Рациональными называют такие взгляды намерения поступки явления в которых обнаруживается что
Предмет, структура и функции философии
Проблема предмета, природы и специфики философии определяет пределы проблемного поля философии, являет специфику философии как формы сознания, обозначает ее место в системе человеческой культуры. Представление о философии как теории связано с ее поисками предельных оснований бытия, первоосновы всего сущего. Цель философии заключается в наиболее полном обобщении закономерностей, открытых другими науками.
Предмет философии – это наиболее общие взаимоотношения, закономерности, существующие в системе «мир и человек» на всех уровнях бытия. Человек и его отношение к миру как предмет философии раскрываются посредством фиксации отношений объективной действительности и субъективного мира. Философия ставит и ищет ответы на «вечные вопросы», которые являются вопросами не обыденно-практической жизни, но наиболее общей и глубокой сферы человеческого существования – сферы поиска ответов на вопросы о смысле человеческой жизни и ее ценности; о возможности познания окружающего мира человеком и того, какое место в этом мире принадлежит человеку; об основании всего существующего, является ли оно материальным или духовным началом, и т. д. Посредством постановки «вечных вопросов» человек пытается понять наиболее общие основания бытия этого мира, найти себя в этом мире, сам для себя решить вопросы добра и зла, определить, что есть свобода и какова ее мера.
Предмет философского анализа – это «вечные вопросы», которые находят свое решение и в мифологии, и в религии, в рамках которых исследуются вопросы происхождения мира и человека, исходных принципов бытия, смысла и норм человеческой жизни, будущего человека и общества и др. Однако метод их осмысления различен: для мифилогии и религии важна чувственная и иррациональная составляющая, для философии более важны разумное и объективное знание.
Первоначально философская мудрость обнаруживается как рефлексия по поводу традиционного уклада общественной жизни 17 и представлений человека. Однако в дальнейшем она становится метанаукой. Конкретные науки в их стремлении познать явления природы и общества ограничены конечным содержанием изучаемого предмета, его данностью. Объективные знания конкретных наук – знания о частях, «кусочках» реальности. Философия же ищет дорогу к целому. В силу этого ее отличает большая степень обобщенности и концентрации знаний об уровнях бытия.
В каждую эпоху существовало множество философских школ и направлений, что говорит об многоликости философии. Следует учитывать, что огромную роль в философии играет личность философа, его талант, опыт, знания, оригинальное восприятие мира.
Существуют различные к о н ц е п ц и и п р е д м е т а ф и л о с о ф и и:
1. Философия – наука о наиболее общих первоначалах бытия и познания, учение о первопричинах и первосущностях вещей. Философия как познание рассматривает наиболее общие принципы понимания действительности.
2. Философия – учение о жизни человека, ее смысле и ценностях.
3. Философия – учение о человеке, его сущности, строении его сознания и формах его мыслительной и практической деятельности.
4. Философия – наука о законах развития общества.
Все эти определения не противоречат друг другу, а раскрывают содержание предмета философии с разных сторон. Одной точки зрения на предмет философии не может быть. Философское знание многогранно, и его предмет нельзя свести к одному варианту, так как специфика каждого из вариантов зависит от способа постановки «вечных вопросов» и способов их решения, характерных для того или иного периода развития философии.
С т р у к т у р а ф и л о с о ф с к о г о з н а н и я подразумевает способ его организации, т. е. из каких разделов оно состоит.
Традиционные разделы философии:
2. Философская антропология
3. Гносеология (эпистемология)
6. Социальная философия
Для современной философской науки характерна более дробная структура: метафизика, философия природы, философия человека, философия познания, этическая философия, социальная философия, философия истории, философия культуры, философия политики, философия образования, философия техники, философия религии, философия языка, философия искусства, логика, история философии, футуристическая философия.
В о п р о с о ф у н к ц и я х ф и л о с о ф и и – это вопрос о том, какую роль философия играет в жизни людей.
Основные функции философии следующие:
Мировоззренческая функция философии состоит в создании на фундаменте философии целостной картины мира, целостных представлений о его устройстве, а также о месте в нем человека и связи человека с окружающим его миром.
Методологическая функция философии выражается в разработке философией основных методов познания окружающей действительности.
Гносеологическая функция философии заключается в поиске способов достоверного познания окружающей действительности.
Критическая функция философии состоит во внесении философией элементов сомнения в познание окружающего мира, а также в существующее знание. Разрушение догм приводит к расширению границ познания и увеличению достоверности знания. Аксиологическая функция философии проявляется в познании и отношении к вещам, явлениям окружающего мира с точки зрения их ценностного понимания (морально-нравственного, этического, социального, идеологического и др.).
Социальная функция философии связана с объяснением общественных процессов, причин их возникновения и эволюции, современного состояния общества, его структуры, элементов, движущих сил и т. д.
Воспитательно-гуманитарная функция философии заключается в распространении ценностей и идеалов гуманистического характера, что способствует адаптации человека в окружающем мире, укреплению морали и поиску смысла жизни. Прогностическая функция философии проявляется в том, что философия на основании знаний об окружающем мире и человеке осуществляет прогнозирование тенденций развития человека, природы и общества.
Законспектируйте материал. Его мне высылать не надо.
Выполните задания и вышлите в личные сообщения
Задание1.Дайте определения понятиям:
Задание 2. Перечислите не которые философские проблемы
Из области онтологии __________________________________________________________
Из области гносеологии ________________________________________________________
Из области этики ______________________________________________________________
Из других областей ____________________________________________________________
Задание 3. Рациональными называют такие взгляды, намерения, поступки, явления, в которых обнаруживается (что?) ____________________________________________ Рационалистический значит (какой?) _____________________________________________
Задание 4. Возникла философия в VI в. до н.э. (возможно, раньше) одновременно в трех очагах:
1. ______________ 2. _______________ 3. ______________________________
Задание 5. Подобно всем наукам философия стремится к расширению сферы достоверного знания, к познанию общих закономерностей. Аналитический характер высказываний, стремление к ясности и краткости, обилие специальных терминов сближают язык философии с языком науки. Но есть и отличия философии от остальных наук. Назовите эти отличия:
1. ________________________________ 4. _____________________________________
2. ________________________________ 5. _____________________________________
Задание на изучение до следующей сессии:
Эти задания нужно просто выполнить высылать мне не надо.
1. Предпосылки философии в Древней Индии и Древнем Китае (хронология, особенности и основные представители).
2. Античная философия (периодизация, особенности, философские школы и их идеи, представители. Роль античности в развитии философии. Наиболее известные философские изречения данной эпохи).
3. Европейская философия средневековья (особенности, основные представители, основные философские идеи)
4. Философия нового времени (особенности, основные философские направления и их философские идеи, представители).
5. Современная западная философия (особенности, основные философские направления и их философские идеи, представители).
Дата добавления: 2020-11-23 ; просмотров: 173 ; Мы поможем в написании вашей работы!
3.1. Понятие познания
Познание — это усвоение переживаемого с целью нахождения истины. В познании содержится оценка, которая опирается на опыт. Результатом процесса познания становится получение знания.
Понятия «знание» и «информация» часто отождествляются. На деле знание всегда представляет информацию, но не всякая информация есть знание. Информация становится знанием, когда она переработана субъектом. В основе превращения информации в знание лежит целый ряд закономерностей, регулирующих деятельность мозга, и различных психических процессов, а также разнообразных правил, включающих знание в систему общественных связей, в культурный контекст определенной эпохи. Благодаря этому знание становится достоянием общества, а не только отдельных индивидов. Таким образом, знание — это высший уровень информации.
Выделяют два вида познания — чувственное и рациональное. В процессе познания мы используем органы чувств, благодаря чему возникает ощущение, восприятие материальных объектов. Такая форма деятельности называется чувственной деятельностью, или чувственным познанием. Исходным элементом чувственного познания выступает ощущение — реакция человеческого организма на раздражение. Как известно, у человека есть пять органов чувств — зрение, осязание, слух, вкус, обоняние. Они воспринимают информацию в виде ощущений, которые затем перерабатываются нервной системой и мозгом человека. При этом совершается качественное изменение: ощущение переходит в сознание. Этот процесс называется чувственным восприятием.
Образ предмета означает возникновение его идеального отражения в сознании. Ощущение, следовательно, представляет субъективный, идеальный образ предмета, поскольку отражает воздействие предмета через «призму» человеческого сознания. Так, болевые ощущения обязательно порождаются каким-либо объективно существующим раздражителем. Мы ощущаем боль от ожога прежде всего потому, что на кожу подействовал раскаленный предмет. Но в самом горячем предмете, разумеется, нет боли. Боль — это реакция нашего организма на раздражение.
В ощущении начинает отражаться объективная связь ощущающего субъекта с теми вполне определенными явлениями, с которыми взаимодействует данный субъект. Мы ощущаем форму, цвет, близость предмета, его расположение в пространстве и т.д. и даем ему оценку.
Материализм и идеализм по-разному истолковывают понятие ощущения. Материализм подчеркивает объективность источника ощущений, объективность мира, отражаемого в ощущениях. Идеализм абсолютизирует субъективность образа, который дается ощущением. Он истолковывает субъективность как одностороннюю зависимость ощущения от внутреннего состояния психики субъекта. Субъективный идеалист игнорирует объективность, материальность тех предметов и отношений, которые отражаются в ощущениях.
Концепция, утверждающая чувственное происхождение нашего познания, получила в философии наименование сенсуализма (от лат. sensus — чувства). Действительно, сознание человека опирается на непосредственный контакт органов чувств и материальных объектов. Материалисты утверждают, что мы не могли бы ничего знать о данном предмете, если бы никто и никогда его не видел. Идеалисты же говорят, что человек может создавать представления о совершенно фантастических объектах. Материалисты на это отвечают, что какими бы нереальными ни были фантазии, они выступают причудливым сочетанием образов реальных объектов.
Ощущения дают нам самую первую форму образного отражения предмета. Образ — идеальная форма отображения предмета или явления в их непосредственно наблюдаемой целостной форме. Если мы видим только часть предмета, например стену дома, то все равно воспринимаем дом как единое целое. Восприятие — это целостный образ материального предмета, полученный посредством наблюдения. Восприятие не есть простая сумма ощущений. Оно существует как совокупность разнообразных проявлений предмета, связанных с познавательной и практической деятельностью. Таким образом, восприятие — процесс активный, творческий. Многократно воспринимая предметы, человек закрепляет восприятие в памяти. Он может вспоминать восприятие и образ в отсутствие предмета — так возникает представление о предметах. Таким образом Представление — это восприятие человеком предмета в целостности даже в случае, когда он его Целиком не ощущает.
В настоящее время благодаря развитию образования существует возможность пользоваться чувственным опытом других людей, познавать то, что в данный момент нами не ощущается. Большую роль в этом играет язык, и не только как средство передачи информации, но и как средство передачи знаний. В языке сформулированы конкретные понятия, которые изначально создают идеальный образ предмета. Следовательно, чувственное восприятие зависит и от языка, и от понятийного аппарата, используемого человеком в его практической и познавательной деятельности. В то же время понятие есть результат исторического опыта человечества и отдельных социальных групп. Значимость понятий проявляется тогда, когда они соединяются с осознанием возможности их практического использования. При этом понятия, приобретенные людьми в процессе обучения, постоянно сопоставляются с реальной практикой, проверяются и уточняются.
Понятия — это воплощенные в словах продукты социально-исторического процесса познания, которые выделяют общие существенные свойства предметов и явлений и одновременно суммируют важнейшие знания о них. Без понятий человеческое познание было бы невозможно. Если бы в ходе исторического процесса развития человеческого познания понятия не выработались и не закрепились, то каждый человек в каждом поколении вынужден был бы вновь выражать отдельным словом каждое конкретное явление. Пользуясь понятиями, мы используем итоги многовекового практического опыта человечества. Рациональное познание—это необходимый этап познавательной деятельности, следующий за чувственным восприятием предмета. Человек осмысливает полученные ощущения, стремится проникнуть в суть вещей. На этапе рационального познания в познавательный процесс включаются не только чувства, но и разум, мышление. В ходе рационального познания приобретаются разнообразные знания.
В обыденной жизни мы сталкиваемся с реальными предметами, воспринимаемыми с помощью органов чувств. Но в то же время мы соотносим эти предметы с подобными им по виду, выделяем отличительные, характерные черты, отношения между объектами. При этом знание приобретает обобщенную форму и понятийное выражение. Все несущественное, второстепенное для данного отношения или предмета должно быть отброшено в сторону. Знания должны быть свободны и от чисто личных, индивидуальных моментов, они должны иметь объективное значение для множества людей. Такое отвлечение, сравнение и сопоставление предметов, выделение общего свойства, которое им присуще, называется абстрагированием, а результаты познания, получаемые в итоге, называются абстракциями. При абстрагировании человек исходит из объективных, действительных свойств объектов и явлений и из их реальных соотношений, фиксирует их действительное, независимое от своего сознания, существующее единство.
В процессе познания наряду с рациональными операциями осуществляются и нерациональные. Это не означает, что они несовместимы с рациональностью. Нерациональные операции не зависят от воли и сознания человека. Такими нерациональными операциями выступают творчество и интуиция.
Творчеством называется процесс принятия нестандартных решений. Платон называл творчество божественной способностью, родственной особому виду безумия. В христианстве творчество считалось высшим проявлением божественного в человеке. Кант видел в творчестве отличительную черту гения и противопоставлял творческую деятельность рациональной. С точки зрения Канта, рациональная деятельность, например научная, — удел в лучшем случае, таланта, но подлинное творчество, доступное великим пророкам, философам или художникам, — всегда удел гения. Некоторые философы относили творчество к сфере бессознательного, признавали его несовместимость с рациональным познанием.
Механизмы творчества до сих пор изучены еще недостаточно. Тем не менее можно с определенностью сказать, что творчество представляет собой продукт биосоциальной эволюции человека. Способность к творчеству представляет собой систему взаимосвязанных операций, осуществляемых различными участками мозга. С их помощью вырабатываются чувственные образы и абстракции, осуществляется переработка информации, ее хранение в системе памяти, вызов хранимой информации из памяти, группировка и комбинирование различных образов и абстрактных знаний и т.д.
Особую роль в переработке информации играет память, т.е. хранение ранее полученной информации. Она включает оперативную память, постоянно используемую в познавательной и предметно-практической деятельности, краткосрочную память, которая через небольшие интервалы времени может быть задействована для решения часто повторяющихся однотипных задач, и долгосрочную память, хранящую информацию, которая может понадобиться через большие интервалы времени для решения относительно редко возникающих проблем.
Деятельность людей целесообразна. Для достижения определенной цели приходится решать ряд задач. Одни из них могут быть решены с помощью известных приемов, а другие требуют принятия нестандартных решений. В ситуациях, не имеющих аналогов в прошлом, и необходимо творчество. Оно представляет собой механизм приспособления человека к изменчивому окружающему миру. Поэтому творчество не противоположно рациональности, а выступает ее естественным и необходимым дополнением.
Любой человек в той или иной мере обладает творческими способностями, т.е. способностями к выработке новых приемов деятельности, овладению новыми знаниями, формулировке проблем. Каждый ребенок, познавая окружающий мир, овладевая языком, нормами поведения и культурой, по существу, занимается творчеством. Но с точки зрения взрослых, он овладевает уже известным, обучается уже открытому, проверенному. Поэтому новое для индивида не всегда есть новое для общества. Подлинное же творчество в культуре, политике, науке и производстве определяется принципиальной новизной полученных результатов в исторических масштабах.
Важнейший компонент творчества представляет интуиция. Древние мыслители рассматривали ее как внутреннее зрение, особую высшую способность ума. Но механизм интуиции никто из них не пояснял.
Современная наука определила, что интуиция включает в себя ряд этапов:
1) накопление и бессознательное распределение образов и абстракций в памяти;
2) неосознанное комбинирование и переработка накопленных абстракций, образов и правил в целях решения определенной за дачи;
3) четкое осознание задачи;
4) неожиданное для человека нахождение решения задачи.
Часто решение приходит тогда, когда человек занят совершенно другим делом или даже спит. Известно, что Менделеев увидел свою периодическую таблицу элементов во сне. Но этому предшествовала долгая упорная работа.
Процесс познания напрямую связан с так называемой право-левой асимметрией мозга; правое и левое полушария выполняют разные функции.
Правое в основном перерабатывает и хранит информацию, вызывающую чувственные образы, левое же осуществляет абстрагирование, вырабатывает понятия, суждения, придает информации смысл и значение, формулирует и хранит рациональные правила.
Процесс познания осуществляется в результате взаимодействия операций, выполняемых этими полушариями. Если в случае болезни или травмы связь между ними нарушается, то процесс познания становится неполным, неэффективным или вообще невозможным.
Право-левая асимметрия мозга возникает в процессе воспитания и обучения и связана с практической деятельностью. Механизм интуиции связан с тем, что разрозненная деятельность по оперированию абстрактными и чувственными знаниями, осуществляемая отдельно левым и правым полушариями, объединяется, что приводит к получению искомого результата, который воспринимается как открытие.
Важнейшие элементы процесса познания — это объяснение и понимание. Они не могут существовать обособленно и должны дополнять друг друга.
Объяснение представляет собой переход от общих знаний к более конкретным. Оно устанавливает более глубокие и прочные связи между различными системами знаний, что позволяет включать в них новые знания о явлениях природы. Объяснение рассматривает факты, события, процессы, существовавшие в прошлом, позволяет осуществлять предвидение и предсказание будущих ситуаций и процессов.
Теория познания различает следующие виды объяснения:
1) структурное объяснение, отвечающее на вопрос, как устроен объект;
2) функциональное объяснение, отвечающее на вопрос, как действует и функционирует объект;
3) причинное объяснение, отвечающее на вопрос, почему воз никло данное явление.
Причем одно и то же явление может объясняться с разных позиций в зависимости от теоретических взглядов.
Для понимания какого-либо явления его нужно объяснить. Но объяснение бывает понятным или непонятным.
Существует особая наука о понимании — герменевтика. В ней сформулированы основные положения процесса понимания. Чтобы понять письменный или устный текст, надо понимать смысл и значение каждого слова, каждого понятия, каждого предложения или текстового отрывка. Но, с другой стороны, чтобы понять эти элементы текста, необходимо понимать смысл и значение содержащего их контекста, так как смысл и значение частей зависят от смысла и значения целого. Эта сложная зависимость получила название «герменевтический круг».
Понимание — это длительный и сложный процесс. Мы постоянно переходим от одного уровня понимания к другому, проходя пять определенных этапов:
1) интерпретация — первоначальное приписывание информации смысла и значения;
2) реинтерпретация — уточнение и изменение смысла и значения;
3) конвергенция — объединение, слияние прежде разрозненных смыслов и значений;
4) дивергенция —разъединение прежде единого смысла на от дельные части;
5) конверсия— качественное видоизменение смысла и значения, их радикальное преобразование.
Процесс понимания состоит не только в усвоении уже выработанных другими людьми или эпохами знаний, но и в конструировании на основе ряда сложных преобразований принципиально новых знаний, не существовавших ранее. В таких случаях понимание носит творческий характер и представляет собой переход от интуитивного мышления к рациональному познанию.
1. Что такое познание? Какие виды познания существуют?
2. В чем сходство и различие знания и информации? Приведите при меры ситуаций, когда информация становится знанием, а когда — нет.
3. Объясните понятия ощущения, восприятия, образа.
4. В чем различие взглядов на ощущение материалистов и идеалистов?
5. Какова роль языка в процессе познания?
6. В чем состоит значение понятийного аппарата для передачи человеческого опыта?
7. Охарактеризуйте понятие творчества. Какую роль оно играет в процессе познания?
8. Что такое интуиция? Как протекает этот процесс?
9. Что такое объяснение? Каковы его этапы? В чем состоит взаимосвязь объяснения и понимания?
10. Прочитайте высказывание В.И.Ленина. «Для материалиста «фактически дан» внешний мир, образом коего являются наши ощущения. Для идеалиста «фактически дано» ощущение, причем внешний мир объявляется «комплексом ощущений»».
Чем, по его мнению, различаются взгляды материалистов и идеалистов?
Поскольку истина развертывается как бесконечный процесс движения от менее полного знания к более полному, говорят об истине относительной и истине абсолютной. Категория относительной истины выражает знание (утверждение, убеждение) сформулированное относительно определенных условий, знание частное, неполное, неточное, относящееся к объекту до конца еще не познанному. Категория абсолютной истины выражает такое знание, которое полностью исчерпывает предмет (пусть даже какой-то отдельный аспект объекта!) и не может быть опровергнуто в дальнейшем, а также выражает недостижимый идеал абсолютно полного знания о бесконечном мире. Поскольку любое “знание, исчерпывающее предмет”, может быть со временем переформулировано на другом языке и средствами другой теории, абсолютную истину можно трактовать как содержание относительной истины, которое сохраняется в ходе дальнейшего познания. Иногда абсолютными, или вечными истинами неправильно называют утверждения, констатирующие неопровержимые факты.
Встречается, конечно, и другая терминология. Так, родоначальник математической логики, философ, теолог, историк и юрист Готфрид Лейбниц проводил различие между истинами разума (они необходимы, противоположное им невозможно) и истинами факта (они случайны, противоположное им возможно). Философы прошлых веков потратили много усилий на то, чтобы обосновать возможность существования необходимых истин, то есть таких теоретических, обобщающих утверждений, которые верны всегда и везде, при любых обстоятельствах (например, утверждение “Любое явление имеет причину”).
Мы затронули только гносеологический (логико-эпистемологический) аспект истины. Между тем, ее можно рассматривать также в экзистенциально-психологическом, в аксиологическом (истина как ценность), в этическом (истина как правда) и в других аспектах.
Важнейшими направлениями в теории познания по праву считаются рационализм и иррационализм.
Латинское слово ratio переводится на русский язык как разум, рассудок, размышление, вывод; счет, подсчет, сумма, отношение; выгода, интерес; метод, способ, приём, план, устройство; основание, обоснование, мотив; теория, наука, взгляд, проблема; правило, состояние. И это далеко не всё. Принципиально важно то, что римские авторы переводили словом ratio греческое слово logos, которое, помимо перечисленных значений, имеет и массу других: слово, речь, мысль, истина, смысл, закон, согласие, мера, пропорция.
Под иррациональным понимается либо некое темное, непостижимое разумом начало, нечто непознаваемое вообще; либо нечто, пока еще не познанное, но в принципе подлежащее рациональному осмыслению и встраиванию в систему знаний.
Так называемая проблема рациональности связана с тем, что не существует единого стандарта “разумного отношения к миру”, стандарта, пригодного для всех времен и для всех видов деятельности. Научная деятельность является лишь одной из известных форм поведения, основанного на разуме, и, более того, меняет свое содержание при переходе от одной исторической эпохи к другой. Поэтому говорят, во-первых, о типах рациональности (мифологическая, религиозная, научная и т.д.); а, во-вторых,- о типах научной рациональности (античная, средневековая, классическая, неклассическая, постнеклассическая).
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).