Расскажи что тебе хотелось бы еще узнать о православной культуре

Запрос на знания о православной традиции еще не удовлетворен

Москва, 17 сентября 2011 г.

Расскажи что тебе хотелось бы еще узнать о православной культуре. Смотреть фото Расскажи что тебе хотелось бы еще узнать о православной культуре. Смотреть картинку Расскажи что тебе хотелось бы еще узнать о православной культуре. Картинка про Расскажи что тебе хотелось бы еще узнать о православной культуре. Фото Расскажи что тебе хотелось бы еще узнать о православной культуре

Больше трети россиян (37%) признаются, что они хотели бы больше узнать о Православии. Среди них больше обеспеченных людей и респондентов с высшим образованием, информирует Служба социально-религиозных данных «Среда» по итогам репрезентативного опроса.

Респондентам был задан вопрос: «Скажите, пожалуйста, верным или неверным, с Вашей точки зрения, является следующее утверждение: «Я хотел (-а) бы знать о Православии больше, чем знаю сейчас»».

Уровень образования тесно связан с результатами ответов. Так, россияне с высшим образованием не против узнать больше о Православии. Те, кто получили лишь аттестат об окончании школы, ― не стремятся расширять круг познаний, в том числе и о Православии. Те, кто не прочь узнать о Православии больше, чаще живут в городах-миллионниках (но не в Москве). Реже стремящиеся к этим познаниям ― жители сел. Что касается федеральных округов: желающие узнать о Православии ― чаще жители Центральной России. Те, кто проживает на Дальнем Востоке и в Сибири чаще дают отрицательный ответ.

Также был задан вопрос: «Скажите, пожалуйста, верным или неверным, с Вашей точки зрения, является следующее утверждение: «Если представится возможность, я хотел (-а) бы получить дополнительное духовное образование»».

Несмотря на то, что узнать больше о православной религии хотят 37% россиян, лишь 19 % опрошенных заявляют, что не прочь получить дополнительное духовное образование, если бы у них появилась возможность, сообщает Патриархия.ru.

Получить дополнительное духовное образование чаще хотят респонденты, работающие в области медицины и здравоохранения (33%), граждане, чья деятельность связана с наукой и образованием (30%), суеверные россияне (28%) и те из ответивших, в семьях которых ― трое и более детей (23%).

73% россиян дополнительное духовное образование без надобности. Чаще так отвечают рабочие и те из опрошенных, кто считает себя несчастными, больными.

Образованные респонденты не против повысить уровень своих знаний, получив дополнительное духовное образование.

Результаты опроса прокомментировал первый заместитель председателя Учебного комитета Русской Православной Церкви архимандрит Кирилл (Говорун):

«Я считаю, что данные опроса ― очень оптимистические. Они свидетельствуют о заметном запросе на знания о христианской православной традиции. Интересно, что такой запрос превалирует именно среди жителей городов. У людей существует в той или иной степени самоидентификация с православной традицией, поскольку они желают знать об этом больше. По сути, они желают знать больше о себе, о той культуре, в которой они живут, о своей истории.

Также данные говорят и о том, что запрос этот пока еще не удовлетворен. Это уже вопрос к Церкви, к тем, кто занимается церковным просвещением и образованием. На этот запрос в обществе необходимо дать адекватный ответ. Что ставит перед нами задачу оптимизировать инструменты, механизмы передачи знаний о церковной традиции в более широкие круги общества. Этим сейчас занимается активно и Святейший Патриарх, с этой целью улучшается и система религиозного просвещения и образования.

То, что образованные люди чаще хотят получить дополнительное образование, что-то узнать о Православии, а малообразованные ― нет, вполне объяснимо. Там, где получение знаний не является жизненным приоритетом ― существуют другие формы проявления интереса к собственной церковной традиции. Скажем, ассоциирование себя с церковной традицией может проявляться через какие-то обрядовые формы Условно говоря ― прийти в храм, поставить свечку… На самом деле, это не так плохо.

«Получение дополнительного образования» ассоциируется часто с привычными формами обучения, когда нужно засесть за тетради, учебники, проводить массу времени в библиотеке… Не все готовы это делать, учитывая, как много сил и времени отнимает работа, учитывая стрессы и ритмы современной жизни. Опрос показывает, что помимо традиционных форм предоставления православного образования, необходимо развивать и новые формы, которые учитывают загруженность людей, Это могут быть лектории, семинары, что уже практикуется и сегодня. Я сам участвовал в этих лекториях ― они собирают огромное количество людей. Что эмпирически подтверждает данные, приведенные в опросе.

Молодежь реже хочет знать о Православии, чем представители более старшего поколения. Это, на мой взгляд, вообще связано с проблемой поколения, с утрачиванием культуры получения знаний.

То, что многодетные хотят получить дополнительное духовное образование, на мой взгляд, связано с тем, что матерям, погруженным в семейную жизнь, нужна какая-то отдушина, занятия, напрямую не связанные с семьей. С другой стороны то, что они получают, узнавая церковные традиции, я думаю, помогает им в процессе воспитания детей.

Могу предполагать, что медицинские работники, желающие получить дополнительное духовное образование ― это те профессионалы, которые, занимаясь излечением тела, думают и о целостном, комплексном излечении болезней. Оно предполагает человека как целостное существо ― с душой и телом. Ведь духовная компонента важна в процессе излечения».

Источник

Школе NET

Register

Do you already have an account? Login

Login

Don’t you have an account yet? Register

Newsletter

Submit to our newsletter to receive exclusive stories delivered to you inbox!

Расскажи что тебе хотелось бы еще узнать о православной культуре. Смотреть фото Расскажи что тебе хотелось бы еще узнать о православной культуре. Смотреть картинку Расскажи что тебе хотелось бы еще узнать о православной культуре. Картинка про Расскажи что тебе хотелось бы еще узнать о православной культуре. Фото Расскажи что тебе хотелось бы еще узнать о православной культуре

Пармезан Черница

Расскажи по фотографии на с. 5, что ты уже знаешь о Красной площади в Москве. Составь и запиши вопросы о том, что тебе еще хотелось бы узнать о памятниках культуры, Расскажи по фотографии на с. 5, что ты уже знаешь о Красной площади в Москве. Составь и запиши вопросы о том, что тебе еще хотелось бы узнать о памятниках культуры, изображенных на фотографии. Постарайся найти ответы на свои вопросы.

Лучший ответ:

Расскажи что тебе хотелось бы еще узнать о православной культуре. Смотреть фото Расскажи что тебе хотелось бы еще узнать о православной культуре. Смотреть картинку Расскажи что тебе хотелось бы еще узнать о православной культуре. Картинка про Расскажи что тебе хотелось бы еще узнать о православной культуре. Фото Расскажи что тебе хотелось бы еще узнать о православной культуре

Пармезан Черница

Красная площадь находится в самом центре Москвы. На ней расположены: храм Василия Блаженного, памятник Минину и Пожарскому, Мавзолей Ленина, Московский Кремль.

Составь и запиши вопросы о том, что тебе еще хотелось бы узнать о памятниках культуры, изображенных на фотографии. Постарайся найти ответы на свои вопросы.

Какая высота Спасской башни? 71 м.
В каком году построен храм Василия Блаженного? Собор был построен в 1555—1561 годах по приказу Ивана Грозного в память о взятии Казани и победе над Казанским ханством, которые случились именно в день Покрова Пресвятой Богородицы — в начале октября 1552 года.

Источник

Конспект урока ОДНКНР Роль религии в развитии культуры

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Лицей №1 имени академика Б.Н. Петрова»

Методическая разработка урока ОДНКНР

«Роль религии в развитии культуры»

Гробова Лидия Васильевна

учитель истории и ОДНКНР

МБОУ «Лицей №1 имени

академика Б.Н. Петрова»

Урок №20. Роль религии в развитии культуры.

Цель урока: развитие целостного представления о культуре традиционных для России религий.

актуализировать и расширить знания, понятия и представления учащихся о значении религии в жизни человек, семьи и общества;

создавать условия для развития представлений школьника том, как религия способствует укреплению семьи и общества;

активизировать интерес учащихся к предмету.

Характеристика деятельности детей (учебные умения) . Оживление имеющегося опыта и знаний: высказывания на тему: «О каких религиозных праздниках мы уже знаем? Что мы можем рассказать о православном храме, мечети, синагоге и пагоде? Восприятие и анализ информации, представленной в рассказе учителя.

Методы : частично-поисковый, практический.

Формы : индивидуальная, групповая, фронтальная.

Определять и формулировать цель своей деятельности, решаемую проблему, поставленную задачу. Строить предположения, прогнозировать круг возможных действий.

Сопоставлять своё мнение с мнениями других людей, находить полезную для себя информацию в их позициях и высказываниях

Находить нужную информацию в печатных и электронных источниках.

Основные средства наглядности: Иллюстрации учебника, презентация мультимедия.

I этап. Вводный (мотивационно-организационный)

Люди на свет рождаются разными

Непохожими и своеобразными.

Чтобы других ты мог понимать,

Нужно любовь в себе воспитать.

Нужно с добром к людям в дом приходить,

Дружбу, любовь в своём сердце хранить!

Какая библейская заповедь Иисуса соответствует содержанию этого стихотворения? (Возлюби ближнего как самого себя ).

2.Как научить людей с разными взглядами, исповедующих разные религии, жить в мире, добре и уважении друг к другу? (ответы учащихся)

Учитель : работаем со шмуцтитулом.

К изучению какого раздела мы приступаем?

О чём ты узнаешь в этом разделе?

II этап. Основной (информационно-аналитический)

Учитель организует беседу по вопросам:

Есть ли связь между религией и культурой? Играет ли религия какую-либо роль в развитии культуры страны?

Мы неоднократно говорили, что наша страна многонациональная, в ней мирно живут разные религии.

Вспомните, какие религии мировые и национальные распространены в нашей стране?

Религия оказала огромное влияние на развитие культуры общества. Она вдохновляла художников и архитекторов, музыкантов и писателей. Без использования религиозных обрядов и сюжетов наша культура была бы во много раз беднее. А разве можно представить культуру России без православных икон и мусульманских орнаментов, без причудливой буддийской архитектуры и полотен выдающихся художников, созданных на основе сюжетов из истории иудейского народа? А кто может оспорить роль религии в возникновении письменности, распространения грамотности, развития образования? Ответ очевиден: религия всегда питала духовную культуру нашей страны.

О каких религиозных праздниках ты знаешь?

Христианские: пасха, рождество Христово, троица.

Буддийские: день, когда родился, стал просветленным и навсегда ушел в паринирвану Будда; первый день, в который Будда даровал свое учение; день восхождения Будды на небо Тушита для беседы со своей матерью.

Что ты можешь рассказать о внутреннем убранстве православного и буддийского храмов, мечети, синагоги? Что венчает купола православного храма и мечети? Каковы архитектурные особенности Буддийского храма? Что является символом иудаизма?

Обучающиеся кратко, с использованием презентации, описывают внутреннее и внешнее устройство, оформление храмов, мечети, синагоги.

Работаем с текстом учебника. Стр. 89. Прочитаем отрывок из летописи об Ярославе Мудром. Выделите главную мысль текста.

Вопрос: Какова польза от учения книжного? Какую «великую пользу найдёшь душе своей?»

Работаем с иллюстрациями учебника, стр 92.

Рассмотрим иллюстрации. Выскажем предположения: почему церкви и храмы имеют такую фому? На что похожи купола церквей? Влияет ли количество куполов на красоту храмовой постройки? Почему архитектуру называют застывшей музыкой?

Работаем с иллюстрациями учебника, стр 93.

Святые отцы называли икону Еваегелием для неграмотных. «Что слово сообщает через слух, то живопись показывает молча через изображение».

Вопрос: согласны ли вы с этим утверждением? Свой ответ поясните.

Когда мы говорим о церковной музыке, нельзя не вспомнить звон колоколов. Послушаем звон колоколов (звучит запись колокольного звона). Он обязательно сопровождает богослужения, благовестит о великихи малых православных праздниках. В начале возникновения христианства на Руси на молитву приглашал один колокол. Много позже начали строить звонницы (колокольни), где подвешивались различные по размеру и звучанию колокола. Постепенно складывалась русская школа колокольного звона с различными его рисунками- переливчатыми, торжественными, печальными, с различным темпом – быстрым, неторопливым.

Задание: найдите в тексте учебника, стр.96, четыре вида колокольного звона.

Как вы думаете, какой звон звучит сейчас? (ответ Благовест).

Великий русский композитор С.В. Рахманинов написал симфоническую поэму «Колокола». Всю жизнь человека: детство, зрелость, тревоги и страх, и, наконец, старость, он проиллюстрировал звучанием колоколов. (Звучит отрывок из симфонической поэмы Рахманинова «Колокола»).

На экране иллюстрация картины И.Левитана «Над вечным покоем». Современники И.Левитана рассказывали, что он писал это полотно, слушая музыку Бетховена. Художник вспоминал, что чувствовал себя неуютно в этих местах, где царит вечный покой, и только бегущие облака и движение воды говорят, что жизнь природы бесконечна.

Вопрос: Какие чувства вызывает у вас эта картина?

О чём может рассказать зрителю её название?

Богатое убранство православного храма, колокольный звон, песнопения эмоционально настраивают верующего на общение с богом и помогают ему пережить глубокие чувства.

Не менее интересна культура ислама, буддизма и иудаизма. Об этих культурах мы будем говорить на следующих уроках.

Заключительный (оценочно-рефлексивный) этап урока

1. Вспомни работу своих одноклассников на уроке. Кто из них заслуживает высокой оценки? Почему?

2.Что бы вам хотелось ещё узнать о православной культуре?

2. Домашнее задание

Стр. 84-98 (в учебнике). Вспомнить произведения о справедливости, милосердии, терпимости, зависти, честности.

Список используемой литературы:

Н.Ф. Виноградова Основы духовно-нравственной культуры народов России: 5 класс: Методические рекомендации /Н.Ф. Виноградова.-М.: Вентана-Граф, 2015

Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков Основы духовно-нравственной культуры народов России: 5 класс: учебное пособие. / Н.Ф. Виноградова.-М.: Вентана-Граф, 2015

1 Н.Ф. Виноградова Основы духовно-нравственной культуры народов России: 5 класс: Методические рекомендации /Н.Ф. Виноградова.-М.: Вентана-Граф, 2015.с38

Источник

«Священное писание. Что говорит о человеке православная культура».

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБЛАСТНОЙ УНИВЕРСИТЕТ

Институт непрерывного образования

Духовно- просветительский культурный центр

имени просветителей славянских

Кирилла и Мефодия МГОУ

«Священное писание. Что говорит о человеке православная культура».

Рябикова Алевтина Анатольевна

учитель начальных классов

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №26»

Московская область, г. о. Воскресенск

Разработка практико-значимого проекта-конспекта занятия

на тему: «Священное писание»

Автор: Рябикова А.А., учитель начальных классов

Тема урока: « Что говорит о человеке православная культура»

Цель: создать благоприятные условия для формирования у обучающихся представление о человеке, его внутреннем мире, образе жизни.

Образовательные: в вести понятия: «образ Божий в человеке», «подобие Божье»;

Развивающие: развивать знания о духовном, внутреннем мире человека;

Воспитательные: воспитывать духовные качества: любовь, веру, свободу выбора, милосердие, уважение, доброту, совесть.

Планируемые результаты УУД:

Личностные: у мение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения.

формирование коммуникативных универсальных учебных действий (УУД): ориентация на позицию других людей, отличную от собственных, уважение иной точки зрения; учет разных мнений и умение обосновать собственное; умение слушать других. саморегуляция, оценка.

формирование регулятивных УУД : целеполагание, планирование, прогнозирование, саморегуляция, оценка.

формирование познавательных УУД : самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Предметные: формирование представления учащихся о «культуре» и «религии».

Тип урока : открытие новых знаний.

Формы работы учащихся : фронтальная, работа в парах, работа в группах; диалог;

чтение и анализ текстового и иллюстрированного материала;

выполнение заданий творческой направленности.

Творческая работа : Аппликация «Рай» и «Сотворение мира».

ТЕМА учебника: «Священное писание».

Подтема: «Что говорит о человеке православная культура».

Основные понятия: Послушание Любовь. Грех. Раскаяние. Прощение.

Средства: учебное пособие, иллюстрации №12-14, презентация, видеоролик «Притча для воробья», песня «Калека» С. Копыловой.

Литература по теме:

1). Л. Л. Шевченко «Основы православной культуры» учебное пособие для учащихся 4-5 классов общеобразовательных учреждений Московской области. Москва 2021 год.

2). Л. Л. Шевченко «Основы православной культуры».

Методическое пособие для учителя. Москва 2018 год Стр.41-44.

I. Организация деятельности учащихся.

Вечером на трёх. (Ребёнок, мужчина, старик)

Как сказать одним словом, кто это? (Человек.)-1 СЛАЙД

— Сформулируйте тему нашего урока. Какое будет ключевое слово?

А вам хотелось попасть туда и жить там?

II. Постановка проблемы урока.

· «Будем размышлять что, говорит о человеке православная культура?».

-Что мы уже знаем о человеке, как биологическом существе?

(У него есть тело: голова, глаза, нос, рот, зубы, ноги, руки, сердце и т.д.)

-Мы с вами многое могли бы рассказать о каждом органе человеческого тела, его функциях, если бы это был урок окружающего мира.

-Озвучьте проблему, которая стоит перед нами? (Чем отличается информация о человеке в учебнике окружающего мира и курса основы православной культуры. Т.е. мы будем размышлять о человеке с точки зрения православной культуры.)

-Но нельзя размышлять о человеке не сказав, о Боге. Существует ли Он? (Ответы ребят)

— Я вам расскажу по этому поводу притчу (у нас на уроке их будет очень много):

Притча «Разговор о Боге»

Один парикмахер, подстригая клиента, разговорился с ним о Боге:

— Если Бог существует, то откуда столько больных людей? Откуда беспризорные дети и несправедливые войны? Если бы Он действительно существовал, не было бы ни страданий, ни боли. Трудно представить себе любящего Бога, который допускает всё это. Поэтому лично я не верю в Его существование.

Тогда клиент сказал парикмахеру:

— Как это не существует?- удивился парикмахер. –Один из них сейчас перед Вами.

— Нет! – воскликнул клиент. – Их не существует, иначе не было бы столько заросших и небритых людей, как вон тот человек, который идёт по улице.

-Ну, мил человек, дело ж не в парикмахерах! Просто люди сами ко мне не приходят.

Вывод: Бог есть для тех, кто в него верит.

В Библии написано, что Бог сотворил человека.- 4-СЛАЙД

«Бог создал весь мир. Он создал естественные законы природы, по которым существует вся Вселенная. И все подчиняется этим законам. Бог сотворил мир совершенным, без всякого зла, греха или чего-то плохого. И это совершенство было результатом того, что весь мир подчинялся Божьим законам, подчинялся Его воле.

И создал Бог человека из праха земного, то есть из вещества, из которого был создан весь существенный, земной мир и вдунул в лицо его дыхание жизни, то есть дал ему дух свободный, разумный, живой и бессмертный, по образу и подобию Своему; и стал человек бессмертною душою. Этим «дуновением Божиим» или бессмертною душою и отличается человек от всех остальных живых тварей.»

Таким образом мы принадлежим двум мирам: телом (по образу Божьему) к миру видимому, вещественному, земному; а душой – к миру невидимому (по подобию Божьему), духовному, небесному.

Какому миру принадлежит душа?

Действительно, жизнь людей в раю была наполнена радости и блаженства. Совесть их была спокойна, сердце было чисто, разум был светлый. Во всём у них был достаток. Пищей для них были плоды райских деревьев. Но самое высшее блаженство Адама и Евы было в молитве, то есть в частной беседе с богом. Бог учил людей любить. Он дал людям маленькую, не трудную заповедь- не есть плодов с дерева познания добра и зла.- 5-слайд

Что было дальше узнаем из источников христианской культуры.

Работа по тексту учебника стр.16-17 «Правила жизни, данные человеку», «Как люди покинули рай».

· Работа по вопросам стр.17

· Работа с иллюстрацией стр.12-13 (Создание Рая и история Адама и Евы)

· Ребята, скажите, вы бы смогли исполнить волю Бога. не трогать плоды с дерева познания добра и зла?

· Что совершили люди? (грех)

· Как вы понимаете это слово?

· Что с грехом первых людей вошло в нашу жизнь?

· Записать основные понятия в словарик.

Беседа после просмотра.

— Какие чувства у вас вызвал этот видеоролик? (Хотелось плакать, боль души, сострадание…)

-Вам захотелось плакать, но ведь никто вам не причинил физической боли. Почему же слёзы наворачивались на ваших глазах? (Ответы детей.)

-Душа заболела, говорят люди. Именно душа делает человека человеком.

У каждого из вас есть своё тело и своя душа. Слово душа произошло от слова «дышать». Дыхание человека не видно. Но если нет дыхания, то нет и жизни. Душу тоже не видно. Но раз есть у души свои поводы для боли и радости, значит, она существует.

— Сейчас, работая в группах, вы должны составить портрет православного человека. Рассказать, какими духовными качествами он может быть наделён.

Первая группа (о вере)

«Господи! – закричал он опять. – Если ты есть на небе, спаси меня. Клянусь, я буду верить в Тебя! Я буду стараться передать свою веру другим людям!».

Вновь тишина! Когда его хватка стала слабеть, и он чувствовал, что ветка вот-вот выскользнет из рук, сверху раздался громогласный голос, эхом раздавшийся по долине: «Все так говорят, когда попадают в беду». «Нет, Господи, нет! – взмолился ободренный надеждой бедняга. – Я не такой, как все. Я уже начал верить в Тебя, разве не видишь – я уже слышу твой голос. Только спаси меня, и я буду почитать Твое имя до моих последних дней».

2. В одной деревне долго-долго не было дождя. Жителям ее уже давно нечего было есть и нечем кормить животных. Солнце палило с самого раннего утра до позднего вечера, и трава на всех лугах и пастбищах была выжжена до самой земли.

Однажды, не в силах больше выносить такое существование, жители деревни решили пойти в храм, чтобы в молитве обратиться к Богу за помощью, с просьбой послать им хоть каплю дождя. В назначенный день и час, они собрались в храме и хотели уже начать молитву, как вдруг дверь храма отворилась, и вошел маленький мальчик. В руках он держал зонтик. Взрослые в недоумении обернулись в его сторону.

– Мальчик, зачем ты пришел в храм с зонтиком? – спросил один из них.
– Я слышал, что вы собрались в храме молиться Богу, чтобы Он послал нам всем дождь – тихо сказал мальчик.
– Да, это так. Но зачем тебе зонтик – дождя не было уже несколько месяцев?
– Но мы же пришли молиться о дожде.

Взрослые, слушая мальчика, лишь недоуменно пожимали плечами.

Они начали читать молитвы по книжке и совершали при этом какие-то действия, многие из которых мальчик не понимал. А он, закрыв глаза, обращался к Тому, кого искренне любил и Кому верил. Не зная слов молитвы, он неустанно, как умел, просил Бога, чтобы Он одарил всех жителей своей милостью и послал дождь.

Молитва закончилась и все, собравшиеся в этот день в храме, направились к выходу. Мальчик ближе всех стоял к двери, он первым распахнул ее и… на всех повеяло благодатной прохладой и свежестью…На улице шел сильный дождь.

Сейчас они увидели этого мальчика совсем не маленьким. Какая глубокая вера может жить в сердце человека!

Искренняя вера одной чистой души может многое изменить.

Вторая группа (о свободе и свободе выбора)

2. Много лет странствовал учитель по миру. Много учеников его ценили и уважали. Но вот в одном городе появились двое учеников, которые не возлюбили учителя. Их раздражало, что учитель такой мудрый, всегда знает ответ на любой вопрос.

И вот они с хитрыми улыбками на лицах, подошли к учителю. У одного из них рука была спрятана за спиной.

Учитель посмотрел на них очень внимательно и не торопясь ответил:

Третья группа (о доброте и вежливости)

Однажды к Учителю пришел юноша и попросил разрешения заниматься у него.
— Зачем тебе это? — спросил мастер.
— Хочу стать сильным и непобедимым.
— Тогда стань им! Будь добр со всеми, вежлив и внимателен. Доброта и вежливость принесут тебе уважение других. Твой дух станет чистым и добрым, а значит, сильным. Внимательность поможет тебе замечать самые тончайшие изменения, это даст возможность избегать столкновений, а значит, выиграть поединок, не вступая в него. Если же ты научишься предотвращать столкновения, то станешь непобедимым.
— Почему?
— Потому что тебе не с кем будет сражаться.
Юноша ушел, но через несколько лет вернулся к Учителю.
— Что тебе нужно? — спросил старый мастер.
— Я пришел поинтересоваться Вашим здоровьем и узнать, не нужна ли Вам помощь…
И тогда Учитель взял его в ученики.

Вывод: у человека есть вера. Свобода выбора. Он наделён способностью творить добро, уважать других людей.

-Эти качества относятся к телу или душе? (Душе)

-Эти и другие качества составляют целый мир. Он так и называется внутренний мир человека. Разум, любовь, творчество у христиан называется образом Бога в человеке.

Непросто сознавать, что душа существует. Еще сложнее понять причины и цели её стремлений. Вам ещё предстоит понять, что на самом деле нужно душе, что её ранит.

V1. «Большая душа и зрелая душа». Работа над стихотворением Р. Матюшина

· О каком печальном событии Священной истории рассказывается в стихотворении?

Есть фразеологизмы о душе, которые вам приходилось слышать: душа в пятки ушла, душа на распашку, в чём душа. Как вы их можете объяснить. (Испугался; простой, открытый для людей человек; худой, тощий)

— Скажите есть разница в словосочетаниях: «зрелая душа» и «большая душа»? (Дети выдвигают свои версии).

Прочитайте текст, который перед вами.

Однажды ученик спросил своего учителя:

— Учитель, скажи мне, что такое свобода?

— О какой свободе ты спрашиваешь? — спросил его учитель. — Первая свобода – глупость. Она подобна коню, который сбрасывает седока с громким ржанием. Но тем крепче он потом почувствует хватку. Вторая свобода – это раскаяние. Раскаяние подобно штурману, который остается после кораблекрушения на обломках, вместо того, чтобы сесть в спасательную шлюпку. А третья свобода – это понимание. Понимание приходит после раскаяния и после глупости. Оно подобно былинке, которая, тихонько качаясь на ветру, стоит, поскольку она уступает там, где слаба.

Тогда ученик спросил:

Учитель на это ответил:

— Иные полагают, что самостоятельно ищут истину своей души. Только это думает и ищет с их помощью большая душа. Она, как природа, может позволить себе большое число ошибок, ибо она меняет без устали оплошавших игроков на новых игроков. Однако тому, кто позволяет ей думать, она иногда предоставляет определенную свободу действий и, прямо как река пловца, который не спорит с течением, выносит всеми силами на берег.

Вывод: большая душа должна пройти через глупость и раскаяние к пониманию.

Почитайте второй текст .

«ЗРЕЛАЯ ДУША» Это индийская притча о душе человека.

Ученики однажды спросили Фарида:

— Говорят, что Иисус на кресте, когда его распинали, не испытывал физической боли. Как это может быть? Еще говорят, когда Мансуру отрубили ноги и руки, он просто улыбался. Когда ему выкололи оба глаза, на лице его даже не отразилось никаких мук боли. Как такое возможно?

Фарид на это сорвал с дерева зеленый орех, затем протянул его ученику и произнес:

— Расколите орех так, чтобы при этом не повредить сердцевины.

Ученик же ответил, что это просто невозможно. Фарид спросил:

— У спелого ореха можно отделить скорлупу, при этом, не повредив ядро?

— Нет никаких проблем со спелым орехом, — ответил ученик.

— Все верно, — сказал Фарид. — Только ведь ты сам дал на свой вопрос ответ. У большинства людей душа с телом полностью срослась. Если наносят раны телу, то тогда ранят и душу. Однако есть и другие люди; их душа настолько свободна, что она имеет тело, как оболочку. Повреждая тело, невозможно нанести урон их сильным душам. Мансур и Иисус были людьми, подобными спелому ореху.

— О какой боли говорил мальчик? (Физической)

— У каких людей нет ощущения физической боли? (У людей сильных духом.)

Вывод: зрелая душа у людей сильных духом.

— Эти два словосочетания одинаковые по значению или различны? (Дискуссия, рассуждения.)

VII. Работа над картиной «Тайная вечерня»

Если человек испытывает физическую боль, куда он идёт? (Он идет в больницу.)

— А как помочь человеку с душевной болью, что вы ему посоветуете, куда ему следует отправиться? (В Храм…)

— Что можно увидеть в Храме, Церкви? (Иконы, фрески…) Кто изображен на них? (Святые…)

-Как вы определите, что с человеком происходит? (…по выражению лица, глаз, движению тела…)

— Так – бросив случайный взгляд на незнакомого человека, вы прочли по его лицу многое. Все самое сокровенное выходит на свет Божий, благодаря глазам, мимике, жестам, улыбке человека.

Есть ещё такое изречение «по глазам всё видно…». Как вы его понимаете? (То, что человек не хочет говорить о себе, лицо скрыть от наблюдательных глаз не может. Глаза выдают.)

-Посмотрите на картину Леонардо да Винчи «Тайная вечеря».—8-слайд

Всмотритесь в образы Иисуса Христа (он в центре) и образ Иуды (с узелком). Что вы можете о них сказать? (Дети описывают выражения лица, жесты…).

Эта картина не для Храма, это живопись, искусство великого художника.

Существует легенда, когда Леонардо да Винчи писал «Тайную вечерню» он придавал особое значение двум фигурам: Христа и Иуды. Он очень долго не мог найти натурщиков, с которых можно было написать эти фигуры.

Наконец, ему удалось найти модель для образа Христа среди юных певчих. Им был Пьетро Бандинели. Подобрать натурщика для Иуды Леонардо да Винчи не удавалось в течении трёх лет. Пока однажды он не натолкнулся на улице на пьяницу, который валялся в сточной канаве. Это был молодой мужчина, которого состарило беспробудное пьянство.

Леонардо пригласил его в трактир, где сразу же начал писать с него Иуду. Когда пьяница пришёл в себя, он сказал художнику, что однажды уже позировал ему. Это было несколько лет назад, когда он пел в церковном хоре, Леонардо писал с него Христа.

Вывод: грех сделал в жизни и этого человека свое пагубное дело.

— Да, человек сам вправе выбрать дорогу, по которой ему хочется идти. Но при этом он не должен потерял самого себя, т.е. своё лицо, свою индивидуальность, веру. Он должен жить в ладу со своей совестью.

-Что такое совесть? (Дети объясняют.)

Совесть заставляет человека задуматься не только о своих поступках, но и о смысле своего существования, о своём предназначении.

«Кто живёт по Совести, тот человек безгрешен. Душа у человека и Совесть с Пращурных лет существует, и по их воле живёт человек».

«Совесть — это высший дар Божий, от неё не убежишь, не спрячешься, её не обманешь и не заговоришь. За благие деяния она даёт Радость, за негожие она даёт страдания». «Все люди Душу и Совесть почитают и как может праведный человек во имя чего-либо, ибо кого-либо погубить Чистую Душу и Совесть свою» (Сантьи Веды Перуна, Сантья 8)

Т.е., наши предки придавали совести очень большое значение. И отношение к ней было трепетное, как к чему-то очень важному, что нужно обязательно сберечь. Человек, который впадал в грех, терял и совесть. Ему не было стыдно за свои поступки и слова. О чем свидетельствовал случай из жизни Пьетро Бандинели.

Ребята, вы только что узнали о судьбе человека, с которого писались образы Иисуса Христа и Иуду.

Сейчас послушайте песню о замечательном художнике, который расписал стены Храма в селе Утевка Бузулукского уезда Самарской губернии. Рожденным со страшным недугом, но имевшим глубокую веру и силу духа, он творил во имя Бога и для людей. (Во время песни демонстрируются полота художника.)

Он всё лежал или сидел, казалось, был он не у дел,
Он только песни петь умел да в небо синее смотрел.
Но иногда отца просил, чтоб в церковь тот его сносил,
И в церкви пел он про Того, Кто сотворил таким его.

Он не имел ни рук, ни ног, он сам ни есть, ни пить не мог,
Но приукрасил церковь он, взирал Господь с его икон.
Ну, а потом его душа летела, как воздушный шар
Прочь от земли, под кров Того, Кто сотворил таким его.

Иконы иконописца Григория Журавлёва

-Кто и как сотворил человека? (Рассказ ребят)

— Каким Бог сотворил человека? (Можно этот ответ показать на слайде, после того как дети выскажутся.)

Во-первых, Бог сотворил человека бессмертным.

Во-вторых, человек был наделен удивительной способностью мыслить и творить.

И хотя ученые говорят, что сейчас человек использует только малую часть возможностей своего мозга (около 3%), даже эта малая часть может очень многое. А какие способности мы бы имели, если бы человек не утратил большую часть того, что изначально вложил в него Творец.

Как мы говорили выше, весь мир Бог создал подчиняющимся Его законам, законам природы, по которым все существует. А человека Бог создал со свободной волей, со способностью выбирать, принимать личное решение. За человеком всегда остается право выбора, как поступить, что сделать. Даже Бог никогда не принимает решения вместо человека. Бог только говорит ему, как нужно правильно жить, но право выбора всегда остается за самим человеком: то ли послушаться Бога, то ли нет. Человек сам делает свой собственный выбор и поэтому он сам ответственен за свои поступки и за их последствия. Это часть Божьего образа, вложенного в него Создателем.

X. Домашнее задание.

Стр.18 выучить стихотворение; ответь на вопрос-

· Почему автор стихотворения называет свою душу «унылой злой»?

XI. Итоговое обобщение. Работа в парах-задание №3 стр.18

Назовите друг другу дела и поступки, которые совершают добрые и послушные дети.

· Для жизни нужны правила?

· Какие правила мы выполняем в жизни?

· Как вы понимаете фразы.

· На его грех человеку указывает совесть.

· Правильная переоценка своего поступка- это раскаяние или покояние.

· Ребята, случались в вашей жизни такие поступки, когда вы раскаялись и просили прощения, какие чувства вы испытывали после покаяния?

Притча о благоразумном домостроителе

(от Матфея 7:24-27; от Луки 6:47-49)
Один благоразумный человек построил дом на камне, а безрассудный построил дом на песке. В хорошую погоду оба дома стояли хорошо. Но когда пришла буря и подул сильный ветер, то дом, который был построен на песке упал. Другой же дом, который стоял на камне, на твердом основании, выдержал бурю и ветер и не упал.

-Понятен ли вам смысл притчи?
Вывод: Эта притча говорит о том, что нужно строить свою жизнь на твердом основании Закона Божия (ЛЮБОВЬ) и тогда что бы ни случилось, мы выдержим.

На уроках православной культуры мы будем собирать из маленьких камушек жилище нашего дома под названием «Душа».

Душа рабыня и царица,

Она работница и дочь,

Душа обязана трудиться

И день и ночь, и день и ночь!

Для того чтобы жилище наше получилось большим и крепким, надо много трудиться: и день и ночь, и день и ночь!

1. Бог открывается нам в Библии как Отец и Творец всего живого, а также уникальной личностью и силой в Святом Духе. В Нем мы видим любовь и доверие, которые Он хочет дать нам.

Краткий иносказательный рассказ назидательного содержания; иносказательное выражение.Евангельские притчи. Притчи Соломона. П. о блудном сыне. Рассказать притчу. Говорить притчами.

5. Пращуры – это давние предки современных людей.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *