Расскажите что происходит на даче как можно передать плач
Человек умер. Что делать и как пережить?
Время чтения: 8 мин.
Предлагаем познакомиться с отрывком из книги «Человек умер. Что делать и как пережить?» издательства «Никея». Автор-составитель — кризисный психолог Михаил Хасьминский.
Речь пойдем о том, о чем обычно неоткуда узнать: как справиться с острым горем, когда ваш близкий умер; что происходит в этот момент с психикой, с физиологией человека, какие эмоции и почему он испытывает; какие практические шаги нужно предпринять в первые дни «экстремального горя» и как помочь себе в этот тяжелейший период.
Книга написана психологами, она содержит советы для православных верующих, но подойдет и для более широкой аудитории.
Смерть близкого — это чрезвычайное событие, затрагивающее многие стороны жизни человека. Есть такое понятие — «экстремальное горе». Это то состояние, в котором горюющий человек пребывает первое время после утраты. Обычно период экстремального, или острого, горя длится до третьего-девятого дня, иногда несколько дольше. Потрясенные случившимся, мы не знаем, что делать, как реагировать, на что обратить внимание. Как не дать горю поглотить себя? Прежде всего, важно признать, что вам необходима поддержка. Старайтесь не оставаться наедине с самим собой и не уходить в себя. Делитесь своими чувствами с теми, кому доверяете. Обычно люди, переживающие горе, не осознают, что им необходима помощь, они переоценивают свое физическое и психологическое состояние, полагая, что со всем справятся сами. Но такая переоценка своих возможностей на самом деле — результат чрезвычайно стрессовой ситуации, которая искажает реальное восприятие действительности.
Вам необходима помощь близких!
Некоторые рекомендации для тех, у кого умер близкий*:
Жизнь в новых условиях
Прошли похороны, поминки… Родственники и друзья, которые поддерживали и помогали все это время, постепенно возвращаются к обычной жизни, к своим делам. Внимания и заботы к вам с их стороны становится все меньше. А вы по-прежнему горюете, и кажется, что это никогда не кончится.
Как жить дальше? Как приспособиться к новой ситуации? Если вы уже начали задавать себе эти вопросы, значит, вы понимаете, что нужно что-то менять в своем отношении к жизни. Это не означает, что вы должны забыть умершего, делать вид, что ничего не произошло. Наоборот, горе необходимо прожить, но — с наименьшими телесными и эмоциональными нарушениями. Что для этого нужно?
Во-первых, постарайтесь осознать, в каких моментах жизни вы стали наиболее уязвимы — бытовая ли это сфера, эмоциональная, возможно, профессиональная. Когда поймете, где «пробита самая большая брешь», будет легче ее заделывать. И, как маленький ребенок постепенно учится ходить, начинайте самостоятельно справляться с новыми задачами.
Например, мужчина, потерявший супругу, которая занималась всей работой по дому, может сам освоить ведение хозяйства, а может обратиться в специальные службы, чтобы поддерживать комфорт дома на привычном уровне. Кому-то придется научиться готовить, кому-то — принимать решения. Это особенно нелегко, если раньше почти всё решали за вас, поэтому не стесняйтесь советоваться с авторитетными людьми, обращаться к специалистам.
И еще важный момент: в первое время после смерти близкого постарайтесь на какое-то время отложить решение глобальных вопросов (покупки/продажи недвижимости, переездов и т. п.).
С эмоциями дело обстоит сложнее:
Не слушайте тех, кто советует «крепиться, держаться, мужаться…». Не копите слезы! Если хочется плакать — плачьте, если чувствуете печаль — печальтесь. Слезы — нормальная физиологическая реакция на боль, в данном случае — на душевную. Это своего рода эмоциональная разрядка. После плача человек может чувствовать себя обессиленным, разбитым и опустошенным, но ему становится легче. Знайте, что вы имеете право на выражение своих чувств, и вам не нужно за них оправдываться. Маленьким детям обязательно объясните, что ваши эмоции вызваны не их поведением, а горем по умершему. Если вы сдерживаете слезы, ребенок может попытаться копировать ваше поведение, не понимая его причин, и впоследствии будет сдерживать любые свои эмоции. Точно так же, как и себе, позвольте ребенку плакать по умершему, если он этого хочет. Утешайте его, говорите с ним, помогите ему прожить свои чувства.
Подумайте, с кем вы можете говорить о покинувшем вас близком. Если в вашем окружении такого человека нет, используйте современные возможности психологической поддержки — например, сайт «Мемориам», телефоны доверия, службы психологической помощи. Главное — говорить. О потере, об одиночестве, о чувствах, о страхах… Не стесняйтесь показаться слабыми, горе на какое-то время всех превращает в маленьких беспомощных детей. Говорите об умершем с Богом.
Не пытайтесь разговаривать с умершим. Физически его рядом уже нет. Не обращайтесь к оккультизму, не слушайте тех, кто пытается рассказывать вам о суевериях, приметах и прочем.
Смягчить острые эмоции помогает ведение дневника. Пишите о своих мыслях, чувствах, о боли утраты. Возьмите за правило через некоторое время перечитывать написанное, а потом попробуйте проанализировать, что изменилось за этот промежуток времени. Какие чувства стали острее? Какие, наоборот, ушли? Чему вы научились? Подобный самоанализ раскроет ваши слабые и сильные стороны. Опирайтесь в дальнейшем на то, в чем вы сильны, ищите источники поддержки там, где вы не уверены в себе.
Если вы не любите писать, а эмоции и воспоминания переполняют, попробуйте такой способ. Поставьте рядом две банки. Приготовьте некоторое количество маленьких разноцветных шариков и небольшие листочки бумаги. Когда вы будете вспоминать об умершем доброе и хорошее — опускайте один шарик в банку. Это будет банка вашей памяти. Если вы вспомните какой-то безрадостный случай, обиду, ссору — напишите на листочке, что вы вспомнили, буквально одно-два слова, сверните листок в шарик и опустите в другую банку. Это будет банка ваших обид. Как долго вы будете это делать, зависит от вас. Когда вы поймете, что большинство теплых и добрых воспоминаний уже «лежат» в банке памяти, закройте ее и поставьте, куда считаете нужным. Теперь все светлые воспоминания у вас перед глазами. Посмотрите, как их много. Когда новые обиды больше не всплывут в памяти, выберите день (возможно, это будет какая-то дата, связанная с усопшим) и сожгите бумажные шарики — свои обиды.
Будьте естественны в горе. Не позволяйте окружающим навязывать какие-то модели поведения. В то же время не отказывайтесь от помощи близких, если она нужна. Доверяйте родным и одновременно слушайте себя.
Наберитесь терпения. Никто не может сказать, как долго вы будете переживать боль утраты. Горе подобно прибою — то отступит, то нахлынет с новой силой. Особенно тяжело переживаются праздники и семейные даты. Много лет боль может появляться в день рождения умершего, в годовщину смерти, в Новый год или Рождество. Не прячьтесь от своих чувств. Дайте волю воспоминаниям, закажите панихиду в храме, помолитесь дома, посетите кладбище.
Одно из сильнейших чувств, которое может сопровождать потерю — это страх. Ночью или днем, в одиночестве или в толпе, страх наступает неожиданно и буквально парализует вас. Что делать в такой ситуации?
Важно понимать, что это не страх взрослого человека в реальной опасной ситуации, а скорее «детская» реакция на неизвестность, окружающую вас после кончины близкого. Чтобы вернуть себе «взрослое» состояние, остаться «здесь и сейчас», попробуйте сделать следующее.
Почувствовав страх, сначала оглянитесь вокруг. Ведь непосредственной угрозы вашей жизни и здоровью нет? Сделайте следующее: выделите пять цветов, которые вас окружают. Какого цвета потолок? Пол? Кресло? Занавески? Ваша одежда? Смотрите на любые предметы, но цвет надо не просто узнать, мазнув по нему глазами, а идентифицировать, возможно, назвать вслух.
Photo: Oskars Sylwan / Unsplash
Далее выделите пять звуков: часы, птица, машина за окном, телевизор — все что угодно, но звуков тоже должно быть пять. В ночной тишине это может быть звук вашего дыхания, стук сердца, шуршание одеяла, ветер в листве за окном, шум воды в трубах… Слушайте внимательно, каждый звук тоже нужно различить и назвать.
Затем прислушайтесь к ощущению собственного тела. Ваши руки — где они, теплые или холодные, сухие или мокрые от пота? Ноги — то же самое. Затылок и область шеи. Спина. Область живота и пах. Почувствуйте все эти части тела. Внимательно, медленно. Затем снова оглянитесь вокруг.
Для слабовидящих и слабослышащих людей различение цвета или звука можно заменить на тактильные ощущения предметов. Потрогайте то, что рядом с вами. Выделите пять различных ощущений — шерсть ковра, прохладное дерево мебели, мягкая обивка кресла, бумажные обои… Попробуйте различить едва уловимые запахи, издаваемые этими предметами. Обычно это упражнение возвращает ощущение реальности при иррациональных страхах.
Теперь немного о физиологических аспектах переживания горя. Сегодня все знают о связи эмоционального и соматического (телесного). Глубокое переживание может вызвать болезни тела. Горе проявляется во внешнем виде человека. Горюющий мышечно зажат, напряжен, не может расслабиться. Подобное напряжение может вызвать расстройство сна, что, в свою очередь, приводит к нарушениям дыхания, скачкам давления, сердечным заболеваниям. Мышечные зажимы лучше всего снимаются массажем — и это не прихоть, это необходимость! Если раньше вы имели опыт работы по релаксации тела, то можно вернуться к нему сейчас, если нет — лучше не начинать без помощи специалиста. Не игнорируйте потребности своего организма.
Постарайтесь соблюдать привычный распорядок дня. Не забывайте о еде, но и не бросайтесь в другую крайность — не «заедайте» горе. Если «желание что-то съесть» неудержимо, попробуйте понять: вы действительно голодны или просто нуждаетесь в утешении таким способом? Если вам не хватает эмоциональной поддержки, ищите ее у близких, друзей или у специалистов.
Еще одна жизненно важная потребность, которую необходимо удовлетворить, — сон. Если не получается наладить его самостоятельно, обратитесь к врачу за медикаментозной поддержкой.
Темп вашей жизни — тоже очень важный аспект. Не исключено, что в период переживания горя вы не сможете выполнять все те функции, с которыми легко справлялись раньше. Позвольте себе уменьшить нагрузки, помните, что стресс негативно сказывается на всех сферах жизни. Больше отдыхайте. Оцените, какой отдых лучше — активный или пассивный. Не бойтесь проявить слабость и не чувствуйте вину за это. Вы вернетесь к привычному ритму, когда сможете, а сейчас просто поберегите себя.
Время проходит, эмоции, которые не давали дышать, ослабевают, сменяются другими. Вам всегда будет не хватать умершего человека, просто острая боль сменится печалью и грустными воспоминаниями, а потом и они станут светлыми. Значит, самый сложный период позади. Пережить горе не значит забыть. Это значит научиться полноценно жить после потери близкого.
С форума сайта memoriam.ru:
Основную массу вещей сына я перебрала еще до 40 дней. Его школьную форму, что-то из обуви, новый, ни разу не надетый пуховик сложила в огромную коробку. Подруг попросила поискать, кому нужны вещи на мальчика. Мама одной из подруг отыскала многодетную семью, ей все и передали. Мне потом рассказали, что, когда семья получила вещи и мальчик их примерял, родители плакали от счастья, потому что сами бы такого добра никогда не купили. Я спросила, как зовут мальчика. Оказалось, Миша, как и моего сына. Вот такое чудо. Мне сразу стало удивительно спокойно. На время, конечно. А с самыми дорогими и памятными вещами я так и не смогла расстаться и уже не хочу. Берегу их.
Ничто в мире не существует просто так. И совсем не случайно способностью плакать мы наделены от самого рождения. Например, для младенца плач является единственным способом привлечь к себе внимание. По мере взросления дети, особенно мальчики, уже начинают стыдиться слез и плачут все реже. Но все-таки в жизни каждого из нас бывают моменты, когда даже самые стойкие мужчины с трудом сдерживают слезы.
Эмоциональные слезы — это реакция организма на чрезмерно сложные для психики моменты жизни: горе, обиду, разочарование, досаду, жалость, а также радость, умиление, нежность и даже проявление любви. Правда, слезы счастья очень редки, в основном человек плачет, когда ему очень плохо. Не зря такие слезы в народе называют горькими. Именно они помогают нашей психике справиться со сложной ситуацией.
Можно сказать, что эмоциональные слезы «вымывают» стресс. Плач по своей сути — максимально эффективное средство проявления человеческих эмоций.
Некоторые люди очень тяжело переносят вид чужих слез. Призыв «Не плачь!» для них — единственный выход из травмирующей ситуации, когда ничем другим успокоить они не в состоянии. Ведь далеко не каждый способен на сострадание. Многие просто теряются, видя плач и рыдания горюющих, и не знают, как поступать и что предпринимать.
Чаще всего они надеются, что со временем страдающий человек справится со своим горем самостоятельно и помощь в этом деле ему не требуется. Это заблуждение. Раньше люди не отгораживались от плачущих. Умерших оплакивали всем селом, и эти традиции были основаны на многолетней народной мудрости. Совершенно нормальным считалось изливать свою боль горькими слезами. Тогда никому и в голову не могло прийти сказать горюющему: «Не плачь!» А сейчас это слышишь очень часто. Основная причина таких попыток «утешения» кроется в том, что в нашем сознании заложена схема: если человек плачет, значит, ему больно. Перестал лить слезы — печаль прошла. Но это не так.
А бывает, что люди сами запрещают себе плакать. Им кажется, что, дав волю эмоциям, они сделают только хуже и себе, и близким. Заплакать для таких волевых людей означает «расклеиться», а они не могут себе этого позволить. В результате невыплаканные слезы никуда не исчезают, а загоняются в глубь души, где они копятся и копятся. Какими неожиданными последствиями это обернется — предположить трудно, но ясно, что организм горюющего в таких случаях испытывает большие перегрузки, и эмоциональный срыв может случиться в любую минуту. Конфликт между необходимостью выразить свои чувства и страхом перед их проявлением приводит к неврозу и депрессии.
Подавление слез может отразиться и на физическом здоровье. Дело в том, что при блокировке эмоций возникает мышечное напряжение, в результате чего нарушается работа всего организма. Любая эмоция — это энергия, и, по закону сохранения энергии, она никуда не исчезает, даже если мы будем изо всех сил стараться ее в себе задавить. Поэтому лучший способ избавиться от негатива и боли — выпустить их наружу.
Photo: Cristian Newman / Unsplash
Можно позволить себе горевать и на работе. Вопрос лишь в том, сумеют ли коллеги быть тактичными и внимательными, дадут ли они человеку столько времени, сколько ему нужно, чтобы оправиться от трагедии. К сожалению, многих хватает только на несколько слов сочувствия, а потом чужое горе начинает их угнетать. Что тут можно посоветовать? Пока вам искренне сопереживают, делитесь своей болью. Но даже если поддержки вокруг нет, спрятать слезы можно, а вот сдерживать их не нужно. Всегда есть вариант — уединиться и поплакать. При этом не обижайтесь на тех, кто не сострадает вашему горю, отнеситесь к этому с пониманием и терпением.
Бывает и так: человек рад бы поплакать, а слез просто нет. Для снятия мышечного напряжения, возникшего в результате подавления чувств, существуют различные техники и упражнения на дыхание. Но эту проблему лучше решать с помощью специалиста-психолога.
Самостоятельно же себе можно помочь умеренными физическими нагрузками, например, упражнениями на растяжение мышц, плаванием. Также в этих ситуациях очень помогает любое творчество. Все мы знаем, что женщины плачут чаще, чем мужчины. Отчасти это объясняется социальными стереотипами. В нашем обществе плач трактуется как проявление слабости, беспомощности, инфантильности. Мальчикам с детства внушают, что лить слезы стыдно: «Будь мужественным, мальчики не ревут». Родителей в этом отношении можно понять — они преследуют воспитательную цель. Но все-таки нужно различать моменты, когда уместно сказать: «Не плачь», а когда необходимо принять слезы ребенка и научить его правильно выражать свои эмоции. Кстати, тот факт, что представители сильного пола живут меньше женщин, во многом объясняется именно их эмоциональной сдержанностью.
Да, мужчины от природы обладают такой чертой защитного поведения, как высокий контроль над проявлением любых эмоций, как положительных, так и отрицательных. Но, несмотря на это, мужчина тоже нуждается в помощи, когда его постигает горе. Посоветуйте ему не стесняться своих слез и плакать, когда хочется. Ведь это так естественно! Если горюющий оцепенел и не может выразить свою боль, надо помочь ему расплакаться. Стоит, однако, помнить, что благотворны и целительны для нас только очищающие слезы, после которых мы чувствуем облегчение. Когда человека, как омут, засасывают скорбь и уныние, слезы из целительных становятся вредоносными.
С форума сайта memoriam.ru:
Муж умер накануне Нового года. Вокруг предпраздничная суета, люди готовятся — закупают еду и подарки, я же одна со своим горем. Те, кто сочувствовал, быстро погрузились в свою жизнь. Наступил «вакуум».
Я читала, что надо дать себе проплакаться, прокричаться. И горе действительно рвалось из меня наружу. По пути с работы каждый вечер смотрела, горит ли свет у соседей, чтобы знать, можно ли сегодня дать себе волю в комнате или сидеть выть в ванной, включив воду. Но в любом случае, едва переступив порог, садилась на лавку в прихожей и начинала выть и орать, едва закрыв за собой дверь. После этого становилось немного легче дышать.
В праздники и выходные уединялась в деревне и выла: «Где ты, мой любимый?! Я умираю без тебя! Я не могу жить без тебя!» Само так получалось. Кошка тоже со мной начинала орать. И бездомная собака, жившая на нашей улице, которую любил и подкармливал мой муж, тоже выла. А вокруг праздник и фейерверки. И никто, наверно, не подозревал, что происходит в отдельно взятом доме, где горит свет и будто празднуют Новый год. Кто-то из знакомых, не зная о случившемся, слал поздравительные смски. А я была наедине с Богом и рядом лишь сочувствующие мне животные.
И вот однажды вместо фразы «Где ты, мой любимый?!» я вдруг в исступлении автоматически начала кричать: «Ты сильная, ты выдержишь. » И так несколько раз. Будто кто-то вложил эту фразу мне в уста. И тогда, прокричавшись, я поняла, что смогу это пережить. И стала ощущать себя как одинокий воин, цель которого — победить. Вопреки всему.
Целевые установки урока
а) Обобщение сведений о способах записи высказывания с помощью рисунков и символов;
б) формирование представления о звуковых способах передачи сообщений;
в) привлечение внимания учащихся к звукам окружающего мира и через их воспроизведение развитие произносительных навыков;
г) сопоставление звуков природы со звуками человеческой речи;
д) введение понятия “звуки речи” в их житейском понимании;
е) привлечение внимания учащихся к речевому аппарату, органам речи;
ж) развитие фонематического слуха, умения устанавливать последовательность звуков в слове на основе их условных обозначений.
1. Обобщение изученного материала.
Проблемно-речевая ситуация на основе ролевой игры.
— Представьте, что мы с вами путешествуем на необычном космическом корабле — машине времени — и сейчас отправляемся в прошлое. Вот мы пролетаем над нашим городом и видим, каким он был сотни лет назад: старинные дома, узкие улицы, а вокруг сторожевые башни, на которых сидят дозорные и наблюдают, не наступает ли на город враг. Но что я вижу внизу? Дозорные уснули, они связаны врагами, которые вот-вот нападут на город, сожгут его, а жителей уведут в плен. Надо сделать посадку и предупредить жителей города об опасности. Но как это сделать? (Высказываются предположения, на которые учитель реагирует встречными вопросами.)
— Можно, конечно, побежать по домам будить людей. Но в старину люди говорили не совсем так, как мы сейчас, и они могут нас не понять. Что мы используем в помощь словам? (Жесты, мимику, интонацию.) Покажите, как с их помощью вы будете говорить людям о приближении опасности.
А если устного сообщения будет недостаточно? (Можно нарисовать чужеземных воинов.)
— Но в городе жителей много, а нас мало. Всех предупредить мы не успеем. Что же ещё можно предпринять? (Учащиеся ищут ответ на вопрос.)
— Кто из вас читал сказку А. С. Пушкина о золотом петушке? Как предупреждал петушок горожан о наступлении врага? Что в реальности может заменить крик сказочного петушка? (Удар колокола, сигнал военной трубы и т. п.)
— Молодцы, вы нашли правильное решение. Издавна люди передают сообщения с помощью звуковых сигналов.
Кто подскажет, какой звуковой сигнал следует подать, чтобы все путешествующие на нашей машине времени поняли, что пора снова отправляться в путь? (Гудок, звонок и т. п.)
— Мы снова улетели в прошлое и попали на нашу планету в то время, когда на ней ещё не было ни растений, ни животных, ни человека, ни всего того, что создано его руками. Тут царит полная тишина. Опишите свои ощущения: что вы чувствуете, представляете? Хочется ли вам надолго оставаться в этом мире безмолвия? Скорее снова в путь. Кто подаст сигнал к отправлению?
2. Работа на с. 42. Чтение названия страницы, постановка учебной задачи.
— Мы с вами прилетели в наш сегодняшний день, на урок. Прочитайте тему урока. Попробуем доказать, что мир общения, в котором мы живём, полон звуков. Посмотрите на верхнюю картинку. Что делают ребята? (Поют.) Для чего люди поют? Что они выражают при этом? (Свои чувства, настроение.) Почему дети поют не в одиночку, а хором? (Им нравится быть вместе, пение их объединяет. Хоровое пение, когда голоса звучат слаженно, является особенно красивым.) Петрушка подсказывает, что есть даже такая песня: “Вместе весело шагать по просторам и, конечно, припевать лучше хором. ” Кто знает её?
3. Физкультминутка под песню В. Шаинского “Вместе весело шагать.”.
4. Осмысление звуковых сигналов. Упражнения в звукоподражании.
— Какими звуками может быть наполнена нижняя часть страницы? Попробуйте воспроизвести эти звуки. (Изображая звучащий мир вещей, учащиеся передают звуками речи бой часов, свисток футбольного судьи, удары барабанных палочек, сигнал трубы, звуки колокола и т. п.)
— Для чего нужен свисток футбольному судье? Зачем бьют часы? (Попутно выясняется значение слова “бьют”.) О чём возвещает сигнал охотничьей трубы? (О начале или окончании охоты.) Какой звук сообщает нам, что кто-то пришёл?” (Звенит звонок: “Дззз. ”)
5. Знакомство с правилами использования звуковых сигналов, культура их применения.
— Следует ли звонить в дверь к незнакомым людям просто так, ради шутки? Стоит ли приходить на стадион, чтобы поболеть за любимую команду, с трубами, барабанами, свистками? Представьте, что вы приехали в гости и вас уложили спать в комнате, где старинные часы бьют через каждый час. Сможете ли вы спать спокойно в такой обстановке?
6. Работа на с. 43. Чтение названия страницы “Звуки в природе”, постановка проблемного вопроса.
— Какими звуками природа сообщает о себе?
Рассматривая рисунок, учащиеся отмечают наглядные признаки приближающейся грозы (склонившиеся деревья и травы, стрелы молнии), определяют цвет неба (тёмное, серо-лиловое).
— А какие звуки природы могут нам рассказать о приближении грозы? (Передача учащимися звуков грозы может иметь театрализованную форму: дети изображают ветер и его вой (ууу. ), качаются, как деревья, и передают шелест листьев (шшш. ).
7. Сравнение рисунков, расположенных наверху и внизу страницы.
— По каким признакам вы можете установить, кончилась гроза или нет? (Учащиеся называют соответствующие признаки: выглянуло солнце, перестали качаться деревья, появились птицы и животные.)
— Какими звуками наполнился лес после дождя?
Изображается жужжание насекомых (жжж. ), зудение комара (ззз. ), фырканье ежа (ффф. ), стрекотание кузнечика (ццц. ).
Воспроизводится стук последних дождевых капель (кап-кап), голоса птиц: ку-ку, кар-кар, чик-чирик. Попутно анализируется значение звукоподражательных слов: кукует, каркает, чирикает.
— Можно ли сказать, что ворона чирикает или кукует?
8. Упражнение в произношении, интонировании отдельных звуков.
В качестве материализованной опоры для звукового анализа и синтеза предлагается условный значок “бусинки”, и звуки собираются в бусы для сороки.
— Попробуйте соединить звуки лесных обитателей в одну песенку. (Учащиеся изображают жужжание жука, зудение комара, стрекотание кузнечика, фырканье ёжика: жжж, ззз, ццц, ффф. )
— Звуковая песенка очень понравилась насекомым, птицам и зверюшкам. Но как сохранить, запомнить её, чтобы ветер не разнёс её звуки или они не спрятались в лесной траве? Призадумались лесные обитатели. И тут застрекотала сорока: “Я придумала, я придумала. Посмотрите на мои разноцветные бусы. Они состоят из отдельных бусинок, которые связаны между собой. Если каждую бусинку наполнить отдельным звуком, а затем собрать эти звуки-бусинки вместе, мы сохраним свою лесную песенку”.
Ребята, вам понравилось предложение сороки?
Учитель выставляет наборное полотно в виде контура сороки, на шею которой нанизывает бусинки (картонные кружки).
— Какую бусинку выберет себе жук для своего звука “жжж. ”? А какую комар?
9. Уточнение и расширение полученных представлений о мире звуков. Создание учебной мотивации.
— Бывали ли вы летом за городом: на даче, в деревне? Нравится ли вам загородный отдых? Какими звуками наполнена загородная жизнь в отличие от городского шума? (Нет такого, как в городе, шума машин, а слышится щебетание птиц, крики домашних животных, плеск воды на речке, стук лопат и т. п.)
— Можно ли среди этих звуков услышать человеческие голоса и какие? (Смех детей, разговоры дачников, песни и т. д.)
10. Введение понятия “звуки речи”.
— В общении между собой люди пользуются речью, а звуки, из которых состоит человеческая речь, называются звуками речи. Отдельные звуки речи сливаются в слова. Кто из вас прислушивался, как звучат слова? Кто хочет этому научиться?
11. Работа на с. 44. Чтение названия страницы. Игра “Подскажи словечко”.
— Чтобы подсказать словечко, которого недостаёт, нужно внимательно прочитать каждую стихотворную строчку. Кто сможет прочитать первую из них? (Один из учеников читает, затем класс хором повторяет прочитанное, следя по строчке.) Услышали ли вы в слове “журчит” звуки ручья? Это слово так и называется: звукоподражательное. Кто прочитает вторую строчку? Покажите, как кричит петух. А как стучит топор? Кто догадался, какое слово следует подсказать, чтобы закончить стишок? (А речь звучит.)
— Что значит речь звучит? (Звучат слова человеческой речи, которые состоят из звуков.)
12. Рассматривание рисунка “На даче”.
— Расскажите, что происходит на даче. Что обозначают, выражают лица, позы, жесты дачников?
13. Звуковой анализ слов.
— Обратите внимание: рядом с фигурами дачников изображены бусинки. Вспомните прошлый урок: чем могут быть наполнены эти бусинки? Верно, звуками, а именно звуками речи, из которых образуются слова. Как бусинки в бусах, так и звуки в слове связаны невидимой нитью. Их надо слышать и различать.
Проводится выделение звуков, составляющих звукоподражательные слова. Анализ сочетается с синтезом: дети соединяют звуки в слова, используя образ бусинки (условный значок звука).
— Попробуйте догадаться, какие слова звучат на странице “Азбуки”.
Каким коротким словом, состоящим всего из двух звуков, можно передать крик девочки, которая заблудилась в зарослях малины? (Ау.) Проверим, послушаем эти звуки: а-у. Сколько звуков в слове обозначено рядом с плачущим малышом в коляске? (Два.) Переставьте местами звуки в слове “ау”, и вы узнаете, как плачет малыш. Каким словом обычно понукают лошадку? (Но!) А что значит “но”? (Быстрее, быстрее.) Определите, какие два звука образует слово “но”. Потяните это слово: нн-оо. Может, и мама говорит “но” плачущему малышу? (Нет, она говорит ребёнку “на”, т. е. возьми.) Каким звуком — первым или вторым — различаются слова “но” и “на”? Кто нашёл то слово, которым дедушка помогает себе рубить дрова? (Ух.) Из каких двух звуков оно состоит?
14. Формирование представлений о речевом аппарате и органах речи. Чтение учителем загадки о зубах и языке. Объяснение значения слова “калач”: пшеничный хлеб, напоминающий по форме замок с дужкой.
15. Поиск отгадки с помощью рисунка. Работа в паре.
— Чтобы найти отгадку, назовите хлебобулочные изделия, которые изображены на рисунке к загадке. Посоветуйтесь друг с другом в парах, и посмотрим, какая пара даст полный и правильный ответ. (Торт, кулич, батон, баранки и т. п.) Где находится калач? (В руках у мальчика.) Какие же “белые силачи” его “рубят”, т. е. пережёвывают? Кто им помогает? (Язык.) Почему язык назван говоруном? (С помощью языка человек не только пережёвывает пищу, но и говорит.)
— А что ещё помогает человеку говорить?
Делается попытка произнести загадку со сжатыми зубами, сомкнутыми губами. Необходимость движений нижней челюсти в процессе говорения можно показать, удерживая её ладошкой снизу.
Вывод учащихся: губы, зубы, язык помогают человеку говорить и поэтому называются органами речи.
16. Задание “Загадка в картинках”.
Вводится акрофоническая схема слова (акро — крайний, фон — звук). Подход к разгадыванию слова следующий: называется каждый изображённый предмет, из каждого названия выделяются первые звуки и затем все звуки соединяются в слово.
— Кто нарисован на первой картинке? (Кот.) С какого звука начинается это слово? (Со звука [к].) Что нарисовано на второй картинке? (Арбуз.) С какого звука начинается это слово? (Со звука [а].) Соедините звуки [к] и [а]. (Ка.)
Аналогично продолжается работа по анализу слов “лук”, “арбуз”, “часы” и из первых звуков этих слов составляется слово-отгадка “калач”.
17. Раскрытие значения чёткой и правильной речи.
Чтение пословиц, их повторение хором, объяснение смысла.
— Почему во время еды лучше помолчать? (Говорить с набитым ртом некультурно, и, главное, трудно понять, что говорится.) Почему нужно произносить слова внятно, чётко? (Чтобы тебя хорошо понимали.)
— Некоторые люди, когда у них даже нет ничего во рту, говорят так, как будто их рот забит кашей: проглатывают и искажают звуки, нечётко произносят слова. Про них так и говорят: “У них каша во рту”.
18. Чтение стихотворения С. Михалкова “Сашина каша”.
Библиотека образовательных материалов для студентов, учителей, учеников и их родителей.
Наш сайт не претендует на авторство размещенных материалов. Мы только конвертируем в удобный формат материалы из сети Интернет, которые находятся в открытом доступе и присланные нашими посетителями.
Если вы являетесь обладателем авторского права на любой размещенный у нас материал и намерены удалить его или получить ссылки на место коммерческого размещения материалов, обратитесь для согласования к администратору сайта.
Разрешается копировать материалы с обязательной гипертекстовой ссылкой на сайт, будьте благодарными мы затратили много усилий чтобы привести информацию в удобный вид.
© 2014-2021 Все права на дизайн сайта принадлежат С.Є.А.