Расскажите что вы узнали на уроке о научном стиле по следующему плану

Поурочное планирование по русскому языку в 9 классе. Тема: «Научный стиль»

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Предмет: Русский язык

Тема урока : Научный стиль. Особенности научного стиля.

Цель: знать: характерные особенности научного стиля речи, жанры, разновидности подстилей;

уметь: анализировать тексты научного стиля, извлекать из них информацию, создавать в разных стилях.

Оборудование: электронный словарь, доска (цели урока, эпиграф, фразы с пропусками), учебники, раздаточный материал (карточки дифференцированного задания, тексты для анализа, схемы).

Тип урока: комбинированный

— Значение каких слов вам неизвестны?

Эквивалент – нечто равноценное другому, вполне заменяющее его.

Классификация – система, по которой что-либо классифицировано

Концепция – система взглядов на что-нибудь; основная мысль.

Естествознание – естественные науки. Науки о явлениях природы

Фундаментальный – основательный, глубокий

Монография – исследование, посвященное какому-либо одному вопросу, теме.

Записывают слова под диктовку.

Знать в совершенстве язык – значит владеть его стилями”

— Как вы понимаете значение выражения “стили речи”?

— Какие стили речи вам известны?

— К какому стилю речи относятся слова нашей орфографической разминки?

— На каком учебном предмете вы могли бы встретить эти слова?

— Мы поговорим о научном стиле, его жанровых и языковых особенностях.

Стили речи- система речевых средств, используемых в той или иной сфере общения;

2 стиля речи: Книжный, разговорный.

Книжный: официально-деловой, научный, художественный, публицистический.

Записывают тему урока.

Ученики выбирают слова. В зависимости от их значения: гармония, диез, минор, дуэт, атом, квант, молекула, оксиды.

Рассаживаются по группам

Работа с новой темой. Осмысление

— Как и любой функциональный стиль, он имеет свои признаки.

Стратегия «Думай в паре и делись».

Расскажите о научном стиле, опираясь на обучающие схемы, в которых систематизирован материал, изученный вами ранее. (схемы находятся на столах, см. Приложение 1, Приложение 2).

Стратегия «Думай в паре и делись».

Первая пара ищет информацию на тему:

Вторая пара ищет информацию на тему:

«Подстили научного стиля».

Чтобы закрепить этот теоретический материал, важно применить его на практике. Перед вами текст о Д.И. Менделееве – великом русском ученом – естествоиспытателе. Вам необходимо доказать, что он принадлежит к научному стилю, то есть выявить его отличительные признаки, опираясь на ранее полученные знания и схему, предложенную в начале урока. Запишите их в тетради.

Дмитрий Иванович Менделеев – русский ученый. Открыл периодический закон химических элементов.

Периодический закон и периодическая система стали важнейшим вкладом Д.И. Менделеева в развитие естествознания. Но они составляют лишь часть огромного творческого наследия ученого. Полное собрание его сочинений – 25 объемистых томов, настоящая энциклопедия знаний.

В научной деятельности ученый видел, по его словам, “первую службу Родине”.

Вторая служба – педагогическая деятельность.

Работа в группе. Д оказать, что он принадлежит к научному стилю, то есть выявить его отличительные признаки, опираясь на ранее полученные знания и схему, предложенную в начале урока.

Прочитать тексты. Определить, к какому подстилю они относятся. Ответ доказать.

Тексты для группы №1

Эталоном того, что испытывали села данной области в период Великой Отечественной войны, является село Боровое.

Мы береги данные по селу как типические, средние, поскольку последствия войны в разных населенных пунктах области сказывались неодинаково.

Село подверглось частичному разрушению. Около половины домов и большинство колхозных построек было сожжено или приведено в непригодность. Пострадали фрукто вые сады, являвшиеся одной из рентабельнейших статей дохода в Боровом.

В самом селе немецкие воинские части не квартировали, но фашистские оккупанты, согласно устным сведениям, полученным нами от местных жителей, по меньшей мере раз в неделю появлялись в Боровом и отбирали у населения скот и продукты питания.

Тексты для группы №2

Пример 1: Научная деятельность Менделеева чрезвычайно обширна и многогранна. Среди его печатных трудов (более 500) – фундаментальные работы по химии, химической технологии, физике, метрологии, воздухоплаванию, метеорологии, сельскому хозяйству, по вопросам экономике, народного просвещения и многим другим. “ Сам удивляюсь, чего только я не делывал на своей научной жизни. И сделано, думаю, недурно”,- писал в 1899 году М. (Соч., т.25,1952,с.714)

Пример 2: Первое сообщение об открытии закона и первое отражающая его таблица были опубликованы Д.И. Менделеевым в 1869г. Этот год и считается годом открытия закона.

К этому времени было достоверно установлено существование 63 химических элементов ( какую часть это составляет от известных сейчас? ). И вопрос об их систематике стоял очень остро. Ученые разных стран искали закономерности, которые позволили бы объяснить и многообразие элементов, и существование групп сходных по химическим свойствам элементов.

Пример 3: Сто пятьдесят лет назад, когда Д.И. Менделеев создал Периодическую систему химических элементов, самым тяжелым из них был уран. Радиоактивный уран присутствует в природе в заметных количествах, его распространенность в земной коре выше распространенности многих “обычных” химических элементов, например, йода. Химические свойства урана изучают уже более 200лет, и о них известно, пожалуй, больше, чем о свойствах почти всех остальных металлов и неметаллов с большой периодической системы. Долгое время верхняя ее граница проходила через уран.

Работа в группе + Взаимопроверка.

Ученики пишут доказательство на листах. Затем вторая группа проверяет и делает выводы.

Источник

Научный стиль речи, его особенности и подстили

Содержимое публикации

Конспект урока по русскому языку для студентов 1 курса

Научный стиль речи, его особенности и подстили”.

Цель: актуализировать знания об особенностях научного стиля речи, уметь отличать научный стиль от других функциональных стилей речи, познакомить студентов с разновидностями (подстилями) научного стиля.

закрепить знания об особенностях научного стиля речи и его разновидностях;

развивать умения в определении изобразительно-выразительных средств языка;

развивать интерес к исследовательской деятельности;

подготовить студентов к самостоятельному написанию творческой работы в научном стиле;

совершенствовать культуру учебно-научного общения в устной и письменной форме.

Методы и приёмы работы: анализ и синтез изученного материала, наблюдение, творческая работа, работа со справочной литературой, исследовательская работа, самостоятельная работа, тестирование

Орфографическая разминка (работа у доски)

Элемент, периодическая система, прогрессивный, естествознание, диссертация, профессор, член-корреспондент, исследование, классификация, интеллигенция, фундаментальный, монография, эксперимент, эквивалент, объективность, концепция, авторитет, рациональный.

— Значение каких слов вам неизвестны?

Эквивалент – нечто равноценное другому, вполне заменяющее его.

Классификация – система, по которой что-либо классифицировано

Концепция – система взглядов на что-нибудь; основная мысль.

Естествознание – естественные науки. Науки о явлениях и закономерностях природы

Фундаментальный – основательный, глубокий

Монография – исследование, посвященное какому-либо одному вопросу, теме.

Эпиграф к уроку (эпиграф записан на доске):

“Знать в совершенстве язык – значит владеть его стилями”

— Как вы понимаете значение выражения “стили речи”?

— Какие стили речи вам известны?

— К какому стилю речи относятся слова нашей орфографической разминки?

— На каком учебном предмете вы могли бы встретить эти слова?

Научный стиль речи является средством общения в области науки и учебно-научной деятельности. Каждый член современного общества в разное время жизни и в разной мере сталкивается с текстами данного стиля, функционирующего в устной и письменной форме, поэтому овладение нормами научного и научно-учебного стиля речи является важной составной частью культуры русской устной и письменной речи.
Появление и развитие научного стиля связано с прогрессом научных знаний в различных областях жизни и деятельности природы и человека. Первоначально научное изложение было приближено к стилю художественного повествования (эмоциональное восприятие явлений в научных трудах Пифагора, Платона и Лукреция). Создание в греческом языке, распространявшем свое влияние на весь культурный мир, устойчивой научной терминологии привело к отделению научного стиля от художественного (александрийский период). В России научный стиль речи начал складываться в первые десятилетия XVIII века в связи с созданием авторами научных книг и переводчиками русской научной терминологии. Значительная роль в формировании и совершенствовании научного стиля принадлежала М.В. Ломоносову и его ученикам (вторая полов. XVIII века), окончательно научный стиль сложился лишь к концу XIX века.

Как и любой функциональный стиль, он имеет свои признаки:

Расскажите о научном стиле, опираясь на обучающие схемы, в которых систематизирован материал, изученный вами ранее (схемы находятся на столах, см. Приложение 1).

Основные признаки научного стиля и их выражение в языке

Работа с учебником, составление таблицы

повтор существительного в сочетании с указательным местоимением

наречия, указывающие на последовательность мысли

прямое значение слов

повтор ключевого слова

Отвлеченность и обобщенность

слова с отвлеченным значением

мн.ч. от абстрактных и вещественных существительных

употребление слов среднего рода

глаголы в отвлеченно-обобщенном значении

будущее время глаголов = настоящему

глаголы несовершенного вида

преобладание местоимений 3 лица

частое употребление кратких прилагательных

восклицательные предложения почти не используются

не используются местоимения Я и глаголы 1 лица ед.ч.

часто используются односоставные неопределенно-личные, безличные, определенно-личные предложения

Разновидности (подстили) научного стиля (работа в группах)

Проанализируйте тексты (карточки-задания с текстами раздаются студентам, а также таблица, которую нужно заполнить), определите, что их объединяет и в чем их различие.

Выявляя особенности текстов, придерживайтесь следующего плана:

кому адресован текст?

какова цель создания текста?

Каковы его особенности?

К какому жанру относится данный текст?

Ведущая роль слова в системе языковых средств определяет его место в стилистике языка: слово является основной стилистической единицей. Лексическая стилистика изучает лексические средства языка, давая оценку использования слова в конкретной речевой ситуации и вырабатывая рекомендации нормативного словоупотребления в различных функциональных стилях.

Используя достижения современной семасиологии, лексическая стилистика изучает слово во всем многообразии системных связей, существующих в языке. Такой подход выдвигает на первый план изучение синонимов, антонимов, многозначных слов, паронимов, служащих средством наиболее точной передачи информации. В центре внимания лексической стилистики находятся стилистическое расслоение лексики, оценка архаизмов и неологизмов, слов ограниченного употребления, анализ закономерностей использования стилистически значимых лексических средств в различных сферах общения.

Голуб И.Б. Стилистика русского языка. – М.: Айрис-пресс, 2007.

В зависимости от целей и задач, которые ставятся в процессе общения, происходит отбор языковых средств. В результате создаются своеобразные разновидности единого литературного языка, называемые функциональными стилями.

Термин «функциональный стиль» подчеркивает, что разновидности литературного языка выделяются на основе той функции (роли), которую выполняет язык в каждом конкретном случае.

Введенская Л.А., Пономарева А.М. Русский язык: культура речи, текст, функциональные стили, редактирование: Учебное пособие для 9 – 11 классов общеобразовательных школ. – Ростов н/Д: МарТ, 2001.

(1)Основная функция научного стиля – информировать читателей о новом научном результате, полученном автором работы. (2)Однако текст при этом обычно строится не как голая передача информации, а как приглашение читателя к совместному рассуждению. (3)Поэтому в научных текстах часто встречаются формы 1-го лица множественного числа: рассмотрим, перейдем, обратим внимание.

(4)Часто говорят об отстраненности или даже сухости научного изложения. (5)Это ощущение возникает из-за того, что в научных текстах почти не бывает эмоционально окрашенных выражений, в них отсутствуют намеки, нет (или почти нет) восклицательных предложений, прямой речи, диалогов.

(6)Яркая черта научного стиля – большое количество специальных терминов. (7)Это также связано с его информативностью: значение научного термина всегда определено более строго и узко, чем значение обычного слова, что обеспечивает точность понимания. (8)Например, разговорному слову простуда в медицинской терминологии соответствует целый букет названий: острое респираторное заболевание, катар верхних дыхательных путей, аденовирусная инфекция и т.п.

Энциклопедия для детей. Т.10. Языкознание. Русский язык. – М: Аванта, 204.

Заполнить таблицу, анализируя тексты (примерная таблица, которая должна получиться).

Источник

Научный стиль речи.

Цели: формировать познавательную, социальную, личностную компетентности учащихся в процессе изучения особенностей научного стиля.

Задачи: формировать умения анализировать особенности научной речи; развивать умения анализировать тексты НС; развивать мышление, расширять словарный запас учащихся, работая с научными текстами; воспитывать культуру речи при использовании научного стиля; воспитание коммуникативных качеств личности (сотрудничество, умение выслушать собеседника и высказать свою точку зрения).

Тип урока: комбинированный (изучение нового материала, формирование практических умений и навыков, контроль знаний).

Ожидаемый результат: Определяют основные черты НС, особенности языковых средств. Работают по плану «Характеристики определения стиля». Умеют вести диалог в группе, учатся доказывать, опираясь на теоретический материал.

Просмотр содержимого документа
«Научный стиль речи.»

Тема: Научный стиль: сферы применения, функции, стилевые черты

Цели: формировать познавательную, социальную, личностную компетентности учащихся в процессе изучения особенностей научного стиля.

Задачи: формировать умения анализировать особенности научной речи; развивать умения анализировать тексты НС; развивать мышление, расширять словарный запас учащихся, работая с научными текстами; воспитывать культуру речи при использовании научного стиля; воспитание коммуникативных качеств личности (сотрудничество, умение выслушать собеседника и высказать свою точку зрения).

Тип урока: комбинированный (изучение нового материала, формирование практических умений и навыков, контроль знаний).

Ожидаемый результат: Определяют основные черты НС, особенности языковых средств. Работают по плану «Характеристики определения стиля». Умеют вести диалог в группе, учатся доказывать, опираясь на теоретический материал.

1. Определение темы, задач урока.

А) Подумайте, о чем идет речь в высказывании А.П.Чехова:

Это самое важное, самое прекрасное и нужное в жизни человека, она всегда была и будет высшим проявлением любви, только ею одною человек победит природу и себя.

Б) Расшифруй фразу: 2 1 9 11 2 10 8 4 7 6 3 5

Определите тему урока. Научный стиль.

В) Сформулируйте задачи урока, сопоставив цели с результатом деятельности

1. Расширить знания

план характеристики НС

причинно-следственные связи, приводя доказательства и делая выводы

слова-термины, необходимые для раскрытия идеи текста

анализировать особенности научной речи

5. Учимся устанавливать

об особенностях НС

языковые средства НС

1. Расширить знания

об особенностях НС

план характеристики НС

языковые средства НС

анализировать особенности научной речи

5. Учимся устанавливать

причинно-следственные связи, приводя доказательства и делая выводы

Слово учителя. — Научный стиль отличается логичностью, систематичностью изложения тех или иных сведений из определенной области знаний. Обобщенность изложения в соединении с точностью характеризуют его языковое своеобразие. Время появления научного стиля в разных странах отличается. Однако время издания первого научного журнала известно — 5 января 1655 г. во Франции. В России язык науки стал формироваться довольно поздно — в XVIII в. Именно тогда Российская академия опубликовала ряд трудов на русском языке. Однако до начала ХХ в. язык науки не выделялся в отдельный функциональный стиль. Его яркой отличительной чертой в то время было лишь наличие терминов. На формирование научного стиля особенно повлияли внеязыковые факторы — в том числе научно-техническая революция, которая дала бурное развитие науки в исследовательских институтах, лабораториях и т. п. Сфера использования научного стиля — наука, техника, обучение. Широкое и интенсивное развитие научного стиля привело к формированию в его рамках многочисленных жанров: статья; монография; учебник; описание изобретения (патентное описание); реферат; аннотация; каталог; справочник; инструкция; реклама.

Существуя преимущественно в письменной форме, научный стиль может проявляться и в устной форме литературного языка: в вузовских лекциях, в докладах на научных конференциях, в выступлениях на научных диспутах.

НС – это стиль, обслуживающий сферу науки, производства, образование. Задачей НС является передача объективной информации, отражение научного способа мышления. Тексты НС построены по законам письменной формы речи, которым подчиняются и устные научные сообщения.

II. Практические умения и навыки. Работа в группах.

1. Сравните два текста:

Жила–была белка в лесу, ни о чём не тужила. Никто её не беспокоил. Спала она на ветке большой ели. Никогда не беспокоилась ни о ком, только о себе. Прошло время. У неё появились бельчата. Теперь белка никуда от них не уходила.

Белка обыкновенная – типично древесное животное. Она отлично лазает по ветвям, ловко перепрыгивая с дерева на дерево. Свой длинный пушистый хвост она использует в качестве руля при прыжке.

Источник

Урок по теме «Стили речи»

Тип урока: урок комплексного применения знаний, умений и навыков учащихся.

Ход урока

1. Вводно-мотивационный этап.

Приветствие. Проверка готовности класса к уроку. Сообщение темы урока. Актуальность этой темы:

Учитель: В конце года вы будете сдавать экзамены в формате ГИА, где будет задание на определение стиля текста. А также знания, полученные на уроке, пригодятся при анализе текста, который вы будете делать через 2 урока.

Сегодня мы вспомним, что такое стиль, какие стили речи есть в русском языке, и научимся различать их. Только один урок у нас по этой теме.

Работать мы будем по следующему плану (на доске). Обратите внимание на с.р., а если успеем, то побываем в роли редакторов.

2. Фронтальный опрос.

– Что такое стиль? Прочитайте значение этого слова в толковом словаре…

Какое из перечисленных значений нам подходит? Зачитайте.

(Стиль-совокупность приёмов использования языковых средств для выражения тех или иных идей, мыслей в различных условиях речевой практики)

– Какие стили вы знаете? (учащиеся перечисляют)

– Проверьте, все ли стили вы назвали? Повернитесь и посмотрите на схему.

Расскажите что вы узнали на уроке о научном стиле по следующему плану. Смотреть фото Расскажите что вы узнали на уроке о научном стиле по следующему плану. Смотреть картинку Расскажите что вы узнали на уроке о научном стиле по следующему плану. Картинка про Расскажите что вы узнали на уроке о научном стиле по следующему плану. Фото Расскажите что вы узнали на уроке о научном стиле по следующему плану

3. Проверка д/з:

(Были подготовлены сообщения об особенностях каждого стиля.)

Учитель: У вас на столах таблицы: цель, сфера применения, особенности стилей. Там пустая 2 графа. Во время сообщений вы будете заполнять эту графу.

– Чтобы определить стиль, нужно ответить на 3 вопроса:

Расскажите что вы узнали на уроке о научном стиле по следующему плану. Смотреть фото Расскажите что вы узнали на уроке о научном стиле по следующему плану. Смотреть картинку Расскажите что вы узнали на уроке о научном стиле по следующему плану. Картинка про Расскажите что вы узнали на уроке о научном стиле по следующему плану. Фото Расскажите что вы узнали на уроке о научном стиле по следующему плану

На эти вопросы ответят выступающие и заполнят схемы, которыми мы будем пользоваться для определения стиля. Таблица:

ХудожественныйЦель

(зачем?)Обмен мыслями, впечатлениями, общениеСообщение, передача научной информацииТочная передача деловой

информацииСообщение, воздействие на слушателей или читателейВоздействие на мысли и чувстваСфера применения

(где?)Беседа в неофициальной обстановке; дружеские письма и посланияОфициальная обстановка; уроки, лекции; научно-популярные книгиОфициальная обстановка;

деловые бумагиОфициальная обстановка; средства массовой информации, в выступленияхХудожественная литератураОсобен-ностиПреобладание разговорной и просторечной лексики; интонация, мимика, жестыОднозначные слова; термины; отсутствие образных средствТермины, речевые штампы, канцеляризмы; конкретность, официальностьТоржественная лексика, эмоциональность; соединение стандартизированных слов и средств выразительностиШирокое использование изобра-зительно-выразительных средств; использование средств других стилей

Доклады учащихся:

Разговорный стиль

Разговорная речь-это речь непринуждённая, без предварительного отбора языковых средств. Большое значение в использовании тех или иных средств языка имеет речевая ситуация. Разговаривающие могут пользоваться не только словами, но и жестами и мимикой.

К языковым особенностям разговорной речи относится варьирование интонации, ударения, паузы.

К разговорной речи предъявляются менее строгие требования, чем в других стилях: используется эмоциональная, выразительная лексика. В толковых словарях русского языка лексика, характерная для разговорного стиля, имеет помету “разг.”В разговорном стиле может встретиться нелитературная, неправильная речь-просторечие. Например, вместо нейтрального слова столько может использоваться просторечное столечко, вместо слова столовая– столовка. Используются также фразеологизмы, которые придают речи большую выразительность(например, “бить баклуши”-ничего не делать) и слова с суффиксами субъективной оценки: домище, ножища, большущий, малюсенький.

Научный стиль

Научный стиль-разновидность книжных стилей литературного языка. Он применяется в устной и письменной речи. Основная функция научного стиля– доказательное изложение научной информации. Научная речь-это монологическая речь.

Научный стиль используется в официальной обстановке, а также при написании словарей, учебников, научно-популярных книг.

Научный стиль имеет свои особенности и в грамматике. Так, в научных текстах широко распространены причастия, деепричастия, отглагольные существительные. Часто используются существительные в форме единственного числа в значении множественного: Ландыш зацветает в начале мая. Вещественные и отвлечённые существительные могут употребляться в форме множественного числа: шумы в сердце, морские глубины. Научный стиль характеризуется точностью, строгой логичностью, чёткостью изложения.

Деловой стиль

Основная функция делового стиля – точная передача деловой информации. Деловой стиль используется в официальной обстановке и для написания различных официальных документов, деловых бумаг; заявлений, докладных записок, протоколов и др.

Деловой стиль характеризуется точностью, сжатостью изложения, использованием штампов: согласно приказу, на основании вышеизложенного, в соответствии с постановлением.

В деловой речи отсутствует лексика ограниченного употребления (диалектизмы, просторечные слова) и эмоционально-окрашенная лексика.

В деловых текстах используется строгий порядок слов в предложении

Публицистический стиль

Публицистический стиль используется в газетах, журналах (то есть в средствах массовой информации),выступлениях перед общественностью в агитационных целях. Основная функция стиля – функция воздействия (агитации и пропаганды). В публицистическом тексте не только содержится сообщение о чём-либо, но и выражено отношение автора к высказыванию.

Публицистический стиль характеризуется строгой логичностью изложения, точностью фактов (в этом публицистический стиль сходен с научным),а также эмоциональностью, что сближает со стилем художественной литературы.

В публицистике используется лексика разных пластов: книжная: свершение, индустрия;

разговорная: молодчик, шумиха;

термины: атмосфера, деликатничать.

Часто используются иноязычные слова: шоу-спектакль, консенсус-соглашение; фразеологизмы: работать не покладая рук, загребать жар чужими руками; различные изобразительно-выразительные средства языка.

Стиль художественной литературы

Стиль художественной литературы (или художественный стиль) используется в художественных произведениях: рассказах, повестях, романах, пьесах и т.д.

Основная функция художественного стиля – воздействовать на читателя, а также информировать его о чём-либо.

Художественный стиль отличается образностью, выразительностью, эмоциональностью. Используя изобразительно-выразительные средства языка, писатели и поэты знакомят читателей с бытом и духовной жизнью народов разных стран не только в наши дни, но и в далёком прошлом. В художественном стиле для придания тексту возвышенной, торжественной окраски, для создания колорита эпохи используются устаревшие слова: Восстань, пророк, и виждъ, и внемли, Исполнись волею моей, И, обходя моря и земли, Глаголом жги сердца людей. (А.С.Пушкин)

Для стиля художественной литературы характерно сочетание особенностей разных стилей. Наиболее часто используются элементы разговорного стиля.

Учитель: Проверьте правильность заполнения таблицы. Самопроверка

Учитель: Итак, сколько всего стилей? Проверим, насколько внимательно вы слушали докладчиков.

Назовите стиль по характеристике. Пользуйтесь таблицей.

– Обмен мыслями, просторечная лексика (разговорный)

– Передача научной информации, термины (научный)

– Передача деловой информации, деловые бумаги (официально-деловой)

– Средства массовой информации, эмоциональность (публицистический)

– Художественная литература (художественный)

4. Лексическая игра

Учитель: А теперь посмотрите на 3 графу таблицы, где перечислены особенности стилей. Чем они различаются? Конечно, лексикой. В разных стилях используется разная лексика. Есть разговорная, есть книжная лексика, но во всех стилях используется нейтральная или общеупотребительная. Сейчас мы и поучимся различать лексику.3 человека у доски будут заполнять 3 графы (распределять слова по колонкам таблицы), остальные работают в тетрадях, а редактор будет работать со словарём и проверять правильность работы.

Общеупотребительная

РазговорнаяВерхВершинаМакушкаПрепятствиеПреградапомехаБоятьсяОпасатьсятруситьпрогнатьИзгнатьвыставитьволноватьсяТревожитьсяпсиховатьлицоликморда(просторечное)

– Итак, правильно заполнены графы (к редактору)?

– Проверяем все (самопроверка)

Оцениваем (критерии оценки: 1-2 ошибки-4,3-4– “3”)

5. Самостоятельная работа ( в группах)

Инструктаж перед с/р.:7

Учитель: Итак, мы вспомнили особенности разных стилей. Заполнили таблицу и схемы, которыми вы можете пользоваться при выполнении с/р. в группах. Вам нужно определить стиль данного вам текста и доказать его принадлежность к стилю.

– На что вы будете обращать внимание?(показать на схему):где и зачем используется данный текст. Во-первых, определите цель, затем сферу применения, особенности.

Потом 1 человек от команды (вы его выберете)зачитает текст и ответит на вопрос, а остальные внимательно слушают и проверяют.

Время выполнения работы 5 мин.

Задание для группы № 1:

“Ну что, Лёшка, рассказать тебе о нашем городе? Много памятников архитектуры, а не так давно был построен Ледовый Дворец. Мы туда с ребятами ходим кататься на коньках, так здорово! Также можно отдохнуть в Парке Мира или погонять на роликах у Вечного Огня. В общем, классно у нас в городе, приезжай – увидишь”.

Задание для группы № 2:

Коломна территориально и юридически квалифицируется как часть Подмосковья.

В городе и районе проживают немногим более 143 тысяч человек. За последние годы бурно развивается жилищное строительство, уменьшилась детская смертность, наблюдается положительная динамика в плане деторождения. Администрация города Коломны делает всё возможное для динамического развития города и повышения уровня благосостояния граждан.

Задание для группы № 3:

Коломна – древний город, основанный в 12 веке. Согласно летописным сведениям, он появился всего лишь на 30 лет позднее Москвы.

Само слово “Коломна” относится к финно-угорским племенам, жившим здесь до прихода славян. На их наречии это слово означало “место около кладбища”.

Другие данные свидетельствуют о том, что слово Коломна имеет “географическое” происхождение – ведь есть и река Коломенка, и село Коломенское. Существует также и красивая легенда об основании нашего города итальянским графом Карлом Колонною, спасавшимся от гонений римского папы Вонифатия 8.

Как бы там ни было, сегодня Коломна – культурный и промышленный центр Подмосковья, город, которым мы, коломчане, гордимся.

Задание для группы № 4:

Коломна – город, основанный в 1177 году. Летописные сведения свидетельствуют о детерминации финно-угорской группы языков в названии этого города.

Лингвистический анализ, проведённый исследователями и учёными – языковедами, подтверждает эту гипотезу.

Развивая свои исторические традиции, город по праву входит в пятёрку самых динамично развивающихся субъектов Подмосковья.

Анализ географического положения города позволяет предположить, что в городе и районе преобладают суглинистые почвы, а рельеф местности и климат подходит для стабильного овощеводства.

Задание для группы № 5:

Трудно найти в Подмосковье такой же красивый город, как Коломна. Живописные устья рек, своеобразный ландшафт позволяют в полной мере насладиться красотами этого хранилища традиций древности.

Словно невидимые стражи города, при въезде в него гостей встречают монументальные стелы, а когда проезжаешь мимо Маринкиной башни, кажется, что ещё немного, и появится Дмитрий Донской.

Подобно большой птице, распахнул свои объятья недавно выстроенный Ледовый Дворец спорта.

Проверка: учащиеся зачитывают текст и называют стиль.

Вопрос к другой группе:

6. Подведение итогов.

Давайте обобщим то, о чём мы говорили на уроке.

Сколько всего стилей в русском языке? Запишите названия по памяти.

Самопроверка (открывается доска со словами).

7. Домашнее задание.

Вы хорошо сегодня поработали, дома вы закрепите

данный материал, выполнив упр. 181(определить стиль текста) или отредактировать текст

(упр.180,ч.2); инд.зад. :продолжить рассказ по данному началу, придерживаясь того же стиля. Таблицей и схемой, которые мы составили на уроке, вы сможете воспользоваться дома и на последующих уроках при подготовке к экзамену.

8. Редактирование текста.

Учитель: А теперь вы ощутите себя в новой роли– в роли редакторов. Перед вами– текст, в котором допущены стилистические ошибки. Проверьте, найдите слова, не соответствующие стилю, исправьте текст.

Самопроверка.
Оценки.
Отредактируйте текст.

К какому стилю относится данный текст?

Какие нарушения лексических норм вы обнаружили в тексте. Исправьте.

Киев. основан в 6-7 веках как центр племени полян. В русских летописях известен с 860 года. В 9-нач. 12 веков столица Киевской Руси. В 1240 году разрушен вредными монголо-татарами. В 1362 году сразу захвачен Литвой,в 1569 году-Польшей. С 1654 года в составе России. Ну а теперича он столица Украины.

(Из тетради по истории ученика 6-го класса).

Текст №2. Найдите и исправьте ошибки в оформлении деловой бумаги.

Начальнику отделения связи

г. Москвы
№В-485
М.И.Прохоровой
Соколова А.П., живущего по адресу:
ул. Волгина, д.5, кв.44,

Уважаемая, Мария Ивановна!

Так как я со своею семьёй уезжаю на целый месяц отдыхать в Крым и моя квартира с 15 июля по 15 августа будет закрыта, то очень прошу Вас в моё отсутствие всю корреспонденцию, поступающую на моё имя, оставлять в почтовом отделении. Заранее весьма признателен Вам

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *