Раввин и еврей в чем разница

Кто такой раввин?

Поделитесь этой страницей со своими друзьями и близкими:

Оглавление

Рав, Раввин, Ребе — кто он?

Тема «Кто раввин?» — непроста, а для многих из нас, кто прежде не жил еврейской жизнью, — и вовсе загадочна.

Если покопаться, то заметим, что понятие рав, ребе впервые появилось у нас в сознании то ли из художественной литературы, то ли из хасидских историй, то ли из безосновательных фантазий. Многим раввин порой представляется некой исключительной личностью, которая каким-то мистическим образом способна решить все наши личные проблемы, читать мысли и предвидеть события. Поэтому, чтобы более реально разобраться в Ваших непростых вопросах, попробуем вначале понять, что включает в себя понятие рав.

Кто такой рав? [↑]

Раввин и еврей в чем разница. Смотреть фото Раввин и еврей в чем разница. Смотреть картинку Раввин и еврей в чем разница. Картинка про Раввин и еврей в чем разница. Фото Раввин и еврей в чем разницаРаввин должен иметь смиху — полномочия,
чтобы отвечать на вопросы по еврейским
законам. Художник — Отто Эйхингер

Во всех еврейских источниках раввина называют талмид-хахам, в переводе — «мудрый ученик». Уже из самого названия следует несколько требований.

· Первое — мудрость. Рав должен обладать колоссальными знаниями, прежде всего, знать все составные части Письменной и Устной Торы. Показатель этого — способен ли он сразу же ясно ответить на любой вопрос по Алахе (Еврейскому Закону), даже такой, который редко задают.

· Второе — речь идет о мудрости, которая обязывает всегда находиться в статусе ученика. Проверка «мудрого ученика» заключается в том, насколько он эту мудрость любит, ищет и желает обрести, насколько хочет ее расширить и углубить.

Но как бы ни были высоки требования к мудрости раввина, в еще большей степени высоки требования к его нравственной чистоте.

Сказано в Талмуде, что мудрец, у которого есть пятно на одежде, достоин «смерти». «Пятно» — в прямом смысле, ибо если ходит в грязном одеянии, то тем самым принижает ценность Торы в глазах людей. И в переносном — рав должен быть незапятнанным в деяниях, в словах и в помыслах.

Сказано еще, что рав, у которого внутреннее духовное содержание не соответствует его поведению — не называется «мудрый ученик». Профессор этики не обязан сам вести себя этично, а к раву это первое требование.

Чем рав выше, тем он скромнее и проще, тем более его слова не расходятся с делом, а то, что в сердце не расходится с тем, что на устах. Когда рассказывают о раввинах, то упоминают не их гениальность, это и так явно открыто в их книгах, а их праведность и благочестие в самых мелких поступках.

Кроме этого, есть еще длинный перечень строгих требований к «мудрым ученикам», который не предъявляется любому другому еврею. Все это вместе и составляет понятие рав.

Теперь по сути вопросов.

Кого можно называть равом? [↑]

Раввин и еврей в чем разница. Смотреть фото Раввин и еврей в чем разница. Смотреть картинку Раввин и еврей в чем разница. Картинка про Раввин и еврей в чем разница. Фото Раввин и еврей в чем разницаРаввин дает рекомендации и отвечает на вопросы
по законам Торы. Художник Франц Ксавьер

Когда-то раввином называли того, кто в разной степени обладал всеми вышеупомянутыми качествами. Это были главы ешив и общин, раввины городов и т.д. Со временем многое изменилось. Поколения мельчают, представления эволюционируют. Сейчас равом называют любого религиозного мужчину в костюме, со шляпой и бородой. Кто без шляпы — реб. В принципе, это стало уважительной формой обращения вместо адон — господин.

Начинающим баалей-тшува на первых порах все, кто даже просто с кипой на голове, кажутся раввинами. Но, как было сказано, настоящих раввинов — мало, среди русскоязычных — единицы. Получается, что большинство русскоязычных евреев никогда не видели и не встречались с раввинами. Поэтому вполне возможно, что Вы просто оказались жертвой семантического недопонимания…

Ну, а все-таки, кого, кроме настоящих раввинов, правомерно называть рав? Например, как долг уважения, тех, кто обучил Вас азам еврейской жизни, обучал Торе и первым шагам в соблюдении заповедей.

Поэтому те, кто принес в Ваш город первоначальные знания о Торе, для Вас — действительно равы, и так их следует называть, даже если…

Раввин без жизненного опыта? [↑]

Раввин должен иметь смиху — полномочия, чтобы отвечать на вопросы по Галахе. И жизненный опыт, чтобы давать житейские советы. Как правило, пока будущий рав получает смиху, у него набирается огромный жизненный опыт. Но… мы можем опять запутаться в терминологии. О чем идет речь?

Когда Вы спрашиваете о раввине, то, скорее всего, имеется в виду молодой человек, который проучился в ешиве какое-то время и согласился приехать к Вам в город заниматься развитием еврейской жизни. У него нет смихи, нет жизненного опыта и не так много знаний. Но…

У нас принято к учителю Торы обращаться с уважением. Мы обязаны принять авторитет учителя, быть «ниже его», даже если он — моложе и знает немногим больше Вашего. Без авторитета учителя, даже то малое, что он знает, он не сможет Вам передать. Поэтому он для Вас — рав. Но…

Он для Вас рав лишь в изучении Торы, а в житейских проблемах следует обращаться только к тем еврейским мудрецам, которые пропитаны духом Торы, имеют обширные знания и накопили богатый опыт жизни.

Источник

Раввин и еврей в чем разница

Раввин и еврей в чем разница. Смотреть фото Раввин и еврей в чем разница. Смотреть картинку Раввин и еврей в чем разница. Картинка про Раввин и еврей в чем разница. Фото Раввин и еврей в чем разница

Раввин — в иудаизме учёное звание, обозначающее квалификацию в толковании Торы и Талмуда. Присваивается по получении иудейского религиозного образования, даёт право возглавлять конгрегацию или общину, преподавать в иешиве и быть членом религиозного суда.

Обряд посвящения в раввины — смиха ивр. סְמִיכָה‎, буквально покрывание, рукоположение. Исторически известны и другие формы посвящения в раввины.

В современном Израиле раввин также — государственный чиновник, служащий раввината города и страны, ответственный за предоставление культовых услуг населению.

В некоторых других странах (Франция, Великобритания, Россия, Украина и т. д.) у иудеев ортодоксального течения иудаизма существует титул главного или верховного раввина, который не имеет отношения к Галахе или другим версиям иудейского закона.

В России и на Украине главный раввин имеется также у приверженцев реформистского иудаизма.

Современные религиозные евреи пытаются заменить в русском языке слово «раввин» ивритским «рав», возможно, из-за отрицательных ассоциаций с казёнными раввинами (государственные уполномоченные по еврейским делам в Российской империи, выпускники казённых раввинских училищ в Вильно и Одессе — идиш: рабинер), а возможно из общей тенденции гебраизировать еврейские религиозные понятия.

Вопреки распространённому мнению, раввин во всех течениях иудаизма не является священником, а обозначает лишь учёный титул, хотя есть и другие значения.

Во многих течениях современного иудаизма нет института священства (в православном или католическом понимании — как человек, облечённый правом выполнять таинства).

Понятие священства или жречества есть только в связи с Иерусалимским храмом, где возможны жертвоприношения, хотя некоторые течения иудаизма сохраняют неактивных жрецов.

Источник

Чем отличается «еврей» от «иудея»?

Есть ли различие между евреем и иудеем? Таль

Отвечает рав Меир Мучник

Простой ответ на Ваш вопрос — нет различия.

В современном русском языке слово «еврей» обычно понимается как обозначение представителя национальности, то есть речь о крови, этнической принадлежности, а «иудей» — обозначение приверженца иудаизма как религии.

По идее, этническая принадлежность и религия — разные вещи: этническая принадлежность — биологическая данность, то, что мы наследуем и что невозможно изменить. Религия — идея и вера, которую можно принимать или отвергать и которая по наследству не передается (дети религиозных обычно сами религиозны в силу воспитания, а не генетики). Но в еврействе эти два момента как раз интересным образом совпадают.

Первым евреем стал Авраам — именно в силу того, что отверг господствующую тогда идею поклонения идолам и открыл для себя Единого Б-га, Стоящего над всеми силами, которых другие принимали за богов. Но потомки Авраама стали евреями уже «по наследству» — хотя Б-г и сказал, что они евреи потому, что будут воспитаны в духе идей Авраама. Также они были обязаны продолжать нести физический «знак» еврейской принадлежности на своем теле — обрезание. Хотя и тот, кто не сделал его, остается евреем.

В то же время, любому человеку была предоставлена возможность присоединиться к еврейскому народу, пройдя гиюр: физически — сделав обрезание, идейно — приняв еврейскую веру в Единого Б-га и все остальные данные Им принципы.

Обычную этническую принадлежность изменить невозможно. Англичанин не может стать французом, тем более — китайцем или чернокожим, операция по изменению формы глаз или цвета кожи в этом не поможет. Но он может стать евреем — и китаец тоже может!

Значит, еврейство — не физическая этническая принадлежность, а религия и идея. Ведь понятно, что и англичанин, и китаец могут стать христианами или коммунистами. Однако, став евреем, этот бывший англичанин или китаец передаст свое еврейство по наследству — хотя никуда не исчезает английская кровь или китайский разрез глаз. Что же такое еврейство?

Ответ таков: еврейство — это тип души. Авраам не просто выдвинул идею Единого Б-га и отверг идолопоклонство. Суть идолопоклонства — в отдалении человеческой души от Б-га до такой степени, что человек теряет с Ним прямую связь и начинает нуждаться в посредниках — ангелах, «звездах».

Именно до такого уровня опустилось человечество к тому времени, когда появился Авраам — и повернул процесс вспять: открыл для себя Б-га и приблизился к Нему настолько, что посредникам уже не было места. Так он связал свою душу с Б-гом напрямую. Эта непосредственная связь с Б-гом делает саму человеческую душу иной, и это ее свойство передается по наследству.

Ведь на самом деле и этнические признаки передается по наследству потому, что передается душа: мир создан Б-гом так, что физическое отражает духовное. Поэтому и представители других народов могут стать евреями, а затем передать еврейство по наследству: гиюр помогает изменить душу, связать ее с Б-гом, а затем эта связь уже передается по наследству.

Поэтому «иудей» и «еврей» — это одно и то же. Даже если считать, что «иудей» означает «приверженец религиозной веры», иудаизма, одной веры в единого Б-га недостаточно для того, чтобы присоединиться к Его народу, к духовным потомкам Авраама — для этого надо пройти гиюр, а тогда человек уже становится евреем в том плане, что передает это свойство души по наследству.

В любом случае, такое «удвоение» терминов существует далеко не во всех языках. В русском — да, но вот, например, в английском — нет. Там есть только одно слово — Jew, означающее и «еврей» и «иудей». Причем в англоязычном мире оно скорее понимается как обозначение религиозной принадлежности. («Национальность» — nationality — там и вовсе означает «гражданство». В знакомой мне религиозной еврейской семье из Англии, мать которой выросла в Дании, на вопрос: «Кто Вы по национальности?» она отвечала: «Датчанка», Danish, а по вероисповеданию — «иудейка», Jewish).

Поэтому на Западе у людей, недостаточно разбирающихся в теме, недоумение вызывает не то, что религиозные евреи дают возможность человеку любой национальности стать евреем с помощью гиюра, а, наоборот — что без правильного гиюра евреем может стать не кто угодно по собственному выбору, а только тот, кто родился от еврейской матери. Мол, как же так: ведь кто угодно может решить, что он христианин, почему же он не может решить, что он иудей? Но мы здесь и на этот вопрос дали ответ, см. выше.

Если же говорить об этимологии этих двух слов, «еврей» и «иудей», то они действительно различны:

Слово «еврей» — эквивалент слова иври на святом языке. Это слово означало «[стоящий] по ту сторону [реки]» и было, в свою очередь, образовано от слова авар — «перешел [на ту сторону]». Этим словом, иври, назван Авраам (Берешит 14:13), который отверг господствовавшее в мире идолопоклонство и приблизился к Единому Б-гу (см. выше): весь мир стоял на «одной стороне реки», а Авраам — на другой (мидраш Берешит Рабба 42). Так что это слово с самого начала означало идейный и душевный переход на «другую сторону», который совершил Авраам.

Но в дальнейшем еврейство передавалось по наследству, см. выше, и словом иври называются также потомки Авраама — представители произошедшего от него народа. Например, Йосеф говорит: «Ибо я был похищен из страны иврим» (Берешит 40:15), имея в виду Землю Израиля. Или, излагая законы о слугах, Тора называет нееврейского слугу кнаани — «кнаанским», а еврейского — иври.

Слово «иудей» же образовано от имени Йеуды, сына нашего праотца Яакова. Как и каждый из двенадцати сыновей Яакова, Йеуда стал родоначальником своего колена, и его потомки стали называться йеуди — то есть потомок Йеуды, представитель колена Йеуды. А представители других колен стали называться, соответственно, по именам их родоначальников, братьев Йеуды. Например, потомок Биньямина, представитель его колена назывался йемини.

Но со временем значение терминов несколько изменилось. После смерти царя Шломо единое еврейское царство раскололось: от колена Йеуды, к которому принадлежала династия Давида, откололись недовольные ее правлением десять других колен во главе с коленом Эфраима, потомками одного из сыновей Йосефа. Они образовали Израильское царство, а с коленом Йеуды осталось только колено Биньямина, и они образовали Иудею. Впоследствии Израильское царство первым пало под натиском врагов, и десять колен были уведены в изгнание ассирийским царем, в результате чего основная их масса пропала без вести.

А путь еврейского народа по истории продолжили оставшиеся в Иудее колена Йеуды, Биньямина и находившиеся среди них потомки их брата Леви — левиты и коэны.

До изгнания десяти колен весь народ Израиля иногда назывался «Эфраим» (см., например, Ирмияу 31) — по имени ведущего из десяти колен. Но после их изгнания ведущим становится колено Йеуды и слово йеуди начинает использоваться как обозначение любого еврея.

Так, уже после того, как пала и Иудея и еврейский народ оказался в изгнании, его ведущий мудрец Мордехай, происходивший из колена Биньямина и потому называвшийся йемини (Эстер 2:5), называется также йеуди (там же). Талмуд (Мегила 12 б) спрашивает: если он был йемини, то есть выходцем из колена Биньямина, почему он в то же время называется йеуди, то есть выходцем из колена Йеуды? И отвечает сначала, что его отец был из колена Биньямина, а мать — из колена Йеуды. Но потом дает другой ответ (там же 13а): Мордехай отказался поклоняться идолу — Аману. А всякий, кто отвергает идолопоклонство, называется йеуди — «иудеем», как написано о Ханании, Мишаэле и Азарии (Даниэль 3:12): «Есть мужи из иудеев, твоим богам они не служат и золотому идолу, которого ты поставил, не поклоняются».

Так слово йеуди — «иудей» — тоже стало обозначать не только происхождение из конкретного колена, но и вообще приверженность к еврейской вере в Единого Б-га и душевную связь с Ним. И, если в современном русском языке основным словом, обозначающим представителей нашего народа, является «еврей», произошедшее от иври, то во многих других языках преобладают слова, произошедшие от йеуди: немецкое jude, французское juif , английское Jew, ну и польское żyd — жид, которое только в русском обрело негативную коннотацию, а там было обычным обозначением еврея.

Так что все мы, представители нашего народа, и евреи, и иудеи, и жиды!

Источник

Раввин и еврей в чем разница

Войти

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Кстати, в наших недавних недельных главах Моше меняет свой статус » гоэля» (освобождающего) на титул » учителя» (нашего) Рабейну.

Обрисуем самые основные аспекты.

В Мишне «сделай себе рава» имеется в виду научись учиться.

Еврейская мудрость говорит – учись у любого человека и даже вещи.

Иногда раби переводят дословно как «мой рав».

В Европе возникли термины Реб, Ребе и Раввин. (с одним или двумя «в»)

В Европе Реб часто использовалось просто как уважительное (аналог слова «Господин»).

Раввин – обычно должность, например, казенный раввин, раввин синагоги.

Рав – обычно человек со смихой (документом).

Сейчас в Америке (как в Вавилоне) используется термин rabbi.

При этом он фактически является калькой слова раби.

Но с американским произношением всегда возникают следующие проблемы. Обычно слово переводят побуквенно, а правила чтения применяют американские и поэтому на слух оно уже меняется.

Так английская «а» в данном случае читается как среднее между а и э, но ближе к а.

В итоге русская версия американского произношения породила версию «рабай».

У большинства русскоязычных она ассоциируется со словом «бабай». 🙂

Кстати, на Востоке слово «баба» тоже обозначает серьезного человека. Например, знаменитый мудрец Баба-Сали. (Оттуда же скифские бабы на курганах – не старые тетки, а воины-хранители)

В Киеве в ешиве » Эш а-Тора» мы применяли титул «Рав» к преподавателю со » смихой«,

и обращались «реб» ко всем остальным студентам и религиозным сотрудникам, и в-общем, это наиболее стандартное применение этих терминов в бывшем Союзе.

Естественно, масса фамилий произошла от слова рав, например, Рабин, Рабинович

Пока заканчиваю, желающие могут дополнить.

О взаимоотношении рава и его смихи (документа) поговорим в следующий раз.

Источник

Еврейский Мир

Газета русскоязычной Америки

Еврейская идентификация и раввины: что у них общего

Многие читатели проконтактировали со мной по поводу моей статьи «Еврейская идентификация и иудаизм: что у них общего». Я был поражен тем, что в комментариях многих прозвучало отрицание положительной роли раввинов в нашей духовной жизни. Я ожидал такого отрицания от JINO, то есть евреев только лишь по факту своего рождения; раввины интересуют евреев JINO только лишь как источник исторических знаний, но не как источник духовности. Но я не ожидал такого отрицания от евреев, которые хотят оставаться духовно евреями, ценят еврейскую духовность и пытаются найти свою еврейскую духовность в нееврейском современном мире, где они живут и ищут возможность жить еврейской духовной жизнью, то есть по Торе. И здесь, в своих поисках, они не находят понимания раввинов. И это приводит к отрицанию ими роли раввинов. А такое отрицание является катализатором ассимиляции – катализатором намного более сильным, чем притягательность христианского мира, о чем много писали оппоненты концепции иудейско-христианской духовности в комментариях к моим статьям, где такая концепция описывалась.

У еврейской идентификации и раввинов одна общая фундаментальная основа, и этой основой является Тора и ее духовные интерпретации различными раввинами. Однако еврейская идентификация и раввины различаются в чем-то весьма существенном, и этим различием является разные подходы к оценке событий в нашем мире: раввины оценивают события с позиций канонов веры, в то время как современные евреи, а таких большинство, пытаются оценить события с позиций того, с чем они встречаются в своей повседневной жизни – с позиций науки, политики, их «гойских» друзей и т.п. Современные евреи пытаются сблизить позиции канонов веры с тем, что они видят в их современной жизни, но раввины не помогают им в этом. Проиллюстрирую все это на примере моих собственных духовных поисков.

История личных поисков моей еврейской духовности подтверждает, что многие хорошие раввины действительно повинны в том отрицательном отношении к ним, которое формируется в умах некоторых евреев, ищущих свой духовный еврейский мир. Вот несколько примеров из того, с чем я столкнулся в моих беседах с англоязычными раввинами.

В одну из своих поездок в Израиль я посетил Явне, откуда пошел институт раввинов. Это началось около двух тысяч лет тому назад после разрушения Второго Храма, когда убежавший от преследования римлян один из известнейших знатоков религиозного закона Йоханан бен Заккай основал в городе Явне религиозную школу, которая со временем превратилась в центр и академию иудаизма. Неподалеку размещалась новая красивая синагога. Я зашел и познакомился с группой евреев, изучающих Тору, которые могут стать раввинами. Я задал им волнующий меня вопрос: должно ли государство Израиль жить по законам Торы, или это государство должно создавать какой-то светский свод законов, по которым жить? Даже само предложение продискутировать этот вопрос смутило их – они уклонились от ответа.

Я попытался получить ответы на многие аналогичные вопросы у чикагских ортодоксальных раввинов-литваков. Я изучал Тору с ними и знал, что они раввины знающие и интересные. Они попросили меня составить список вопросов, меня интересовавших. Я сделал это – это были вопросы, близкие к тому, что я опубликовал в статье «Дискуссии по еврейской интеллектуальной идентификации в современной жизни». (К примеру, там были такие вопросы, как насколько близка истинная еврейская идентификация к идентификации фундаментальных основ США или государства Израиль; идентифицируют ли евреи по-особому Добро и Зло и способы борьбы со Злом; идентифицируют ли евреи себя по-особому в науке, экономике, и политике.) Они отослали эти вопросы для размышлений своим коллегам. Через некоторое время я получил честный ответ: у них наработано свое понимание Торы, и они предпочитают учить тому, что наработано веками.

Тогда я заинтересовался реформистскими раввинами – они-то все в современной жизни, и должны быть рады ответить на эти вопросы. Оказалось совсем не так. Они, действительно, в современной жизни, но в современной либеральной жизни, которая мало опирается на концепции Торы. Они отказывались даже ответить на прямой вопрос, почему они поддерживают либеральные социальные законопроекты, в то время как концепции Торы намного ближе к консервативным точкам зрения.

Я следил за работой раввина Адина Штейнзалца по новому переводу Талмуда. На его блоге я задал ему следующий вопрос: «Всевышний создал человека по своему образу и подобию как индивидуума, не как коллектив – так ли это?». Понимая всю занятость этого раввина, я все же ожидал ответа, потому что этот вопрос один из фундаментальных в Талмуде. Ответа не последовало.

Все приведенные выше примеры – только лишь незначительная часть моего обширного личного опыта познания еврейской духовности с разными раввинами.

Как я отмечал в других моих публикациях, мой личный опыт убедил меня, что раввины – это абсолютно необходимая часть еврейской идентификации. Несомненно, раввины способствуют еврейской идентификации и укреплению еврейской духовности. Однако, их нежелание быть строителями моста между вечной и неизменяющейся Торой и вечным, но постоянно изменяющимся миром, в котором живут реальные евреи, приводит к тому, что у многих появляется отрицательная реакция на них, что отталкивает евреев от иудаизма и подталкивает евреев к грани ассимиляции. И возможно, этот ассимиляционный фактор не менее существенен, чем пресловутый ассимиляционный фактор иудейско-христианской духовности.

Я объясняю нежелание раввинов (не всех, но многих) строить мост между вечной и неизменяющейся Торой и вечным, но постоянно изменяющимся миром тем, что должность раввина стала превращаться из духовного призвания, как это было со времен бен Заккая, в рабочую профессию. А рабочая профессия объединяет их в своего рода профессиональные союзы, все члены которых обязаны объяснять все так, как это принято в их «профсоюзе-ешиве». Отход от принятой линии объяснения-обучения чреват осуждением коллег.

Хочется надеяться, что русскоязычные раввины, сотрудничающие с газетой «Еврейский Мир», подключаться к дискуссии и объяснят, как они сами понимают описанную здесь тревожную ситуацию, и что, они считают, следует сделать, чтобы сблизить их духовные позиции с духовными позициями многих современных евреев.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *