Расскажите что вы знаете о переселении индоиранских племен
Расселение индоиранских племен
Историческая ситуация на рубеже II—I тысячелетий до н. э. в Средней Азии была сложной. Во второй половине II тысячелетия до н. э. идет формирование классового общества и государства в крупных оседлых оазисах Бактрии и Маргианы. Одновременно на равнинах от Восточного побережья Каспия до отрогов Тянь-шаньских гор распространяются степные скотоводческие племена, расселяющиеся из северных областей. Стада крупного рогатого скота были их основным богатством, для верховой езды широко использовались лошади. По ряду признаков культура этих племен близка памятникам степняков, обитавших в это же время в Поволжье и в Западном Казахстане, что скорее всего объясняется их постепенным расселением из этих первоначальных центров. Небольшие поселения и могильники скотоводческих племен встречаются в низовьях Амударьи (на территории позднейшего Хорезма), в Фергане и в долине Зеравшана. На юге степные племена вплотную подходят к границам оседлых оазисов. Показательно, что именно в это время у жителей оазисов получает широкое распространение домашняя лошадь, тогда как ранее они довольствовались лишь верблюдами. В ряде случаев воздействие высокоразвитых соседей приводило к формированию культур, несущих как бы смешанные черты быта подвижных степняков и оседлых земледельцев.
Возможно, что с расселением по территории Средней Азии степных племен связано и распространение здесь населения индоиранской языковой ветви. Действительно, в некоторых могильниках на правобережье среднего течения Амударьи встречаются каменные выкладки в виде колеса и другие символы, которые, судя по преданиям и мифам, играли большую роль у древнеиндийских племен. Вместе с тем повсюду — в Средней Азии, Иране и Индии — расселявшиеся племена индоиранской языковой группы вступали в контакт с местным населением, смешивались с ним. Все это не могло не сказаться на их культуре и общественном развитии.
В этих своеобразных условиях взаимодействия степняков севера и оседлых земледельцев юга и идет развитие классового общества и формирование государств в первой трети I тысячелетия до н. э. Прогресс в орудиях труда был в это время связан в первую очередь с появлением железа. В X—VII вв. до н. э. железные изделия появляются на юге Средней Азии, а с VI—IV вв. до н. э. железо применяется при изготовлении орудий труда уже на всей ее территории. Железные топоры, серпы и лопаты в немалой степени способствовали дальнейшему подъему поливного земледелия.
В результате в X—VII вв. до н. э. в Юго-Восточном Прикаспии и в дельте Мургаба появляются сложные ирригационные системы, основанные на использовании крупных рек для орошения обширных полей. Это было уже не примитивное земледелие в долинах небольших подгорных речек и ручьев, а большое высокоорганизованное хозяйство. Магистральные каналы снабжали водой отдельные оазисы, в пределах которых живительная влага распределялась по многочисленным боковым руслам и протокам. В центре оазисов располагались крупные поселения с укрепленными цитаделями, где находились монументальные дворцы правителей.
Среднеазиатское общество X—VII вв. до н. э. наряду с материалами археологии ярко характеризуют данные древнеиранского литературно-религиозного памятника — «Авесты». В «Авесте» упоминаются сословные группы общества — жрецы, воины-колесничие, крестьяне-скотоводы и ремесленники. Достаточно определенно прослеживается поданным «Авесты» и социальное неравенство. Знатные владели обширными стадами и другим имуществом, в их распоряжении были крупные дома, где велось хозяйство с участием большого числа лиц, в том числе и рабов. Рабы неоднократно упоминаются в «Авесте», но рабство, видимо, еще носило патриархальный, домашний характер.
Многочисленные общинные поселения объединялись в отдельные области — «страны», видимо, соответствующие тем оазисам, которые четко вырисовываются по данным археологии. Во главе «страны»-оазиса стоял правитель, являвшийся также и религиозным главой; при нем складывается административный аппарат управления. Прослеживается и тенденция к объединению разрозненных «стран»-оазисов в более
крупные образования, во главе которых стоит «владыка над всеми областями». Упоминается совет старейшин такого объединения и общий религиозный глава, бывший одновременно и высшим судьей. Все это указывает на формирование классовых отношений и государства.
Вполне вероятно, что такое крупное политическое объединение сложилось в VII— первой половине VI в. до н. э. в Бактрии. Сохранились предания о существовании раннего Бактрийского государства с многочисленными укрепленными городами во главе с «бактрийским царем», против которого будто бы совершали походы ассирийцы.
В степных районах Средней Азии и Казахстана в это время шло также выделение знати и создание крупных политических объединений, но на иной основе и в иных условиях. Это были объединения раннекочевых племен — прямых наследников пастухов-скотоводов бронзового века.
Формирование раннекочевнических обществ было важным событием в истории древнего мира, коренным образом изменившим всю ситуацию на периферии древневосточных цивилизаций — в степном поясе Азиатского материка. Использование верхового коня ускорило связи и контакты, вооруженные всадники стали новой грозной силой в военном деле. Огромные погребальные комплексы свидетельствуют о социальной дифференциации общества, и прежде всего о выделении верховных правителей. Такова, например, гробница раннекочевнического правителя VIII—VII вв. до н. э. в Аржане (Тува). Вокруг основной гробницы была возведена ограда из бревен с каменной крепидой диаметром в 120 м, разделенная внутри бревенчатыми перегородками на отдельные камеры. В них находились останки не менее чем 160 лошадей и 15 человек, захороненных одновременно с предводителем.
Новый образ жизни как бы объединял различные группы ранних кочевников степного пояса, но по составу они были весьма разнородны. Судя по более поздней традиции, часть этих племен можно именовать саками. Могилы конных воинов, вооруженных копьями, луком со стрелами, кинжалами, боевыми топорами-клевцами, встречаются в разных частях Средней Азии. Сохранились предания о борьбе саков с ми-дийцами из-за юго-западных областей Средней Азии. Монументальные гробницы кочевых вождей известны и по раскопкам в низовьях Сырдарьи, а наличие в них привозных вещей из южных оазисов указывает на тесные связи двух культурных миров. Постоянные набеги и военная угроза со стороны кочевых племен в немалой степени способствовали объединению разобщенных оазисов в большие политические образования. Этот процесс нашел отражение и в возникающей здесь в это время религии, получившей по имени основателя наименование зороастризма.
Судя по имеющимся данным, Зороастр (Заратуштра) был реальным историческим лицом, жившим скорее всего в VII в. до н. э., хотя некоторые исследователи относят его деятельность к еще более раннему времени. Само имя Заратуштра означает «верблюжий погонщик», отца его звали Пурушаспа — «владеющий пятнистыми конями», а мать — Дугдава —«доящая коров». Идеи, проповедоваемые Заратуштрой, постепенно все больше распространялись, особенно когда он нашел покровителя в лице князя Виштаспы. Существуют две версии относительно места деятельности знаменитого пророка: по одним данным это Мидия, по другим — Бактрия. Более вероятна связь Заратуштры именно с Бактрией и соседними областями, что не исключает весьма раннего распространения его учения и далеко на запад, в области, заселенные ираноязычными племенами.
Через все учения зороастризма проходит мысль об извечной борьбе двух начал — добра и зла, правды и лжи. «Оба изначальных духа,— говорится в «Авесте»,— явились, как пара близнецов, добрый и дурной — в мысли, в слове, в деле». Добро и положительное начало олицетворяет Ахура-Мазда (Ормузд), его антиподом выступает Анхра-Манью (Ариман). Человек не должен оставаться в стороне от этой борьбы, а активно выступать на стороне правды, обеспечивая себе воздаяние в потустороннем мире. Доброе слово, добрые помыслы, добрые деяния — таковы три орудия, с помощью которых человек способствует торжеству света и добра над силами тьмы и зла. К числу важных добродетелей истинного зороастрийца относится прилежное занятие сельским хозяйством и особенно бережное отношение к скоту. Со временем в зороаст-
ризм вошли и древние представления восточноиранских племен о различных божествах, в той или иной степени связанных с силами природы, например о Митре, боге Солнца, грозном покровителе воинов и стад, о богине плодородия прекрасной Анахите. В столь ярко выраженном дуализме зороастризма опосредованно отразились реальные противоречия общества, в котором складывалась эта религия, в частности острое соперничество между миром оседлых оазисов и степными племенами, державшими оседлое население в постоянном страхе перед угрозой нападения и грабежа. В проповедях Заратуштры обличаются хищные кочевники, разоряющие мирные селения и угоняющие стада скота. Резко нападает пророк и на мелких владык, враждебных его покровителю — Виштаспе. Так светский владетель, стремящийся к созданию под своей эгидой крупного объединения, и его духовный наставник выступают вместе, выражая основную прогрессивную тенденцию своей эпохи.
Дата добавления: 2016-09-26 ; просмотров: 1793 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ
Расселение индоиранских племен
Средняя Азия на рубеже II—I тысячелетий до и. э.
Историческая ситуация на рубеже II—I тысячелетий до н. э. в Средней Азии была сложной. Во второй половине II тысячелетия до н. э. идет формирование классового общества и государства в крупных оседлых оазисах Бактрии и Маргианы. Одновременно на равнинах от Восточного побережья Каспия до отрогов Тянь- шаньских гор распространяются степные скотоводческие племена, расселяющиеся из северных областей. Стада крупного рогатого скота были их основным богатством, для верховой езды широко использовались лошади. По ряду признаков культура этих племен близка памятникам степняков, обитавших в это же время в Поволжье и в Западном Казахстане, что скорее всего объясняется их постепенным расселением из этих первоначальных центров. Небольшие поселения и могильники скотоводческих племен встречаются в низовьях Амударьи (на территории позднейшего Хорезма), в Фергане и в долине Зеравшана. На юге степные племена вплотную подходят к границам оседлых оазисов. Показательно, что именно в это время у жителей оазисов получает широкое распространение домашняя лошадь, тогда как ранее они довольствовались лишь верблюдами. В ряде случаев воздействие высокоразвитых соседей приводило к формированию культур, несущих как бы смешанные черты быта подвижных степняков и оседлых земледельцев.
Возможно, что с расселением по территории Средней Азии степных племен связано и распространение здесь населения индоиранской языковой ветви. Действительно, в некоторых могильниках на правобережье среднего течения Амударьи встречаются каменные выкладки в виде колеса и другие символы, которые, судя по преданиям и мифам, играли большую роль у древнеиндийских племен. Вместе с тем повсюду — в Средней Азии, Иране и Индии — расселявшиеся племена индоиранской языковой группы вступали в контакт с местным населением, смешивались с ним. Все это не могло не сказаться на их культуре и общественном развитии.
В этих своеобразных условиях взаимодействия степняков севера и оседлых земледельцев юга и идет развитие классового общества и формирование государств в первой трети I тысячелетия до н. э. Прогресс в орудиях труда был в это время связан в первую очередь с появлением железа. В X—VII вв. до н. э. железные изделия появляются на юге Средней Азии, а с VI—IV вв. до н. э. железо применяется при изготовлении орудий труда уже на всей ее территории. Железные топоры, серпы и лопаты в немалой степени способствовали дальнейшему подъему поливного земледелия.
В результате в X—VII вв. до н. э. в Юго-Восточном Прикаспии и в дельте Мургаба появляются сложные ирригационные системы, основанные на использовании крупных рек для орошения обширных полей. Это было уже не примитивное земледелие в долинах небольших подгорных речек и ручьев, а большое высокоорганизо- ванное хозяйство. Магистральные каналы снабжали водой отдельные оазисы, в пределах которых живительная влага распределялась по многочисленным боковым руслам и протокам. В центре оазисов располагались крупные поселения с укрепленными цитаделями, где находились монументальные дворцы правителей.
Среднеазиатское общество X—VII вв. до н. э. наряду с материалами археологии ярко характеризуют данные древнеиранского литературно-религиозного памятника — «Авесты». В «Авесте» упоминаются сословные группы общества — жрецы, воины-колесничие, крестьяне-скотоводы и ремесленники. Достаточно определенно прослеживается поданным «Авесты» и социальное неравенство. Знатные владели обширными стадами и другим имуществом, в их распоряжении были крупные дома, где велось хозяйство с участием большого числа лиц, в том числе и рабов. Рабы неоднократно упоминаются в «Авесте», но рабство, видимо, еще носило патриархальный, домашний характер.
Многочисленные общинные поселения объединялись в отдельные области — «страны», видимо, соответствующие тем оазисам, которые четко вырисовываются по данным археологии. Во главе «страны»- оазиса стоял правитель, являвшийся также и религиозным главой; при нем складывается административный
аппарат управления. Прослеживается и тенденция к объединению разрозненных «стран»-оазисов в более
крупные образования, во главе которых стоит «владыка над всеми областями». Упоминается совет старейшин такого объединения и общий религиозный глава, бывший одновременно и высшим судьей. Все это указывает на формирование классовых отношений и государства.
Вполне вероятно, что такое крупное политическое объединение сложилось в VII— первой половине VI в. до н. э. в Бактрии. Сохранились предания о существовании раннего Бактрийского государства с многочисленными укрепленными городами во главе с «бактрийским царем», против которого будто бы совершали походы асси- рийцы.
В степных районах Средней Азии и Казахстана в это время шло также выделение знати и создание крупных политических объединений, но на иной основе и в иных условиях. Это были объединения раннекочевых племен
— прямых наследников пастухов-скотоводов бронзового века.
Формирование раннекочевнических обществ было важным событием в истории древнего мира, коренным образом изменившим всю ситуацию на периферии древневосточных цивилизаций — в степном поясе Азиатского материка. Использование верхового коня ускорило связи и контакты, вооруженные всадники стали новой грозной силой в военном деле. Огромные погребальные комплексы свидетельствуют о социальной дифференциации общества, и прежде всего о выделении верховных правителей. Такова, например, гробница раннекочевнического правителя VIII—VII вв. до н. э. в Аржане (Тува). Вокруг основной гробницы была возведена ограда из бревен с каменной крепидой диаметром в 120 м, разделенная внутри бревенчатыми перего- родками на отдельные камеры. В них находились останки не менее чем 160 лошадей и 15 человек, захороненных одновременно с предводителем.
Новый образ жизни как бы объединял различные группы ранних кочевников степного пояса, но по составу они были весьма разнородны. Судя по более поздней традиции, часть этих племен можно именовать саками. Могилы конных воинов, вооруженных копьями, луком со стрелами, кинжалами, боевыми топорами-клевцами, встречаются в разных частях Средней Азии. Сохранились предания о борьбе саков с ми-
дийцами из-за юго-западных областей Средней Азии. Монументальные гробницы кочевых вождей известны и по раскопкам в низовьях Сырдарьи, а наличие в них привозных вещей из южных оазисов указывает на тесные связи двух культурных миров. Постоянные набеги и военная угроза со стороны кочевых племен в немалой степени способствовали объединению разобщенных оазисов в большие политические образования. Этот процесс нашел отражение и в возникающей здесь в это время религии, получившей по имени основателя наименование зороастризма.
Судя по имеющимся данным, Зороастр (Заратуштра) был реальным историческим лицом, жившим скорее всего в VII в. до н. э., хотя некоторые исследователи относят его деятельность к еще более раннему времени. Само имя Заратуштра означает «верблюжий погонщик», отца его звали Пурушаспа — «владеющий пятнистыми
конями», а мать — Дугдава —«доящая коров». Идеи, проповедоваемые Заратуштрой, постепенно все больше
распространялись, особенно когда он нашел покровителя в лице князя Виштаспы. Существуют две версии относительно места деятельности знаменитого пророка: по одним данным это Мидия, по другим — Бактрия. Более вероятна связь Заратуштры именно с Бактрией и соседними областями, что не исключает весьма раннего распространения его учения и далеко на запад, в области, заселенные ираноязычными племенами.
Через все учения зороастризма проходит мысль об извечной борьбе двух начал — добра и зла, правды и лжи. «Оба изначальных духа,— говорится в «Авесте»,— явились, как пара близнецов, добрый и дурной — в мысли, в слове, в деле». Добро и положительное начало олицетворяет Ахура-Мазда (Ормузд), его антиподом выступает Анхра-Манью (Ариман). Человек не должен оставаться в стороне от этой борьбы, а активно выступать на стороне правды, обеспечивая себе воздаяние в потустороннем мире. Доброе слово, добрые помыслы, добрые деяния — таковы три орудия, с помощью которых человек способствует торжеству света и добра над силами тьмы и зла. К числу важных добродетелей истинного зороастрийца относится прилежное занятие сельским хозяйством и особенно бережное отношение к скоту. Со временем в зороаст-
ризм вошли и древние представления восточноиранских племен о различных божествах, в той или иной степени связанных с силами природы, например о Митре, боге Солнца, грозном покровителе воинов и стад, о богине плодородия прекрасной Анахите. В столь ярко выраженном дуализме зороастризма опосредованно отразились реальные противоречия общества, в котором складывалась эта религия, в частности острое соперничество между миром оседлых оазисов и степными племенами, державшими оседлое население в постоянном страхе перед угрозой нападения и грабежа. В проповедях Заратуштры обличаются хищные кочевники, разоряющие мирные селения и угоняющие стада скота. Резко нападает пророк и на мелких владык, враждебных его покровителю — Виштаспе. Так светский владетель, стремящийся к созданию под своей эгидой крупного объединения, и его духовный наставник выступают вместе, выражая основную прогрессивную тенденцию своей эпохи.
Происхождение и пути миграций индоевропейских народов. 2010
Эта книга является хорошим пособием для студентов исторических факультетов и для читателей, увлекающихся историей. В книге в хронологическом порядке рассказывается о происхождении древнейших индоевропейских народов на обширной территории материка Евразии, начиная с древних иранских народов и индийских ариев. Это киммерийцы, скифы, сарматы и древние персы. Переселение народов от кимвров и тевтонов до эпохи викингов. Появление славянских народов и их расселение по Восточной Европе.
Оглавление
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Происхождение и пути миграций индоевропейских народов. 2010 предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Индоевропейцы, кто они?
В конце третьего тысячелетия до н.э. начинается переселение индоевропейских племен по обширным пространствам Азии и Европы. Но никто не может точно сказать, где их прародина, откуда они взялись, почему им суждено было сыграть столь важную роль в истории. Арии являются восточной ветвью индоевропейцев, вероятно сформировавшихся на территории восточного Ирана.
Существует множество гипотез. Прародину ариев помещали на Дунае, в степях Украины и Поволжья, вплоть до Урала, в Малой Азии и Иране, в Средней Азии.
Не будем рассматривать все гипотезы. Сведения о древнейших ариях мы получаем из индийского эпоса «Ригведа» и «Махабхарата», а из иранских источников — это «Авеста».
Проанализировав их. Можно сделать несколько выводов:
Арии были светлокожими людьми, европеоидами;
Они жили в субтропическом климате;
Вблизи проходил хребет — Рифейские горы. В античном мире — это горы на краю Эйкумены. Но возможны миграции географических названий. Священной горой Ариев была Меру.
Арии были скотоводами, которые приучили лошадь около IV тысячелетия до н. э. Они применяли в бою колесницы и перемещались на огромные расстояния. У их соседей этого не было.
Древнейшие арии двинулись на восток из Ирана (Ариана) и уничтожили древние цивилизации в долине Инда — Хараппу и Мохенджо-Даро.
Индоевропейцы жили на Армянском нагорье и в Малой Азии (современная Турция) в конце IV тысячелетия до н.э.
Украинская степная версия более соответствует для I тыс. лет до н.э., когда здесь уже жили киммерийцы, затем скифы и сарматы — все они говорили и на языках северо-иранской группы и были индоевропейцами.
Древнейшими индоевропейцами, зафиксированными в XVII веке до н.э. были неситы, лувийцы, палайцы в Малой Азии. Они постепенно слились в единый народ с древними хаттами, который в истории известен как хетты, говорившими на индоевропейских языках. Они создали Хеттскую державу со столицей Хатусса. Хетты воевали с Египтом Рамсеса II в пике его могущества. Хетты изобрели выплавку железа, чем и объясняются их успехи. Через несколько веков железо уже выплавляли многие племена Передней Азии, китайцы и жители Средиземноморья. Хеттами восторгался небезызвестный фюрер — он считал их истинными арийцами и вел параллель к германцам. Но их страна погибла под натиском «народов моря» с запада, с Балкан и островов Эгеиды в ХII в. до н.э.
В III тыс. до н.э. индоевропейцы проникли в Украинские степи, откуда они начали свое расселение в Европу. В ходе этого расселения шел процесс их метисации с аборигенами, в процессе которой сформировались три региональных языковых группы: западная (кельты), южная (греки, фракийцы, иллирийцы), северная (германцы, балты и славяне).
Во II тыс. до н.э. происходил распад северной группы на германцев и балто-славян. Распад балто-славян произошел в I тысячелетии до н.э. вероятно с VIII века до н.э. (железный век). Арии отделились ещё раньше, в начале II тысячелетия до н.э.
Итак, освоив верховую езду, предки киммерийцев, скифов и сарматов населили степи от Дуная и Днестра до Дона Волги. Около 1300 года до н.э. ахейцы двинулись на юг, позже здесь появились ионийцы и дорийцы. Держава минойцев с центром на острове Крит (минойцы не были греками и не были индоевропейцами, как и пеласги — жители материковой Греции) была почти уничтожена взрывом вулкана Санторин. Могущество минойцев было подорвано катастрофой, большая часть их погибла, и они стали сравнительно легкой добычей завоевателей — ахейцев. Ионийцы заняли острова Эгейского моря и западное побережье Малой Азии, где основали Трою. Троянская война была войной греков-ахейцев с греками-троянцами. Они ведь говорили на одном языке и прекрасно понимали друг друга. Под натиском дорийцев теперь уже ахейцы покидают побережье Греции и острова. Опустошают Восточное Среднеземноморье и даже Египет, уничтожают Великую державу Хеттов, а также покоряют Израиль, где они были известны, как «народы моря» или филистимляне (отсюда происходит слово Палестина).
В VIII веке до н.э. складывается великая эллинская культура, которая легла в основу современной европейской культуры. Итак, греки прочно осели на юге Балкан. На севере Балкан и Карпатах жили фракийско-иилирийские племена. На западе осели иллирийцы, одно из племен которых называлось венетами. На среднем Дунае остались паннонцы.
В конце II тысячелетия из Подунавья в Италию приходят умбро-сабелльские племена. Они оттеснили лигуров в горы, сикулов — в Сицилию. Чуть позже к IX веку они разбились на латинов, осков, сабинян, самнитов, вольсков, кампанцев, умров, пиценов и другие племена. В это же время из Малой Азии пришли этруски, заселив нынешнюю Тоскану (римляне называли их тусками, греки — тирренами, сами себя они называли расенами). Появляются и греки на юге Италии Тарент, Брундизий, Кумы, Неаполь, Регий, Сиракузы — это все колонии греков. Через несколько столетий все они подчинятся Риму, к III в. до н.э., городу, возникшему на границе земель лабинов с этрусками. В VIII веке до нашей эры на территории центральной Европы жили кельты — носители гальштатской культуры. Это были индоевропейские племена, проникшие из Подунавья на запад Франции, юг Германии и Чехию, ассимилировали или оттеснили древние народы Центральной Европы.
Римляне называли их галлами (галл — петух по латински). Символ современной Франции это галльский петух.
Кельты вытесняют древнейшие племена аквитанов к побережью Атлантики, занимают страну, которую римляне назвали Галиия, совершают набеги на восток и север вплоть до Балтики, теснят предков германцев и славян на север, в VIII веке до н.э. вторгаются в Подунавье, а затем в Иберию (Испанию) через Пиренеи. Воинственные иберы не позволили себя покорить, но на севере частично слились с ними — образовались племена кельтиберов. Отсюда на кораблях кельтиберы достигли берегов Туманного Альбиона, где жили люди каменного века — пикты. Оттеснив пиктов на север в горы, кельты заняли оба острова — Британию и Ирландию. Ирландцы их прямые потомки. Римляне называли этих кельтов бриттами, отсюда и название Британия страна бриттов. Бритты всегда поддерживали своих соседей — кельтов из Галлии, помнили об общем происхождении.
Сокрушительными были походы галлов-сенонов в Италию в V веке до нашей эры. Они дошли до Рима. Вспомним легенду «Гуси Рим спасли». Они заняли всю Северную Италию, которая называлась Галлией Цизальпинской «По эту сторону Альп». Наконец в IV — III веках до н.э. галлы из Подунавья опустошили Балканы и Грецию и вторглись в Малую Азию, где осели под названием «галаты». Только в середине века I до н.э. римляне во главе с Юлием Цезарем сломили сопротивление галлов и подчинили их себе в результате восьмилетней Галльской войны. Галлы сильны, но не выносливы, многочисленны, но не сплочены. Они были разделены на сотни племен воевавших между собой. При слиянии галлов с римскими колонистами образовалась галло-римская народность, говорившая на романском языке (будущий французский язык). Римляне, создав огромную империю, распространили латинский язык на всем Западе, на Востоке же империи осталось господство греческого и арамейского языков.
В степях Восточной Европы киммерийцы к VII веку до н.э. были вытеснены скифами. Скифы разносят иранские языки на огромные территории от Дуная до Енисея.
С III века до н.э. начинается вторжение ираноязычных сарматов из-за Дона в Скифию. Савроматы — это их древнее общее название (по Геродоту). Постепенно сарматы вытесняют скифов, (как те когда-то тавров) в Крым — Тавриду, где образовалось их последнее царство — Великая Скифия. Сарматы заняли пространство от Карпат до Урала и не раз вторгались в Римскую империю. Союзы сарматов на разных этапах назывались савроматами, языгами, аланами, роксаланами, аорсами и сираками. Современные осетины сформировались в результате ассимиляции аланами местных кавказских племен уже в эпоху средневековья. Поэтому свою страну они называют Аланией
Могущество галлов было полностью уничтожено легионами Юлия Цезаря. И германцы из Скандинавии, Ютландии и низовья Рейна начинают переселяться целыми племенами в междуречье Рейна и Эльбы, тесня кельтов. На Рейне поселились свебы, к северу от них франки и саксы, к востоку маркоманны (современные баварцы). В V веке под натиском готов и сарматов Римская империя трещит по швам. Германцы-федераты поселяются на разоренных войной землях. Ужасным был натиск диких орд гуннов во главе с Аттилой. В конце концов, в 476 году Римская империя пала. Она стала добычей варваров. Западные готы или вестготы захватили Испанию и Юг Галлии, восточные (остготы) — Италию и Иллирию (территория современной Югославии от Словении до Сербии). Франки во главе с королем Хлодвигом разбили войска наместника Сиагрия, и в 486 году захватили север Галлии с Парижем, в будущем здесь образуется королевство Франция. Алеманны осели в центре Галлии, бургунды на востоке Галлии. Вандалы дошли до Африки, где образовали королевство Вандалов. В начале V века англы саксы и юты с севера Германии и Ютландии вторглись в Британию. С ними и боролся король Артур. Дикие Лангобарды осели в Северной Италии (современная область Ломбардия).
Вся Западная Европа оказалась в руках германцев. Почти одновременно пришли в движение соседи германцев — славяне. Они обрушились на Восточную империю в конце V — VI веке. Всю следующую тысячу лет славяне осваивают громадную территорию от Днепра до Тихого океана.
В результате Великого Переселения народов в V веке индоевропейцы стали окончательно доминировать в Европе, Иране, Индии, частично в средней Азии (бактрийцы и согды).
Чистых «истинных» арийцев в истории не было. Все современные древние народы есть продукт смешения многих племен и народов. Приведу примеры:
Современные англичане это потомки древних бриттов, ассимилированных германскими племенами: англами, саксами и ютами.
Французы — это галло-римляне, смешавшиеся с франками, бургундами, готами и алеманнами. Прибавим сюда бретонцев и норманов (современная Бретань и Нормандия).
Испанцы — романизированные иберы, смешавшиеся на севере с кельтами и готами, а на юге с арабами.
Португальцы — продукт смешения лузитанов с римлянами.
Итальянцы вообще самая пестрая смесь еще с древности. Тут смешались лигуры, сикулы, галлы, греки, латиняне, этруски, римляне, с полчищами чужеземных рабов, а позже с готами и лангобардами на севере, сирийцами, греками и арабами на юге.
Еще больше поразят румыны: даки, римляне, мезы, готы, квады, славяне печенеги, секлеры, турки, венгры, цыгане. Кого там только нет!
Болгары — это сочетание трех народов: фракийцы, славяне и тюркское племя болгар. Здесь победил славянский язык, но осталось много слов из фракийского и тюркского языков.
В конце ХV — середине ХVШ веков индоевропейцы (испанцы португальцы, англичане, французы, голландцы) утвердятся и Новом Свете — Америке, и в Австралии, и Новой Зеландии, и на Юге Африки. Сейчас это самая большая языковая семья в мире. Нас, индоевропейцев, больше чем китайцев — более двух миллиардов!!
Индоиранские народы (персы, скифы, сарматы) — от Скифии до Индии
Вернемся назад в доисторические времена, когда еще не было Шумера и Египта, не было даже индоевропейской общности народов, еще не родились прототипы древних богов Эллады. Все население Земли было меньше 10 млн. человек. Около 8—7 тыс. до н.э. люди изобрели земледелие и скотоводство. Часть людей стала земледельцами и перешла к оседлому образу жизни, другие стали пастухами—скотоводами, а третьи так и остались охотниками и собирателями каменного века. Земледельцы осели в речных долинах, пастухи в степных и горных районах, а охотники — в лесах.
Весь Индостан, Индокитай, юг современного Китая, Малайский архипелаг и Австралия были тогда населены людьми, относящимся к австралоидной расе. В 4—3 тыс. до н.э. европеоиды стали проникать в Северную Индию. В результате смешения с древними австралоидами произошла дравидийская смешанная раса, населяющая Южную Индию и Шри-Ланку в наше время. Вероятно, что предки дравидов создали в 3 тысячелетии до н.э., мощные развитые цивилизации в долине Инда — Хараппу и Мохенджо-Даро. В больших городах с мощными стенами, каменными мостовыми, трехэтажными домами и даже банями жили вполне цивилизованные люди с коричневой кожей, умевшие читать и писать. К сожалению, мы никогда не узнаем, как этот народ называл себя и свое государство. Ученые пока не могут расшифровать письменность этих людей, не имеющую аналогов в Древнем мире. Остатки австралоидов, ведды, живут и сейчас в джунглях Шри-Ланки, живут в каменном веке, как их далекие предки.