Ратха ятра что это

Ратха-Ятра – как проходит Фестиваль колесниц в Индии?

Праздник Ратха-Ятра в Индии называют Фестивалем колесниц, однако такое именование не в полной мере отражает суть торжества. Как и многие другие праздники индийского народа, Ратха-Ятра насыщен старинными ритуалами, имеет древнюю историю и связан с важными символами и обрядами.

Более того, его суть понимают далеко не все туристы, ведь для многих из них Фестиваль колесниц видится просто красочным впечатляющим действом. Чтобы прочувствовать в полной мере атмосферу Ратха-Ятра, нужно постараться максимально близко познакомиться с особенностями верований индийцев и ритуалами праздника. Какой же он – Фестиваль колесниц в прошлом и в наше время?

Происхождение Ратха-Ятры

Фестиваль колесниц – название праздника Ратха-Ятра, причём в нём используется практически дословный перевод с санскрита. Дело в том, что “ратха” на древнем языке означает “колесница”, а “ятра” – “двигаться”.

Когда же впервые стали отмечать Ратха-Ятру, трудно точно сказать. Ведь уже в древнейших текстах Брахма-пураны появляются упоминания о торжестве, шествии колесниц, что проходило на улицах крупных индийских городов.

Ратха ятра что это. Смотреть фото Ратха ятра что это. Смотреть картинку Ратха ятра что это. Картинка про Ратха ятра что это. Фото Ратха ятра что этоРатха-Ятра – масштабный и яркий праздник Индии

Но если история из-за давности времён скрыла от нас особенности первого празднования и его возникновения, то легенды сохранили версии об этом. Согласно одному из преданий, великий правитель Джаганнатха, что являлся одним из воплощений Вишну, решил ежегодно посещать священное место Мандир Гундича.

Вместе со своими родственниками он каждый год отправлялся в долгий путь. Народ, что обожал Джаганнатху, присоединялся к этому шествию.

В итоге парад колесниц стал проводиться регулярно. Несмотря на то, что эту версию происхождения праздника считают лишь одной из легенд о Ратха-Ятре, мне кажется, что так могло быть и в действительности.

Особенности празднования

У Ратха-Ятры нет строго зафиксированной даты. Приверженцы индуизма отмечают праздник согласно собственному календарю и лунному циклу. Обычно Ратха-Ятра попадает на конец июня-начало июля.

Центром празднования уже несколько веков становится город Пури, расположенный в индийском штате Орисса. Именно там расположен крупнейший храм Джаганнатхи. Его статую вместе с идолами прочих божеств находятся внутри храма, однако в день Фестиваля колесниц их можно увидеть на улицах города.

Деревянные скульптуры провозят по улицам. Неслучайно главные колесницы Ратха-Ятры напоминают по своей формы индуистские святилища. По сути, так оно и есть. Каждая колесница – маленький храм, в котором находится свой бог.

Ежегодно множество мастеров трудится над созданием колесниц для празднования Ратха-Ятры. Согласно индийским традициям, после шествия колесницы разбирают, а щепки раздают людям в качестве сувениров.

Индийцы верят, что такой кусочек дерева является крайне ценной вещью, могущественным оберегом. Только представьте: во время Фестиваля колесниц сооружения с богами могут достигать в высоту 13 метров.

Ратха ятра что это. Смотреть фото Ратха ятра что это. Смотреть картинку Ратха ятра что это. Картинка про Ратха ятра что это. Фото Ратха ятра что этоРаха-Ятра хранит массу старинных обычаев

Само шествие также предусматривает проведение определённых ритуалов. Например, перед появлением колесниц раджа города Пури должен подмести золотым веником путь, по которому пройдут “храмы на колёсах”. Каждую колесницу тянут несколько тысяч человек, держась за канаты.

Когда божества прибывают в назначенное место, их оставляют в храме Гундича. Там им меняют одежды, подносят всевозможные дары. По прошествии срока колесницы вновь отправляются в путь – теперь уже обратно в Пури.

Традиции Ратха-Ятры

В наше время считается добрым знаком увидеть скульптуры Джаганнатхи и его соратников. Более того, Ратха-Ятра – единственная возможность осуществить это для тех, кто не исповедует индуизм или не является индусом. Ежегодно на праздник съезжается около полумиллиона паломников из разных уголков Индии и самых разных стран мира.

У каждого дня Ратха-Ятры есть своё символическое значение, с каждым из них связаны особые ритуалы. Например, день, предшествующий выходу божеств их храма для возвращения в родное святилище, считается периодом молодости и обновления.

Ратха ятра что это. Смотреть фото Ратха ятра что это. Смотреть картинку Ратха ятра что это. Картинка про Ратха ятра что это. Фото Ратха ятра что этоРатха-Ятра за пределами Индии – в Перми

Индийцы считают, что так же, как Джаганнатха меняет свой наряд и преображается, могут меняться и люди. Этот день связан с переосмыслением, новыми планами и возрождением.Ратха-Ятра является одним из самых значимых и любимых фестивалей для кришнаитов. Сторонники этого направления индуизма устраивают празднование не только в Пури, но и других индийских городах.

А с середины прошлого века Ратха-Ятра стал проводиться в разных странах Международным обществом сознания Кришны. Сегодня стать участником Ратха-Ятры можно в Америке, Европе, ряде городов России.

Ратха-Ятра – грандиозный фестиваль Индии, что посвящён господу Джаганнатхе и богу Кришне. С этим праздником связано немало интересных обрядов, но даже одно участие в нём в качестве зрителя уже приносит счастье человеку. Ратха-Ятра – торжество, посвящённое силам добра и света. Народ Индии верит, что необыкновенные дни фестиваля наполнены мистической силой и истинным волшебством, что даруют боги нам, людям.

Источник

Ратха-ятра

Ратха ятра что это. Смотреть фото Ратха ятра что это. Смотреть картинку Ратха ятра что это. Картинка про Ратха ятра что это. Фото Ратха ятра что это

Ра́тха-я́тра ( Ratha-yātrā IAST «праздник колесниц») — один из главных праздников в индуизме, связанный с одной из форм Кришны — божеством Джаганнатха. Центральным элементом фестиваля является шествие колесниц с деревянными божествами Джаганнатхи, Баладевы и Субхадры. Фестиваль Ратха-ятры отмечает возвращение Кришны к себе домой во Вриндавану после длительного периода разлуки со своими возлюбленными пасту́шками-гопи.

Основной фестиваль проводится ежегодно в июне или июле месяце в городе Пури штата Орисса. Значительная часть населения Пури тем или иным образом задействована в поклонении Джаганнатхе в древнем храме, который является одним из самых важных мест паломничества в Индии. Согласно легенде, поклонение Джаганнатхе в Пури ведётся уже несколько миллионов лет (с прошлой Кали-юги).

Ратха-ятра регулярно проходит также и в других городах Индии, где есть храмы Джаганнатхи. Начиная с 1960-х годов, благодаря проповеди Бхактиведанты Свами Прабхупады и основанной им индуистской вайшнавской организации «Международное общество сознания Кришны», фестивали Ратха-ятра стали проводиться во многих городах мира за пределами Индии, в том числе в России и на Украине.

Ратха ятра что это. Смотреть фото Ратха ятра что это. Смотреть картинку Ратха ятра что это. Картинка про Ратха ятра что это. Фото Ратха ятра что это

Ратха ятра что это. Смотреть фото Ратха ятра что это. Смотреть картинку Ратха ятра что это. Картинка про Ратха ятра что это. Фото Ратха ятра что это

Содержание

Этимология

Слово ратха — означает «колесница»; слово ятра — «паломничество» или «процессия». Соответственно «ратха-ятра» означает «процессия из колесниц» или «фестиваль колесниц». В литературе индуизма слово «ратха» используется в разных контекстах — например в эпических войнах «Махабхараты» ратхи были основным средством передвижения для воинов.

Фестиваль в Пури

Ратха ятра что это. Смотреть фото Ратха ятра что это. Смотреть картинку Ратха ятра что это. Картинка про Ратха ятра что это. Фото Ратха ятра что это

Ратха ятра что это. Смотреть фото Ратха ятра что это. Смотреть картинку Ратха ятра что это. Картинка про Ратха ятра что это. Фото Ратха ятра что это

Самый крупный фестиваль Ратха-ятры ежегодно проводится в городе Пури, индийского штата Орисса, где находится древний храм Джаганнатхи, являющийся одним из важнейших мест паломничества в индуизме. Обычно деревянные божества Джаганнатхи, Баладевы и Субхадры поклоняются внутри храма, но один раз в год, в день фестиваля Ратха-ятры, их провозят по улице чтобы дать возможность увидеть божества всем желающим. Три огромных, богато разукрашенных колесницы, по своей форме напоминающих храмы, проезжают по улицам Пури. Таким образом ежегодно празднуется возвращение Джаганнатхи, Баладевы и их сестры Субхадры во Вриндаван, который олицетворяет храм Гундича, расположенный в двух километрах от обычного местопребывания божеств — храма Джаганнатхи.

Каждый год для проведения фестиваля строят новые колесницы из особого дерева. После фестиваля колесницы разрушают и раздают щепки в качестве сувениров. Главная колесница Джаганнатхи достигает 13 метров в высоту и имеет 16 колёс диаметром в 2 метра.

Фестиваль начинается с того что раджа города Пури подметает золотым веником дорогу перед колесницами, после чего начинается процессия в которой около 4000 человек тянут каждую колесницу на канатах. Затем на неделю божества оставляют в храме Гундича, где их ежедневно одевают в новые одежды и кормят особыми рисовыми пирогами которые называются падапитха, после чего в подобной же процессии божества перевозят обратно в храм Джаганнатхи.

Каждый год на фестиваль съезжаются около 500 000 паломников со всего мира. Крупнейшие каналы индийского телевидения проводят прямую трансляцию происходящего на фестивале.

В прошлом индусы часто бросались под колёса колесниц, так как считается, что тот кто погибает таким образом — получает освобождение и возвращается в духовный мир.

День фестиваля Ратха-ятры является единственной возможностью для не-индусов и последователей индуизма неиндийского происхождения, которых не пускают внутрь храма, увидеть Джаганнатха.

Значение Ратха-ятры в гаудия-вайшнавизме

Для кришнаитов праздник Ратха-ятры имеет особенное значение, потому что в нём в своё время принимал участие основатель этого движения — Чайтанья Махапрабху. Кришнаиты верят в то, что Чайтанья — это совместная аватара Радхи и Кришны. Чайтанья пришёл в нынешний космический цикл Кали-югу для распространения любви к Богу. Любовь к Богу возможна в состоянии единения с Ним и в состоянии разлуки. Чайтанья пребывает в умонастроении Радхи, которая постоянно чувствует разлуку с Кришной (Джаганнатхой). В этом умонастроении Чайтанья принимал участие в шествии колесниц и танцевал перед божествами на фестивале Ратха-ятры в Пури ежегодно в период с 1516 по 1533 год.

Ратха ятра что это. Смотреть фото Ратха ятра что это. Смотреть картинку Ратха ятра что это. Картинка про Ратха ятра что это. Фото Ратха ятра что это

Ратха ятра что это. Смотреть фото Ратха ятра что это. Смотреть картинку Ратха ятра что это. Картинка про Ратха ятра что это. Фото Ратха ятра что это

Ратха-ятра за пределами Индии

Начиная с 1960-х годов фестивали Ратха-ятры стали обычным явлением во многих крупных городах мира. Они проводятся Международным обществом сознания Кришны.

Первый фестиваль Ратха-ятры за пределами Индии был проведён 9 июля 1967 года в Сан-Франциско по инициативе основателя Международного общества сознания Кришны Бхактиведанты Свами Прабхупады. Спустя несколько лет мэрия города Сан-Франциско объявила Ратха-ятру одним из праздников города.

Фестиваль также ежегодно проводится кришнаитами в таких городах как Лондон, Париж, Нью-Йорк, Лос-Анджелес, Берлин и Амстердам. В России Ратха-ятра регулярно проходит в Санкт-Петербурге, Москве и других городах. [1] [2] [3]

Иллюстрации

Ратха ятра что это. Смотреть фото Ратха ятра что это. Смотреть картинку Ратха ятра что это. Картинка про Ратха ятра что это. Фото Ратха ятра что это

Афиша Ратха-ятры Сан-Франциско 1967 года

Ратха ятра что это. Смотреть фото Ратха ятра что это. Смотреть картинку Ратха ятра что это. Картинка про Ратха ятра что это. Фото Ратха ятра что это

Афиша Ратха-ятры Сан-Франциско 1968 года

Ратха ятра что это. Смотреть фото Ратха ятра что это. Смотреть картинку Ратха ятра что это. Картинка про Ратха ятра что это. Фото Ратха ятра что это

Афиша Ратха-ятры Сан-Франциско 1969 года

Ратха ятра что это. Смотреть фото Ратха ятра что это. Смотреть картинку Ратха ятра что это. Картинка про Ратха ятра что это. Фото Ратха ятра что это

См. также

Примечания

Литература

Ссылки

Полезное

Смотреть что такое «Ратха-ятра» в других словарях:

Ратха Ятра — Статья по тематике Индуизм История · Пантеон Направления Вайшнавизм · Шиваизм Шактизм · Смартизм … Википедия

Ратха-ятра — (санскр. Ratha yâtrâ) главный из двадцати четырех годовых праздников в честь индийского бога Джаганнатха (см.) … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Ратха-йатра — Статья по тематике Индуизм История · Пантеон Направления Вайшнавизм · Шиваизм Шактизм · Смартизм … Википедия

Ятра — (санскр. यात्रा, Yātrā IAST, «путешествие», «процессия») санскритский термин, которым в индуизме называют паломничество в святые места (такие как места слияния священных рек, святые места, ассоциируемые с «Махабхаратой» и «Рамаяной» и… … Википедия

РАТХА — 1) Колесница, на к рой едут боги во время специального храмового праздника ратха ятра ( путешествие на колеснице ). Ярко украшенную Р., на к рую водружены изображения богов (как правило, скульптурные), тянут за канаты многочисленные… … Словарь индуизма

Снана-ятра — Толпа индуистских паломников, собравшаяся в Пури для празднования Снана ятры. Снана ятра индуистский праздник, ежегодно отмечаемый в городе Пури в день полнолуни … Википедия

Чандан-ятра — Чандан ятра ежегодный фестиваль Джаганнатхи, проводимый в Акшая тритья в храме Джаганнатхи в Пури. Содержание 1 Время проведения 2 Внешний чандан … Википедия

Праздник колесниц — Статья по тематике Индуизм История · Пантеон Направления Вайшнавизм · Шиваизм Шактизм · Смартизм … Википедия

Ратхайатра — Статья по тематике Индуизм История · Пантеон Направления Вайшнавизм · Шиваизм Шактизм · Смартизм … Википедия

Ратхаятра — Статья по тематике Индуизм История · Пантеон Направления Вайшнавизм · Шиваизм Шактизм · Смартизм … Википедия

Источник

Ратха Ятра в Индии

Ратха ятра что это. Смотреть фото Ратха ятра что это. Смотреть картинку Ратха ятра что это. Картинка про Ратха ятра что это. Фото Ратха ятра что этоКолесница Бога Джаганнатха

Ратха Ятра (Ratha Yatra, буквально — «парад колесниц») — ежегодный религиозный праздник вывоза Бога Джаганнатха, одной из форм Кришны-Вишну, из храма на гигантской колеснице. Праздник отмечается в месяце Ашадха (июнь-июль). Главное место праздника — храм Джаганнатх (Jagannath) в городе Пура (Puri), расположенном недалеко от Бхубанешвара, столицы штата Орисса.

Ратха Ятра символизирует путешествие Бога Кришны из Гокуля в Матхуру.

Согласно легенде, однажды Бог Джаганнатх выразил свое желание посещать место своего рождения «Гундича Гхар» каждый год.

Согласно другой легенде, его сестра Субхадра хотела посетить Двараку, дом ее родителей, поэтому два ее брата Джаганнатх и Баларама отвезли ее туда в этот день. Согласно «Бхагавата-пуране», в этот день Кришна и Баларама отправились в Матхуру по приглашению царя Кансы, чтобы участвовать в состязании.

В день празднования три огромные колесницы, одна из которых желтого цвета, а две — синего, останавливаются перед храмом, и тогда статуи Джаганнатха, его брата Баларамы и сестры Субхадры размещают в соответствующих им колесницах. Сотни людей запрягаются в колесницы и везут их через весь город.

За колесницами божеств следуют колесницы поменьше, специальные платформы с паломниками, акробатами и гимнастами. На праздник обычно собирается более 200 тысяч человек.

Другие праздники в разделе «Праздники Индии» Ратха ятра что это. Смотреть фото Ратха ятра что это. Смотреть картинку Ратха ятра что это. Картинка про Ратха ятра что это. Фото Ратха ятра что это

Источник

Значение Ратха-ятры

Фестиваль колесниц Радхики

Каково значение Ратха-ятры? Это не фестиваль колесниц Джаганнатхи, это фестиваль колесниц Шримати Радхики. В этом праздновании Радхарани приходит, чтобы вернуть Кришну обратно в Шри Вриндаван.

Не побывав на Ратха-ятре, мы не сможем получить благосклонный взгляд Джаганнатхи. Мы будем обездолены в этом мире страданий. Он благословляет всех, кто попадает под Его взор. Благодаря этому благословению в наших сердцах проявится враджа-раса.

Шримати Радхика пришла вернуть Своего прананатху обратно во Вриндаван. Когда Махапрабху танцевал перед колесницей Джаганнатхи, она медленно двигалась вперед. Когда Махапрабху уходил танцевать позади нее, колесница останавливалась.

Это не праздник Джаганнатхи, это праздник Шримати Радхарани. Это особый секрет, но кто может понять это?

На протяжении Ратха-ятры Шримати Радхарани наблюдает: «Кто присоединяется к этому Моему празднику? У кого есть желание враджа-бхакти? Кто следует Мне?»

сеи та парана-натха паину

яха лаги’ мадана-дахане джхури’ гену

«Наконец Я обрела Властителя Моей жизни, в разлуке с которым Я увядала, сжигаемая Купидоном, богом любви».

Шримати Радхика говорит: «Я с нетерпением жду встречи с Моим возлюбленным. Я зову Его и тяну обратно во Враджа-бхуми, но какие манджари и гопи пришли помочь мне?»

Если мы не идем помогать на этом празднике, Шримати предположит, что мы из Двараки, и поместит нас туда. Она не разрешит нам прийти во Вриндаван.

Этот день – это очень особенное празднование. На него собираются Шримати Радхарани и все Ее последователи, чтобы вернуть Кришну во Вриндаван. Если вы не принимаете участие в этом праздновании, вы станете камнями, как брахмавади. Вы можете достичь Харидвара, но вы никогда не войдете в Шри Враджа-мандалу. Вы можете подойти к дверям Хари, но не сможете войти внутрь.

У Джаганнатха Пури с Враджа-бхуми очень хорошие отношения…

Махапрабху во время Ратха-ятры

Махапрабху посещал Ратха-ятру в обществе Адвайты Ачарьи, Гададхары Пандита, Сварупы Дамодары, Райя Рамананды, Санджая, Мукунды, Васу-гхоша, Сикхи Махити, Мадхави-деви и Харидаса Тхакура. И теперь все гаудии приходят на эту киртану, которую начал Махапрабху. Это не обычная программа киртаны. Линия, в которой мы находимся, не обычная! Мы не простые просители милостыни!

ях каумара-харах са ева хи варас та ева чаитра-кшапас

те конмилита-малати-сурабхаях праудхах кадамбанилах

са чаивасми татхапи татра сурата-вьяпара-лила-видхау

рева-родхаси ветаси-тару-тале четах самуткантхате

«Тот, кто украл мое сердце в юности, теперь снова мой господин. Те же самые лунные ночи месяца Чайтра, то же благоухание цветов малати и тот же сладкий нежный ветерок дует из кадамбовой рощи. В наших близких отношениях я Та же самая Твоя возлюбленная, но все же Я не чувствую здесь счастья. Я жажду вернуться на то место на берегу Ревы, под дерево ветаси. Таково Мое желание».

Понимая сердце Махапрабху, Шрила Рупа Госвами выразил точное значение этого стиха следующим образом:

приях со ‘ям кришнах саха-чари куру-кшетра-милитас

татхахам са радха тад идам убхайох сангама-сукхам

мано ме калинди-пулина-випиная сприхаяти

[Этот стих произносит Шримати Радхарани:] «Моя дорогая подруга, теперь, на поле Курукшетры, я встретила Своего очень старого и дорогого друга Кришну. Я все та же Радхарани, и сейчас Мы снова встречаемся вместе. Эта встреча очень приятна, но все равно Я хотела бы отправиться на берег Ямуны, под сень деревьев. Я хочу услышать вибрацию Его сладкой флейты, играющей пятую ноту в том самом лесу Вриндавана».

Мы должны попытаться понять эти настроения. Гаудии следуют лотосным стопам Шримати Радхарани. Они зовут Ее: «Хе Радхе, Вришабхану-нандини! О, я не могу терпеть разлуку, которую испытываешь Ты!»

Бхактивинода Тхакур поет:

шри кришна-вирахе, радхикара даса, амии то’сахите нари

югала-милана, сукхера карана, дживана чхадите пари

«Мне невыносимо больно видеть несчастное состояние Шри Радхики, когда Она страдает в разлуке со Шри Кришной, и я готов оставить свою жизнь, лишь бы Они снова были вместе».

Шримати Радхика бежит на поиски Кришны. «Где Мой возлюбленный? – восклицает Она. – Как же Мне привести Его обратно во Вриндаван?»

Манджари и сакхи сопровождают Ее, чтобы помочь Ей в этом. Они тянут Кришну во Вриндаван и прячут там, говоря: «Мы не позволим Ему когда-нибудь еще вернуться в Двараку!» Это философия Чайтаньи Махапрабху. Это настроение тех, кто находится в Его линии. Это и есть Ратха-ятра.

Шрила Бхактиведанта Свами Махарадж распространил фестиваль колесниц по всему миру. Это фестиваль Шримати Радхики. Любой, кто участвует в нем, может обрести враджа-прему и поселиться во Враджа-бхуми. Ни один другой процесс не сделает это возможным.

Враджаваси так долго ждали возвращения Кришны. Кришна послал Уддхаву и Баладеву Прабху в Шри Враджа-мандалу с сообщением, что Он скоро вернется. Но Он так никогда и не сделал этого. Тогда Шримати Радхика решила: «Я сама верну Кришну обратно!» Она отправилась на Курукшетру во время солнечного затмения и, увидев Кришну, сказала Ему: «Мы встретились здесь, но Ты несчастлив, и мы тоже несчастливы. Если Ты хочешь быть счастливым, пойдем во Вриндаван».

Борьба с Лакшми-деви

Дайиты – это группа Радхарани. Они приходят, чтобы взять на себя служение Джаганнатхе во время Снана-ятры. Они купают Джаганнатху, приговаривая: «Весь год Тебя не мыли как следует! Маха-лакшми очень ленивая. Она просто выливает один кувшин воды на Твою голову. Пойдем с нами! Мы будем купать Тебя из сотен кувшинов. Потом полубоги будут мыть Тебя с неба».

После омовения Джаганнатхи враджадеви (Дайиты) заводят Его вовнутрь. Джаганнатха говорит Лакшми-деви: «Теперь Я болен и нуждаюсь в лечении». Затем Джаганнатха отправляется в отдельную комнату, где принимает особые лекарства от враджадеви. Лакшми-деви дают образец горького лекарства, чтобы она ничего не заподозрила, но в действительности Джаганнатха вкушает много сладостей и изысканных блюд Враджа. Это продолжается пятнадцать дней.

Спустя пятнадцать дней Джаганнатха обманывает Лакшми-деви: «Теперь Мне нужно на свежий воздух. Пойду-ка я ненадолго в прекрасный сад поблизости». Враджадеви действуют осторожно, чтобы тайно забрать Джаганнатху в Шри Вриндаван. Их имя – дайита-пати, они очень сильные, и внешне кажется, что у них пуленепробиваемые тела, но внутри они очень мягкие и сладкие. Они говорят: «Если Лакшми-деви не дает нам разрешение взять Джаганнатху, мы Его силой заберем, сделав свои сердца колесницами. Как тогда Лакшми удержит нас?»

Субхадра – это Йогамайя. Находясь посередине, она все устраивает. Субхадра, или Йогамайя, дает нам отношения с Господом. Баладева Прабху едет впереди. Он желает всех предложить Джаганнатхе. Он делает всех квалифицированными и посылает их к Субхадре, Йогамайе, а она дает квалификацию для кришна-севы. Поэтому колесниц три. Жизнь того, кто следует враджадеви и празднует Ратха-ятру, понимая все эти сокровенные истины, будет успешна.

Гуру-варга распространяет все это тайное учение.

Источник

Махотсава/Фестивали

/Лекция «Глубинная суть Ратха-ятры» от 26 июня 2001 года, Бирмингем, Англия/

В начале праздника колесниц, Ратха-ятры, Шри Чайтанья Махапрабху возносит молитвы Джаганнатха-деве, но не как Господу Джаганнатхе или Вāсудеве-Кришне, а как Враджендра-нандане Шри Кришне:

джайати джана-нива̄со девакӣ-джанма-ва̄до
йаду-вара-паришат сваир дорбхир асйанн адхармам
стхира-чара-вр̣джина-гхнах̣ су-смита-ш́рӣ-мукхена
враджа-пура-ванита̄на̄м̇ вардхайан ка̄ма-девам

«Господь Шри Кришна известен как джана-ниваса — высшее прибежище всех живых существ, как Деваки-Нандана и Яшода- Нандана — сын Деваки и Яшоды. Вождь рода Яду, Он Своими могучими руками искореняет зло и истребляет грешников. Одним Своим присутствием Он уничтожает все, что приносит несчастье живым существам, движущимся и неподвижным. Его исполненное блаженства улыбающееся лицо неизменно разжигает страсть в гопи Вриндавана. Да будет Он счастлив, овеянный славой!»

Шри Чайтанья Махапрабху молится в настроении Шримати Радхики, которая встретила Кришну на Курукшетре. Гопи везут этого Кришну во Вриндаван, и в таком настроении они украшают Его цветами. Они заставляют Его взять флейту, которую Он оставил во Вриндаване у Своей мамы Яшоды, и вынуждают вставить в волосы павлинье перо. При этом они шепчут Ему на ухо: «Не говори, что Твои отец и мать — это Васудева и Деваки. Не говори, что Ты из Яду-вамши, что Ты Ядава. Говори только, что Ты гопа». И Кришна отвечает: «Хорошо, Я сделаю, как вы просите!»

Шри Чайтанья Махапрабху молится именно в таком настроении. Джайати джана-нивасо деваки-джанма-вадо. В этих словах скрыт очень глубокий смысл. Если бы Шри Чайтанья Махапрабху или Шрила Санатана Госвами объяснили их, они раскрыли бы сотню значений, и каждое последующее было бы глубже и непостижимее предыдущего.

Джайати джана-нивасо. В этой шлоке содержится весь «Шримад-Бхагаватам» во всей его полноте, от начала до конца, и Санатана Госвами цитирует ее в «Брихад-бхагаватамрите». Джана-нивасо означает: «Ты всегда пребываешь в сердце каждого как Параматма». Однако Кришна не может жить как Параматма в сердцах враджаваси. Он должен находиться там в образе Враджендра-нанданы Шьямасундары. Джана также означает ниджа-джана — близкий и дорогой, а потому указывает на ближайших спутников Кришны.

Все враджаваси — это ниджа-джаны Кришны. Он — жизнь Нанды, Яшоды и всех Своих друзей. Он — гопи-дживана, жизнь и душа гопи. И Он радхика-дживанера-дживана — жизнь самой жизни Радхики; Он всегда живет в Ее сердце. Эти отношения взаимные. Он — жизнь враджаваси, но и они точно так же Его жизнь.

Деваки-джанма-вадо. Только матхура-васи и мирские люди могут говорить, что Кришна родился у Деваки. На самом деле так только говорится, а в действительности Он сын Яшоды. Она Его настоящая мать.

Йаду-вара-паришат сваир дорбхир. Яду-вамши — это ниджа-джаны Дваракадхиши-Кришны. Они Его спутники. Кажется, будто здесь описывается Вāсудева-Кришна, и Арджуна, Бхима и другие подобные Его рукам. Вāсудева-Кришна участвовал в войне Махабхараты, сражался в других битвах, с Паундракой-Вāсудевой и всеми другими демонами. Кажется, будто здесь описывается вся дварака-лила, но на самом деле описывается Враджендра-нандана Кришна. Кришна никогда никого не убивал во Врадже. В Его теле содержится Маха-Вишну и все воплощения, и это Они сражались с демонами и убивали их. Вриджина-гхнах стхира-чара. Во Вриндаване просто Своей улыбкой и игрой на флейте Он прогоняет прочь любые трудности и страдания. Но какие же могут быть страдания во Вриндаване? Только чувство разлуки. Помимо этого там не от чего страдать.

В этот стих включены игры на Голоке, во Вриндаване, на Радха-кунде, Шьяма-кунде, раса-лила и все остальные.

стхира-чара-вриджина-гхнах сусмита-шри-мукхена
враджа-пура-ванитанам вардхайан кама-девам

Здесь камадева совсем не означает похоть. Это према. И какая према? Снеха, мана, праная, рага, анурага, бхава и махабхава. Гопи говорят Кришне: «Это Ты». Так, Шри Чайтанья Махапрабху, вложив в эту шлоку весь «Шримад-Бхагаватам», все развлечения Кришны, отдает пранаму и молится.

Как я уже объяснил раньше, Махапрабху очень редко видит Джаганнатху, Баладеву и Субхадру. Когда Он видит их, Его тут же охватывает нестерпимая разлука и Он молится: «Спустя долгое время я встретился с моим дорогим возлюбленным, разлука с которым сжигала мое сердце». Он обращается к Джаганнатхе как к Гопи-бхартух и молится: пада-камалайор даса-дасанудасах. Имя Гопи-бхартух раскрывает отношения Кришны с гопи. Гопи-бхартух — это дорогой возлюбленный гопи, который всегда находится во власти их любви. Махапрабху желает только одного: «Я хочу быть даса-даса-анудасом этого Кришны».

В начале праздника колесниц царь Ориссы Махараджа Пратапарудра начал подметать дорогу. Он был одет как преданный и выглядел очень просто, словно нищий. Он подметал обычной метлой, сделанной из прутьев кокосовой пальмы и украшенной золотом, и, кроме того, розовой водой, киори и другими ароматными жидкостями сам лично увлажнял землю, чтобы пыль с дороги не поднималась. Таковы обязанности подметальщика.

Традиция царей Ориссы подметать дорогу в начале праздника Ратха-ятра древняя, и поэтому за много лет до Махараджи Пратапарудры, его предшественник, царь Пурушоттама-джана, также каждый год подметал дорогу перед Джаганнатха-девой.

Пурушоттама-джана договорился с царем Катака-нагары, что женится на его дочери. Два царя общались друг с другом через посланников, и однажды царь Катака-нагары сообщил Пурушоттама-джане, что хочет встретиться с ним лично. Однако он не назначил точного дня, и позже, без предупреждения, приехал посмотреть своими собственными глазами на его достоинства, увидеть, как он прекрасен и богат. К счастью или к несчастью, это был первый день праздника колесниц, и, переодетый в подметальщика, царь Пурушоттама-джана мел дорогу перед Джаганнатха-девой. Увидев это, царь Катака-нагары очень расстроился, и почувствовал к Пурушоттама-джане своего рода отвращение. Он подумал: «Я считал, что этот царь богатый и достойный жених, а он метет улицы! Я не могу выдать свою дочь за дворника». И он вернулся домой.

Через несколько дней после окончания фестиваля царь Пурушоттама-джана вспомнил о договоренности и удивился, что случилось. Он думал: «Царь Катака-нагары хотел отдать свою дочь за меня замуж. Но от него до сих пор нет никаких известий». Затем он благодаря своим шпионам обнаружил, что царь чувствует к нему теперь отвращение, потому что он подметал дорогу, и больше не желает отдавать свою дочь ему в жены. Из-за этого царь Пурушоттама-джана объявил войну царю Катака-нагары и вторгся в его владения.

Полубог Ганеша был отчасти благосклонен к царю Катака-нагары, и поэтому царь победил Пурушоттама-джану. Расстроенный, Пурушоттама-джана вернулся в Пури. Он пошел в храм Господа Джаганнатхи сказал Ему: «Я служу Тебе, а Ты не помог мне? Он победил меня, потому что ему помогает Ганеша. Я все время помнил Тебя, но Ты не согласился мне помочь. Я умру здесь. Я не буду ни есть, ни пить и умру прямо здесь, перед Тобой, в Твоем храме».

Ночью Джаганнатха-дева пришел во сне к царю Пурушоттама-джане и сказал ему: «Не тревожься. Соберись и вновь напади на владения царя. Мы с Баладевой лично отправимся туда и дадим тебе знак, что Мы рядом. Ты победишь этого царя, и Ганешу, и всех остальных».

На следующий день царь созвал свое войско, своих главнокомандующих и выступил в поход. Когда он приближался к Чилка-Алаланатхе, далеко впереди него верхом на белом и гнедом конях появились два прекрасных юноши.
Они обратились с просьбой к пожилой деревенской женщине, которая несла на голове огромный кувшин пахты:
— Дай Нам, пожалуйста, немного пахты.

Она ответила:
— А вы заплатите? Если заплатите, я дам.

Один из юношей сказал:
— Я могу заплатить. Мы воины и едем сражаться. Сейчас прибудет Мой царь, и он заплатит.
— А как он узнает, что Вы взяли у меня пахту?
— Мы дадим тебе кое-что. Покажешь это царю, и он заплатит.

Женщина отдала Им весь кувшин, Они выпили пахту до дна и были очень довольны.

Кришна, восседавший на гнедом, дал ей Свой прекрасный перстень и сказал:
— Отдай этот перстень царю и скажи ему: «Владелец этого перстня поскакал вперед и сказал, что ты должен заплатить за пахту, которую Он попросил у меня».

Юноши отправились дальше, а через некоторое время появился царь во своей могучей армией. Когда войско приблизилось, женщина начала искать царя.

Она спрашивала всех:
— Где царь? Где царь?

И воины указывали:
— Царь там.

Она подошла к царю и сказала:
— Два твоих воина поскакали вперед. Они взяли у меня горшок с пахтой, выпили все до дна и сказали: «Наш царь заплатит».

На что царь ответил:
— Ни один из моих воинов не ехал впереди нас.

Но женщина настаивала:
— Ехали, ехали. Два прекрасных, сильных юноши.

Царь спросил, чем она может доказать, что это правда, и женщина достала два перстня. На них царь увидел имена: «Джаганнатха Сингх» и «Баладева Сингх» («Сингх» значит «лев») — и подумал: «Я заказал два этих перстня у ювелира, и моя жена подарила их Кришне и Баладеве. Это ведь те же самые перстни! Кришна и Баладева специально так устроили, чтобы я знал: Они здесь, со мной! Уж на этот раз я, несомненно, завоюю этого царя». И Пурушоттама-джана несказанно обрадовался.

Так он напал на царство своего «врага» и победил все его войско. Он силой забрал дочь этого царя, его роскошную золотую симхасану (трон) и Ванда-Ганешу (Ганешу-обманщика). Он схватил самого царя, но затем милостиво отпустил его и сказал: «Я не убью тебя». Затем он завоевал Видьянагару и с позволения Божества Сакши-Гопала привез Его в Катаку.

После этого царь привез девушку в Пури и решил: «Я не женюсь на ней. Я отдам ее своему подметальщику». И когда он уже собирался выдать ее замуж, все советники царя обратили внимание, что девушка рыдает: «Он отдает меня подметальщику!» Они были очень добры, успокоили ее и сказали царю: «Не торопись. Когда будет подходящее время, на следующем празднике колесниц, выдашь эту девушку за своего подметальщика».

На следующий год вновь был праздник колесниц и вновь Пурушоттама-джана подметал дорогу перед колесницей. Именно в это время все советники царя вдохновили девушку подойти к нему и сказать: «Я хочу замуж за этого самого подметальщика». Советники и наставники царя обратились к нему: «Как замечательно. Ты подметальщик, а эта девушка будет женой подметальщика. И мы это одобряем». Девушка расплакалась, и царю пришлось взять ее в жены. А родился у них Махараджа Пратапарудра.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *