Расставил приоритеты что это
Как расставить приоритеты
Рецепт безумия довольно прост: разделяйте внимание на несколько дел и будьте в постоянном напряжении от накопившихся задач. Именно так теряется чувство контроля, что пагубно сказывается на физическом и психическом здоровье. Что же нужно делать, чтобы не быть придавленным обломками незавершенных дел? Один из самых лучших способов — научиться расставлять приоритеты.
Это важное умение, потому что без него мы склонны идти по пути наименьшего сопротивления. Самые сложные, важные, неприятные дела отодвигаются на задний план. Между тем мы занимаемся чем-то веселым и легким. Это приводит к сильнейшему стрессу в итоге: падение самооценки, потеря самоуважения, осознание бесцельно проведенного времени.
С высокой долей вероятности вы занимаетесь делами из многих областей за день: здоровьем, обучением, работой, семьей. И это не говоря о том, что хочется хоть немного повеселиться. А когда дел много, то самое сложное, но и важное, это понять, что делать в первую очередь.
Изучение своей жизни
Прежде чем расставлять приоритеты нужно обрести контроль над ситуацией и временем, а для этого необходимо выяснить, что происходит в жизни.
Как вы проводили свое время последний месяц?
Чтобы изменить свое отношение ко времени, нужно оценить его. Запишите все, чем занимались в последние недели.
Сколько времени вы уделяете каждой области жизни? Ответ на этот вопрос поможет понять, каковы ваши приоритеты прямо сейчас.
Оцените, насколько вы удовлетворены тем, как проводите свое время.
Подумайте о самых важных областях своей жизни: карьере, отношениях, личном развитии, финансах, здоровье, семье.
Оцените каждую область с точки зрения того, насколько она важна для вас. Используйте шкалу с 1 до 10, где 1 — совершенно не важна, а 10 — жизненно важна.
Теперь оцените свои успехи по каждой из областей. Насколько вы удовлетворены тем, сколько времени тратите на нее? От 1 до 10.
Изучите те сферы, которые вы оценили от 8 до 10. Если существуют разрывы в 2 или более баллов между важностью области и удовлетворенностью ею, это говорит о плохом балансе. Вы тратите время не на то, что важно.
Установите новые приоритеты, чтобы делать больше важных дел.
Третий шаг: выяснить, какие поступки, действия и задачи отсутствуют в вашей жизни. Запишите, что приходит на ум, когда вы читаете следующие вопросы:
Запишите свои действия в том порядке, который наиболее важен. Это ваш новый список приоритетов.
Подробнее остановимся на этом шаге.
Как расставить приоритеты
Мы оснастим вас несколькими простыми, но эффективными методами для расстановки приоритетов. Они помогут принимать правильные ежедневные решения и станут интересными мысленными упражнениями.
Метод первый: через год
Допустим, у вас есть три возможных пути развития событий в жизни, пойти вы можете только по одному. Как можно принять правильное решение?
При столкновении с трудным выбором, представьте свою жизнь через 12 месяцев. Вы на год старше, достигли некоторых своих целей и оглядываетесь на сегодняшний день. Отстранитесь от настоящего со всеми его заботами и проблемами. Что вы делали? Что пошло не так, а что получилось? Какая деятельность помогла быстрее реализовать самые важные цели?
Простой пошаговый процесс этого метода:
Представляя себя через год (пять, десять лет), можно взглянуть на свою жизнь с совершенно другой стороны. Вы, скорее всего, поймете, что работает, а что нет. Используя эту информацию, можно изменять свои приоритеты и выбирать более эффективные варианты.
Метод второй: обратное мышление
Обычно при расстановке приоритетов вы сталкиваетесь со списком дел и пытаетесь выяснить, что из этого более важно. Но не с методом «Обратное мышление».
Нужно начать с задачи, которую вы считаете своим главным приоритетом. Например, завершить проект до конца дня. Таким образом, приоритет №1 — завершить проект. Чтобы убедиться, что эта задача действительно самая важная, начните сравнивать ее с другими, которые входят в главный список.
Предположим, приоритет №2: просмотреть все показатели бизнеса и при необходимости настроить расписание.
Думая о долгосрочных вознаграждениях и влиянии каждого вида деятельности, сравните их возможные результаты и убедитесь, что приоритет №1 действительно важнее №2. Например, работа всей компании и ваша премия зависит от того, завершите ли вы проект. Таким образом, выяснив, что менее важно для вас, можно определить и то, что более важно.
Метод третий: сбалансированная система показателей
Этот метод (Balanced Scorecard) упоминается в 4000 книгах, представленных на сайте Amazon. Это, как минимум, указывает на то, что он достоин внимания.
Самое большое преимущество этого метода заключается в его способности определять действия и цели, которые приносят наибольшую ценность в нескольких областях. Если вы не знаете, какая задача представляет самую существенную пользу на нескольких уровнях, достаньте ручку и бумагу и запишите следующее. Но прежде подумайте о своих целях и ожидаемых результатах. Установите реалистичные ожидания в соответствии со своим набором навыков и количеством доступного времени.
Шаг первый: укажите свои цели.
Выясните, что действительно важно для успеха. Составьте список целей и ожидаемых результатов, которых вы хотели бы достичь к концу дня, недели или месяца.
К примеру, в качестве менеджера проекта вы можете быть заинтересованы в следующих целях: завершить проекты А и Б, увеличить продуктивность, увеличить ежемесячный доход.
Шаг второй: обрисуйте все свои задачи.
Чтобы найти задачи с наивысшей пользой, сначала необходимо определить все свои приоритеты. Создайте таблицу с целями и задачами, которые подпадают под каждую деятельность.
Цель: завершить проект А. Деятельность: встретиться с командой, создать план действий для нее, отслеживать результаты их работы.
Цель: увеличить продуктивность. Деятельность: улучшить свое расписание, встретиться с командой и ознакомить их с ним, убрать ненужные задачи или отдать на аутсорсинг наименее важные, проанализировать, какие дела занимают больше всего времени.
Шаг третий: создайте сбалансированную систему показателей для приоритетов.
Если у вас четыре главные задачи, нарисуйте четыре пересекающихся круга и напишите название своих целей в каждом. Затем оцените, какие действия приводят к дублированию пользы, то есть помогают достичь нескольких целей одновременно.
Например, встреча с клиентом может привести к ускоренному процессу работы над проектом и увеличению ежемесячного дохода. Анализ работы вашей команды приводит к повышению производительности и более быстрому завершению проектов.
«Двух зайцев одним выстрелом» — это выражение как нельзя лучше подходит этому методу. Применяйте его во всех сферах своей жизни и вы увидите, что одна задача может влиять на несколько из них. Чем более вдумчиво вы будете анализировать, тем более точно станете расставлять приоритеты.
Метод четвертый: матрица Кови
Вероятно, вы уже слышали и читали о матрице, но ее нельзя не включить в наш список: слишком уж этот метод хорош. Он помогает и в расстановке приоритетов и в снижении уровня стресса. Когда вы понимаете, что делаете все правильно, напряжение уходит.
Известный писатель по личностному росту Стивен Кови предлагал разделить лист бумаги на четыре секции, нарисовать линию поперек и линию сверху вниз. Подумайте о том, какими делами занимаетесь в последнее время и поместите их в один из четырех квадрантов:
Большинство своих дел надо держать в квадранте «важные и не срочные» и не допускать их перехода в «важные и срочные». А неважные срочные и не срочные надо жестко фильтровать, от многого отказываться.
Простая мысль, к которой подводит нас матрица Кови — в важных делах нельзя допускать завалов и авралов. Это чревато ошибками, упущениями, конфликтами и может негативно сказываться на жизни. Проанализируйте свою жизнь: что из важного станет срочным совсем скоро? Список может содержать десятки разных дел. Это то, что нужно планировать и к чему стоит приступать уже сейчас.
Метод пятый: ABCDE
Мотивационный спикер Брайан Трейси очень любит простые и эффективные методики. Его главное кредо: думай, планируй и работай быстрее. Этот подход он использует в своей стратегии под названием ABCDE.
Вот как это работает: выпишите на лист бумаги все дела, которые вам нужно выполнить за ближайший месяц. Одно это уже поможет почувствовать облегчение, потому что видеть список целей перед собой — это значит убрать туман из головы.
Дальше присвойте задачам статус.
Задачи А — наиболее важные.
Это самые важные дела, которые имеют значительные последствия для вашей судьбы. Может быть, они не особо приятные, но их необходимо выполнить — и чем раньше, тем лучше.
Если вы не выполните эти задачи, то потеряете деньги, здоровье, близкого человека, может быть даже свою жизнь. Говоря словами самого Трейси — это «лягушки», которых нужно съесть. Это те дела, которые надлежит выполнять в первую очередь.
Если у вас есть много задач А, нужно и их разделить по приоритетамь. Теперь самое главное дело будет выглядеть как А-1, второе по важности А-2, далее А-3 и т.д.
Задачи B имеют меньшие последствия.
Выполнение задач типа В тоже имеет незначительные последствия. Можно ли ими пожертвовать? Все зависит от ситуации. Например, если у вас есть задача А, но на данный момент ею нельзя заниматься, тут же принимайтесь за В. И наоборот, не стоит заниматься прокрастинацией и самообманом, если задача А может быть выполнена сейчас.
Если у вас висит незавершенный проект, который повлияет на вашу судьбу, то не стоит заниматься уборкой до момента, пока он не будет завершен.
Задачи С не имеют последствий.
Задачи типа С — это то, что было бы неплохо сделать, но что не имеет никаких последствий, независимо от того, делаете вы это или нет. К примеру: звонок другу. Такая деятельность никак не влияет на вашу жизнь.
Нельзя выполнять задачи типа С, если остаются А или В.
Задачи D можно делегировать кому-нибудь.
Задачи D можно безболезненно поручить кому-нибудь другому. Это помогает высвободить больше времени на задачи А.
Простой пример: пригласить уборщицу вместо того, чтобы заниматься наведением порядка самому.
Задачи E нужно убрать из списка дел.
Задачи типа Е — вовсе не задачи. Сплетни, видеоигры, социальные сети, бесцельный серфинг — все то, что никак не влияет на вашу жизнь и на что не следует тратить время при наличии более важных задач. Их можно заменять типом С — вместо соцсетей позвоните другу.
Дополнительные советы
Составьте список важных дел.
Это очень полезная практика. Нужно составить два списка.
Первый: дела, представляющие общую картину. Например, изучение английского языка, прочтение трех книг по общению с людьми и введение советов в жизнь, создание стартапа.
Второй: то, что нужно делать каждый день. Это могут быть повторяющиеся занятия: зарядка, чтение, медитация.
Важно разбить дела из первого списка на составляющие и начинать их выполнять. Параллельно следите за тем, чтобы задачи из второго списка также были выполнены. Баланс — это то, что позволит вам жить полноценной жизнью.
Выясните, каковы ваши главные ценности и принципы.
Ценности и принципы — это те правила, в соответствии с которыми люди живут. Они особенно пригодятся, когда вы сталкиваетесь со сложной жизненной ситуацией. Например, поступить честно или бесчестно в бизнесе? Ваши моральные принципы помогут ответить на этот вопрос.
Принципы и ценности хороши еще и тем, что позволяют посмотреть на общую картину. Порой мы так сосредоточены на деталях, что не понимаем, что и зачем делаем.
Выясните, какие у вас самые затратные привычки в плане времени.
Почти каждый человек занимается чем-то таким, что высасывает время. У него есть оправдание: я много работал, а теперь отдыхаю. Но разве просиживание в социальных сетях — это отдых? От этой привычки многие люди получают стресс.
Составьте список «пожирателей» времени. Выясните, сколько часов они отнимают ежедневно. А в неделю? Это бесценное время можно потратить на что-то более важное. Например, на задачи типа А по методике Брайана Трейси.
Найдите цели для своих приоритетов.
Если у вас есть цель, привязанная к приоритету, то работать над ее достижением будет гораздо легче. Чем они отличаются? Например, вашим приоритетом может быть общение с людьми, потому что вы застенчивы. А целью может стать прочтение книг по коммуникации, посещение мероприятий, знакомство с определенным человеком.
Используйте напоминания.
Пожалуй, это самый эффективный совет, к которому нужно прислушаться сразу после того, как вы расставили приоритеты. Он позволяет придерживаться и не забывать о них. Ведь как часто вы пробовали что-то ввести в свою жизнь и постепенно забывали об этом? Начинали бегать каждый день, через неделю бегали уже 3 дня в неделю, а через месяц лежали на диване и думали, что какой там бег, вы и так сильно устаете?
Напоминайте себе каждый день о том, в чем состоят ваши приоритеты. Набор разноцветных стикеров стоит копейки, а пользу может принести неоценимую. Расклейте их по своей квартире, используйте напоминания на телефоне или ноутбуке, бомбардируйте свою психику этой информацией и не дайте себе о ней забыть.
Книги
Расстановка приоритетов — процесс, который требует развития многих навыков. Необходимо научиться искусству тайм-менеджмента, уметь составлять списки и многое другое. Вот список книг, которые будут полезны на старте:
Что такое жизненные приоритеты и правила их расстановки
Рано или поздно в жизни человека встаёт вопрос приоритетов. Он закладывается с детства, а со временем может корректироваться. Это зависит от множества показателей, и зачастую приводит индивида в тупик. Как более подробно разобрать понятие приоритета и научиться самостоятельно их расставлять?
Жизненные приоритеты
В первую очередь стоит начать в определения самого понятия. Что психологи и люди понимают под определением “жизненные приоритеты” и что они из себя представляют.
Что это такое
На самом деле, если разбирать само понятие “приоритеты”, то можно бесконечно рассуждать, задевая разные отрасли жизни человека. Но если говорить именно о жизненных приоритетах, то это самая обширная сфера, выявляемая психологами. Это подразумевает все сферы жизни человека, которые так или иначе важны для него.
Как правило, эти сферы у всех одинаковые:
Их может быть больше или меньше, в зависимости от самого человека и его сфер деятельности. Человек расставляет эти сферы жизни по важности. То есть у кого-то на первом место может быть учёба и саморазвитие, финансовая независимость, а у кого-то семья и дети. У каждого они индивидуальны и подравнять их под какой-то стандарт нельзя.
Справка! Но в зависимости от приоритетов определяют тип личности человека.
То есть, если у человека на первом месте стоит семья, его выбор всегда будет в пользу семьи и её создания. Он будет стремиться к созданию очага, в ущерб другим сферам.
Способы определения базовых жизненных ценностей
Далеко не все знают, что у них в приоритете. Из-за этого сложно сделать правильный выбор и принять решение. Как определить свои базовые потребности и приоритеты?
Психологи советуют воспользоваться самой банальной схемой. Взять лист бумаги, и выписать все основные сферы жизни в один столбик. Как правило, это делается без какой-либо нумерации.
Далее, гладя на этот список стоит начать анализ своего поведения: в пользу какой сферы человек чаще всего делает выбор. У большинства людей эти приоритеты разные, и есть понятие “неправильной расстановки приоритетов”. Почему оно появляется?
Психология пропагандирует мировоззрение, когда человек ставит своё “я” на первое место (в приделах разумного), но многие ставят себя и свои интересы после интересов близких людей. Это называют токсичной или неправильной расстановкой, которая мешает человеку.
Интересно! В Великобритании учат любить и преподносить свою личность, поэтому местоимение “Я” пишется с большой буквы всегда.
Для того, чтобы пометь свои приоритеты, стоит рассмотреть своё мировоззрение и образ жизни со стороны следующих суждений:
Любой дискомфорт и чувство, что “что-то не так” – это сигнал о недовольстве своей жизнью на фоне неправильной расстановки приоритетов.
Какие базовые ценности стоит внести в список
Для тех, кому сложно определиться со списком основных жизненных приоритетов, стоит воспользоваться базовым списком. Именно он поможет добиться правильной классификации, так как формулировки более общий, но при этом чётко определяющие сферу жизни.
Ценности саморазвития
Как уже говорилось выше, человек должен постоянно развиваться и эволюционировать. Если этого не делать, то общество деградирует. Индивидуальное развитие одного человека – это огромный скачок для всего человечества. Саморазвитие нужно как самому человеку, для баланса личности, так и для общества для его эволюции.
Стоит оценить – насколько важно для человека саморазвитие и принесение пользы всему обществу?
Материальные ценности
Данный пункт не требует дополнительной расшифровки, ведь значение материальных ценностей понятно каждому. Для кого-то брать всё и везде – принципиально важно, а для кого-то духовные ценности на ряд важнее материальных.
Самореализация
Для каждого человека в той или иной степени важно понять и найти своё жизненное предназначение. В чём оно заключается у конкретного человека? Какую пользу он несёт обществу?
Духовные ценности
Это достаточно обширная сфера, которая включает в себя дополнительные предназначения. Что?
Отношения и любовь
Это то, что любят ставить на первое место романтичные натуры, и не приемлет те, для кого важны материальные ценности. Отсюда чаще всего берётся вопрос о том, что важнее любовь или деньги. Каждый ставит эти аспекты на чашу весов и решает для себя, чего хочет от жизни. Счастливой семьи или финансовой независимости.
Нравственные ценности
Это то, что касается совести и отношения человека к другим людям. Ложь, клевета и так далее – это то, что идет на перекор нравственным ценностям. Насколько гни важны для конкретного человека?
Личная радость и отдых
На каком месте в приоритетах стоит личная выгода и отдых? Готов ли индивид порадовать себя, в ущерб другим приоритетам. Простой вопрос: оставить дела на потом и дать себе немного отдохнуть, либо доделать до конца и отдохнуть “когда придётся”.
Здоровье
Как правило, данный аспект нужно ставить один из первых. Логика проста – если человек не будет иметь крепкого и стабильного здоровья, то остальные пункты приоритетов практически бессмысленны.
Семейные ценности
Отчасти можно отнести к любви и построению ячейки общества. Насколько человеку важно состояться семьянином? Готов ли он пожертвовать личными интересами, чтобы угодить близким и родным. Как правило здесь понимают семью, не как маму и папу, а как супруга и ребёнка.
Моральные ценности
Сможет ли человек из личной выгоды обмануть и подставить другого? Это напрямую зависит от моральных ценностей и их места в приоритетах.
Почему важно правильно расставить приоритеты
Правильное расставление поможет человеку в жизни. Им не будут пользоваться другие, более сильные личности, поскольку он способен противостоять давлению со стороны. Кроме того, расстановка приоритетов поможет решать какие-то вопросы на данном этапе жизни.
Главное – понимать, что у человека не могут быть всю жизни одни и те же приоритеты, они могут изменяться со временем. Главное – это обратить внимание, когда в жизни что-то не так и перейти на более правильную расстановку жизненных ценностей.
Критерии приоритетности
Для более простой расстановки можно воспользоваться базовыми критериями распределения:
Какие есть основные методы расстановки приоритетов
Способ расстановки также можно разделить на дополнительные подпункты.
Основные правила, по которым расставляют приоритеты
Нет универсального плана, касательно жизненных ценностей. Каждый человек решает сам, что для него важнее. Но психологи рекомендуют ответить на ряд вопросов для более верной расстановки:
Совет! Некоторые советую переходить из крайности в крайность, например, “готов ли человек отказаться от собственного здоровья, ради денег или семьи”.
Нужно научиться здраво оценивать свои силы и мысли. Только правильный подход к расстановке жизненных ценностей поможет человеку в жизни.
5 шагов, которые позволят правильно расставить приоритеты в твоей жизни
Ты никогда не задумывался, почему, пока некоторые люди, несмотря на все обстоятельства и пережитые неудачи, всё-таки добиваются своего, другие, имея все шансы стать успешными в каком-либо деле, не пользуются своими возможностями? Всё дело в расстановке приоритетов. Те, кто расставил их правильно, вопреки убеждениям окружающих, знают, что любой, даже мизерный, шанс изменить свою жизнь стоит того, чтобы им воспользоваться.
Если ты не знаешь, на что именно тратить свое время и энергию, постарайся прежде всего хорошенько поразмыслить над несколькими вещами, которые помогут тебе найти ответы на главные вопросы.
1. Пойми, что список приоритетов не может быть безразмерным
Нельзя растрачивать себя на всё, что только придет тебе в голову. Другими словами, список твоих приоритетов не сможет вместить неограниченное число позиций. И тебе остается только смириться с этим.
Попробуем привести пример. Представь, что список твоих приоритетов состоит из пяти пунктов. Если ты уже заполнил их, то внести новый пункт окажется невозможным. Единственное, что ты в силах сделать, — вычеркнуть один из прописанных приоритетов и поместить новый на его место. Резюмируем: чтобы добавить новый жизненный приоритет, нередко приходится отказываться от какого-то старого. Невозможно же совмещать одновременно такие вещи, как здоровье и курение, комфорт и карьеру, высокий заработок и вечные развлечения где-нибудь на Лазурном берегу.
2. Осознай, как твои приоритеты расставлены сегодня
Даже если ты никогда раньше не задумывался, как расставить приоритеты, они всё равно есть у тебя. Всё, что ты сейчас имеешь, — это их результат их расстановки. И неважно, осознанно ты это сделал или нет.
Неосознанно ты нередко выставляешь приоритеты, основываясь не на том, что будет нужно и полезно, а на том, что важно для тебя в настоящий момент. Когда ты бесцельно лежишь на диване, для тебя важно лежать. Когда ты поднимаешься рано, для того чтобы совершить утреннюю пробежку, — тебе важно бегать по утрам. В том же случае, когда ты лежишь на диване и думаешь о том, как бы хорошо пойти на пробежку, тебе важно лежать на диване, изображая глубокую озабоченность состоянием своего здоровья.
Научись признавать расставленные тобою же приоритеты — это один из важнейших шагов для того, чтобы построить честный диалог с самим собой. Честно опиши всё, чем владеешь сейчас: семья, друзья, работа, заработок, здоровье, вредные и полезные привычки. Пусть это будет твоей отправной точкой.
3. Проверь, насколько твои приоритеты соответствуют твоим внутренним ценностям
Ценности — это наши желания, которые идут изнутри. Приоритеты же часто оказываются навязанными лишь снаружи. И это действительно важная проблема. Когда твои ценности идут вразрез с приоритетами — как ты думаешь, что происходит? Правильно, ничего хорошего. Ты просто разрываешься между понятиями «это важно для меня» и «это должно быть важно для меня». Как итог — плохое настроение, повышенная тревожность, а в некоторых случаях даже депрессия.
Хочешь узнать свои настоящие ценности — посмотри, на что ты тратишь свое свободное время. Если ты во всеуслышание говоришь о том, как важно читать, подстегиваешь своих знакомых и друзей на занятия спортом, делаешь многочисленные репосты мастер-классов в социальных сетях, но сам предпочитаешь тратить свое время на занятия, не несущие никакой пользы, — вывод очевиден.
Второй вариант проверки ценностей — это твоя энергия. Когда твои приоритеты идут бок о бок с твоими ценностями, происходит то, что многие называют белой полосой в жизни человека. Ты движешься в правильном направлении, поэтому тебе легко добиваться поставленных целей. Если же свою энергию тебе приходится подстегивать различными способами, например при помощи кофеина или обещания развлечений, то стоит проанализировать, действительно ты занимаешься тем, чем хочешь, или ты взялся за дело только потому, что должен этого хотеть.
4. Живи не ради характеристики или резюме
Мы часто рассуждаем о жизни так, будто бы находимся на собеседовании, а напротив нас сидит строгий кадровик. Мы отвыкли говорить простыми словами, совершать простые поступки, помогать окружающим людям. Наша сосредоточенность направлена на достижение качеств, которые можно записать в резюме. Да, они помогают нам завоевывать хорошую репутацию, получать работу мечты и выделяться среди сотни тысяч таких же специалистов, как и мы, но вот только людьми они нас не делают. А ведь именно то, как ты строишь семью, поддерживаешь отношения с друзьями и в общем-то живешь вне рабочего пространства, куда важнее.
Счастье — это не всегда свершения в карьере. Иногда это обыкновенная жизнь с возможностью включения в нее самых близких людей и поддержанием достатка, необходимого для нашего комфорта. Конечно, такой сценарий жизни подходит не всем, но он приземляет нас, для того чтобы мы еще раз оценили свои приоритеты.
5. Включи в список приоритетов отдых и хобби
Обычно в список своих приоритетов мы вписываем хобби в последнюю строчку. Но ведь именно хобби позволяет нам чувствовать себя счастливыми. Хочешь получать удовольствие от жизни — оставь немного времени для того, чтобы иметь возможность заниматься любимым делом каждый день.