Расскажите что вам известно о работе археологов 5 класс

Археология – «наука лопаты»

Люди всегда оставляли на земле следы своей жизни: осколки камня, костей, части орудий труда, черепки посуды, костровища, фундаменты домов, целые здания и поселения. Не меньше следов оставляют и природные явления: наводнения, извержения вулканов, природные пожары. Из следов человеческой деятельности и природных явлений складываются археологические слои, отличающиеся друг от друга по толщине, составу и цвету. Те из них, которые содержат в себе предметы, созданные людьми, называют культурными слоями. Недавние культурные слои находятся близко от поверхности земли, а те, что сложились в древности, залегают на большой глубине. Чтобы узнать о жизни людей прошлого, археологи должны добраться до них.

Расскажите что вам известно о работе археологов 5 класс. Смотреть фото Расскажите что вам известно о работе археологов 5 класс. Смотреть картинку Расскажите что вам известно о работе археологов 5 класс. Картинка про Расскажите что вам известно о работе археологов 5 класс. Фото Расскажите что вам известно о работе археологов 5 класс

Иногда древние культурные слои выходят на поверхность там, где образовался овраг, дожди размыли крутой берег реки, или в земной коре во время землетрясения образовался разлом. Однако такие находки часто только разочаровывают археологов, ведь разрозненные предметы, очень ценные сами по себе, дают слишком мало информации о жизни людей. Чтобы добыть следы далекого прошлого, археологи организуют раскопки.

Место будущих раскопок определяют с помощью уже известных письменных источников и данных археологической разведки. Особенно ценную информацию дает аэрофотография – фотография, сделанная с самолета. На таких снимках видны незаметные с земли очертания фундаментов и стен древних зданий, прямые линии дорог и оросительных каналов. Разведку на местности ведут с металлоискателями и приборами, измеряющими электрическую сопротивляемость почвы.

Самым главным инструментом археолога является обычная лопата. Если площадь раскопа невелика, лопатами и кирками удаляют верхний срок. Если раскопки ведут на большой территории, а культурный слой залегает глубоко, это делают с помощью строительных машин. В частности, так раскапывают большие курганы. Когда верхний слой снят, именно лопатами удаляют землю из раскопа. Делают это очень внимательно и аккуратно: землю тщательно осматривают и ссыпают в ведро. Наполненные ведра выносят из раскопа и высыпают в тачку, чтобы отвезти в сторону, где один из археологов еще раз осматривает землю и просеивает ее через сито, а при необходимости и промывает, чтобы не пропустить мелкие предметы. Как только обнаружены первые находки, на смену лопате приходят другие инструменты. Узкой треугольной лопаткой удаляют землю из швов каменной и кирпичной кладки, очищают отдельные крупные предметы. Лопаткой с длинным гибким лезвием расчищают мебель и посуду. Поверхности предметов расчищают с помощью кистей, метелок и даже зубных щеток.

Расскажите что вам известно о работе археологов 5 класс. Смотреть фото Расскажите что вам известно о работе археологов 5 класс. Смотреть картинку Расскажите что вам известно о работе археологов 5 класс. Картинка про Расскажите что вам известно о работе археологов 5 класс. Фото Расскажите что вам известно о работе археологов 5 класс

Расположение всех найденных в раскопе предметов фиксируют с помощью фотографий и чертежей. Каждую находку измеряют, описывают и маркируют. На чертеже отмечают, где лежал каждый предмет. Для этого археологу нужны не только фотоаппарат, ручка, карандаш и бумага, но и масштабная рейка, рулетка, мерная лента, отвес и уровень.

Когда рабочий день заканчивается, все металлические части лопат, лопаточек и совков очищают от земли и высушивают. Все они должны находиться в идеальном состоянии, иначе будущим находкам может быть причинен вред.

Источник

Презентация по истории на тему «Археология» (5 класс)

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Расскажите что вам известно о работе археологов 5 класс. Смотреть фото Расскажите что вам известно о работе археологов 5 класс. Смотреть картинку Расскажите что вам известно о работе археологов 5 класс. Картинка про Расскажите что вам известно о работе археологов 5 класс. Фото Расскажите что вам известно о работе археологов 5 класс

Описание презентации по отдельным слайдам:

Археология и этнография Что изучает археология? Как работают археологи?

В чём польза археологии? Многие предметы, которыми пользовались люди в древности, сейчас находятся под толстым слоем земли. Эти предметы помогают восстановить жизнь людей в далёком прошлом (о котором нет письменных свидетельств) Поэтому необходимо производить раскопки.

Раскопки – очень тяжёлая работа!

Раскопки – очень тяжёлая работа!

Раскопки тяжелы не только потому, что необходима большая физическая сила. Археологи очень осторожно снимают слой за слоем земли, а при обнаружении остатков древности, используют уже не лопаты, а маленькие кисточки и щёточки!

Обработка древнего захоронения Обратите внимание, на то, что археологи держат в руках, при исследовании древнего погребения!

Как работают археологи? Под землёй сохраняются и письменные исторические источники. При раскопках более поздних слоев находят глиняные таблички, каменные пластинки, на которых сохранились древние надписи, содержащие сведения о событиях, правителях, законах, повседневной жизни людей. Самые древние рукописи датированы II в. до н.э.

Этнография-наука изучающая культуру и быт народов мира.

Археологи раскапывают целые города.

Найденные предметы изучают в археологических лабораториях. Таким образом, археологи не только копают, но и извлекают из добытого ими материала историческую информацию, на основе которой, составляют отчеты по археологическим экспедициям (описания). Изученные предметы археологи передают в музеи, где хранится часть исторических источников. Где ещё, кроме музеев, хранятся исторические источники?

Благодаря сохранившимся останкам людей, мумиям, древним изображениям мы знаем, как выглядели наши предки. Ученые научились восстанавливать лица древних людей по их черепам.

В изучение первобытности и истории древнего мира вложен труд многих поколений ученых. И сегодня, ежегодно, проводятся археологические экспедиции, благодаря которым мы всё больше узнаём о нашем прошлом.

Вопросы для самопроверки: Что в переводе с греческого означает слово «археология»? Зачем нужна археология, какую пользу она приносит для изучения истории? Археология – что это? Чем занимаются археологи? Где изучаются археологические материалы? Куда передаются изученные предметы древности?

Уважаемые ученики! Далее приведены фотографии и рисунки из отчетов по археологическим экспедициям, а так же любительские снимки. Приятного просмотра!

Расскажите что вам известно о работе археологов 5 класс. Смотреть фото Расскажите что вам известно о работе археологов 5 класс. Смотреть картинку Расскажите что вам известно о работе археологов 5 класс. Картинка про Расскажите что вам известно о работе археологов 5 класс. Фото Расскажите что вам известно о работе археологов 5 класс

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Расскажите что вам известно о работе археологов 5 класс. Смотреть фото Расскажите что вам известно о работе археологов 5 класс. Смотреть картинку Расскажите что вам известно о работе археологов 5 класс. Картинка про Расскажите что вам известно о работе археологов 5 класс. Фото Расскажите что вам известно о работе археологов 5 класс

Курс повышения квалификации

Методика преподавания истории и обществознания в общеобразовательной школе

Расскажите что вам известно о работе археологов 5 класс. Смотреть фото Расскажите что вам известно о работе археологов 5 класс. Смотреть картинку Расскажите что вам известно о работе археологов 5 класс. Картинка про Расскажите что вам известно о работе археологов 5 класс. Фото Расскажите что вам известно о работе археологов 5 класс

Курс профессиональной переподготовки

История и обществознание: теория и методика преподавания в образовательной организации

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Расскажите что вам известно о работе археологов 5 класс. Смотреть фото Расскажите что вам известно о работе археологов 5 класс. Смотреть картинку Расскажите что вам известно о работе археологов 5 класс. Картинка про Расскажите что вам известно о работе археологов 5 класс. Фото Расскажите что вам известно о работе археологов 5 класс

В чём польза археологии?

Номер материала: 486483

Не нашли то что искали?

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Расскажите что вам известно о работе археологов 5 класс. Смотреть фото Расскажите что вам известно о работе археологов 5 класс. Смотреть картинку Расскажите что вам известно о работе археологов 5 класс. Картинка про Расскажите что вам известно о работе археологов 5 класс. Фото Расскажите что вам известно о работе археологов 5 класс

В России планируют создавать пространства для подростков

Время чтения: 2 минуты

Расскажите что вам известно о работе археологов 5 класс. Смотреть фото Расскажите что вам известно о работе археологов 5 класс. Смотреть картинку Расскажите что вам известно о работе археологов 5 класс. Картинка про Расскажите что вам известно о работе археологов 5 класс. Фото Расскажите что вам известно о работе археологов 5 класс

В школах Тюмени запустят раздельный сбор отходов

Время чтения: 1 минута

Расскажите что вам известно о работе археологов 5 класс. Смотреть фото Расскажите что вам известно о работе археологов 5 класс. Смотреть картинку Расскажите что вам известно о работе археологов 5 класс. Картинка про Расскажите что вам известно о работе археологов 5 класс. Фото Расскажите что вам известно о работе археологов 5 класс

Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст

Время чтения: 1 минута

Расскажите что вам известно о работе археологов 5 класс. Смотреть фото Расскажите что вам известно о работе археологов 5 класс. Смотреть картинку Расскажите что вам известно о работе археологов 5 класс. Картинка про Расскажите что вам известно о работе археологов 5 класс. Фото Расскажите что вам известно о работе археологов 5 класс

Псковских школьников отправили на дистанционку до 10 декабря

Время чтения: 1 минута

Расскажите что вам известно о работе археологов 5 класс. Смотреть фото Расскажите что вам известно о работе археологов 5 класс. Смотреть картинку Расскажите что вам известно о работе археологов 5 класс. Картинка про Расскажите что вам известно о работе археологов 5 класс. Фото Расскажите что вам известно о работе археологов 5 класс

Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате

Время чтения: 1 минута

Расскажите что вам известно о работе археологов 5 класс. Смотреть фото Расскажите что вам известно о работе археологов 5 класс. Смотреть картинку Расскажите что вам известно о работе археологов 5 класс. Картинка про Расскажите что вам известно о работе археологов 5 класс. Фото Расскажите что вам известно о работе археологов 5 класс

Трехлетнюю олимпиаду среди школ запустят в России в 2022 году

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Конспект классного часа «Немного об археологии» (5 класс)

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

План-конспект внеклассного мероприятия

Тема: «Немного об археологии» (1 ч).

Актуальность выбранной темы: Археология – это комплексная историческая наука, изучающая прошлое людей по вещественным материалам. Изучение археологии считается сферой высшего образования. Это объясняется сложностью изучаемого материала. Несмотря на это в нашей стране существуют давние традиции использования археологии в образовании и воспитании школьников. Сегодня школьное археологическое движение вновь возрождается как часть туристическо-краеведческого направления дополнительного образования. Педагогический потенциал археологической науки был осознан давно и применялся в течение длительного времени. Опыт использования педагогического потенциала археологии нашёл свое отражение в термине «педагогическая археология». Данный термин применим только для системы дополнительного образования. Необходимо использовать педагогический потенциал археологической науки в учебном процессе общеобразовательной школы. Под «педагогическим потенциалом» понимается способность предмета (в данном случае – археологии) воздействовать на сознание и эмоции учащихся, стимулируя интерес детей к изучаемому материалу и формируя у школьников нравственные и познавательные, позитивные личностные качества. Археология как никакая другая наука способна привлечь к себе внимание и развить интерес к общечеловеческим ценностям. Во многом этому способствует ореол романтики, окружающей людей этой профессии. Взяв в руки археологическую находку, ребёнок прикасается к своему прошлому и как бы мысленно переносит себя в давно минувшие века. Важно, чтобы чувство восхищения переросло в интерес, который, в свою очередь, станет основным мотивом познания прошлого. Давно известно, что обучение, построенное на интересе, а не на принуждении, более целенаправленно и продуктивно. Использование археологических материалов в образовательном процессе может не только украсить занятие, сделать его более интересным, но и поможет учителю достичь желаемой педагогической цели, которая включает в себя обучающий, развивающий и воспитательный компоненты.

Целью классного часа является знакомство с археологической наукой.

Чтобы достигнуть поставленной цели, были поставлены следующие задачи :

Обучающие: познакомить учащихся с деятельностью археологов как в полевых, так и в лабораторных условиях, с историей первобытного человека путём их рассмотрения фрагментов керамических изделий, которые имеют важное значение как исторический источник;

Развивающие: расширение кругозора обучающихся, развитие у обучающихся психических процессов (памяти и мышления, в том числе логического мышления), коммуникативных умений, информативных компетенций, умения работать с различными источниками информации (устная речь ведущего – учителя, фрагменты керамических изделий, фотоматериал), умения высказывать суждения о значении и месте культурно-исторического наследия.

Воспитывающие: формирование интереса к учебной дисциплине «история», к истории и археологии как наукам, уважения к мировому и региональному историческому наследию, готовности применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников родного края и мира, ценностных ориентиров и убеждений учащихся на основе личностного осмысления социального, духовного, нравственного опыта людей в прошлом, духовно-нравственного воспитания и уважения к другим людям.

Форма проведения: тематический классный час с элементами экскурсии и практической работы.

Материально-техническое обеспечение: презентационный материал, фрагменты керамических изделий прошлого, раздаточный материал, клей, бумага.

Авдусин Д.А. Основы археологии : Учеб. для вузов по спец. «История». – М. : Высш. шк., 1989.

Шорин А.Ф. Энеолитические культуры Урала и сопредельных территорий : Учеб. пособие к спецкурсу. – Екатеринбург: Банк культ. информ., 1999.

Учитель: Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь! Очень приятно сегодня вас всех видеть! Итак, сегодня я проведу у вас классный час. Он будет посвящён вашему знакомству с археологией. Теперь давайте начнём! Кто мне скажет, что такое археология? Кто знает, чем занимаются археологи? Что вы вообще знаете об археологии? (на экран выведен слайд 1)

Ученик: Археология – это наука, которая изучает Древний мир.

Учитель: Только ли Древний мир?

Ученик: Наверное, не только Древний мир, так как под Великим Новгородом археологи находили бересту с надписями, а она относилась к периоду Средневековья.

Учитель: Молодец! Совершенно верно! Археология изучает разные периоды прошлого. А кто-то знает, сколько лет должно пройти с момента события до наших дней, чтобы процесс раскопок считался археологическим?

Ученик: Может быть, 50 лет.

Ученик: Наверное, 100 лет.

Учитель: Умница! Должен пройти, как минимум, 1 век с момента события, чтобы раскопки считались археологическим процессом. Хорошо. Давайте всё-таки вернёмся к нашему изначальному вопросу: что вам известно об археологии?

Ученик: Археология изучает древние артефакты.

Учитель: А что такое артефакт?

Ученик: Артефакт – это находка археолога.

Учитель: Всякая ли находка археолога является артефактом, как вы думаете?

Ученик: Наверное, все находки – это артефакты.

Ученик: А я думаю по-другому. Мне кажется, что артефактами не всё найденное является.

Учитель: Что тогда является артефактом?

Ученик: Что-то сделанное человеком, возможно.

Учитель: Да, верно, молодец! Артефакт – это продукт человеческой деятельности. Хорошо, что вам ещё известно об археологии?

Ученик: Археология – это наука, которая изучает предметы, найденные под землёй.

Ученик: Помогает определить, настоящая ли находка, специальный компьютер.

Ученик: Археология – это наука, которая изучает полезные ископаемые.

Учитель: Их ли изучает археология? Полезные ископаемые изучает геология. Археология же изучает вещественные памятники древности. Хорошо. Кто-то ещё хочет высказать своё мнение?

Ученик: Археологи занимаются раскопками, в земле они ищут предметы древности.

Ученик: Сначала археологи предполагают место раскопок. Потом они находят какие-то артефакты, очищая их кисточкой или щёткой.

Ученик: Археологи находят какие-либо останки. Может быть, животного или человека.

Учитель: Хорошо. У некоторых из вас были даже правильные мысли по поводу археологической деятельности. На самом деле, археология – это историческая дисциплина, изучающая прошлое человечества по вещественным источникам. Теперь немного поближе познакомимся с археологией. Для этого я вам предлагаю взглянуть на экран. (на экране слайд 2)

На уроках истории мы с вами изучали Древнюю Грецию. Так вот, относительно недавно, в 2006 г. на территории современной Греции в г. Солоники началось строительство метрополитена. Однако оно затянулось из-за большого количества археологических работ. (на экран выводится слайд 3) Во время строительства метро удалось в Салониках удалось извлечь сотни тысяч археологических находок и обнаружить целый древний город (!), всего за время раскопок было обнаружено около 300 тысяч артефактов, а последней стала статуя Афродиты.

(дети восторженно смотрят на экран и слушают учителя)

Хорошо. Теперь я вам предлагаю послушать рассказ о моём археологическом опыте.

Ученик: А вы тоже археолог?

Учитель: В какой-то степени меня можно считать таковым. Но обо всём по порядку! Археологическая экспедиция, в которую я ездил, происходила на территории Южного Урала, в Челябинской области. Если знаете, там есть Ильменский заповедник, так вот на его территории и происходили раскопки. Ездил я в экспедицию уже несколько раз, в принципе, копаю каждый год.

Ученик: Каждый год? Ничего себе!

Учитель: Как, собственно, проходит экспедиция? Мы приезжаем на территорию заповедника с множеством вещей и аппаратуры. В чём заключается процесс заброски? Нам необходимо разбить будущий лагерь, то есть поставить палатки для участников экспедиции, различные хозяйственные палатки, ангар (это своеобразная столовая), мобильную баню. Мобильная баня представляет собой палатку с переносной печкой. Именно в такой палатке мы и мылись. Когда лагерь уже разбит, приезжает основная группа. В основном это студенты-практиканты. Как вы думаете, что начинается после этого?

Ученик: Раскопки!

Учитель: Совершенно верно! (включается слайд 4) В экспедиции на самом деле приходится очень много работать. Причём не только на раскопе, но и по хозяйству. Однако, могу с уверенностью сказать, что в конце рабочего дня чувствуется приятная усталость, так как был правильно продуман режим дня: работа всегда сопровождалась отдыхом, да и в целом, работать в режиме достаточно удобно. В экспедиции мы копали могильники бронзового и железного веков. Вообще, на раскопе, на мой взгляд, работать всё-таки интереснее, чем в лагере. Как, собственно, разбивается раскоп? Мы приходим к месту, где в последствии будут проводиться раскопки и снимаем слой дёрна, то есть слой травы. (включается слайд 5) После этого мы погружаемся слой за слоем. Потихоньку целенаправленно мы опускаемся всё ниже и ниже, примерно снимая сантиметров по 10 на каждом слое. Находим в земле артефакты или кости. Находки простреливаем. (включается слайд 6) В чём, собственно, состоит процесс прострелки? У каждой находки нужно определить глубину и координаты. Так вот, один человек стоит на нивелире (это такой специальный аппарат для измерения глубины), второй же человек стоит на раскопе и ставит рейку с делениями в место, где была найдена находка. И так, ориентируясь, на деления, человек с нивелира измеряет глубину находки. Чем еще занимаются на раскопе? (включается слайд 7) После погружения ниже на один слой происходит процесс зачистки: поверхность земли необходимо сделать гладкой и красивой, чтобы запечатлеть слой на фото для отчётности. И так с каждым слоем. (включается слайд 8) Также, когда раскопки подходят к концу, необходимо сделать профили раскопа. Это своеобразные «канавки» вдоль стенок раскопа. Это необходимо также, чтобы запечатлеть это на фото для отчётности. (включается слайд 9) Ну и наконец, после того, как раскоп закончен, его необходимо законсервировать! То есть обратно перекидать землю в раскоп, зарыть его. Есть такая интересная традиция – писать записки с посланиями, помещая их в какую-либо тару, чтобы затем зарыть при консервации. На раскопках у нас была возможность прикоснуться к далёкому прошлому. Волей-неволей чувствовалась связь с первобытным человеком, с его образом жизни. (включается слайд 10) Связь эта была через различные находки: отщепы (это преднамеренно сколотые первобытным человеком осколки камня), погребальные горшки, наконечники стрел и изделия на кости. Особенно приятно мне было найти сосуд бронзового века, вы видите его на экране. Глядя на орнамент этого горшка, можно ощутить то, как в древности человек прикладывал огромное терпение при его изготовлении. Меня очень поразило, как искусно был сделан этот сосуд. Кстати, кто-нибудь знает, почему горшок является погребальным?

Ученик: Возможно, потому что он находился в погребении, там, где захоронен человек.

Учитель: Молодец! Всё верно: данный сосуд был найден рядом с погребением человека. (включается слайд 11) А кто-то может предположить, зачем первобытные люди клали рядом с трупом сосуд?

Ученик: Потому что этот сосуд принадлежал этому человеку.

Учитель: Несовсем!

Ученик: Люди так делали, возможно, чтобы почтить память умершего человека.

Учитель: Да, верно! Итак, сейчас на экране вы можете видеть скелет человека, который мы смогли обнаружить в ходе раскопок. Только сосуд, показанный на предыдущем слайде, не относился к этому погребению, поскольку это погребение относится к железному веку, а не бронзовому, как тот сосуд. (включается слайд 12) Что же касается сосудов, то не всегда удаётся найти их целыми. Вот, например, сейчас на слайде вы видите развал сосуда бронзового века. То есть имеется большое количество фрагментов керамики. Однако, если их собрать воедино, получится сосуд. (включается слайд 13) Занимаются этим археологи уже в лабораторных условиях: осколки керамики склеиваются друг с другом, только так со временем получается целый сосуд. Но давайте вернемся к экспедиции. Когда раскопки окончены, основная группа уезжает, остается небольшая группа для выброски. В чём состоит выброска, как вы думаете?

Учитель: Молодец! Верно! Мы остаемся для того, чтобы свернуть лагерь, собрать все палатки и всё оборудование. А после мы приезжаем в Екатеринбург в Институт истории и археологии УрО РАН и всё выгружаем на складе. А теперь у меня возник такой вопрос: хотите ли вы посмотреть на настоящие фрагменты керамики?

Ученики: Да, конечно! Покажите!

(далее учитель проходит мимо каждой парты и показывает учащимся несколько фрагментов керамических изделий древности – два кусочка с орнаментом и один без орнаментирования (последний изначально состоял из двух, они были склеены друг с другом) – с параллельным устным описанием этих фрагментов керамики)

Учитель: Теперь я вам расскажу немного поподробнее о керамике. История керамики разнообразная и очень интересная. Когда человек научился обрабатывать глину, он начал изготавливать посуду. Керамика, как известно, применялась и применяется до сих пор во многих сферах жизнедеятельности человека. Это украшения, художественные, ритуальные, обрядовые, бытовые изделия, посуда для различных хозяйственных и ремесленных целей, а, следовательно, это целый блок информации по духовной и материальной культуре населения. Разнообразные жизненные потребности общества позволили создать обширный ассортимент керамических изделий. Многие параметры создаваемых керамических изделий определялись их назначением. По способу выделки, орнаментации, технологии изготовления глиняных изделий можно судить об уровне развития техники, специфике хозяйства, этнической принадлежности, демографической и социальной структуре населения.

Археологу, для того, чтобы извлечь эту информацию из керамических источников и восстановить древнюю гончарную систему или ее элементы, необходимо иметь знания в самых различных областях человеческой деятельности: технологической (свойства глин, примеси, формовка, обжиг, инструменты и их особенности), искусствоведческой (основы композиции, способы нанесения узоров), социально-экономической (функции посуды, нормы использования, зависимость типов посуды от типов хозяйства), археологической (утилизация керамики, механизмы ее залегания в культурном слое, изменение с течением времени, факторы разрушения).

Все керамические изделия делаются из глины, но из разных сортов глины, с различными добавками, различной формы, поэтому они выглядят такими разными.

Первоначально основным видом керамических изделий были толстостенные сосуды с коническим дном (придававшим устойчивость при установке в землю). Лепились они от руки путем наращивания отдельных жгутов глины (способом налепа). В глину, чтобы она не трескалась при обжиге, добавлялись толченые раковины и измельченный гранит. Крупные сосуды использовались для приготовления пищи, более мелкие служили очевидно для еды. Изделия каменного века обжигались сначала на кострах, позднее появились специальные обжигательные печи.

Проживание племен на одной территории, которые оставили совокупность материальных вещей, имеющие сходства между собой, археологами принято называть «археологической культурой». Когда археологи используют термин «культура», они предполагают, что их находки свидетельствуют об определённом образе жизни людей, оставивших те или иные памятники прошлого. Обычно археологическую культуру называют по какому-либо характерному признаку, которым она отличается от других: по форме или орнаменту керамики и украшений, обряду погребения или по той местности, где были впервые найдены наиболее типичные памятники данной культуры. Но, именно посуда в большинстве случаев, становится своеобразным маркером разделения археологических культур на сегодняшний день.

Орнамент наносился специальным инструментом, который оставлял после себя ряд пунктирных линий после себя. Этот способ орнаментации называют гребенчатый штамп. Он преобладал практически на всех сосудах.

Также посуду, как уже было сказано ранее, использовали как погребальный инвентарь. С помощью нее можно было с точностью определить какого периода и какой культуры погребения. И с помощью этого можно было узнать, какой погребальный обряд был характерен для населения.

Узнав столько нового, вы теперь согласитесь, что керамика, если правильно все интерпретировать, может дать много информации о жизни первобытных людей: о том где проживали, чем занимались, что ели, и даже с помощью сосудов можно узнать о верованиях этого населения.

Ученики : Да! Теперь мы знаем, что древняя посуда несёт много интересных фактов.

Учитель : А теперь самое интересное! Перейдём к практической работе. Кто хочет почувствовать себя археологом?

Ученики (тянут руки и кричат) : Я! Я! Я! Можно мне! Мне!

Учитель (ставит перед детьми коробку) : Как вы думаете, что в этой коробке?

Ученики: Керамика! Скелетик! Кости! Какие-то артефакты!

Учитель: Сейчас вы почувствуете себя археологами! Подходите по очереди. (учитель открывает коробку – в ней огромное количество соли) Итак, в коробке – соль. Представьте, что это раскоп. Вам необходимо по очереди каждому что-то найти в этой «земле»!

Ученики: А там на всех хватит?

Учитель: Не беспокойтесь, находок должно хватить на всех!

(дети по очереди подходят к коробке с солью и руками пытаются что-то отыскать; каждому удаётся отыскать по конфете)

Ученики: Ого! Это конфеты!

Учитель: Отлично! Вы большие молодцы! Однако, на этом ваша практическая работа не завершена. Сейчас я вам раздам кое-что. (учитель кладёт на каждую парту раздаточный материал) Итак, давайте представим, что вы в данный момент находитесь уже не на раскопе, а в археологической лаборатории. Сейчас перед вами на партах лежит «керамика». Вы будете работать в парах так, как вы сидите. Вам необходимо из этих кусочков собрать два «сосуда». Как только вы соберёте их, сообщите мне. Теперь приступайте к работе! Желаю вам успехов!

(ученики, работая в парах, собирают пазл – из кусочков «керамики» у них получаются «сосуды»)

Ученики: Мы сделали!

Учитель: Отлично! Молодцы! Теперь вам нужно склеить эту «керамику». Для этого возьмите клей и бумагу, которые вы принесли на занятие. До этого вы работали в парах, однако сейчас вы будете работать по одному. У вас на партах лежат по два развала «сосудов». Не торопясь, потихоньку приклейте кусочки «керамики» к бумаге, чтобы у вас у каждого получился цельный красивый «сосуд»!

Ученики: Теперь мы будем, как археологи в лаборатории, собирать сосуды, склеивая керамику друг с другом!

Учитель: Да, верно! Не будем терять времени, приступайте к работе!

(ученики составляют аппликации полученных «сосудов»)

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *