Ратраки что это такое
Как выбрать ратрак
Ратрак – снегоуплотнительная машина, основа конструкции которой схожа с трелевочным трактором на гусеничном ходу
Выбор ратрака следует делать с учетом предполагаемых условий эксплуатации. Разберем на примере разных снегоуплотнительных машин PistenBully, какую модель лучше использовать в той или иной ситуации.
ДЛЯ КРУТЫХ ГОРНЫХ СКЛОНОВ
Если нужно подготовить снежную трассу с крутыми склонами большой протяженности, рассмотрите машины PistenBully серии 600. Сюда входят модели с такими характеристиками:
Помимо этого, для работы на крутых склонах используются машины PistenBully 400 W/400 Complete. Они уступают по мощности предыдущим моделям, но при этом отличаются меньшей шириной отвального ножа, более компактными размерами и лучшей экономичностью. За счет этого их используют для менее высокогорных и крутых горнолыжных трасс.
ДЛЯ СНОУПАРКОВ
В последнее время повышается количество фанпарков. Они становится все популярнее не только среди профессионалов, но и среди любителей. В связи с данной тенденцией владельцы горнолыжных курортов создают зоны отдыха, включающие трассы для людей разного уровня подготовки.
Для обустройства сноупарков используются ратраки PistenBully серии 100/400/600 Park. Эта снегоуплотнительная техника комплектуется двигателем мощностью в 252–520 л. с. Внушительный набор функций, большое количество дополнительного оборудования, высокое тяговое усилие – все это создает широкие возможности для строительства сноупарков, позволяя шейперам реализовать любые задумки.
Помимо серии 400 Park, склоны для сноубордистов обустраиваются посредством модели 100 Park. Эта наиболее компактная модель для сноупарков в линейке производителя. Ее используют при возведении трасс для сноукросса. Благодаря ее размерам фанпарк может быть спроектирован и построен более компактно.
ДЛЯ РАБОТЫ НА КРЫТЫХ ПЛОЩАДКАХ
Крытые горнолыжные комплексы позволяют получать удовольствие от катания на лыжах, сноубордах и санях круглогодично, благодаря чему подобные площадки широко востребованы.
Применение ратраков в помещениях допускается только при условии соблюдения требований к уровню шумовых нагрузок и экологичности отработанных газов. В линейке производителя есть серия машин, применяющаяся для работы в крытых комплексах – Indoor.
В конструкции этих машин присутствуют высокопроизводительные глушители, которые сводят к минимуму уровень рабочих шумов, а также вспомогательная система фильтрации, обеспечивающая высокую степень очистки выхлопных газов. Серия Indoor включает два ратрака: с индексом 400 и 100. Первая модель применяется для объемных площадок, а вторая подойдет в том случае, если нужно подготовить небольшой крытый комплекс.
ДЛЯ БЕГОВЫХ ЛЫЖНЫХ ТРАСС
Раньше трассы для лыжных гонок готовили на снегоходах. С появлением снегоуплотнительных машин PistenBully все стало намного проще. Помимо стандартного отвала и фрезы, на эти ратраки можно установить лыжнепрокладчики. Эти насадки состоят из двух платформ для прокладки лыжни с возможностью регулировки расстояния между ними. Наиболее высокопроизводительные модификации серии Nordic комплектуются дополнительными фрезами, позволяющими прокладывать высококачественные лыжные трассы в самых неблагоприятных условиях.
Помимо всего прочего, в линейке PistenBully есть суперэкономичные модели – PAANA. Их используют для прокладки трасс на равнинной местности или с небольшим уклоном.
Теперь, зная как выбрать ратрак, вы легко подберете модель, которая оптимально подойдет под заданные условия. Если же у вас остались вопросы, задайте их нам и получите исчерпывающие ответы.
Ратраки — оборудование для и ухода и подготовки лыжни
Лыжная трасса своими руками действие увлекательное и трудоемкое. Подразумевает уплотнение снега на определенном участке местности для прогулок или соревнований. Разнообразие моделей и марок специального оборудования позволяет подготовить трассу качественно и в короткие сроки. Самый же распространенный и простой способ надеть лыжи и проложить ее самостоятельно.
Устройство и история техники
Ратрак самоходный транспорт на гусеничных лентах, разработанный на основе конструкции трактора. Используется для прессовки снега на лыжных трассах и горнолыжных склонах, транспортировки пассажиров и грузов, спасательных операций в труднопроходимых местах.
Считается, что машина сконструирована американцем Эммитом Траком в 1930 году. Первый транспорт был на двух гусеницах и трёх лыжах и предназначался для перевозки людей по глубокому снегу. В 1951 году тем же изобретателем запатентован вездеход на четырёх гусеницах. И только гораздо позже транспортное средство приспособили для трамбовки снега на горнолыжных курортах Америки.
На европейском континенте в качестве снегоуплотнительного оборудования ратраки появились незадолго до VIII зимних Олимпийских игр 1960 года. Первым горнолыжным курортом, использовавшим американскую технику Эммита Трака для подготовки своих склонов, стал Куршевель. Несколько позже, но всё в тех же 60-х годах, австро-швейцарская компания «Ratrac» выпустила машину «Ratrac-S», давшую название транспортным средствам, используемым для ухода за лыжными трассами и склонами. В 80-х годах в СССР на базе львовского СКБ «Спортмаш» под руководством Сырцова Валерия Дмитриевича были созданы три типа ратраков. До 90-х годов выпущено 40 машин, а затем проекты закрылись, объединение перестало существовать.
Современное производство
Лидирующими компаниями по выпуску ратраков на мировом рынке являются:
Эксплуатация снегопрессующей техники
Помимо уплотнения, современные машины выполняют функции уборки, распределения снежной массы, выглаживания и выравнивания склонов, прокладки прогулочных трасс и лыжни, возведения пайпов и трамплинов, создания фигур в сноупарках, перевозки пассажиров и грузов.
Важно! По требованиям техники безопасности горнолыжникам во время работы оборудования доступ к спортивным объектам закрыт, во избежание несчастных случаев.
Характеристики ратраков
Ратраки для подготовки трасс для беговых лыж
Транспорт для прокладки маршрутов не отличается разнообразием:
Если есть технические знания и практика, то можно сделать ратрак для лыжных трасс своими руками, используя детали от разных марок автомобилей.
Высокая стоимость специального оборудования ограничивает массовое применение этих машин на прокладке трасс. Более приемлемый вариант техники снегоход с широкой и длинной гусеницей и двумя лыжами впереди. Например, российские: «Буран», «Тайга», импортные: «Ямаха», «Артик КЭТ», «Полярис».
Оборудование для подготовки лыжных трасс своими руками
В этой категории оснащения применяют прицепные устройства:
При подготовке новой лыжной трассы обязательно учитывают некоторые правила:
Важно! Запрещено прокладывать лыжню через берега рек, каналов, балок, оврагов, автомобильное и железнодорожное полотно, через плохо замерзшие водоемы.
Важно! При подъемах и спусках лыжня не может проходить по косогору и включать возвышенности круче 20°.
Профессиональные маршруты оборудуют исходя из сложности гонок, территории, подготовки спортсменов. Преимущественно по заросшей деревьями и кустарником территории.
Подготовка лыжных трасс приспособлениями занимает значительное количество времени и сил. Немаловажны и финансовые вложения. Но этот труд приносит удовольствие и радость, когда видишь счастливые глаза людей, чувствуешь их признательность и благодарность.
Наша история: Первый советский ратрак
Ратрак, или снегоуплотнительная машина — незаменимый помощник при подготовке горнолыжных склонов и трасс для беговых лыж. В настоящее время абсолютное большинство техники, используемой на территории бывшего СССР — импортного производства. Мало кто знает, что 30 лет назад в нашей стране уже делали свои собственные ратраки. Эти практически уже утраченные страницы нашей истории я и хочу вам показать.
Все началось в городе Львов в семидесятых годах прошлого века с человека по имени Валерий Дмитриевич Сырцов. Работая конструктором и увлекаясь горными лыжами, инженер начал у себя дома самостоятельно проектировать снегоуплотнительную машину, которая позволила бы готовить склоны не только в его родных Карпатах, но и по всему союзу — на Кавказе, за Уралом…
Но одних эскизов и даже чертежей было недостаточно. Как запустить производство? В советское время это было возможно только после решения правительства. Сырцову удалось донести информацию о своих разработках до руководства Комитета по физической культуре и спорту при Совете Министров СССР (Спорткомитет СССР).
В те годы эта организация полностью контролировала все, связанное со спортом в стране — от руководства физическим воспитанием в стране, до проведения соревнований, от координации планов производства спортивных товаров до строительства спортивных сооружений. Другими словами, ни один товар спортивного назначения не мог бы появиться на свет без одобрения Спорткомитета.
В Спорткомитете идея и напор конструктора понравились. Львовскому ГСКБ по автопогрузчикам, в котором работал Сырцов, было предложено внести эту тему в производственный план. Но руководителям ГСКБ эта идея не понравилась. Усилия Сырцова позволили преодолеть и эту стену.
В 1979 году по указанию Спорткомитета в Львове был открыт конструкторский отдел московского института ВИСТИ — Всесоюзного проектно-технологического и экспериментально-конструкторского института по спортивным и туристским изделиям. Сырцов получил реальное поле для реализации своих идей, хотя на первых порах за красивой вывеской скрывался простой подвал. Впрочем, скоро Сырцов и команда добились строительства опытного производства и инженерного корпуса. Так было создано СКБ «Спортмаш», амбициозной целью которого было разработать и построить советский ратрак, не уступающий лучшим мировым аналогам.
Это была непростая задача. Неправ тот, кто считает, что ратрак — это просто снежный трактор. Чтобы понять это, достаточно просто прочесть эту заметку из журнала «Техника молодежи» за 1979 год, в которой описан ратрак Pisten Bully.
Резинометаллические гусеницы с широкими алюминиевыми лезвиями, гидростатическая трансмиссия с двумя насосами, снежная фреза… И все это — при сохранении относительно небольшого веса самой машины. Но все эти трудности не пугали советских инженеров.
Пресса поддерживала команду Сырцова. «Ждем советский ратрак!» — пишет «Техника молодежи» в 1980 году. Но до реального воплощения идеи было далеко…
«Прежде чем начать общее проектирование, мы совместно с рядом НИИ разработали специальные шины, алюминиевые грунтозацепы, специальные резино-тканевые ленты для гусениц, с заводом КАМАЗ доработали двигатель.» — говорит Сырцов. «Разработали гидростатическую трансмиссию, технологию изготовления кабины из стеклопластика, применили сварку трением и многое другое.»
В своей работе инженеры столкнулись с очевидными трудностями, характерными для любого опытного производства в советское время. Комплектующие отпускались только по разнарядкам, отсутствовала возможность выбора двигателей, гидроузлов и так далее.
Поэтому первый ратрак из Львова (и первый в СССР!) был не очень похож на красивые западные ратраки.
Но, несмотря на кабину от «головастика» «УАЗ», начинка была по тем временам современной — гидравлическая трансмиссия, дизельный двигатель, резинометаллические гусеницы, разработан отвал и фреза с гидроприводом.
В течение восьмидесятых годов львовскими инженерами были разработаны три типа ратраков.
Тяжёлая машина — для подготовки горных трасс со специальным двигателем КАМАЗ, развивающим 220 л.с. Все узлы машины были отечественными. Средняя — универсальная, с двигателем Д-80 минского завода (80-100 л.с.) и легкая — для прокладки трасс для беговых лыж, с 60-ти сильным двигателем «Дойц».
Сырцов не скрывает, что при создании своих машин он изучал опыт зарубежных фирм, в частности «Кассборер». Поэтому неудивительно, что львовские машины напоминали Pisten Bully даже внешне. Но только команде советских инженеров было известно, каких усилий стоило создать подобную машину в Советском союзе, да еще малыми силами…
Тем временем в СКБ разрабатывались новые перспективные модели ратраков ПБ-100 и ПБ-200.
Более современные конструкции были выполнены в объёме дизайнерских проработок.
За время работы СКБ СПОРТМАШ было изготовлено до 40 снегоуплотнительных машин разных типов, кроме лёгкой.
Также планировалось создание на базе ратраков транспортных средств для нужд народного хозяйства, особенно для северных районов, для строительства ЛЭП, прокладки трубопроводов и так далее. Эти работы были выполнены в объёме эскизных проектов.
Интерес к данной технике со стороны нефтяников, пожарных, и т.д. был огромен, и выражался в сотнях машин. Примечательно, что большинство узнало о ратраке из уже упомянутого номера «Техники молодежи» за март 1982 года.
Идею поддерживало и министерство геологии, отмечающее отсуствие отечественных аналогов разработок Сырцова.
Казалось бы, это прекрасный шанс! Но увы, этим планам не суждено было сбыться…
Наступили девяностые годы. Организация была продана, коллектив уволен, оборудование ликвидировано, конструкторско-технологическая документация — опыт тяжелейшей десятилетней работы — оказалась никому не нужна. Из четырех десятков выпущенных машин, на ходу осталось всего несколько единиц. Например, одна из машин работает в Карпатах, еще одна — на Камчатке.
Однако 76-ти летний Валерий Дмитриевич не теряет веры в дело всей своей жизни.
По словам инженера, у него сохранилась и часть документации по ратракам, и команда единомышленников. А это значит, что у команды энтузиастов еще есть хоть и призрачный, но шанс, что их многолетний опыт проектирования снегоуплотнительной техники еще будет востребован.
Текст: Артем Ачкасов, фото из личного архива В.Д. Сырцова. Автор выражает благодарность Алексею Миронову из компании Supersnow за предоставленные материалы и возможность создания этого материала.
Ратрак на Эльбрусе, ответы на вопросы альпиниста.
Ратрак это снегоуплотнительная машина для выравнивания и фрезерования снежных склонов на горнолыжных курортах. Однако из-за способности этих небольших гусеничных тракторов забираться вверх под крутым углом их приспособили для перевозки людей и грузов.
Они – незаменимые помощники спасателей, помогают быстро подниматься и спускать пострадавших. На Эльбрусе ратраки работают круглый год: зимой готовят горнолыжные трассы, а летом доставляют восходителей к началу пешего маршрута на вершину. В общем, такое высокогорное такси.
Максимальная высота подъёма на ратраке
Максимальная высота, на которую ратраки забрасывают восходителей на Эльбрусе,
5100 метров, практически начало известной «косой полки». Это конечная остановка, здесь площадка для разворота машин. Одновременно могут припарковаться 2 ратрака, снегоходы, и для людей есть место. Путь от приюта, расположенного на высоте 3900 метров, на чудо-тракторе занимает 30-40 минут, в то время как пешком это расстояние проходят за 5-6 часов. Большинство восходителей едут именно сюда.
4700 метров). Он подходит для восходителей, более уверенных в себе и желающих сэкономить. Идти отсюда до вершины на 2 часа дольше, чем с «конечной» остановки 5100 метров. Ехать от приюта меньше, поэтому и цена на ратрак дешевле.
Частенько уставшие «покорители» Эльбруса используют ратрак для спуска с 5100 метров. Вызываешь «такси» и через полчаса едешь вниз, тогда как пешком путь из с этой точки до приюта занимает около трёх часов.
Нужен ли ратрак для восхождения на Эльбрус?
Но для большинства людей ратрак не нужен. Мы проводим активную акклиматизацию в туре, чтобы участники хорошо себя чувствовали и могли совершить более «ценное» восхождение без использования техники. Многие наши туристы поднимаются на Эльбрус без «покатушек».
Для тех же, кто не уверен в своих силах, можно отправиться на ратраке индивидуально, обычно этому ничего не препятствует. Для восхождения всегда выбирается самый лучший погодный день, и много людей штурмует вершину Эльбруса. Ратраки снуют один за другим, в среднем около 10 машин завозят «восходителей».
Стоимость подъёма на ратраке на Эльбрус
Фиксированной стоимости ратрак-заброски на Эльбрусе нет. В 2019 году она была от 5000 руб. до 10000 руб. с человека. Это были максимальные цены подвоза до «скал Пастухова» и к началу «косой полки» (5100 метров). Иногда удаётся договориться с водителями ратраков на «подешевле», особенно если объединиться с туристами из параллельных групп и полностью арендовать машину. Стоимость спуска не дороже 5000 руб. и часто получается решить вопрос с гораздо меньшими затратами.
Задавайте вопросы в комментариях, с радостью ответим
Если статья понравилась поделитесь ей в соцсетях кнопки в самом низу слева.
Ратраки – как насущная необходимость для современных лыжных трасс
Авторы: Светлана Приклонова, Александр Козлов.
Однако, большая часть лыжников-любителей предпочитают прогулки в условиях дикой природы и не только потому, что воздух здесь более чистый и маршруты интереснее. Дело в том, что качество трасс большинства отечественных стадионов и «окультуренных» мест катания находится на чрезвычайно низком уровне. Странная ситуация складывается в нашем лыжном спорте, как в массовом, так и в профессиональном: при колоссальном количестве катающихся, при высочайшем уровне спортивных достижений в России количество специальных лыжных стадионов, качественно подготовленных, постоянно действующих современных трасс для массового катания ничтожно мало.
Очевидно, что здесь у России есть все увеличивающееся серьезное отставание от остального «лыжного» мира: подавляющее большинство наших трасс не располагает необходимой инфраструктурой и необходимой техникой и существует благодаря энтузиазму подвижников, обслуживается «допотопной» или самодельной техникой, и это явно не соответствует уровню популярности массового лыжного спорта и росту профессионализма элиты.
Самые существенные преимущества ратрака перед снегоходом, типа «Буран»:
У Prinoth самый широкий спектр ратраков: Husky, T4S, EVEREST Power, LEITWOLF, различающиеся по мощности и по возможностям работы со специальным навесным оборудованием.
Все машины Prinoth соответствуют высокому уровню безопасности как для людей, работающих на ратраке, так и для людей вне машины (автоматический подъем и отключение фрезы при движении назад, остановка машины при попытке открыть дверь при движении). Очень важная особенность есть у этих машин, рассчитанная на использование на трассах с отсутствующей системой искусственного оснежения: глубина фрезерования снега в этих машинах отслеживается и задается автоматически из кабины, а не опытным путем, по мнению оператора.
Все машины Prinoth обладают эргономичными кабинами, дизайн которых был сделан с помощью известного итальянского агентства Pininfarina. Место водителя оборудовано анатомическими сидениям Recaro. Кроме того, у машин Prinoth cнижена вибронагруженность на кабину по сравнению с машинами других фирм за счет выноса двигателя за пределы кабины, что позволяет расположить центр тяжести машины в середине ее базы и обеспечить высокую устойчивость на склоне любой сложности.
У машин Prinoth самые низкие эксплуатационные затраты.
Затраты на техническое обслуживание и заводская стоимость запасных частей ниже, чем у других компаний.
Ратраки Prinoth имеют супер-гусеницы.
Все гусеницы в стандартной комплектации поставляются комбинированными, со стальным усилением и шипами для работы на обледенелых участках склона.
Только ратраки Prinoth имеют в России специальную сервисную службу.
Имеется склад фирменных запчастей, и в случае выявления неисправностей в гарантийный и после гарантийный период сотрудники служб выезжают на объект для их устранения в течение 2-3 дней.
А теперь более подробно про сами модели ратраков Prinoth:
Где уже в России используются ратраки Prinoth? Каково мнение людей о них?
P.S. И еще одна приятная новость для Prinoth и знак для тех, кто колеблется в своем решении: какую технику приобретать для своего спортивного центра: лыжный комплекс имени Раисы Сметаниной в Сыктывкаре только что приобрел ратрак Prinoth Husky.