Рассмотрите рисунок 258 и выясните где и чем определены границы биосферы
Биосфера и ее границы (3 фото)
История термина «биосфера»
Ж. Б. Ламарк в 1802 году назвал биосферой совокупность всех живых организмов Земли.
Э. Зюсс в 1875 году ввел термин «биосфера» — тонкая пленка земной поверхности, населенная жизнью.
В. И. Вернадский в 1919 создал учение о биосфере, в нем:
«Биосфера — «область жизни», включающая живые организмы и среду их обитания; особая оболочка Земли, в пределах которой проявляется геологическая деятельность живого населения планеты».
Ноосфера (по Вернадскому) — сфера человеческого разума.
Границы биосферы
Верхняя граница в атмосфере: 15 — 20 км.
Она определяется озоновым слоем, задерживающим коротковолновое ультрафиолетовое излучение, губительное для живых организмов.
Нижняя граница в литосфере: 3,5 — 7,5 км.
Она определяется температурой перехода воды в пар и температурой денатурации белков, однако в основном распространение живых организмов ограничивается вглубь несколькими метрами.
Нижняя граница в гидросфере: 10 — 11 км (Марианская впадина).
Определяется дном Мирового океана, включая донные отложения.
Ту часть биосферы, в которой в настоящее время постоянно встречаются живые организмы, называют эубиосферой, ее границы несколько уже.
Таким образом, биосфера включает в себя часть атмосферы, гидросферы и литосферы.
Биомасса биосферы
Общая сухая биомасса биосферы оценивается в 2,5 x тонн. Большая часть этой биомассы приходится на наземные экосистемы, биомасса океана составляет лишь около 0,003 x тонн. Основную часть биомассы суши составляют наземные растения, их биомасса примерно в 500–1000 раз больше, чем биомасса животных. Из всех видов диких животных, по-видимому, наибольшей биомассой обладает морской рачок Euphausia suberba (150 млн. тонн), но общая биомасса одомашненного человеком крупного рогатого скота (Bos taurus) еще больше — 520 млн. тонн, как и самих людей — 350 млн тонн. Большой биомассой обладают муравьи (3 млрд тонн) и морские рыбы (800 — 2000 млн. тонн), но это группы животных, включающие множество видов. Общая биомасса наземных растений — 560 млрд. тонн, морского фитопланктона и растений — 5 — 10 млрд. тонн, наземных животных — 5 млрд. тонн.
Наибольшая концентрация биомассы на границах сред:
граница литосферы и атмосферы;
граница гидросферы и атмосферы (планктонные организмы);
граница литосферы и гидросферы (бентосные организмы).
Первичная биомасса образуется автотрофами (обычно растениями) в процессе фотосинтеза с использованием солнечной энергии. Поэтому минимальная биомасса наблюдается в пустынях и во льдах, что связано в первую очередь с минимальным количеством растений в качестве источника прироста биомассы.
Структура биосферы
1.Живое вещество — вся совокупность тел живых организмов, населяющих Землю. Масса живого вещества сравнительно мала и оценивается величиной 2,4 — 3,6 x тонн (в сухом весе) и составляет менее одной миллионной части всей биосферы (около 3 x тонн), которая, в свою очередь, представляет собой менее одной тысячной массы Земли. Однако именно эта часть биосферы является наиболее важной, т. к. активно участвует в биогеохимических циклах и преобразует неживое вещество Земли.
2. Биогенное вещество — осадочные породы, состоящие из продуктов жизнедеятельности живых организмов или представляющие собой их разложившиеся остатки (известняки, ракушечные породы, горючие сланцы, ископаемые угли, нефть и др.).
3. Косное вещество — вещество, образующееся без участия живых организмов.
4. Биокосное вещество — вещество, которое создается одновременно живыми организмами и косными процессами. Таковы почва, ил, кора выветривания и т. д.
5. Радиоактивные вещества и продукты их распада, а также атомы, непрерывно образующиеся из земного вещества под влиянием космических излучений.
6. Вещество космического происхождения (метеориты).
Рассмотрите рисунок 258 и выясните где и чем определены границы биосферы
ГДЗ по Биологии. 9 класс. Рабочая тетрадь. Пасечник, Швецов
Chudo | Дата: Четверг, 22.01.2015, 16:09 | Сообщение # 46 | ||
Тренировочные задания (Глава 5). Выберите один правильный ответ из четырех предложенных А1. Организмы, производящие органическое вещество в экосистеме, называются А2. Конкуренция в экосистеме смешанного леса существует мжду А3. Вертикальную пространственную структуру биоценоза дубравы отражает А4. Определите верно составленную пищевую цепь А5. Из перечисленных животных наибольшее количество пищи по сравнению с собственным весом требуется А6. Взаимовыгодные отношения видов в биоценозе – это А7. Правило конкурентного исключения Гаузе справедливо А8. Примером сукцессии является 1) зарастание водоема Установите соответствие между содержимым первого и второго столбца В1. Установите соответствие между группами организмов, образующих звенья пищевой цепи, и их функций в экосистеме. Функции в экосистеме А) разрушают органическое вещество Установите последовательность биологических процессов, явлений, практических действий. В2. Установите последовательность процессов смены биоценозов. А) старица реки
| Биосфера. Среды жизни. 167. Дайте определение понятия. Биосфера – оболочка Земли, заселенная живыми организмами, находящаяся под их воздействием и занятая продуктами их жизнедеятельности; «пленка жизни»; глобальная экосистема Земли. 168. Рассмотрите рисунок, изображающий строение биосферы. Объясните, что определяет верхнюю (для атмосферы) и нижние (для литосферы и гидросферы) границы биосферы. Верхняя граница в атмосфере: 15—20 км. Она определяется озоновым слоем, задерживающим коротковолновое ультрафиолетовое излучение, губительное для живых организмов. Нижняя граница в литосфере: 3,5—7,5 км. Она определяется температурой перехода воды в пар и температурой денатурации белков, однако в основном распространение живых организмов ограничивается вглубь несколькими метрами. Граница между атмосферой и литосферой в гидросфере: 10—11 км. Определяется дном Мирового Океана, включая донные отложения. 169. Заполните таблицу. Приспособленность организмов различным средам жизни | Круговорот веществ в биосфере. 170. Дайте определение понятий. Круговорот веществ – это повторяющиеся процессы превращения и перемещения веществ в природе, имеющие более или менее циклический характер. 171. Заполните таблицу. Биологическое значение организмов в биогеохимических циклах 172. Как вы думаете, к каким последствия может привести накопление углекислого газа в атмосфере и что может быть причиной данного явления? Повышение содержания углекислого газа в атмосфере может привести к «парниковому эффекту» в результате преобразования световой энергии в теплоту. Парниковый эффект – это повышению на поверхности земного шара средней температуры на несколько градусов С. Это, в свою очередь, может привести к затоплению суши. 173. Выскажите предположение, к каким последствиям может привести вмешательство человека в биогеохимические циклы? Человек в своей хозяйственной деятельности использует почти все элементы. Он производит удобрения, что не только загрязняет биосферу, но и происходят изменения в цикле биогенов. Люди добывают полезные ископаемые, образуя большие пустоты, которые могут вызывать затопления, землетрясения. Уничтожая леса, человек увеличивает вынос нитратов с этой территории. Производятся пластмассы, которые не перерабатываются в биосфере. Техногенные продукты, поступающие в биосферу, перегружают её. Такая хозяйственная деятельность человека приводит к качественным изменениям в биохимической цикличности природных процессов. Необходимо больше внимания уделять природоохранным мероприятиям, созданию малоотходных технологий, разумному использованию биогеохимических циклов. | Тренировочные задания (Глава 6). Выберите один правильный ответ из четырех предложенных. А1. Учение о биосфере создал А2. Область распространения жизни на нашей планете составляет оболочку Земли, которая называется А3. Среда жизни, характерная для человека А4. Различные виды деятельности человека, изменяющие условия обитания живых организмов, называются 1) Антропогенным фактором. Выберите три правильных ответа из шести предложенных В1. К сокращению числа видов растений в лесу могут привести следующие антропогенные факторы 1) Бесконтрольная вырубка деревьев В2. В чем сходство природной и искусственной экосистем? 2) Наличие цепей питания |
Chudo | Дата: Четверг, 22.01.2015, 16:13 | Сообщение # 50 | ||||||||
Развитие эволюционного учения. 174. Дайте определение понятий. Эволюция – естественный процесс развития живой природы, сопровождающийся изменением генетического состава популяций, формированием адаптаций, видообразованием и вымиранием видов, преобразованием экосистем и биосферы в целом. Биологическая система – биологическая структура, представляющая собой единство закономерно расположенных и функционирующих частей. Естественный отбор – процесс, посредством которого в популяции увеличивается число особей, обладающих максимальной приспособленностью, в то время, как количество особей с неблагоприятными признаками уменьшается. Искусственный отбор – выбор человеком наиболее ценных в хозяйственном или декоративном отношении особей животных и растений для получения от них потомства с желаемыми свойствами. 175. Запишите основные положения теории Чарлза Дарвина. 1. Организмы изменчивы. Трудно найти такое свойство, по которому особи, принадлежащие к данному виду, были бы полностью тождественны. 2. Различия между организмами, хотя бы частично, передаются по наследству. 3. Теоретически популяции растений и животных стремятся размножиться в геометрической прогрессии, и теоретически любой организм может заполнить Землю очень быстро. Но этого не случается, так как жизненные ресурсы ограниченны, и в борьбе за существование выживает сильнейший. 4. В результате борьбы за существование происходит естественный отбор – выживают особи с полезными в данных условиях свойствами. Выжившие передают эти свойства своему потомству, то есть свойства эти закрепляются в череде последующих поколений. 176. Назовите основные отличия эволюционной теории Ж. Б. Ламарка от теории Ч. Дарвина. | Изменчивость организмов. 177. Дайте определения понятий. Изменчивость организмов – свойство организмов приобретать новые признаки, отличающие их от других организмов того же вида. Генотип – это набор генов организма, знающий особенности его развития. Фенотип – это комплекс свойств и признаков организма, т. е. результат реализации его генетической программы в конкретных условиях жизни. Генофонд – сумма всех генотипов, представленных в популяции. 178. Заполните таблицу.
| Борьба за существование. Естественный отбор. 179. Когда Ч. Дарвин сформулировал положения своей теории, ученые еще не знали о генах, хромосомах, механизмах наследственности. Запишите основные положения теории Чарлза Дарвина, исходя из современных научных знаний. 1) Изменчивость фенотипов влияет на выживаемость и успешность размножения организмов; 2) Изменчивость фенотипов наследуема, по крайней мере, частично; 3) Те признаки, благодаря которым успешность размножения организмов возрастает, с течением времени закрепляются в генофонде популяции. 180. Заполните таблицу. Формы борьбы за существование 181. Заполните таблицу. Сравнительная характеристика естественного и искусственного отбора
| Формы естественного отбора. 182. Заполните таблицу. Характеристика форм естественного отбора
| Видообразование. 183. Дайте определения понятий. Репродуктивная изоляция – утрата способностей особей из разных популяций свободно скрещиваться друг с другом. Микроэволюция – это совокупность эволюционных процессов на популяционном уровне, протекающих внутри вида. Ареал – область распространения на земной поверхности систематические группы живых организмов или сообщества. 184. Рассмотрите в учебнике схему географического видообразования. Как вы думаете, при каких условиях будут происходить изменения, представленные на рисунках Б-Г? Заполните таблицу. | Макроэволюция. 185. Дайте определение понятий. Макроэволюция – это процесс формирования крупных систематических единиц: из видов — новых родов, из родов — новых семейств и т. д. Филогенетический ряд организмов – ряды видов, последовательно сменявших друг друга в процессе эволюции различных групп растений и животных. 186. Объясните, почему наиболее убедительные доказательства макроэволюционных процессов дают нам палеонтологические данные. По остаткам палеонтологических данных реконструируют внешний облик вымерших организмов, узнают о животном и растительном мире прошлого, составляют филогенетические ряды. При построении таксономических систем учитываются признаки родства групп организмов как с ныне живущими группами, так и с уже вымершими. В целом, родословное древо отчетливо показывает общий характер макроэволюции: совершенствование организации организмов от более простой к более сложной, дивергентный (проявляющийся в расхождении признаков) и приспособительный характер эволюции. 187. Как вы думаете, почему невозможно построить филогенетические ряды для всех эволюционных ветвей? Изучение ископаемых форм дает неполную картину эволюции флоры и фауны. Большинство останков состоит лишь из твердых частей организмов: раковин, костей и др., окаменелости, сохранившие следы нор и ходов древних животных. Далеко не всегда удается найти промежуточные формы: две трети всех ранее существовавших организмов утрачены для науки. Те животные, которые не имели твердого скелета, зубов и иных образований, навсегда вымерли, исчезли с лица Земли, и след их невозможно найти, а облик – невозможно составить. | Основные закономерности эволюции. 188. Заполните таблицу. Типы эволюционных изменений 189. Рассмотрите в учебнике рисунок, иллюстрирующий пример конвергентной эволюции. Выскажите предположение о причинах того, что хордовые животные, относящиеся к разным классам, имеют сходное морфологическое строение. Неродственные виды (на рис.) становились все более и более похожими друг на друга в процессе эволюции. Это результат приспособлений к сходным условиям внешней среды – крупные водные животные приспособились к быстрому плаванию. 190. Заполните таблицу. 191. Ниже перечислены эволюционные изменения строения и жизнедеятельности организмов: А) появление процесса фотосинтеза; Выпишите буквы, которыми обозначены перечисленные изменения, в соответствии с их принадлежностью к основным направлениям эволюции. Ароморфозы: А, Б, В, Г | Тренировочные задания (Глава 7). Выберите один правильный ответ из четырех предложенных. А1. Ч. Дарвин утверждал, что приспособления организмов – это результат действия А2. Первую эволюционную теорию создал А3. Внутривидовую борьбу за существование можно наблюдать между А4. При искусственном отборе, в отличие от естественного, А5. Совокупность всех генотипов, представленных в популяции, называют А6. Неядовитая бабочка-стеклянница имеет желто-полосатую окраску брюшка, как шершень. Это пример А7. Об образовании двух новых видов можно говорить, если между популяциями возникла А8. Сходство зародышей на ранних стадиях развития у разных групп животных можно рассматривать как А9. Первые земноводные – стегоцефалы – произошли от Выберите три правильных ответа из шести предложенных В1. Искусственный отбор, в отличие от естественного 1) Осуществляется человеком В2. К палеонтологическим доказательствам эволюции относят 2) Отпечатки растений на пластах каменного угля В3. К факторам эволюции относят 2) Мутационный процесс Установите соответствие между содержанием первого и второго столбцов В4. Соотнесите перечисленные характеристики с видами изменчивости, для которых они характерны А. наследственная 1. определенная Установите последовательность биологических процессов, явлений, практических действий. В5. Исходя из гипотезы А. И. Опарина о происхождении жизни, последовательно появились А. пробионты
| Гипотезы возникновение жизни на Земле. 192. Заполните таблицу. Основные гипотезы возникновения и развития жизни 193. Объясните, почему с логической точки зрения не существует противоречия между научным и религиозным объяснением возникновения жизни. Главный принцип научного метода – «ничего не принимай на веру». Логически не существует противоречия между научным и религиозным объяснением возникновения жизни, так как эти две сферы мышления взаимно исключают одна другую. Процесс Божественного сотворения мира мыслится как имевший место лишь единожды и поэтому недоступный для исследований. Наука занимается только теми явлениями, которые поддаются наблюдению и исследованиям. Следовательно, гипотезу Божественного сотворения мира с научной точки зрения нельзя ни доказать, ни опровергнуть. 194. Приведите полученные экспериментальным путем доказательства, свидетельствующие в пользу гипотезы биохимической эволюции. 195. Как вы думаете, какая проблема является наиболее сложной в вопросе о возникновении жизни? Наиболее сложен для объяснения вопрос: как в процессе химической эволюции произошло объединение двух функций – каталитической, присущей белкам-ферментам, и информационно-генетической, которую выполняют ДНК. Только в этом случае может произойти скачок от неживого к живому. 196. Как вы думаете, почему ученые считают, что открытия, сделанные при изучении РНК, могут дать ключ к решению проблемы возникновения жизни. РНК обладает «генетической памятью», а также каталитической активностью и способностью к саморепродукции в отсутствии белковых ферментов. Возможно, эволюция шла в направлении РНК – белок – ДНК. 197. Изучите текст учебника и рисунок, иллюстрирующий основные этапы развития жизни на Земле. Заполните таблицу. Основные этапы развития жизни
| Развитие жизни на Земле. 198. Заполните таблицу Эволюция органического мира 199. Приведите примеры основных ароморфозов растений и охарактеризуйте их роль в эволюции. 200. Приведите примеры основных ароморфозов животных и охарактеризуйте их роль в эволюции. Четырехкамерное сердце и полное разделение кровотока, шерстный покров, матка и внутриутробное развитие, конечности под туловищем, наружное ухо, потовые железы, дифференцированные зубы, диафрагма, выкармливание детенышей молоком; у рыб хрящевой скелет заменяется костным – появляются черепахи, крокодилы и др.; возникают первые млекопитающие и костистые рыбы. 201. Как вы думаете, почему млекопитающие не могли занять господствующее положение сразу после возникновения? Млекопитающие не могли конкурировать с хищными динозаврами и другими пресмыкающимися на протяжении мезозоя и активно ими истреблялись. Только после практически полного вымирания большинства рептилий млекопитающие смогли широко распространиться по Земле. 202. Докажите на примерах сопряженность эволюции растений и животных на протяжении развития жизни на Земле. Появление фотосинтеза – возникновение аэробных организмов.
|