Расскажите как менялось образование в разные исторические периоды что осталось неизменным кратко
Презентация «Образование в разные эпохи»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Описание презентации по отдельным слайдам:
Цель воспитания – приобретение жизненного опыта и трудовых умений, навыков. Всех детей приучали ухаживать за животными, заниматься земледелием, добывать пищу. Мальчики участвовали вместе с мужчинами в охоте и рыбной ловле, их учили бороться. Девочки помогали женщинам готовить пищу, делать одежду, посуду.
Детей знакомили с историей рода, традициями, религиозными верованиями и обрядами. Дети участвовали в общинных праздниках, включавших в себя обрядовые игры, пляски, пение, жертвоприношения. Большое место в воспитании нравов и поведения детей занимало устное народное творчество: предания, обряды, песни, сказки и др.
Античная Греция (Спарта и Афины)
Спарта Цель воспитания – подготовка стойких и закаленных воинов, будущих рабовладельцев. Детей растили неприхотливыми в еде, приучали не бояться темноты, легко переносить голод, жажду, неудобства и трудности. В 7 лет мальчиков забирали из семьи и помещали в специальные государственные воспитательные учреждения. Наибольшее внимание уделялось военно-физической подготовке детей, учили их бегать, прыгать, бороться, метать диск и копье, приучали беспрекословно подчиняться старшим. Общая направленность афинской воспитательной системы – презрение к физическому труду и рабам. Образование ограничивалось обучением письму и счету. Особое внимание уделялось развитию у детей умения четко и кратко отвечать на вопросы.
С 18 до 20 лет юноши проходили специальную военную подготовку, затем зачислялись в войско. Девочки воспитывались дома, но и в их воспитании на первом месте было физическое развитие, военная подготовка, приучение их управлять рабами. Когда мужчины уходили на войну, женщины сами охраняли свой город и держали в повиновении рабов. Девушки участвовали в общественных празднествах и спортивных состязаниях.
Цель воспитания – умственное, нравственное, эстетическое и физическое развитие человека, поскольку считали идеальным того, кто прекрасен и в физическом, и в нравственном отношении. До 7 лет все дети воспитывались в семье. Огромное внимание уделялось физическому развитию детей. В целях умственного воспитания маленьким гражданам, рассказывали сказки, читали литературные произведения, играли с ними. Жизнь афинян постоянно сопровождала музыка, одним из любимых музыкальных инструментов была флейта, на ней играли, читая стихи. С малых лет детей водили на общественные торжества и праздники, спортивные состязания. До 13-14 лет они учились в школе грамматиста – обучались чтению, письму, счету; и кифариста – где мальчики получали литературное образование, здесь специально занимались их эстетическим воспитанием – учили петь, декламировать, играть на музыкальных инструментах. В 13-14 лет подростки переходили в палестру, где занимались физическими упражнениями, овладевали пятиборьем (бег, борьба, метание копья и диска, плавание). Наиболее уважаемые граждане вели с учениками беседы на политические и нравственные темы.
Богатые рабовладельцы Афин отдавали своих детей в гимнасии (позже – гимназии), где они изучали философию, литературу, готовились к управлению государством. В 18 лет, как и в Спарте, юноши переходили в эфебию, где в течение двух лет продолжалась их военно-физическая подготовка. Такое разностороннее воспитание и образование было доступно лишь детям рабовладельцев. Для большинства свободного населения – демоса – оно заканчивалось в палестре, рабы были полностью отчуждены от школы. Жизнь афинских женщин была ограничена семейным кругом.
Расскажите как менялось образование в разные исторические периоды что осталось неизменным кратко
Еженедельная Всероссийская планерка родителей и учителей № 12
10 сентября 2020 г. состоялась двенадцатая Всероссийская планерка родителей и учителей. Тема планерки: «В школу какой эпохи мы отдаем своих детей?».
В повестку были вынесены следующие вопросы:
В разговоре принимали участие:
Евгений Александрович Ямбург, директор школы № 109; Заслуженный учитель РФ; доктор педагогических наук; академик РАО;
Артем Симонович Соловейчик, лидер Объединенного движения родителей и учителей «Школа – наше дело», главный редактор Издательского дома «Первое сентября»; модератор встречи.
Посмотреть запись планерки можно
Что в школе меняется, а что остается неизменным, несмотря на смену эпох, и составляет, может быть, суть школы?
Школа призвана передавать основные ценности и смыслы культуры, которые не должны меняться. Но это не значит, что школа сама не должна меняться.
Сейчас я вижу две опасности. Есть опасность архаики – бабушек и дедушек учили по-другому, какие-то ностальгические чувства, безусловно, присутствуют. И есть другая опасность – представление, что школа устарела, поэтому нужна цифра, нужны новые технологии, без них никуда не деться. Эпоха пандемии показала, что это можно удачно сочетать, не будучи фанатиком ни архаики, ни такого псевдоноваторского подхода.
В период дистанта все уроки стали открыты. И впервые все бабушки и дедушки, мамы и папы увидели эти уроки. Они поначалу паниковали, ведь это для них что-то новое, непривычное: где доска, мел, «дрессировка»? В родительских чатах – страх, отчаяние… Детям было легче: они с младенчества встречаются с цифрой.
В этом дистанте создались условия для диалога и взаимопонимания, для диалога родителей, учителей и детей.
Вдруг очень интересно стали учиться дети, которые в классе совсем не блистали – аутичные дети, интроверты… Дистант позволил работать индивидуально, эти дети перестали бояться неправильных ответов, что будут выглядеть глупо, хуже остальных.
Живого учителя никто и ничто не заменит. Нужно таинство общения, нужно смотреть глаза в глаза, когда речь идет о главном – о смыслах и ценностях культуры.
Некоторые вещи можно безболезненно отдать на откуп дистанту, например, есть платформы, где второклассники могут отрабатывать вычислительные навыки… Но тогда возникает возможность говорить на уроке о главном и существенном.
Постоянно звучит, что советская система была лучше, она нас всех воспитала…
Мы все свалились не с Луны. Я продукт советской системы воспитания… В прошлом, в советской системе, были очень сильные вещи. Это касается фундаментальной естественнонаучной подготовки. Но если брать идеологизацию, вещи, связанные с историей, литературой, – то часто это была ложь. Но и в то время были учителя, которые никогда не ограничивались учебником и давали глубинные знания. Были созданы целые школы, интересные, ставшие знаменитыми, в которых помимо знаний по предмету передавались нравственные ценности от поколения к поколению. Тогда же были наработаны интересные способы организации детских коллективов, к примеру, коммунарское движение.
Одной краской все это мазать нельзя. И в те годы были и перекосы, и очень интересные вещи, и сегодня это есть.
Но настоящего успеха достигает тот коллектив, где люди умеют взаимодействовать, слушать и слышать друг друга.
А поправки к Закону об образовании об усилении роли воспитания – не является ли это продолжением той педагогической ностальгии?
Конечно, ностальгия есть. Но вообще-то мы поторопились. В основе этой торопливости лежит либо заблуждение, либо это просто подтасовка. Когда я слышу высказывания депутатов о том, что в 90-е годы школы прекратили заниматься воспитательной работой, меня это удивляет. Это ложь. Мы прекратили водить детей в походы и экспедиции? Мы прекратили делать школьные театры? Мы прекратили заниматься кружками? Нет, конечно. А что мы прекратили? Мы прекратили насаждать идеологию. И прекратили политизировать школу. Давайте не путать воспитание и политизацию.
Сейчас время индивидуализации. А мы строим единое образовательное пространство. Как это объяснить? Ведь противоречие чувствуется даже на уровне слов.
Это глубинное противоречие.
Единое образовательное пространство, на мой взгляд, – это право всех детей получить образование: и здоровых, и больных, проживающих в любом регионе. А дальше начинается вариативность. И чем она выше, тем лучше для детей и родителей.
Это безумно сложно. В классе, где 25 человек, это осуществить практически невозможно. Но тут подключается дистант – с чатами, индивидуальными встречами, сетевым взаимодействием. Есть масса возможностей для реализации своих планов, интересов.
Все говорят о том, что меняются дети. А родители поменялись?
Проблема отцов и детей вечная. Меняются условия жизни, меняются способы восприятия.
Педагогика начинается там, где родитель, учитель, могут смотреть на себя критически.
Это их дети. И родители имеют право влиять на содержание образования, на учебный процесс. И в этом смысле они воспитывают своих детей, а многие очень хорошо воспитывают…Но они, родители, могут быть и субъективны. Родители могут быть разными, но их дети – в одной школе. И школа должна искать те площадки, где детей объединяют. Это единственное мест, где дети учатся вместе. И важно не то, что разделяет, а то, что объединяет людей. Это огромная культурологическая задача школы.
С подростками надо разговаривать. Нет закрытых тем. Если мы молчим, то мы либо трусим, либо врем. Молчать нельзя. И надо уважать предыдущее поколение и культивировать добро, доброту.
Родители приводят детей в определенную школу. Эпохи меняются, а школа держится. А если меняется директор, то и школа меняется… Мы часто видим, как с приходом нового директора рушится уклад школы.
Не стройте иллюзий. Это остро всегда. Был Макаренко – была колония. Был Корчак – и два дома сирот существовали… Это неизбежно.
Зачастую так происходит с приходом молодых директоров, которые прочитали много книг по менеджменту и которым не хватает опыта взаимодействия с детьми, педагогами. Педагогика и управление одинаково важны.
Как сделать так, чтобы было ощущение, что у нас авторская позиция в школе еще жива?
90-е годы были одним из самых творческих периодов. У нас были надежды. И государству было не до нас, оно не действовало в школе как слон в посудной лавке… Что касается авторства… Сейчас учредитель может уволить любого директора школы без объяснения причины. Тогда только остается взять под козырек и выполнять. Не бывает творчества, когда доминирует страх. Страх – паралич творчества.
Трудности есть. Но всё в наших руках. Мы должны найти в себе силы и мудрость, чтобы в безнравственные времена воспитать нравственных детей.
Школа, педагог, директор ведут всё общество, детей через брод той жизни, которая у нас сейчас есть.
Культура ведет. Через просвещение. А другого пути у нас нет.
У меня никаких алармистских настроений нет. Я глубоко убежден, что мы прорвемся через все эти проблемы. Хочу пожелать людям оптимизма. Оптимизма и желания слышать друг друга.
Во время проведения планерки, как всегда, работал чат, чтобы зрители могли задавать вопросы и обмениваться мнениями. С чатом можно ознакомиться ниже:
Если не мы сами, то за нас постараются другие. В вузовской подготовке уже делают для России учебные программы. Об этом в статье «Как адаптировать американское ПО для нужд российских вузов» (https://trends.rbc.ru/trends/education/5f58b2379a7947642155e964?from=newsfeed)
Устарело управление образованием. Колесо изменилось, став иным. А управление школой архаично.
Для того, чтобы проводить уроки онлайн, учителя должны пройти специальную подготовку. В онлайн-обучении иное содержание и иная методика преподавания. Иначе опять будет профанация обучения, которая была с марта по июнь.
Обучение взаимодействию → https://nashedelo.ru/a/sotsializatsiya-cherez-osnovy-predprinimatelstva => опыт замены комсомола в 90-ые годы.
Ребенок не входит в вертикаль власти. Он не обязан участвовать в мероприятиях, которые чиновники спускают для школы.
Мои внуки предпочитают читать в интернете (дома библиотека более тысячи томов), так как сразу находят пояснения, иллюстрации и другое, что облегчает чтение и добавляет новые эмоции.
Из Закона об образовании: «Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами», включая школу.
Школа должна ориентироваться на родителей, объединяя детей, у которых родители различных взглядов.
Кадровые решения влияют на воспитание детей. Увольнение должно быть понятно, в каком-то смысле аргументировано. Дети будут обсуждать.
Спасибо огромное! Если бы к этим словам прислушивались те, кто должен это слышать.
Уважаемые слушатели, приветствуем вас на вебинаре! Будем рады узнать, из каких регионов вы к нам присоединились
Новосибирск на связи. Образовательный центр «Горностай» приветствует коллег. Радуемся возможности послушать тех, кому доверяем и на кого равняемся!
Спасибо Вам, Евгений Александрович, за такие слова.
Школа всегда была одним из консервативных институтов, что позволяло формировать устойчивую среду, традиции. Конечно, обновлялись программы, методика, средства обучения. Но сейчас ежедневно ломают школу через колено. Школа теряет свой статус.
Конца света не будет и после условной пандемии. Но энтузиазм педагогов и детей падает с катастрофической силой. Особенно в системе дополнительного образования и в общественной деятельности. И лично меня это беспокоит гораздо больше, чем комиксы.
Есть ли презентации по этой теме?
Есть изменения неизбежные и необходимые. Но сейчас слишком много изменений ради изменений.
В содружестве всех и в любви к детям кроется секрет педагогического воспитания и просвещения.
Диалоги возможны только тогда, когда обе стороны желают слышать друг друга и ещё, когда они воспитаны.
Столько разговоров разговариваем, какие только «громкие и красивые» лозунги не провозглашали, а дистанционное обучение прошлого учебного года провалили, интересно услышать мнения ведущих специалистов о том, как они оценивают ситуацию и как предполагают из неё выходить. Может, родители займутся предметным образованием своих детей, если школа расписалась в своей несостоятельности? А рабочие места родителей займут высвободившиеся педагоги?
Блестяще. Затаив дыхание слушала Евгения Александровича. Благодарю и восхищаюсь. Как оптимистично, объективно, убедительно, доказательно. Согласна с каждым словом. Долгие лета, маэстро. Завидую коллективу, которым ВЫ руководите.
Благодарю за содержательный и интересный разговор.
Спасибо! Готова встречаться с Вами на каждой планёрке.
Мне очень хочется продолжить разговор на эту тему в следующий раз.
В единстве сила! Спасибо за интересный разговор.
Спасибо, всё очень честно и актуально.
До новых Встреч. Всем здоровья и успехов на педагогическо-родительском поприще.
Спасибо за полезный разговор и мудрые мысли!
Какое удовольствие слушать умного, эрудированного и верящего в ДОБРО человека! Большое спасибо за встречу!
Какая замечательная тема поднята! Спасибо организаторам! Обязательно хочу принять участие в нём. Сейчас образованию как никогда требуется консолидированность и полемика. Вопросов накопилась тьма-тьмущая. Очень жду встречи с Вами, Евгений Александрович и Артём Симонович. Всего доброго!
Тема интригующая и значимая. Сегодня каждый лектор начинает своё выступление, восхваляя всё западное и зачёркивая отечественное. Как объединить лучшее, что наработано отечественной педагогикой, с новой, так называемой «прогрессивной технологией»? Действительно, где найти силы, чтобы быть «двигателем когнитивной науки» и оставаться людьми, уважающими традиционные ценности? Хотелось бы найти ответ на эти непростые вопросы.
Большая благодарность А.С. Соловейчику и всей его команде за потрясающие мероприятия! Всегда рада участвовать в них.
Большое спасибо за тему вебинара. Очень хочется понять перспективы развития школы и подготовиться к изменениям. Воспринимаю и знаю Е.А. Ямбурга как стратега и мыслителя. Всем здоровья и творческих сил!
Сижу, подперши щеку рукой. Заслушалась. Такая живая встреча!
Обожаю слушать умных людей! Спасибо Вам за встречу.
Спасибо, Артём Симонович, за эту встречу с Евгением Ямбургом. Приятно было услышать мнение всегда современного директора школы о происходящем в нашем образовании.В школу какой эпохи мы отдаем своих детей?
Обсуждение
Юрий Никольский 11 сентября 2020 18:55
Менеджер несет ответственность. Один из них — Евгений Ямбург. Ему огромное спасибо! Дэвид Гребер в книге «Долг. Первые 5000 лет истории» писал о бюрократах в белых воротничках, что они ничего не производят и ничем не управляют. А при этом все должны подчиняться их решениям. Решениям, которые принимаются без обсуждения (https://nashedelo.ru/a/vybor-vmesto-sorevnovaniya). Бюрократ ни за что не отвечает. Но он обладает властью, чтобы искать и находить виновных (https://nashedelo.ru/a/opyat-dvadtsat-pyat). Ямбург назвал героями учителей школ. Они стали героями, так как чиновники от образования за все годы не подготовили к этому школу. Мы живем в эпоху Евгения Ямбурга, когда школа одной ногой уже стоит в эпохе информационных технологий, а другой ногой остается в эпохе архаичной бюрократии. И об этом ниже в моих комментариях на базе слов Ямбурга о колесе как о вечном и необходимом.
Юрий Никольский 11 сентября 2020 17:44
С огромным уважением к Евгению Ямбургу! Продолжу образ, который он нам подарил. Это образ колеса. Колесо есть, но не поедешь на автомобиле с колесом от телеги. Не получится. Не сядет за руль автомобиля кучер, даже очень опытный. 1→ Книга — это колесо телеги. Онлайн — это колесо автомобиля. Онлайн в том смысле, что он обеспечивает связь с искусственным интеллектом. 2→ Книга передает знания автора книги, которые может усвоить читатель. Искусственный интеллект передает ещё и навыки разработчика, которые можно использовать в режиме онлайн (https://mel.fm/blog/yury-nikolsky/60257-iskusstvenny-intellekt-i-chelovek—chto-zhdet-nas-i-nashikh-detey). 3→ #Продолжение — ещё один комментарий#.
Юрий Никольский 11 сентября 2020 17:43
Система образования. История и современность
Данная работа будет интересна всем, кто интересуется системой образования: ее происхождением, становлением и развитием. Кто, как, когда и зачем создал нынешнюю систему образования, какие есть, были или могут быть альтернативы. Что можно сделать для того, чтоб существующая система стала работать эффективнее. Работа будет полезна руководителям учреждений образования, преподавателям, студентам, родителям учащихся, а также всем, кого интересует данная тема.
Настоящее образование может творить чудеса, хотя иногда делает людей немного неадекватными.
скачать видео
Состояние государства – это одновременно и причина и следствие работы системы образования. А история государства, его современность и будущее – одно неразрывное целое с историей и современностью образования. В конечном итоге история и есть частью образования, как и право, экономика, экология, медицина и другие предметы.
История образования
От истоков до средневековья
Выживает сильнейший. В жестокой борьбе за выживание самым приспособленным организмом на планете оказался человек. В силу принципиальной особенности высшей нервной деятельности человека, а также анатомического строения, которое в полной мере позволило реализовать свойства человеческой нервной системы. Нужно отметить, что обучаться способен не только человек, но и все виды животных обладающие нервной системой, в разной степени способны к обучению. Обучение – наиболее эффективная и быстрая форма адаптации к окружающей среде. Однако способность к обучению у человека несопоставимо выше благодаря способности к использованию «вторичной сигнальной системы» – слова. Обучение во все времена имело целью подготовку к условиям жизни. Изначально обучение человека происходило в повседневной деятельности и общении. Около 7 тыс. лет до н.э. произошли качественные изменения в культурном развитии: человек переходит от собирательства и охоты к земледелию и скотоводству, развивает свое умение обрабатывать камень, изготавливать новые орудия труда, научается ткать полотно и лепить посуду. Эти изменения в хозяйственной жизни потребовали специальных практических знаний, трудовых умений и навыков, усвоение которых стало возможным лишь с помощью специальной подготовки. Совершенствование трудовой деятельности и орудий труда приводило к дальнейшему разделению труда и изменению процесса обучения.
Дальнейшее накопление знаний, появление письменности и усложнение социального устройства послужило причиной дальнейшей эволюции обучения. С появлением первых государств создаются первые специализированные учреждения для подготовки детей. Первые из них были основаны в Месопотамии (Вавилон) и Египте около трех тысяч лет до н.э., и назывались домами табличек (Вавилон) или домами писарей (Египет). Значительно позже применяют слово школа (schole), которое в переводе с древнегреческого языка означает место для досуга, отдыха. Учебные заведения для подготовки молодежи изначально были тесно связаны с государством: почти все они находились при храмах, в государственных учреждениях.
В стародавнем мире выделяют древневосточную систему образования (Египет, Вавилон, Индия, Китай) и более новую древнегреческую (Греция, Рим).
В основе древневосточной системы образования – повторение прошлого, подражание, овладение письменностью. Древнегреческая система впервые предложила идею гармонично развитой личности. В древнегреческой системе образования впервые была сформулирована идея индивидуального развития: постоянного совершенствования, стремления к идеалу. Именно в то время определяется возраст начала целенаправленного и системного обучения – 6-7 лет. (Следует также отметить, что именно в этом возрасте у ребенка сформировывается так называемая «черная субстанция головного мозга» – участок мозга, отвечающий за тонкие движения пальцев.)
В древнегреческой системе воспитания выделяют спартанское, афинское и римское воспитание.
Спартанское воспитание было направлено на воспитание воина и преданного государству гражданина. Образование было единым и обязательным для всех детей. Школы Спарты были государственными.
В основе афинского воспитания был идеал эстетически развитой личности, что умела декламировать, петь, играть, танцевать, имела эстетически красивое тело. Впервые поставлена цель всестороннего развития личности (калокагатии (греч. kalokagathia, от kalos – прекрасный и agathos – добрый) – идеал умственно, морально, физически и эстетически развитой личности). Образование было разнотипным (грамматическим, музыкальным, гимназическим). Школы Афин были частными.
Римское воспитание было направлено на воспитание преданного государству гражданина. Частные школы находились под контролем государства. Образование имело в основном гуманитарную (филологическую) направленность для воспитания государственного служащего. В целом римское воспитание походило на афинское, но как основная ценность рассматривалось государство, а не личность.
В IV-V ст. в Западной Европе произошел общественно-исторический кризис: распад Римской империи и образование варварских государств, которые и заложили основы национальных государств. Происходит формирование новой духовности – Христианства.
В эпоху Средневековья церковь играла решающую роль: она определяла идеологию, культуру, искусство, науку, именно духовенство было единственным образованным классом. В это время вся организация воспитания и образования находится в руках церкви. На смену светскому образованию Античности приходит церковное образование Средневековья. Для удовлетворения существующих потребностей создается определенная система образования. Школы создавались при монастырях и разделялись на внутренние и внешние. Во внутренних школах передавались знания лицам духовного сана, и осуществлялась подготовка духовенства, внешние служили для воспитания прихожан в духе религиозных идей.
Содержание образования полностью определялось задачами школ. С целью перевоспитания прихожан, их обучали Закону Божьему, чтению и хоровому пению. Духовенство овладевало полным курсом средневековых наук – «семью вольными искусствами», которые включали грамматику (латынь), диалектику (науку дискуссий), риторику (красноречие), арифметику, геометрию, астрономию (астрологию), музыку.
Основным признаком содержания образования был его религиозный характер, а позже, в XI ст., религиозно-схоластический. Для организации обучения в монастырских школах также характерно индивидуальное обучение разных по возрасту и знаниям детей. В эпоху средневековья обучающая книга приобретает свое нынешнее значение. Основными методами обучения в Средневековье считалось заучивание на память религиозных трактатов – догматический метод; а также формальный диалог (вопрос-ответ), который получил название – катехизисный метод, так как ответы детьми заучивались на память из религиозных книг. Также в эпоху средневековья в конце XII – начале XIII ст. в системе образования происходит выделение высшего образования. Появляются первые университеты (от лат. universitas – совокупность) в Болонье, Париже, Оксфорде и Кембридже. Церковь создает собственные университеты – Сорбонна (от имени основателя Р. де Сорбонна, духовного наставника Людовика IX, также в Париже), Краков.
Образование Киевской Руси
В 882 году произошло объединение восточных славян в единое раннефеодальное государство – Киевскую Русь. Расцвет и усиление державы Киевская Русь приходится на IX – XI столетия. С ее усилением возникает необходимость в образованных работниках, которые способны вести учет земель, запись исторических событий (летопись), составлять законы, поддерживать дипломатические связи с другими державами.
В 988 году официальной государственной религией Киевской Руси становится Христианство в форме византийского Православия. Этот важный акт позволил расширить и закрепить связи Руси с Византией и странами Западной Европы. Для этого периода характерно возникновение новой азбуки – кириллицы, созданной болгарами Кириллом и Мифодием, хотя письменность на территории Киевской Руси была известна еще в VI-VIII столетиях.
С развитием общества, новый политический статус потребовал создания школ, в которых готовили детей знати и духовенства. В летописи (988) пишется о том, что вместе со строительством церквей князь Владимир стал собирать детей «нарочитои чади» на книжное учение. Это указывает на то, что в 988 году князь Владимир создает первую дворцовую школу, куда и отдает детей бояр и своих сынов.
Суть понятия «книжное учение» в том, что это не просто обучение грамоте, а школа, где преподавались науки, давалось, на то время, серьезное образование. Дворцовая школа Владимира была государственным учебным заведением высокого уровня и содержалась за счет княжеской казны. В XI столетии школы «книжного учения» открываются во всех крупных городах Киевской Руси. Наивысшего расцвета культура и образование получают при Ярославе Мудром, который осознавал великое значение обучения и воспитания в жизни общества. Он приглашает в Киев переводчиков и специалистов переписи греческих книг. При Софиевском соборе в 1037 году создается большая библиотека и мастерская по переписи книг, которые стали фундаментальной учебной базой школы. В школе Ярослава Мудрого при Софиевском соборе изучали 17 дисциплин, по сути, это было высшее учебное заведение, которое имело международное признание и значение. При дворе Ярослава воспитывались дети многих европейских монархов. В частности сыновья английского короля Эдуард и Эдвин, венгерские королевичи Андрей и Левинтэ, датский королевич Герман, польский Вистрим и др. С 1068 года на Руси начали распространяться монастырские школы. Но при монастырях школы были лишь внутренними и ограничивались обучением лишь тех, кто пополнял ряды монахов. В конце XI – в начале XII веков в памятках древнерусской письменности возникает понятие «учение грамоты», под которым понимали обучение детей чтению, письму, счету и пению. По объему знаний «учение грамоты» было равнозначным элементарному начальному образованию. Содержались школы грамоты на Руси на средства родителей. Официальная педагогическая концепция находит свое место в письменных источниках: летописях, изборниках, уставах, сказаниях, хрониках, овеянных христианскими идеалами. Лучшее педагогическое творение Киевской Руси – «Повчання князя Володимира Мономаха дитям».
В XII столетии в Киевской Руси формируется соответствующая система образования, которая включает элементарное и профессиональное обучение, и высшее образование (школа Ярослава Мудрого). Исторические источники домонгольского периода свидетельствуют, что уровень образования на Руси был не ниже, нежели в Византии в соответствующий период. Историки указывают на то, что такого уровня образования не было достигнуто во многих странах Западной Европы на то время. Атмосфера, которая господствовала в древнерусской школе, резко отличалась от атмосферы школ Западной Европы своей демократичностью. Положение учителей и учеников в школе Киевской Руси было более благоприятным, так как обучение велось на понятном церковнославянском языке, в отличие от школ Западной Европы, где использовалась латынь.
В результате феодальной раздробленности и постоянных междоусобиц князей, а также экономических трудностей обусловленных, в частности, изменением евроазиатских торговых путей и все той же раздробленностью, Киевская держава, как таковая, фактически перестала существовать, разделившись на отдельные княжества.
На рубеже XII – XIII ст. происходит объединение кочевавших на севере от Китая племен под руководством талантливого вождя Темучина (в 1206 году он создает себе титул Чингисхана, то есть хана над ханами). Он сумел направить энергию и военную мощь объединенных племен на соседний Китай. Овладев Северным и Центральным Китаем, переняв военное искусство китайцев в штурме крепостей, Чингисхан двинулся на Среднюю Азию, Иран. В 1222 г. монголо-татарские войска, преодолев Кавказ, начали продвижение в половецкие степи. Половецкий хан Кобяк обратился за помощью к русским князьям. Те, что откликнулись на призыв, вместе с половцами встретили войско Темучина на реке Калке (1223 г.). Руско-половецкое войско, хотя и имело численное преимущество, действовало несогласованно из-за вражды между князьями, вследствие чего по очереди было разбито. Монголо-татары, не имея достаточно сил, повернули назад. При переправе через Волгу они были окончательно разгромлены волжскими болгарами. После этого почти полтора десятилетия на Руси не слышали про монголов. Но в 1237 г. они снова появились на границах Руси, на этот раз они шли с северо-востока. Вначале они разрушили города – Рязань, Суздаль, Владимир и др. В 1239 г. их орды под предводительством внука Темучина (Чингисхана), – Батыя, двинулись в земли Южной и Юго-Западной Руси, им были захвачены Переяслав, Чернигов. В декабре 1240 года произошло завоевание Киева. Киевляне под предводительством воеводы Дмитрия, направленного для обороны Киева Галицко-Волынским князем Данилой Романовичем, мужественно сражались за Киев шесть недель, но их сопротивление было сломлено. Последние защитники города погибли под обломками Десятинной церкви. Сожженные библиотеки, книги, школы. Культурная жизнь русского (восточнославянского) народа в XIII веке после монголо-татарского нашествия отступает с Надднепрянских земель дальше на запад в Галицко-Волынское княжество, которое на последующие почти полтораста лет стало правопреемником Киевской Руси. Начало освобождения западных земель Руси от вассальной зависимости от Золотой Орды (феодальное государство монголов столица – Сарай (Нижнее Поволжье)) было положено лишь в 1362 г. битвой на Синих Водах – войска Орды были разбиты, и завершилось в 1480 г. освобождением восточных земель «стояние на Угре». В культурном отношении Русь была отброшена на сотни лет назад.
Эпоха возрождения
В эпоху возрождения (XIV – XVI ст.) в Западной Европе появляется новый тип воспитания – гуманистический (от лат. человек), в основе которого стоит уважение к человеку, вера в его силы и возможности, осмысление культурного наследия античности. Цель гуманистического воспитания – всесторонне развитая свободная личность, что способна изменить общество. Содержанием воспитания становится моральное воспитание активной, деятельной, свободной личности, гражданина; физическое воспитание силы, мужественности, выносливости, красоты тела, которое дополняется закаливанием организма и гигиеной; используется идея трудового воспитания. Умственное воспитание включало: изучение античных языков и литературы (классическое образование) и изучение естественных наук (реальное образование). В организации воспитания возникает идея активности ребенка при обучении (игры, элементы заинтересованности, наглядность, практическое применение знаний). Во второй половине XVI ст. с целью насаждения католицизма и борьбы с «еретиками» создаются иезуитские начальные школы и средние учебные заведения – коллегии. Иезуитские учебные заведения считались наилучшими в Европе. Формируется высокорезультативная система иезуитского воспитания, в основе которого умелое использование взаимного соревнования и развитие честолюбия. Огромное внимание иезуиты придавали подготовке учителей.
Следует обратить особое внимание на очень важный момент, который сделал систему иезуитов столь эффективной и который практически игнорируется ныне. Что значит «умелое использование взаимного соревнования и развитие честолюбия»? – Это значит, что была создана атмосфера, при которой ученик, который хорошо учится – имеет высокий статус в группе независимо от своего имущественного положения, физической силы и прочих факторов. Иезуиты прекрасно понимали ту простую истину, что ничто не может быть столь сильным универсальным стимулом для детей, а особенно для подростков, – как обретение статуса в группе. К сожалению, современная система образования факторы групповой динамики практически не учитывает. Здесь также стоит отметить, что сама современная система образования в мире, в значительной степени основана на лицемерии т.к. фактически не предоставляет знаний действительно необходимых для успешной деятельности, хотя это школой декларируется. Как следствие дети не имеют интереса в приобретении знаний, а те, кто честно учится в этих условиях, скатываются вниз групповой иерархии – так называемые «ботаники».
История развития образования восточных славян XVI – XVIII веков
В конце XVI – начале XVII ст. в Украине создается очень прогрессивная для своего времени форма учебных заведений – братские школы. Эти школы создаются религиозно-национальными организациями – братствами. Защищая свои социальные и политические права, народную культуру и традиции, городское население, в основном ремесленники и купцы, создавало братства, членами которых могли быть все православные, независимо от национальности, социального происхождения и имущественного положения. В 1586 году во Львове была открыта первая братская школа. Про ее работу известно из устава «Порядок шкильный» (первый школьный документ). В 1615 году была организована Киевская братская школа. Всего в первой половине XVII ст. действовало 30 братских школ. Братские школы были элементарными и повышенного типа. В элементарных школах учили чтению, письму, счету и катехизису. В школах повышенного типа изучали грамматику, греческий, латинский и родной язык.
В школах обучались дети разных слоев населения от 6 до 12 лет. Братства ставили своей целью сделать свои школы доступными для всех желающих. За обучение в школе родители вносили плату с учетом их достатка. Дети бедных слоев населения («вбоги») учились бесплатно.
В уставе школы выдвигались высокие требования к учителям. В школе учитель одинаково относится ко всем детям. В уставе сказано: «Одинаково как к сынам богатых, так и к сиротам бедным, которые ходят по улице и просят милостыни». Почетное место в классе занимали дети, которые успевали в учении, даже если они были нищими. Обучение велось на родном языке. Образование в братских школах имело гуманитарное направление, но в целом содержание образования было широким. Кроме Закона Божьего, чтения, письма и счета, дети старшего возраста изучали грамматику, риторику, религиозную философию, арифметику, геометрию, астрономию, музыку. В братских школах применялись некоторые элементы классно-урочной системы. Занятия начинались в 9 утра, зимой несколько позже, с того, что дети отвечали вчерашний урок. Рекомендовалось также проводить беседы и диспуты на различные темы.
Киево-Могилянская академия стала образовательным центром для всех восточных славян. Трудно переоценить роль Академии. Ее значение в сохранении культуры, языка, распространении образования – огромно.
Сам Петро Могила, «старший братчик и фундатор», обучался во Львовской братской школе, потом в Сорбонне, вместе с Декартом Многогранным. Выпускники Академии были известны, и преподавали во многих других странах. В 1687 году выпускник Киево-Могилянской академии Симеон Полоцкий основал первое в России высшее учебное заведение – московскую Греко-Латинскую школу, которая позже стала известна как славяно-греко-латинская академия, из 21 ее ректоров – 18 выходцы из Киево-Могилянской академии, из 25 префектов – 23 соответственно. В эпоху реформации империи Петром I, советником по образованию стал выпускник Киево-Могилянской академии Феофан Прокопович. Учеником Киево-Могилянской академии был также и ученый Михайло Ломоносов, в 1755 году основавший Московский университет. Существуют слова современника Академии:
«От академии Киевской аки с православных Афин
Вся Россия источник премудрости почерпнула
и новозаведенные школы напоила и израстила».
В условиях отсутствия украинской государственности судьба Академии была сложной. С конца XVIII ст. ее значение в научном мире постепенно уменьшается. Вместе с тем происходит становление новых образовательных центров: Московского, Харьковского и Санкт-петербургского университетов.
Эпоха Нового времени
В истории, XVII-XVIII-ое столетия известны как эпоха Нового времени. Развитие экономики и торговли, науки и культуры в Европе, способствовало становлению нового типа личности (идеала) – деятельного и самостоятельного человека. Существовавшая система образования (элементарная народная школа, и среднее образование, в основе которого изучение древних языков и подготовка к карьере духовенства или государственного служащего) не могла удовлетворить этих потребностей. Разрабатывается новая система образования.
Великий чешский педагог Ян Амос Коменский в середине XVII ст. разработал основы современной педагогики, которые на долгое время опередили развитие школы. Коменский является основоположником дидактики как «универсальной науки учить» – ныне раздел педагогики открывающий закономерности усвоения знаний, умений, навыков, формирования убеждений, определяет объем и структуру содержания образования, совершенствует методы и организационные формы обучения, (воспитание не является ключевым понятием дидактики). В своем труде «Великая дидактика» (1633-38) он обосновывает новую организацию обучения – классно-урочную систему: наличие стабильного состава учеников – класса; установленного времени занятий – урока. Коменский теоретически обосновывает необходимость наглядности при обучении как «золотое правило дидактики», выявляет закономерности и принципы педагогического процесса. Особо от обучения Коменский выделяет воспитание, которому придает огромное – основополагающее значение: «Человек может стать человеком только благодаря воспитанию. Без него он напоминает диких животных», Коменский называет школу «мастерской гуманности и человечности».
Родоначальником теории воспитания является выдающийся английский философ Джон Локк. Он обосновал решающую роль воспитания в формировании личности. В «Опыте о человеческом разуме» (1690) разработал эмпирическую (от греч. empeiria – опыт) теорию познания. Отвергая существование врожденных идей, утверждал: все человеческое знание проистекает из опыта, обосновывает теорию «чистой доски». Исходил из решающего влияния среды на воспитание – «Какими станут на самом деле люди: добрыми или злыми, честными или нет, прежде всего, на 9/10 зависит от воспитания». Развил учение о первичных и вторичных качествах и теорию образования общих идей (абстракций). Утверждал: «обучение – это лишь малая часть воспитания». Обосновывает педагогику «здравого смысла», в основе которой практическая польза для самой личности.
Огромный вклад в развитие педагогической теории XVIII ст. сделал французский просветитель Жан Жак Руссо. Он выступил сторонником концепции естественного воспитания – учета при воспитании природы самого ребенка. Руссо считается первооткрывателем ребенка как центра обучения и воспитания и первым его исследователем. Исходит из идей гуманизма – уважения и любви к ребенку. Воспитание и обучение строится на основе потребностей и интересов ребенка, отвергал телесные наказания. Выступил против авторитаризма в обучении и воспитании. Согласно взглядам Руссо, воспитание и обучение – это самостоятельное накопление жизненного опыта. Ребенок сам выбирает содержание и методы обучения, учитель разрабатывает и предлагает обучающие и воспитательные ситуации. Идеи естественного воспитания Руссо выражает в работе «Эмиль, или о воспитании» (1762). Жаном Жаком Руссо были заложены основы теории свободного воспитания.
Происхождение и становление современной системы образования
В середине XVIII – в начале XIX ст. в странах Западной Европы происходит переход от ручной (ремесленной) работы к машинной (фабричной). Начинается индустриальная эпоха. Такое производство требует грамотного и дисциплинированного работника, подготовку которого должна была обеспечить школа и определенная организация обучения в ней.
Происходит создание и становление массовой государственной школы. Первоначально массовая школа давала только базовое начальное образование, на тот момент для удовлетворения производственно-экономических потребностей этого было достаточно. Первой страной, в которой было введено обязательное государственное бесплатное образование, была Германия – 1794 год. В США бесплатное образование было закреплено законодательством в средине 1850-х годов. В Англии закон про обязательное бесплатное образование был принят в 1870 году, во Франции – в 1880-м.
С созданием массовой школы происходят изменения в организации школьного обучения. Массово вводятся классно-урочная и Белл-Ланкастерская системы обучения. (Белл-Ланкастерская система обучения – система, при которой старшие и более знающие ученики под руководством учителя вели занятия с младшими учащимися, разработана английскими педагогами А.Беллом и Дж. Ланкастером.)
Государственный характер обучения в школе привел к регламентации всех ее сторон: введение единого содержания обучения через оформление единых учебных программ и планов; становление единой системы оценок и экзаменов; создание средств контроля за работой школы (государственные министерства и инспекции, удостоверения об окончании школы – аттестаты, классные журналы и дневники); учитель превращается в государственного служащего, создается система специальной подготовки учителей.
Становление массовой школы определило новый этап в развитии педагогики. Формируется педагогика массовой школы, для создания доступного массового образования ведется поиск наиболее простых и доступных путей обучения. Происходит выделение дидактики в самостоятельную сферу исследований.
Швейцарский педагог Иоганн Генрих Песталоцци, учитывая природу ребенка, разрабатывает основы экономичного и быстрого обучения, чтоб даже малообразованный учитель смог обучать успешно. Песталоцци создает теорию элементарного образования, суть которой в том, что обучение начинается с простых элементов и постепенно усложняется. В своей теории Песталоцци связал обучение с воспитанием и развитием ребенка (развивающее обучение), педагогику с психологией. Основные труды Песталоцци «Лингард и Гертруда» (1787), «Лебединая песня» (1826).
Немецкий педагог Иоганн Фридрих Гербарт разрабатывает теорию обучения, цель которой сделать процесс обучения простым и доступным как для учеников так и для учителей. Педагогика Гербарта – первая попытка научного построения теоретической педагогики, которая основывается на философии и психологии. Философия задает цель воспитания, а психология – пути его организации. Выдвинул концепцию 4 ступеней (принципов) обучения: ясность, ассоциация, система, метод. Гербарт выделяет следующие пути воспитания: 1) управление – установление и поддержание порядка, которое достигается с помощью четкой организации обучения, угроз, распоряжений, наказаний; 2) учение с целью формирования разностороннего интереса, что достигается с помощью накопления и объединения представлений (на основе теории представлений создает четкую последовательность этапов урока); 3) моральное воспитание с целью формирования характера и воли, поиск и развитие позитивного в каждом ребенке. Гербарта считают основателем традиционной школы.
Адольф Дистервег, немецкий педагог, последователь Песталоцци, придал огромное значение подготовке учителя. Автор многих учебников, трудов по педагогике, он возглавил учительские семинарии и успешно занимался подготовкой учителей. Дистервег создает четкую систему дидактики как «науки про общие законы и правила обучения». Выделил 33 закона и правила обучения, которые разбил на 4 группы: 1) правила обучения относящиеся к ученику; 2) правила обучения относящиеся к учебному материалу; 3) правила обучения относящиеся к внешним условиям, месту; 4) правила обучения относящиеся к учителю.
Одновременно происходят изменения в объеме начального образования: к чтению, письму и арифметике добавляются предметы естественного и гуманитарного циклов (природоведение, история, география, физика), а также трудовая подготовка (ручной труд, делопроизводство, ремесло), изучается государственная мораль. С увеличением содержания начального образования возникает новый тип учебных заведений – высшая начальная школа, которая стала своеобразным промежуточным звеном между начальным и средним образованием. Тесной связи между массовой начальной школой и немногочисленными средними учебными заведениями в то время еще не существовало.
Реформаторская педагогика
Дальнейшее развитие приводит к становлению так называемой реформаторской педагогики (конец XIX – начало XX вв.). Именно в тот исторический период были сформулированы основные педагогические концепции, которые являются актуальными.
Немецкими педагогами Паулем Наторпом и Георгом Кершенштейнером была предложена педагогика социального воспитания – развита идея воспитания, которое удовлетворяет потребности общества. Школа, прежде всего, рассматривается как «рабочее объединение взрослых и детей» (П. Наторп). Придается большое значение труду, обучение – это не развлечение, а работа («теория трудового обучения» Г. Кершенштейнера).
Идеи Руссо получают свое практическое применение и развитие в педагогике свободного воспитания. Мария Монтессори, итальянский врач-дефектолог, педагог, разрабатывает методы развития органов чувств у детей, практически применяет педагогику свободного воспитания в организованном ею «Доме ребенка». В основе его работы – свободная деятельность ребенка в процессе которой у ребенка происходит формирование и накопление знаний, умений и навыков, ведущая роль отводится детским переживаниям. «Свобода ребенка не означает его запущенности. А наоборот:… приводит к действительному пониманию ребенка». Монтессори предлагает детям по собственному желанию выбирать разработанный дидактический материал и индивидуально работать с ним. Эффективность такого подхода объясняется ролью эмоций в механизме запоминания: наиболее твердо запоминается информация (знания, умения, навыки) имеющая яркую положительную эмоциональную окраску. Точнее такая информация лучше припоминается т.к. согласно современным исследованиям (И. Корсаков и т.д.) человеческий мозг полностью сохраняет (запоминает) всю полученную информацию, включая информацию, полученную в самом раннем возрасте. Чем более эмоционально нейтральна информация, тем труднее ее припомнить. Применение же негативных стимулов для усвоения учебной информации, помимо того, что наносит определенный психический и физиологический вред здоровью, просто лишено смысла т.к. человеку в норме свойственно сознательно вытеснять негативные моменты жизни в забывание, а также избегать деятельности (в т.ч. трудовой) связанной с припоминанием негативно окрашенной информации.
Ведущее значение системному изучению механизмов памяти, а также других закономерностей психической деятельности, придала экспериментальная педагогика. Один из ее авторов, французский педагог, психолог Альфред Бине в своих исследованиях основывался на необходимости «поставить на первый план психологию ребенка, чтоб из нее с математической точностью вывести воспитание, которое он должен получить». Педагогика должна быть не гипотетической или литературно-описательной наукой, а базироваться на четком знании закономерностей развития человека, высшей нервной деятельности, познавательных процессов психики. Главная роль отводится исследованию интеллекта. А. Бине и Т. Симоном было введено понятие «умственный возраст» (1908), как следствие, возникает понятие коэффициент интеллекта (англ. intellectual quotient – IQ). Именно работы Бине и Симона положили начало широкому применению тестов для экспериментального изучения интеллекта. На результатах тестов и их статистической обработки основаны факторные теории интеллекта, рассматривающие его как иерархию факторов различной степени общности. В одной из таких теорий – двухфакторной модели (Ч. Спирмен) интеллект имеет «генеральный фактор» (фактор G), отвечающий за решение любых интеллектуальных задач, и факторы второго порядка, отвечающие за решение конкретных задач. «Фактор G» рассматривается во многих других факторных теориях интеллекта. Как факторы меньшего уровня общности рассматриваются вербальный (лат. verbalis – словесный, основанный на языке) и невербальный (не связанный с языком) интеллект. В 1960-е годы по результатам тестов интеллекта во многих странах принимались решения, имевшие важное значение для образования и карьеры многих людей. В наши дни подобные решения редко принимаются на основе интеллектуального тестирования, хотя сами тесты интеллекта стали более совершенными и ориентированными на конкретные навыки, попытки выделить интеллект в «чистом виде» так и не увенчались успехом, как не удалось и сконструировать тесты полностью «свободные от культуры». Это свидетельствует о том, что интеллект неразрывен с личностью в целом. В последнее время интеллект, как общее понятие, рассматривается в контексте с понятием эффективность (успешность) – способность к достижению поставленных целей.
Эффективность (успешность), формирование способностей к достижению поставленных целей – практическая польза, как основной критерий образования впервые применяется в прагматической педагогике. Джон Дьюи (1859–1952) философ, психолог, педагог, один из ведущих представителей прагматической философии на основе которой была разработана прагматическая педагогика, создатель педоцентрической теории и методики обучения – обучения в основе которого интересы и потребности ребенка «Ребенок – солнце вокруг которого обращаются все средства обучения». Дьюи (Dewey) организовал собственную экспериментальную школу при Чикагском университете США, результаты исследований в которой осветил в работах «Школа и ребенок», «Школа будущего». Цель образования: формирование личности приспособленной к жизни – самостоятельной, активной, творческой, – успешной. Обучение производится путем практической деятельности детей «обучение через действия» – самостоятельное исследование и решение проблем. Дьюи вводит следующую последовательность (этапы) обучения: ощущение затруднения; формулирование проблемы; выдвижение гипотезы; логическая проверка; практическая деятельность в соответствии с разработанной гипотезой. Обучение – создание ситуаций разрешения проблемных задач. Проблемы носят практический характер, они заимствованы из реальной жизни детей и используют их опыт «Школа не только готовит к жизни, но и есть самой жизнью». Активная деятельность закрепляется за учеником, учитель выступает в роли консультанта и наблюдателя.
Принципы реформаторской педагогики в Западной Европе и США вначале ХХ ст., на практике, реализуются и развиваются экспериментальными школами. Так широкое распространение приобретают Вальдорфские школы Штайнера. Это частные заведения, которые дают полное среднее образование (12 лет обучения, для поступающих в университет – 13-й класс). Первая такая школа была открыта в 1919 году в Штутгарте для детей работников фабрики «Вальдорф – Астория»; в 1990 году насчитывалось около 500 таких школ. Школа Чикагского университета. Во Франции приобрели распространение идеи Селестена Френе (организовал свою школу в 1920 году). В то же время принципы и качество массового государственного образования этих стран на период начала ХХ ст. оставались значительно ниже. Бесплатное среднее образование имелось лишь в США и Франции. В странах Западной Европы (кроме Франции) существовал значительный разрыв между начальным и средним образованием, среднее образование было малодоступным, а изменения образования касались в основном роста количества массовых школ.
В течение первой половины ХХ ст. вместе с процессами демократизации и дальнейшего развития общества происходит также демократизация и развитие образования – среднее образование Западной Европы также перестает быть частью классового общества, становится обязательным и общедоступным. На конец 50-х годов продолжительность обязательного единого бесплатного образования составляет 8 – 10 лет (Англия – 10 лет, Япония – 9 лет, Франция – 8 лет, Германия – 8 лет, США – 6-8 лет). Также общей тенденцией образования названных стран была в основном гуманитарная направленность среднего образования. Образование было общим и единым (кроме США, где определенная профессиональная дифференциация среднего образования была введена уже в 30-е годы).
В 60-х годах многие исследователи приходят к мнению о несоответствии уровня среднего образования требованиям начала информационной эпохи. В системе образования развитых стран педагоги критикуют абстрактный характер знаний, умений и навыков, предоставляемых школой. Так называемый «спутниковый шок» вызвал также шквал критики значительного гуманитарного уклона содержания образования, его педоцентрической направленности, появляются такие известные документы, как доклад американского правительства «Нация в опасности», в котором перед педагогами был поставлен вопрос, – «С какими знаниями войдут в ХХI столетие наши дети?». Правительства ведущих стран мира отреагировали проектами реформ: «Образование ХХI столетия» (ФРГ), «Образование американцев в ХХI столетии» (США), «Образование будущего» (Франция), «Модель образования» (Япония), и другие. Период реформ отрасли образования развитых стран 60-х – 80-х годов получил название «взрыв образования». Девизом всех этих реформ стал девиз – «Стратегия будущего – дифференциация обучения». Происходит увеличение сроков обучения. Учебные предметы разделяются на базовые (обязательные) и дополнительные (по выбору). В 1961 году в США было предложено обязательное обучение по пяти направлениям (базисам): английский язык и литература, математика, природоведение, социальные науки, компьютерная техника. Каждый базис включает несколько частей. Так базис «математика» состоит из алгебры, тригонометрии, делопроизводства и применения компьютеров. Одновременно разрабатываются и практикуются программы углубленных или облегченных курсов (элективы). В Англии к обязательным предметам были отнесены: английский язык и литература, математика, религия, физкультура. На них было отведено более 50 % учебного времени. Другая часть учебного времени была занята предметами по выбору, которые предлагаются в виде «пакетов», которые включают несколько учебных курсов гуманитарного, естествознавческого и математического содержания. Вводятся «интегративные курсы». Примером такого курса является обязательная программа природоведения, которая включает элементы физики, химии, биологии, иногда – астрономии, геологии, минералогии, физиологии, экологии. Интегративные курсы создаются для основной части учеников, и применяются одновременно с углубленным изучением отдельных предметов, к которым проявляются интересы и способности учащихся. Происходит также дифференциация самих средних учебных заведений. Гуманитарное образование предоставляется в колледжах США и Японии; грамматических и публичных школах Англии; гимназиях ФРГ; общеобразовательных лицеях Франции. Физико-математическое, а также естественнонаучное образование предоставляется в технических колледжах США и Японии; современных школах Англии; реальных училищах Германии; технических лицеях Франции. Дифференциация школ осуществляется после получения начального образования. Происходит становление промежуточных школ между начальными и средними. В них происходит обучение детей с 11 – 12 до 15 – 16 лет с целью получения единого образования в первые три года и предоставления дальнейшей дифференциации в средней школе. Вводится школьное самоуправление (советы учеников, школьные советы и т.д.). Происходит дальнейшее усовершенствование учебных программ, форм и методов обучения.
Происхождение и становление современной системы образования на территории СНГ
В Российской империи в 1861 году было отменено крепостное право. К отмене крепостного права и последовавшим реформам императора Александра II привело осознание огромного военно-технического отставания империи, чему способствовало поражение империи в крымской войне 1853-56 гг., а также социальное напряжение, значительно усилившееся в результате этого поражения. 19 февраля 1861 г. царь Александр II издает манифест про отмену крепостного права. Таким образом, было положено начало перехода от феодального строя к капиталистическому. Вместе с этим происходит и развитие образования, однако оно сильно замедляется системой государственного устройства.
К началу XX века империя переживает глубокий и системный кризис, вызванный архаичностью социально-политического устройства – самодержавием. Страну охватили волнения. В начале октября 1905 года началась Всероссийская политическая забастовка. Царское правительство вводит чрезвычайное положение. Во многих городах были закрыты университеты, на фабрики и заводы введено полицию и войска. Подавив революцию 1905-1907 гг., царское правительство понимало, что одними репрессиями снять социальное напряжение невозможно. Осознав необходимость дальнейших реформ, Николай II издает манифест которым «дарует» народу гражданские свободы: неприкосновенность личности, свободу совести, печати, собраний, союзов. Проведение реформ возглавил глава совета министров и министр внутренних дел П. Столыпин. В проведении своих реформ Столыпин встретил сильное сопротивление, поскольку вопреки демократическому направлению реформ, сам Столыпин воплощал собой силы, стремившиеся к жестокому подавлению всего демократического, беспощадным репрессиям против участников освободительных движений: национальных, социальных, политических, культурно-просветительских. Период реакции после подавления революции 1905-1907 гг. получил название «столыпинщина». Завершить свои реформы Столыпину не удалось. 1 сентября 1911 г. в Киеве он был застрелен.
Кризис самодержавия завершился 27 февраля 1917 года его свержением. Начался сложный, противоречивый, но очень важный этап и в истории, общественно-политической и духовной жизни. Ликвидируется классовость среднего образования – гимназии объявляются средними общеобразовательными школами, в которых предоставляется возможность учиться всем детям, которые приобрели необходимую начальную подготовку.
Ошибки и непоследовательность демократических сил в становлении государственности, отсутствие четких позиций в социально-экономических и внешнеполитических вопросах, привели к утрате социальной опоры. Этим воспользовались большевики, позиция, которую они декларировали, была предельно четкой: землю крестьянам, заводы рабочим, власть советам. Большевики, с целью национального примирения, провозглашают создание независимых Советских Социалистических Республик. Однако руководство республиками осуществлялось большевистской партией, правление которой, в свою очередь, осуществлялось централизованно, таким образом, независимость республик приобрела лишь декларативный характер.
Советские школы перестраивается в соответствии с «Положениями про единую трудовую политехническую школу». В истории образования СССР 20-е годы характеризуются как годы поиска смелых и оригинальных решений. В школах широко вводится комплексное обучение, лабораторно-бригадный метод, метод проектов. С 1925 года начальное образование провозглашается обязательным и бесплатным. В школах преподаются языки большинства населения республик. В 20‑х годах среднее образование в СССР имело продолжительность семь лет. Следующим этапом было профессиональное образование, которое включало профессиональные школы, техникумы и институты.
Советское образование переживало те же стадии развития, что и вся советская система. Так разработанный и развернутый Владимиром Ульяновым (1870-1924) план строительства социализма (индустриализация страны, кооперирование крестьянства, культурная революция), внедрение новой экономической политики (НЭП), получили свое продолжение в культуре и образовании 1920-х.
В 30-е годы начинается период сталинской индустриализации. XV съезд ВКП(б) объявляет приоритет государственного плана над рынком, что означает сворачивание новой экономической политики и уничтожение товарно-денежных отношений. По формуле Иосифа Джугашвили (Сталина), планы должны иметь не прогнозный, а директивный характер, то есть быть обязательными для исполнения (плановая экономика). Именно Иосиф Виссарионович Джугашвили (1879-1953) является автором всей советской системы, в том числе и системы образования. (Также как и здравоохранения.) Противники формул Сталина: М. Бухарин, О. Рыков, М. Томский и другие – были объявлены «правым уклоном» и во время «чистки» уничтожены.
В 1932 году в СССР были введены единые десятилетние трудовые школы. Становление советской системы образования определяется следующими нормативами: 1930 год – постановление «Про общее обязательное начальное образование» (в школах происходит обязательное создание пионерских, комсомольских и партийных организаций); 1931 год – постановление «Про начальную и среднюю школу»; 1932 год – «Про учебные программы и планы в начальной и средней школе»; 1933 – «Про учебники для начальной и средней школы»; 1936 – «Про педологические перекручивания в системе Наркомпроса»; 1937 – «Про обязательное изучение русского языка в нероссийских школах».
Достижения И. Джугашвили были действительно огромны. Практически полностью ликвидируется безграмотность. Итогом сталинских пятилеток стал рост тяжелой промышленности почти в 11 раз. В индустриальный период мирового экономического развития именно тяжелая промышленность являлась определяющей в достижении экономической и военной мощи государства. В то время были введены в строй гиганты металлургической промышленности, происходит строительство новых шахт, электростанций, и т.д.. Таким образом СССР становится одним из мощнейших государств мира. Другой стороной рывка тяжелой промышленности и «прыжка в социализм» стали миллионы человеческих жертв.
Особо следует отметить, что повышения благосостояния людей при этом не происходит, люди рассматриваются как расходный материал. Пренебрежение экономическими механизмами развития производства привело к подрыву сельского хозяйства, легкой и пищевой промышленности. Очереди, продовольственные карточки, хронический дефицит товаров и услуг. Размещение продуктивных сил искаженное индустриализацией по системе Сталина привело к значительному дефициту жилья. Впрочем, плановая схема производства изначально и не была рассчитана на улучшение уровня жизни населения. Большого значения материальным стимулам труда большевики не придавали. Социалистическое соревнование (стахановское движение и др.) надолго стало главной формой борьбы за повышение показателей труда, работников прикрепляют к предприятиям, а нарушение дисциплины приравнивается к уголовному преступлению. Игнорируя экономические рычаги повышения продуктивности труда, руководители большевистской партии и правительства стремились использовать (точнее, можно сказать, просто гениально использовали) энтузиазм масс, а также бесплатный труд миллионов безвинно заключенных.