Равновесие на монопольном рынке означает что
Тест 9.1
Равновесие на монопольном рынке означает, что:
а) товары продаются по ценам равным предельным издержкам;
б) товары продаются по ценам, равным предельной выручке;
в) товары продаются по ценам, превышающим предельные издержки;
г) товары продаются по ценам равным средним издержкам.
Правильный ответ в).
Условием монопольного равновесия является равенство предельных издержек предельной выручке. При этом цена остается выше предельной выручки и, соответственно, выше предельных издержек. Товары продаются по ценам, равным предельным издержкам и предельной выручке в условиях совершенной конкуренции (а). Товары продаются по ценам равным средним издержкам в долгосрочном периоде совершенно конкурентной или монополистически конкурентной фирмой (в).
Тест 9.2
В условиях монополии верно следующее утверждение:
а) при максимизации прибыли максимизируется и общий рыночный излишек;
б) прибыль максимальна, если цена равна предельным издержкам;
в) в точке максимума прибыли предельная выручка больше цены;
г) прибыль максимальна, если предельные издержки равны предельной выручке.
Правильный ответ г).
Стремящийся к прибыли монополист будет производить каждую последующую единицу продукции до тех пор, пока ее реализация обеспечивает больший прирост валового дохода, чем увеличение валовых издержек. Иными словами, фирма будет наращивать производство продукции до такого объема, при котором предельный доход равен предельным издержкам. При этом предельная выручка не больше (в), а меньше цены. Если продолжить производство до равенства предельных издержек цене (б), прибыль резко сократится.
Тест 9.3
Долгосрочное равновесие на рынках монополистической конкуренции означает, что:
а) рыночные цены равны минимальным значениям долгосрочных средних издержек;
б) цены уравниваются с предельными издержками;
в) фирмы не получают экономической прибыли;
г) все имеющиеся производственные мощности задействованы.
Правильный ответ в).
Долгосрочным равновесием монополистического конкурента является равенство цены средним издержкам при условии, что краткосрочное равновесие также соблюдается и предельные издержки равны предельной выручке. Рыночные цены равны минимуму долгосрочных средних издержек (а) для долгосрочного, а предельным издержкам (б) для краткосрочного равновесия совершенно конкурентной фирмы.
Раздел 2. Теория производства
Цель: определение оптимума фирмы в условиях монополии, монополистической конкуренции и олигополии.
Оглавление
3.1. Определение цены и объема производства в условиях монополии
Монополия является противоположностью совершенной конкуренции. Она характеризует такой тип рыночной ситуации, при котором существует только один продавец товара. Такая фирма удовлетворяет совокупный спрос всех потенциальных покупателей товара и в этом смысле понятия «фирма» и «отрасль» совпадают, и линия спроса на продукцию монополии имеет отрицательный наклон.
Монополия имеет ряд следующих характерных особенностей: высокие барьеры для вступления в отрасль (патенты, лицензии, отдача от масштаба и др.), производство уникального продукта, один продавец встречается на рынке с большим числом покупателей.
Казалось бы, монополия может производить любое количество товаров и устанавливать любые цены. Но и для монополии существуют следующие ограничения:
Правило MR=MC, как уже отмечалось, характерно для любой фирмы.
Рис. 1. Оптимум монополии
Таким образом, объем выпуска в условиях монополии – Qm определяется пересечением MR и MC – точка а. Но для такого объема производства цена спроса – pm. Отсюда – оптимум монополии: Qm и pm.
Сравним с оптимумом конкурентной фирмы: здесь цена постоянна и выполняется равенство p * =MRk=MC. Точка оптимума – точка k. Следовательно, в условиях монополии выпуск продукции меньше (Qm pk). При этом покупатель платит монополисту больше, чем тому нужно для производства дополнительной единицы товара: MC при Qm равны pa.
Исходя из этого, общая прибыль монополиста на весь объем продукции равна площади pcpamc, сверхприбыль – pkpmmb.
В связи с этим возникает необходимость государственного регулирования деятельности монополий. Государство может устанавливать предельные цены, потоварный или паушальный налоги. Кроме того, большую роль в этом плане играет антимонопольное законодательство.
3.2. Определение цены и объема производства в условиях монополистической конкуренции
Монополистическая конкуренция – это такая форма строения рынка, в которой присутствуют черты как совершенной конкуренции, так и чистой монополии. Это – рыночная ситуация, при которой относительно большое число относительно небольших производителей предлагает похожую, но не идентичную продукцию.
В то же время следует иметь в виду, что данные продукты являются близкими заменителями друг друга, т. е. производимый продукт дифференцирован. Дифференциация товара означает, что предмет, продаваемый на рынке, не является стандартизированным. В итоге конкурентный монополист обладает возможностью контролировать цену своих товаров.
Такая рыночная ситуация широко представлена в отраслях легкой и пищевой промышленности: платья, костюмы, шоколадные наборы, зубные пасты и т. д. Дифференциация может основываться не только на различиях в качестве товара, но и на тех услугах, которые связаны с его обслуживанием. Причиной выбора покупателя может стать привлекательная упаковка, лучшее обслуживание посетителя, более удобное расположение и время работы магазина и др.
Важное значение приобретает не только цена, но и неценовые факторы : реклама, условия продажи, возможность покупки товара в рассрочку, наличие гарантийного ремонта и т. д. Многие фирмы делают сильный акцент на торговые знаки и фабричные клейма как средство убеждения потребителей в том, что их продукция лучше, чем у конкурентов. Потребители отдают предпочтение продукции определенных продавцов и в известных пределах платят более высокую цену за эту продукцию.
Следует иметь в виду, что неценовые факторы увеличивают издержки фирмы, создают финансовые барьеры для вступления в отрасль и тем самым ограничивают число предприятий и усиливают рыночную власть монополистических конкурентов, приближая их к монополии.
В краткосрочном периоде ситуация напоминает чистую монополию. Фирма будет максимизировать свои прибыли, производя такой объем продукции, который обозначен пересечением кривых предельных издержек и предельной выручки (MR=MC). При этом фирма устанавливает цену, равную цене спроса на такой объем продаж (pm).
При получении прибыли конкурирующая монополия в долгосрочном плане стремится расшириться путем строительства новых или более крупных мощностей. Кроме того, экономические выгоды привлекут в отрасль новых конкурентов.
Когда новые фирмы войдут в отрасль, кривая спроса, с которой сталкивается типичная фирма, опустится (сдвинется влево) и станет более эластичной. Это связано с тем, что фирма станет обладать меньшей долей в совокупности рынка, большее число фирм станет представлять близкие заменители товаров. Это в свою очередь имеет тенденцию вызывать исчезновение экономических прибылей. Когда кривая спроса явится касательной к кривой средних издержек при максимизирующем прибыль объеме производства, фирма просто покрывает свои издержки, т. е. безубыточна. Ситуация становится похожей на условия совершенной конкуренции.
Новые фирмы будут продолжать входить на рынок до тех пор, пока не станет невозможным получать экономическую прибыль. Этот же процесс работает и в обратном направлении: если спрос на рынке с монополистической конкуренцией снизится после достижения равновесия, то фирмы покидают рынок.
Рис. 2. Оптимум конкурирующей монополии в долгосрочном периоде
Фирма в условиях монополистической конкуренции, скорее всего, попытается противостоять долговременной тенденции уменьшения прибыли, предпримет шаги для улучшения ситуации. Это возможно следующими способами. Прежде всего в любом продукте имеются свои резервы для его дальнейшего изменения и развития. Дифференциация продукта углубляется. Кроме того, может быть сделан особый упор не только на действительные различия продукта, но и на создание воображаемых различий посредством рекламы и соответствующего стимулирования сбыта. Правда, это будет увеличивать издержки фирмы. Но если при этом спрос увеличивается на большую величину, чем нужно для того, чтобы возместить издержки совершенствования продукта и затраты на стимулирование сбыта, фирма улучшит свое положение с прибылью.
3.3. Определение цены и объема производства в условиях олигополии
Олигополия – это такая рыночная ситуация, при которой доминирует небольшое число продавцов. Покупатели на олигополистическом рынке являются «ценополучателями», а сами олигополисты – «ценоискателями».
Характерные черты олигополии: немногочисленность фирм в отрасли, высокие барьеры для вступления в нее, всеобщая взаимозависимость.
Поведение каждой олигополистической фирмы зависит от поведения других. Каждый производитель при выборе хозяйственной тактики должен учитывать контрдействия своих конкурентов.
Таким образом, поведение предприятия в условиях олигополии – это стратегическая игра, каждый игрок должен предугадать действия и контрдействия соперников.
Для упрощения рассмотрим отрасль, состоящую из 2 продавцов – дуополию. Общая величина производимой ими продукции – 400 тыс. ед. Каждая фирма производит 1 /2 продукции, средние издержки постоянны и равны 25 тыс. руб. (следовательно, и МС = 25 тыс. руб.). Первоначальная цена равна 50 тыс. руб., что соответствует цене спроса.
Однако снижение цены имеет пределы – пока цена не упадет до уровня средних издержек АС. А так как АС постоянны, то цена снижается, пока не достигнет этого уровня, т. е. p=AC=MC.
Рис.3. Олигополия: ценовая война
В точке е установится равновесие, т. к. ни одна фирма не сможет снизить цену, не понеся убытков. Цена фактически станет такой же, как в условиях совершенной конкуренции, а экономическая прибыль будет равна нулю.
Повышать цену ни одна фирма тоже не может, т. к. это означает потерять часть рынка в пользу соперника, который может удерживать цену неизменной на уровне p=AC. В точке е – равновесие Бертрана: снижать цену нельзя, но и повышать ее нельзя.
От ценовой войны выигрывают потребители и проигрывают производители. Отсюда понятно, что ценовые войны скоротечны и бывают довольно редко.
Олигополистические фирмы испытывают искушение вступить в сотрудничество, чтобы установить цены и делить рынки таким образом, чтобы избежать ценовых войн и их неблагоприятного воздействия на прибыль.
Для исследования поведения олигополий используются также такие модели, как ломаная кривая спроса, равновесие Курно, теория игр.
Выводы
Вопросы для самопроверки
Литература
Макроэкономическое равновесие
Чем выше ставка процента при прочих равных условиях, тем ниже уровень инвестиционных расходов и наоборот. Графически эту обратную зависимость отражает функция (на рис. 2.11). Воспользуемся этой функцией для построения кривой IS. На рисунке 2.18а представлен график планируемых инвестиций, который показывает, что в экономической системе при прочих равных условиях рост ставки процента (от r1 к r2) ведет к уменьшению уровня планируемых инвестиций (от I (r1) к I (r2) на величину DI).
Но нам известно, что изменение инвестиций влияет на величину равновесного уровня дохода. Графически эту зависимость иллюстрирует модель «кейнсианский крест» (см. рис. 2.11), который показывает величину равновесного дохода при данном уровне инвестиций.
Показанное на рис. 2.18а увеличение ставки процента от r1 к r2, за которым последовало сокращение планируемых инвестиций на DI, приводит к смещению графика планируемых затрат в модели «кейнсианский крест» (рис. 2.18б) и, как следствие, уменьшению уровня национального дохода от Y1 к Y2.
Используя функцию инвестиций и модель «кейнсианский крест», мы можем показать, как изменяется совокупный доход при изменении ставки процента. Эту зависимость отражает кривая IS (рис. 2.18в), для построения которой были использованы соответствующие друг другу значения (Y1r1) и (Y2r2). Кривая IS имеет отрицательный наклон, иллюстрируя то обстоятельство, что увеличение ставки процента от r1 к r2 ведет к уменьшению планируемых инвестиций, и как следствие уменьшается совокупный доход от Y1 к Y2.
Поскольку равновесный уровень дохода означает соблюдение условия S = I, можно утверждать, что кривая IS показывает различные сочетания между процентной ставкой и совокупным доходом при равенстве между сбережениями и инвестициями, т.е. при равновесном состоянии товарных рынков. Во всех точках выше кривой IS объем запланированных расходов меньше совокупного дохода, т.е. имеет место перепроизводство товаров и услуг. Для всех точек ниже кривой IS характерен дефицит на рынках товаров и услуг.
Денежный рынок представлен на рис. 2.19а. Вертикальная кривая предложения денег Ms означает, что величина предложения фиксирована. Мы будем исходить из того, что предложение определено центральным банком страны, а цены в краткосрочном периоде неизменны.
Что касается функции спроса на деньги, то при ее рассмотрении можно провести аналогию с функцией спроса на любое другое благо. Как известно, спрос на товары сокращается при росте цены и увеличивается при росте дохода. Спрос на деньги в самом общем виде можно выразить как функцию дохода (прямая зависимость) и номинальной ставки процента (обратная зависимость)
Точки ниже и выше кривой LM характеризуют неравновесное состояние денежного рынка. Во всех точках ниже кривой LM спрос на деньги больше их предложения (L > M), во всех точках выше кривой LM предложение денег больше, чем спрос на них (L ставка процента будет стимулировать избыточные инвестиции со всеми вытекающими из этого последствиями. А в точке В, напротив, чрезмерно высокая ставка процента не позволит обеспечить достаточный объем инвестиций в экономику. Указанные отклонения в состоянии равновесия оцениваются как неблагоприятные экономическими субъектами, и, как следствие, возникают действия, которые способствуют восстановлению равновесия.
Сдвиги кривых IS и LM отражают проводимую экономическую политику. К сдвигу кривой IS приводят мероприятия бюджетно-налоговой политики, т.е. изменения государственных расходов и налогов. Кривая LM сдвигается вследствие изменений в денежно-кредитной политике.
Долгосрочное равновесие при монополистической конкуренции
ВЕДЕРНИКОВА
Наталия
ИВАНОВНА
МИКРОЭКОНОМИКА 2
ТЕОРИЯ ОТРАСЛЕВЫХ РЫНКОВ
Рабочая тетрадь
Рынки товаров – монополистическая конкуренция, олигополия
Монополистическая конкуренция
Характеристика монополистической конкуренции
Монополистическая конкуренция осуществляется тогда, когда много продавцов конкурируют, чтобы продавать дифференцированный продукт (каждая фирма пытается сделать свой продукт отличным от продукции других фирм отрасли)на рынке, где возможно появление новых продавцов. Для рынка с монополистической конкуренцией справедливо следующее:
1. Товар каждой фирмы, торгующей на рынке, является несовершенным заменителем, реализуемого другими фирмами. Продукт каждого продавца обладает исключительными качествами или характеристиками, которые служат тому, чтобы некоторые покупатели предпочли его товар конкурирующим фирмам.
2. На рынке существует относительно большое число продавцов, каждый из которых удовлетворяет небольшую, но не микроскопическую долю рыночного спроса на общий тип товара, реализуемого фирмой и её соперниками. При монополистической конкуренции размеры долей фирм в общем превосходят 1%, т.е. процент, который существовал бы при совершенной конкуренции. В типичном случае на фирму приходится от 1% до 10% продаж на рынке в течение года.
3. Продавцы на рынке не считаются с реакцией своих соперников, когда выбирают, какую установить цену на свои товары или когда выбирают ориентиры по объёму готовых продаж.
4. Кривая спроса и кривая средних издержек в длительном периоде касаются друг друга.
5. На рынке есть условия для свободного входа и выхода.
Краткосрочное равновесие фирмы при монополистической конкуренции
Кривая спроса так, как она видится монопольно-конкурентной фирме, наклонена вниз. Предположим, что продавец на монопольно-конкурентном рынке безалкогольных напитков стремится максимизировать прибыль. Товар этого продавца отличается от товаров фирм конкурентов по вкусу и по тому, что он имеет больше натуральных добавок. Продавец может поднять цену своего товара без падения продаж до нуля, потому что достаточное число потребителей готово заплатить более высокую цену. Естественно, продажи уменьшатся, но сокращение продажи от любого прироста цены будет зависеть от ценовой эластичности спроса на товар продавца. Или продавец может ожидать увеличения продаж товара, когда его цена снижается.
Спрос и предельный доход зависят также от цен, установленных конкурирующими фирмами безалкогольных напитков. Если бы конкурирующие фирмы снизили свои цены, то данная фирма безалкогольных напитков продала бы меньше по данной цене. Противоположное было бы справедливо, если бы конкурирующие продавцы подняли свои цены. Последующий анализ концентрируется на решениях отдельной фирмы. Цены прочих фирм находятся за пределами контроля или влияния любой отдельной фирмы. Помните, эта монопольно-конкурентная фирма не учитывает реакции соперников, когда устанавливает цены или ориентиры по объемам продаж.
Краткосрочное равновесие фирмы показано на рис. Максимизирующее прибыль количество товара составляет Q. Это выпуск, соответствующий точке в которой MR=MC. Чтобы продать это количество товара, фирма устанавливает цену равную Р. При этой цене количество товара, на которое есть спрос, соответствующее точке А на кривой спроса, составляет максимизирующий прибыль выпуск.
При цене Р фирма получает с единицы продаж прибыль, соответствующую отрезку АВ. Прибыль на выпуск равна площади прямоугольника РАВД. Это означает, что фирмы отрасли могут извлекать большую, чем нормальная, прибыль. Следовательно, владельцы фирмы получают больше от факторов производства, которыми они владеют и которые сами используют, чем они могут извлечь, реализуя следующий по прибыльности способ использования этих ресурсов.
Долгосрочное равновесие при монополистической конкуренции
В длительном периоде любая фирма, производящая товар на рынке с монополистической конкуренцией, может расшириться путем строительства новых или более крупных мощностей. Получение прибылей привлекает новых продавцов. По мере того, как число фирм, выпускающих сходный товар растет, товаров становится все больше. Спрос на продукцию каждой отдельной фирмы уменьшается. Новые фирмы продолжают входить в отрасль до тех пор, пока они не смогут получать экономическую прибыль. Таким образом, цена товара, выпускаемого любой монополистической фирмой, должна снизиться достаточно, чтобы ни один продавец на рынке не мог получать экономическую прибыль.
Следовательно, долгосрочное равновесие на рынке с монополистической конкуренцией похоже на конкурентное равновесие в том, что ни одна фирма не получает прибыль больше нормальной.
Рассмотрим долгосрочное равновесие с помощью рис. Где бы какая-либо фирма не получала экономическую прибыль, на этот рынок войдут новые фирмы, снижая спрос и предельный доход от продукта фирмы. Отсюда следует, что отрасль не может находиться в равновесии, пока фирмы могут запрашивать за товар больше, чем средние затраты при максимизирующем прибыль выпуске. При долгосрочном равновесии кривая спроса на товар в отрасли является касательной к LAC. Фирма выпускает Q1 единиц товара, после того как она расширила свое производство, чтобы использовать преимущества более низких в длительном периоде средних издержек.
Этому выпуску соответствует равенство MR=LMC. Цена при этом выпуске Р1, что соответствует точке А на кривой спроса.
При этом выпуске средние затраты также равны цене Р1 и следовательно прибыль равна нулю.
Свободный вход на рынок препятствует фирмам извлекать экономические прибыли в длительном периоде.
Этот процесс работает и в обратном направлении.
Выход фирм из отрасли будет продолжаться до тех пор, пока не будет достигнуто новое равновесие, при котором кривая спроса опять является касательной к крив. LAC, а фирмы получают нулевые экономические прибыли.
Итак, в равновесии типичной монопольноконкурентной фирмой будет реализовано Q1 ед.товара, однако минимум LAC имеет место при выпуске Q2. Разница (Q2-Q1) называется избыточной мощностью. Избыточная мощность по производству (Q2-Q1) единиц товара не используется. Избыточная мощность в отраслях с монополистической конкуренцией означает, что такой же выпуск можно было бы предложить потребителю при более низких средних издержках.
Такое же количество товара можно было бы предложить меньшим числом фирм отрасли, причем каждая производила бы больше продукции при минимально возможных средних издержках. Таким образом, можно было использовать меньше ресурсов для производства этого количества товара. Избыточная мощность является частью затрат на дифференциацию продукта при монополистической конкуренции.
Условия равновесия на рынке монополистической конкуренции
Используя общее правило, можно сказать, что фирма на рынке монополистической конкуренции в краткосрочном периоде будет максимизировать свою прибыль или минимизировать убытки, вырабатывая такой объем продукции, который отвечает координатам точки пересечения кривых предельных издержек и предельного дохода.
Фирме для эффективного существования необходим вытек продукции, который бы соответствовал следующим условиям:
То есть предельный доход фирмы равен предельным издержкам на производство данного выпуска, но при этом уровень цен должен быть выше уровня предельных затрат.
Рассмотрим фирму на рынке монополистической конкуренции, получающую прибыль в краткосрочном периоде. Причем пусть данная фирма производит уникальный товар в своей отрасли, у нее пока нет (или совсем немного) конкурентов. Кривая спроса на продукцию данной фирмы будет расположена высоко, потому что покупатели согласны платить большие деньги за (в какой-то степени) уникальную продукцию на рынке. Наша фирма производит напиток, который, например, слабо представлен в данной отрасли.
Рис. 63. Фирма на рынке монополистической конкуренции в краткосрочном периоде
Так как в отрасли монополистической конкуренции низкие барьеры на вход, то вероятность появления новых участников, выпускающих товары-заменители, очень велика, поэтому фирма не может долгое время получать такую высокую (почти монопольную) прибыль.
В долгосрочном периоде экономическая прибыль, получаемая фирмой в условиях монополистической конкуренции, привлекает вступить в отрасль новые фирмы. Увеличивается количество конкурентов и возрастает число продуктов, которое способно достаточно эффективно заменить продукт типичной фирмы. Это приводит к тому, что кривая спроса становится больше эластичной, приближая условия монополистической конкуренции к условиям конкурентного рынка. Расстояние между кривыми спроса и средних издержек уменьшается, ликвидируя экономическую прибыль. Наоборот, если типичная фирма терпит убытки, наблюдается отток производителей из отрасли, количество конкурентов уменьшается, дифференциация товаров углубляется, кривая спроса становится более крутой (менее эластичной). Как результат она может пересечь кривую средних издержек, ликвидировав, таким образом, убытки фирмы.
Рис. 64. Равновесие фирмы в долгосрочном периоде
Условие долгосрочного равновесия: Р = АТС; МС = MR.
При монополистической конкуренции экономическая прибыль падает до нуля ранее того, как цены достигают уровня, который всего лишь покрывает предельные издержки. При уровне выпуска, для которого цена равняется средним затратам, цена превышает предельные издержки.