Расскажите как вы понимаете что такое язык и что такое
Канакина. 3 класс. Учебник №1. Проверь себя с. 10
Сен 17
Канакина. 3 класс. Учебник №1. Проверь себя с. 10
1. Расскажите, как вы понимаете: что такое язык и что такое речь? Какое значение язык и речь имеют в жизни человека?
Зачем человеку речь? Чтобы иметь возможность беспрепятственно выражать свои мысли, эмоции, настроение вслух, отдавать их окружающим. Речь применяется везде, во всех сферах жизни. Куда бы человек ни отправился, с кем бы ни вступал в контакт, ему потребуется знание языка как инструмента взаимодействия.
2. Почему родной язык надо хорошо знать и хорошо им владеть? Каким языком, кроме родного, вы хотели бы овладеть? Почему?
3. Прочитайте. Как вы понимаете значение пословиц? В каких случаях жизни они могут быть использованы?
4. Прочитайте. Назовите сказку. К кому обращается с речью старший богатырь?
. Старший молвил: «Что за диво!
Всё так чисто и красиво.
Кто-то терем прибирал
И хозяев поджидал.
Кто же? Выдь и покажися,
С нами честно подружися.
Коль ты старый человек,
Дядей будешь нам навек.
Коли парень ты румяный,
Братец будешь нам названый.
Коль старушка, будь нам мать,
Так и станем величать.
Коли красная девица,
Будь нам милая сестрица».
«Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях». Богатырь обращается к царевне.
«Что за диво!
Всё так чисто и красиво.
Кто-то терем прибирал
И хозяев поджидал.
Кто же? Выдь и покажися,
С нами честно подружися.
Коль ты старый человек,
Дядей будешь нам навек.
Коли парень ты румяный,
Братец будешь нам названый.
Коль старушка, будь нам мать,
Так и станем величать.
Коли красная девица,
Будь нам милая сестрица».
Речь можно назвать красивой, потому что она культурная, вежливая.
Диво, терем, румяный, братец, красная девица, милая сестрица.
Волжский класс
Боковая колонка
Рубрики
Видео
Книжная полка
Малина для Админа
Боковая колонка
Опросы
Календарь
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
---|---|---|---|---|---|---|
« Ноя | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | ||
6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 |
20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 |
27 | 28 | 29 | 30 | 31 |
Канакина. 3 класс. Учебник №1. Проверь себя с. 10
1. Расскажите, как вы понимаете: что такое язык и что такое речь? Какое значение язык и речь имеют в жизни человека?
Язык — орудие, средство общения. Это система знаков, средств и правил говорения, общая для всех членов данного общества. Это явление постоянное для данного периода времени.
Речь — проявление и функционирование языка, сам процесс общения; она единична для каждого носителя языка. Это явление переменное в зависимости от говорящего лица.
Зачем человеку речь? Чтобы иметь возможность беспрепятственно выражать свои мысли, эмоции, настроение вслух, отдавать их окружающим. Речь применяется везде, во всех сферах жизни. Куда бы человек ни отправился, с кем бы ни вступал в контакт, ему потребуется знание языка как инструмента взаимодействия.
2. Почему родной язык надо хорошо знать и хорошо им владеть? Каким языком, кроме родного, вы хотели бы овладеть? Почему?
Вместе с первым словом в человеке зарождается его родной язык. Русский язык — это государственный язык, на нём говорят все народы, который живут в Российской Федерации.
Русский язык — это часть нашей культуры, богатство и достояние народа.
3. Прочитайте. Как вы понимаете значение пословиц? В каких случаях жизни они могут быть использованы?
Видна птица по перьям, а человек по речам. Птицу судят по оперению, а человека — по словам.
Много сказано, а послушать нечего. Наговорил много, я смысла не донёс.
Не стыдно молчать, коли нечего сказать. Лучше промолчать, чем говорить о том, о чём не имеешь понятия.
4. Прочитайте. Назовите сказку. К кому обращается с речью старший богатырь?
…Старший молвил: «Что за диво!
Всё так чисто и красиво.
Кто-то терем прибирал
И хозяев поджидал.
Кто же? Выдь и покажися,
С нами честно подружися.
Коль ты старый человек,
Дядей будешь нам навек.
Коли парень ты румяный,
Братец будешь нам названый.
Коль старушка, будь нам мать,
Так и станем величать.
Коли красная девица,
Будь нам милая сестрица».
«Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях». Богатырь обращается к царевне.
«Что за диво!
Всё так чисто и красиво.
Кто-то терем прибирал
И хозяев поджидал.
Кто же? Выдь и покажися,
С нами честно подружися.
Коль ты старый человек,
Дядей будешь нам навек.
Коли парень ты румяный,
Братец будешь нам названый.
Коль старушка, будь нам мать,
Так и станем величать.
Коли красная девица,
Будь нам милая сестрица».
Речь можно назвать красивой, потому что она культурная, вежливая.
Диво, терем, румяный, братец, красная девица, милая сестрица.
Что такое язык и каковы его основные функции
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Поскольку мы живем в социуме и активно общаемся между собой, каждый из нас понимает, что такое язык.
Но при этом даже лингвисту трудно дать четкую трактовку этому термину. Поэтому данный термин имеет огромное количество определений. И каждое из них может считаться правильным.
Сегодня поговорим об общепринятом значении слова, о признаках и функциях языка.
Что такое язык
Если открыть толковый словарь, энциклопедию или – на худой конец – Википедию, можно увидеть, что лексема «язык» имеет много специфических значений – от устаревшего обозначения этноса до части ледника или слоеного кондитерского изделия.
Подключив элементарное образное мышление, догадываемся, что основных значений два: во-первых, это подвижный мышечный орган в ротовой полости, во-вторых,
«Язык – это система словесного выражения мыслей, обладающая определенным звуковым и грамматическим строем и служащая средством общения (что это такое?) в человеческом обществе».
Такое определение дает Большой академический словарь. В контексте данной статьи нам важна именно вторая трактовка. Впрочем, оба значения связаны между собой метонимически (по смежности). Что интересно, эта тенденция прослеживается не только в русском, но и во многих других языках, по крайней мере индоевропейских (ср. испанское la lengua).
Большинство остальных значений слова образовались как метафора к первому (это касается и ударной части колокола, и детали обуви, и прочих схожих элементов).
Признаки языка
Широкое трактование языка как семиотической системы позволяет ввести в его рамки многое:
общепринятое использование жестов («язык жестов»), крики животных для общения между собой, любую другую систему знаков.
Все это в какой-то мере справедливо. Но в узком значении специалисты характеризируют только язык человеческий. И он имеет такие ключевые признаки:
Расширяемость и предрасположенность к языку
Каждый язык имеет потенцию к расширению ради наименования всех явлений, которые окружают сейчас и будут окружать человечество в будущем.
При этом новые синтагмы укладываются в существующие модели. Об этом доступно рассказывает известный современный лингвист Татьяна Владимировна Черниговская:
В связи с ненаследуемостью может быть поднята тема родного языка.
Некоторым кажется, что ребенок рождается с генетической предрасположенностью к своему национальному наречию. Однако это не так.
Да, малыш как губка впитывает то, что слышит от родителей и прочих людей, которые его окружают. Но это всё же изучение.
Многочисленные исследования, бесчеловечные опыты прошлого, примеры детей-маугли и усыновленных в младенчестве ребят доказывают, что генетика в данном случае не важна.
Функции языка
Трудно переоценить значимость языка в нашей жизни. Как существо социальное, человек будет сильно ограничен, если не сможет пользоваться речью. Ярче всего о значимости языка говорят его основные функции:
Мировые языки (как английский, испанский, русский) используются для интеграции планетарного сообщества, для достижения всеобщего взаимопонимания. В то же время национальные языки играют роль в дифференциации – в обособлении и единении народа.
Такие функции выделяет Т.В.Жеребило. Они признаны большинством лингвистов. Остальные функции (к примеру, экспрессивную или эмотивную) относят к вариантам и стилям языка.
Тема, заданная в названии этой статьи, глубока и обширна. Ученые не одно тысячелетие бьются над разгадкой тайны языка как явления. И каждое из открытий и систематизаций только удаляет от нас секрет этого феномена.
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru
Эта статья относится к рубрикам:
Комментарии и отзывы (1)
Есть язык, а есть диалект. Например, американский английский и британский английский нельзя рассматривать как два разных языка, хотя между ними существенная разница. Потому что американец и британец без особого труда друг друга поймут.
Какую роль играет язык в жизни человека
Содержание статьи
Главное отличие человека от животного в наличии второй сигнальной системы. Вторая сигнальная система – это речь. Язык – система знаков и звуков, свойственная определенной этнической группе или народу для передачи речи. Все это давно известные факты. Таким образом, язык – это главное достояние человека, то, что позволяет ему не только воспринимать окружающую действительность, реагировать на нее, но и передавать эту реакцию окружающим, а также анализировать полученную информацию и пользоваться теми знаниями, которые люди уже получили до него.
Но если попробовать сказать проще о значении языка в жизни человека, получится примерно следующее.
Язык помогает нам мыслить
Способность к мышлению формируется у человека в детстве. Сначала новорожденный малыш видит предметы, фиксирует их в своем сознании, учится узнавать их и отличать друг от друга по форме, цвету, другим признакам. Этот доречевой этап развития мышления длится очень недолго.
Постепенно, слыша названия предметов и явлений, ребенок учится сопоставлять увиденное с тем, каким сочетанием звуков обозначает его взрослый. Он усваивает слова! Пока еще не умея произносить их, он уже уверенно отличает их на слух и уверенно показывает пальчиком стол или маму, когда его об этом просят. Но такое понимание речи свойственно и животным.
Дальше начинается освоения слов, их грамматических форм, появляется навык построения предложений. Ребенок уже выражает словом свои эмоции, желания, старается передать мысли. Когда этот этап завершен, можно сказать, что человек овладел языком.
Взрослому свойственно абстрактное мышление. Это значит, что он мыслит словами. Любая идея, эмоция, образ получает в человеческом сознании словесное выражение. Даже созерцая абстрактную картину, мозг бессознательно подбирает для облегчения ее восприятия знакомые понятия, то есть слова.
Видя любой предмет или явление, люди привычно подбирают слово для его обозначения, а если не знают точно, как он называется, находят похожие понятия и определения. Чувствуя что-то, человек более или менее четко формулирует это словами. И чем лучше у него это получится, тем более полно осознает он свое чувство.
Язык – средство общения
Не владея языком, общаться с себе подобными чрезвычайно сложно, даже невозможно. Это очень четко чувствует человек, помещенный в абсолютно чуждую языковую среду. Так, сложно иностранцу объясняться с местным населением, если язык данной страны не знаком ему даже отдаленно.
Но не только в повседневном общении люди используют язык. Посредством языка происходит общение поколений. Письменные источники доносят до современных людей знания, опыт, чувства и мысли тех, кто жил совсем недавно или многие поколения назад. Если меняется язык, то такой диалог становится уже крайне затруднителен: человеку из века XXI уже чрезвычайно сложно понять, что хотел выразить автор литературного произведения, написанного тысячу лет назад, даже если оба они – представители одного народа.
Язык – носитель национальной культуры
Считается, что человек принадлежит к тому народу, на языке которого он думает. И это мнение не случайно. Язык, его звуковой строй, система значений слов, их строение, способы образования тесно связаны с культурой и традициями народа-носителя языка.
Говорят, что европейцу сложно понять представителя славянского народа – не потому ли, что их языки не являются близкородственными? А менталитет народов Дальнего Востока столь загадочен не по той ли причине, что слишком сильно различие в языке? Не случайно считается, что понять менталитет чужой нации можно, изучив ее язык. Поэтому можно сказать, что язык – средоточие души народа, его духа и сути.
Расскажите как вы понимаете что такое язык и что такое
Язык как система знаков
Фердинанд де Соссюр (1957-1913), великий швейцарский лингвист, оказавший огромное влияние на лингвистику XX века, предложил свою знаковую теорию языка. Ниже излагаются основные положения этого учения.
Язык можно сравнить с другими системами знаков, такими, например, как азбука для глухонемых, военные сигналы, формы учтивости, символические обряды, оперение самцов, запахи и т.д. Язык только наиважнейшая из этих систем.
Американский семиотик Чарльз Моррис (1901-1979), последователь Чарльза Пирса, выделял три раздела семиотики:
Некоторые системы знаков
Семафорная азбука, принятая на флоте
Знаки Зодиака
Языковой знак
Обе эти стороны знака имеют психическую сущность, т.е. идеальны и существуют только в нашем сознании.
Акустический образ по отношению к понятию в некоторой степени материален, так как он связан с реальным звуком.
Доводом в пользу идеальности знака служит то, что мы можем говорить сами с собой не двигая ни губами, ни языком, произносить звуки про себя.
Знаковая теория предполагает 4 компонента процесса обозначения.
В нижеследующем примере участвуют следующие компоненты:
Деревья могут быть разными, нет двух абсолютно одинаковых берез, произносим слово дерево мы тоже все по-разному (разным тоном, с разным тембром, громко, шепотом и т.д.), пишем также различно (ручкой, карандашом, мелом, разным почерком, на пишущей машинке, компьютере), но двусторонний знак в нашем сознании у всех одинаков, так как он идеален.
Английские лингвисты Чарльз Огден (1889-1957), Айвор Ричардс (1893-1979) в 1923 году в книге «Значение значения» (The Meaning of Meaning) наглядно представили знаковое отношение в виде семантического треугольника (треугольника референции):
Основание треугольника изображено прерывистой линией. Это означает, что связь между словом и предметом не обязательна, условна, и она невозможна без связи с мыслью и понятием.
Функции языка
Основные функции языка следующие:
Коммуникативная функция
Язык как средство общения между людьми. Это основная функция языка.
Мыслеформирующая функция
Язык используется как средство мышления в форме слов.
Когнитивная (гносеологическая) функция
Язык как средство познания мира, накопления и передачи знаний другим людям и последующим поколениям (в виде устных преданий, письменных источников, аудиозаписей).
Функции речи
Наряду с функциями языка существуют и функции речи. Роман Осипович Якобсон (1896-1982), русский и американский лингвист (это о нем писал Маяковский в стихотворении о Нетте, пароходе и человеке: …«напролет болтал о Ромке Якобсоне и смешно потел, стихи уча…») предложил схему, где описаны факторы (компоненты) акта коммуникации, которым соответствуют отдельные речевые функции языка.
Примером акта коммуникации может служить начало романа в стихах «Евгений Онегин», если лектор его декламирует студентам: «Мой дядя самых честных правил, когда не в шутку занемог…»
Отправитель: Пушкин , Онегин, лектор.
Получатель: читатель, студенты.
Сообщение: размер стиха (четырехстопный ямб).
Контекст: сообщение о болезни.
Коммуникативная (референтивная) функция
Соответствует контексту, который понимается как предмет сообщения, иначе называемый референтом. Это функция передачи какого-либо сообщения, ориентации на контекст сообщения. В процессе коммуникации она самая важная, так как передает информацию о предмете. В тексте эту функцию подчеркивают такие, например, фразы: «как сказано выше», «внимание, микрофон включен» и различные ремарки в пьесах.
Экспрессивная (эмотивная) функция
Соответствует отправителю, т.е. отражает отношение говорящего к высказываемому, прямое выражение чувств отправителя. При использовании экспрессивной функции важно не само сообщение, а отношение к нему.
Ф.М. Достоевский в «Дневнике писателя» описывает случай, когда пятеро мастеровых содержательно поговорили, произнеся поочередно с разной интонацией одну и ту же нецензурную фразу.
Эта функция заметна в анекдоте, где отец жалуется на невежливость сына в письме: «Мол, написал: „Папа, вышли денег.“ Нет, чтобы „Папа, вышли денег“ (с просительной интонацией)».
Адресант и отправитель не всегда могут совпадать. Например, у индейского племени чинуков слова вождя перед народом повторяет специально выделенный служитель.
Поэтическая (эстетическая) функция
Подобные стихи писали К. Бальмонт , В. Хлебников
, О. Мандельштам
, Б. Пастернак
и многие другие поэты.
Эстетическая функция часто используется и в художественной прозе, а также в разговорной речи. Речь в таких случаях воспринимается как эстетический объект. Слова принимаются как что-то или прекрасное или безобразное.
Долохов в романе «Война и мир» с явным удовольствием произносит слово «наповал» об убитом не потому, что он садист, а просто ему нравится форма слова.
У Чехова в рассказе «Мужики» Ольга читала Евангелие, и многого не понимала, но святые слова трогали ее до слез, а слова «аще» и «дондеже» она произносила со сладким замиранием сердца.
Апеллятивная (директивная) функция
Соответствует получателю сообщения, на которого ориентируется говорящий, пытаясь тем или иным образом воздействовать на адресата, вызвать его реакцию. Грамматически это часто выражается повелительным наклонением глаголов (Говори!), а также звательным падежом в архаичных текстах (человече, сыне), например в молитве на церковнославянском : «Отче наш, иже еси на небеси …Хлеб наш насущный даждь нам днесь.»
Фатическая функция (контактоустанавливающая)
В языке для этих целей имеется большое количество фраз-клише, которые используются при поздравлениях, в начале и конце письма, причем они, как правило, не несут буквальной информации.
«Дорогой сэр! Я считаю, что вы подлец и негодяй, и отныне порываю с вами полностью и окончательно.
С уважением, Ваш мистер Пампкин.»
Часто, когда мы не знаем, о чём говорить с человеком, но молчать просто неприлично, мы говорим о погоде, о каких-либо событиях, хотя нас они могут и не интересовать.
Мимо нас к реке идет односельчанин с удочкой. Мы обязательно скажем ему, хотя это очевидно: «Что, на рыбалку?»
Все эти фразы легко предсказуемы, но их стандартность и легкость использования позволяют установить контакт и преодолеть разобщенность.
В одном из её рассказов есть прекрасный образец фатической беседы двоих влюбленных, которым слова практически не нужны.
Наименее болтливы в этом отношении индейцы чинуки. Индеец мог прийти в дом к другу, посидеть там и уйти без единого слова. Уже сам факт, что он потрудился прийти, был достаточным элементом общения. Не обязательно беседовать, если нет нужды что-либо сообщать. Налицо отсутствие фатического общения.
Метаязыковая функция
Соответствует коду, т.е. предметом речи служит сам код. Это язык о «языке». Метаязыковая функция предполагает проверку канала связи, выясняется, понятен ли язык, особенно в разговоре с иностранцами. При этом часто прибегают к толкованиям слов и выражений («Вы понимаете, что я имею в виду?», «Что вы хотите сказать?»). Метаязыковую функцию выражают, например, вводные клише: «так сказать», «как говорят хиппи». Кавычки тоже отражают эту функцию. Эта функция реализуется в высказываниях о языке, лекциях по языкознанию, в грамматиках, словарях и т.д.