Райпотребсоюз что это такое
Районный союз потребительских обществ
Закон РФ от 19.06.1992 N 3085-1 (ред. от 23.04.2012) «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации»
Смотреть что такое «Районный союз потребительских обществ» в других словарях:
РАЙОННЫЙ СОЮЗ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ОБЩЕСТВ — союз потребительских обществ района, созданный потребительскими обществами для координации их деятельности, обеспечения защиты имущественных и иных прав потребительских обществ и их членов, представления их интересов в государственных органах и… … Юридическая энциклопедия
РАЙОННЫЙ ОБЛАСТНОЙ КРАЕВОЙ РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ЦЕНТРАЛЬНЫЙ СОЮЗ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ОБЩЕСТВ — РАЙОННЫЙ, ОБЛАСТНОЙ, КРАЕВОЙ, РЕСПУБЛИКАНСКИЙ, ЦЕНТРАЛЬНЫЙ СОЮЗ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ОБЩЕСТВ добровольное объединение потребительских обществ на основании решений общих собраний потребительских обществ … Юридическая энциклопедия
Союз потребительских обществ — районный, окружной, областной, краевой, республиканский, центральный союз потребительских обществ (далее также союз) добровольное объединение потребительских обществ на основании решений общих собраний потребительских обществ;. Источник: Закон… … Официальная терминология
ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ОБЩЕСТВ СОЮЗ — РАЙОННЫЙ, ОБЛАСТНОЙ, КРАЕВОЙ, РЕСПУБЛИКАНСКИЙ, ЦЕНТРАЛЬНЫЙ СОЮЗ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ОБЩЕСТВ … Юридическая энциклопедия
райпотребсоюз — районный потребительский союз районный союз потребительских обществ организация … Словарь сокращений и аббревиатур
Некрасовское сельское поселение (Ярославская область) — О поселении с центром в посёлке городского типа Некрасовское см. Некрасовское (сельское поселение). Некрасовское сельское поселение Страна Россия Статус сельское поселение Входит в … Википедия
История Мариуполя в советский период — Основная статья: Мариуполь#История Содержание 1 Мариуполь Революционный. 1917 1920 год 1.1 Установление советской власти … Википедия
Любимов, Исидор Евстигнеевич — Исидор Евстигнеевич Любимов … Википедия
Значение слова «райпотребсоюз»
ра̀йпотрѐбсою́з
1. районный союз потребительских обществ
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: подхалимаж — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Синонимы к слову «райпотребсоюз»
Предложения со словом «райпотребсоюз»
Сочетаемость слова «райпотребсоюз»
Понятия, связанные со словом «райпотребсоюз»
Отправить комментарий
Дополнительно
Предложения со словом «райпотребсоюз»
Конечно, это был он, председатель райпотребсоюза.
Те же деревянные домики с садами и огородами, базарчик на площади, магазин райпотребсоюза, столовая «Байкал», школа, те же вековые дубы вдоль улицы.
К таким складам относятся склады оптовых торговых баз, распределительные холодильники, склады райпотребсоюзов и т.д.
Синонимы к слову «райпотребсоюз»
Сочетаемость слова «райпотребсоюз»
Морфология
Правописание
Карта слов и выражений русского языка
Онлайн-тезаурус с возможностью поиска ассоциаций, синонимов, контекстных связей и примеров предложений к словам и выражениям русского языка.
Справочная информация по склонению имён существительных и прилагательных, спряжению глаголов, а также морфемному строению слов.
Сайт оснащён мощной системой поиска с поддержкой русской морфологии.
Нужно вспомнить, для каких целей создавались Райпотребсоюзы
Красноуфимский районный союз потребительских обществ (райпотребсоюз) образовался в Марте 1931 года. Райпотребсоюз объединяет сельские потребительские общества (сельпо) Красноуфимского района и осуществляет руководство всей их общественной и хозяйственной деятельностью в области торговли, общественного питания, закупок, производства, обслуживания бытовых нужд населения. В сеть подведомственных учреждений райпотребсоюза входило 6 сельпо по данным за 1937год — Александровское, Верх — Иргинское, Криулинское, Нижне — Иргинское, Нижне – Саранинское, Рахмангуловское, 1 раймаг, 1 заготконтора и 1 хлебокомбинат.
По документам за 1947 год, кроме указанных организаций, значилось 10 товарных складов, 5 овощекартофелехранилищ, 7 сельских магазинов (сельмагов), 20 смешанных магазинов, 28 палаток, ларьков, киосков, 3 столовых, 3 хлебопекарни.
В 1958 году сельские потребительские общества (сельпо) переименовали в совхозно-рабочие кооперативы (совхозрабкопы). На основании постановления №18 от 10 января 1974 года Красноуфимским райпотребсоюзом разрешалось образовывать на основе совхозкоопов Александровское, Криулинское, Крыловское, Наталинское, Нижне-Иргинское, Нижне-Саранинское, Сарсинское, Средне — Бугалышское, Чатлыковское и Ювинское хозрасчётные торговые объединения, а также райунивермаг, объединение общественного питания и хлебокомбинат.
В результате реорганизации 28 Ноября 1997 года был принят Устав Красноуфимского районного потребительского общества (РАЙПО) который был зарегистрирован постановлением Главы района от 19 декабря 1997 года. В состав райпотребобщества вошло семь филиалов районных потребительских товариществ: Крыловский, Криулинский, Бугалышский, Турышский, Саранинский, Н — Иргинский, Приданиковский. Целью общества является удовлетворение материальных и иных потребностей его членов в товарах и услугах. Куда-то пропало мощное Наталинское райпотребобщество.
Теперь внимание! Общество осуществляет: Торговую, заготовительную, производственную, посредническую деятельность. Всемерное содействие развитию социально — бытовой и иной инфраструктуры. Закупку у граждан и юридических лиц сельскохозяйственной продукции и сырья, изделий и продукции личных подсобных хозяйств и промыслов, дикорастущих плодов, ягод, грибов и т.д.
На основании постановления правления от 3 февраля 2003 года №5 произошла новая реорганизация филиалов районных потребительских товариществ в потребительские общества. Таким образом, в подведомственную сеть Красноуфимского райпо вошли 14 потребительских обществ: Александровское, Бугалышское, Криулинское Крыловское, Нижнеиргинское, Приданиковское, Саранинское, Сарсинское и Турышское. Таким же путём образовались выделенные из филиалов новые общества пайщиков как железнодорожное и центральное городское «Кооператор» и «Пайщик».
Пусть эта кронавирусная крыса нас покинет, а придёт здоровый и крепкий бычок.
Потребительское общество – это добровольное объединение граждан и (или) юридических лиц. Виды, характеристики, цели
Потребительское общество – это некоммерческая организация, которая создана для удовлетворения материальных потребностей всех ее членов. Устав ПО регламентирует, какие именно виды хозяйствования будут практиковаться в рамках конкретной организации. Любой доход, получаемый компанией, делится между состоящими в обществе людьми. Это принято именовать кооперативными выплатами. Если на общем собрании участники примут решение, что фонды потребительского общества следует тратить на иные нужды, тогда прибыль будет направлена туда.
Важные особенности
Создание потребительского общества всегда учитывает этап разработки документации, регламентирующей дальнейшее функционирование организации. Существует внутренний документооборот. В этих бумагах четко прописывают, каким образом возможна в обществе некоммерческая деятельность.
Вступить в подобное сообщество может всякий дееспособный гражданин страны, достигший совершеннолетия. Это доступно не только для резидентов государства, но и для нерезидентов. Сюда же могут принять и юридических лиц вне зависимости от того, какова их правовая форма. Важным упрощением является отсутствие требований со стороны налоговых органов уведомлять их об изменении количества членов, а также регистрироваться.
Несмотря на то что компания будет иметь уставной капитал, который корректнее называть складочным, его можно менять в ходе деятельности организации. Подобные действия государством допускаются без процедуры регистрации.
Справедливо ли?
Насколько честно работает потребительское общество, кооператив? В классическом случае здесь в идеале соблюдаются основополагающие принципы демократии. Более того, считается, что нет других коммерческих структур, соответствующих таковым принципам в большей степени. Почему? Вот основные характеристики потребительского общества:
Как работает?
Во многом коллективы, ведущие некоммерческую, коммерческую деятельность без специальной регистрации, стали столь популярны, поскольку ничем не ограничена география их деятельности. В этом плане потребительский кооператив намного удобнее обособленного подразделения. Он позволяет охватывать новые регионы без потерь, бумажной волокиты, взносов и налогов. Если некий пайщик имеет задолженность, иск против него не затронет пай в потребительском обществе, будь то хоть юридическое лицо, хоть частное. Значит, потребительский кооператив сохранит свои фонды вне зависимости от того, каковы кредиторские требования внешних структур.
Если пайщик требует возвращения сделанного им в общество взноса, такая процедура производится без уплаты дополнительных налогов, поскольку считается, что доход как таковой отсутствует. Общество имеет внутренние механизмы привлечения денег пайщиков к разным целям, вправе кредитовать заинтересованных, не получая для этого лицензий. Внести пай, вернуть себе средства можно не только деньгами, но и в материальном выражении, услугами, иными активами.
Потребительское общество – это широкие возможности
Различные общества могут вступать в контакт между собой. В частности, обмен имуществом между такими организациями не облагается налогом. Можно корректировать базу, с которой взымаются налоги: уменьшать на величину, равную членским взносам. Можно также сформировать неделимый фонд. Это в большей степени, нежели закон о потребительских обществах, помогает защищаться от недобросовестных вкладчиков.
Полномочия, которыми наделено потребительское общество взаимного страхования (и другие типы), довольно широкие. Можно формировать различные общества в области медицины, образования, науки и исследований, издательские. Потребительское общество – это организация, которая гарантирует направление средств, получаемых с предпринимательства, в «единый котел», а также обеспечивает членские взносы, уплачиваемые дочерним предприятием. Управление потребительским обществом подразумевает управление всеми объектами, транспортом, землей и жильем, входящими в собственность организации.
Если пайщики получают от общества материальную помощь, на нее необходимо уплатить НДФЛ. Так как члены организации – это не сотрудники, дополнительные налоги не взимаются.
Положительные аспекты
Преимущества, которыми обладает районное, областное потребительское общество (и другие типы):
Конечно, союз потребительских обществ имеет и некоторые иные положительные аспекты, но они будут определяться индивидуальными особенностями конкретной организации.
Законы: ограничения
На территории Российской Федерации регистрация потребительского общества – не очень сложная задача, но она сопряжена с определёнными тонкостями. В частности, всякое юридическое лицо не может в своем названии использовать словосочетание «потребительское общество», а также соответствующий союз. Конечно, реальные кооперативы, которые основываются на соответствующем законе, могут применять такие словосочетания в наименованиях, но это касается только специализированных организаций. А вот некое юридическое лицо, которому, скажем, пришлось по вкусу звучание слов, взять их в качестве наименования права не имеет.
Как попасть в общество?
Потребительское общество – это такая организация, в которую могут попасть не только физические лица, но и компании, пожелавшие внести пай. Для этого нужно написать по установленной форме заявление, направить его руководителям общества и зарегистрировать по правилам документооборота. Если заявление оформляет частник, он указывает:
Юридическое лицо предоставляет информацию:
В районное потребительское общество вступает даже человек без легального регулярного дохода, пенсионер и лицо с государственными пособиями, стипендиальными выплатами. Если потенциальный участник коллектива относится к одной из этих групп, он должен при подаче заявления уведомить представителя общества.
А примут ли?
Зачастую потребительское общество – это довольно бюрократизированная структура, поэтому заявления на участие не всегда рассматриваются быстро. Закон дает таким организациям до тридцати дней. Бумагу направляют в совет, где руководители принимают окончательное решение. Если таковое оказалось положительным, человек превращается в пайщика, как только вносит вступительный взнос. Сразу придется заплатить и хотя бы часть паевого взноса. Насколько паевой взнос велик, какую часть нужно заплатить сразу и с чем можно потянуть, определяется уставом организации.
По мере принятия положительного решения и уплаты сумм пайщик получает документ установленного внутри компании образца. Он свидетельствует, что лицо является официальным членом потребительского общества и удостоверяет этот факт в различных инстанциях при предъявлении.
Зачем нужны потребительские общества
Итак, предположим, регистрация потребительского общества прошла успешно, но чем организация будет заниматься дальше? Большинство действующих нынче компаний этого сектора декларируют свою работу как стремление к улучшению технологий, инфраструктуры, условий жизни. Общества, старающиеся идти в ногу со временем, обещают применение на практике самых надежных и выгодных форм контроля консолидированных ресурсов, интегрирование в повседневность новейших производственных схем, что ведет к понижению трат на удовлетворение потребностей пайщиков. Все это, если верить громким заявлениям организаций, направлено на выгоду конечного потребителя, но в то же время не является источником прибыли.
Цели, к которым может стремится потребительское общество:
Как добиться?
Что может делать потребительское общество, чтобы добиться всего вышеописанного? Заключаются договора, благодаря которым развивают торговлю, что гарантирует доступ к товарам всем членам организации. Кооператив может приобретать у различных лиц, как юридических, так и частных, сырье, продукты, изготавливаемые ими изделия, собранные плоды, ягоды, произрастающие в дикой местности, иное сырье, которое затем направляется на переработку, после чего поступает в продажу. Общество производит пищевые, непищевые продукты, направляет их в магазины.
Организация своим членам оказывает услуги, а также занимается пропагандой некоторой идеологии. Как правило, стремятся разрекламировать принципы кооперации, прибегая к СМИ, что становится одним из методов привлечения большего числа пайщиков.
Внутреннее устройство
О том, какую внутреннюю структуру должна иметь организация, рассказывает принятый в ней устав потребительского общества. Как правило, кооперативы довольно демократичные, что должно быть залогом честного управления и обеспечения соблюдения интересов всех участников.
Руководит всем совет пайщиков. Следующая ступень – это совет обществ, возглавляемый председателем, а также общественное правление и комиссия, отвечающая за контроль и ревизию. При проведении совета каждый участник располагает только одним голосом, то есть нет зависимости от того, насколько большой взнос был им сделан при вступлении.
Аргументы при агитации
Как правило, потребительские общества, обращая к себе внимание общественности и стремясь привлечь больше участников, оперируют следующими фактами:
Практика показывает, что наибольшее доверие потребительские кооперативы вызывают у людей пожилого возраста, а также незащищенных социально. Все эти люди стремятся поддержать кажущиеся им благими начинания, рассчитывая на помощь и поддержку. У многих подобные общества ассоциируются с прежними временами, когда вся торговля была под контролем государства, а спекуляция являлась неприемлемым поведением.
Выгода, деятельность
Все же обманываться не стоит: ПО, даже некоммерческое, ведет определенную деятельность, призванную «делать деньги». На этом строится выживание в современном мире. Хотя, безусловно, при корректной структуре и надежных членах можно говорить о том, что каждый отдельный участник останется в определенной выгоде.
Потребительское общество участвует в производстве продукции, ее реализации и предоставлении услуг. Более того, в хозяйственных операциях организация может выступать не только тем, кто оказывает услуги или продает товары, но и лицом, покупающим продукты, заказывающим обслуживание.
Члены общества могут рассчитывать на определенную выгоду, как правило, продуктами, услугами, которые помогут жить долгой, здоровой, счастливой жизнью, но это не будут деньги. Услуги, которые потребительское общество может оказывать своим членам, пригождаются в повседневности или в личном предпринимательстве. Как правило, пайщики получают все это по ценам ниже средних рыночных. Получаемые продукты и услуги помогают людям лично развиваться, помогать членам своей семьи получать образование, медицинскую помощь, вакансии и прочее.
Устав и наименование
Как правило, в уставе содержится исчерпывающая информация о следующих аспектах:
Выбирая имя для новообразованного общества, необходимо подобрать такое слово, которое четко отражает цель, преследуемую новой организацией.
Доходы, расходы и ответственность
Ежегодно в потребительском сообществе утверждают баланс. Если выявляется, что имели место убытки, таковые нужно покрыть в пределах трех месяцев. Используются для этого механизмы дополнительных взносов от пайщиков. Если обязанность не выполняется, общество ликвидируется по решению суда либо в соответствии с кредиторскими требованиями.
Для потребительского кооператива актуально понятие «субсидиарная ответственность». Она несется всеми пайщиками вместе и распространяется на обязательства организации. Границы ответственности – дополнительные взносы. А вот если общество получило некий доход, таковой необходимо распределить между членами. При делении основываются на уставе ПО и действующих законах. Нормативная, правовая регулировка деятельности подобных организаций – задачи Гражданского кодекса и специализированных законов.
Обязательства
Если некое лицо подало заявление в управляющий совет заинтересовавшего его ПО и получило положительную резолюцию, то в будущем на него возлагается ответственность своевременно вносить взносы. Покрытие убытков – это тоже обязанность каждого общества. Если таковая не исполняется, это приводит к ликвидации. При проведении судебного разбирательства можно постановить, что ПО обанкротилось. В этом заключается ключевое отличие этой формы деятельности от прочих некоммерческих организаций.
Это важно: следует отличать ПО и производственный кооператив. Если первый – некоммерческий, то второй – коммерческий.
Нововведения в законодательстве
В 2014 году федеральный закон под номером 99 претерпел некоторых изменений. В частности, корректировки были внесены в четвертую главу первой части правового акта. Несколько положений утратили силу, из-за чего многие начали говорить, что в наше время у потребительских обществ больше «нет перспектив», «нет шансов выжить».
Речь идет о том, что закон ввел новый перечень некоммерческих организаций, допустимых к созданию на территории России. В нем фигурирует формулировка «потребительский кооператив», но отсутствуют слова «потребительское общество». То есть первая форма доступна для заинтересованных, а вот вторая ушла в прошлое. Но если общество существовало ранее принятия поправок, дополнительной регистрации не требуется. Изменения придется внести, если возникнет необходимость корректировки устава.
Общество взаимного страхования
Таковое может сформироваться под влиянием различных рисков, но на практике чаще всего организация общества вызвана некоторым строительством, в котором принимают участие частные и юридические лица. Опасаясь, что застройщик нарушит законы, правила, сорвет сроки, лица объединяются в общество взаимного страхования (ОВС). Оно будет контролировать то, справляется ли застройщик со взятыми на себя обязательствами. Регулирует работу общества не только устав, но и заключенный договор участия в долевом строительстве. Дольщики созывают учредительное собрание, в рамках которого (обязательно ведётся протокол) принимают решение о создании ОВС. Здесь определяют, кто будет управлять новообразованием. Следует помнить, что реорганизация для такого сообщества недоступна.
Устав ОВС пишется не с «бухты-барахты»: необходимо согласование с Банком России. Контроль над ситуацией осуществляет государственная инстанция, ответственная за антимонопольное законодательство. В числе членов должно быть от 30 юридических лиц и более. Руководитель государственной инстанции утверждает выработанное организационным комитетом ОВС положение. Обязательно нужно учитывать государственную политику и нормативы, регулирующие сферу строительства в современной России.
Потребительская кооперация: история, особенности. Закон о потребительской кооперации
Потребительская кооперация предполагает добровольное объединение физических и юрлиц на основе членства. Ее целью выступает удовлетворение нужд субъектов в услугах и товарах. Первоначальное имущество таких объединений формируется из паевых взносов. Рассмотрим далее, как происходило развитие потребительской кооперации.
Зарождение
История потребительской кооперации началась в 19-м столетии. Родиной первых объединений была Великобритания. В то время предприятия потребительской кооперации открывались благотворителями. Они стремились улучшить условия труда и положение рабочих. С 1820-1830 гг. владельцами кооперативных магазинов, хлебопекарен, мельниц становились сами трудящиеся. Создававшиеся объединения позволяли приобретать продукцию по сниженным ценам. В 1844-м английскими ткачами был открыт кооператив, принципы формирования которого стали основными для последующих предприятий этой категории. К этим основам относят следующие положения:
Организации потребительской кооперации в СССР
В советское время распространение получили торгово-заготовительные объединения. Сельскохозяйственная потребительская кооперация, существовавшая в СССР, решала ряд актуальных задач. В их числе, в частности, были вопросы по:
К 1990 году объединения обслуживали около 40 % населения. Их членами было порядка 30 млн человек. На долю объединений приходилась 1/4 розничного товарного оборота, около 1/2 заготовок картофеля, 1/3 овощных закупок, больше трети хлебной продукции. На сегодняшний день в стране действует порядка 20-25 потребительских кооперативов.
Основы современных объединений
Российская потребительская кооперация сегодня представляет собой многоотраслевую социально-экономическую структуру. Целью ее функционирования выступает удовлетворение индивидуальных, общественных и прочих нужд членов-пайщиков в услугах и товарах. Кроме этого, потребительская кооперация в России обеспечивает обслуживание финансовых интересов производителей продукции, объединившихся в ней. Вместе с этим достигается определенная выгода остальных участников.
Особенности потребительской кооперации
Структурная специфика
Потребительская кооперация включает в себя следующие управленческие схемы:
Организационная форма выступает в качестве конструктивного элемента, который:
Социальный статус
Характеризуясь перечисленными выше отличительными чертами, потребительская кооперация обладает в определенной степени самобытностью. Каждое объединение представляет собой некоммерческую структуру, которая выполняет общественные задачи. При этом свою хозяйственную деятельность предприятие планирует на базе кооперативной идеологии, ценностях и принципах, что определяет его потенциал и преимущества по отношению к прочим субъектам рынка.
Выступая в качестве некоммерческого, объединение закрепляет и фиксирует сферу экономических взаимодействий между администрацией и пайщиками по вопросам реализации объектов общей собственности. Вместе с этим потребительская кооперация устанавливает порядок осуществления взаимосвязи с внешней средой. К ней, в частности, относят муниципальные структуры власти и государство. Это взаимодействие обеспечивается через страховые и финансовые компании, налоговую службу и так далее. В этой связи потребительская кооперация рассматривается в качестве единственной структуры, тесно интегрирующей государственный интерес с социальными группами.
Элементы структуры
Нормативные акты о потребительской кооперации в РФ характеризуют ее как комплекс обществ и союзов, сформированных для удовлетворения материальных и прочих нужд их участников. В этой связи выделяют следующие ее элементы:
Самоорганизация
Системный характер, которым обладает потребительская кооперация, позволяет сформулировать ее основные свойства. Они, собственно, составляют содержание социальной и экономической функций структуры. Одним из таких свойств выступает самоорганизация. Она является основным способом формирования кооперативов любого вида. Самоорганизация базируется на инициативности и собственных средствах граждан, которые они объединяют добровольно для решения насущных вопросов. Именно этот механизм позволяет сконцентрировать и внедрить в экономический оборот неиспользуемые запасы на национальном, региональном и местном уровнях для скорейшего удовлетворения текущих нужд населения и самих пайщиков.
Структурность
Свойство системности предполагает, что те или иные формы потребительских объединений (общества и их союзы) определенным образом взаимодействуют друг с другом. Эта взаимосвязь обеспечивается сохранением вертикальных уровней управления и власти, коммуникационных каналов и механизма решения задач. Это позволяет проанализировать деятельность разных структурных элементов кооперации, например, относительно выпуска товаров, совокупных трудовых ресурсов, реализации единых стратегических планов и так далее.
Специфика обществ
Потребительское объединение представляет собой добровольную структуру. Оно формируется гражданами и юрлицами по территориальному признаку на основе членства. Общество объединяет имущественные паевые взносы для осуществления производственной, заготовительной, торговой и прочей деятельности для удовлетворения потребностей участников материального характера. Данное определение отражает следующие специфические черты объединений:
Классификация
Потребительские общества разделяются по:
1. Территориальному признаку на:
2. Профессиональному или социальному составу участников на:
Потребительские общества считаются первичными структурными элементами. Они объединяют участников и формируют более крупные элементы. Проще говоря, если не будет потребительских обществ, не будет и союзов, а следовательно, и самой кооперации. Комплекс объединений разного уровня обеспечивает более устойчивое правовое положение в стране в целом и регионе в частности. Социально-экономическая деятельность обществ, состоящих в союзах, отличается лучшей организованностью и обеспечена защищенностью в рамках рынка.
Структурные уровни
Организационное построение потребительской кооперации основывается на принципе административно-территориального разделения в стране. Каждое объединение или их группа располагается на том или другом вертикальном уровне. Первый сформирован потребительскими обществами, выступающими в качестве добровольных объединений физических (реже юридических) лиц в одном либо нескольких населенных пунктах (горпо, сельпо). На следующей ступени находятся районные союзы. Они сформированы объединениями обществ на территории определенных районов.
На третьем уровне располагаются республиканские, краевые, областные союзы. На четвертой ступени находится добровольное объединение всех обществ страны. Оно представлено Центральным союзом. Переход с четырех- на трехуровневую структуру способствует уменьшению количества обществ, их укрупнению. Это, в свою очередь, упрощает управляемость всей системы. Большая часть районных союзов и объединений, присутствующих в них, преобразованы в райпо. Основным преимуществом создания районных обществ считается концентрация капитала. Это способствует упрочению положения объединений. Райпо сегодня выступают как крупные конкурентоспособные структуры, действующие на рынке.
Участники обществ
Потребительские объединения и их союзы как юрлица имеют специфические контрольные органы и управленческий аппарат. В зависимости от числа участников и территориального расположения выделяют:
Следует отметить, что Закон «О потребительской кооперации» не устанавливает пределы по количеству пайщиков. Так, в обществе могут состоять как несколько сотен, так и тысяч участников. На сегодняшний день преобладают крупные объединения. В таких обществах созвать общее собрание невозможно. В этой связи для обеспечения участия всех членов в принятии решений формируются кооперативные участки. Высшим управленческим органом в таких объединениях выступает собрание пайщиков от каждой местности. В качестве кооперативного участка может выступать село, несколько (или один) населенных пункта, городская улица или иная территориальная структура, в которой состоит не более 300 человек.
Органы контроля и управления
Для потребительского общества без участков характерна следующая административная система:
Потребительское общество с участками включает в себя: