется, что этот тяжелый бой приснился во сне.
VI. Отчет 4 группы. Литературоведы
1. Какие литературные приемы использует Твардовский? Зачитайте начало и конец стихотворения.
— Стихотворение начинается и заканчивается одинаково – кольцевая композиция.
2. Как думаете, для чего?
— Такое построение подчеркивает трудность военного пути, еще не скорую, но обязательную победу. Поступок мальчика заслуживает награды. Ценой собственной жизни он спасал землю от врага. Ребенок совершил подвиг и исчез. Награда его не найдет.
3. Какой прием использован для того, чтобы выразительней описать предметы?
4. Что можете сказать о звукописи? Для чего используется?
— Автор часто использует (ж, ш, щ, з, с), чтобы передать шум боя, свист пуль.
5. Олицетворение: пули свищут, душила гарь и копоть
Чтобы ярче описать картину боя
VII. Работа с классом
1. Кому и когда танкист мог бы рассказать об отважном мальчике?
2. Могло ли это быть так, как на картине Ю.Непринцева «Отдых после боя»? Что делают бойцы? Где происходит действие?
3. Зачем, для чего поэт Твардовский пронес эту историю через годы и поведал нам?
— Для того, чтобы мы помнили безымянных героев Великой Отечественной войны. Уважали и ценили тех, кто добыл эту победу.
4. Известно, что война затронула каждого, не обошла, не пощадила ни женщин, ни стариков. В этой войне погибло несколько миллионов детей. У одних она отняла жизнь, у других – родителей, а у многих детство. Война заставила рано повзрослеть мальчиков и девочек, таких же, как и вы, ваших сверстников. Случай, рассказанный танкистом, не единичный. Много детей помогало бойцам добывать победу. Мальчик неизвестный, безымянный герой. А есть много детей – героев, чьи имена мы должны знать.
5. Послушаем проект на тему « Дети и война»
Только вдумайтесь, такие подвиги совершали ваши ровесники!
Мы должны помнить о них. Вот как об этом сказал поэт Роберт Рождественский: «Люди! Покуда сердца
Стучатся, помните,
Какою ценой завоевано счастье,
Пожалуйста, помните!»
VIII. Обобщение
— О чем говорили на уроке? О каком произведении?
— Что вы узнали нового для себя?
— Похожа ли ваша жизнь на их, и чем она отличается?
Нельзя забывать о войне и героях, нужно беречь мир. Незабываемо трудное военное детство детей войны. Украденное войной детство. Цените и берегите мир.
1) Наизусть стихотворение
2) Проект «Моя семья в годы войны» (на выбор)