Райком и райисполком в чем разница
26. Райком и райисполком стали поближе
На фотографии первый секретарь Советского райкома КПСС (1963-1966)Юрий Николаевич Абраменко.
Объединённый комите профсоюза переехал из двух квартир на втором этаже в д.№ 4 по Жемчужной ул. (квартиры №№ 27 и 28) в квартиры первого этажа на Детском проезде. В этом доме размещались раньше лаборатории Института цитологии и генетики, который получил, наконец, свой собственный корпус. После ремонта в доме на Детском проезде разместились хозяйственные службы СО АН и мы. Стало немножко посвободней.
А в здание вдоль Морского проспекта, в самом его начале въезжают районные власти. На первый этаж переехал райисполком со своими отделами, на второй – райком КПСС. Каждый занял по этажу.
К моему большему удивлению, я был избран 14 марта депутатом районного совета, а не первой же сессии райсовета меня избрали членом исполкома. Я сразу же подумал, – что по должности.
И вот уже я вижу моих коллег по исполкому. Заместителя председателя молодого черноволосого невысокого и полноватого человека – Александра Юсуповича Шарипова. У него оказался сильный акцент. Был он умен, добр, открыт, но в чем-то по жизни наивен.
Избрали и Юрия Николаевича Абраменко (для партийного пригляда, – подумал я).
Секретарем Исполкома избрали Владимира Павловича Сомова, которого я встречал в райкоме партии уже в течение трех лет, где он был в штате. Видимо, теперь его перевели в райисполком. У него активно действовала только одна рука, но с бумагами он управлялся весьма ловко.
– Там бумаги, тут бумаги, – подумал я. – Разницы, видимо, нет.
На заседании исполкома был прокурор района Иван Васильевич Губернский, он, кажется, тоже был депутатом и тоже был избран в райисполком. А вот начальник райотдела милиции, – подполковник милицейской службы Шкурко (не помню имени-отчества) присутствовал на исполкоме по должности, – это же был отдел исполкома, – чтобы легче и оперативнее можно было решать все вопросы. Было еще три-четыре члена исполкома, – но я не запомнил их. Кто-то был от строителей, а кто-то из служащих или рабочих институтов СО АН. От научного персонала не было никого, если не считать меня.
На заседании исполкома всегда присутствовали другие начальники отделов – Василий Васильевич Магро, зав. районо, Борис Яковлевич Хабас, зав. райздравом, а также заведующие финансовым и другими отделами.
И вот раз в две недели я с другими членами Исполкома заседаю в кабинете председателя, которым теперь стал Иван Прохорович Мучной, фронтовик, очень спокойный и здравый человек, инженер-конструктор Института гидродинамики, который дал мне рекомендацию в партию. Вместе с которым мы работали над проектированием моей первой установки в Институте. Человек, глубоко мне симпатичный. Я видел, что и ко мне он относится по-доброму.
Кроме того, оказалось, что на заседание всегда приходит и первый секретарь райкома партии Юрий Николаевич Абраменко. Он немного опаздывает, но без него не начинают. Его мнение по всем вопросам оказывается решающим.
Сначала мне показались скучными обсуждавшиеся вопросы, решения по которым были подготовлены заранее. Краткое содержание вопроса и проект решения были у каждого перед глазами в отдельной папке. А их единодушное одобрение, как правило, без обсуждения вызвали поначалу мое удивление. Я ясно видел, что некоторые члены исполкома просто не понимали вопросов, по которым они принимали решения, а других эти вопросы совершенно не интересовали, и они голосовали автоматически «за», но вопросов не задавали.
Все бумаги к заседанию готовил секретарь исполкома Владимир Павлович Сомов. Поскольку к каждому обсуждавшемуся вопросу был приложен проект решения, я понял, что предварительно они обсуждались у первых лиц района. Крупные вопросы были в компетенции первого секретаря райкома, и он определял по ним решения. Возможно, вопросы помельче мог предрешать и председатель райисполкома.
Спустя некоторое время я понял, что могу использовать Исполком для того, чтобы провести некоторые решения, полезные для жителей Академгородка. Но об этом после.
К слову сказать, через короткое время на заседании исполкома начали случаться жаркие споры, к неудовольствию начальства, привыкшего к полному послушанию советских органов власти. Половина членов Исполкома занимала места по должности. Другая половина состояла из рабочих, учителя, врача и еще, бог весть, кого. Научных сотрудников, кроме меня, больше не было. А вот заведующими РОНО и райздравотдела оказались очень интересные и колоритные люди – Василий Васильевич Магро и Борис Яковлевич Хабас.
Магро был лет на десять старше меня, значительно выше ростом (у меня было 1 м 70 см) и носил пышные усы. Он командовал школами района и детскими садиками, – всеми, кроме Сибакадемстроя и СО АН.
Хабас был старше меня лет на пять, и в его подчинении были больницы района и детские ясли, опять же, кроме Сибакадемстроя и СОАН. У Сибакадемстроя и Сибирского отделения АН детские учреждения были ведомственными и подчинялись специально созданным медсанотделам.
Оба были интеллигентными людьми, прекрасно знающими свое дело. Борис Яковлевич Хабас был впоследствии крупным коллекционером записей бардов (Окуджавы, Галича и Высоцкого). Правда, у него украли всю коллекцию при переезде в Канаду на постоянное жительство в 90-х. Точнее, это было так. Он при переезде оставил коллекцию одному хорошо знакомому коллекционеру, а тот ему ничего не вернул.
Впоследствии я с ними иногда советовался по ряду вопросов работы больницы и поликлиники, внешкольной работы с детьми, создания и работы детских учреждений (клуба юных техников, станции юных натуралистов, профсоюзной художественной школы, профсоюзной музыкальной школы, дома пионеров, детских спортивных секций), и их советы были для меня бесценны.
Медицинские учреждения СО АН непосредственно им не подчинялись, – они были, как я уже писал, ведомственными, а не муниципальными (тогда, правда так не говорили, употребляли слова горздравотдела или облздравотдела или просто городскими), детские сады и ясли тоже подчинялись СО АН, а КЮТ, СЮН, музыкальная и художественная школы, спортивные секции – ОКП СОАН.
В 1965 году с помощью В.В. Магро мы получили решение горисполкома о создании Дома пионеров Советского района, сотрудничали с ним в части организации внешкольной работы с детьми, но толком использовать эту структуру (директором ДП была назначена Люба Горелова, а было несколько штатных единиц преподавателей, которые использовались для руководства детскими кружками в детских комнатах микрорайонов верхней зоны) не успели.
Василий Васильевич Магро помогал нам и в налаживании тесных контактов с директорами школ.
Кто руководил в СССР
Зашел тут спор о системе управления в СССР. И выяснилось, что те, кто помоложе, ее не представляют совсем. А те, кто постарше – достаточно смутно. Типа, всем партия рулила. И лично товарищ….
Ну, главного товарища пока оставим. А возьмем самый массовый и типичный для СССР управленческий уровень – районный. Тем более, что районы и сейчас сохранились и их большинство представляет.
В районе полный набор районных учреждений, несколько мелких предприятий районного уровня, несколько совхозов (из них один миллионер) пара предприятий областного уровня и одно союзного. Такое не везде, но очень много где существовало.
В районе, естественно, существует райком КПСС с первым секретарем, райсовет с исполкомом и председателем, отделы МВД и КГБ со своими руководителями. Это несколько упрощенно, но пусть.
Так чем же тут командует райком партии с всемогущим, вроде бы, секретарем? А ничем. Ни одному учреждению и предприятию (а уж МВД и КГБ и подавно) приказа он отдать не может. Он даже квартиру себе выделить не может. У райкома вообще никаких ресурсов нет, ни финансовых ни материальных. Крохи на пропаганду и агитацию.
Райком в целом, правда, своим решением кое-кого обязать может. Но и тут решать будет не секретарь. Решать будет бюро райкома. А кто входит в бюро? Да те же самые руководители предприятий и организаций района, многие из которых району не подчиняются вообще. Мнение секретаря ими будет с уважением выслушано и, скорее всего, принято во внимание, но против своих интересов никто не пойдет, что все, включая секретаря, прекрасно понимали.
Что остается? Договариваться, Потому, что конфликтовать нельзя. За конфликт и перенесение вопроса выше огребет и секретарь (вплоть до снятия) и любой из районных руководителей (тоже вплоть до снятия). И, опять же, квартиру кому-то бюро райкома дать может? Не может. Оно может только предложить это сделать исполкому (и исполком почти наверняка это сделает). Назначить или снять с работы? Тоже нет. Райком никого, кроме своих работников, назначить не может.
Последний приют секретаря райкома. У них не было мраморных памятников ценой в миллионы.
А кто же управляет реальной жизнью района? А реальной управляет райсовет и райисполком. Вот эти могут и назначать и снимать (но только на районном уровне) и распределять блага. У них и средства и ресурсы и чего только нет. Они руководят ЖКХ (и распределением квартир), местной промышленностью и сельским хозяйством, финансами, образованием, медициной и много еще чем.
Так, может, райком приказывает райисполкому, а тот уже исполняет? Тоже нет. Председатель райисполкома (он же часто и председатель райсовета) выдвигается областным советом и исполкомом, по согласованию с обкомом КПСС. Мнения секретаря райкома там даже не спросят. Подчиняется председатель исполкома тоже области. Секретарь райкома для него партнер, а не начальник. Конфликтовать тут тоже нельзя – скорее всего, снимут обоих. Договаривайся как хочешь, ищи рабочий контакт.
Т.е. была система из трех, практически равноправных, составляющих.
Райком КПСС – представлет общегосударственные интересы (никакой своей политики на уровне райкома не было). Подчиняется обкому КПСС и далее ЦК КПСС. Не столько руководит, сколько помогает, поддерживает, согласовывает и контролирует.
Райсовет и райисполком руководит реальной повседневной жизнью. Подчиняется областному Совету и облисполкому и далее Верховному Совету.
Хозяйственники (директора крупных предприятий) занимаются экономикой. Подчиняются главкам и управлениям своих министерств и далее Совету министров.
Причем все это переплетено тысячами взаимных решений и интересов, сочетанием местных и государственных приоритетов, личными связями и отношениями. Договаривайся, согласовывай, крутись. Командовать не получится. Ни у кого.
Почему это называется командной системой, и где здесь команды, пусть ответит, кто знает.
Зато сейчас полная демократия. Глава администрации или губернатор, ответственные только перед высшим насяльником лично. У них и деньги и ресурсы и право единолично казнить и миловать, раздавать и отнимать. Декоративный Совет, на который глава может плюнуть в любой момент. Этот совет только при администрации, никакого представительства на высших уровнях у него нет.
Нет, понятно, что за кулисами и в тени там еще много чего есть. И договариваться и согласовывать все равно приходится.
Но, вот, за кулисами и в тени, это, как бы, не совсем демократия. И даже не совсем управление.
Чаще такое называют мафией.
В СССР были РАЙком, РАЙисполком, а теперь сплошная АДминистрация…
Сколько сейчас чиновников в России сказать определенно довольно затруднительно… Данные Росстата помогают в этом случае лишь частично и уверенно определить искомое количество не позволяют… Но все источники, пытающиеся провести количественный анализ, сходятся в одном — при значительно большей территории и населению — СССР (супердержава, вторая экономикой планеты…) «умудрялся» справляться с государственным и региональным управлением при значительно меньшем количестве бюрократов, чем современная Россия… А об эффективности советского управления в сравнении с нынешним «новорусским» — человеку моего поколения стоит… только деликатно промолчать…
Во всём брежневском СССР, когда численность населения превышала современную численность населения России в два раза, было 1,755 млн чиновников. Надо к тому же учесть, что в госсобственности были все предприятия, и их работа регулировалась госчиновниками, а техническая оснащенность была гораздо ниже — не было компьютеров, факсов, электронной почты. При Горбачеве, в бытность его президентом СССР, один чиновник приходился на 220 жителей. А в 2005 году их уже было 1 на 109 россиян. Если еще в 90-х годах прошлого века чиновниками в России числились 1,9% всех работающих, то в 2005 году их было уже 4,6%.
В «новой России», рост численности чиновников в России, при падении численности населения, постоянно увеличивается: ежегодный прирост — от 50 до 150 тысяч.
Подсчеты, произведенные людьми дотошными, наводят на размышления: в 1999 году в стране насчитывалось 60 млн. работающих граждан, а в 2008-м — 72 млн. Значит, если в 1999 году чиновником был каждый 90-й работник, то в 2008-м — каждый 59-й. Ежегодно количество чиновников растет в среднем на 6,23%. Если взять сегодняшнее количество трудоустроенных (69,2 млн. человек) за постоянную величину, получается, что в 2037 году уже все работающие россияне станут чиновниками. Если же поставить задачу обеспечить чиновничьими должностями всех экономически активных граждан (75,6 млн.), то она будет выполнена в 2039 году, к 2049 году все 142-миллионное население России, в том числе пенсионеров и младенцев) можно будет записать в чиновники. А поскольку население сокращается, то такая грандиозная задача будет выполнена еще раньше.
К тому же, 16,5% чиновников занимают руководящие должности. При таких темпах в 2037 году начальниками станут 11,4 млн человек, или почти каждый шестой имеющий работу россиянин.
Даже в условиях финансового кризиса зарплата чиновников растет, опережая трудовое вознаграждение работников всех отраслей экономики России. Ныне средняя зарплата так называемых «слуг народа» по стране составляет 24 тысячи 100 рублей, что на 17,9% больше, чем в прошлом году.
Институт социологии РАН в докладе «Бюрократия и власть в новой России: позиция населения и оценки экспертов», констатирует: российская бюрократия не отвечает требованиям населения, она превратилась в «обособленную социальную группу», которая заботится только о собственном благе, считая себя не частью общества, а особой структурой над гражданами.
Показателен телесюжет о работе администрации одного из сельских районов. Вышестоящее руководство централизировала работу, соединив три управленческих структуры в одну, сократив и количество чиновников. Сэкономленные деньги, которых катастрофически не хватает на обустройство жизнедеятельности сельских поселений, пустили на насущные нужды людей. Любопытные детали: сокращение двух чиновников, сдача в аренду освобожденного крапивным семенем помещения позволила высвободить 2 миллиона рублей в год! В то время как на все про все для жителей (благоустройство и пр.) в бюджете было выделено 100 тысяч рублей. То есть месячная зарплата одного чиновника была фактически равна годовому бюджету на нужды всех жителей поселка! После сокращения двух чиновников на сэкономленные за год деньги восстановили рейсовые маршруты автобуса, стали регулярно расчищать дороги, отремонтировали клуб, что не делалось годами из-за нехватки средств… То есть осуществлено все то, что возложено на чиновников. Но сами они это делать не будут— не царское это занятие. А нанять рабочих для исполнения необходимых работ— денег нет, на зарплату, коммунальные платежи за помещение, в котором уютно сидели, все это шло.
На содержание одного чиновника уходил миллион рублей в год: это сумма, которая тратилась на все нужды поселка в течение 10 лет! Простым русским языком это будет так: чиновники на наши деньги за астрономические зарплаты портят нашу жизнь, ухудшая ее по прямым должностным обязанностям и штатному расписанию!
Если учесть количество чиновников, получается, миллиарды мы платим на то, чтобы не ходил транспорт, чтобы не расчищались дороги, не ремонтировались здания — деньги уходят на зарплату дармоедов.
За 10 последних лет численность госслужащих всех уровней выросла в 1,4 раза. Если в конце 2000 г. их было 1,16 млн человек, то в конце 2010 г. — уже 1,65 млн. Такие данные содержатся в итоговом докладе по корректировке долгосрочной стратегии до 2020 г., переданном в правительство ( есть у « Ведомостей»). Число чиновников растет, а население в целом сокращается. По итогам 2010 г. на 100 000 россиян приходится 1153 чиновника, 10 лет назад их было 794 ( в 1,5 раза меньше). Чтобы показать, как размножились бюрократы, эксперты приводят аналогию с США: там на 1000 жителей приходится в 4 раза меньше налоговиков, чем в России, и в 2,5 раза меньше таможенников.
Сейчас из 1000 работающих россиян 25 — чиновники, в 2000 г. их было 18, а в 1994 г. — 15. В России численность госслужащих избыточна, они мешают росту экономики, считают составители правительственного доклада, и вообще они стране не по карману. Только на оплату их труда бюджеты всех уровней тратят около 67 млрд руб. в месяц, или 804 млрд руб. в год. Если бы сократить их хотя бы до уровня 2000 г., экономия составила бы примерно 240 млрд в год. Если учесть траты бюджета на помещения, транспорт, связь и проч., суммы могут быть удвоены, полагает директор Института проблем государственного и муниципального управления ГУ-ВШЭ Андрей Клименко.
Правительственные эксперты предлагают к 2020 г. сократить чиновников на 30%, половину сэкономленного потратить на повышение зарплат оставшимся — и то останется 120 млрд руб., или 0,3% ВВП. Оставшимся после сокращения нужно повышать производительность, введя стимулирующую систему оплаты труда. Сейчас чиновники работают хуже, чем люди в других секторах экономики. По оценке заместителя гендиректора Центра развития при ГУ-ВШЭ Евгения Миронова, за 10 лет производительность труда у чиновников упала примерно на 20%.
С 2000 г. государство дважды пыталось уменьшить количество чиновников, вспоминает сотрудник Минэкономразвития. В начале 2000-х гг. дебюрократизация провалилась, потому что после административной реформы 2004 г. количество госслужащих опять стало увеличиваться. Последний раз попытка сокращать чиновников предпринималась в 2010 г. Тогда Минфин выступил с инициативой сократить 120 507 работников федеральных органов ( 20% численности), чтобы сэкономить 43,4 млрд руб. Пока существенного уменьшения числа чиновников не произошло, знает сотрудник аппарата правительства: министерства и ведомства скинули из штатного расписания пустые позиции, пенсионеров. Хотя постепенное сокращение в ближайшие годы все-таки планируется, добавил он.
Мы попробовали подсчитать количество чиновников. «Попробовали» — это не оговорка. Чиновник умеет маскироваться. И если многие организации называются по-хитрому ГУП (государственное унитарное предприятие) или МУП (муниципальное унитарное предприятие), от этого они чиновничьими по сути быть не перестают. Так вот, мы подсчитали количество тех людей, которые содержатся за счёт государства и практически ничего вещественного не производят. Мы пользовались последними данными Росстата и оценочными данными экспертов.
Законодательная власть |
Федеральная
15 тыс. чел.
Члены Совета Федерации, депутаты Госдумы, помощники и аппарат двух палат.
Региональная
35 тыс. чел.
Депутаты республиканских, краевых и областных законодательных собраний, их аппарат.
Муниципальная
700 тыс. чел.
Депутаты законодательных собраний муниципальных образований и их аппарат (в России — 24 тысячи муниципалитетов).
Исполнительная власть |
Федеральная
700 тыс. чел.
Министерства и ведомства и их региональные филиалы.
Региональная
600 тыс. чел.
Администрации регионов, региональные министерства и ведомства с аппаратами, учреждённые ими организации.
Муниципальная
1 млн чел.
Чиновники и аппараты администраций муниципальных образований.
Госкорпорации |
Контролёры |
1 млн 300 тыс. чел.
Лицензирующие, контролирующие и регистрационные органы.
Фонды |
1 млн 500 тыс. чел.
Пенсионные, социальные, страховые и пр.
= 15 000 чел.
lexei_a
Иными словами
Ну, главного товарища пока оставим. А возьмем самый массовый и типичный для СССР управленческий уровень – районный. Тем более, что районы и сейчас сохранились и их большинство представляет.
В районе полный набор районных учреждений, несколько мелких предприятий районного уровня, несколько совхозов (из них один миллионер) пара предприятий областного уровня и одно союзного. Такое не везде, но очень много где существовало.
В районе, естественно, существует райком КПСС с первым секретарем, райсовет с исполкомом и председателем, отделы МВД и КГБ со своими руководителями. Это несколько упрощенно, но пусть.
Райкомовский «дворец».
Так чем же тут командует райком партии с всемогущим, вроде бы, секретарем? А ничем. Ни одному учреждению и предприятию (а уж МВД и КГБ и подавно) приказа он отдать не может. Он даже квартиру себе выделить не может. У райкома вообще никаких ресурсов нет, ни финансовых ни материальных. Крохи на пропаганду и агитацию.
Райком в целом, правда, своим решением кое-кого обязать может. Но и тут решать будет не секретарь. Решать будет бюро райкома. А кто входит в бюро? Да те же самые руководители предприятий и организаций района, многие из которых району не подчиняются вообще. Мнение секретаря ими будет с уважением выслушано и, скорее всего, принято во внимание, но против своих интересов никто не пойдет, что все, включая секретаря, прекрасно понимали.
Что остается? Договариваться, Потому, что конфликтовать нельзя. За конфликт и перенесение вопроса выше огребет и секретарь (вплоть до снятия) и любой из районных руководителей (тоже вплоть до снятия). И, опять же, квартиру кому-то бюро райкома дать может? Не может. Оно может только предложить это сделать исполкому (и исполком почти наверняка это сделает). Назначить или снять с работы? Тоже нет. Райком никого, кроме своих работников, назначить не может.
Последний приют секретаря райкома. У них не было мраморных памятников ценой в миллионы.
А кто же управляет реальной жизнью района? А реальной управляет райсовет и райисполком. Вот эти могут и назначать и снимать (но только на районном уровне) и распределять блага. У них и средства и ресурсы и чего только нет. Они руководят ЖКХ (и распределением квартир), местной промышленностью и сельским хозяйством, финансами, образованием, медициной и много еще чем.
Так, может, райком приказывает райисполкому, а тот уже исполняет? Тоже нет. Председатель райисполкома (он же часто и председатель райсовета) выдвигается областным советом и исполкомом, по согласованию с обкомом КПСС. Мнения секретаря райкома там даже не спросят. Подчиняется председатель исполкома тоже области. Секретарь райкома для него партнер, а не начальник. Конфликтовать тут тоже нельзя – скорее всего, снимут обоих. Договаривайся как хочешь, ищи рабочий контакт.
Т.е. была система из трех, практически равноправных, составляющих.
Райком КПСС – представлет общегосударственные интересы (никакой своей политики на уровне райкома не было). Подчиняется обкому КПСС и далее ЦК КПСС. Не столько руководит, сколько помогает, поддерживает, согласовывает и контролирует.
Райсовет и райисполком руководит реальной повседневной жизнью. Подчиняется областному Совету и облисполкому и далее Верховному Совету.
Хозяйственники (директора крупных предприятий) занимаются экономикой. Подчиняются главкам и управлениям своих министерств и далее Совету министров.
Причем все это переплетено тысячами взаимных решений и интересов, сочетанием местных и государственных приоритетов, личными связями и отношениями. Договаривайся, согласовывай, крутись. Командовать не получится. Ни у кого.
Почему это называется командной системой, и где здесь команды, пусть ответит, кто знает.
Зато сейчас полная демократия. Глава администрации или губернатор, ответственные только перед высшим насяльником лично. У них и деньги и ресурсы и право единолично казнить и миловать, раздавать и отнимать. Декоративный Совет, на который глава может плюнуть в любой момент. Этот совет только при администрации, никакого представительства на высших уровнях у него нет.
Нет, понятно, что за кулисами и в тени там еще много чего есть. И договариваться и согласовывать все равно приходится.
Но, вот, за кулисами и в тени, это, как бы, не совсем демократия. И даже не совсем управление.
Чаще такое называют мафией.